-Метки

onerepublic барельефы боевик ватрушки великая отечественная видео-фильм водная стихия вторые блюда вулканы выпечка глупые советы греческая мифология гробницы и пирамиды драма женское белье живописная земля животный мир загадки загадки и символы игорь крутой индийское кино иностранная музыка клады комедия кристина орбакайте кулинария лабиринты легенды и мифы ленивые пельмени любовный роман мелодрама мистика москалёв сергей музыка мясо наводнение наводнения о доме-2 обувь одежда отечественный первые блюда печенье пещеры и подземелья пирожки подарки приключения природные напасти прически религия и ритуалы рецепты рогалики русская музыка русские предания рыба салаты сериал сонник сосиски в тесте стихи тесто торнадо триллер ужасы украинская музыка флеш-игры флешки хворост художественный чебуреки чудеса архитектуры

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ani_Ja

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) АРТ_АРТель Радужные_мечты novate WiseAdvice

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.02.2005
Записей: 958
Комментариев: 1813
Написано: 4437


Без заголовка

Понедельник, 29 Октября 2007 г. 19:42 + в цитатник
Цитата сообщения imperator777 из дневничка ГЛАГОЛЪ

Тайны Троице Сергиевой Лавры

© Беседовал Дмитрий Соколов
Гонорар Дмитрий Соколов



Тайны Маковецкого холма или куда пропадает стена в Троице Сергиевой Лавре

Москва – сердце России, Петербург – ее голова. С этими утверждениями не поспоришь, они настолько пропитались исторической реальностью, что являются практически аксиомами Российской жизни. Однако у любого организма кроме сердца и головы, существует еще один не менее важный орган – это Душа. Где же она у России? Что бы ответить на этот вопрос нужно заглянуть в глубь веков и внимательно посмотреть, где зародился тот самый легендарный русский дух, описанный во многих русских сказках. Где на географической карте России находится главная духовная и нравственная святыня народа. Разумеется это Троице Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде. Высокие монастырские стены из белого и красного кирпича – испокон веков несли ношу Православной столицы России. Именно здесь проповедовал знаменитый Сергий Радонежский – святой покровитель, и наверное самый почитаемый святой на Руси. Именно отсюда Дмитрий Донской отправился на Куликово Поле и вернулся с победой, именно этот монастырь героически выстоял во время польского нашествия. Одним словом нет в России другого места, которое могло бы претендовать на звание души русского народа. Однако каждое духовное или если выражаться языком эзотерики сакральное место мира должно обладать своими тайнами, чудесами и сверхестейственными явлениями. Должны они существовать и в Троице Сергиевой Лавре. Причем связаны эти уникальные легенды, не только с православной верой и ее славными адептами, проживающими в монастыре. Большинство историй о святых откровениях, жизни Сергий Радонежского и Православных чудесах можно прочесть в брошюрах, в обилии продающихся в сувенирных палатках около монастыря. Интересно другое, почему именно тут, а не где то в другом месте возник этот монастырь, как окружающее пространство влияет на православное святилище и наоборот, что монахи несут жителям города. На эти и другие вопросы, нам согласился ответить известный этнограф, собиратель народных сказаний, автор книги «Сказы Земли Радонежской» Алексей Липкин.
- Скажите Алексей действительно ли история и жизнь Лавры окутана тайнами и сверхестейственными явлениями?
- Разумеется, причем иначе и быть не может. Ведь Троице Сергиева Лавра – это и Православная святыня, и монастырь, и крепость одновременно. Ее история начинается с XIV века, которая буквально пропитана уникальными событиями, чудесами и тайнами. Конечно, обо всех чудесах и загадках Троице Сергиевой Лавры и ее окрестностей не расскажешь даже в книге, а не то что в статье, но о некоторых ее тайнах я попробую Вам рассказать.
- Давайте начнем с основания Лавры Сергием Радонежским, он выбрал это место случайно или же здесь и до его прихода происходили странные вещи?
- Вы правы, первое упоминание о происходящих здесь чудесах доносится до нас со времен основания монастыря этим великим русским святым. Вероятно, еще до того как он пришел на гору Маковец – это место было хорошо известно жителям окрестностей. Вот, что говорится о нем в «Житие Преподобного Сергия Радонежского»: «Это место было Самим Богом предназначено к устроению обители: над ним и прежде видали достойные люди - одни свет, другие огонь, а иные ощущали благоухание…»
- Выходит, еще до основания монастыря, здесь происходили культовые обряды, известно, кто мог в то время проводить тут свои ритуалы и каким Богам они были посвящены?
- Точной информации о почитаемых в этих местах культах нет, но можно сделать некоторые предположения. Подобные места часто были почитаемы нашими предками. Язычники устраивали на них свои капища, христиане ставили церкви и монастыри. Сегодня же такие необычные места принято называть аномальными или местами силы. Очень часто в подобных точках происходят самые необычные физические и психологические явления. Появляются столбы света, у людей возникают различные видения, часто религиозного характера, происходит оздоровление больных.
- Но если свет над этими местами возникал и до основания Лавры, наверное должны существовать версии об истинных причинах этого явления или хотя бы о ритуалах его вызвавших?
Конечно, они есть. Людская память доносит до нас весть о древних языческих святилищах. Одно из них — древнее капище «Белые Боги» — располагалось недалеко от Радонежа, в прошлом древнейшего славянского поселения, от которого остались сегодня сельцо да городище. Точное местонахождение святилища забыто, но упоминание о нем мы встречаем в материалах польского археолога и этнографа Ходаковского, побывавшего в этом месте. Дело в том, что именно в окрестностях Радонежа Сергий Радонежский жил до основания им Лавры в уединении с природой и дикими зверями. Именно – это место выбрал он для своего уединения, а до него тут скорее всего проводились древние славянские обряды.
- А что это за Белый Бог в честь которого названо это место, расскажите подробнее.
- Белбог - входил в пантеон древнейших славянских богов, он являлся персонификацией добра. Идолы Белбога, по некоторым данным, волхвы устанавливали на возвышенности в июле и вымаливали у него защиту от его антагониста — Чернобога.
Ведь и Белбог и Чернобог вместе со своим отцом Свантевитом, богом богов, составляли образ Триглава, аналог христианской троицы, фактически триединого божества, представляя тем самым образ славянской языческой системы мироздания, объединяя воедино мир горний - правь, мир людей - явь и мир мертвых - навь.
- Получается, что святые земли Радонежа и Сергиева Посада, были таковыми и до прихода православия в эти места?
- Да, именно так, а уже позднее на этих сакральных местах были построены православные церкви. Предание, записанное И. М. Снегиревым, говорит о существовании в окрестностях Радонежа семи церквей и двух монастырей. В то время, да и сейчас Церкви частенько устанавливались на местах разоренных языческих святилищ. Подобная замена языческих святилищ на православные церкви с приходом христианства происходила на Руси повсеместно. Согласно летописи, основу этому процессу положил еще князь Владимир: «...приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры».
- Выходит, что настоящее сакральное место, не сама Лавра, а Радонеж, находящийся в нескольких километрах от нее. Как Вы думаете, до сегодняшнего дня дожили артефакты тех лет, культовые камни, деревья, или алтари?
К сожалению кроме легенд до наших дней ничего не дожило, хотя, существует предание, что на территории Радонежья до сих пор сохранилось культовое дерево — дуб с магическими символами и обрядовыми украшениями, возле которого в определенное время собираются посвященные — волхвы, несущие в памяти своей древние обычаи и заветы наших далеких предков. Место это никак не обозначено для непосвященных, более того, говорят, что на подходе к нему недобрый, заплутает, случайный пройдет мимо, не отметив ничего необычного, и только человеку с добрым сердцем и чистыми помыслами дерево откроется во всей своей сокровенности. А народная молва доносит до нас весть и о другом дубе — дубе Сергия Радонежского. Стоял этот дуб не одно столетие, посаженный, по преданию, Преподобным Сергием, но, как мне рассказывали, не так давно пастух по неосторожности спалил его. Есть легенда и о волшебном камне, так же расположенном в Белых Богах, якобы существует предание, которое рассказывает о том, что сам Сергий Радонежский «крест положил» на одном из камней святилища «Белые Боги» в знак намерения основать монастырь именно на этом месте. Но потом преподобный Сергий, изменил свое решение и основал обитель на горе Маковец, рядом с рекой Кончурой. Сегодня в этом месте находится Свято-Троицкая Сергиева Лавра, привлекающая к себе людей со всех уголков нашей страны, а также многочисленных гостей из-за рубежа. А первое упоминание о происходящих здесь чудесах доносится до нас со времен основания монастыря Сергием Радонежским. Вот как характеризовали эту гору, местные жители тех лет: «Радонежские старожилы, бортники и охотники, исходившие окрестности, давно приметили холм в десяти верстах от Хотькова. Те, кому случалось заночевать в лесу, будто бы видели яркий свет, струившийся над поляной, и даже языки пламени. Так родилась легенда о Маковце как о таинственном, святом месте, предназначенном для обители и дожидавшемся своего часа».
- А есть документально зафиксированные, например в летописях, описания таких световых явлений у стен Лавры?
- Конечно, вот, к примеру, один из документально зафиксированных случаев наблюдения в этом месте необычной «иллюминации». Этому стали свидетелями люди, находившиеся на территории Лавры во время ее осады польско-литовским войском. Это явление описано в книге «Осада Троице-Сергиевой Лавры». В сентябре 1606 года, как раз накануне Сергиева дня, присутствовавшие в обители были свидетелями необыкновенного, поистине чудесного явления, которое было всеми принято за особое знамение. Об этом повествует «правдивый» летописец:"Священник, по имени Пимен, вечером горячо молился перед иконой Богоматери, проливая слезы и вдруг он увидел из окна своей келии необыкновенный свет, яркий и ослепительный. В первую минуту, еще не поняв происхождения его, он подумал, что неприятели подожгли святую обитель, и это горят монастырские здания. В испуге и смятении он поспешно выбежал из келии; выйдя же на крыльцо, он увидал ярко сиявший огненный столп, который поднимался над самою церковную главою и вершиною своей достигал небес. Пимен еще более ужаснулся при виде этого чудного знамения и созвал братию и бывших в монастыре посторонних мирян; Наконец собралась целая толпа народа, и все смотрели на огненный столп и дивились чудесному знамению. Так прошло несколько минут. Потом огненный столп начал мало по-малу опускаться, обратился в светлое облако и проник сквозь окно с соборный храм Пресвятой Троицы»
