Штирлиц выстрелил в Мюллера. Пуля отскочила... «Броневой!» — с уважением подумал Штирлиц
"Да, меня и на улице, когда узнают, говорят: "Смотри-ка, Мюллер пошел". Иногда бывает обидно: я сыграл больше ста двадцати ролей в театре и кино, а у зрителей в основном ассоциируюсь с моим героем в "Семнадцати мгновениях весны"... Но, с другой стороны, конечно, приятно, что у меня есть роль, которая стала "визитной карточкой". Ведь бывает так в жизни актёра, что он может сыграть массу ролей и ни одна из них не западёт в душу людям"
Сам Леонид Сергеевич был конечно был вовсе не из брони. "Мои самые главные воспоминания об этой жизни - это голод и страх". В детстве мать меняла ему отчество, пытаясь скрыть родственную связь с отцом, Броневым-старшим - врагом народа, расстрелянным в 1937-м. Броневой - вовсе и не фамилия, а революционный псевдоним отца.
Отец Леонида возглавлял экономический отдел НКВД УССР, который занимался экспроприацией.
"Мой отец пытал самого ученого Патона, требуя у него золото. Это такой позор. Я до сих пор не могу встречаться с его сыном. Как я могу ему в глаза смотреть." Броневой воспринимал арест и смерть отца как возмездие. "Мой отец был преступником - Возможно то, что я стал артистом - это искупление грехов моего отца".
С детских лет Леониду пришлось исколесить всю страну - сначала ссылка с семьей, затем эвакуация.
В театральный институт он поступил в Ташкенте, работал в театрах Магнитогорска, Грозного, Воронежа. В Москву привело несчастье - смерть жены от тяжелой болезни. С маленькой дочерью на руках Леонид Сергеевич переехал к родственникам жены. С актерством приходилось тяжело, ролей не давали.
Звездный час наступил с момента съемок в "Семнадцати мгновениях весны", когда Броневому было уже за 40. Он прожил нелегкую жизнь, но его талант осветил его путь. Память о нем светла благодаря ярким, незабываемым ролям, обогатившим наше киноискусство.
Доктор, "Формула любви" (режиссёр - Марк Захаров, 1984)
Знаменитый авантюрист граф Калиостро (Нодар Мгалоблишвили) в сопровождении своей весьма экстравагантной свиты (Александр Абдулов и Семён Фарада) прибывает в Россию. Удирающая от гвардейцев Потёмкина троица застревает в российской глубинке, где знаменитого шарлатана просят оживить мраморную статую. Вокруг Калиостро собирается разношёрстная компания, одним из самых ярких персонажей которой является уездный доктор, всякое выражение которого становится крылатым:
"От пальца у нас не прикуривают, врать не буду, а вот искры из глаз летят! Вот, у господина Загосина, а прошлом году, мужик с воза свалился да лбом об оглоблю. Ну я Вам доложу, был фейерверк!"
"Ложки у меня пациенты много раз глотали. Но вот чтобы так, за обедом на десерт и острый предмет? Замечательно! За это Вам наша искренняя сердечная благодарность!"
"Стрелялся стало быть у нас некий помещик Кузякин… Приставил пистолет ко лбу. Стрельнул раз – осечка. Стрельнул другой – осечка. Э-э-э, - думает, - видно не судьба! И точно, продал пистолет, а он у него дорогой был, с каменьями! Продал пистолет, да на радостях напился! А потом уж спьяна упал в сугроб, да и замерз".
"Организм Ваш, батенька, совсем расстроен неправильным образом жизни. Печень – вялая. Сердечко – шалит. Как Вы с ним две тысячи лет протянули – не пойму! Кончать надо с хиромантией, дружок! Пальцами – искрить, вилки – глотать. В нашем возрасте уже не годится. И с барышнями - поаккуратнее. Мраморные они или не мраморные. Наша дело – сторона. Сиди на солнышке – грейся".
"Коли доктор сыт, так и больному легче".
"Голова - предмет тёмный и исследованию не подлежит".
Герцог, "Тот самый Мюнхгаузен" (режиссёр - Марк Захаров, 1979)
В этой картине Герцог является олицетворением глупой, бюрократической власти, которая категорически не приемлет свободомыслия. При этом персонаж Броневого глубоко симпатичен... всё как и в жизни.
Полковник в отставке, "Небеса обетованные" (режиссёр - Эльдар Рязанов, 1991)
Трагикомическая история о живущих на городской свалке бездомных людях получила шесть премий "Ника" в различных номинациях, в том числе как лучший фильм 1991 года. Броневой играет роль полковника в отставке Семёна Бакурина, который хоть сам и не является бездомным, но становится их другом и защитником.
Журавлёв, "Простые вещи" (режиссёр - Алексей Попогребский, 2007)
В этой камерной независимой драме Броневой исполнил роль некогда популярного, а ныне постаревшего и всеми забытого актёра. Вздорный и капризный, а на самом деле очень одинокий, он заводит дружбу с питерским врачом-анестезиологом (Сергей Пускепалис). За эту роль в 2008 году актёр получил премию "Ника".
Генрих Мюллер, "Семнадцать мгновений весны" (режиссёр - Татьяна Лиознова, 1973)
Наверное, на территории бывшего СССР нет человека, который бы не помнил легендарную фразу Мюллера "А вас, Штирлиц, я попрошу остаться…"
"Кстати, однажды и жена не пустила меня сыграть в «Семнадцати мгновеньях...» роль Гитлера! Мне же сначала предложили сыграть не Мюллера, а фюрера.
Сделали фотопробу — похож. Но Вика сказала: «В крайнем случае я согласна на Мюллера, но не на Гитлера!». К мнению жены я прислушался. Иначе представьте себе, что Гитлер был бы сыгран так же психологически точно, как Мюллер.."
"Раздавать советы, как жить, права я не имею — в конце концов, и сам этого не знаю. Любой и каждый может упрекнуть меня в том, что получал в СССР премии, награды и звания, что отец мой одним из самых жестоких следователей киевского ОГПУ был, садистски людей допрашивал, деньги и показания выбивал... Ни пройденный путь, ни свою биографию я изменить не могу, но убежден, что в прошлое возвращаться нельзя, и ни один орден, ни одно в мире благо одной-единственной слезинки обиженного тобой человека не стоит."
Аркадий Велюров, "Покровские ворота" (режиссёр - Михаил Козаков, 1982)
Эстрадник-куплетист Велюров - один из самых ярких жильцов коммунальной квартиры, вокруг которой разворачиваются события этой ностальгической картины. Артист умирающего жанра трепетно относится к своему выверенному до слова репертуару, постоянно донимая придирками и улучшениями своего автора - поэта Соева (Евгений Моргунов), а в промежутках между выступлениями "интеллигентно" выпивает ("Заметьте, не я это предложил").
(при просмотре видео переход на Ютюб)
Мне кажется, что попрощаться с Леонидом Броневым хочется с улыбкой, с которой обращаются друг к другу старые. верные друзья - улыбкой доброй, грустной и немного печальной и улыбкой благодарности за те минуты радости и счастья, которые он нам подарил.
И до новых встреч у голубых экранов, на том же месте в тот же час.