-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108424
Комментариев: 6801
Написано: 116895


15 апреля родились...

Понедельник, 15 Апреля 2024 г. 04:15 + в цитатник
Ferry IV le lutteur (686x700, 511Kb)
1282
Ферри IV Борец (французское имя — Ferry IV le lutteur)
герцог Лотарингии с 1312 года из династии Шатенуа. Родился в Гондревиле. Сын Тибо II и Изабеллы де Рюминьи. В октябре 1314 года на выборах немецкого императора голоса разделились между двумя претендентами: Людвигом Баварским и Фридрихом Габсбургом. Южная Германия стала ареной военных действий. Ферри IV поддерживал Фридриха Габсбурга — брата своей жены. В битве при Мюльдорфе их войска потерпели поражение, а сами они попали в плен. Вскоре при посредничестве французского короля Карла IV Ферри был освобожден в обмен на обещание больше не вмешиваться в имперские дела. В 1324 году он участвовал в проходившем под руководством Карла Валуа походе в Гиень против короля Англии. В 1324—1326 годах принимал участие в «войне четырёх сеньоров» (Guerre des quatre seigneurs) против города Мец. После смерти Карла IV стал близким союзником нового короля Филиппа VI, вместе с которым участвовал в битве при Касселе. Умер в Париже 21 апреля 1329 года. В 1304 году Ферри женился на Елизавете Австрийской (1285—1352), дочери Альбрехта I Габсбургского и Елизаветы Горицийской. Дети: Рауль (1320—1346), герцог Лотарингии; Маргарита, мужья: Жан де Шалон, сеньор д’Оберив (умер в 1350), затем граф Конрад фон Фрайбург, затем Ульрих фон Раппольтштайн. Четверо других их детей умерли в детстве. Источники: Henry Bogdan, La Lorraine des ducs, sept siècles d’histoire, Perrin,‎ 2005 [détail des éditions] (ISBN 2-262-02113-9); Jacqueline Carolus-Curien, Pauvres duchesses, l’envers du décor à la cour de Lorraine. Éditions Serpenoise, Metz, 2007. ISBN 978-2-87692-715-5. p. 20; Detlev Schwennicke, Europäische Stammtafeln. Band I.2. (1999) Tafel 205.

 (699x466, 20Kb)
1452
Леонардо да Винчи (итальянское имя — Leonardo da Vinci)
величайший деятель, многогранный гений эпохи Возрождения, основатель Высокого Возрождения. Известен как художник, ученый, инженер, изобретатель. Леонардо да Винчи родился в местечке Анкиано близ города Винчи, расположенном недалеко от Флоренции. Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус, происходивший из известной семьи города Винчи. Матерью была по одной версии крестьянка, по другой – хозяйка таверны, известная под именем Катерина. Примерно в возрасте 4,5 лет Леонардо взяли в дом отца, и в документах того времени он назван незаконным сыном Пьеро. В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо (1435/36–1488). Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества: от растирания красок до работы подмастерья. Согласно рассказам современников, он написал левую фигуру ангела в картине Верроккьо Крещение (около 1476, Галерея Уффици, Флоренция), чем сразу обратил на себя внимание. Естественность движения, плавность линий, мягкость светотени – отличает фигуру ангела от более жесткого письма Верроккьо. Леонардо жил в доме мастера и после того, как в 1472 был принят в гильдию Святого Луки, гильдию живописцев. Один из немногих датированных рисунков Леонардо был создан в августе 1473. Вид долины Арно с высоты был выполнен пером быстрыми штрихами, передавая колебания света, воздуха, что говорит о том, что рисунок сделан с натуры (Галерея Уффици, Флоренция). Первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо, хотя его авторство оспаривается многими специалистами, – Благовещение (около 1472, Галерея Уффици, Флоренция).
15 апреля 1452 года родился — Леонардо да Винчиpost-13108-1302834558 (700x337, 214Kb)
К сожалению, неизвестный автор внес позднейшие исправления, что значительно ухудшило качество работы. Портрет Джиневры де Бенчи (1473–1474, Национальная галерея, Вашингтон) пронизан меланхоличным настроением. Часть картины внизу обрезана: вероятно, там были изображены руки модели. Контуры фигуры смягчены с помощью эффекта сфумато, созданного еще до Леонардо, но именно он стал гением этой техники. Сфумато (итальянское названия - sfumato – затуманенный, дымчатый) – разработанный в эпоху Возрождения прием в живописи и графики, позволяющий передавать мягкость моделировки, неуловимость предметных очертаний, ощущение воздушной среды. Между 1476 и 1478 Леонардо открывает свою мастерскую. К этому периоду относится Мадонна с цветком, т.н. Мадонна Бенуа (около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Улыбающаяся Мадонна обращается к сидящему у нее на коленях младенцу Иисусу, естественны и пластичны движения фигур. В этой картине присутствует характерный для искусства Леонардо интерес к показу внутреннего мира. К ранним работам относится и незавершенная картина Поклонение волхвов (1481–1482, Галерея Уффици, Флоренция). Центральное место занимает помещенная на переднем плане группа Мадонна с младенцем и волхвы. В 1482 Леонардо уезжает в Милан, богатейший город того времени, под покровительство Лодовико Сфорца (1452–1508), который содержал армию, тратил огромные средства на проведения пышных празднеств, покупку произведений искусств. Представляя себя своему будущему покровителю, Леонардо говорит о себе, как о музыканте, военном эксперте, изобретателе оружия, военных колесниц, машин, и лишь потом говорит о себе, как о художнике. В Милане Леонардо жил до 1498, и этот период его жизни был самым плодотворным. Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца.
15 апреля 1452 года родился — Леонардо да Винчиpost-13108-130283455633 (700x475, 345Kb)
Работая над ним 16 лет, Леонардо создал множество рисунков, а также восьмиметровую глиняную модель. Стремясь превзойти все существующие конные статуи, Леонардо хотел сделать грандиозную по величине скульптуру, показать вставшего на дыбы коня. Но столкнувшись с техническими трудностями, Леонардо изменил замысел и решил изобразить шагающего коня. В ноябре 1493 модель Коня без всадника была выставлена на всеобщее обозрение, и именно это событие сделало Леонардо да Винчи знаменитым. Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы. Начавшийся сбор металла был прерван, и конная статуя так и не была отлита. В 1499 Милан был захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень. Через некоторое время она разрушилась. Конь – грандиозный, но так и не завершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики 16 в. и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модель…утверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного», называли монумент «великим колоссом». При дворе Сфорца Леонардо работал и как художник-декоратор для многих празднеств, создавая невиданные доселе декорации и механизмы, делал костюмы для аллегорических фигур. Незаконченное полотно Святой Иероним (1481, Музей Ватикана, Рим) показывает святого в момент покаяния в сложном повороте со львом у его ног. Картина была написана черными и белыми красками. Но после покрытия ее лаком в 19 в. цвета превратились в оливковые и золотистые. Мадонна в скалах (1483–1484, Лувр, Париж) – знаменитая картина Леонардо, написанная им в Милане. Изображение Мадонны, младенца Иисуса, маленького Иоанна Крестителя и ангела в пейзаже – новый мотив в итальянской живописи того времени. В проеме скалы виден пейзаж, которому приданы возвышенно идеальные черты, и в котором показаны достижения линейной и воздушной перспективы. Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени. Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки. Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства. Дама с горностаем (1484, Музей Чарторыйского, Краков) – одна из первых работ Леонардо в качестве придворного портретиста. На картине изображена фаворитка Лодовика Цецилия Галлерани с эмблемой рода Сфорца, горностаем.
15 апреля 1452 года родился — Леонардо да Винчиpost-13108-130283455995 (700x345, 235Kb)
Сложный поворот головы и изысканный изгиб руки дамы, изогнутая поза зверька – все говорит об авторстве Леонардо. Фон переписан другим художником. Портрет музыканта (1484, Пинакотека Амброзиана, Милан). Закончено только лицо молодого человека, остальные части картины не прописаны. Типаж лица близок к лицам ангелов Леонардо, только исполнен более мужественно. Еще одна уникальная работа была создана Леонардо в одном из залов дворца Сфорца, которая называется Ослиной. На сводах и стенах этого зала он написал кроны ив, чьи ветви затейливо переплетаются, обвязаны декоративными веревками. Впоследствии часть красочного слоя осыпалась, но значительная часть сохранилась и реставрирована. В 1495 Леонардо приступил к работе над Тайной вечерей (площадь 4,5 × 8,6 м). Фреска расположена на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане, на высоте 3 м от пола и занимает всю торцовую стену помещения. Леонардо ориентировал перспективу фрески на зрителя, тем самым она органично вошла в интерьер трапезной: перспективное сокращение боковых стен, изображенных на фреске, продолжает реальное пространство трапезной. За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня», и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова. Композиция построена на строго выверенном математическом расчете: в центре – Христос, изображенный на фоне среднего, самого большого проема задней стены, точка схода перспективы совпадает с его головой. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями. Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов. Помещая его на той же линии стола, что и всех апостолов, Леонардо психологически отделил его одиночеством. Создание Тайной вечери стало заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Как истинный новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески. Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики, и писал темперой. Эти эксперименты привели к величайшей трагедии: трапезная, которая была наскоро отремонтирована по приказу Сфорца, живописные нововведения Леонардо, низина, в которой находилась трапезная, – все это сослужило печальную службу сохранности Тайной вечери. Краски начали отслаиваться, о чем уже упоминал Вазари в 1556.
15 апреля 1452 года родился — Леонардо да Винчиpost-13108-130283456313 (700x378, 278Kb)
Тайная вечеря неоднократно реставрировалась в 17 и 18 вв., но реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные слои). К середине 20 в., когда Тайная вечеря пришла в плачевное состояние, приступили к научной реставрации: сначала был закреплен весь красочный слой, затем были сняты позднейшие наслоения, открылась темперная живопись Леонардо. И хотя произведение было сильно повреждено, но эти реставрационные работы позволили говорить о том, что этот шедевр эпохи Возрождения спасен. Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения. После падения власти Сфорца в 1499 Леонардо едет во Флоренцию, заезжая по пути в Мантую и Венецию. В Мантуе он создает картон с Портретом Изабеллы д'Эсте (1500, Лувр, Париж), выполненный черным мелком, углем и пастелью. Весной 1500 Леонардо приезжает во Флоренцию, где вскоре получает заказ на написание алтарной картины в монастыре Благовещения. Заказ так и не был выполнен, но одним из вариантов считается т.н. Картон Бурлингтонского дома (1499, Национальная галерея, Лондон). Один из значительных заказов, полученных Леонардо в 1502 для украшения стены зала заседаний Синьории во Флоренции, был Битва при Ангиари (не сохранился). Другая стена для оформления была отдана Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который написал там картину Битва при Кашине. Эскизы Леонардо, ныне утраченные, показывали панораму битвы, в центре которой происходила схватка за знамя. Картоны Леонардо и Микеланджело, выставленные в 1505, имели грандиозный успех. Как и в случае с Тайной вечерей, Леонардо экспериментировал с красками, в результате чего красочный слой постепенно осыпался. Но сохранились подготовительные рисунки, копии, которые отчасти дают представление о масштабе этого произведения. В частности, сохранился рисунок Питера Пауля Рубенса (1577–1640), на котором показана центральная сцена композиции (около 1615, Лувр, Париж). Впервые в истории батальной живописи Леонардо показал драматизм и ярость битвы. Мона Лиза – самое известное произведение Леонардо да Винчи (1503–1506, Лувр, Париж). Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского купца Франческо ди Бартоломео деле Джокондо. Теперь картина немного изменена: первоначально слева и справа были нарисованы колонны, теперь отрезанные. Небольшая по размерам картина производит монументальное впечатление: Мона Лиза показана на фоне пейзажа, где глубина пространства, воздушная дымка переданы с величайшим совершенством. Знаменитая техника сфумато Леонардо здесь доведена до небывалых вершин: тончайшая, точно тающая, дымка светотени, окутывая фигуру, смягчает контуры и тени. Есть что-то неуловимое, завораживающее и притягивающее в легкой улыбке, в живости выражения лица, в величавом спокойствии позы, в неподвижности плавных линий рук. В 1506 Леонардо получает приглашение в Милан от Людовика XII Французского (1462-1515). Предоставив Леонардо полную свободу действий, исправно платя ему, новые покровители не требовали от него определенных работ. Леонардо увлекается научными изысканиями, иногда обращаясь к живописи. Тогда был написан второй вариант Мадонны в скалах (1506–1508, Британская Национальная галерея, Лондон). Святые Анна с Марией и младенцем Христом (1500–1510, Лувр, Париж) – одна из тем творчества Леонардо, к которой он неоднократно обращался. Последняя разработка этой темы осталась незаконченной. В 1513 Леонардо едет в Рим, в Ватикан, ко двору папы Льва X (1513–1521), но вскоре теряет благосклонность папы.
15 апреля 1452 года родился — Леонардо да Винчиpost-13108-130283456544 (700x353, 154Kb)
Он изучает растения в ботаническом саду, составляет планы по осушению Понтинских болот, пишет заметки к трактату об устройстве человеческого голоса. В это время им создан единственный Автопортрет (1514, Библиотека Реале, Турин), исполненный сангиной, показывающий седовласого старого человека с длинной бородой и пристальным взглядом. Последняя картина Леонардо также была написана в Риме – Святой Иоанн Креститель (1515, Лувр, Париж). Святой Иоанн показан изнеженным с соблазнительной улыбкой и женственными жестами. Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в усадьбу недалеко от королевского замка Амбуаз. В 1516 или 1517 Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу. Окруженный почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник, инженер и архитектор короля». Леонардо, несмотря на возраст и болезнь, занимается прорисовками каналов в долине реки Луары, принимает участие в подготовке придворных празднеств. Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, оставив по завещанию свои рисунки и бумаги Франческо Мельци, ученику, который хранил их всю свою жизнь. Но после его смерти все бесчисленные бумаги разошлись по всему миру, часть утеряна, часть хранится в разных городах, в музеях мира. Ученый по призванию Леонардо даже сейчас поражает широтой и разнообразием своих научных интересов. Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев, и создал т.н. орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера). Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам. Он был знатоком в области анатомии: первым описал клапан правого желудочка сердца, демонстрировал анатомирование и др. Он создал систему рисунков, которые и сейчас помогают студентам понять строение человеческого тела: показывал объект в четырех видах, чтобы осмотреть его со всех сторон, создал систему изображения органов и тел в поперечном разрезе. Интересны его исследования в области геологии: дал описания осадочных пород, объяснения морских отложений в горах Италии. Как ученый-оптик, он знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде.
Leonardo_IMG_1759 (700x549, 135Kb)
Памятник Леонардо в Амбуазе.
Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от латинсконго camera – комната, obscurus – темный) – закрытый ящик с небольшим отверстием в одной из стенок; лучи света отражаются на матовом стекле, находящимся на другой стороне ящика, и создают перевернутое цветное изображение, использовалась пейзажистами 18 в. для точного воспроизведения видов). В рисунках Леонардо есть проект инструмента для измерения интенсивности света, фотометр, воплощенный в жизнь лишь три века спустя. Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. Среди его идей можно видеть: легкие башмаки для хождения по воде, спасательный круг, перепончатые перчатки для плавания, прибор для подводного перемещения, схожий с современным скафандром, машины для производства веревки, шлифовальные машины и многое другое. Общаясь с математиком Лукой Пачоли, который написал учебник О Божественной пропорции, Леонардо увлекся этой наукой и создал иллюстрации к этому учебнику. Леонардо выступал и как архитектор, но ни один из его проектов так и не был воплощен в жизнь. Он участвовал в конкурсе на проект центрального купола Миланского собора, создал проект мавзолея для членов королевской семьи в египетском стиле, проект, предложенный им турецкому султану, по возведению через пролив Босфор огромного моста, под которым могли бы проходить суда. Осталось большое количество рисунков Леонардо, сделанных сангиной, цветными мелками, пастелью (именно Леонардо приписывается изобретение пастели), серебряным карандашом, мелом. В Милане Леонардо начинает писать Трактат о живописи, работа над которым продолжалась всю жизнь, но так и не была закончена. В этом многотомном справочнике Леонардо писал о том, как воссоздать на полотне окружающий мир, о линейной и воздушной перспективе, пропорциях, анатомии, геометрии, механике, оптике, о взаимодействии цветов, рефлексах. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи оставило колоссальный след не только в искусстве, но и в науке и технике. Живописец, скульптор, архитектор – он был естествоиспытателем, механиком, инженером, математиком, сделал много открытий для последующих поколений. Это была величайшая личность эпохи Возрождения. Литература: Анцелиович Е.С. Леонардо да Винчи: Элементы физики.. — Москва: Учпедгиз, 1955. — Страница 87; Волынский А.Л. Жизнь Леонардо да Винчи. — Москва:Алгоритм, 1997. — 525 страниц; Дитякин В.Т. Леонардо да Винчи. — Москва : Детгиз, 1959. — 224 страницы. (Школьная библиотека); Зубов В.П. Леонардо да Винчи. 1452—1519 / В.П. Зубов; Ответственный редактор, кандидат искусствоведения М.В.Зубова. Российская академия наук.. — Издание 2-е, дополненное. — Москва: Наука, 2008. — 352 страницы;— (Научно-биографическая литература). — ISBN 978-5-02-035645-0 (в переводе) (1-е издание — 1961); Кэмп М. Леонардо / Перевод с английского К.И.Панас. — Москва : АСТ:Астрель, 2006. — 286 страниц; Михайлов Б.П. Леонардо да Винчи архитектор. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1952. — 79 страниц; Могилевский М.А. Оптика от Леонардо // Наука из первых рук. — 2006. — № 5. — Страницы 30-37; Николл Ч. Леонардо да Винчи. Полёт разума / Перевод с английского Т.Новиковой. — — Москва : Эксмо, 2006. — 768 страниц; Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный (1452—1519): Опыт психологической биографии / Перевод с французского — Москва : КомКнига, 2007. — 344 страницы; Филиппов М.М. Леонардо да Винчи как художник, ученый и философ: Биографический очерк. — Санкт-петербург, 1892. — 88 страниц; Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи 1452—1519. — Москва : Taschen; Арт-родник, 2008. — 96 страниц; Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи 1452—1519: Полное собрание живописи и графики / Перевод с английского И.Д.Глыбиной. — — Москва : Taschen; Арт-родник, 2006. — 695 страниц; «100 человек, которые изменили ход истории» Леонардо да Винчи Еженедельное издание. Выпуск № 1; Джессика Тайш, Трейси Барр Леонардо да Винчи для «чайников» = Da Vinci For Dummies. — Москва : «Вильямс», 2006. — Страница 304. — ISBN 5-8459-0899-X; Леонардо да Винчи — статья из Литературной энциклопедии 1929—1939 Франческа Деболини Леонардо да Винчи = Leonardo da Vinci. — Москва : «Издательство АСТ»; Леонардо да Винчи/Гениальный художник и ученый. Издательство «Клуб семейного досуга» — 143 страницы, 2002. — Страница 144. — ISBN 5-17-010617-3

 (590x699, 137Kb)
1469
Гуру Нанак Дэв (Gurū Nānak Dēv)
основатель религии сикхизма и первый сикхский гуру из Десяти гуру сикхов. У него имеется много других имён и титулов, его называют также Нанак-шах или Баба-Нанак. В Пенджабе его почитают не только сикхи, но и индуисты и мусульмане. Жизнеописания гуру Нанака собраны в сочинениях, которые называются Джамансакхи (Janamsākhīs). Наиболее известное жизнеописание написал Бхай Бала перед смертью Нанака. Критически настроенные учёные однако считают, что по стилю и языку жизнеописание относится определённо к периоду после его смерти. Сочинение Бхай Гурдаса тоже было собрано после смерти гуру Нанака и содержит меньше подробностей, но высоко почитается сикхами и считается заслуживающим доверия. Нанак родился в семье Беди, принадлежащей индуистскому клану Кхатри. Его отец Мехта Калу был патвари — чиновником правительства, производящим расчёт доходов от земель. Он работал на мусульманского землевладелца Рай Буллара. Мать Нанака носила имя Мата Трипта, у него была также старшая сестра Биби Нанки. Сикхская традиция рассказывает, что однажды Нанак пропал, и уже все стали считать, что он утонул, когда ходил купаться утром на реку Кали Бейн, но через три дня он снова появился, и на все вопросы отвечал только одно: «Там нет хинду, там нет мусульман» (на пенджаби: nā kō hindū nā kō musalmān"). С этого момента Нанак стал распространять своё учение, и считается, что это было началом сикхизма. Он совершил четыре больших поездки, преодолев много тысяч километров, точный его маршрут служит предметом споров. Первая поездка проходила в Бенгал и Ассам, вторая — в Цейлон через Тамиль Наду, третья — на север в Кашмир, Ладак и Тибет, а последняя — в Багдад и в Мекку. Нанак женился на Сулакни, дочери Мулчанда Чона, торговца рисом из города Батала. У него было два сына. Старший сын Шри Чанд стал аскетом, погруженным в себя. Младший сын Лакшми Дас был полностью погружен в мирские заботы. Нанак считал, что оба сына не могут перенять у него статус гуру. В Султампуре Нанак сформулировал три основных положения (столпа) сиккизма: Симран и Наан Джапна — практика медитации на Бога и пение специальных мантр с Именем Бога — Вахегуру; Кират Карни — чтобы все сикхи жили в своих домах, вели хозяйство и своим физическим или умственным трудом обеспечивали себе жизнь, принимая дары и благословления Бога; Ванд кай Шако — разделение имущества с сикхской общиной. Умер 22 сентября 1539 года.

mimarsinanm_b7d97e0 (576x700, 75Kb)
1489
Сина́н (полное турецкое имя — Абдульменна́н оглу́ Синанедди́н Юсу́ф, Abdülmennan oğlu Sinaneddin Yusuf; известен также как Ходжа́ Мима́р Сина́н Ага́, Hoca Mimar Sinan Ağa — господин учитель архитектор Синан и просто Мима́р Сина́н, Mimar Sinan — архитектор Синан).
один из самых известных османских архитекторов и инженеров. С 1538 на посту главного османского архитектора и инженера проводил строительные работы при султане Сулеймане I и его преемниках Селиме II и Мураде III. Руководил возведением гражданских сооружений — мечетей, мусульманских начальных школ (мектеб), акведуков, а также укреплений, мостов и переправ в военных походах султанов. Спроектировал знаменитые бани Роксоланы и её мавзолей. Ученик Синана Седефкар Мехмет Ага стал автором проекта Голубой мечети в Стамбуле, другие ученики проектировали Старый мост в Мостаре (Босния и Герцеговина). Сирийский архитектор Устада Иса Хан проектировал Тадж-Махал в империи Великих Моголов. Родился в селе Агырнас близ Кайсери (провинция Анатолия современной Турции). По мнению ряда исследователей, Синан родился в христианской армянской семье , согласно Энциклопедии Британника и мнению некоторых ученых в греческой ортодоксальной семье. При рождении получил христианское имя Иосиф (Юсуф). Отец был каменщиком и плотником, вследствие чего Синан в юности получил хорошие навыки в этих ремёслах, и это повлияло на его будущую карьеру. Существует три кратких записи в библиотеке дворца Топкапы, продиктованные Синаном своему другу и биографу Мустафе Челеби Саю. В этих рукописях, Синан раскрывает некоторые подробности своей юности и военной карьеры. Его отец упоминается как «Abdülmennan». Упоминание о возможности армянского происхождения архитектора в Турции ещё в середине XX века не приветствовалось. В 1512 году его отобрали у родителей и рекрутировали по девширме в корпус янычар, после чего он был направлен в Стамбул, где принял ислам. Некоторые источники утверждают, что он, возможно, служил великому визирю Ибрагим-паше Паргалы. Возможно, что именно там он получил своё исламское имя Синан, что означает «идущий первым». В то время ему было 23 года и он не подходил для высшей школы Эндерун по возрасту, ввиду чего был направлен в вспомогательную школу находящуюся при Имперском колледже для изучения математики и столярного дела. Но благодаря своим амбициям и интеллектуальным способностям, он вскоре помогал ведущим архитекторам и осваивал их ремесло. Спустя три года Синан окончил школу и стал квалифицированным архитектором и инженером, а уже через 6 лет с момента поступления в школу участвовал в последней военной кампании Селима Первого на острове Родос, которая закончилась со смертью султана. Два года спустя он стал свидетелем завоевания Белграда. Вместе с корпусом янычар нового султана Сулеймана Великолепного в составе резервной конницы участвовал в битве при Мохаче и в походе на Австрию, после которого Синан был повышен до звания капитана Султанской охраны и получил в командование кадетский пехотный корпус, позже он был назначен командующим 62-м стрелковым корпусом, дислоцировавшимся в Австрии. Во время своей службы Синан, расстреливая крепости и здания, как архитектор изучал их слабые места. В 1535 году он участвовал в Багдадской кампании в звании командира королевской охраны и руководил строительством водных укреплений на озере Ван, за что был награждён титулом «Хасеки» и должности личного телохранителя султана, званию, эквивалентному янычарскому Ağa. В 1537 году в составе султанского военного корпуса участвовал в экспедиции на Корфу и в Апулию, а также в походе в Молдавию, во время которого привлёк внимание султана Сулеймана Великолепного, построив мост через Прут за несколько дней. Во всех этих компаниях Синан зарекомендовал себя способным инженером и хорошим архитектором. В 1538 году, когда был взят Каир, султан назначает его главным придворным архитектором города и дарует ему привилегию сноса любых зданий, не отражённых в главном плане города. Во время своей военной карьеры он изучал архитектурные памятники в завоеванных городах Европы и на Ближнем Востоке, и в мирное время применил полученные знания на практике. После того, как в 1539 году верховным визирем стал Челеби Лютфи Паша, под командованием которого раньше служил архитектор, Синан был назначен главным придворным архитектором города Стамбул. В его обязанности входил контроль за строительством по всей Османской империи, включая руководство по общественному строительству (дорог, мостов, водопроводов). За долгие 50 лет пребывания на должности Синан создал мощное ведомство, с бо́льшими полномочиями, чем у контролирующего его министра. Им же был создан центр архитекторов, в котором обучались будущие инженеры. Мечеть Шехзаде — первое из самых значительных архитектурных сооружений Мимара Синана. Возведена в историческом районе Фатих. Была начата как усыпальница для скончавшегося в 1543 году сына султана Сулеймана Великолепного Шехзаде Мехмеда (турецкое название — şehzade — принц, наследник) и закончена в 1548 году. Имеет два минарета по 55 метров. Как и многие, построенные позже Синаном мечети, у здания квадратное основание, на котором покоится большой центральный купол, окружённый четырьмя половинами куполов и многочисленными вспомогательными куполами меньшего размера. Массивные гранёные колонны, несущие купол, прорисованы очень чётко, структура сводов ярко выделена чередующейся темной и светлой клинчатой кладкой арок. Здесь расположены тюрбе Шехзаде Мехмеда, а также Рустема-паши и Мустафы Дестери-паши. Мечеть Сулеймание в Стамбуле была возведена Синаном в 1550–1557 годах, и по мнению учёных-исследователей, является самой лучшей его работой. Проект был основан на архитектурном плане храма Святой Софии в Стамбуле, шедевре византийской архитектуры, оказавшим очень большое влияние на всё творчество Синана, который пытался превзойти этот храм в своих постройках. У мечети 4 минарета, массивный центральный купол высотой 53 метра и диаметром 26,5 метров, что превосходит на 6 метров по высоте, но уступает по ширине куполу храма Айя-София. В куполе 32 отверстия, через которые проникает свет, обильно освещая интерьер мечети и придавая куполу эффект легкости. Всего в здании 136 окон. Синан здесь достиг большего единства декоративных и объемно-пространственных элементов, чем в предыдущей мечети. Линии колонн со сложным профилем, несущих паруса и купол, визуально перекликаются с богатым и дробным членением стеновой отделки. Пропорции мечети гармоничны, силуэт характеризуется изяществом и плавностью линий. Весь массив строения вписан в правильный треугольник. Минареты размещены по углам обнесённого колоннадой двора: первые два минарета находятся на более низком уровне, чем два других, которые примыкают к самой постройке. Мечеть находится на вершине холма прямо над заливом Золотой Рог. Чёткий ритм архитектурных форм хорошо воспринимается издали. Во дворе мечети находятся усыпальницы. В двух соседних тюрбе покоится сам Сулейман и его любимая жена Роксолана. Мечеть Сулеймание — одна из самых больших, когда-либо построенных в Османской империи. Помимо храма, в ней находился обширный социальный комплекс, включающий четыре медресе, библиотеку, обсерваторию, крупную больницу и медицинскую школу, кухни, хаммам, магазины и конюшни. Мечеть Селимие в Эдирне, построенную в 1569–1575 годах, сам Синан считал вершиной своего творчества. Эта мечеть принадлежит к числу выдающихся архитектурных достижений исламской культуры и считается наиболее гармоничным храмовым комплексом Турции. Его архитектура отличается особой целостностью. Художественная композиция мечети заключена в сужающихся кверху ярусах, переходящих плавно в купольную полусферу. Всю архитектуру пронизывает ритм горизонтальных и вертикальных линий. Плоскость стен визуально поделена арками по горизонтали, в каждую из которых вписаны ярусы окон. Выступы, расположенные между арками и поднимающиеся ступенчато вверх, завершающиеся восемью башнями с шатрами, визуально делят массив мечети по вертикали. Башни, гармонирующие с четырьмя самыми высокими в Турции минаретами, создают основной акцент всего окружающего пейзажа и подчеркивают внушительность масштаба постройки. Здесь Синан придумал кардинально другое, более совершенное композиционно-пространственное решение. Мечеть представляет собой в плане квадрат с большим куполом в центре, опирающийся на восемь массивных колонн, между которыми находятся широкие галереи. Образованная колоннами гигантская ротонда «вписана» в квадрат стен так, что всё пространство сливается в одно целое. Богатая пластика отделки стен и несущих колонн придает интерьеру живописный характер. Яркое освещение всего пространства мечети сквозь многочисленные окна, расположенные в несколько ярусов, даёт впечатление великолепия и торжественности. Двор и здание представляют не обособленные друг от друга части, а единое целое. Такой комплекс зданий называется по-турецки külliye и включает в себя больницу, школу, библиотеку и хаммам, расположенные вокруг мечети, а также медресе, dar-ül hadis (школа Аль-Хадиса), часовую комнату и ряд магазинов. Сюда же входит и мечеть Бейязида II , в которой находится музей здравоохранения. Сам Синан писал, что мечеть Шех-заде была его ученической работой, Сулеймание — работой подмастерья, а Селимие в Эдирне — работой мастера. В постройке мостов Синан мастерски сочетал искусство с функционализмом. Крупнейшим из них, длиной почти 635 метров (2083 футов), является мост Бюйюкчекмече (в пригороде Стамбула). Памятная табличка на этом сооружении гласит, что построил этот мост раб Божий Юсуф из христианской деревни Агырнас, что рядом с городом Кайсери в Анатолии. На других своих творениях Синан оставлял такую подпись – главный архитектор его султанского величества. Другими важными примерами являются мост Айливри, Старый мост в Свиленграде на реке Марица, мост Сокуллу Мехмет-паши через реку в Люлебургазе, мост Синанли через реку Эргене (приток Марицы) и Вишеградский мост над рекой Дриной. Вишеградский мост через реку Дрину, в Боснии, 1577 год - памятник средневекового турецкого инженерного искусства. Считается, что заказчиком работ был Соколлу Мехмед-паша, уроженец Боснии, бывший великим визирем Сулеймана Великолепного. Мост состоит из 11 пролётов, и в 2007 году был включён ЮНЕСКО в список памятников Всемирного наследия. За свою жизнь Синан построил около 300 зданий — мечети, школы, благотворительные столовые, больницы, акведуки, мосты, караван-сараи, дворцы, бани, мавзолеи и фонтаны, основная часть которых была сооружена в Стамбуле. Самые его известные постройки — это мечеть Шехзаде, мечеть Сулеймание и мечеть Селимие в Эдирне. На его творчество огромное влияние оказала архитектура Собора Святой Софии, и Синану удалось достигнуть своей мечты — построить купол, превышающий купол Святой Софии. Умер 7 февраля 1588 года, похоронен в собственном мавзолее (тюрбе) у стены мечети Сулеймание. В честь Синана назван кратер на Меркурии. Памятник Синану поставлен в Эдирне, в Анкаре находится скульптурный бюст Синана. Портрет Синана на фоне построенной им мечети Селимие был изображен на обратной стороне банкноты 1982-1995 годов 10000 турецких лир. В городе Стамбул очень много проспектов, улиц и улочек названо в честь Мимара Синана. На основе турецкого законодательного акта от 4 ноября 1981 года, 20 июля 1982 года Университету Изобразительных искусств в Стамбуле присвоено имя Мимара Синана. Галерея: Мечеть Сулеймание, слева впереди — мечеть Рустам Паша; Мечеть Сулеймание, внутренний вид; Тюрбе Синана; Мечеть Селимие, построенная Синаном в 1575. Эдирне, Турция; Купол мечети Селимие; Мечеть Михрима-Султан; Правая стена галереи мечети Рустам Паша; Хамам Хасеки-Хуррем; Памятная табличка на стене хамама Хасеки-Хуррем; Вид на стамбульскую мечеть со стороны кондитерской Гюлю Олу; Мечеть Сокуллу Мехмеда Паши; Вишеградский мост.

 (600x699, 35Kb)
1552
Пиетро Антонио Катальди (итальянское имя — Pietro Antonio Cataldi)
итальянский математик, профессор математики и пастор университетов во Флоренции и Болонье. Родился в Болоньи. Первый дал извлечение квадратных корней с помощью непрерывных дробей, считая, что приближение непрерывных дробей поочередно то больше, то меньше искомой величины корня. Все это он изложил в «Трактате о кратчайшем способе нахождения квадратного корня из чисел» (1613). Непрерывную дробь он записал в современной форме. Также предсказал, что P17 и P19 являются совершенными числами за сто лет до аналогичного открытия Мерсенна. Скончался в Болоньи 11 февраля 1626 года. Литература: The Galileo Project — Cataldi, Pietro Antonio.

Simon_VI._zur_Lippe_(Gortzius)_(2) (519x700, 291Kb)
1554
Симон VI Липпский (немецкое имя — Simon VI. zur Lippe)
имперский граф Липпе. После его смерти графство Липпе было разделено между его четырьмя сыновьями. Родился в Детмольде. Симон — сын графа Бернгарда VIII Липпского и его супруги Екатерины, дочери Филиппа III Вальдек-Эйзенбергского и Анны Клевской. На момент смерти отца Симон был несовершеннолетним, регентом при нём до 1579 года состоял назначен его дядя Герман Симон Пирмонтский. Симон был человеком Ренессанса, умным, открытым для новых наук, поддерживавшим контакты со многими великими мужами своего времени, в том числе с Тихо Браге и Йостом Бюрги. Придворный советник и камергер императора Священной Римской империи, Симон от имени императора Рудольфа II выполнял различные дипломатические миссии по урегулированию наследных споров между князьями. Кроме того, он выступал посредником и агентом по купле-продаже произведений живописи из Нидерландов. В 1584—1589 годах Бракская крепость в Лемго, находившаяся в 1562—1570 годах под залогом у Кристофа Донопа, была перестроена во дворец в стиле везерского ренессанса. До самой смерти графа замок оставался его резиденцией. При Симоне VI в графстве Липпе была произведена Реформация, которая привела к значительным противоречиям со свободным ганзейским городом Лемго, который с 1522 года являлся лютеранским. Лемго противился эдикту, предписывавшему принять реформированное вероисповедание, что вылилось в так называемые «лемговские волнения». Конфессиональный конфликт был урегулирован в 1617 году Рёрентрупским мировым соглашением. Библиотека графа Симона выполняла репрезентативные функции, тем не менее представляла собой коллекцию профессионального политика и дипломата, в которой были представлены теологические и исторические сочинения, а также философско-государствоведческая литература, которые впоследствии легли в основу Детмольдской земельной библиотеки дома Липпе. Умер в Лемго 7 декабря 1613 года. После смерти Симона к власти в Липпе пришёл его сын старший Симон VII Липпский, который вернул резиденцию в Детмольд. Второй сын Симона VI Отто Липпе-Бракский основал линию Липпе-Браке, а младший сын Филипп I — линию Шаумбург-Липпе, правившую впоследствии из Бюккебурга. В 1578 году Симон VI женился на Армгард Ритбергской (умер 13 июля 1584). В браке детей не было. В 1585 году Симон женился во второй раз на графине Елизавете Гольштейн-Шаумбургской, дочерью Отто IV, графа Шаумбурга и Гольштейн-Пиннеберга, и Елизаветы Урсулы Брауншвейг-Люнебургской. Во втором браке родились: Бернгард (1586—1602); Симон VII (1587—1627), граф Липпе, женат на Анне Екатерине Нассау-Висбаденской, позднее на Марии Магдалене Вальдек-Вильдунгенской; Отто Липпе-Бракский (1589—1657), женат на Маргарите Нассау-Дилленбургской; Герман Липпе-Шваленбергский (1590—1620); Елизавета (1592—1646), замужем за графом Георгом Германом Гольштейн-Шаумбургским; Екатерина (1594—1600); Магдалена (1595—1640); Урсула (1598—1638), замужем за князем Иоганном Людвигом Нассау-Гадамарским; София (1599—1653), замужем за князем Людвигом I Ангальт-Кётенским; Филипп I Шаумбург-Липпский (1601—1681), женат на Софии Гессен-Кассельской. Литература: Michael Bischoff, Heiner Borggrefe, Vera Lüpkes, Rolf Schönlau: Im Dienst des Kaisers — Graf Simon VI. zur Lippe. Weserrenaissance-Museum Schloss Brake, Lemgo 2014. ISBN 978-3-945776-01-8; Michael Bischoff: Graf Simon VI. zur Lippe (1554—1613). Ein europäischer Renaissanceherrscher. Weserrenaissance-Museum Schloss Brake, Lemgo 2010. ISBN 978-3-9807816-5-7; Vera Lüpkes: «Turcken». Faszination und Feindbild. Weserrenaissance-Museum Schloss Brake, Lemgo 2011. ISBN 978-3-9807816-7-1; Vera Lüpkes: Musikleben am Hof Graf Simons VI., Lemgo 2012. ISBN 978-3-9807816-9-5.

Guru_Arjun_Dev_being_pronounced_fifth_guru (700x427, 499Kb)
1563
Гуру Арджан Дэв (восточно-панджабское имя — ਸ੍ਰੀ ਗੁਰੂ ਅਰਜੁਨ ਦੇਵ ਜੀ)
пятый гуру сикхов. Арджан Дэв родился в Гоиндвале в районе города Амритсар 15 апрель 1563 г., его отцом был Гуру Рам Дас, Четвертый Гуру Сикхов, а матерью — Мата Бхани. Его жена, Биби Ганга Дэви, родила ему сына Хар Гобинда. Арджан Дэв был введен в сан Гуру 1 сентября 1581 г. Гуру Арджан Дэв жил во времена правления Императора Акбара (1556—1605) и Императора Джахангира (1605—1626). Гуру Арджан Дэв декламировал свои Гимны в период с 1581 по 1604 годы. Общее число Гимнов — 2312, которые были собраны в 30 сборников: Сри Раг, Аса, Басанту, Маджх, Гуджари, Гаури, Вухи и т. д. В своей поэтической композиции Раг Гаури, раскрытой между 1601 −1604 годами, Гуру Арджан Дэв описывает сущность правдивой жизни, союз Души с Верховным Бытием и великую значимость Гуру и святых людей в жизни каждого. Гуру Арджан Дэв собрал вместе Гимны четырёх предыдущих Гуру, перевел их с языка священных текстов, Санскрита, на бытовой язык Панджаби и сам продиктовал их одновременно нескольким переписчикам, создав тем самым первый канонический текст Гимнов Гуру Сикхов. Затем, в 1604 г. он добавил в ту Книгу свои Гимны и назвал её Грантх Сахиб, сейчас эта книга известна как Гуру Грантх Сахиб. Гуру Арджан Дэв установил сбор десятины с честного дохода (Дасавандх) для последователей религии Сикхов. В 1588 г. под его руководством было завершено строительство водоемов Сантохасара, и в том же году началось строительство Хармандир-Сахиба. В 1590 г. был создан водоем в месте, известном сейчас как Тарн-Таран-Сахиб, а в 1594 г. были основаны города Картарпур и Сри Харигобиндпур на берегу реки Биас. Гуру Сахиб ввел в сан Гуру своего сына, Хар Гобинда, который стал Шестым Гуру Сикхов 30 мая 1606 г. Гуру Арджан Дэв ушел светом в Свет в Лахоре в Пакистане 30 мая 1606 года. Он стал первым мучеником среди Сикхов. Источники: Tuzuk-i-Jahagiri or Memoirs of Jahagir, Translated by Alexander Rogers. Edited by Henry Beveridge Published by Low Price Publication. lppindia.com. ISBN 978-81-7536-148-5; History of the Panjab, Syad Muhammad Latif, Published by: Kalyani Publishers, Ludhiana, Punjab, India. ISBN 978-81-7096-245-8.

Francois-Beroalde-de-Verville_2007 (503x700, 203Kb)
1556
Франсуа Бероальд де Вервиль (французское имя — François Béroalde de Verville)
французский писатель конца XVI — начала XVII века. Родился в Париже. Отец Франсуа Бероальда де Вервиля — гуманист, приверженец кальвинизма Матьё Бероальд (Бруар), основал в Париже коллеж (среди его учеников был Агриппа д'Обинье); мать Франсуа, Мари Блетц, была племянницей гебраиста Франсуа Ватабля. После Варфоломеевской ночи, в 1573—1578 годах, Бероальд де Вервиль перебрался в Швейцарию, получил медицинское образование в Базеле (где познакомился с трудами Парацельса) и Женеве; занимался алхимией.
Paracelsus-um-1540 (530x700, 466Kb)
Парацельс. Работа неизвестного художника. 1540.
По всей видимости, с 1583 г. Бероальд-младший обосновался в Париже; около 1586 г. отрекся от кальвинизма. В 1589 году последовал за Генрихом III, в ходе войн Лиги бежавшем из Парижа в город Тур. Здесь Бероальд провел остаток жизни. Умер между 19 и 26 октября 1626 года. В 1593 году назначен каноником собора Святого Гатиана. Бальзак в предисловии к «Озорным рассказам» называет в числе знаменитых жителей Турени Рабле и Бероальда де Вервиля. Обширная культурная традиция эпохи Возрождения подытожена в наиболее известном сочинении Бероальда де Вервиля — французское название — Le Moyen de Parvenir (опубликовано анонимно около 1616; вопрос об атрибуции книги Бероальду долгое время являлся предметом дискуссий, хотя сам писатель косвенно подтвердил своё авторство в другом сочинении — «Дворец Любопытных»). На русский язык название книги переводится по-разному («Способ выйти в люди» или «Способ добиться успеха»). Книга, свидетельствующая о высоком уровне образованности Бероальда, представляет собой роман-диалог, наследующий традиции менипповой сатиры, а также во многом напоминающий по стилю сочинения Франсуа Рабле. Согласно экстравагантной версии известного библиофила XIX века П. Жакоба, Бероальд обнаружил в библиотеке своего отца неизвестную рукопись Рабле, доработал и насытил учёностью — так-де родился на свет «Le Moyen de Parvenir». Томмазо да Модена. Альберт Великий. Фреска. 1342. Богослов и алхимик Альберт Великий — один из многочисленных персонажей Le Moyen de Parvenir. Участники воображаемого вселенского пира — их в общей сложности около 400 (в том числе такие знаменитые, как Гомер, Платон, Аристотель, Архимед, Тит Ливий, Плутарх, Петрарка, Эразм Роттердамский, Ронсар, Лютер, тот же Рабле…) — беседуют на самые различные темы, обмениваются солёными репликами и новеллами (обычно позаимствованными из повествовательного фонда Возрождения, причём с акцентом на эротике и скатологии). Автор, выступающий под несколькими масками, ведёт постоянную игру с читателем; в итоге решение вынесенного в название книги вопроса оборачивается шуткой. В свете алхимических увлечений автора можно было бы перевести это название и как «Способ успешно завершить Великое Делание»; в этом случае финал прочитывается как прощание с алхимическим прошлым Бероальда де Вервиля
Phoenix_detail_from_Aberdeen_Bestiary (666x700, 751Kb)
Птица Феникс. Из «Абердинского бестиария». XII в. Этот алхимический символ неоднократно встречается в творчестве Бероальда де Вервиля.
Среди других сочинений Бероальда де Вервиля: поэмы «Необходимые познания» (французское название — Les Connoissances necessaires, 1583), «Идея Государства» (французское название — L'Idée de la République, написана под влиянием Жана Бодена,1583), «Повесть о червях, прядущих шёлк» (французское название — L'Histoire des vers qui filent la soye, интересный образец естественнонаучной поэмы о шелкопряде, 1600); новая редакция выпущенного в 1546 году французского перевода «Гипнэротомахии Полифила» Франческо Колонна (под названием «Обозрение великолепных изобретений» французское название — Le Tableau des riches inventions, 1600). Если в романе «Любовные приключения Гесионы, или Восстановление Трои» (французское название — Les Amours d'Aesionne, ou le Retablissement de Troie, 1597) аллюзия на дочь троянского царя носит сугубо игровой характер, то роман «Орлеанская девственница» (французское название — La Pucelle d'Orléans, 1599) содержит сильно мифологизированную версию судьбы Жанны Д’Арк, а «История Иродиады» (французское название — Histoire d'Hérodias, 1600) завершается принесением в блюде головы Иоанна Крестителя. Л.Фонтана. Одевание Минервы. 1613. Галерея Боргезе, Рим. Это выдержанное в духе маньеризма изображение Минервы перекликается с тем образом светской дамы, в котором богиня предстаёт у Бероальда де Вервиля. Исключительной популярностью пользовался предваряющий повествовательные структуры прозы барокко роман Бероальда де Вервиля «Приключения Флориды» (французское название — Les Aventures de Floride,1593-1596). Пятая часть романа — «Кабинет Минервы» (французское название — Le Cabinet de Minerve,1596) — носит совершенно самостоятельный характер и тесно связана с эстетикой маньеризма. Наиболее значительными из прозаических произведений Бероальда де Вервиля являются насыщенный алхимической символикой аллегорический роман «Путешествие удачливых принцев» (французское название — Le Voyage des Princes Fortunez,1610) и роман-эссе в духе Мишеля Монтеня «Дворец Любопытных» (французское название — Le Palais des Curieux,1612). По мнению современного канадского исследователя К.Ганьона, именно Бероальда следует считать истинным автором традиционно приписываемой Никола Фламелю «Книги иероглифических фигур» (французское название — Livre des figures hiéroglyphiques, опубликована в 1612).
Der_grüne_Löwe,_der_Sol_verschlingt (525x700, 531Kb)
Зелёный Лев. Алхимический символ Меркурия, основного компонента Великого Делания. Из книги «Розарий философов». Франкфурт, 1550. Упоминается в романе «Приключения Флориды».
Литература: Kenny N. The Palace of Secrets: Béroalde de Verville and Renaissance Conceptions of Knowledge. — New York: 1991; Studies on Béroalde de Verville. Ed. by M. J. Giordano. — P. — Seattle — Tübingen: 1992; Béroalde de Verville. 1556—1626. — P.: 1996; Renaud M. Pour une lecture du Moyen de Parvenir de Béroalde de Verville . — P.: 1997; Чекалов К.А. Бероальд де Вервиль: «Ищу во всём я внутреннюю форму» // Чекалов К.А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. — Москва: ИМЛИ РАН, 2001. — Страницы 96-152. — ISBN 5-9208-0068-2; Чекалов К.А. Кабинет в саду в интерпретации Ф. Бероальда де Вервиля; Чекалов К.А. Кожура и сущность: случай Бероальда де Вервиля.

Claude Saumaise_IV (573x700, 316Kb)
1588
Клод де Сомез (также Клавдий Сальмазий; французское имя — Claude de Saumaise; латинское имя — Claudius Salmasius)
французский протестантский (кальвинистский) учёный-филолог, гуманист, экономист, преподаватель и научный писатель бургундского происхождения; издатель и комментатор сочинений древних авторов. Родился в Семюр-ан-Осуа, в знатной бургундской семье, его отец был советником парламента в Дижоне. Начальное образование получил дома, в 16-летнем возрасте был отправлен в Париж, где изучал философию, юриспруденцию и филологию, с 1606 года продолжил образование в Гейдельбергском университете, специализируясь на классической филологии, где отрёкся от католической веры (идеями протестантизма заинтересовался ещё в Париже, кроме того, протестанткой была его мать) и где получил возможность изучать древние рукописи в крупнейших германских библиотеках. По возвращении в Бургундию в 1610 году на некоторое время принял пост, ранее занимаемый его отцом, но вскоре лишился его из-за своего вероисповедания и подвергался преследованиям иезуитов. В 1623 году женился на знатной протестантке. Вскоре, по-прежнему преследуемый, отправился в добровольное изгнание, жил некоторое время в Оксфорде, Падуе и Болонье, а в 1631 году стал профессором в университете Лейдена в Нидерландах. В 1640 году ненадолго вернулся во Францию, где сначала Ришельё, затем Мазарини пытались склонить его к возвращению на родину, но безуспешно. В 1649 году написал «Defensio regia pro Carola I» («Королевская защита от имени Карла I», которая вызвала знаменитый ответ Мильтона «Defensio pro populo anglicano» («Защита английского народа»; 1650). Отстаивая против Сомеза свободу как прирождённое достояние народов и вытекающее отсюда право народа судить и казнить тиранов, Мильтон в своём ответе клеймил его как «тунеядца», получившего «плату Иуды».
ClaudiusSalmasius (557x700, 282Kb)
Эта полемика привела к серьёзной ссоре Сомеза с его друзьями-республиканцами в Голландии, что побудило его принять приглашение шведской королевы Кристины; но в Стокгольме он пробыл лишь около года (пользовавшись, правда, высокой репутацией) и в 1651 году вернулся в Лейден по просьбе университетских коллег. На обратном пути из Швеции его здоровье серьёзно ухудшилось. Скончался 3 сентября 1653 года в Спа, куда отправился вместе с женой для лечения. Королева Кристина занималась организацией его похорон и взяла на воспитание его третьего ребёнка. Важнейший из филологических трудов Сомеза (писал он на латыни) — «Plinianae exercitationes in Solinum» (Париж, 1629; Утрехт, 1689). Другие историко-филологические труды: «De suburbicariis regionibus» (Пар., 1619), «De lingua hellenistica» (Лейден, 1643), «Funus linguae hellenisticae» (Лейден, 1643), «Observationes ad jus atticum et romanum» (Лейден, 1645), «De annis climactericis et antiqua astrologia» (Лейден, 1648), издал нескольких древних авторов; Первостепенное значение для своего времени имели его труды по учению о займе и росте: «De usuris» (Лейден, 1638), «De modo usurarum» (там же, 1639), «De re nummaria» (там же, 1639), «De foenore Trapezitico» (там же, 1640), «De mutuo» (там же, 1648), к которым примыкает ряд полемических трудов по тем же вопросам, как, например, «Diatriba de mutuo, mutuum non esse alienationem» (Лейден, 1640, появилось под псевдонимом Alexius à Massalia) и другие. Он первым выступил с научной критикой канонического запрета взимания процентов, указывая в том числе, что запрет этот, всецело построенный на Ветхом Завете, не имеет за собой канонических оснований. Подвергнув тщательному изучению историю роста в древности и в эпоху Реформации, доказывал, что ссужаемый капитал представляет собою товар, подобный всем другим товарам, и что размер процента складывается под влиянием тех же факторов, которыми определяются товарные цены, в том числе — под влиянием свободы конкуренции. В своей аргументации исходил из приравнивания займа к договору найма. Учение Сомеза долго господствовало не только в Голландии, но и в других торговых странах. Источник: Сальмазий, Клавдий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Friedrich_Ulrich,_Herzog_von_Braunschweig-Lüneburg (554x700, 438Kb)
1591
Фридрих Ульрих Брауншвейг-Люнебургский (немецкое имя — Friedrich Ulrich von Braunschweig-Wolfenbüttel)
герцог Брауншвейг-Люнебургский с 1613 года. Считается одним из самых неудачных правителей Брауншвейгского дома. Родился в Вольфенбюттеле. Фридрих Ульрих был первенцем в семье герцога Брауншвейг-Люнебургского Генриха Юлия и его второй жены, датской принцессы Елизаветы. У него уже была старшая сводная сестра Доротея Гедвига, дочь отца от первого брака с Доротеей Саксонской. За последующие двадцать лет у наследного принца появилось ещё девять братьев и сестёр. Фридрих Ульрих получил образование в Тюбингенском и Гельмштедтском университетах; после этого он совершил путешествие в Англию и Францию. Фридрих Ульрих наследовал брауншвейгский престол в июле 1613 года после смерти отца. От него принц унаследовал страсть к алкоголю и большой государственный долг, поскольку Генрих Юлий давно потерял контроль над финансами. Фридрих Ульрих должен был выплатить вместо него 1,2 миллиона талеров. Поскольку трону были нужны наследники, 4 сентября 1614 года Фридрих женился на 16-летней Анне Софии Бранденбургской, старшей дочери курфюрста Бранденбурга Иоганна III Сигизмунда. Свадебную музыку к этому событию написал Михаэль Преториус. Брак оказался бездетным. В 1615 году Фридрих Ульрих был вовлечён военный конфликт с городом Брауншвейгом из-за того, что тот не признавал его своим сюзереном. Три месяца он безуспешно держал Брауншвейг в осаде. В следующем году герцог был отстранён от власти своими матерью и дядей, королём Дании Кристианом IV. Поводом послужило постоянное злоупотребление алкоголем и слабый характер Фридриха. Главой правительства был назначен Антон Штрайтхорст, давний соратник Генриха Юлия. Фридрих Ульрих такому повороту только обрадовался и наслаждался бездействием и отсутствием ответственности за государственные дела. Но передача власти имела негативные последствия. Экономика страны была разрушена. Из-за чеканки монеты из дешёвых металлов в государстве царила инфляция. В 1622 году Кристиан вернул Фридриху все полномочия. С помощью дворянства герцог вновь установил контроль над правительством. Члены правительства Штрайхорста бежали из страны. Во время Тридцатилетней войны значительная часть брауншвейгских владений была разграблена. Многие территории были захвачены католическими войсками во главе с Иоганном Тилли. В его армии служил также принц Франц Альбрехт Саксен-Лауэнбургский, с которым Анна София Бранденбургская поддерживала любовную связь. После столкновения при Плесси среди трофеев были найдены компрометирующие герцогиню письма. Анна София бежала ко двору своего брата Георга Вильгельма, курфюрста Бранденбурга. Из Бранденбурга Анна София писала жалобы на своего мужа императору Фердинанду II. Георг Вильгельм, в свою очередь, также переписывался с зятем. Фридрих Ульрих потребовал развода, Анна София отказывала ему в этом. Герцог умер в Брауншвейге 11 августа 1634 года в результате несчастного случая, повлёкшего двойной перелом бедра. Похоронен в церкви Святой Марии в Вольфенбюттеле. Со смертью Фридриха Ульриха угасла средняя вольфенбюттельская ветвь Брауншвейгского дома, и земли Вольфенбюттельского княжества отошли главной брауншвейгской ветви, следующим герцогом Брауншвейг-Вольфенбюттельским стал Август Младший. Литература: Horst-Rüdiger Jarck: Friedrich Ulrich, Herzog zu Braunschweig und Lüneburg (Wolfenbüttel). In: Horst-Rüdiger Jarck, Dieter Lent ua (Hrsg.): Braunschweigisches Biographisches Lexikon: 8. bis 18. Jahrhundert. Appelhans, Braunschweig 2006, ISBN 3-937664-46-7 , S.234f; Grote, H. (2005) Schloss Wolfenbüttel. Residenz der Herzöge zu Braunschweig und Lüneburg.

Honoré_Fabri (483x700, 182Kb)
1607
Гоноратус Фабри (или Оноре Фабри; французское имя — Honoré Fabri)
французский математик, физик и богослов. После вступления в орден иезуитов занимал должность преподавателя философии в Лионе; позже был великим исповедником при римской инквизиции. Несмотря на свою осторожность, он из членов инквизиции стал, хотя и на короткое время, её подсудимым. Он находил, что пока движение Земли не имеет за собою никакого неопровержимого доказательства, оно должно подлежать безусловному осуждению церкви, но раз такое доказательство будет найдено, духовенство может заявить, что все места Библии, противоречащие учению о движении Земли, должны быть понимаемы в фигуральном смысле. Инквизиция сурово взглянула на предлагаемое Фабри примирение церкви с наукою и подвергла его заключению на 50 дней. Из сочинений Фабри математике было посвящено только «Synopsis geometrica» (Lugduni, 1669). Оно находилось в числе книг, которыми пользовался Лейбниц при изучении математики, в нём автор заменил метод неделимых Кавальери — поступательным ходом движений. В астрономии Фабри стал известным полемикой против относящихся к планете Сатурн открытий Гюйгенса. Эта полемика, окончившаяся полным поражением Фабри, велась им в сочинении E. de Diyinis: «Brevis annotatio in System a Saturnium Chr. Hugenii» (Рим, 1660) и «Septempedanus pro sua annotatione in Systema Saturnium Chr. Hugenii adversus ejusdem assertionem» (Рим, 1661). Оба эти сочинения, изданные от имени римского механика и оптика Евстахио де Дивини, принадлежали в значительной своей части Фабри — Физике принадлежали следующие сочинения Фабри: «Synopsis optica» (Lugduni, 1667; перевод на французский язяк); «Dialogi physici, in quibus de motu terrae disputatur; marini aestus nova causa proponitur…» (там же, 1669); «Physica seu scientia rerum corporearum, in decem tractatus distributa» (там же, 1669). В первом из этих сочинений автор дал довольно удачное объяснение синего цвета неба и, кроме того, описал и объяснил один из обманов зрения. Приливы и отливы объяснял действием луны на атмосферное давление, в свою очередь действующее на море. Умер в Риме 8 марта 1688 года. Литература: Фабри, Оноре // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Храмов Ю.А. Фабри (Фабриус) Гоноратус или Оноре (Fabri Honore) // Физики: Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное — Москва: Наука, 1983. — 400 страниц. — 200 000 экземпляров (в переплёте).

Sibbald (565x700, 32Kb)
1641
Роберт Сиббальд (Robert Sibbald)
шотландский врач, географ и естествоиспытатель. Родился в Эдинбурге, пятым ребёнком в семье Дэвида Сиббальда (1589—1660), хранителя Большой печати Шотландии, и его супруги Маргарет Бойд (1606—1672). С 1650 года учился в школе в Купаре, близ которого, в Файфе, располагалось имение Сиббальдов. Затем получал образование в Королевской школе Эдинбурга, с 1653 года учился в Эдинбургском университете. В 1659 году под руководством Уильяма Твиди Сиббальд окончил университет со степенью магистра, затем в продолжение полугода изучал богословие. В марте 1660 году Сиббальд отправился в Лейден для изучения медицины. Анатомию он изучал под руководством Франциска Дюбуа и Иоганна ван Горна, ботанику — с Адольфом Ворстом, химию — у Кристиана Маркграфа, брата путешественника Георга Маркграфа. Затем Сиббальд учился в Париже у Ги Патена, в 1662 году получил в Университете Анже степень доктора медицины. В 1667 году Сиббальд и Эндрю Бальфур основали в Эдинбурге ботанический сад. 30 сентября 1682 года Сиббальд стал рыцарем и лейб-медиком короля, а также королевским географом. В 1685 году Роберт Сиббальд был избран первым профессором медицины в Эдинбургском университете, вскоре после этого он принял католичество. Современники Сиббальда были шокированы этим решением, его дом подвергся нападению и Сиббальд был вынужден бежать в Лондон, через некоторое время вновь стал протестантом. С 26 апреля 1677 года Сиббальд был женат на Анне Лаус, умершей 27 декабря 1678 года вскоре после рождения дочери, также вскоре умершей. В ноябре 1682 года Сиббальд женился на Анне Оррак. Две их дочери, Элизабет (родилась в ноябре 1687) и Юфейм (родилась 2 сентября 1688). Роберт Сиббальд скончался в Эдинбурге 9 августа 1722 года. Некоторые публикации: Schatz der Gesundheit oder Gründliche Anleitung zur Gesundheits-Pflege für alle Menschen (1709). Роды растений, названные в честь Р.Сиббальда: Sibbaldia L., 1753 — Сиббальдия. Литература: Charles W. J. Withers. Sibbald, Sir Robert // Oxford Dictionary of National Biography.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку