Свинцовое небо. Чайки над нами |
.
|
Бред проплыл как отзвук песни |
***
.
|
Вот ты прошла, сошла на остановке |
***
|
Бессонница. Часы пробили полночь. |
|
В небе замерли раскаты грозовые. |
***
В небе замерли раскаты грозовые.
Сон, чуть появившись, исчезал.
Косо падали потоки дождевые.
Я курил, тебя в подъезде ждал…
Солнце мягко стены осветило…
Сквозь потоки света падал дождь.
Музыка органно грязь месила.
На реальность сон так был похож.
Расползался мир прозрачной лужей.
Плыл в астрал обшарпанный подъезд.
Жизнь казалась радостной снаружи,
Но была как на Голгофе крест.
Крест, который тяжким оказался,
Крест, который я по жизни нес.
Где-то в прошлом плеск реки остался
И у старой вербы грустный пес.
…щелкал лифт. Окурок мой дымился…
Время как-то странно замерло…
Мир галлюцинацией двоился,
И виднелось поле сквозь стекло…
.
|
Мне позвонил мой старый друг |
.
|
Пролетевшие дни ты назад не зови |
***
Пролетевшие дни ты назад не зови.
Время как-то прошло не заметно.
Пролетевшие дни!
Пролетевшие дни!
– Безответно . . . .
.
|
И я иду опять взглянуть на эти стены |
Н. Б. Виноградовой
И я иду опять взглянуть на эти стены,
Где радости мои растаяли, как дым.
И я иду опять взглянуть на эти стены,
Чтоб чувствовать себя, как прежде, молодым.
И вновь твое лицо тихонько улыбнется,
И снова мы пройдем известный нам маршрут.
И моего плеча твое плечо коснется,
И танго прозвучит, хотя бы пять минут!
.
|
-=- |
***
.
Ты пела в темноте
Я делал вид что спал
Часы не в такт тебе
Тихонечко стучали
Ты пела в темноте
А я тебе внимал
И юным был наш мир
Как и в самом начале…
.
|
И я иду опять взглянуть на эти стены |
Н. Б. Виноградовой
И я иду опять взглянуть на эти стены,
Где радости мои растаяли, как дым.
И я иду опять взглянуть на эти стены,
Чтоб чувствовать себя, как прежде, молодым.
И вновь твое лицо тихонько улыбнется,
И снова мы пройдем известный нам маршрут.
И моего плеча твое плечо коснется,
И танго прозвучит, хотя бы пять минут.
.
|
-=- |
-=-
***
|
************************************************************************************* |
В Я Ч Е С Л А В П Р О К О Ф Ь Е В
Вячеслав Прокофьев публиковался в московских газетах – «Гуманитарный фонд им. Пушкина» (первая газета андеграунда, начало 90-х г.), «Альманах современной поэзии» (1991), «Литературная ярмарка» (2001-2002), а так же подборка стихов опубликована в библиотеке Конгресса США» (1992)
***
Построил я домик картонный,
Но ветер его развалил.
Хочу я, чтоб домик картонный
На месте стоял, как и был.
Построил я домик картонный,
И как мне прожить без него,
И строю я домик картонный,
Поэтому мне все равно.
(2004 Алексеевская)
***
Раз, два, три, четыре, пять.
Может, встретимся опять
И пойдет поэт Зеленый
Так никем не прирученный
С песенкой про три банана
В дикой Африке гулять.
(08.06.2005)
***
Холода, холода, холода
Надвигаются словно беда.
И в полях холода, и в лесах холода,
И в душе холода, холода.
***
Шатается стена, в подъезде дверь скрипит.
Мороз. Нет – белизна. И лампочка звенит.
Я в зеркало смотрю. Свет, блики, красный рот.
Но лишь глаза протру, возникнет злой урод.
Смеется злой урод, зубов оскалив ряд.
Со звяканьем трясет армейский автомат
Он целится в упор, наводит дуло в лоб.
И щелкает затвор. И прямо в череп. Стоп.
Летел заряд свинца, и не являлась вновь
Тень прошлого. С лица у отраженья кровь.
Я в зеркало туфлей, рассыпался кошмар.
Судьба передо мной - стеклянный звездный шар.
Шатается стена, в подъезде дверь скрипит.
Мороз, снег, белизна и лампочка звенит.
***
Семь лет назад красив я был и молод.
Семь лет назад впервые заболел.
Семь лет назад проник мне в душу холод.
Семь лет назад я в небеса глядел.
Семь лет назад вовсю светило солнце.
Семь лет назад вовсю искрился снег.
Семь лет назад мерцал ночник в подтаявшем оконце
И за стеной был слышен детский смех.
Звучал орган, клубился мягкий сумрак,
Входила ты, вся излучая свет.
Мерцал в ночи, как светлячок окурок.
Но все прошло назад дороги нет.
Осталась боль, квартиры серый вакуум.
Остался жути никотинный взгляд.
Семь лет назад впервые я заплакал.
Семь лет назад. Семь лет назад.
*
Один и тот же сон мне видится сквозь день.
Мне снится, будто я домой к себе все еду,
и снятся мне друзья, которых нет уже,
А те, что есть сейчас, как говорят, далече.
Мне снится старый дом, что с лестницей крутой,
Где за дверями ждет меня моя собака,
которой нет уже, но боль звучит в душе,
Звучит как клавесин, затронутый когда-то.
И снится мне жена, которой я чужой.
Как будто бы она в дверях меня встречает.
И снится, будто мы по городу идем,
И солнце той весны на зеркалах играет.
Вокруг звенит капель, а мы с ней все идем,
По льдинкам голубым идем, шагаем в вечность.
Пускай иду сейчас под проливным дождем,
В мелодии дождя есть нити в бесконечность.
***
В твоих голубых глазах – отражалась плывущая лодка
В твоих голубых глазах – отражался полет стрекозы
В твоих голубых глазах – было радостно, было колко
В твоих голубых глазах – узоры чертили стрижи …
В твоих голубых глазах – то солнце, то дождь, то осень
В твоих голубых глазах – то засуха, то туман
В твоих голубых глазах - застыла немая просьба
В твоих голубых глазах – совсем невозможен обман
В твоих голубых глазах – играет бешено скрипка
На этой скрипке играет, наверное, сам сатана
В твоих голубых глазах – застыла, как солнце улыбка
В твоих голубых глазах – как льдинка застыла слеза
осень 2010
***
посвящается Насте Финской
А ты курила сигарету «Честерфилд»,
С балкона мы смотрели в облака,
Бродячий пес почесывал бока,
А я ломал у сигареты фильтр.
И сочиняли мы с тобой стихи,
Которые от жизни далеки,
Бродячий пес почесывал бока,
А мы с тобой смотрели в облака…
апрель 2011
***
Я ждал тебя у выхода метро
И всматривался в проходящих лица,
И радовался я, что так тепло,
И радовался тенькавшей синице.
Я ждал тебя у выхода метро,
Соскучившийся и готовый сдаться.
Я ждал тебя у выхода метро,
Готовясь навсегда с тобой расстаться …
Я ждал тебя у выхода метро
И знал, что я найду себе другую,
И знал, «что нам обоим все равно,
Играть в любовь совсем не дорогую» …
май 2007
***
Речь Главного психиатора Москвы,
обращенная к своим коллегам
Ударим рогипнолом по рогам
По зонам подсознания по гран-
ных зон. Чтобы глотать озон
свободы липонекса в триптизол!
давно...
***
.
..
|
=\= * =\= |
.
***
На столе стоит коктейль,
А в бокале плещет эль.
Потолок. Всюду виден потолок.
Быть с тобою я б, наверное, не смог,
Так что зря в глаза глядишь,
О любви мне говоришь.
Потолок. Всюду виден потолок.
На столе стоит коктейль,
А в бокале плещет эль.
Потолок. Всюду виден потолок.
(март 2006)
***
Я помню эту занавеску,
Как ты сидела у окна.
А я курить старался дерзко,
забыв, что в мире ты одна.
И наш союз распался резко,
Стою на кухне у окна,
И вспоминаю занавеску,
И я – один, и ты – одна.
(март 2006)
***
Я в зеркало смотрю, там – я,
В другое зеркало, там – я,
Одно, другое, всюду – я,
Так кто ответит, что есть я.
Хихикнув, сущности прошлись
и, расколовшись, пали вниз.
Смотрю в осколки, зло тая.
Во всех осколках разных – я.
Два отражения слились …
Так что есть Я? И что есть ЖИЗНЬ?
(апрель 2006)
***
Шел дождь.
Я по Арбату шел.
Шел дождь.
Я слышал крики пьяных.
Шел дождь,
Что б охладить буянов.
Шел дождь.
Я в небо посмотрел,
И небо было серо-сизым.
И нищий под дождем стоял.
Дождь бил по жестяным карнизам.
Зонтом клетчатым закрываясь,
Шла Золушка, а может быть и фея.
Шел дождь.
Во всей вселенной шел.
Шел дождь.
Но небеса светлели.
(май 2006)
***
Мне снится сон – хрустальный звон.
Мне снится, будто я влюблен.
Идем мы берегом реки,
Бросая в воду камушки.
Чайки над волной.
Чайки над волной.
И летит всех дальше
Камень мой, камень мой …
(3 июля 2006 года)
***
Я помню, ехал я в метро.
Она стояла, прислонившись к двери,
И камешек мелькал на загорелой шее,
А больше я не помню ничего.
(июнь 2006 года)
.
|
-=- *-=- |
|
=\= *=\= |
|
=\= *=\= |
(24 августа 2005 года)
.
|
-=- * -=- |
|
-=- * -=- |
..
МОЦАРТ И САЛЬЕРИ
(маленькая трагедия, написанная в смешанной технике)
Говорят, случайность – непознанная закономерность.
Я бы сказал, закономерность непознанная.
Мир однозначен только для дураков.
На деле он многозначен и растет, как шар, во все стороны,
Не стремясь к чему-то одному.
Я понял это, познакомившись с Димой Иншиным,
С которым мы были вместе в одном институте на обследовании.
Это был – карлик-дебил с замедленной речью.
Дима стихов не писал, да и не знал.
«Да здравствует союз, связующий Моцарта и Сальери»,-
Провозгласил я, вскрывая банку с пивом,
Украденную у караулившего нас санитара.
«Рассказать тебе стихами, как я кололся накотиками»,-
Неожиданно спросил он.
Гудело освещение неоновой лампы,
Заливая пол и потолок холодным, равномерным, голубоватым светом.
Ночной ветер бил в стекло,
Облепляя вставленную в окно решетку липким снегом.
Дима спрятал окурок в карман пижамы
И сначала тихим, а затем все более нарастающим голосом начал:
«Наплывы солнечного лета вобрал стерильный чистый шприц.
И я приехал без билета в мир призраков, игравших блиц.
Металось солнце синим кругом.
И чей-то голос говорил.
Мозг мысли гнал, как кровь, по кругу.
И танец входом в карцер был.
Из вскрытых вен хлестало небо,
Я в невесомости парил,
По коже желтый зайчик бегал,
И дом, как белый айсберг, плыл.
Взрывались звезды словно танки,
Пространство опалив огнем.
Язык и губы лесбиянки
Цвели, как красный водоем.
Глаза монаха и скитальца
Снег электрички закружил.
Вдруг призрак детства тронул пальцы.
Кошмар качнулся и поплыл.
Как вспышкой осветив конфеты,
Экстаз целующихся лиц, и эхом повторяясь где-то
Исчез в другой стерильный шприц.
…А детство шло и не кончалось,
Махая розовым сачком.
Сквозила в воздухе усталость
Шмеля полета над цветком…
Кто стремится к любви,
Пусть полюбит фантасмагорию зеркальных отражений»,-
Выкрикнул он.
Мы сидели в случайном мироздании, в случайном полутемном боксе,
На случайных постелях и носили случайные ничего не значащие фамилии.
«Ты – Моцарт?»,- спросил я.
«Сальери, Сальери»,- катался он по полу, бил себя ладонями по лицу и плакал.
«Моцарт, Моцарт»,- утешал я его.
Из коридора доносился приближающийся топот бегущего к нам персонала.
(давно)
.
|
-=- * -=- |
.
***
Квазимодо звонил с колокольни,
У женщин любви просил.
Квазимодо не был уродлив
Он попросту был некрасив
Квазимодо звонил с колокольни
У женщин любви просил
(2004 Алексеевская)
***
Кастанеда, Кастанеда, Кастанеда,
Ноотропил, ноотропил,
Кастанеда, Кастанеда,
Кастанеда да чифир,
Кастанеда, ну покеда.
Превращаюсь в электрон.
Меня спас аминолон.
Эх, достать бы триптизол -
Средство от различных зол.
***
Мне снилось небо в застекленной раме,
и по нему плыла зеленая луна.
И кто-то тихо жаловался маме,
Что у него болит от ветра голова.
А ветер в голове раскачивал ветвями
И сердце леденил холодной цепью чувств,
И чья-то тень брела в снегу между домами,
Как эталон чужих, нерадостных безумств.
А облака неслись в той застекленной раме.
Неслась луна, пронзая все дома.
И кто-то тихо жаловался маме,
Что у него болит от ветра голова.
.
.
|
-=- * -=- |
.
ПРОСТОТА ИСТИННОСТИ В ПОЭЗИИ Юрий Косаговский
В я ч е с л а в П р о к о ф ь е в
Что драгоценно в строчках этих стихов? Это конечно удивительная чуткость и внимательность, и бережность к человеческим ощущениям. А это очень не просто. Легче увлечься нанизыванием красивых сочетаний слов, что затягивает и часто становится основным занятием с внутренней подоплекой и утешением, что это и есть профессионализм. Возможно, что это и профессионализм, но не это важно в искусстве, а важно как раз внимательность к ощущениям, которые определяют жизнь человека, и в том числе и жизнь поэта. Вот эта неразрывность жизни человеческой с жизнью поэта и есть тропинка к вершинам поэзии и вообще искусства во всех его жанрах – живописи, музыки, литературы и т.д.
Один и тот же сон мне видится сквозь день,
Мне снится будто я домой к себе все еду,
и снятся мне друзья, которых нет уже,
а те что есть сейчас, как говорят далече.
Мне снится старый дом, что с лестницей крутой,
Где за дверями ждет меня моя собака,
Которой нет уже, но боль звучит в душе,
Звучит как клавесин, затронутый когда-то.
И снится мне жена, которой я чужой,
Как будто бы она в дверях меня встречает,
И снится будто мы по городу идем,
И солнце той весны на зеркалах играет.
Вокруг звенит капель, а мы с ней все идем,
По льдинкам голубым идем, шагаем в вечность…
Пускай иду сейчас под проливным дождем,
В мелодии дождя есть нити бесконечность.
Автор изменил при редактировании последнюю строку:
Мелодии дождя ведут нас в бесконечность.
эти изменения строки придали большую трогательность, и возможно автор прав, внеся эти изменения, но мне хотелось показать читателю первый вариант, в котором прослеживается не только трогательность нарисованной картины жизненных потерь, когда все уходит в прошлое, но и присутствует на миг лицо, возникшее вдруг автора, и он роняет наблюдение – как бесконечны связующие нити наших привязанностей и надежд: «в мелодии дождя есть нити в бесконечность».
Предвидеть можно упреки каких-либо писателей, что узок мир описываемый поэтом – на этом стихотворении предлагаю вспомнить, как Ньютон или Гете, подставляя к крохотной дырочке в ставне стеклянную призму, описывали устройство вселенной на примере луча – так и поэт, описывая свои отношенья, мысленно проглядывает нити бесконечности, и … упреки все отпадают.
Эта чуткость к ощущениям вдруг дает смелые решения неожиданных рефренов, когда каждая строка неожиданно начинается одними и теми же словами «семь лет назад» - и при этом стремительно-драматически разворачивается и уходит в прошлое человеческая жизнь, и перед глазами читателя мелькают чувствительные хотя и простые детали – я в небеса глядел, во всю светило солнце, вовсю искрился снег, детский голос за стеной, ночник в промерзшем окне, входящая женщина, излучающая свет… но все это перечеркивают, усиливая потерю, просто повторенные рефреном две строки самого рефрена и уже без единой детали – семь лет назад… семь лет назад…
И почему бросается в глаза это решение неожиданное по форме, потому что простота предыдущих интонаций стихотворений настраивает читателя на то, что не будет никаких формальных поисков в поэзии, но сама тема и сама сила ощущения породила эту неожиданную форму, придавая ей силу высокой искренности. И все это говорит о том, на сколько достоверно все то, что держит в руках читатель – что это не какая-нибудь эквилибристика словами перед ним, что чаще всего собой являют сборники поэтов, а подлинная поэзия из подлинной жизни.
Еще невозможно не упомянуть два стихотворения –«построил я домик картонный» и «мне снилось небо в застекленной раме». Они значительно врезаются в сознание. Первое отвечает на вопрос как надо жить в этом мире. Известны знаменитые формулы поэзии о жизни – «жить не для того чтобы есть, а есть для того чтобы жить» или «жизнь прожить - не поле перейти» или «не продается вдохновенье – но можно рукопись продать»… и вот новый трогательный образ:
Построил я домик картонный
Но ветер его развалил …
но утверждает автор далее «хочу что бы он был» и строю потому что «мне все равно». Философский смысл незамысловат и прост – жить по своим представлениям единственный путь достойного человека. Но этот путь требует конечно мужества. Это вот тот самый случай, когда формуле «с волками жить - по волчьи выть» (эта формула может быть лишь тактической и временной в каком-то эпизоде на жизненном пути, но не формулой жизни) - противопоставляется формула Христа подставить щеку или Достоевского «мир спасет красота». На какой изысканной и простой модели автор показывает нам путь. И в этом великий природный смысл искусства.
А второе стихотворение...
Мне снилось небо в застекленной раме,
и по нему плыла зеленая луна.
И кто-то тихо жаловался маме,
Что у него болит от ветра голова.
А ветер в голове раскачивал ветвями
И сердце леденил холодной цепью чувств,
И чья-то тень брела в снегу между домами,
Как эталон чужих, нерадостных безумств.
А облака неслись в той застекленной раме.
Неслась луна, пронзая все дома.
И кто-то тихо жаловался маме,
Что у него болит от ветра голова.
... а второе стихотворение пророческое – оно показывает нам на миг детские переживания, которые позднее вылились в реальную жизнь поэта … но пусть далее читатель судит сам…
====================================
|