На протяжении примерно двух недель страдаю безделеем. Даже наверное не безделеем, а ленью. Она меня одолевает, опускаются руки, ничего не хочется делать. Сплю до часа дня (ну, не всегда, конечно), а при мысли о том, что необходимо справится с накопившимися заданиями говорю: «завтра проснусь на свежую голову и сяду делать, а этот день – уже все равно потерян».
И как это обычно бывает, такое настроение приходит вместе с тотальной депрессией, безысходностью и бессмысленностью.
Но сегодня что-то изменилось, точнее будет сказано, что не сегодня вот так вот раз и изменилось (прямо благодать какая-то!), а сегодня прибавилось то самое недостающее слагаемое, по величине стремящееся к нулю, которого не хватало для обретения продуктивного настроения.
Какие ступеньки строились к сегодняшнему перелому – трудно сейчас восстановить. Этому способствовал и спор в понедельник вечером во внутренней сети о том, кто будет новым лидером России. Собственно, этот спор быстро перерос в обсуждение вообще сегодняшнего положения и того, что нужно изменять. Отфильтровав радикальные взгляды и пафосные речи я понял, что не все еще потеряно, что среди нас еще есть люди, которые здраво мыслят и, дай прецедент, начнут активно действовать. Не хватает только этого, того самого прецедента. Но и это уже вовсе не так плохо, как если бы их (людей с латентной социальной активностью) вообще не было. Понял, что надо создавать прецеденты. Если увлечь таких людей продуктивной и реалистичной идеей, то они далеко пойдут в ее осуществлении… а все те мысли, что мы лохи по сравнению с Западом можно списать на каждодневное компостирование мозгов на протяжении всей жизни и… короче на временность явления. Я, конечно, не говорю о том, что мы не лохи, надо правде смотреть в глаза, но в нас, как в людях, все еще что-то есть, такое что принято называть гуманистическим, человечным, патриотическим… еще не все спились и стали дерьмом или быдлом.
О кино. Посмотрел за последнее время несколько интересных фильмов. Я не фанат узконаправленного кино. Если судить в таких категориях, то мое кино средней направленности. Тошнит от трэшевости обычного массового показа, и в то же время недоумеваю над причудами маргиналов артхауза. Мне среднее надо, чтобы и не попса, и не такое заумное, которое понятно богемной кучке ближайших режиссерских друзей.
(вообще, отвлекаясь от темы скажу, что откровенно бесит и то, что иногда зрителю предлагают текст не просто с участием, а с преобладанием инсайдерского знакового языка, что делает смысловую интерпретацию образов совершенно недоступным обычному зрителю. В голове у обычного зрителя возникают алогичные бесформенные структуры, которые он вынужден дополнять/заполнять собственными часто нелепыми умопостроениями, что в итоге выливается в безтолковые споры вокруг того, что же хотел сказать этим режиссер. Да, собственно, ничего не хотел, он просто постебался над простачком, ищущем в его не самой лучшей картине Дао-смыслы, постебался над тем, что представляешь, а ведь «они» будут головы ломать…
Несколько примеров для иллюстрации. Утрирую, но смысл понятен. Ссыт художник на стену с изображением первобытных охотников (ну, знаете там, человечки такие с палочками за бизонами бегают, образец наскальной живописи...), а лучше бы, чтобы это не картина была, а перформенс, что вот мол мужик в зековском ватнике и замызганной тельняшке без штанов с бутылкой водки ссыт значит на эту стену в данный момент.. и надпись, типа «первобытность и цивилизация»… хотя нет, наверное, неудачный пример, тут действительно всякие почвенные (антоним «беспочвенные») прямотолки пойти могут. Что мол, трудно-то отличить, что же в данном произведении искусства означает «первобытность», а что «цивилизация».
Вот пример, всем знакомый - «Черный квадрат». Знаете сколько научных и искусствоведческих трактатов посвящено самому этому квадрату. Не его роли в нашей жизни, не тому, как так могло получиться, что «черный квадрат» считается высочайшим искусством, а самому квадрату с общей темой рассуждения «а что же хотел сказать Малевич, выводя на холсте данное чудовище?» - тысячи страниц! И кривотолки идут, бурно, и до сих пор не прекращаются! А всего-то, может он замазал какой-нибудь свой трэшэвый рисунок, каковых у любого художника за жизниь тысячи и тысячи, который мог бы, конечно, в наших условиях стать «гениальным», но на его взгляд, создательский взгляд, таковым не был. Так вот – не люблю. Даже не люблю не сами «произведения», а то, как к ним публика относится. Да, это искусство, но оно узконаправленное, иногда слишком. Оно мне, как обычному человеку просто не нужно. И не надо им восторгаться и показывать на него пальцем. Существует десяток, ну хорошо, сотня человек в мире, кому оно надо, а остальные просто делают вид. Так вот, когда показывают подобный фильм в кино – мне очень не хочется его смотреть, поэтому ищу путей по-проще.)
Значит первый фильм: «Эйфория». Слишком смутное ощущение для описание, характеризуется фразой «а в этом что-то есть!» - не больше. Того, что я в последствии прочитал про него в журнале – я не увидел. Максимум абстракции, чистоты, непредвзятости… что еще сказать… режиссер ворочает большими смысловыми блоками, которые трудно складываются в единую картину за один присест. Фильм надо смотреть минимум два раза с недельной передышкой в хорошем качестве, т.к. очень много времени идут просто панорамные съемки нашей красивой донской природы.
Фильм второй: «Мне не больно». Фильм мощный, даже просто потому, что задействованы разноплановые и сильные личности в его создании. Фильм об экзистенции сегодняшнего времени. Очень порадовал Питер – его в фильме много, и гораздо качественнее, чем в FM. Авторы опять же ворочают крупными смысловыми блоками: в героях почти все продуктивное население сегодняшней России, такой своеобразный социальный срез «позитивной» части общества. Молодые творческие ребята, старый бандюган, ощутивший себя ничтожеством, врач, пытающийся сделать хоть что-то полезное, ну и конечно героиня… сложная роль, она собственно в главном фокусе. Рената Литвинова – ыыыыххх! Я ее просто не могу стерпеть. Уж не знаю… слишком стереотип, слишком «блондинка». Весь фильм смотрел на нее и вспоминал все кадры, на которых я ее видел… очень неприятный осадок получил. Фильм класс, а она все испортила. Подчеркну, что испортила только потому, что для меня имеет уж слишком яркий законченный образ, который грубо можно охарактеризовать как «блондинка», от которого я так и не смог сбежать даже к концу фильма, когда раскрылась суть, и когда стало понятно, почему она такая странная была на протяжении фильма. И еще… все таки кто-то ей очень сильно польстил.. ну не катит она на 27-ми летнюю девушку в ее-то (сколько там?) +-40, особенно крупным планом. Фильм на твердую 5, советую всем, даже тем, кто тоже РЛ не любит. Порадовало – саундтрэк Самойлова из Агаты.
Общий вывод: наше кино еще не совсем полностью трэшэвое, слабые ростки есть, есть и надежда )
Фильм третий: «Отступники». Американское кино с остатками традиционного для них пафоса. Кино о нашей жизни, можно сказать. Что мы вынуждены носить маски… и о том, к чему это может привести, и в дополнение, вполне не плохой детектив. Смотрел в плохом качестве, поэтому приходилось кое-что угадывать. Надо было идти на него в кино. Борьба оргпреступности и полиции. Социальные связи переплетены, никто не ощущает себя идейным столпом отдельной стороны (за исключением некоторых, что и дает налет пафоса… ну, надо быть с ними понежнее, они же без него не могут..), каждый из нас немного такой, а немного противоположный – и это правда жизни. Все социальные связи условны, важна только жизнь и человеческие ценности. Понравилось. Качественный сценарий, качественные актеры, качественный режиссер, много денег )).
О литературе. Прочитал «Эй, Нострадамус!» Коупленда. Скачивать из инета и читать всем, в обязательном порядке, как «Мертвые души» в 8-м классе. Это просто надо знать, это современная классика и правда жизни.
О ситуации в стране. Вернусь к тому, с чего хотел начать. Ведь в нашем обществе все-таки остались продуктивные личности. Те, которые готовы созидать, делать на благо всего общества, а не страдая приступами адамсмитовского эгоизма, ведь правда? Просто нужен общий вектор развития, нужен толчок… кто им будет? – не буду сейчас задаваться этим вопросом, а то опять впаду в депрессию.
Мы просто обязаны для себя, для своих близких, сами строить гражданское общество, умножать, так сказать, горизонтальные связи… стоять друг за друга, переживать, быть добрее, оптимистичнее и снисходительнее к другим, и тогда все получится.
Вот две простые идеи. Не мои, я их увидел и обратил свое внимание. Вот люди ездят в метро, все такие мрачные и агрессивные, злые. А как можно их сделать чуть добрее? Элементарно!!! Расписать вагоны снаружи или внутри какими-нибудь яркими веселыми красками, а на пустующие места рекламы поместить стихи, о любви, например. Вот едет так злойуставшийпослеработы человек домой, читает стихи и отдыхает, и становится добрее, и «извинитепожалста» скажет другому такому же, которого случайно толкнет. Надо бы куда-нибудь заслать свои идеи… может что-то предпримут…