-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108394
Комментариев: 6801
Написано: 116865


24 февраля родились...

Суббота, 24 Февраля 2024 г. 09:47 + в цитатник
 (570x699, 213Kb)
1848
Грант Аллен (Grant Allen; Сесил Пауэр; Олив Пратт Рейнер; Дж.Арбатнот Уилсон; Джозеф Уорборо; Мартин Лич Уорборо)
английский писатель-фантаст и ученый. Родился в Олвингтоне, близ Кингстона (Канада), после учебы в частных школах США и Франции окончил с отличием Оксфордский университет (Merton Сollege, Oxford), получив степень бакалавра искусств (B.A.), работал профессором логики и ректором Королевского колледжа на Ямайке. Переехав в Англию, преподавал в Оксфорде; опубликовал ряд серьезных трудов по теории эволюции. После успеха романа "Женщина, которая смогла" [The Woman Who Did] (1895), резко критиковавшего современную сексуальную мораль, Аллен Грант целиком переключился на литературную деятельность. В историю научной фантастики Аллен Грант вошел как автор романа "Британский варвар" [The British Barbarian] (1895), одного из ранних произведений на тему путешествий во времени; а также рассказа на ту же тему, "Паузодин" (герой его, житель 18 века, признан сумасшедшим в 19-м), включенного в сборник "Странные истории" [Strange Stories] (1884); также представляют интерес научно фантастические рассказы (под псевдонимом Эрбютнот Уилсон): "Дитя фаланстера" (1884), описывающий евгеническую практику в утопии будущего, и "Катастрофа в долине Темзы" (1897) - пример традиционной британской глобальной катастрофы. Умер 28 октября 1899 года. Произведения Аллена переведены на болгарский, венгерский, грузинский, китайский, корейский, монгольский, немецкий, польский, румынский, сербско-хорватский, словацкий, французский, чешский, японский языки. Сочинения: С Мэй Котс - "Святилище Кали" [Kalee's Shrine] (1886); "Индийская загадка" [The Indian Mystery]); "Форт белого человека" [The White Man's Fort] (1888); "Пасть смерти" [The Jaws of Death] (1889); "Великое табу" [The Great Taboo] (1890); Сборник "Двенадцать рассказов" [Twelve Tales] (1899); Сборник "Впавший в ересь" [The Backslider] (1901).

 (519x698, 92Kb)
1848
Эжен-Мельхиор де Вогюэ (граф, позднее маркиз де Вогюэ; французское имя — Eugene-Melchior vicomte de Vogue)
французский дипломат, писатель-путешественник, археолог, меценат и литературный критик, историк литературы, член Французской академии. Родился в Ницце. Участвовал во Франко-прусской войне, а по завершении войны поступил на дипломатическую службу в Третьей республике. В разное время был назначен атташе посольства в Османской империи, в Египте, а затем секретарём посольства в Санкт-Петербурге. В качестве секретаря французского посольства провёл в России около 7 лет, изучил русский язык и литературу. В 1878 году Эжен Мельхиор женился на сестре Михаила Анненкова. Подал в отставку в 1882 году и с 1893 по 1898 был представителем от департамента Ардеш во Французском национальном собрании. В 1888 году стал членом Французской академии. Был одним из первых, кто пробудил во Франции интерес к творчеству Фёдора Достоевского. Скончался в Париже 24 марта 1910 года. Основное произведение: «Le roman russe» (Русский роман, 1886), в котором высоко оценивается русская литература, в частности — И.С.Тургенев и Л.Н.Толстой; успехом пользовался и его роман «Jean d’Agrève» (1898). Вогюэ много способствовал своими критическими очерками, публиковавшимися в журналах Revue des Deux Mondes и Journal des Débats, популярности русских писателей (в особенности Толстого) во Франции. Писал и о М.Горьком (Maxime Gorky, 1905, переведено на русский язык). Выражение «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», принадлежит не Достоевскому, как принято считать, а Эжену Мельхиору. Хотя и это не совсем верно. Полностью цитата звучит - «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», — справедливо говорят русские писатели … », то есть является некой "обобщённой цитатой". Сочинения: «Сирия, Палестина, гора Афон» (Syrie, Palestine, Mont-Athos, 1876); «Вангели» (Vangheli, 1877); «Восточные рассказы» (Histoires orientales, 1879); «У фараонов» (Chez les Pharaons, 1879); «Булак и Саккара» (Boulacq et Saqquarah, 1879); «Портреты века» (Les portraits du siècle, 1883); «Сын Петра Великого» (Le fils de Pierre le Grand, 1884); «Мазепа» (Mazeppa, 1884); «Смена власти» (Un changement de règne, 1884); «И.Тургенев, жизнь и творчество» (I.Turgenev, sa vie et son œuvre, par le v-te E. M. de Voguë, 1885); «Зимние рассказы» (Histoires d’hiver, 1885); «Русский роман» (Le roman russe, 1886); «Воспоминания и размышления» (Souvenirs et visions, 1887); «Портрет Лувра» (Le portrait du Louvre, 1888); «Заметки о выставке» (Remarques sur l’exposition du centenaire, 1889); «Шинель Иосифа Оленина» (Le manteau de Joseph Olenine, 1890); «Царь и народ, или Общество в России» (The Tsar and His People or Social Life in Russia, 1891); «Современные спектакли» (Spectacles contemporains, 1891); «Взгляд на историю и литературу» (Regards historiques et littéraires, 1892); «Часы истории» (Heures d’histoire, 1892); «Русские сердца» (Cœurs russes, 1893); «Записки о Ба-Виваренцах» (Notes sur le Bas-Vivarais, 1893); "В преддверии век"а (Devant le siècle (1896); «Жан д’Агрэв» (Jean d’Agrève (1897); «История и поэзия» (Histoire et poésie (1898); «Мертвые рассказывают (Сцены парламентской жизни)» (Les morts qui parlent (Scènes de la vie parlementaire), 1899); «Тени взывают» (Le rappel des ombres, 1900); «Страницы Истории» (Pages d’Histoire, 1902); «Хозяин моря» (Le maître de la mer, 1903); «Ниже горизонта: вчерашние люди и вещи» (Sous l’horizon : hommes et choses d’hier, 1904); «Максим Горький» (Maxime Gorki, 1905); «Дороги» (Les Routes, 1910); «Письма к Арману, графу Анри де Понмартэн» (Lettres à Armand comte Henri de Pontmartin, 1867—1909, 1922); «Дорожный дневник Париж-Санкт-Петербург» (Journal Paris — Saint-Pétersbourg, 1877—1883, 1932). Публикации на русском языке: Граф Л.Н.Толстой. Москва, 1892; Максим Горький как писатель и человек. Москва, 1903; Современные русские писатели. Москва, 1887. Литература: Cadot M. Eugène-Melchior de Vogüé, le héraut du roman russe. Paris: Institut d'études slaves, 1989.

Henry_Houssaye (570x700, 270Kb)
1848
Анри Уссе (также: Уссэ, Гуссе, Гуссэ; французское имя — Henry Houssaye; псевдоним - Жорж Вернер)
французский писатель, журналист, историк и критик; сын Арсена Уссе. Анри Уссе родился в городе Париже. Уже первая его работа, «Histoire d’Apelles» (3 изд. 1868), обратила на себя внимание. После долгого пребывания в Греции он опубликовал «L’Histoire d’Alcibiade et de la République athénienne» (4 изд. 1875); за ней следовали: «Mémoire sur le nombre des citoyens d’Athènes au V siècle» (1882); «La Loi agraire à Sparte» (1884); «Aspasie, Cléopâtre, Theódora» (5-е издание, 1892).
Henri_Houssaye_annales_politiques (700x443, 307Kb)
Анри Уссе
Ему принадлежат также «Le premier siège de Paris en 52 avant J.-C.» (1876), вновь напечатанная вместе с другими его соч. под заглавием «Athènes, Rome, Paris» (1878); «L’Art français depuis dix ans» (1882); «Les hommes et les idées» (в «Journal des débats», 1886 г.); «1814, Histoire de la campagne de France et de la chute de l’Empire» (9 изд. 1891). Уссе сотрудничал в «Revue des Deux Mondes», «L’Artiste», «Presse», «Revue du XIX siècle» и др. (псевдоним — Жорж Вернер). Был членом Французской академии. Анри Уссе умер в родном городе 23 сентября 1911 года.

 (509x699, 58Kb)
1849
Иван Иванович Боргман
русский физик, с 1888 года профессор Санкт-Петербургского университета. Родился в Санкт-Петербурге. Обучался во 2-ой Санкт-Петербургской гимназии, после её окончания в 1866 году поступил в Санкт-Петербургский университет, на физико-математический факультет. Окончил курс со степенью кандидата в 1870 году, продолжил работу в университете для получения степени магистра физики. В 1873 году Боргман отправился в Гейдельбергский университет, где слушал лекции и занимался в лаборатории Кирхгофа. В 1875 году был назначен лаборантом в Санкт-Петербургский университет. В 1877 году защитил диссертацию по теме «О гальваническом сопротивлении углей при различных температурах», основанную на собственных опытах, и начал чтение лекций в качестве приват-доцента. Уже в следующем году защитил диссертацию «О влиянии среды на электродинамические явления и об определении функции намагничивания жидкостей», получил степень магистра. Дальнейшие работы Боргмана также посвящены электричеству и магнетизму. Степень доктора И.И.Боргман получил в 1882 году после защиты диссертации «О нагревании железа при прерывчатом намагничивании». Будучи профессором университета Боргман читал курсы почти по всем разделам физики (механика, оптика, электричество, термодинамика), совершенствовал систему преподавания и ведения практических занятий. Кроме того, Боргман читал лекции на высших женских курсах, на педагогических женских курсах (1876—1883) и в электротехническом институте. Технологический институт в Санкт-Петербурге также считал Боргмана своим преподавателем по механической теории тепла и электротехнике. Боргман преподавал физику членам императорской семьи. В январе 1883 года по 1886 год — наследнику престола, юному Николаю Александровичу. В то же время начал преподавать великому князю Георгию Александровичу, окончил преподавание в 1890 году. После этого преподавал также великим княжнам Ксении Александровне и Ольге Александровне и великому князю Михаилу Александровичу. С 1886 года в течение многих лет Боргман состоял редактором физической части «Журнала Русского физико-химического общества»". В 1899 году Санкт-Петербургским электротехническим институтом удостоен звания Почётного инженера-электрика — в числе первых из всего 17-ти, кому оно было присвоено (с 1899 по 1903 гг.; среди них: Д.А.Лачинов, А.Н.Лодыгин, Н.Н.Бенардос, А.С.Попов, М.О.Доливо-Добровольский, К.Ф.Сименс). С 1975 по 1900 И.И.Боргман был редактором физического отдела вновь образованного в 1872 году «Журнала Русского физико-химического общества» (ЖРФХО, первый редактор — Д.К.Бобылёв), который был сформирован основе «Журнала Русского химического общества» (основан в 1869 году). С 1931 года правопреемник физического отдела ЖРФХО — «Журнал экспериментальной и теоретической физики» (ЖЭТФ). Под руководством Боргмана и по его планам в 1901 году при университете был создан Физический институт, удовлетворяющий самым передовым требованиям того времени. Здание Физического института стало первым в России, спроектированным специально для занятий физикой. Боргман стал первым директором вновь созданного института. Он подарил институту бюсты Ньютона и Фарадея, ныне украшающие 108-ю аудиторию. Личное книжное собрание И.И.Боргмана дало начало библиотеке факультета. В 1905 году стал первым избранным ректором Санкт-Петербургского университета, через пять лет (1910) в знак протеста против нарушения полицией прав студентов оставил эту должность. С 1905 г. - член кадетской партии. В 1906 году состоял членом Государственного совета от университетов. В 1913 г. избран членом Санкт-Петербургской городской думы. В 1911 году удостоен почетной степени Doctor of Laws (L.L.D.) университета St.Andrews в Шотландии. Скончался 17 мая 1914 года.
Надгробие_И._И._Боргмана (700x525, 486Kb)
Похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга
И.И.Боргман одним из первых физиков в мире понял суть и значение теории электромагнитного поля Максвелла и пропагандировал её. Почти все многочисленные работы И.И.Боргмана были напечатаны в «Журнале Русского физико-химического общества». К основным работам можно отнести: «О проводимости гальванического тока жидкими пластинками» (1881); «О нагревании стекла конденсаторов при прерывчатой их электризации» (1885); «Опыты над распространением электрического тока через воздух»" (1886—1887). Монографии: «Магнитный поток и его действия»; «Основы учения об электрических и магнитных явлениях» (2 тома). Последние работы посвящены электрическому свечению разреженных газов (1899—1904) и радиоактивности русских целебных грязей (1904—1905). С 1910 г. редактировал сборники «Новые идеи в физике». Литература: Деятели России : 1906 г. / Редактор-издатель А.М.Шампаньер. — Санкт-Петербург, 1906. — 340 страниц раздельной пагинации : иллюстрации; страница 42; Петрушевский Ф.Ф. Боргман, Иван Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Храмов Ю.А.Боргман Иван Иванович // Физики: Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное — Москва : Наука, 1983. — Страницы 41. — 400 страниц. — 200 000 экземпляров (в переплёте); Весь Петроград. 1917;. ЦГАЛИ Санкт-Петербург Фонд 97. Опись 3. Единиц хранения 822. Листы 57—58.

John-Henry-Comstock-1849-1931 (504x700, 290Kb)
1849
Джон Генри Комсток (John Henry Comstock)
американский энтомолог, арахнолог, профессор Корнеллского университета, автор трудов по классификации бабочек и строению насекомых, один из создателей Системы Комстока — Нидема. Родился в городе Джейнсвилл, штат Висконсин, США, в семье школьного учителя Э.Комстока (Ebenezer Comstock) и С.Аллен (Susan Allen). Вскоре отец умер от холеры и из-за постигшей их бедности они вместе с матерью уехали в Нью-Йорк, где Сюзен Аллен стала медсестрой. Однако, и она вскоре заболела и он несколько лет фактически жил и воспитывался у друзей их семьи. Джон обучался в Корнеллском университете (окончил в 1874 году), а затем в Йельском (1875) и Лейпцигском университетах. Комсток стал основателем Корнеллской коллекции насекомых (The Cornell University Insect Collection), когда в 1871 году будучи студентом начал изучать энтомологию и первые собранные им для коллекции экземпляры он сохранял в своей комнате в McGraw Tower, где он работал звонарём. В 1878 году женился на американской художнице и натуралисте Анне Ботсфорд (Anna Botsford Comstock; 1854—1930). Она стала гравёром и иллюстратором многих его статей и книг, а также первой женщиной-профессором Корнеллского университета. Их брак остался бездетным, Анна умерла на год раньше супруга. В 1879—1881 годах Джон Комсток был главным энтомологом в Министерстве сельского хозяйства США (USDA, Вашингтон).
John-Henry-ComstockAnna Botsford  (495x700, 278Kb)
Анна Ботсфорд (Anna Botsford Comstock), супруга Джона Комстока
В 1882 году он стал профессором энтомологии и зоологии беспозвоночных в Корнеллском университете. Комсток известен своими работами по морфологии насекомых, он стал соавтором Системы Комстока — Нидема совместно с Джеймсом Джорджем Нидемом (en:James George Needham), которая используемая для обозначения жилок на крыльях насекомых. Она была важным этапом в развитии в энтомологии, так как доказывала гомологичность крыльев всех насекомых. Комсток популяризировал использование жилкования крыльев в классификации насекомых. Комсток оказал большое влияние на развитие энтомологии в США и через своих многочисленных студентов (называют цифру в 5 000 подготовленных им студентов-энтомологов). Седи них, несколько крупных учёных, представителей этой науки, такие как Вернон Лайман Келлог ( 1867—1937), Лелэнд Оссиэн Ховарда (Leland Ossian Howard; 1857—1950), который станет знаменитым начальником управления энтомологии в министерстве сельского хозяйства, Ф.Х.Хиттенден (Frank Hurlbut Chittenden; 1858—1929), М.В.Слингерланд (Mark Vernon Slingerland, 1864—1909), У.А.Рилей (William Albert Riley, 1876—1963), А.Д.МакДжилливрэ (Alexander Dyar MacGillivray, 1868—1924), Д.Д.Нидем (James George Needham, 1868—1957), Р.Н.Чэпмэн (Royal Norton Chapman, 1889—1929), Э.П.Фельт (Ephraim Porter Felt, 1868—1943) или А.Л.Квайнтенс (Altus Lacy Quaintance, 1870—1958). В 1914 году студенты Комстока собрали средства и в Корнеллском университете организовали в его честь «Мемориальную энтомологическую библиотеку Комстока» (The Comstock Memorial Library of Entomology), в которую и сам профессор позднее внёс свой большой вклад в виде редких книг по насекомым и другим членистоногим, по паразитологии и экологии. Именно в Итаке, где расположен Корнеллский университет, в знак уважения к заслугам его энтомологов, прошёл 1-й в Северной Америке IV Международный энтомологический конгресс и первым среди основателей этой науки был назван Комсток. Был избран членом многих обществ естествознания в США и в мире, включая Французское энтомологическое общество, Королевское энтомологическое общество Лондона, Королевское Бельгийское энтомологического общества (Royal Belgian Entomological Society). Каждое из пяти отделений Энтомологического общества Америки ежегодно выделяет Премию для аспирантов имени Джона Генри Комстока (John Henry Comstock Graduate Student Award). В 1935 году в Университете Сан-Хосе (San Jose State University) был основан Энтомологический клуб имени Джона Комстока (The John Henry Comstock Entomology Club). История его именования связана с памятной лекцией, прочитанной здесь Комстоком в 1892 году. 5 августа 1926 года после перенесённого инсульта он стал инвалидом. Умер 20 марта 1931 года в городе Итака (Нью-Йорк), США.
John-Henry-ComstockManual for the Study of Insects (444x700, 399Kb)
Manual for the Study of Insects
Основные труды: An Introduction to Entomology. Ithaca, NY: Publ. by auth. 234 pp. (1888); The Spider book: a manual for the study of the spiders and near relatives New York: Doubleday, Page. 72 1 pp., 770 figs. (1912); The Wings of Insects. Ithaca, NY: Comstock Publ. Co. 430 pp. (1918); An Introduction to Entomology. Ithaca, NY: Comstock Publ. Co. 1064 pp., 1228 figs. (1924); Insect Life. New York: Appleton. 349 pp. 206 figs., 18 pis. (1897); A Manual for the study of insects (1895, 1930) illustrated by Anna Botsford Comstock. Ithaca, NY: Published by auths. 701 pp., 797 figs., 6 pIs; Comstock, J. H. (1893). Evolution and taxonomy, an essay on the application of the theory of natural selection in the classification of animals and plants, illustrated by a study of the wings of insects and by a contribution to the classification of the Lepidoptera. In Wilder Quarter Century Book, 34-114, pis.1-3. Ithaca, NY: Comstock Publ. Co; The elements of insect anatomy; an outline for the use of students in the entomological laboratories of Cornell University and Leland Stanford Junior University (Comstock Pub. Co., Ithaca, 1895 и 1899). Совместно с В. Л. Келлоггом (Vernon Lyman Kellogg); Notes on Entomology (Ithaca, 1875; Annual Reports of Entomologist (Washington, 1879—1881); Report on Cotton Insects (1879); Second Annual Report of the Department of Entomology of Cornell University, включая монографию по подсемейству настоящих щитовок Diaspinae (Ithaca, 1883); статья по Перепончатокрылым насекомым (Hymenoptera) в книге «Standard Natural History» (Boston, 1884).
John-Henry-ComstockИллюстрация из книги (423x700, 466Kb)
Иллюстрация из книги Manual of the Study of Insects.
Литература: "Anna Botsford Comstock, " "John Henry Comstock, " "Harrison Gray Dyar, " "Mary Jane Rathbun, " and «Robert Edwards Carter Stearns.» In: American National Biography. New York: (Oxford University Press, 1999); Arnold Mallis (1971). American Entomologists. Rutgers University Press (New Brunswick) : xvii + 549 p.; Keir B. Sterling, Richard P. Harmond, George A. Cevasco & Lorne F. Hammond (dir.) (1997). Biographical dictionary of American and Canadian naturalists and environmentalists. Greenwood Press (Westport) : xix + 937 p.; Herrick, Glenn W. (1931). Professor John Henry Comstock (недоступная ссылка). Annals of the Entomological Society of America, Volume 24, Number 2, June 1931 , pp. 199—204.

Franz_Skarbina (487x700, 275Kb)
1849
Франц Скарбина (немецкое имя — Franz Skarbina)
немецкий художник-импрессионист, график и иллюстратор. Ф.Скарбина родился в Берлине, в семье ювелира, выходца из Загреба. В 1865—1869 годах учился в берлинской Академии изобразительного искусства. В 1869 году он открывает первое собственное художественное ателье в Берлине. В 1869-71 годах работает домашним учителем, затем совершает путешествие в Дрезден, Вену, Венецию, Мюнхен, Нюрнберг и Мерано. В 1877 году уезжает на учёбу в Голландию, Бельгию и Францию. В Париже художник подпадает под влияние импрессионистов и рисует в этом стиле сцены из жизни большого города, салонов и ресторанов, делает пляжные зарисовки. В 1878 году Ф.Скарбина работает преподавателем в берлинской Академии, с 1881 руководит отделением анатомического рисунка в школе при Музее прикладного искусства Берлина. С 1882 по 1886 год живёт преимущественно в Париже; с 1883 года выставляет свои картины в Парижском салоне. В этот период Ф.Скарбина создаёт наибольшее количество своих произведений. В это же время совершает поездки в Северную Африку, Бельгию и Голландию. С 1888 года Ф.Скарбина — профессор в Академии изобразительного искусства. В 1889 он участвует в художественной выставке, посвящённой столетию Французской революции. В 1892 году становится членом Академии художеств, в 1904 избирается в её сенат.
Franz_Skarbina_Allerseelentag_(Hedwigskirchhof)_1896 (566x700, 548Kb)
Франц Скарбина «День всех святых» (1896)
В 1892 году Ф.Скарбина, совместно с Вальтером Лейстиковым и Максом Либерманом, создаёт берлинскую художественную группу «Одиннадцать». В 1893 году он оставляет преподавание и снова уезжает во Францию и Голландию. В 1898 году Ф.Скарбина становится одним из основателей движения Берлинский сецессион. В 1902 году он возвращается в «Союз берлинских художников». Умер в родном городе 18 мая 1910 года.
Franz_SkarbinaAlter_jacobsfriedhof_berlin_2018-03-25_(3) (525x700, 462Kb)
Похоронен на Старом кладбище при церкви святого Якоба в Берлине
Награды: 1891 — Малая золотая медаль Большой берлинской художественной выставки; 1905 — Большая золотая медаль Большой берлинской художественной выставки.

1850
Иосиф Иванович Горский
генерал-майор, герой русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Начальное образование получил в Нижегородском графа Аракчеева кадетском корпусе, после чего 8 августа 1868 года был зачислен в 1-е военное Павловское училище. Выпущен 21 июня 1870 года подпоручиком в стрелковые батальоны на Кавказ. 7 мая 1871 года произведён в поручики. 26 марта 1876 года получил чин штабс-капитана и 11 сентября того же года стал капитаном 4-го Кавказского стрелкового батальона, где командовал ротой. В 1877—1878 годах принимал участие в русско-турецкой войне. 24 апреля 1878 года Горский за отличие при штурме Карса был награждён орденом Святого Георгия IV степени. В приказе об отличии было сказано: «4-я рота батальона под командой капитана Горского, имея впереди себя охотничью команду, ворвалась с фронта в укрепление Сувари и, несмотря на сильный неприятельский артиллерийский и ружейный огонь, завладела укреплениемъ, причём два орудия заряжающиеся с дула были сброшены за укрепление, а от прочих орудий, заряжающихся с казны, были вынуты замки и частью брошены в р. Карс-чай, а частью зарыты в землю. Затем, при дальнейшем движении по Карс-чаю, с целью атаковать укрепление Чим, капитан Горский, иесмотря на сильный огонь с этого укрепления, а также из домов и кладбища, занятых турками, во главе своей роты бросился на кавалерийский лагерь, выбил оттуда штыками неприятеля, переправился по пояс в воде вброд через речку и подошёл к самому укреплению Чим.» Среди прочих наград за отличия в кампании против турок Горский получил ордена Святого Владимира IV степени с мечами и бантом и Святой Анны III степени с мечами и бантом, а также золотую саблю с надписью «За храбрость». 28 августа 1879 года Горский был произведён в майоры и 6 мая 1884 года — в подполковники. С 1879 по 1885 год Горский находился в Закаспийском отделе и принимал участие в кампаниях в Средней Азии против туркмен, за отличие был награждён орденом Святого Станислава II степени с мечами. 3 февраля 1890 года назначен командиром 2-й Кавказской туземной стрелковой дружины и 21 апреля 1891 года получил чин полковника. С 25 января 1892 года состоял в распоряжении командующего войсками Кавказского военного округа. 30 июля 1894 года был назначен командиром 6-го Туркестанского линейного батальона, а 16 августа 1898 года получил в командование 28-й пехотный Полоцкий полк. Произведённый 11 мая 1901 года в генерал-майоры Горский возглавил 1-ю бригаду 5-й пехотной дивизии, но уже через полтора месяца (28 июня) был перемещён на должность командира 2-й бригады 7-й пехотной дивизии. 30 ноября 1904 года назначен начальником 1-й Кавказской стрелковой бригады. Скоропостижно скончался в начале лета 1905 года, 16 июня исключён из списков умершим. Награды: Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1877 год); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1877 год); Золотая сабля с надписью «За храбрость» (9 ноября 1877 года, по другим данным — 28 марта 1878 года); Орден Святого Георгия IV степени (24 апреля 1878 года); Орден Святого Станислава II степени с мечами и бантом (1879 год); Орден Святой Анны II степени (1888 год); Орден Святого Владимира III степени (1896 год); Орден Святого Станислава I степени (1904 год). Источники: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том I. А—К. — Москва, 2009. — Страница 386. — ISBN 978-5-9524-4166-8; Гизетти А.Л. Сборник сведений о георгиевских кавалерах и боевых знаках отличий кавказских войск. Тифлис, 1901, Страницы 220—221. на сайте Руниверс; Исмаилов Э.Э. Золотое оружие с надписью «За храбрость». Списки кавалеров 1788—1913. — Москва, 2007. — Страницы 2309, 512. — ISBN 978-5-903473-05-2; Список генералам по старшинству. Составлен по 1 мая 1905 года. — Санкт-Петербург, 1905. — Страниц 970.

 (453x699, 62Kb)
1850
Мари Ясаи (венгерское имя — Mari Jaszai)
венгерская актриса. Родилась в Асаре. В 1867 начала творческую деятельность. Выступление в 1872 в роли Гертруды («Банк-бан» Катоны) утвердило Ясаи как одну из крупнейших трагедийных актрис венгерского театра. Прославилась исполнением ролей в пьесах У.Шекспира. Работала в театрах Национальном, «Вигсинхаз», где исполняла роли: Федра («Федра» Расина), Мария Стюарт («Мария Стюарт» Шиллера), Ева («Трагедия человека» Мадача). Искусство Яcаи было прогрессивным, близким к реалистической школе, что послужило причиной её ухода из Национального театра (из-за утвердившегося там натуралистического стиля игры). Оставив театр, Ясаи выступала с чтением стихов Ш.Петёфи, вела общественную деятельность. Умерла в Будапеште 5 октября 1926 года.
 (525x699, 93Kb)
В Будапеште установлена мемориальная доска с её именем. Литература: Герщкович А.А., Современный венгерский театр, Москва, 1963; Péchy B.I., Jászai Mari, 3 kiad., Bdpst, 1971.

1851
Анна Морган (Anna Morgan)
известная преподавательница драматического искусства в конце 19-го века, которая основала собственную школу, «Anna Morgan Studios», в Чикаго. Анна Морган сыграла важную роль в формировании стандартов по обучению искусству речи и театральному мастерству (как образовательных дисциплин) и способствовала становлению малых театров как формы организации театра. Анна Морган родилась во Флеминге (Fleming), Кайюга, Нью-Йорк, США. Она была дочерью Мэри Джейн Торнтон Морган (Mary Jane Thornton Morgan) и Аллен Денисон Морган (Allen Denison Morgan), владельца фермерского хозяйства, который работал в Законодательном собрании штата Нью-Йорк (New York State Legislature) в 1860—1861 годы. Анна была старшим ребёнком в семье, у неё было два родных брата и три родные сестры. Они посещали школу в Оберне (округ Кайюга) до смерти их отца в 1876 году, после чего мать с детьми переехала в Чикаго. В 1877 году, Анна Морган начала учиться красноречию в музыкальной школе Херши (Hershey Music School). Уже в школе Анна выделялась своей натуралистической манерой драматического чтения, которая не была свойственна той эпохе. Её начинают выделять как любимого чтеца Чикаго (“Miss Anna Morgan, Chicago’s Favorite Reader”). В 1880—1883 годах Анна Морган сотрудничала с Redpath Lyceum Bureau, путешествуя с ними по крупным городам, таким как Нью-Йорк и Бостон, где они показывали своё шоу. В 1884 году Морган присоединилась к оперному театру консерватории (Chicago Opera House Conservatory), где начала фокусироваться на преподавании драмы. Хотя её постановки не были масштабными, часто ограничиваясь сценой консерватории, Морган была известна её утончённым вкусом и изощрённостью в выборе пьесы. В дополнение к популярным пьесам своего времени, она адаптировала шекспировские трагедии, классические греческие трагедии и современную поэзию. В 1898 году, Морган ушла из консерватории и открыла Anna Morgan Studios в Чикагском Здании Изящных Искусств (Fine Arts Building). Анна Морган представила своих учеников в постановке пьесы Candida Джорджа Бернарда Шоу — пьеса была впервые поставлена на территории США, постановка не была согласована с автором. Аналогичным образом в 1899 году была поставлена пьеса Цезарь и Клеопатра. Анна была первой, кто поставил в США спектакли многих европейских драматургов, таких как Генрик Ибсен, Джордж Бернард Шоу и Морис Метерлинк. В студии Анны Морган преподавались театральная и политическая история, литература, драматургия, этикет, актёрское и сценическое искусство. Ученики студии учились выражать эмоций посредством положения тела и жестов, применяя принципы метода Франсуа Дельсарта. Анна отказалась от предложений преподавать в Нью-Йорке, Париже, Лондоне и Флоренции, чтобы остаться в своей школе и реализовывать свои задумки на Чикагской драматической сцене. Анна руководила студией до выхода на пенсию в 1925 году. Анна Морган умерла в 1936 году. Анна Морган написала три книги о речи и театре: An Hour with Delsarte (1889); Selected Readings, designed to impart to the student an appreciation of literature in its wider sense (1909); The Art of Speech and Deportment (1909). Литература: Donawerth Jane Rhetorical Theory by Women Before 1900. — Lanham, Maryland: Rowman and Littlefield, 2002. — P. 255–256; James Edward T Notable American Women, 1607-1950, a Biographical Dictionary. — Cambridge, MA: Belknap of Harvard UP, 1971; Marquis Albert Who's Who in America / John W. Leonard. — Chicago: A.N. Marquis & Compant, 1899.

Hermann_Paasche (563x700, 157Kb)
1851
Герман Пааше (немецкое имя — Hermann Paasche)
немецкий экономист, статистик и политик, профессор и депутат. Родился в Бурге. Учился в университете Галле-Виттенберг, где изучал экономику, сельское хозяйство, статистику и философию. В 1879 году стал профессором Ахенского университета, в 1884 году — Марбургского университета, в 1897 году — Берлинского технического университета. С 1893 года занимался политикой, став депутатом прусского парламента, в 1906 году отказался от профессуры, чтобы полностью посвятить себя политике. Придерживался либеральных взглядов, во время Первой мировой войны выступал против неограниченной подводной войны. Известен в первую очередь введением индекса Пааше, а также как автор целого ряда значительных для своего времени работ по вопросам о товарных ценах, наследственной аренде, сахарной промышленности, бумажно-денежном обращении и так далее. Умер в Детройте 11 апреля 1925 года.

George_Moore_2 (484x700, 178Kb)
1852
Джордж Огастес Мур (George Augustus Moore)
ирландский поэт, прозаик, драматург и критик. Родился в графстве Мейо, Западная Ирландия, в ирландской семье зажиточного помещика. Прадед торговал вином в Аликанте. Дед был литератором, дружил с Марией Эджуорт. Отец — политик, член парламента. В детстве Джордж Мур дружил с Оскаром Уайльдом, в молодости учился живописи в Париже и вращался в кругах художников-импрессионистов и поэтов-символистов; Эдуар Мане написал его портрет. Он встречался с Ренуаром, Дега, Моне, Доде, Малларме, Тургеневым, Эдуаром Дюжарденом. Вернувшись в Англию, выступил пропагандистом и первым переводчиком Золя. Испытал влияние Записок охотника И.Тургенева. Многие его произведения вызывали бурную реакцию в консервативных кругах ирландского общества, их не приобретали отдельные библиотеки и т.п. В дальнейшем Мур, вместе с драматургом А. Грегори и поэтом У.Б.Йейтсом, стоял у истоков движения «Гэльское возрождение», стремившегося создать национальную ирландскую литературу на английском языке. Оказал влияние на Джойса. Его (без особой симпатии) упоминает в своей Автобиографии Алисы Б.Токлас Гертруда Стайн, не раз цитирует Борхес. Умер в Лондоне 21 января 1933 года. Избранные сочинения: Flowers of Passion, стихотворения (1878); A Modern Lover (1883); A Mummer's Wife (1885); A Drama in Muslin (1886, русский перевод, 1887); Confessions of a Young Man (1888); Esther Waters (1894, русский перевод, 1895, экранизирован 1948, 1964, 1977); Memoirs of My Dead Life (1906); Hail and Farewell (1911); The Brook Kerith: A Syrian Story (1916); Pure Poetry: An Anthology (1924); Ulick and Soracha (1926 ); The Making of an Immortal, драма (1927); Aphrodite in Aulis (1930). Библиография: Потусторонние искания, перевод Н.Додоновой, под редакцией и с предисловием А.Вербицкой. Москва, 1904; В бурную ночь. Москва, 1923. Литература: Freeman J. A Portrait of George Moore in a study of his work. London: Werner Laurie, 1922; Hone J. The Life of George Moore. London: Victor Gollancz, 1936; Collet G.-P. George Moore et la France. Genève: Droz, 1957; Jeffares A.N. George Moore. London: The British Council & National Book League, 1965; Farrow A. George Moore. Boston: Twayne Publishers, 1978; Frazier A. George Moore, 1852–1933. New Haven: Yale UP, 2000.

1855
Валериан Михайлович Гаитенов
русский военачальник, генерал от артиллерии. Участник кампании 1876 года, русско-турецкой войны 1877—1878, кампании 1879—1880 годов, похода в Китай 1900—1901 годов, русско-японской войны 1904—1905 годов, первой мировой войны. В службу вступил 1 сентября 1872 года юнкером рядового звания во 2-е Константиновское училище. Выпущен прапорщиком (19 августа 1874) в Кавказскую гренадерскую артиллерийскую бригаду. Подпоручик (6 ноября 1875). В 1876 командирован в Закаспийскую область. Участник кампании 1876 против текинцев. Поручик (21 декабря 1876). Участник русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Штабс-капитан (30 декабря 1878). Участник кампании 1879-1880 против текинцев. Капитан (6 мая 1888). Подполковник (13 октября 1897). Командир 1-й батареи Кавказского стрелкового артиллерийского дивизиона (13 октября 1897—13 января 1898). Командир 6-й батареи Кавказской гренадерской артиллерийской бригады (13 января 1898—10 июля 1904). Участник военных действий в Китае 1900—1901 гг. Командовал пулемётной ротой в Южно-Манчжурском отряде. Полковник (27 сентября 1900; за боевые отличия).Участник русско-японской войны 1904—1905 гг. Командир 1-го дивизиона 35-й артиллерийской бригады (5 июля 1904—10 июня .1905). Участвовал в боях под Ляояном, на реке Шахэ. Командирован во Владивосток для сформирования 10-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригады, командующим которой и был назначен (10 июня 1905—15 июля 1905). Вернулся на театр военных действий. С 15 июля 1905 — командующий 3-й артиллерийской бригады (20 июля 1905—6 декабря 1908). Генерал-майор (приказ 6 декабря 1905; старшинство 9 декабря 1904; за боевые отличия) с утверждением в должности. Начальник артиллерии 11-го армейского корпуса (6 декабря 1908—19 февраля 1910). Генерал-лейтенант (9 декабря 1908; за отличие). Начальник артиллерии Гренадерского корпуса (19 февраля.—6 августа 1910). С 6 августа 1910 инспектор артиллерии Гренадерского корпуса (6 августа 1910—13 января 1914). 13 января 1913 назначен начальником Офицерской артиллерийской школы, руководил подготовкой среднего командного звена русской артиллерии. Пользовался в войсках репутацией знающего артиллериста. Участник первой мировой войны. 18 октября 1914 назначен на свой старый пост инспектора артиллерии Гренадерского корпуса. 6 мая 1915 стал начальником 42-й пехотной дивизии, но уже 23 мая 1915 в третий раз вернулся в Гренадерский корпус. 10 апреля 1916 назначен инспектором артиллерии армий Северного фронта. Генерал от артиллерии (19 декабря 1916; за боевые отличия). Награды: Орден Святого Станислава III степени (1878); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1879); Орден Святого Станислава II степени с мечами (1880); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1880); Орден Святой Анны II степени (1884); Золотое оружие «За храбрость» (28 марта 1901); Орден Святой Анны II степени (1904; утверждён Высочайшм приказом 25 февраля 1906); Орден Святого Владимира III степени с мечами (1905); Орден Святого Станислава I степени (1911); мечи к ордену Святого Станислава I степени (31 марта 1916).

Emma Lampert Cooper (565x700, 216Kb)
1855
Эмма Купер (Emma Lampert Cooper)
американская художница и педагог, жена художника Колина Купера. Родилась в деревне Nunda, штат Нью-Йорк, в семье Henry Lampert и Jenette Smith. В семье была еще старшая Мэри, две младшие сёстры — Кэрри и Аделла, а также младший брат Генри. Отец происходил из немецкой семьи, занимавшейся кожевенным делом, родившись в Ганновере. Позже все жили в Рочестере, штат Нью-Йорк, где их отец занимался продажей кож. В июне 1863 года он записался для участия в Гражданской войне. Умер 10 июня 1880 года. Окончила колледж Wells College в городке Аврора, штат Нью-Йорк в 1875 году, став впоследствии одним из основателей Восточно-американской ассоциации выпускников этого колледжа. Когда в 1877 году в Рочестере организовался Rochester Art Club. Она стала его первым вице-президентом, сотрудничая с клубом до 1895 года. С 1870 по 1886 годы Эмма имела собственную студию в историческом здании Powers Building в Рочестере, где заметно влияла на городское арт-сообщество. Затем продолжила своё образование в нью-йоркской Лиге студентов-художников у Уильяма Чейза и в институте Cooper Union. В середине 1880-х годов в течение полутора лет училась в Париже в Académie Delécluse и в 1891 году в Нидерландах у Jacob Simon Hendrik Kever. С 1891 по 1893 Купер преподавала живопись и был художественным-директором в Foster School города Clifton Springs, штат Нью-Йорк. С 1893 по 1897 годы преподавала в рочестерском Mechanics Institute (ныне Rochester Institute of Technology). В 1897 году, работая и живя в Дордрехте, Нидерланды, Эмма встретила художника Колина Купера, за которого вышла замуж 9 июня 1897 года в Рочестере. С 1898 по 1902 годы они находились за границей. В течение года жили в колонии художников в голландском местечке Ларен. Затем вернулись и жили в Нью-Йорке, продолжая много путешествовать по миру, побывав даже в Индии в 1913 году. Эмма Купер была участником многих выставок. Получила награду на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году и выставке Cotton States and International Exposition в Атланте в 1895 году. Была награждена золотой медалью American Art Society на выставке в Филадельфии в 1902 году. Выставлялась на Всемирной выставке в Сент-Луисе, завоевав бронзовые медали. Её произведения экспонировались на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Много выставлялась вместе с мужем в США. Также была членом многих художественных сообществ, включая Пенсильванскую академию изящных искусств и Нью-Йоркский акварельный клуб; Women's International Art Club в Лондоне и Women's Art Association в Канаде; Woman's Art Club и National Arts Club; Rochester Art Club и Philadelphia Water Color Club. Умерла от туберкулёза 30 июля 1920 года в местечке Pittsford, штат Нью-Йорк, в доме своей сестры миссис Джон Стил (John Steele).
Emma Lampert Cooperмогила (700x612, 395Kb)
Похоронена на кладбище Mount Hope Cemetery в Рочестере.
Документы, относящиеся к Эмме и её мужу, находятся в рукописном фонде библиотеки River Campus Libraries университета University of Rochester. Интересно, что Эмма с мужем были среди пассажиров первого класса пассажирского лайнера «Карпатия» следовавшего из Нью-Йорка в Гибралтар в апреле 1912 года, когда его команда вместе с пассажирами участвовала в спасении выживших пассажиров «Титаника». Колин Купер впоследствии сделал несколько картин на эту тему.

1856
Николай Александрович Шишков
русский общественный деятель и публицист, член Государственного Совета. Родился в Санкт-Петербурге. Происходил из старинного рода Шишковых. Отец — Александр Александрович (1820—1880) — губернский секретарь, почётный мировой судья, приходился зятем самарскому губернатору Г.С.Аксакову, сыну известного писателя. А также был двоюродным дедом другого известного писателя: Владимиру Набокову. Мать — Мария Юрьевна (урождённая Хованская), после смерти отца Юрия Сергеевича Хованского получила в наследство богатые земли, в том числе в Ставропольском уезде Самарской губернии. В семье было шестеро детей: Николай (старший), Сергей (родился в 1857 году), Владимир (родился в 1871 году), Евгений (родился в 1874 году), Вера (родилась в 1861 году.), Екатерина (родилась в 1874 году.). Детство Николай Александрович провел за границей, в Англии, Швейцарии, Франции, где в семидесятых годах проживали его родители. Затем закончил Симбирскую гимназию, поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, где работал над проектом аэроплана в воздухоплавательном отделении Императорского технического общества. Но окончил только три курса, так как местный климат негативно сказывался на его здоровье. Переехал в Ставропольский уезд Самарской губернии, где находились земли его матери. Здесь он женился на своей троюродной сестре Ольге, дочери местного влиятельного земского деятеля Леонтия Борисовича Тургенева. Однако брак был недолгим, вскоре его жена скончалась от скоротечного туберкулёза. Вторым браком Николай Шишков был женат на другой своей дальней родственнице — Екатерине Александровне Хованской. Был хорошо образован, знал английский и французский языки. В своих имениях пытался внедрять разнообразные новшества сельскохозяйственной науки и организации производства. Скончался в селе Знаменское, Самарская губерния 29 июля 1910 года.
Общественная деятельность
В 1884 году Николай Александрович был выбран гласным ставропольского уездного и самарского губернского земского собраний. Через два года был выбран Почётным мировым судьёй Ставропольского уезда. В течение десяти лет постоянно выбирался членом уездного и губернского присутствия по крестьянским делам. Так как характер работы требовал постоянного присутствия в губернском городе, то Шишков перебрался в Самару, где поселился в доме, построенном в 1859 году по заказу его матери. Известно немало его разумных предложений по улучшению сельского хозяйства в губернии. В 1902 году им была подготовлена обширная докладная о нуждах сельского хозяйства в Самарской губернии, в которой он писал: «В Самарской губернии в особенности вопрос об усилении обводнения и защитных лесонасаждений нельзя не признать одним из наиболее важнейших для сельского хозяйства… Начать надо с разъяснения народу пользы и необходимости воды и леса.» В том же году он подал докладную предводителю ставропольского дворянства, где говорил о том, что крестьян необходимо просвещать, разъяснять им пользу удобрений, современных технологий. Не удивительно, что когда в 1902 году было создано Особое совещание в нуждах сельскохозяйственной промышленности, Шишков возглавил местный комитет этого совещания. Однако среди коллег он пользовался славой больше кабинетного учёного, чем практика, так как из-за недостатка времени и других причин его собственное хозяйство постепенно приходило в упадок. Во время революционных событий 1905 года предложил перестроить местное самоуправление на демократических началах, был одним из инициаторов письма в адрес Николая II, где обращал внимание на причины недовольства в народе. К таковым от относил отсутствие демократических свобод, стеснение народного образования, экономическую отсталость страны, высокие налоги, бесправие рабочих и крестьян. В мае 1905 года он подписал петицию в адрес царя, где решительно требовал «безотлагательного созыва свободно избранного народного представительства». Манифестом от 17 октября 1905 года император внес предложение о переустройстве Государственного Совета. Самарское земство выдвинуло в члены совета Николая Александровича Шишкова. Он прошёл с перевесом в один голос. Но пробыл он в должности совсем недолго. После роспуска I Государственной думы в знак протеста он и ряд других членов Совета сложил с себя полномочия. Вернувшись в Самару Шишков занялся народным образованием. Он стал председателем и основным деятелем самарского Общества народных университетов. Основными задачами народных университетов по мнению Николая Александровича являлись воспитание у широких масс умения «пользоваться знанием», пробуждение у людей желания «к общему благу». При его старании в 1909 году при обществе была открыта публичная библиотека, в которой находилось более 4-х тысяч книг из различных отраслей знания. И хотя за пользование ей полагалась небольшая плата, она стала популярной у жителей Самары. Позже было создано несколько её филиалов, планировалось проведение передвижных книжных выставок. При содействии Общества в Самару приезжали преподаватели из Санкт-Петербургской педагогической академии, которые читали учителям лекции по истории русской педагогики, педагогической психологии, гигиене детского возраста, методике преподавания. В 1906 году возглавлял комиссию губернского земства по координации помощи населению, пострадавшему от голода. По заданию комиссии ездил в США, где читал лекции перед населением, знакомил американцев с положением голодающих. Встречался с президентом Рузвельтом, которого убедил создать американский фонд помощи голодающим самарским крестьянам.
Литературная деятельность
На страницах русской и зарубежной печати часто появлялись и работы самого Николая Шишкова. Он перевёл с немецкого несколько художественных книг, написал много публицистических статей, пробовал себя в литературе. Им были написаны несколько просветительских книг: «Счетоводство для неграмотных» (1891 г.), «Как люди делают свою жизнь лучше» (1908 г.), «Начала общественной жизни: чтение для слушателей 14-17 лет» (1910 г). Входил в состав редакции журнала «Юный читатель», был постоянным сотрудником журнала «Вестник Европы». Принимал активное участие в начале литературной карьеры племянника своей первой жены Алексея Николаевича Толстого. Все детство Алексея по приезде в Самара семья Толстых останавливалась у Шишкова. 16 марта 1902 года А.Толстой будучи студентом Санкт-Петербургского технологического института, пишет в Самару родителям: «…кажется, буду участвовать в журнале «Юный читатель», если Николай одобрит мои произведения, это было бы тоже недурно. Я уже начал «Детские воспоминания», кажется, что удачно.» — Соловьева Л.А. Биография А.Н.Толстого. Самарский литературно-мемориальный музей имени М.Горького. Музей-усадьба А.Н.Толстого (2004). Сама рукопись сохранилась, на ней остались правки, сделанные Шишковым. Позднее братья Николай и Александр Шишковы послужили прототипами героев рассказа Толстого «Заволжье» (позднее переименованного в «Мишука Налымов». Литература: Овсянников В.А. Ставрополь - Тольятти. Страницы истории. Часть II. Дела и люди. — Тольятти: Современник, 1999. — Страницы 269-278. — 400 страниц — 3000 экземпляров. — ISBN 5-85234-100-2; Мельник С.Г. Уроки русского // relga.ru : журнал. — 2010-04-10. — Выпуск 5 (203). — ISSN 1814-0149.

ArnoldDolmetsch (453x700, 60Kb)
1858
Арнолд Долмеч (Arnold Dolmetsch)
английский инструментальный мастер, скрипач, клавесинист, гамбист, лютнист, музыковед. Считается родоначальником движения аутентичного исполнительства. Долмеч родился в Ле-Ман (Франция), в семье чешско-немецкого происхождения, обосновавшейся во Франции; его отец держал в Ле-Мане небольшую фабрику по производству музыкальных инструментов, где и началось музыкальное образование Долмеча. В 1881-1883 гг. он учился игре на скрипке у А. Вьётана и в Брюссельской консерватории, в 1889 г. окончил Королевский музыкальный колледж в Лондоне (его учителем, в частности, был Фредерик Бридж). При поддержке Дж. Грова Долмеч стал одним из первых пропагандистов старинной музыки и традиций инструментального исполнительства. С 1890-х гг. он устраивал концерты барочной музыки, общественный резонанс вызвало исполнение им забытых сочинений для виолы да гамба. Бернард Шоу в 1894 с восторгом отзывался о сыгранных Долмечем английских виольных фантазиях. В 1893 Долмеч изготовил свою первую лютню, в 1894 — первый клавикорд, в 1896 — клавесин. В 1905-1911 руководил производством (по старинным образцам) клавесинов, клавикордов, лютней и виол на фабрике «Чикеринг» в Бостоне. В 1911-1914 работал на рояльной фабрике «Гаво» в Париже. С 1914 жил в Великобритании, основал инструментальную мастерскую в Хейзлмире, которая стала благодаря Долмечу крупнейшим в Европе центром по производству старинных инструментов. Всеобщее признание получили блокфлейты из мастерской Долмеча, изготовленные по барочным моделям (первую такую флейту Долмеч сделал в 1919). В 1925 основал фестиваль старинной музыки в Хейзлмире, в котором участвовали его дети: Элен (1878—1924), гамбистка; Натали (1905-1989), гамбистка, основательница британского Общества виолы да гамба; Рудольф (1906-1942), клавесинист, гамбист; Карл (1911-1997), флейтист, основатель британского Общества блокфлейтистов. После смерти отца Карл возглавил мастерскую и взял на себя руководство фестивалем (ныне Международный фестиваль старинной музыки имени Долмеча, проводится ежегодно). Кавалер ордена Почётного легиона (1938). Арнолд Долмеч умер в Хейзлмире, графство Суррей, Великобритания 28 февраля 1940 года.
Творчество и научная деятельность
Долмеч — автор исследования «Интерпретация музыки XVII и XVIII веков, по материалам современников», положившего начало практическому освоению старинной музыки. Редактор сочинений для скрипки А.Корелли, Г.Пёрселла, Г.Ф.Генделя, собрания французских песен XII—XVIII веков, английской музыки для консорта виол. Долмечу также принадлежит приоритет в аудиозаписи старинной музыки (наиболее ранние относятся к 1920). Около 1933 записал «Хорошо темперированный клавир» И.С.Баха на клавикорде. Библиография: Dolmetsch A. The interpretation of the music of the XVII and XVIII сenturies revealed by contemporary evidence. 2nd ed. London, 1946; Donington R. The work and ideas of A. Dolmetsch. Haslemere, 1932; Dolmetsch M. Personal recollections of A. Dolmetsch. London, 1958; Campbell M. Dolmetsch: the man and his work. Seattle, 1975.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку