ВОССТАНОВЛЕНИЕ СТОЛИКА |
ВОССТАНОВЛЕНИЕ СТОЛИКА. Часть 1.
Части этого столика – фанерованное основание и четыре резные дубовые ножки - попали ко мне на восстановление более трёх лет назад: жена случайно подобрала их около старой ненужной мебели на улице. Её внимание привлекли эти «останки», т. к. они свидетельствовали, что изготовлены давным-давно - в довоенные времена прошлого века. К тому же она знала мои способности по реставрации старых деревянных изделий.
Состояние их подтверждало, что они прошли через два или три ремонта, причём люди, занимавшиеся восстановлением столика, практически не имели опыта работы с деревом. Всё это было покрыто толстым (с подтёками) слоем почти черного от времени лака.
Основание. Дубовая фанеровка на углах основания столика была изуродована и частично отсутствовала, вероятно, при отделении резных накладок. Из восьми штук была лишь одна накладка с простейшими резными украшениями и закреплена очень длинным тонким гвоздём.
Ножки. Дубовые резные крепились к основанию, входя верхней частью (в виде штифта) в круглые отверстия. Для увеличения надёжности крепления штифты проходили через отверстия толстых дубовых пластин, приклеенных снизу к основанию. Это гарантировало от болтания ножек при износе отверстий в мягкой древесине основания. Внизу ножки ранее были соединены связками в виде косого креста (из-за разной длины боковых и фронтальных частей), т. к. в каждой оставался лишь один длинный шуруп. Как выглядели эти связки сказать было трудно, подобной мебели сейчас нет в магазинах. Ясно было лишь одно – их было не две, а четыре штуки (иначе были бы массивными) и они соединялись каким-то элементом в центре между ножками.
Столешница. Отсутствовала.
Начальными работами, как обычно, являются зачистка всех поверхностей - удаление старой покраски вместе с верхним слоем древесины и клея и склеивание расколотых частей. После этого определил правильную принадлежность ножек и отверстий, отыскав метки изготовителя столика. Проводившие ремонты до меня их перепутали, не задумываясь о такой особенности.
Столешницу решили сделать из деревянной спинки (вероятно, кровати), одна сторона которой была фанерована шпоном карельской берёзы. По её периметру просилась окантовка рейкой (дубовой или буковой) с резными элементами. Такое решение оказалось очень удачным. Для окантовки купил резную буковую рейку.
Широких тонких дощечек с резными элементами в магазинах не обнаружил, а делать их вручную было не из чего. Да и удобства квартиры очень ограничивали такую возможность. Поэтому для угловых накладок основания купил буковую рейку с перевивающимися круглыми элементами, нарезал из неё палочки по высоте основания и приклеил на углах, предварительно зафиксировав очень тонкими (диаметр 0,3мм) гвоздиками без шляпок.
Очень долго не мог выбрать конструкцию связки ножек. Рассматривал альбомы, старые стулья с резными спинками и ножками, внимательно смотрел фильмы про старину. Выкристаллизовалась конструкция с центральным цилиндром (диаметром 75-85мм), украшенным резными элементами. В дальнейшем цилиндр модифицировался в шар. Для реализации этой конструкции удалось купить буковый шар и две буковые балясины в фирме, продающей лестницы.
Для осуществления этого замысла нарисовал СХЕМУ КОСОГО КРЕСТА с шаром в центре, используя расстояния между отверстиями для ножек в основании столика. Разметил отверстия на шаре, тщательно сверяя со схемой. Сверлил, стараясь выполнить их расположение в одной плоскости. Для этого начал с малых (4 мм) диаметров сверла, чтобы при последующем рассверливании можно было исправить возникшую ошибку. Подготовленные отверстия имели диаметр 14 мм и глубину 25 мм. После этого приступил к сопряжению связок с шаром, вырезая штифты. При точной подгонке штифта использовал драчёвый напильник.
Затем в соответствии со схемой укорачивал связки и вырезал на них части для сопряжения с ножками столика. Эта операция называется сопряжением двух цилиндров под прямым углом. Засверлил в них отверстия под шурупы крепления ножек.
После завершения этих работ сделал предварительную сборку-примерку, которая подтвердила правильность сопряжения деталей. Стол устойчиво стоял на ровной поверхности на всех четырёх ножках.
Начал завершающие операции: сборка столика с постановкой на клей ПВА; подгонка цвета новых буковых частей столика под цвет ножек с помощью коричневой морилки и покраска бесцветным лаком в несколько слоёв.
При установке ножек в изношенные отверстия использовал полоски из холста, наклеивая их на штифт с охватом его вершины, чтобы холст не съехал. Контролировал нахождение отверстий в ножках для крепления к связкам на одной диагональной линии. После установки трёх ножек поставил собранную связку, ввернув шурупы не до конца. После проверки правильности сборки поставил последнюю четвёртую ножку и затянул все шурупы до упора.
Особенностью правильной подгонки цвета является достижение требуемого оттенка за счёт нанесения нескольких слоёв морилки. При этом обеспечивается равномерное окрашивание без образования пятен разной интенсивности цвета. Оттенок следует смотреть при непросохшей ещё морилке (на мокром слое). На фото представлен столик со снятой столешницей.
Особенность покраски лаком – нанесение тонкого слоя с последующей сушкой. Каждый высушенный слой слегка зашлифовывается шкуркой от шероховатостей перед нанесением последующего слоя лака.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |