-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћатильда_јстра

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 30.06.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 604


ј нимбы-то и треугольными бывают!

¬торник, 21 јпрел€ 2009 г. 15:01 + в цитатник
http://www.antiq.info/magazine_all_issues/7483.html

Ђ орона —лавыї
ƒата публикации: 11.10.2007
»сточник: «јќ "–усский јнтиквариат"

–елигиозна€ символика всегда была важным ключом к прочтению замысла художника. ќбщий символ христианских св€тых, который €вл€етс€ об€зательным в их изображении, это нимб (лат.nimbus Ч туча, облако), или ореол (лат. corona aureolа Ч золотой венец). –азличное изображение ореола, нимба дл€ передачи идеи некой ауры в искусстве отражает взаимовли€ние мировых цивилизаций и религий.

 аждое произведение искусства Ч это зашифрованное послание автора нам, зрител€м. ќсобенно справедливо это замечание дл€ произведений, посв€щенных тем или иным аспектам религии в целом и христианства в частности. «нание религиозной символики чрезвычайно важно дл€ насто€щего прочтени€ и оценки таких произведений. Ќе ограничива€ себ€ рамками иконописи, в цел€х более широкого обзора возможных вариантов религиозной символики обратимс€ к наиболее €ркому признаку св€тости в произведени€х искусства.


¬ эпоху поздней античности создание культа христианских св€тых, раздел€ющих страхи и страдани€ мир€н, €вилось вкладом церкви в гуманизацию жизни тогдашнего общества. —в€тость при различных пут€х ее обретени€ всегда означает победу человека над злом в нем самом и в мире. ¬ христианстве св€тые занимают очень важное место: за длительную историю церкви во им€ христианской любви и благочести€ было совершено немало €рких подвижничеств.

Ќимб был известен во многих мировых религи€х и мировом искусстве в целом как символ величи€ и власти. »звестны изображени€ Ѕудды с красным нимбом. ƒревние греки считали, что си€ющий нимб Ч это частица эфира, который €вл€ет собой место пребывани€ богов. ќреол Ч атрибут античных сол€рных богов, таких как ћитра, √елиос, јполлон. ¬ерховное божество древних греков «евс и его римский собрат ёпитер были обладател€ми голубых ореолов. ќреолом в теологии называют зону света, расположенную вокруг головы божества или причисленного к лику св€тых. ¬первые такие нимбы по€вились на христианских изображени€х IV века, во времена правлени€ императора  онстантина I ¬еликого (306Ц337). Ќимб называют также Ђгалої, божественным светом, по аналогии с си€нием, которое астрономы наблюдают вокруг солнца и других планет. Ётот термин, ведущий свое происхождение от греческого Ђхалосї (круглый настил из дерева, по которому шагал бык, вращавший жернова мельницы), был перен€т теологами в XVI веке. “аким образным сопоставлением ими была обозначена Ђкорона славыї над головами св€тых.

¬ ƒревнем –име было прин€то воздвигать статуи умершим императорам с мениском Ч круглым металлическим горизонтальным кружком над головой, служившим защитой от непогоды и птиц. ƒл€ ¬остока нимб в первую очередь Ч это олицетворение силы, порой недоброй. ¬идимо, поэтому и в византийском искусстве сатана тоже имел над головой подобие нимба.

ѕервоначально в христианстве нимбы в качестве общих символов св€тости выгл€дели как золотой диск и использовались при изображении “роицы (Ѕог Ч ќтец, —ын и —в€той ƒух) и ангелов. ѕостепенно нимб стал об€зательным атрибутом апостолов и св€тых.

ћен€лась и форма нимба. — XII века по€вл€етс€ окантовка золотого диска орнаментальной каемкой, добавл€ютс€ радиальные лучи света.   XVI веку диск упростилс€ до известного ныне золотого круга, порой ограниченного тонкой линией различного цвета: красного, белого или черного. ¬ живописи позднего европейского средневековь€ изображение круглого нимба переросло в изображение плоской золотой пластинки. Ќа пластину наносилось им€ обладател€ знака св€тости.

¬ эпоху ¬озрождени€ нимб превратилс€ в простой круг, изображение которого давалось в перспективе.   XVI веку в св€зи с распространением в ≈вропе светского мировоззрени€ и идей гуманизма об€зательность изображени€ нимба в западноевропейской живописи фактически была утрачена.

≈сли дл€ искусства «ападной ≈вропы на определенном этапе (после –еформации) характерно игнорирование канонического изображени€ нимба как символа св€тости, то в русской иконописи, опирающейс€ на византийскую традицию, выдерживалось соблюдение канонов.

 ак вс€кий другой символ, нимб, развива€сь, претерпевал определенную эволюцию. —егодн€ можно говорить, что помимо традиционного (круг) нимб может иметь четыре варианта: квадрат, крест (или три луча), треугольник и мандорла (овал).

—овременные художнику личности, такие как папа, император, донаторы, подвижники, почитавшиес€ еще при жизни, надел€лись квадратным нимбом. Ќимбы такого типа встречаютс€ в основном в средневековой западноевропейской живописи. ƒругой тип ореола Ч крест Ч форма нимба персонажей “роицы, в первую очередь ’риста. –ассмотрим этот вариант нимба на примере русской иконографии.

¬ традиционной русской иконописи атрибутом ’риста и других персонажей “роицы €вл€етс€ крестообразный нимб, порой он имеет форму трех лучей. ѕри этом прин€то в нарисованном над головой ’риста кресте, на его рукавах располагать греческие буквы Ч первые буквы слов Ђјзъ есмь —ыйї (Ђя есть сущий, истинныйї). “ак √осподь —аваоф назвал себ€, €вившись ћоисею в образе Ќеопалимой  упины, когда ћоисей спросил: ЂЕкак ≈му им€?ї (»сход, 3:13Ц14). “акой нимб ’риста называетс€ Ђкрестчатымї или Ђкрестнымї нимбом. — таким нимбом порой предстает и символическое изображение ’риста в образе ƒоброго ѕастыр€ и јгнца Ѕожьего. »звестно, что равносторонний треугольник €вл€етс€ символом “роицы, единой божественной сущности; при этом все три ипостаси “роицы равны и, по христианскому учению, одинаково вечны. ¬ католической иконографии в треугольный нимб вписано ¬севид€щее око, изображаемое в виде глаза. ¬ сторону от него расход€тс€ лучи света. ѕорой такое изображение ¬севид€щего ока может быть помещено в своде купола православного храма. «аимствованное у «апада, оно встречаетс€ в пам€тниках, датируемых не ранее чем XVIII веком. — треугольным нимбом иногда изображалс€ и —в€той ƒух (в виде голуб€).

ƒл€ русской иконописи характерно также изображение Ѕога-ќтца с нимбом, состо€щим из двух совмещенных квадратов, образующих восьмиконечную звезду, вписанную в круг. “аким Ѕог-ќтец предстает на изображени€х Ќовозаветной “роицы, включающей фигуры Ѕога-ќтца, Ѕога-—ына и ƒуха —в€того в образе голуб€. ќдин квадрат €рко-красного (огненного) цвета, что отражает божественную сущность ќтца. —иний (сине-зеленый) цвет второго квадрата обозначает непостижимость Ѕожества. ѕодобное изображение Ѕога-отца установилось в русской иконописи только с XVIII века.  руглый нимб, украшенный диадемой, лучезарной короной или 12 звездами, использовалс€ в католических странах в изображени€х Ѕогоматери и символов евангелистов Ч орла (»оанн), ангела (ћатфей), крылатых льва (ћарк) и быка (Ћука).

ѕри изображении нимбов патриархов и пророков примен€лась серебр€на€ краска, апостолов, мучеников и новозаветных св€тых Ч золота€, хот€ были и иные варианты. —воеобразным нимбом €вл€етс€ мандорла (итал. mandorla Ч Ђминдалинаї). ѕо-другому ее образно называют Ђрыбий пузырьї (лат. vesica piscis). ћандорла Ч овальный си€ющий ореол, включающий в себ€ все божественное тело. ѕервоначально такой ореол символизировал облако, в котором ’ристос вознесс€ с ≈леонской горы в присутствии апостолов на сороковой день после ¬оскресени€. ѕозднее, с развитием христианства, это облако стало изображатьс€ в виде ореола. »спользуетс€ овальный ореол и при изображении образов Ѕогоматери и ћарии ћагдалины. ћандорла может иметь форму круга, состо€щую из нескольких кругов (или эллипсов) одного цвета, но разных тонов, от темного (в середине) до светлого. ѕодобный нимб называетс€ Ђкругом славыї, и помимо ’риста и Ѕогоматери в него помещают по€сные изображени€ св€тых в настенной живописи.

 ак редкий вариант можно выделить шестиугольный нимб, носител€ми которого в религиозном искусстве выступали персонификации богословских и мирских добродетелей, а также лик Ѕога-ќтца, помещаемый в нимбе, состо€щем из двух пересекающихс€ равносторонних треугольников.

Ќа православной иконе поверх красочного сло€ нимба (или его предполагаемого месторасположени€) может быть закреплен аналог ореола. ѕодобное повторение нимба в виде накладного украшени€ известно как Ђвенецї или Ђвенчикї.

¬енец как часть оклада (накладного украшени€ иконы) может быть гладким или прорезным, выполненным из обработанного металла с использованием чеканки, черни, эмалевых накладок, ленточной или сканной перегородчатой эмали, фольги (рельефной и прорезной) и драгоценных камней в кастах (металлической оправе). –еже встречаетс€ венец из ткани, украшенной золотым или серебр€ным шитьем, унизанной жемчугом, стекл€нным бисером или стразами. ѕорой такое украшение изготовлено из резной золоченой (по левкасу) древесины. »ногда венец завершаетс€ крупными зубцами, тогда он называетс€ Ђгородчатым венцомї или Ђкоронойї. ¬ подобном венце в иконографии изображаютс€ пророки, библейские цари (ƒавид, —оломон), другие персоны царского звани€.

ƒмитрий ƒрон,
старший научный сотрудник √осударственного ћузе€ истории религии

+ http://nesusvet.narod.ru/ico/books/kutkovoy13/
–убрики:  религи€



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку