Отличие концепции «Аватара» от понятия «Аватары» в индуизме
|
|
Среда, 17 Марта 2010 г. 00:39
+ в цитатник

Божество Харихара
Объединённая форма Вишну (Хари) — левая половина синего цвета, и Шивы (Хара) — правая половина белого цвета
Фильм «Аватар», киноэпопея в стиле фэнтези, созданная Джеймсом Кэмероном и ставшая самым кассовым фильмом в истории кинематографа, обратил на себя внимание и религиозных деятелей - в частности, последователей индуизма и специалистов, изучающих эту древнюю религию.
Напомню, что санскритское слово Авата́ра или авата́р (санскр. अवतार, avatāra, «нисхождение») — термин в философии индуизма, в буквальном переводе означает «нисходить» (аватарати) и подразумевает нисхождение Бога из духовного мира в более низкие сферы бытия с определённой целью. Несмотря на то, что основное значение термина аватара — «нисхождение», его как правило переводят на русский язык как «воплощение», — перевод, который уводит от правильного значения слова по причине того, что в основном используется для описания понятия воплощения в христианстве. В христианском богословии Бог буквально воплощается «во плоти», тогда как аватары Бога в индуизме являются вечными формами или ипостасями Бога, которые нисходят в материальный мир, сохраняя свою всецело духовную природу. «Явление» или «проявление» являются наиболее подходящими терминами для правильной передачи значения понятия аватары.
Чаще всего термин «аватара» ассоциируется с Вишну и его десятью основными аватарами, наиболее популярными из которых являются Кришна и Рама. Список десяти аватар Вишну приводится в ряде Пуран. В «Бхагавата-пуране» содержится описание 22 основных аватар Вишну и утверждается, что аватар Вишну бесчисленное множество. Аватары играют центральную роль в традиции вайшнавизма — преобладающем направлении индуизма.
В индийской англоязычной газете
Hindustan Times была напечатана статья «What on Pandora does culture or civilisation stand for?» студента вриндаванской санскритской школы (Индия) Мадан-Мохана Даса. И хотя автор - русского происхождения, но он долго прожил в Индии, и его взгляд, без сомнения, отражает богословскую позицию традиционного индуизма на аватаризм:
«Ворвавшись на экраны стерео-турбулентностью красок, эмоций и экшена, Джеймс Камерон сумел, похоже, дать каждой зрительской аудитории свой повод для восторга.
Киноманы млеют от осязаемости созданного им CGI-мира, реалистичного до щетинки на загривке танатора. Фантастофилы уже резво заполняют страницы википедий и блогов - на полном серьезе! - особенностями состава пандорианской атмосферы и размножения тамошних вайперволков. Геймеры, должно быть, слюной исходят по плаг-н-плей-птерозаврам и широкополосным интер-джунглям. Философы спорят о фильме как о евангелии от пантеизма. Даже экологи, правозащитники, противники войны в Ираке или (впишите сами) уже находят в "Аватаре" полезные для продвижения своих идей дидактические параллели. Остальным же нам как раз хватило междометий "супер", "здорово" и "круто" после сеанса, чтобы начать поглядывать на календарь в ожидании сиквела.
Однако один просчет Кэмерон все же допустил - и ни где-нибудь, а в самом названии фильма.
Нет, не потому, что название - это единственное, что роднит "Аватар" с индуизмом (и бдительным стражам православия можно расслабиться и не искать в нем диверсии по внедрению чуждой религии в российское нутро). А потому, что фильм истолковывает термин "аватар" с точностью до наоборот.
И даже неважно, что в индуизме слово "аватар" (санскр. "нисхождение") забронирован за богом Вишну, регулярно являющимся на Земле. Проблема в том, что аватар всегда нисходит из высшего мира в низший и по окончании просветительской миссии продолжает свой путь по мирам иным.
Между тем, почти сразу по воплощении "аватара" Джейка Салли на свирепой Пандоре "высший" мир землян в его глазах - и заодно и в наших - начинает быстро тускнеть и дурно пахнуть в сравнении с первозданной красотой внешнего и внутреннего мира туземцев. На этом контрасте земляне вдруг оказываются примитивными, "зажравшимися", алчными и жестокими циниками - что особенно заметно сквозь призму их технологического развития - в то время как "мартышки-аборигены" предстают благородными, чуткими и человечными... хм... людьми.
Так вместе с героем-"аватаром" мы оказываемся перед трудным, но неизбежным выбором между двумя расами и двумя мировоззрениями. И неумолимо делаем его в пользу культуры, цивилизованности и гуманности в синекожем, длиннохвостом и почти пещерном обличье.
Несостоявшийся "аватар" Джейк признается самому себе в видеоблоге: "Я понял, что раньше я все путал, что принимал сон за реальность, а реальность - за сон". При помощи своего дистанционно управляемого тела вновь обретя не только ноги, но и человеческое достоинство, свободу, близких, чьей любовью и доверием он дорожит и пытается завоевать любой ценой, спаситель вдруг становится спасенным, благодетель - облагодетельствованным. Низошедший "аватар" вдруг избирает участь беженца среди "дикарей", настолько цельных и гармоничных, что они не желают менять свое Дерево ни на какие дары "богов с неба" - даже на банку мягкого пива! В отличие от своего коллеги Нео из "Матрицы", Джейк, подключившись к "низшему", "иллюзорному" миру, внезапно прозревает, видя его как гораздо более подлинный, здравый и родной, чем свой собственный, - и решает в нем остаться.
Что подводит нас к зудящему вопросу: Почему? И что же такое "культура", "цивилизация", "человечность"?
Не размениваясь, к своей чести, на привычный набор сюжетных линий для фантастического боевика, Джеймс Кэмерон делает именно этот вопрос четвертым измерением своего 3D-фильма - и сам убедительно на него отвечает: только качества доброты, благодарности, почтения к старшим, самопожертвования, уважения жизни в любых ее формах и, в конечном счете, смиренное признание зависимости от высшего разума природы делают нас достойными звания цивилизованного и культурного человека.
Противоположную альтернативу описывает сам Джейк Салли: "Как это обычно делается - если другие сидят на чем-то, что нужно тебе, ты сначала делаешь из них врагов, а потом уж поступаешь как с врагами" и "Они [земляне] уже убили свою мать". Вот вам портрет дикаря - плюс-минус космолет, боевой экзоскелет и автомат последней модели.
Возвращаясь к индуизму, трудно не заметить, что этот рубеж между человеком и дикарем полностью созвучен словам "Бхагавад-гиты" (16.1-4):
"Бесстрашие, постижение мудрости, щедрость, владение чувствами, аскетичность, простота, отказ от ненависти, правдивость, негневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям - таковы качества достойных людей".
"Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество - этими качествами отличаются нецивилизованные варвары".
Чтобы "нисходить" - то есть, чтобы быть Аватарой, - сперва нужно быть на высоте. К несчастью для нашей цивилизации, пародией на которую стала колония землян-конкистадоров на Пандоре, оттуда, куда мы себя радостно загоняем, мы сможем только выкарабкиваться.»
Hindustan Times, December 27, 2009
Источники: Мир религий, Wikipedia
Метки:
james cameron
«avatar»
-
Запись понравилась
-
0
Процитировали
-
0
Сохранили
-