
В память Анны Горелышевой - прекрасной девушки из Санкт-Петербурга, влюблённой в Космос - астрономы назвали малую планету. Жаль, что я не знал Аню при её жизни. Удивительно талантливый и искренний человек она! По одним дорогам мы с ней шли, но не встретились, о судьбе Анны рассказали мне её друзья. А я написал о ней в газете "Жизнь". В блог выкладываю более подробный текст. Спасибо другу Анны Александру Краснянскому и её сестре Наташе за помощь и фотографии.
А вот текст моей заметки:
Звезда по имени Анна
Астероид назвали в честь россиянки, погибшей на пути к звёздной мечте
Анна Горелышева хотела стать космонавтом и погибла, когда мечта уже становилась реальностью. Уже после смерти девушки её страстное желание подняться к звёздам исполнили коллеги из Звёздного городка: на Международную космическую станцию отправили портрет Ани, а астрономы назвали в память о ней малую планету.
- Анна была невероятно талантливым человеком, - рассказывает мне её друг Александр Краснянский. – Она занималась астрономией, програмированием, рисовала, писала стихи и рассказы. Но её целью был Космос, с детства готовила себя к полетам, стала начальником лаборатории в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина. Но самой взлететь на земную орбиту не пришлось - жизнь Ани оборвалась в 32 года.
Судьба
Я читаю дневники Анны Горелышевой, её стихи, рассказы, повести - от них идёт тепло, словно от доброго огонька (найти их можно по ссылке https://agenty-buduschego.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12&Itemid=219&lang=ru). У этой девушки была светлая душа, полная нежности и любви к людям. Оказывается, в разное время мы ходили с ней по одним тропам в Чернобыльской зоне. Я писал для газет репортажи-однодневки, а Аня сделала куда больше: создала интернет-проект "Адресная книга Чернобыльской зоны отчуждения", объединив бывших жителей Припяти. Она фотографировала и выкладывала на сайт их дома, квартиры, возвращала им ощущение утраченной родины.
…С крыш Припяти, брошенного людьми города атомщиков, звезды кажутся ярким и близкими. Аня знала каждое созвездие, словно Космос и был её домом.
“В Планетарий попала впервые лет в четырнадцать, - вспоминала Аннна. - Мне там было не особо интересно, я к тому времени круче лекторов на звездном небе ориентировалась. В одиннадцатом классе написала работу по астрономии про черные и белые дыры”.
В детстве Аня мастерила космические корабли для сестрёнкиной куклы Барби, клеила модели "Мира" и "Бурана". А когда российские власти решили уничтожить орбитальную станцию “Мир“, Анна уже была студенткой физфака в родном Питере. Она писала статьи в её защиту, сражалась за российскую космонавтику с отвагой и яростью Дон-Кихота. Аня боролась и за свою мечту. Я помню то трагичное для отечественной космонавтики время – кризис, дефолт. Депутаты Госдумы призывали урезать бюджеты Роскосмоса: мол, главное накормить народ.
Студентка физфака Анна Горелышева, чтобы помочь родителям-медикам, подрабатывала, где только можно, но мечтала не о модных нарядах и бриллиантах. Алмазы - мелочь в сравнении с вечной красотой звёзд. В ней Аня черпала вдохновение, сочиняла стихи, рассказы и повести, публиковала их в Инете. Даже после гибели Анны они живут, побеждают в конкурсах.
Поворот
Жизнь у Ани после окончания университета складывалась вполне успешно – престижная работа в Питере, рядом родители, друзья. Казалось бы, полный набор для радости, но счастья не было. Тогда Аня писала в своём дневнике:
“Если бы мне в 10 лет рассказали, как у меня сложится жизнь, я бы обрадовалась - потому что жить было интересно. Куча приключений, новых книг, новых городов, новых знакомств, природа, техника в достаточном количестве, теплые взаимоотношения в семье.
Если бы мне об этом рассказали в 20 лет, я бы расстроилась. Потому что я так и не смогла определиться с целями и задачами и самореализоваться или хотя бы нащупать достойное направление самореализациии. И получить моральное удовлетворение от какой-то ощутимой пользы от себя и своей работы. Мне было бы очень обидно, что я умею рисовать, но некогда и нет стимула этим заниматься, что я могу написать что-то, имеющее определенную художественную ценность, но это оказывается не так, не ко времени и вообще не нужно, что я могу программировать, но конечный продукт оказывается востребованным или в чисто утилитарных целях или исключительно мной. Было бы жаль, что я на удивление бездарно протеряла кучу прекрасных возможностей старта”.
Космос звал девушку, манил детской мечтой. Душевные терзания вылились в стихи:
«Если больно — то лишь немного,
Если страшно — то не до дрожи.
Если сам решиться не сможешь,
То никто другой не поможет.
В том, что зря пролетали дни,
Никого потом не вини.
Затопчи в душе это пламя.
Пусть мечты остаются мечтами».
Аня решилась бросить всё, уехала в Москву. Начальник Центра подготовки космонавтов Сергей Крикалёв узнал в ней ту бойкую девочку, с которой познакомился десять лет назад в Питерском планетарии, взял на работу. Не по блату – в то время Анна входила в первую тысячу лучших специалистов страны в области компьютерной безопасности.
Она была счастлива: в Звёздном городоке начинается дорога в Космос. Побывала в командировке на Байконуре, собрала полный пакет документов для подготовки к полетам - наконец-то официально объявили дополнительный набор в отряд Космонавтов!
Вот оно, настоящее счастье! Аня была так рада, что выйдя из электрички не заметила мчащегося навстречу поезда…
Её похоронили в Колпино, на окраине Санкт-Петербурга.
- Пока на могиле сестры cтоит простой крест, - рассказывает мне Наталья . – Но проект памятника готов, это гранитная стела, на которой высечен журавлик, летящий к звездам.
Дар
У Анны была потрясающая интуиция – поэтам иногда открывается будущее. Вот фрагмент записи из её дневника от 19 января 2012 года: “Вроде бы это сегодня та ночь, когда нужно было женихов загадывать. Сегодня мне снилось: что началась война, радио мертво молчит, квартира залита холодным солнцем, я мечусь по квартире, ожидая приказа о мобилизации или хотя бы каких-то известий, и наблюдаю с балкона за чёрными дымами. Станция метро рядом называлась почему-то Арсенальная, как в Киеве”.
Аня тогда заглянула в будущее: до киевского майдана, дл гражданской войны на Украине оставалось два года…
И свою собственную судьбу она предчувствовала:
“Нет, я сегодня не умру.
Не в этот раз.
Идти сквозь сумерки и мглу,
Лететь во сне и наяву
И падать в черную дыру,
И видеть неба синеву —
Без глаз».
Космос
Друзья сделали так, чтобы мечта Ани исполнилась – издали её произведения с портретом автора и отправили сборник на МКС.
- Эта традиция зародилась в 1967 году, после гибели при посадке Владимира Комарова, - говорит мне полковник Иосиф Давыдов, готовивший в полёт первых советских космонавтов. В память о нем на орбиту отправили портрет…
Анна не успела стать космонавтом, но теперь она навечно связана с небом: в её честь назвали малую планету, которую открыл российский астроном Тимур Крячко.
- Имя Gorelysheva присвоено малой планете, астероиду главного астероидного пояса между орбитами Марса и Юпитера, ранее зарегистрированного под номером 350838, - объясняет Тимур. - Сертификат планируется вручить родственникам Анны в июне, в Центре подготовки космонавтов.
Мечта погибшей девушки сбылась. Далеко в ночном небе, среди звёзд, она летит по бескрайней Вселенной. Светлая душа, которую звали Анной".
Григорий Тельнов, впервые опубликовано в газете "Жизнь"
1.
2.
3.
4.
5.