- Да… место необычное. А сегодня вокруг Лавры все так же продолжают рождаться легенды?
- В архивах тех, кто занимается изучением аномальных явлений, хранятся описания наблюдений построек, животных, людей, к моменту наблюдения уже давно прекративших свое существование. Одни исследователи объясняют это проявлением «эффекта хронопортации», другие говорят о голографических явлениях, третьи – о воздействии особого места на сознание человека.
- Удивительно, а где конкретно на территории Лавры, можно наблюдать подобные аномалии?
- Такой феномен наблюдается прямо у стен Троице - Сергиевой Лавры, точнее, у одной из её стен, а ещё точнее – чудеса происходят с самой стеной. Мне не раз доводилось слышать рассказы о наблюдении возле лавры старой деревянной стены. Одни слышали об этом феномене от других, другие сами видели стену. Причем кирпично-каменная стена с башнями, превратившая монастырь в мощную крепость, была выстроена взамен старой бревенчатой стены ещё в 1540–1550-е годы.
- Вы хотите сказать, что люди как под гипнозом видят вместо кирпичной выкрашенной в белый цвет стены, старинную деревянную?
- Вот именно и это еще не все. Несколько лет назад я столкнулся с продолжением легенды о чудесах вокруг Лавры. Приехав в Москву к своему коллеге, я был просто потрясён, когда он спросил меня: «А что, пушечные ядра так и торчат из стены?» Оказывается, он был уверен, что во время посещения Троице-Сергиевой лавры видел торчащие из монастырской стены пушечные ядра. Это произвело на него очень сильное впечатление. Он был изрядно удивлён, когда узнал, что участка стены «с торчащими из неё пушечными ядрами» реально не существует.
- А более приземленные тайны существуют, например зарытый клад или тайный ход в секретную обитель полную древних манускриптов с древними текстами?
Вы попали в самую точку. Слухи, сплетни, былички и предания, все это создает особый местный фольклор вокруг истории и загадок монастыря, среди которых есть легенды о подземном ходе, ведущем из монастыря в неизвестном направлении. Многие исследователи этнографы убеждены, что под Троице - Сергиевой лаврой сохранилась сеть длинных подземных ходов, связывающих лавру с окрестными монастырями и пустынями. Находятся даже те, кто утверждает, будто видел входы и даже ходил по этим подземельям. Так одни информаторы утверждают, что ходы пребывают в очень плохом состоянии: частично затоплены, частично разрушены. Однако же реального подтверждения этому нет. А священники Лавры, и сотрудники музея-заповедника официально отрицают возможность их существования. Но в частных беседах, говорят, да ходы есть, но куда они вели не известно, поскольку стены и потолок у них давно обвалились.
- Наверное эти ходы служили в качестве «запасного выхода» на случай осады крепости неприятелем?
Это было бы слишком просто. Действительно подобные ходы к ближайшей реке, лесу или в овраг есть у каждого крупно монастыря или крепости. Тут же легенды говорят, что в этих ходах могла проехать тройка лошадей, а протяженность этих тоннелей несколько десятков километров до ближайших монастырей, а некоторые исследователи считают, что и до самой Москвы. Сопоставив рассказы разных исследователей, я пришел к выводу, что эти ходы достаточно большой протяжённости и соединяют Троице-Сергиеву Лавру, Хотьковский и Покровский монастыри. Существует, даже упоминание ширины подземного хода ведущему из Лавры в Хотьково, как говорят в этом подземном ходе - «могла тройка лошадей проехать или две телеги разъехаться». Кроме монастырей ход должен соединять Пустынь Святого Духа Параклита, Гефсиманский и Черниговский скиты, есть рассказ и о том, как во время Великой Отечественной войны из Лавры в Черниговский скит переносилось оружие и продовольствие. А уж рассказов о локальных, небольших ходах – и вовсе не счесть. На основе подобных рассказов можно попробовать создать схему легендарных подземных ходов Троице Сергиевой Лавры.
- Да, это уже больше похоже на спуск в подземное царство, однако если эти ходы существовали или существуют на самом деле, о них должны были остаться свидетельства в летописях монастыря, это так?
- Да, такие источники существуют. Вот литературное упоминание об одном из таких «несуществующих» ходов из книги «Осада Троице -Сергиевой Лавры»: «…С своей стороны и воеводы русские – Голицын и Голохвастов – также начали принимать более серьезные меры, чтобы как-нибудь разузнать вернее, с какой стороны ведется подкоп под лавру. Для этой цели они отдали приказание разыскать и хорошенько расчистить тайный подземный ход, который был когда-то в старину проведен из “Сушильной” башни; ход этот вел под землю наружу, в поле, так что через него можно было выйти тайно из Лавры в открытое место, на дно того оврага, который окружал всю обитель».
- А Вы сами верите в эти легенды о столь продолжительных по длине подземных ходах в Лавре?
- Конечно, вероятность существования столь длинных подземных ходов мала, и, скорее всего в основу легенды просто легла историческая и духовная связь монастырей Радонежья и память о соединяющих их дорогах, а вот короткие, выводящие в ближайшие окрестности Лавры ходы, вполне могли существовать, особенно если принять во внимание ее политическое и оборонное значение.
- С ходами, хронопортацией, свтовыми явлениями все понятно, но обычно около мест с подобной энергеткой должны наблюдаться места в которых у человека либо резко улучшается самочуствие либо наоборот портиться. Около Сергиева Посада и Радонежа такие места существуют?
- Сложно сказать, наверное, они есть, но назвать точные географические координаты я не могу. Но одно я знаю точно, это то, что вокруг Радонежа и Троице – Сергиевой Лавры существует целый ряд по настоящему целебных источников. Наверное, места, из которых бьет целебная вода, должны быть именно теми биогенными местами о которых Вы спрашиваете.
- Подробнее можете рассказать об этих источниках?
Открытие целого ряда таких родников, славящихся целебной силой, людская молва связывает так же с именем Сергия Радонежского. Причем не обошлось без чудес и в этом случае. Как то раз, взял Сергий с собой одного инока и пошел с ним в лесной овраг под монастырем; там он нашел немного дождевой воды, преклонил над нею колена и помолился... И едва произнес он эту молитву и осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода, как вдруг из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, и потекла она ручьем по долине. А вода оказалась не простой. Многим она давала исцеление. Издалека стали приходить к источнику люди и уносили воду для болящих. Верили, что достаточно окропить ею — и «страдающие различными недугами исцеления получают». Сергию Радонежскому людская молва приписывает открытие и другого источника — водопада «Гремячий», который расположен вблизи деревни Ляпино, на левом берегу реки Вондига. Этот водопад является уникальным природным памятником - несколько сильных источников, бьющих из расщелины в середине крутого склона, сложенного из известняков, с высоты около 25 метров. Легенда гласит, что, в этом месте останавливался Сергий Радонежский на пути из Троицы в Киржач, а источники появились также в результате его молитвы.
- Странное название у водопада, это Сергий Радонежский дал ему такое название?
- Нет, по этому поводу существует другая легенда, рассказывающая о совершенно ином происхождении источника. Она гласит, что своим появлением он обязан удару молнии в склон холма.
- Так, когда же все-таки появился этот источник? При Сергии Радонежском, позже или, наоборот, раньше?
- Легенды об ударе молнии в частности, о происхождении от удара молнии источника указывают на существование здесь святилища, посвященного богам небесных стихий. Часто эти места носят «громовые» названия: Громово, Гремячее, Перуново. Наверное, своим названием источник все же обязан культу Перуна, нежели молитва Сергия Радонежского. Сегодня «Гремячий» обустроен. Является местом паломничества верующих, а вода источников считается целебной.
- Получается, что и православные и языческие источники одинаково исцеляют больных?
- Видимо, дело тут не в той или иной вере, а в том, что именно в этом месте, происходят какие то уникальные природные явления или химические процессы делающие воду целебной. А языческие волхвы и православные священники просто умели определять подобные места.
- Вы рассказали много интересного о святых местах, но как не бывает света без тьмы, так и в этих местах должны существовать черные места или места, где поколняются темным божествам?
- Конечно, есть, люди, как правило, стараются видеть хорошее, и не замечать плохое. В Сергиево Посадском районе, на самом деле существует не мало заколдованных мест. Таким, например, считается и лес вблизи Слотино и Путятино. Странным именем называют его местные жители — «Шутовы порты». Кстати шутом на Руси прозывали именно черта. Произносить слово «черт» наши предки побаивались, глядишь, и впрямь беду накличешь, явится нечистый. Поэтому и старались, говоря о нечисти, называть ее всякими кличками: анчутка, колченогий, рогатый, куцик, окаяшка. Есть в этом списке и прозвание «шут». Подтверждение этому мы можем найти и в нашем лексиконе, часто люди — откровенное проклятие: «черт с ним», заменяют более мягкой формой: «шут с ним». Но вернемся к лесу. Блуждают в нем люди. Теряют ориентацию. Видимо, сам Леший водит странника по лесу, забавляется. Старались местные жители обходить обитель хозяина леса стороной, а уж, попав в лес да начав блудить, снимали с себя всю одежду, выворачивали наизнанку да снова надевали ее на себя, но уже задом наперед, пытаясь ввести лешего в заблуждение и отвести морок. Ну а как нормальный крестьянин мог назвать такое необычное одеяние, столь напоминающее одежду ряженого при праздновании Коляды одеяние ряженых также выворачивалось наизнанку — ну, конечно, колдовской, чертовой или шутовской. Но не только это место считается в нашем районе «странным». Несколько лет назад, проезжая по окрестностям Богородского, услышал я странное местное название-прозвище одной из деревень — “Деревня колдунов”. Так местные жители прозвали деревню Титовское, что немного в стороне от Богородского. Название меня очень заинтересовало. Жители окрестных деревень рассказали, что когда-то в этой деревне жило много “сильных” колдунов. Окрестные селяне жителей Титовского откровенно побаивались и предпочитали обходить стороной.
- Спасибо за интересный рассказ.
Рубрики:  Необъяснимо,но факт

Светланкин_дневничок   обратиться по имени Вторник, 30 Октября 2007 г. 14:18 (ссылка)
Очень интересно! Бывала там неоднократно. Один раз со мной тоже произошло не очень приятное приключение в окресностях Лавры. Я сама была виновата. Мы ездили туда как-то зимой отчитывать сына, три дня подряд. На исповедях отец Герман говорил о вреде курения.На третий день, перед поездкой из Москвы, я сдуру ляпнула уставшим голосом, что пусть ангелы отворачиваются от меня, но курить не брошу.А вечером я поплатилась за это полной программе. Вдруг наша машина остановилась без всяких на то причин на одной из неосвещенных трасс около самого города, где расположена Лавра, Сергиева Посада.Место было пустынное, страшное и какое-то лесистое. Вокруг ни души. В машине маленький ребенок, зима, а двигатель перестал работать. Муж пошел за подмогой, искать телефон, за 10 километров...А я осталась одна в машине с сыном, укрыв его своей одеждой, чтобы не замерз и сжимая в руках охотничий нож. Не забывайте, это было на безлюдной трассе. Мне оставалось лишь молиться. Жутко было...Муж дозвонился-таки брату в Москву и через несколько часов за нами приехали. Мой муж спец в машинах, но тут что-то произошло непонятное...Нас дотащили к шести утра в Москву. По приезде я сразу же свалилась с бешеной простудой и огромной температурой и ломками. Машина же на следующий день сразу завелась и все отлично заработало.Пострадала только я, за свой язык...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку