-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр вампилов александр володин александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр чаянов александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен борис пастернак борис чичибабин бродский булат окуджава валентин серов валерий брюсов ваня якимов варлам шаламов василий шукшин вероника тушнова виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков георгий бурков георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский екатерина максимова елена образцова иван бунин иван ефремов иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский ирина одоевцева константин бальмонт константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонардо да винчи леонид коган леонид пастернак леонид филатов лермонтов марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт набоков николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай лесков николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам пастернак петр кончаловский пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский россия рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм уильям фолкнер фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлий харитон юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония ярослав смеляков

 -Рубрики

 -Цитатник

150 лет импрессионизма - (0)

150 ЛЕТ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЕЕ ОРСЕ: «Мы надеемся понять, насколько радикальными были эти художники»...

Изречения великих древнегреческих мудрецов - (0)

Многие умные люди нашего и более отдаленного времени считают, что древнегреческие философы&n...

Пьетро да Кортона - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК БАРОККО ПЬЕТРО ДА КОРТОНА / PIETRO DA CORTONA (1596-1669). РИМСКАЯ ШКОЛА, ЧА...

Жизнь кабинет-секретаря Екатерины II Адриана Грибовского - (0)

Адриан Моисеевич Грибовский (26 августа 1767, Лубны — 28 января 1834) — доверенное ...

Потрясающее искусство Александра Юркова - (0)

Флорийская мозаика Александра Юркова Автопортрет Закрыв подвал, зимой и летом, Цветаст...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 58955


Дельвиг Антон Антонович (1798—1831)

Воскресенье, 17 Августа 2014 г. 18:02 + в цитатник
  


Антон Антонович Дельвиг родился в Москве, в семье генерал-майора, происходившего из обедневшего рода прибалтийских немецких баронов. Семья была настолько обрусевшей, что Дельвиг даже не знал немецкого языка. 
Отец, Антон Антонович Дельвиг (17.6.1773 — 8.7.1828) — офицер, майор Астраханского полка, генерал-майор (1816). 
Мать — Любовь Матвеевна Красильникова (ум. 1859) была внучкой русского ученого-астронома.

В 1811 году Дельвиг поступил в Царскосельский лицей; учился он лениво, но рано начал писать стихи, и уже в 1814 они появились в печати, в «Вестнике Европы» («На взятие Парижа» — за подписью Русский).

Кончил курс с первым выпуском лицея, в 1817, и к выпуску написал стихотворение «Шесть лет», которое было напечатано, положено на музыку и неоднократно пелось лицеистами. Служил в департаменте горных и соляных дел, оттуда перешёл в канцелярию Министерства финансов; с 1821 по 1825 г. был помощником библиотекаря (И. А. Крылова) в Императорской публичной библиотеке. Затем до смерти своей служил в Министерстве внутренних дел.
 

Дельвиг Антон Антонович — русский поэт, литературный критик, журналист; друг и однокашник Пушкина. Конец 1810-х. Художник П. Л. Яковлев

Бедный Дельвиг

Вот бедный Дельвиг здесь живет,
   Не знаем суетою,
Бренчит на лире и поет
   С подругою-мечтою.

Пускай невежество гремит
   Над мудрою главою,
Пускай и эгоизм кричит
   С фортуною слепою,—

Один он с леностью живет,
   Блажен своей судьбою,
Век свой о радости поет
   И незнаком с тоскою.

O счастии не говорит,
   Но счастие с тобою
Живет — и будет вечно жить
   И с леностью святою!

Между 1814 и 1817



  Особое влияние Дельвиг уделял изучению русской литературы, по свидетельству директора лицея Энгельгардта, знал ее лучше всех своих товарищей. Именно к Дельвигу, зная о его "дружбе с Музой" обратился Энгельгардт с просьбой написать прощальную песнь для выпуска. Дельвиг просьбу исполнил, написал гимн Лицея (1817), который знали все, кому в разные годы довелось учиться в этом заведении:

Шесть лет промчалось как мечтанье, 
В объятьях сладкой тишины. 
И уж Отечества призванье 
Гремит нам: шествуйте, сыны! 
Простимся, братья! Руку в руку! 
Обнимемся в последний раз! 
Судьба на вечную разлуку, 
Быть может, здесь сроднила нас!


  Поэтическое наследие Антона Дельвига невелико. Он славился как автор лирических жанров (элегий, романсов, посланий), был мастером изысканной литературной формы (сонет, антологическое стихотворение). Подлинным новатором он явился в идиллии, традиционно связанной с античным образом счастливой Аркадии - страны пастухов и пастушек. В идиллиях Дельвига («Купальницы», «Изобретение ваяния» и др.) воссоздан этот гармоничный мир, где человеческие отношения естественны и чужды лицемерия и страстей.

К ДРУЗЬЯМ

Я редко пел, но весело, друзья!
Моя душа свободно разливалась.
О Царский сад, тебя ль забуду я?
Твоей красой волшебной оживлялась
Проказница фантазия моя,
И со струной струна перекликалась,
В согласный звон сливаясь под рукой,-
И вы, друзья, любили голос мой.

Вам песни в дар от сельского поэта!
Любите их за то хоть, что мои.
Бог весть куда умчитесь в шуме света
Все вы, друзья, все радости мои!
И, может быть, мечты моей Лилета
Там будет мне мучением любви;
А дар певца, лишь вам в пустыне милый,
Как василек, не доцветет унылый.

Май 1817


Стихи Дельвиг печатал в «Росском музеуме» (1815), «Новостях литературы», «Благонамеренном», «Соревнователе просвещения» и альманахах 1820-х.

  В 1825 Дельвиг женился на Софье Михайловне Салтыковой, и их дом стал одним из литературных салонов Петербурга. На литературные вечера, на которые собирались друзья поэта: Пушкин, Жуковский, Баратынский, Плетнев, Языков. 
В это же время он начал издательскую деятельность: в 1825—1830 вместе с  Сомовым он выпустил 7 книжек альманаха «Северные цветы», альманах «Подснежник» на 1829, а с 1830 предпринял издание «Литературной газеты», которое продолжалось после его смерти.

«Ленивый баловень» и в школе, и в служебной деятельности, Дельвиг столь же беспечно относился и к своей музе. Писал он очень мало. Лени, вероятно, немало способствовала и тучная фигура поэта.

Тем не менее, он не был свободен от увлечений; предметом одного из них была Пономарёва, которой он посвятил несколько стихотворений. Поэзия Дельвига развивалась по двум направлениям. С одной стороны, он стремился быть эллином и в подражание древним писал антологические стихотворения, идиллии во вкусе Феокрита; с другой — он увлекался русской народной поэзией и подражал народной лирической песне, иногда не без успеха. И тут, и там, однако, у него звучат немецкое сентиментальное добродушие и немецкая же меланхолическая задумчивость, присоединяющая его к школе романтиков. Стихи Дельвига гладкие и старательные.



Уже при жизни поэта его стихи перелагались на музыку Даргомыжским, Варламовым, Глинкой, Алябьевым. Пожалуй, самым известным его произведением стал романс «Соловей», положенный на музыку А. Алябьевым и дополненный вариациями М. Глинки; романс живет уже около двух столетий и среди его исполнительниц самые выдающиеся певицы.

А. С. ПУШКИНУ

  (Из Малороссии)

А я ужель забыт тобою,
Мой брат по музе, мой Орест?
Или нельзя снестись мечтою
До тех обетованных мест,
Где я зовуся чернобривым,
Где девы, климатом счастливым
Воспитанные в простоте,
(Посмейся мне!) не уступают
Столичным дамам в красоте,
Где взоры их мне обещают
Одну веселую любовь,
Где для того лишь изменяют,
Чтобы пленить собою вновь?—
Как их винить?— Сама природа
Их баловница на полях;
Беспечных мотыльков свобода,
Разнообразие в цветах
И прелесть голубого свода,
В спокойных влитого водах,
Лежащих в шумных камышах,
И яблонь тихая прохлада,
И лунных таинство ночей,
Когда любовник в мраке сада
Ждет умирание огней,
Когда душа его томится
И ожиданьем и тоской,
И даже ветерка страшится
И свиста иволги лесной —
Всё манит здесь к изменам, к неге,
Всё здесь твердит: "Чета любви!
Любовь летит — лови, лови!"

Но в тряской, скачущей телеге,
Мой друг, приятно ли мечтать?
И только мысль: тебя обнять,
С тобой делить вино, мечтанья
И о былом воспоминанья —
Меня в ней может утешать.

1817
Известны слова Пушкина на смерть Дельвига: 
«Грустно, тоска. Вот первая смерть мною оплаканная… никто на свете не был мне ближе Дельвига», — писал Пушкин Плетневу, получив в Москве известие о смерти своего друга;
«Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть». (Пушкин — Е. М. Хитрово. 21 января 1831); 
«<его> жизнь была богата не романическими приключениями, но прекрасными чувствами, светлым чистым разумом и надеждами» (Пушкин — из письма П. Плетневу 31 января 1831 г.). Пушкин же отмечал творчество Дельвига: 
«Идиллии Дельвига…, — писал Пушкин, — удивительны. Какую должно иметь силу воображения, дабы из России так переселиться в Грецию, из 19 столетия в золотой век, и необыкновенное чутье изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы, эту роскошь, эту негу греческую, эту прелесть более отрицательную, чем положительную, не допускающую ничего запутанного, темного или глубокого, лишнего, неестественного в описаниях, напряженного в чувствах…» .

Дельвиг и Пушкин - Картинка 13668/17



Элегия

Когда, душа, просилась ты
   Погибнуть иль любить,
Когда желанья и мечты
   К тебе теснились жить,
Когда еще я не пил слез
   Из чаши бытия,-
Зачем тогда, в венке из роз,
   К теням не отбыл я!

Зачем вы начертались так
   На памяти моей,
Единый молодости знак,
   Вы, песни прошлых дней!
Я горько долы и леса
   И милый взгляд забыл,-
Зачем же ваши голоса
   Мне слух мой сохранил!

Не возвратите счастья мне,
   Хоть дышит в вас оно!
С ним в промелькнувшей старине
   Простился я давно.
Не нарушайте ж, я молю,
   Вы сна души моей
И слова страшного "люблю"
   Не повторяйте ей!

<1821 или 1822>

Антон Антонович Дельвиг



  Голос сорвался на самой высокой ноте. Ответом скорбному пению была лишь пронзительная тишина. Спустя несколько месяцев после смерти Дельвига, баронесса София Михайловна Дельвиг вышла замуж за брата поэта Баратынского - Сергея Абрамовича. Он и был тем поклонником, которого застал в своем доме в поздний час барон Дельвиг. Всю свою жизнь София Михайловна не могла сдержать слез, слыша первые такты "Соловья". В доме Баратынских этот романс никогда не исполнялся. София Михайловна считала, что незачем призрак прошлой жизни смешивать с настоящей. Возможно, она была права....

"Дельвиг - поэт-сибарит, который нежился всяким звуком своей почти эллинской лиры и, не выпивая всего напитка поэзии, глотал его по капле, как знаток вин, присматриваясь к цвету и обоняя самый запах", - писал о нем Гоголь.

Рубрики:  Поэты и поэзия/Поэты XIX века
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

Аноним   обратиться по имени Понедельник, 18 Августа 2014 г. 02:59 (ссылка)
Такой простой и трогательный. Доизменялся...первый всегда страдает тот, кто вредит.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 18 Августа 2014 г. 22:15ссылка
Дельвиг - искренний, не зря его Пушкин ценил как самого близкого друга, а жена его имела поклонников... Мне он очень симпатичен
elinor_051   обратиться по имени Среда, 20 Августа 2014 г. 02:43 (ссылка)
Сейчас читала его стихи и думала - а если бы он не был однокашником Пушкина, знали ли мы бы о нем или имя его кануло в Лету как многие другие? Стихотворения его простые и безыскусные, но им далеко до пушкинских.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 21 Августа 2014 г. 19:21ссылка
В этом и состоит печальная судьба поэтов времени Пушкина, что их с ним сравнивали. Пушкин - необъяснимо божественное явление в нашей поэзии и он не сравним ни с кем! Дельвиг мало жил, мало писал, но стихи хорошие
Svetlana-k   обратиться по имени Пятница, 22 Августа 2014 г. 17:08 (ссылка)
Один "Соловей" обессмертил имя Дельвига!
Отличный пост.
Спасибо, Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Августа 2014 г. 22:42ссылка
Здравствуй, Светочка! Мне Дельвиг очень симпатичен! Хорошего тебе отдыха!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку