-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ppalmii1l1

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 281


В долговой петле оказался целый регион с "легкой руки" бывших

Вторник, 05 Мая 2015 г. 21:29 + в цитатник
руководителей.
Пожилая женщина подсела к своему старому отражателю, похожему
на тарелку-репродуктор. Включила она его ненадолго, а то электросчетчик
накрутит много. Не включать тоже нельзя: в морозы в квартире
нет и десяти градусов...
Через несколько дней женщина умерла в ожоговом центре Нижнего
Новгорода. Несчастный случай, неосторожное обращение с электроприборами
- виноватых вроде и нет.
Так в минувшую зиму жил почти весь город. Скромный по масштабам
снегопад превращался иной раз в стихийное бедствие: уборочная
техника на улицы не выходила, транспорт останавливался. Тротуары
даже на многих центральных улицах не убирали месяцами: по кучам
сметенного туда с мостовой снега петляла тропа.
Иногда местное телевидение объясняло: зарплата у дворников
900 рублей и ту задерживают уже полгода, с работы все они разбегаются...
Снег уже давно растаял и везде видны горы прошлогоднего мусора.
Трамвайный маршрут, по которому ездил на работу, как-то сам
по себе угас. Нет, объяснили мне в предприятии "Нижегородэлектротранс",
он не закрыт, просто все его шесть трамваев давно сломаны, а
деньги на ремонт отсутствуют. О новых вагонах и говорить не приходится:
их не покупали уже семь лет. Так прекратили работать в городе
около четверти линий, на некоторых вагон надо ждать даже в пиковое
время полчаса.
Да, в прошлом году в городе открылась новая станция метро.
Но сооружали ее (находящуюся на поверхности) и километр линии
к ней 12 лет, а теперь у Метростроя больше не осталось ни одного
объекта, где шла бы работа. Так называемых социальных автобусов
в миллионном городе всего 160. Их водителям не позавидуешь -
большинство магистральных улиц разбито. Ходить пешком? И тут
проблема: "Нижновэнерго" в назидание неплатежеспособному городу
на полтора месяца вырубало уличное освещение - все и полностью.
Что случилось с Нижним Новгородом? Еще несколько лет назад
его то и дело показывали по столичным телеканалам, и кудрявый
телегеничный губернатор Немцов называл его то "столицей реформ",
то "третьей столицей". И весело объяснял: все проблемы почти
решены, а решаются они очень просто! "Инвестиции" и "возрождение"
- эти слова были у него любимыми. В быту эти явления выглядели,
например, так: был на площади Горького лучший в городе книжный
магазин - губернатор лично торжественно открыл в его помещении
"Макдоналдс". А в цехах станкозавода, поставлявшего еще недавно
оборудование в 98 стран, начинали разливать импортную "колу".
А что - инвесторы вкладывают реальные деньги в нашу экономику
и делают ее доходной! Извел регион в начале девяностых деньги
на старые автобусы с германской и даже эстонской помойки - вот
оно, возрождение транспорта!
Об общей картине состояния экономики, по-моему, многое говорит
один факт. Самым крупным налогоплательщиком в Нижегородской области
уже несколько лет является Горьковская железная дорога. На магистрали
этим гордятся - есть чем. Но согласимся - картина странная для
региона с мощнейшей промышленностью, которая складывалась веками:
с автозаводом и "Красным Сормовом", с нефтепереработкой и большой
химией. Здесь первое место должно быть за производителем - не
за перевозчиком.
Апофеозом "инвестиций для возрождения" Нижегородской области
стал взятый в 1997 году еврозаем. Разговоры о нем, впрочем, начались
еще за год до этого под шумное 775-летие Нижнего Новгорода. "Уникальная
возможность для подъема экономики" состояла в том, что в долг
брало уже не конкретное предприятие у иностранной фирмы, а в
целом область у ряда объединившихся для совместной работы европейских
банков. И немаленькую сумму - 200 миллионов долларов на пять
лет под девять процентов годовых. А уж область сама могла потом
определиться, куда их приладить, где они принесут больше пользы.
Оформление необычного для российской провинции займа длилось
несколько месяцев - потребовалось открытие новых счетов в самых
солидных банковских заведениях за границей, весьма сложное юридическое
оформление права региона на подобные операции, которое обычно
имеют только государства как субъекты международного права. Но
кто же там, за границей, не слышал о молодом губернаторе Немцове,
о его реформах?.. Под гарантию бюджета такой области, такой "третьей
столицы" западные банкиры решили заем выделить. Правда, он пришел
в октябре 1997-го, когда Немцов пребывал уже в Москве, а областью
управлял его преемник Иван Скляров.
Как это иной раз случается, деньги "разошлись" сами собой.
Около шестой их части было немедленно употреблено для покрытия
головокружительных долгов по зарплате перед бюджетниками. Почти
столько же потребило жилищно-коммунальное хозяйство. Интересно,
как эту часть долга руководители области думали потом возвращать
с процентами?
Далее - всем сестрам по серьгам: Горьковскому и Павловскому
автозаводам, авиазаводу "Сокол", фонду развития малого и среднего
бизнеса, навашинскому судостроительному заводу "Ока", хлебокомбинату
"Печерский". 15 процентов долга руководители отложили, вероятно,
на черный день, в Инкомбанк. И черный день настал - это было
17 августа 1998 года, когда упомянутый банк рухнул.
На Горьковском автозаводе сейчас популярны разговоры о необходимости
жесткой экономии на всех этапах производства. Разговоры, по сути,
правильные: легковые машины в том виде, в каком их изготовляют
в Нижнем Новгороде, перестали пользоваться спросом. Впервые в
истории завода в этом году останавливали конвейер по их сборке.
А представительский вариант "Волги" оказался слишком дорогим
и неказистым в сравнении с иномарками, так что его пришлось снять
с производства совсем. Авиазавод "Сокол" усиленно демонстрирует
где может свой новый самолет "Гжель", который должен был появиться
в результате инвестиций. Самолет небольшой, рассчитанный на перелеты
очень серьезных людей на не очень большие расстояния. Но пока
большая часть производств завода стоит, и к массовому выпуску
"Гжели", похоже, приступят нескоро...
Новой администрации области, которая приступила к делам во
второй половине 2001 года, после того как губернатором был избран
Геннадий Ходырев, досталось, мягко говоря, незавидное хозяйство.
В 2002 году полагалось вернуть заем с процентами, что приближалось
по сумме к двум областным бюджетам. Субзаемщики же не были готовы
отдать области взятые средства. А почти половина долга, ушедшая
в зарплаты, в бездонный жилкомхоз, отданная разорившемуся во
время дефолта банку, - это деньги, о которых можно больше не
вспоминать.
А еще в области, как и в большинстве российских регионов,
нищие медицина, образование, пассажирский транспорт, разбитые
городские дороги, и надо как-то выправлять дело. К примеру, за
годы, пока областью рулил Скляров, ее долг перед одной только
Горьковской железной дорогой, состоящий из невыплаченных компенсаций
за пригородные перевозки и льготы для пассажиров, превысил полтора
миллиарда рублей.
Регион лихорадит. Сбои в расчетах с энергетиками заставили
последних принять "меры", которыми они знамениты в последние
годы. Медленно угасали из-за копеечных дотаций пассажирский автотранспорт
и речной флот. За год в три раза подорожало для нижегородцев
техобслуживание жилья и почти в полтора - отопление (о его качестве
речь шла). На долгие недели задержался пуск тепла осенью в крупных
городах Дзержинске и Балахне. А нынешним летом нижегородцы не
получат в пятницы и выходные дни привычной половинной скидки
в цене билетов на электричку - область согласилась компенсировать
только 30-процентную льготу.
С долгами же она начала расплачиваться. В назначенный срок
- 10 апреля европейские кредиторы получили от региона первый
из обещанных платежей, составивший около миллиарда рублей. 700
миллионов из них областному бюджету опять пришлось брать в кредит
до осени в Сбербанке России. Уже не под девять процентов, как
в Европе в 1997 году, а под 13,5, но и это можно было считать
за удачу.
На днях на местном телеканале вновь появился бывший губернатор
Немцов. И напомнил, что, дескать, пышно и весело жила область
еще недавно (то есть при нем), а теперь вот - не то, город смотрится
плохо, непрезентабельно. И цитирую: "Регион потерял инвестиционную
привлекательность".
Да, господа, партии готовятся к выборам.
Николай МОРОХИН.
Нижний Новгород.
<$>
//Источник информации: Гудок //Дата источника: 30.04.2003

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку