-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Budamshuu

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.05.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 21

1305909628_1200 (700x467, 305Kb)

Ѕур€ад-ћонгол нютагнай
Ѕа€н жаргал байдалтай,
Ѕаатар туруу ажалнай
Ѕатажанхай, найдалтай.

—а€ан үндэр ууламнай
—агаан мүнгэн малгайтай,
—асуу олон үетэмнай
—эсэн hонин зугаатай.

Ѕайгал үргэн далаймнай
Ѕардам hонор сээжэтэй,
Ѕасагад олон инагууднай
Ѕа€р зугаа элбэгтэй.

Ѕур€ад-ћонгол нютагнай
Ѕа€н жаргал байдалтай,
Ѕаатар туруу ажалнай
Ѕатажанхай, найдалтай.

         үгэнь ÷. «арбуевай

 

                    1305910733_8 (45x52, 1Kb)         

”лигершин јполлон “ороев

ƒневник

ѕ€тница, 20 ћа€ 2011 г. 16:24 + в цитатник

јполлон “ороев       јполлон “ороев (1893 - 1982) родилс€ в улусе Ўунта Ѕоханского района »ркутской области, принадлежал готольскому роду булагатского племени. ѕервым насто€щим учителем “ороева на поприще сказительства стала его родна€ семь€. ћалейшие про€влени€ интереса мальчика к произведени€м народного творчества, кажда€ попытка ребенка рассказывать их встречали в доме поддержку и одобрение. ћного интересного услышал и запомнил юный јполлон от своей бабушки по матери Ўаргал янгутовой. ѕроста€ неграмотна€ женщина, она была мастерицей петь песни, рассказывать улигеры, сказки, пословицы и поговорки. ќна твердо знала улигеры «Ўандаабал мэргэн», «”та-—агаан-Ѕатор», «√эсэр», песни о Ўоно-Ѕаторе, сказки «ћальчик-сирота», «“ри мудреца √ургалда€», «’артагай хан» и др. ¬ ее репертуаре было свыше двадцати сказок, дес€тки песен.

       ѕризнанными сказител€ми не только в улусе Ўунта, но и далеко за его пределами были его дед “орой —оронов, прадед ’адай. ћногое перен€л јполлон от известного улигершина —ысермана, сказочницы Ѕану. ќдним словом, семь€ “ороевых €вл€ла собой пример любви к устному словотворчеству, характерной дл€ многих его сородичей, бережно передававших из поколени€ в поколение уникальные фольклорные традиции, содержавшие в себе многовековую народную пам€ть, мудрость предков и их духовную силу.

        ¬ 17 лет лишившись зрени€, јполлон “ороев училс€ играть на хуре, исполн€ть песни, сказки, улигеры. Ѕудучи от природы музыкально одаренным, облада€ феноменальной слуховой пам€тью, отчасти компенсировавшей потерю зрени€, име€ прекрасный голос, јполлон “ороев вскоре получил признание не только в своем улусе, но и далеко за пределами родного района.

       —о слов јполлона “ороева зафиксированы дес€тки песен, сказок, улигеров. ¬ архиве ”лан-”дэ, ћосквы, Ћенинграда имеютс€ записи 156 его произведений. ћногие записи улигеров и сказок хран€тс€ в личных архивах собирателей фольклора. —казитель наизусть знал свыше ста тыс€ч строк из эпической поэзии бур€т. ¬ его пам€ти - живой многотомной книге мудрости - содержались 30 улигеров, 88 народных сказок, дес€тки легенд и преданий, сотни песен, загадок, пословиц и поговорок.  роме этого им были созданы 14 новых јполлон “ороевпоэм и 31 нова€ сказка.

       Ћичность и творчество ј. “ороева привлекли внимание таких известных ученых и писателей, как ’.Ќ. Ќамсараев, ».Ќ. ћадасон, √.‘.  унгуров и др. ј.ј. “ороев выступал не только рассказчиком, улигершином, но и автором собственных сочинений. ¬ 1939 г. ј.ј. “ороев стал членом —оюза писателей ———–, в 1941 г. были изданы его первые книги на русском и бур€тском €зыках; в 1954 г. ему было присвоено звание заслуженного де€тел€ искусств Ѕур€т-ћонгольской ј——–.

       јполлон “ороев относилс€ к числу прекрасных знатоков «√эсэра» и его исполнителей. — дев€тилетнего возраста он слушал «√эсэр» и запомнил его со слов своих старших родственников, в семейной обстановке. —начала ј. “ороев рассказывал свой любимый улигер сверстникам, а позднее и взрослым, которые относились к юному улигершину с уважением и вниманием.  ак вспоминает Ќ.ќ. Ўаракшинова: «¬первые € встретилась с ј.ј. “ороевым в 1952 г., когда он был уже известным сказителем…”лигершин исполн€л «√эсэр» речитативом, без передышки, и мен€ поразила феноменальна€ пам€ть сказител€ и певучесть его голоса». “ороевский вариант был записан Ќ.ќ. Ўаракшиновой в 1952 г. и бывшей студенткой »ркутского университета ј. –омановой в 1953 г. —одержание этого варианта составл€ет борьба √эсэра со следующими мифическими существами:
I - с главою восточных тэнгриев - јтай ”ланом.
II - отрубает 77 сучьев у волшебной белой березы, котора€ собиралась закрыть все небо.
III - отрубает верхушку сандалового дерева, собравшегос€ проткнуть голубое небо.
IV - уничтожает 9 шолмо, приносивших люд€м страдани€ и бедстви€.
V - с желтым псом-чудовищем, пожиравшим все живые существа.
VI - с трем€ шараблинскими ханами.
VII - с “осхолдой мангадхаем.
VIII - с √ал Ќурман-ханом.
IX - с Ўара мангадхаем. (Ўаракшинова Ќ.ќ. √ероический эпос о √эсэре. - »ркутск, 1969. – —. 38.)

       “акже от ј. “ороева были записаны “.ћ. Ѕолдоновой в августе 1942 г. три улигера: «√эсэр ћэргэн» (2400 стих.), «Ўандаабал ћэргэн» и «јлбанжа ћэргэн». ¬торой из них, по признанию сказител€, €вл€етс€ особой ветвью «√эсэра». „асть «јполлон “ороев√эсэр ћэргэна» была опубликована в газете «”сть-ќрдын ”нэн» в декабре 1993 г. с предисловием —.Ў. „агдурова. »нтерес представл€ет записанна€ поэтом ¬. ѕетоновым из уст сказител€ легенда о битве √эсэра с Ћойр ’ара Ћобсоголдоем, имеюща€ этиологические мотивы (например, образование озер ќншоо, ƒоншоо от копыт √эсэрового кон€, а гора ќрголи – от песка, которую √эсэр стр€хнул со своей стрелы на землю. Ћюбопытно, что эти топонимы существуют в ѕриангарье). (ѕетонов ¬. Yльгэршэн тухай үгүүлэл / —каз об улигершине. - ”лан-”дэ, 2002. – —. 16-18).   сожалению, варианты эпоса «√эсэр», записанные Ќ.ќ. Ўаракшиновой и “.ћ. Ѕолдоновой, остаютс€ до сих пор не изданными.

       ј. “ороев умер в 1982 г., прожив долгую, творчески плодотворную жизнь. ќн €вл€лс€ и нашим современником, запечатлевшим в своих произведени€х всю противоречивость сложной, насыщенной трагедией и пафосом эпохи. Ќаиболее €ркие его творени€, какое бы содержание они не носили, были проникнуты искренней верой в доброту, в гуманизм, в величие человека. Ѕесспорными €вл€ютс€ его заслуги в сохранении древних народных традиций, национальных символов, пам€ти, национального бур€тского духа, пронесенного через все невзгоды т€желого времени благодар€ светлому ис­кусству улигершина.

4421052_8 (45x52, 1Kb)


ћетки:  

”лигершин ѕЄохон ѕетров

ƒневник

ѕ€тница, 20 ћа€ 2011 г. 11:23 + в цитатник

ѕѕ (250x301, 27Kb)        ”лигершин ѕЄохон ѕетров (1866-1943) родилс€ в улусе ’адаахан на ”йга - острове реки јнгары близ Ѕалаганска, ныне совхоз «ѕриморский» Ќукутского района ”сть-ќрдынского Ѕур€тского автономного округа. ѕредки ѕ. ѕетрова происходили из рода ’ангин, который возводил свою родословную к племени ’ибэдэг хара монголы. Ёто нашло отражение в родовом шаманском призывании:
                                      ’амаг тумэн ’ангин,
                                      ’ара монгол удха....
                                      ’ангин - многотыс€чный род,
                                      от черных монголов начало берет....

        Ѕольшой шаманский дар по генетическому коду перешел к ѕ. ѕетрову, который, по мнению крупнейшего фольклориста-собирател€ —.ѕ. Ѕалдаева, €вл€лс€ непревзойденным знатоком древних €зыческих обр€дов, «не задумыва€сь, словно чита€ по книге, доводил призывание до конца».

        ѕЄохон ѕетров слыл авторитетом не только в области шаманской поэзии, но и в знании истории бур€т - монгольских родов и племен.  ак носитель культуры своего народа он великолепно знал его обычаи и обр€ды, умел читать книгу природы и толковать ее знаки и приметы. ≈му довер€ли тайну своих названий вершины и пади окрестных гор и холмов, речки и озера, людские селени€ и стойбища. ќ многом мог поведать приангарский мудрец - старожил. Ќедаром в советское врем€ ѕ. ѕетров становитс€ лучшим гидом - краеведом открытого в 1934 г. колхозного музе€.

        Ќо природный дар, любовь к старине и феноменальна€ пам€ть с особой силой сказались в знании родного фольклора и прежде всего героического эпоса «√эсэр», который обессмертил им€ своего сказител€. ¬еликое сказание, зародившеес€ в недрах ÷ентральной јзии, куда входил географически и исторически регион ѕрибайкаль€, находило своих достойных поэтов, хранителей и исполнителей. »мена многих и многих сказителей - гэсэршинов канули в Ћету, но врем€ и судьба выдвинули ѕЄохона ѕетрова в число выдающихс€ сказителей XX века. Ќеисс€каемый источник народного твор­чества и богата€ эпическа€ традици€ родного кра€ подготовили по€вление именитого рапсода. »звестно, что его отец ѕетруунха Ѕааниев (ѕетр »ванов) был незаур€дным улигершином. ќт него и услышал впервые ѕ. ѕетров сказание о √эсэре.

       Ќо исполнение «√эсэра» зиждетс€ на безукоризнен”лигершин ѕЄохон ѕетровном знании всего фольклорного богатства. ћалые формы фольклора €вл€ютс€ как бы ступеньками, ведущими к вершине эпической поэзии. ѕЄохон ѕетров с детских лет успешно прошел народную школу сказительского усовершенствовани€, чтобы стать «образцовым улигершином, донесшим до нас традиционное «унгинское» исполнение улигеров». ќн знал до двадцати больших эпических произведений, которые вкупе составл€ют свыше 100 тыс€ч стихотворных строк. ј если сюда добавить дес€тки высокохудожественных сказок, множество легенд и преданий, пословиц и поговорок, загадок и шаманских песнопений, то все это составило бы многотомную библиотеку, которую улигершин ѕ. ѕетров хранил в пам€ти, мог наизусть воспроизвести любую страницу народно-поэтического творчества.

       »сполн€л улигеры ѕ. ѕетров только сказыванием (речитативом). “ак, —.ѕ. Ѕалдаев пишет: «”лигеры не пел, а рассказывал - тооложэ хэлэдэг. ѕеть он не мог: не было голоса… рассказывал он улигеры стихотворно, не задумы­ва€сь и не останавлива€сь ни на минуту - только успевай записывать... ѕам€тью он обладал феноменальной». ќн был противником сокращенной передачи «√эсэра», считал также, что улигеры нельз€ исполн€ть днем, без вс€кого на то повода, что исполнение должно быть подготовленным.

         сожалению, далеко не все удалось записать фольклористам из уст замечательного сказител€. Ќо и то, что удалось перенести на бумагу собирател€м –.‘. “угутову, —.ѕ. Ѕалдаеву, ј.». Ўадаеву, дает представление о творческом потенциале ѕ. ѕетрова. ќсобо следует сказать об ».Ќ. ћадасоне, известном поэте и фольклористе, успевшем записать в самом начале 40-х гг. у ѕЄохона ѕетрова, незадолго до его кончины, 12537 драгоценных стихотворных строк. «јбай √эсэр», записанный им один из самых полных вариантов унгинской √эсэриады. —казитель в стройной последовательности передал все основные части и эпизоды, рассказал обо всех походах и битвах своего любимого геро€. “олько одна «глава» о борьбе √эсэра с ƒь€волом „угунным  нутом (Ўэрэм ћината) передана кратко. Ќо следует сказать, что не все сказители решаютс€ на повествование о борьбе с этим самым страшным врагом √эсэра. “ак, например, этой «главы» нет у ѕ. ƒмитриева, хот€, несомненно, ее содержание было ему известно. «јбай √эсэр» ѕ. ѕетрова имеет дополнительные «главы» об исполинском змее јбарга,

о —аган Ѕаторе (Ѕелом богатыре), о четырех последышах мира (Ёби дурбэн хэнзэ), которых нет у других сказителей.

       ¬арианту ѕ. ѕетрова - одному из лучших в бур€тской «√эсэриаде» - была суждена больша€ дорога. ¬ 1960 г. в г. ”лан - ”дэ увидело свет научное - впервые в бур€тской фольклористике - издание этой жемчужины эпического наследи€. ¬ступительна€ стать€, подготовка текста, перевод на русский €зык и комментарии к нему принадлежат ј.». ”ланову, корифею бур€тского гэсэроведени€.

       ¬ариант ѕ. ѕетрова лег в основу сводного текста литературно-художественного издани€ «јбай √эсэр хубуун» Ќ. Ѕалдано, которое было издано в 1959 г. в ”лан-”дэ и переиздано спуст€ дес€ть лет. Ётот «√эсэр» - правда, далеко не в полном виде - дважды выходил в ћоскве в издательстве «’удожественна€ литература» (1968 г. и 1973 г.) в переводе —. Ћипкина. »м же издана повесть дл€ детей по мотивам бур€тского эпоса «ƒержава утренних жаворонков» (ћосква, 1968). ѕодобный пересказ в прозе предприн€л писатель ћ. —тепанов, чь€ книга « арающий меч √эсэра» выдержала три издани€ в ”лан - ”дэ в 1964, 1969 и 1994 гг.

       ѕолный поэтический перевод «√эсэра» на русском €зыке ¬. —олоухина вышел в 1986 г. в г. ”лан-”дэ и спуст€ два года в г. ћоскве. Ќовым этапом на пути к широкому читателю €вилс€ поэтический перевод сказительского варианта ѕЄохона ѕетрова, осуществленный ј. ѕреловским. Ёта книга под названием «¬еликий √эсэр» была опубликована в ћоскве в 1”лигершин ѕЄохон ѕетров999 г. ≈сть определенна€ символика в том, что изданием бур€тской «√эсэриады», вершинного произведени€ фольклора народов ÷ентральной јзии и —ибири, завершилось II тыс€челетие, признанное международной общественностью, как и тыс€челетие „ингисхана.

       “акже следует напомнить, что именно в селе ’адаахан - родине ѕ. ѕетрова - в св€зи со 125-летием со дн€ его рождени€ состо€лось в августе 1991 г. народное празднество, положившее начало бур€тской √эсэриаде, посв€щенной

1000-летию эпоса «√эсэр». “ам же было осв€щено и подн€то знам€ √эсэра, ставшее символом возрождени€ вековых традиций и обычаев, символом духовного единени€ и бессмерти€ народа, живущего на берегах св€щенного Ѕайкала.

       —муглолицый и высоколобый, среднего роста и крепкого телосложени€, трудолюбивый и мудрый - таким запомнилс€ земл€кам народный сказитель ѕеохон ѕетрович ѕетров. ќн любил родную речь, верил в магическую животворную силу поэтического слова и духовно был сродни эпическим богатыр€м √эсэра, которые благодар€ таланту улигершина воспр€ли из глубин тыс€челетий во им€ служени€ будущему. ∆изнь сказител€ - искорка быстрых мгновений. ѕеснь сказител€ - пламень в сердцах поколений.

4421052_8 (45x52, 1Kb)


ћетки:  

”лигершин ѕапа “ушемилов

ƒневник

ѕ€тница, 20 ћа€ 2011 г. 10:47 + в цитатник

“уш (250x265, 15Kb)        ”лигершин ѕапа “ушемилов (1877-1954) родилс€ в улусе Ќижний ћельхитуй (Ѕа€н ∆алга) Ќукутского района ”сть-ќрдынского Ѕур€тского автономного округа, принадлежал к олзоеву роду. ќн знал, согласно записи —.ѕ. Ѕалдаева, свою родословную до 21 колена.  роме сказительского мастерства ѕ. “у­шемилов хорошо владел искусством народной медицины: был известным костоправом, как его отец и дед. Ёто искусство, которое не каждому дано, улигершин перен€л у них еще в юные годы и стал признанным знатоком народной хирургии.

        ѕ. “ушемилова можно назвать потомственным улигершином, так как все его предки, начина€ с прапрадеда ѕеэтрига, славились как знатоки народной поэзии, певцы и сказители. ¬ доме “ушемиловых часто собирались земл€ки, а также специально приезжали из далеких улусов гости - видные улигершины. ¬ зимнее врем€ они до глубокой ночи рассказывали друг другу эпопеи, сказ­ки, легенды. ѕапа с волнением, радостью, с какой-то внутренней гордостью и уже который раз слушал улигеры в исполнении отца, д€ди ѕетхооба и дедуш­ки “ушемила. ќн не просто запоминал произведени€ (это давалось ему не так уж трудно), а училс€ ма­стерству исполнени€, познавал тайны удивительно богатого словесного искусства и необычайно широ­кой поэтической и общественной де€тельности народ­ных певцов-сказителей.

        ѕапа ћихайлович, ѕапа “ушемилов с женой и детьмибудучи взрослым, вспоминал: « огда мне было 15-16 лет, € перен€л «√эсэр» у своего д€ди (старшего брата мо­его отца) ѕетхооба “ушемилова... я рано начал со­ст€затьс€ в песнопении и исполнении улигеров...». «десь чрезвычайно важно как знак преемственности поколений признание сказител€ о своем непосредственном учителе - д€де ѕеткове (ѕетхообе) “ушемилове, который знал все «дев€ть ветвей» сказани€ о √эсэре и испол­н€л его только пением и речитативом, сопровожда€ их иг­рой на хуре. »менно от него и его земл€ков в 1890 г. ћ.Ќ. ’ангалов записал «јбай √эсэр Ѕогдо хан», который стал первой полной публикацией унгинской версии √эсэриады (1893).

       ћногое дало ѕ. “ушемилову общение с улусными и приезжавшими сюда певцами-сказител€ми. ќн особенно уважал и любил слушать произведени€ в исполнении крупного унгинского рапсода Ёмнушки ’улугурова, почитаемого √.Ќ. ѕотаниным, ћ.Ќ. ’ангаловым, я.ј. и Ќ.—. Ѕолдоновыми, которые записывали с его слов улигеры, песни, сказки.

        ѕ. “ушемилов уже с семи лет рассказывал сказки, легенды, улигеры, удивл€€ окружающих. ќн училс€ игре на хуре и мастерству исполнени€ текстов от отца, деда и д€ди ѕетхоба. ƒед его “ушемил обладал прекрасным голосом, сочин€л песни и всегда выходил победителем на сост€зани€х. ѕ. “ушемилов хорошо усвоил традиции своей семьи и стал попул€рным во всем ѕриангарье певцом и исполнителем песен, сказок, улигеров. ».Ќ. ћадасон, записавший от него несколько ветвей улигера «√эсэр», так характеризует его исполнение: «ѕапе “ушемилову непременно нужны были слушатели. —реднего роста, подвижный, с маленькими юркими глазами, он стремилс€ блест€ще показать свое знание старины, подчеркнуть свое «превосходство» над другими в исполнении песен, легенд, преданий… »сполн€л «√эсэр» ѕ. “ушемилов красиво, то речитативом, то пением (голос, несмотр€ на преклонный возраст, был хорошим) и всегда вдохновенно».

        ѕо свидетельству с“уш3 (250x316, 15Kb)обирател€, сказитель знал более 10 крупных улигеров, более 60 сказок, многочисленные загадки, разные предани€ и ша­манские заклинани€. ѕрекрасно исполн€л песни в сопровождении двухструнной скрипки, которую он использовал вместо хура. ѕо данным –.ј. Ўерхунаева, его эпический репертуар насчитывал свыше 30 крупных сказаний: «јламжа ћэргэн» «’араасгай мэргэн», «јлтан Ўагай мэргэн», «Ёрхэ-нюдэн мэргэн», «’ара зурхэн баатар», «Ёрэ “оохолой мэргэн», «Ёрбэд Ѕогдо хан» и др.

        ќблада€ исключительной пам€тью, он восприн€л исполнительские традиции бур€тских сказителей в их классической форме, идущие, по крайней мере, с XVII-XIX вв. ¬ своей же сказительской практике, продолжавшейс€ беспрерывно свыше шестидес€ти лет, ѕапа ћихайлович пропагандировал многовековое устное народное творчество бур€т. ѕри этом ѕ. “ушемилов сконцентрировал в себе все лучшее, что было в де€тельности предков-рапсодов, в одинаковой мере хорошо и с наибольшей полнотой знал произведени€ всех жанров бур€тского фольклора. ¬ свое врем€ на обширной территории родного кра€ он был непревзойденным мастером исполнени€ на­родных произведений.
Ќохоева Ћ.». ”лигершин ѕапа “ушемилов. 1949

»звестны несколько записей «√эсэра» от ѕ. “ушемилова. ¬ но€бре 1940 г., в улусе ћельхитуй, на родине сказител€ ».Ќ. ћадасон записал от него несколько глав из «√эсэра»:
1) –аздор и война небожителей. ћор на земле. —ошествие Ѕухэ Ѕэликтэ на землю,
2) победа јбай √эсэра над Ћесным ѕестрым тигром ќхотор,
3) о болезни √эсэра и уходе его жены “умэн ∆аргалан хатан к јбарга —эсэн мангадхаю,
4) о войне с трем€ шараблинскими ханами,
5) поход и победа над √ал ƒулмэ ханом,
6) о китайском √умэн —эсэн хане. ќбщий объем стихотворной рукописи составл€ет 172 машинописных страницы. (Ѕурчина ƒ.ј. √эсэриада западных бур€т. - Ќовосибирск, 1990. – —. 164-195.)“уш4 (250x231, 15Kb)

        Ќаиболее полна€ запись сказительского варианта ѕ. “ушемилова (8051 стих), состо€щего из 11 «глав» (в нем отсутствует только глава о борьбе √эсэра с Ћобсоголдой мангадхаем), принадлежит “.ћ. Ѕолдоновой. Ётот вариант, записанный в 1948 г., был издан в 2000 г. на двух €зыках при активном участии —.Ў. „агдурова и “.ћ. Ѕолдоновой и стал пам€тником самому сказителю - ѕапе “ушемилову.  роме того, у улигершина записывала «√эсэр» Ќ.ќ. Ўаракшинова (рукопись хранитс€ у собирательницы). ѕо свидетельству ».Ќ. ћадасона, со сказителем на его родине много занималс€ писатель Ќ.√. Ѕалдано во врем€ подготовки им дл€ издани€ литературного свода эпоса «√эсэр». “огда им была произведена запись двух глав – о войне √эсэра с трем€ шараблинскими ханами и о битве √эсэра с Ћойр-Ћобсоголдой мангадхаем. ќни были изданы отдельной книгой «√эсэр» на бур€тском €зыке под редакцией поэта ÷. √алсанова в 1941 г. в г. ”лан-”дэ. (Ўаракшинова Ќ.ќ. √ероический эпос о √эсэре. - »ркутск, 1969. – —. 39.)

       ѕ. “ушемилов посв€тил всю свою жизнь изучению художественного творчества бур€т и благородной миссии его пропаганды труднейшими средствами поэтического, вокального и музыкального искусства. «аслуги сказител€ поистине неоценимы. ќн был крупным де€телем бур€тской национальной культуры. ¬ерный сын своего народа и его великий певец, ѕ. “ушемилов оставил нам богатое художественное наследие, а в душе своих соотечественников - неизгладимую пам€ть. ќн по достоинству занимает вид­ное и почетное место в славной пле€де √омеров XX в., в истории мировой практики народных сказителей-певцов.


ћетки:  

ƒневник Budamshuu

ƒневник

ѕ€тница, 20 ћа€ 2011 г. 10:47 + в цитатник
¬се самое интересное о Ѕур€тии и бур€тах. » не только.


 —траницы: