Далёкая Пандора и земные проблемы |
«Во-первых, соглашусь с дядей Калугиным в том, что кино не о Пандоре, а о нас, людях со всеми нашими проблемами. Не хочется включать рациональность после просмотра, но стоит взглянуть на фильм с некоторых сторон.
1. Экология, ресурсы и жадность человечества
Сознаюсь, что мой вечный скептицизм моментально улетучивается при видах природных красот, пусть и нарисованных. Символ в массовой культуре имеет больший потенциал по силе воздействия на человека в силу своей гибкости, нежели статичный образ чего-то реально существующего. Даже прекрасно существующего. Разве нет?
Природа Пандоры символизирует чистоту и нетронутость той небольшой части природы Земли, до которой ещё не добрались загребущие руки ТНК. Речь идёт не о мифических красотах нереального мира, а о самом принципе действия по отношению к природным богатствам, который выработался со времён Маркса на нашей с вами планете: бери всё, что можешь взять, последствия окупятся прибылью. Можно сказать, что главным героем фильма является именно Природа Пандоры, её значимость для её жителей, ведь конфликт возникает именно потому, что жители земли утратили свои способности не только общаться со своей Великой Матерью, но и полностью потеряли к ней всякое уважение и ввергли человеческую цивилизацию в мир жадности, разрушения и жажды наживы. Who is next?
2. Вера в Прогресс
На протяжении многих веков та или иная культура, развившаяся в силу благоприятных обстоятельств проникается гордостью за свои достигнутые высоты и одев очки Победителя взирает с Олимпа на другие, не столь успешные народы с презрением. «Варварами» в этой ситуации оказываются те, кто оказался не слишком расторопным и не познал радости эллинизма, социализма, капитализма, научного прогресса, демократии или кока-колы (вставить нужное). Под светлым флагом «просвещения варваров» столетиями длятся войны, создаются колонии и Освенцимы, ведётся просветительская деятельность в «отсталых» странах, распространяются убеждения в великой Миссии Прогрессивной Расы, ведутся споры о правах и свободах угнетённых, отверженных странах «третьего мира», вывозятся тонны гумпомощи в виде гамбургеров и автоматов. Однако, нельзя не заметить, что история в этом смысле движется по кругу. Де жа вю возникнет, если взглянуть хотя бы на эпоху Просвещения, заставившую Европу поверить в силу человеческого Разума, в его наивысшее предназначения в процессе развития научно-технической утопии на всей Земле. Мыслю, следовательно существую. Раскаяние за заблуждение рационалисты ощутили, срубив последнее дерево в своём саду с целью подбросить дровишек в топку очередного завода по производству резины ещё в XX веке. Как мы ошибались! Очередной гвоздь в гроб рационалистической теории пытается забить Джеймс Камерон, однако боюсь, что воткнётся он в платиновую крышку нерушимой веры в разум человечества.
3. Проблема смысла существования человечества
Старая как мир теория о том, что мы познаем наше предназначение лишь когда соприкоснёмся с внеземной цивилизацией. В ней, а также в нашем к ней отношении мы как в зеркале увидим все наши несовершенства, будь эта цивилизация мега-развитой, или же наоборот - безнадёжно отсталой. В первом случае человечество вывернет наружу зависть и гнев на собственное несовершенство, что приведёт к стремлению захватить чужое совершенство, во втором гостей ждёт презрительная жалость, а также завоевания по захвату ресурсов, таких, как на Пандоре. В любом случае человечеству представится возможность проявить себя во всей красе, вот тогда и обнаружится всеобщая человеческая идея – быть агрессором по отношению ко всем.
4. Понимание «другого»
По логике не только фильма, но и нашей истории другого понимать следует лишь тогда, когда он говорит и думает так, как вы. К чему клонит режиссер – очевидно: европейский или американский гражданин менее склонен к пониманию другого, ведь в его планы входит немного диное – убедить этого другогов том, что его жизнь может стать лучше, признай он иные ценности. Всего лишь нужно отречься ото всех традиций и норм своей привычной культуры и – вуаля – ты с нами. А заодно отдай золотишко, нам оно нужнее. Так или иначе, проблема понимания по отношению к другому давно не стоит. Её новое название – проблема завоевания и порабощения другого. А потом уже понимание и сожаления. Нет-нет, мы больше не будем развивать колонии по всему миру, вы нас не так поняли, мы хотели как лучше. Но если это так – стоит ли игра свеч? Почему в фильме побеждает добро, и оно оказывается на стороне «другого»? Возможно, режиссер даёт нам последний шанс задуматься на чьей же стороне мы сами. А там, глядишь, и марсиане подкатят и вопрос «другого» придётся решать уже не в теоретическом поле и не на примере расовых и национальных разногласий, а в режиме реального времени межвидового проживания.
5. Древняя регилия
Странно, но религия жителей Пандоры ближе всего к язычеству. "Великая мать" являет собой архетип материнства, а Священное Древо - архетип отцовства, зачинателя рода на этой планете. Использование этих архетипов в положительном русле - странное явление для кинематографа, особенно в фильме, предназначенном для массового неподготовленного зрителя. В каждой древней культуре существует образ Матери и Отца, главной функцией которых является объяснение через миф причину возникновения народа и его исторической миссии. По ходу сюжета древнейшие заветы и наставления, о существовании которых можно судить по голосам предков жителей Пандоры, которые они слышат во время молитвы или славления. Понимание природы, отношение к животным со священным трепетом, не просто любовь к лесу, а глубокое единение с ним, единение с природой - именно это и есть суть древней культуры жителей Пандоры, так крепко связанной с природными циклами и её "живой" сущностью - Эйвой. Живая сеть, хранящая все воспоминания когда-либо живших на Пандоре существ пронизывает её насквозь, являя собой не просто информационную сеть, но и своеобразную кровеносную систему, позволяющему каждому жителю в определённые моменты своей жизни передать свои переживания самой матери-природе Пандоры, спросить совета или воззвать о помощи.
6. Вопрос любви и толерантности
Посыл таков – любви достоин каждый. Ну и да, понимания тоже.
Были замечены также вопросы сохранения культурных традиций и национальной идентичности, проблема глобализации во всестороннем масштабе, модернизации, проблема силы и т.д.
Ну и да, 3D ждёт великое будущее. Ждём новых фильмов с возможностью просмотра в этом формате.»
© misty_jer
| Рубрики: | Review |
| « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |