-Видео

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Григорий_Тельнов

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) pravoslavie О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.05.2006
Записей: 597
Комментариев: 1462
Написано: 2331


С днем авиации - вот ее юность

Среда, 08 Августа 2012 г. 12:48 + в цитатник
IMG_6993 (700x466, 137Kb)
F17 (700x467, 126Kb)
Приближается историческая дата - в Росии сто лет назад была создана военная авиация. А до этого она была мирной - воздухоплаватели парили, веселя публику. И никто не думал о том, что совсем скоро, в Первую мировую войну, авиация станет военной, самолеты и аэростаты будут бросать на людей бомбы.
Я написал эту заметку про людей, которые пытаются вернуть нас в то романтическое время, когда авиация была совсем юной и невинной.
Заметка впервые опубликована в газете "Жизнь", фото мне предоставил Георгий Галли (он в очках, сидит на одном из кадров на "Фармане"). Спасибо ему и его друзьям!
Всех любителей авиации - с праздником!

"Машина времени

В России воссоздан самолет «Фарман-4», с которого началась отечественная авиация

Легендарный аэроплан примет участие в праздновании 100-летия Военно-воздушных сил

Российские любители авиации смогли сделать невероятное – они создали машину времени. Именно так можно оценить двадцатилетний труд по реконструкции легендарного самолета «Фарман-4», с которого началась отечественная авиация.

- Этот аэроплан стал колыбелью большинства воздухоплавателей, - говорит доцент Санкт-Петербургского университета гражданской авиации Георгий Галли, координатор этого проекта. - Знаменитый пилот Петр Нестеров, первым в мире сделавший «мертвую петлю», учился летать на «Фармане». Кстати, биплан-этажерка был довольно безопасным. При отказе мотора мог мягко планировать, почти как парашют. Даже при ударе о землю деревянные конструкции смягчали удар, спасая жизнь пилоту.

Идея вновь построить такой самолет в 21-веке, к столетию российской авиации, поначалу казалась фантастической. В мире не сохранилось ни одного подлинного «Фармана» этой модификации, ни точных чертежей, но, самое главное, были утрачены технологии. Восстанавливали их по крупицам, усилиями интузиастов из России, Латвии, Болгарии, Украины, Польши, Германии, Франции, Швеции. Собирали, словно пазлы, не веря что смогут в срок – не хватало ни времени, ни денег. Получилось! Построенный нами «дедушка русской авиации» сейчас экспонируется в музее артиллерии в Санкт-Петербурге. С группой реконструктора Сергея Ковальского нынешним летом заканчиваем еще один «Фарман-4». Мечтаем успеть показать его в августе на праздновании 100-летия Военно-воздушных сил России.



История

…На старинных фотографиях и кадрах кинохроники «Фарман-4» выглядит неказисто: похож на на обтянутую тканью этажерку. Деревянный каркас из ясеня, рояльные струны, хлопковое полотно, четыре велосипедных колеса. Движок, работавший на смеси касторки и бензина. Винт был сзади, он толкал самолет, словно корабль. Черепашья, по нынешним временам, скорость – до 74 километров в час. Но в начале 20-го века «Фарман-4» (его производство началось во Франции в 1909-м году) был идеальной учебной машиной. Эту конструкцию вскоре скопировали первые самолетостроительные компании во всем мире, по патенту выпускали «Фарман-4» и в России. Аэроплан строили до 1916-го года, а потом пришло время новых машин. Но "Фарман-4" навсегда остался в истории авиации - самое романтичное, похожее на парусник воздушное судно. Созданное для того, чтобы мирно парить в небе, а не убивать и не нести людям смерть.

Георгий Галли мечтал создать не реплику - так конструкторы называют похожие на прототип самолеты, построенные по современным технологиям из современных материалов – а настоящий «Фарман-4».

Задача труднейшая, предстояло, словно на машине времени переместится на целый век назад: любые мелочи, вроде технологии соединения деталей, были загадкой.

- При проектировании и постройке очень важно не просто изготовить точные копии деталей, но и правильно соединить их, - отмечает Георгий Галли. – Например, с установкой проволочных расчалок легко ошибиться, а это уменьшает прочность. Кроме этого, нужно было избежать соблазна исправлятьпроектные ошибки старых конструкторов с точки зрения современной науки.

Галли рылся в архивах, списывался с историками авиации по всему миру, ездил во Францию, Польшу, Германию.

- Чертежи собирали буквально по листочкам, -рассказывает Георгий Владимирович. – Часть прислал мой друг конструктор Айвар Грахолскис из Риги, он два года назад построил реплику "Фармана". Строитель старинных моторов Удо из Германии, инженеры Геннадий Хмыз и Александр Тюрин из Харькова тоже помогли с чертежами и консультациями по сборке. Советами и делом здорово выручили историк авиации профессор Станислав Янушевский из Польши, конструкторы Леко Георгински из Болгарии, Николас Годфуртон из Бельгии, Стах Андерс из Швеции. Всех имен не перечислишь, их сотни. Каждый вложил свою лепту, особенно когда дошло до изготовления деталей и сборки. За поддержку я благодарен за поддержку Санкт-Петербургскому университету гражданской авиации, музею гражданской авиации, авиакомпании «Россия» и аэропорту «Пулково» - пик работ пришелся на мировой экономический кризис, а они не отделались обещаниями.

Объем и значение исследований по воссозданию «Фармана-4» можно оценить по такому факту – именно по этой теме Галли защитил кандидатскую диссертацию.

Мог бы попутно получить высокие разряды слесаря и плотника, ведь многие детали для аэроплана 42-летний доцент делал сам. Пилил, строгал, точил и клеил дома, сняв с потолка квартиры люстру, чтобы не мешала, или на даче – на вестаке прямо под яблоней.



Кино

На счастье, в то время, когда питерские любители авиации взялись строить настоящий «Фарман-4», был еще жив пилот Евгений Мелентьев. Наверное, последний из тех, кому довелось «оседлать» подобную машину.

Увы, не подлинную – в 70-е годы Мелентьев построил реплику «Фармана-4» для съемок киносъемок. Фильм «Воздухоплаватель», он вышел на экраны в 1975-м году, посвящен великому борцу Ивану Заикину, одному из первых российских летчиков. Автор сценария, писатель Владимир Кунин, был дружен с Заикиным – получился вот такой человеческий мостик из прошлого в настоящее.

В фильме снимались известные артисты – Екатерина Васильева, Армен Джигарханян, Анатолий Солоницын, Леонард Варфоломеев – поэтому режиссерам Анатолию Приходько и Наталье Трощенко захотелось, чтобы самолет был настоящий – не модель, а в «натуру».

Знаменитое КБ конструктора Антонова за эту задачу не взялось, а простой авиамоделист Евгений Мелентьев ее осилил – в ленинградском аэроклубе ДОСААФ сделали аж три реплики машины. Одну летающую, две для наземных съемок. Мелентьев поднял в воздух аэроплан в Одессе, где шла работа над фильмом.

- На «Фармане» было летать приятно, - так вспоминал о своих киношных полетах Евгений Афанасьевич Мелентьев. - Просто плывешь в воздухе. Аэродром огибало шоссе, по которому идут троллейбусы, трамваи, автобусы, так вот транспорт останавливался, и все глазели. Когда я входил в восходящий поток, меня несло кверху, поднимало, как пушинку…

Мелентьев тоже снялся в том фильме, в воздухе он дублировал пилотов-артистов, даже летчицу баронессу де ля Рош, героиню Васильевой – свою бороду он тогда прикрывал шарфом.

- Евгений Афанасьевич вдохновлял нас, буквально горел желанием создать настоящий «Фарман». – с теплом в голосе говорит Галли о своем старшем коллеге. – Мелентьев совсем немного не дожил до окончания работ, умер год назад, как раз в день космонавтики. Наш аэроплан – память о нем, памятник всем российским летчикам.

Кстати, построенный Галли и его друзьями самолет тоже уже успел сняться в кино, в художественном фильме режиссера Вячеслава Сорокина «Судьба по имени «Фарман». Так что у этого аэроплана есть шанс стать не только живым памятником старинной техники, но и кинозвездой.
Автор текста: Григорий Тельнов, фото из личного архива Георгия Галли и с сайта http://farmaniv.narod2.ru"
фарман-4 в Питере в 1910году (417x262, 107Kb)
Рубрики:  Про авиацию
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Воздухоплаватель Среда, 02 Декабря 2020 г. 12:07 (ссылка)
Режиссёр Анатолий Вехотко, а не Приходько.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку