-–убрики

 -неизвестно

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в еленка_2006

 -»нтересы

люблю готовить принимать гостей. люблю кошек и собак. люблю вышив

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.05.2006
«аписей: 1734
 омментариев: 1058
Ќаписано: 4027

 расна€ √орка

¬оскресенье, 26 јпрел€ 2009 г. 08:17 + в цитатник

 ак на –уси проходили народные гул€нь€ на  расную горку?

Ќа –уси традиционно в первое воскресенье после ѕасхи проходили народные гул€нь€ на  расную горку. ќни были св€заны не столько с празднованием ‘омина воскресень€, отмечаемого в этот день православными христианами, как со старой €зыческой традицией встречи весны. »менно из-за €зыческих обр€дов, многие из которых к насто€щему времени не провод€тс€, церковь относились к этому празднику неодобрительно.

” православных в этот день заканчиваетс€ —ветла€ седмица, поэтому его иногда называют јнтипасха, не в смысле противопоставлени€, а в значении «вместо ѕасхи». ¬ церкви служат последнюю литургию по пасхальному чину, после чего закрывают «÷арские врата». ¬ этот день вспоминают €вление апостолу ‘оме »исуса ’риста, произошедшее на восьмой день после воскресени€ (ѕасхи). ƒо этого апостол не верил, что ’ристос воскрес (отсюда и поговорка «‘ома неверующий»). “олько увидев »исуса и ощупав его раны, он уверовал в воскресение —пасител€.

Ёто событие тоже нашло отражение в народном празднике, но в своеобразной форме – в виде различных загадок и розыгрышей «веришь – не веришь». √лавным же содержанием праздника стало прославление и окликание весны, а также молодежные гул€нь€, открывающие период свадеб – с этого дн€ в церкви начинались венчани€, не проводившиес€ в период ¬еликого поста и пасхальных праздников.

 

¬озникновение названи€ праздника до конца не вы€снено, имеетс€ множество вариантов, в большинстве которых совпадает объ€снение слова «красна€» – красива€. Ќо это слово относ€т и к самому месту (красивому пригорку, на котором начинает пробиватьс€ перва€ трава), и к красавице весне, освободившей землю от снега, и к красавице девушке, служившей символом весны и открывавшей €зыческими обр€дами весенний праздник. —лово «горка» св€зывают с возвышенными местами, просохшими после схода снега и половодь€, на которых в этот период только и возможно массовое гул€нье, как вариант – на которых проводились весенние обр€ды и зажигались костры в честь одного из €зыческих богов.

Ќаверное, истори€ возникновени€ праздника дл€ нас не так уж и важна. √лавное, весенний праздник, основательно подзабытый в советские времена, снова активно отмечаетс€. Ћюбопытно, что на –уси это был деревенский праздник, практически не отмечавшийс€ в городах, где в этот день заканчивались пасхальные гул€нь€. ¬ наши дни его больше празднуют в городах, превратив старани€ми местных администраций и энтузиастов в своеобразные театрализованные представлени€.

 
¬есна у слав€нских народов традиционно св€зывалась с женским началом, дарующим жизнь. ѕоэтому главна€ роль в весенних обр€дах, проводившихс€ на –уси в этот день, отводилась женщинам и девушкам. ¬ различных регионах существовало множество вариантов прославлени€ и окликани€ весны. ѕроводила их всегда или девушка, которую специально украшали, в том числе и символами будущего урожа€, или группа девушек. ќбычно пелась обр€дова€ весенн€€ песн€ или произносились специальные заклинани€, призывающие весну побыстрее подготовить землю к посевам и одарить нивы щедрыми всходами.

ѕосле призывов к весне, девушка обходила собравшихс€, одарива€ их крашеными €йцами, или засевала символическую гр€дку. «ачастую эти ритуалы проводились только в присутствии женщин, заверша€сь совместной трапезой, главным, а иногда и единственным блюдом которой была €ичница. »ногда обр€довые действи€ начинались еще затемно. ∆енщины и девушки обходили деревню, обмахива€ еЄ новыми холстами или полотенцами, что символизировало изгнание злых духов. ѕосле чего собирались на пригорке встречать восход солнца, накрыва€ на холстах праздничную трапезу. ≈сли небо было закрыто облаками, разжигалс€ костер, к которому обращались с просьбами о хорошей погоде, как к своеобразному «заместителю» солнца.

 
ѕо завершению обр€довых действий все отправл€лись в церковь на службу, затем на кладбище, где поминали усопших родственников и просили их помощи в повседневных кресть€нских делах. “олько после этого начинались «смотры невест», молодежные гул€нь€, венчани€ и праздновани€ свадеб, посещени€ родственников и соседей, праздничные застоль€, на которых об€зательно были крашеные €йца.

ќсновными развлечени€ми молодежи были хороводы, игры, катани€ на качел€х и карусел€х, прыжки через костер, обходы дворов с прославлением молодоженов или обрученных.

ќбычно гул€нье начиналось со «смотра невест», когда девушки в праздничных нар€дах с песн€ми ходили по деревне, дава€ возможность хорошо рассмотреть себ€ потенциальным женихам и их родител€м, озабоченным выбором будущей невестки. “олько после нескольких проходов по деревне, а иногда и по нескольким близлежащим деревн€м, девушки отправл€лись к месту, где будет проходить гул€нье. ќно заранее оборудовалось парн€ми: выравнивалась площадка дл€ хоровода и танцев, р€дом с ней делались скамейки, как дл€ участников гул€нь€, так и дл€ зрителей, неподалеку оборудовались качели и простейшие «аттракционы».

 
«“анцевальную» часть праздника открывали девичьими хороводами. —уществовало несколько их вариантов, но основным их содержанием была тема возрождени€ земли после зимы и весеннего сева, это видно даже по названи€м – «ѕосеем лен», «ј мы просо се€ли» и т.п. ¬ этот период девушки должны были выгл€деть целомудренно и неприступно. Ќо это не надолго: ближе к лету в хороводах по€в€тс€ элементы заигрывани€ и обольщени€. ѕока же танцуют только девушки, парни к ним пригл€дываютс€ и отпускают комплименты. ѕора грубоватых шуток и напрашиваний на поцелуи, как и совместных танцев, еще не наступила.

¬ играх же можно было позволить себе и небольшие вольности, особенно при качании на качел€х.  ачели, карусели, гигантские шаги, бегунки, подкидки устанавливались еще на пасхальной неделе. ¬ больших селах и городах это были крупные красочные сооружени€, в деревн€х же ограничивались более простыми.  ачел€ми могла быть обычна€ доска, подвешенна€ на веревках между столбами или деревь€ми, а подкидкой – длинна€ доска, уложенна€ на высокий чурбак (подобные можно увидеть в цирках). ƒл€ гигантских шагов использовалс€ столб с одной или двум€ длинными веревками.

 
ƒевушки качались на качел€х только по приглашению парней. ѕолучив приглашение, девушка зав€зывала специальным по€ском подол плать€ у колен, при помощи парн€ садилась или вставала на доску качели. Ќа  расную горку на качел€х парни выполн€ли все просьбы девушек: раскачивать сильнее или остановитьс€. ѕозднее же за остановку качели обычно требовали поцелуй.

Ќа гигантских шагах и подкидках свое ухарство обычно демонстрировали только парни. Ќе обходилось и без травм, но, чтобы понравитьс€ девушкам, приходилось рисковать.

 стати, дл€ деревенской молодежи гул€нье на  расную горку считалось практически об€зательным. “ем, кто в нем не участвует, прочили неудачи в семейной жизни, а то и бобыльство. «ато пригл€деть себе в этот день суженного или невесту – больша€ удача, сул€ща€ счастье в совместной жизни.

Ќа  расную горку в деревн€х традиционно проводилс€ обход молодежью дворов с прославлением (окликанием) молодоженов, вступивших в брак прошедшей осенью и зимой. ƒл€ таких молодоженов именно с весны начиналась насто€ща€ совместна€ хоз€йственна€ жизнь – посев, последующий уход за урожаем и уборка, разведение домашней птицы, приплод скотины и т.д. »менно с этим их и предсто€ло поздравить, пожелав хорошего урожа€, большого приплода, да и пополнени€ в собственном семействе.

ќбход дворов молодоженов мог быть «театрализованным», напоминающим кол€дование, либо просто группами молодежи в праздничной одежде. ћолодожены заранее готовили угощени€ и ждали славельщиков у окна. ¬ыслушав поздравлени€ и пожелани€, которые часто сопровождались специальными песн€ми (вьюницами), они раздавали угощени€. ƒл€ парней, как правило, выставл€лось вино, брага или водка, а дл€ девушек – выпечка, пр€ники, сладости и €йца. «ачастую групп славельщиков могло быть несколько, в том числе из детей, взрослых женщин и мужчин. ¬ этом случае обход начинали дети, затем шла молодежь и только после неЄ взрослые, которые могли не ограничитьс€ подаренным угощением, а напроситьс€ на застолье.

Ќа  расную горку открывалс€ сезон свадеб, но их было еще не много.  ак правило, в это врем€ свадьбы играли в зажиточных семь€х, остальные же откладывали создание семей на осень. ѕосле уборки урожа€ по€вл€лась возможность провести свадьбу с меньшими затратами.
 

 расную горку традиционно праздновали весело. –азвлекалась не только молодежь, были свои развлечени€ и у взрослых: традиционные хождени€ по деревне с песн€ми и частушками, розыгрыши и шутки над знакомыми, застоль€ и пл€ски. ѕриближалась посевна€ пора с еЄ т€желым кресть€нским трудом, поэтому народ спешил нагул€тьс€ от души.

***************************

 

ј тут вот почитайте блог про путешестви€. —только полезной информациии.
 




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку