-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107797
Комментариев: 6801
Написано: 116267


13 июня родились...

Четверг, 13 Июня 2013 г. 06:28 + в цитатник
Sabine (453x700, 67Kb)
1868
Уоллес Клемент Сэбин (Wallace Clement Sabine)
американский физик, основатель архитектурной акустики. Закончил Университет штата Огайо в 1886 году в возрасте 18 лет. После этого поступил в Гарвардский университет, где после окончания продолжил работать преподавателем. Сэбин был акустическим архитектором Симфонического зала в Бостоне, одного из лучших концертных залов в мире по части акустики. Сэбин — пионер современной архитектурной акустики. В 1895 году проводилось акустическое улучшение Лекционного зала, части недавно построенного «Fogg Museum». Руководящий персонал физического факультета в Гарварде считал это невозможной задачей. На эту работу был назначен молодой преподаватель физики, Сэбин. Сэбин занялся проблемой, пытаясь определить то, что отличало Лекционный зал от другого, акустически приемлемого. В частности, акустические условия Театра Сандерса считались превосходными. В течение следующих нескольких лет Сэбин и группа помощников проводили исследования акустики в этих залах. Используя трубу органа и секундомер, Сэбин провел тысячи точных (для того времени) измерений времени, требуемого для затухания звуков разных частот в присутствии различных материалов. Он измерил время реверберации зала с несколькими видами ковровых покрытий, и с разным числом людей, занимающим места в зале. Он определил, что тело среднего человека уменьшает время реверберации так же, как и шесть мягких кресел. Эти измерения проводились, как правило, по ночам, чтобы не мешать деятельности обоих залов. Сэбин экспериментально установил, что существует зависимость между акустическими условиями, размерами зала, а также типом и площадью звукопоглощающих поверхностей. Он сформулировал понятие времени реверберации, которое до сих пор является самой важной характеристикой помещения.
Формула Сэбина:
ecc5284ab00f843d28e533d2273f563a (104x41, 0Kb)
где V — это объём помещения, A — общее звукопоглощение,
41dee1b87fc476c87d23150906063d1d (186x18, 0Kb)
ааааааа (15x12, 0Kb) — коэффициент звукопоглощения (зависит от материала, его дисперсных, или фрикционных характеристик),
ссссссссссс (16x17, 0Kb)— площадь поверхности.
Исследуя различные залы с акустической точки зрения, Сэбин установил, что у хороших концертных залов время реверберации составляет 2-2.25 секунд (звук в зале с меньшим временем реверберации кажется слушателю слишком «сухим»), в то время как у хороших лекционных залов время реверберации немного меньше 1 секунды. Что касается Лекционного зала Fogg Museum, он отметил, что произносимое слово оставалось слышимым в течение приблизительно 5.5 секунд. За это время, лектор успевал сказать еще 12-15 слов. Слушателю было очень трудно разобраться в таком нагромождении слов, поэтому речь там звучала невнятно и неразборчиво. Используя результаты своих исследований, Сэбин расположил звукопоглощающие материалы по всему Лекционному залу, чтобы уменьшить его время реверберации и уменьшить «эффект эха». Выполнение этой работы укрепило авторитет Уоллеса Сэбина, как акустического архитектора. Это привело к его найму в качестве акустического консультанта для Симфонического Зала Бостона, первого концертного зала, который был разработан, используя теорию архитектурной акустики. Его акустический проект завершился большим успехом, и Симфонический зал вообще считают одним из лучших залов в мире. Кроме того, единицу поглощения энергии диффузного звукового поля, Сэбин, назвали в его честь. Умер 10 января 1919 года.

edepoldini (456x700, 148Kb)
1869
Эде Польдини (Ede Poldini)
венгерский композитор конца романтического / раннего современного периода. Известный в Венгрии для написания многих опер, он стал всемирно известным, когда Фриц Крейслер переложил его «La poupée valsante 'для скрипки. Польдини учился у Томка в Будапеште и у Евсевия Мандычевского в Вене. В 1908 году он поселился в Швейцарии, написал две из его наиболее известных опер: «Бродяга и принцесса» (немецкое название - Vagabund und Prinzessin; 1903) и «Свадьба на масленницу» (немецкое название - Hochzeit im Fasching; 1924). Умер 28 июня 1957 года.

 (523x698, 89Kb)
1870
Жюль Жан Батист Венсан Борде (Jules Jean Baptiste Vincent Bordet)
бельгийский бактериолог и иммунолог, удостоенный в 1919 Нобелевской премии по физиологии и медицине за работы в области иммунологии. Родился в Суаньи (Бельгия). Окончил Брюссельский университет, где в 1892 получил степень доктора медицины. В 1894–1901 работал в лаборатории И.И.Мечникова в Пастеровском институте в Париже, в 1901 организовал Пастеровский институт в Брюсселе, директором которого оставался до 1940. В 1907–1935 преподавал бактериологию в Брюссельском университете. Основные научные работы Борде посвящены иммунологии. Он первым доказал, что в основе иммунных реакций лежат физико-химические процессы. Совместно с О.Жангу описал реакцию связывания комплемента – иммунных белков, присутствующих в сыворотке крови человека и животных и обусловливающих бактерицидное действие крови. Фиксация комплемента стала прообразом реакции Вассермана, использующейся сегодня для выявления сифилиса. Борде обнаружил два типа сывороток, обладающих противомикробным действием: содержащих комплемент, который присутствует в сыворотке до иммунизации, и содержащих антитела, которые образуются в результате вакцинации. В 1906 выделил бациллу – возбудителя коклюша; в 1921 установил природу основных иммунных реакций – агглютинации и преципитации. Умер в Брюсселе 6 апреля 1961 года.

1871
Эрнст Штейниц
немецкий математик. Основные труды по алгебраической теории чисел, алгебре и геометрии (теорема Штейница о многогранниках, 1917).

1872
Альбер Деманжон (Demangeon)
французский географ. Родился в Гайоне, департамент Эр. Представитель французской школы "географии человека". Профессор Парижского (с 1911) и Лильского (1905-1911) университетов. Один из редакторов "Географической летописи"; заведующий секцией географии в издательстве А.Колен в Париже. Основные труды посвящены общим вопросам географии, сельского расселения, экономической географии Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. Умер в Париже 25 июля 1940 года. Сочинения: La plaine Picarde, Р., 1905; Le déclinde l'Europe, Р., 1920; L'Empire Britannique, P., 1923; Les îles Britanniques, P., 1927 (Géographie universeille, publiée sous la direction de P. Vidal de la Blache et L. Gallois, t. 1); Belgique, Pays-Bas, Luxembourg, P., 1927 (та же серия, t. 2); La France économique et humaine, t. 1—2. P., 1946—1948 (та же серия, t. 6); Le Rhin. Problémes d'histoire et d'économie, P., 1935.

1874
Леопольдо Лугонес Аргуэльо (Lugones Arguello)
аргентинский поэт и публицист. Родился в Рио-Секо, провинция Кордова. В раннем сборнике стихотворений "Золотые горы" (1897) звучат мотивы социального протеста, сочетающиеся с анархическим индивидуализмом. Для сборников стихотворений "Сумерки в саду" (1905) и "Сентиментальный лунарий" (1909) характерна сложная система изысканных метафор. Любовью к родной стране и ее природе пронизаны стихотворения сборников "Оды веку" (1910), "Книга пейзажей" (1917), "Стихи родового поместья" (1928); близки по духу народному творчеству лирические стихи сборников "Романсеро" (1924) и "Романсы Рио-Секо" (1938). Используя формы народной и классической испанской и аргентинской поэзии, разрабатывал новые ритмы и метры, создавал оригинальную строфику. В творчестве поэта переплелись декадентские тенденции с патриотическими мотивами, с поисками национальной формы. Оказал влияние на развитие поэзии Латинской Америки. Автор биографии Д.Ф.Сармьенто — "История Сармьенто" (1911) и других прозаических произведений. Умер в Буэнос-Айресе 19 февраля 1938 года. Сочинения: Antologia poética, 5 ed., В.Aircs, (1946); Obras poéticas completas, (2 ed.), Madrid, 1952. Литература: Henríquez Urena М., Breve historia del modernismo, В.Aires, (1954); Magis С.H., La poesía de L. Lugones, Mex., [1960]; Borges J. L., Leopoldo Lugones, В.Aires, (1965); Irazusta J., Genio у figura de L.Lugones, В.Aires, (1969).

 (424x699, 63Kb)
1874
Александр Александрович Скочинский
советский учёный в области горного дела, академик Академии Наук СССР (1935), Герой Социалистического Труда (1954). После окончания Санкт-Петербургского горного института (1900) работал там же, в 1906-1930 профессор этого института (в 1917-1920 преподавал в Донском политехническом институте); в 1930-1960 профессор Московского горного института. В 1921-1930 председатель научно-технического совета Главного управления горной промышленностью ВСНХ. С 1935 председатель группы горного дела Отделения технических наук; в 1938-1960 директор института горного дела Академии Наук СССР. В 1944-1951 председатель Президиума Западно-Сибирского филиала Академии Наук СССР. Основные труды посвящены проблемам рудничной аэрологии и связаны с вопросами безопасности и создания условий производственного комфорта при подземной разработке полезных ископаемых. Скочинским создана теория движения воздуха в горных выработках, теория противопылевых аэродинамических режимов, разработаны методы исследования пористости и других свойств угольных месторождений; определена метаноносность углей. Выдвинул проблемы управления газовыделением в шахтах, проветривания карьеров, рудничной термодинамики. Активно участвовал в организации горно-спасательной службы, в проектировании угольных шахт Донбасса, работ по борьбе с силикозом. Скочинский консультировал ведение горных работ на предприятиях Донбасса, Урала, Кузбасса, Казахстана, а также при строительстве Московского метрополитена. Лауреат Сталинских премий (1950, 1951). Награжден 5 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени и медалями. Скончался 6 октября 1960 года.

1874
Марко Черемшина (настоящее имя - Иван Юрьевич Семанюк)
украинский писатель. Окончил юридический факультет Венского университета (1901); доктор юридических наук (1906). В 1912 г. открыл адвокатскую контору в Снятине и снискал себе славу «мужицкого адвоката»; вел среди местного населения большую культурно-просветительскую работу. Первый рассказ – «Кормчий» (1896) – посвящен жизни и труду плотогонов на реке Черемош. Цикл лирических стихов в прозе «Листки» (1898) в известной мере отразил влияние эстетики модернизма. В дальнейшем (во многом под воздействием И.Я.Франко) он решительно стал на путь критического реализма – цикл новелл из жизни гуцульской крестьянской бедноты (сборник «Карбы», 1901). Жизни народа в годы 1-й мировой войны 1914-1918 гг. посвящен цикл антимилитаристских новелл, составивших сборник «Село погибает» (1925). Созданные в последние годы жизни его новеллы о бедственном положении народных масс в буржуазной Польше публиковались в украинской периодике и в 1929 г. были изданы посмертно в Киеве (сборник «Верховина»). Его творчество высоко ценили Франко, О.Маковей, О.Кобылянская, Леся Украинка.

1875
Пауль Нейман
австрийский спортсмен, олимпийский чемпион 1896 года в плавании на 500 вольным стилем.

1876
Стьюдент (псевдоним; настоящее имя - Уильяма Сили Госсетa)
Английский математик и статистик. Один из основоположников теории статистических оценок к проверки гипотез. Установил статистическое правило проверки гипотез (критерий Стьюдента), распределение отношения двух независимых случайных величин (распределение Стьюдента).

1877
Елена Маврикиевна Грановская
актриса, народная артистка РСФСР. Родилась в Твери (ныне Калинин). Окончила Санкт-Петербургскую немецкую школу с дипломом гувернантки. Участвовала в любительских спектаклях. С 1897 года - на профессиональной сцене.Дебютировала ролью Машеньки ("На всякого мудреца довольно простоты") в Санкт-Петербургском Озерковском театре. В 1899-1902 гг. - играла в Панаевском театре (Петербург);

1878
Мартин Бубер
еврейский философ, идеолог сионизма.

1878
Николай Николаевич Славянов
советский гидрогеолог, член-корреспондент Академии Наук СССР (1946). Родился в местечке Боткинский завод, ныне Удмуртской АР. Сын Н.Г.Славянова. По окончании Горного института в Санкт-Петербурге (1908) работал в Геологическом комитете (до 1933), затем в институте геологических наук Академии Наук СССР (1933—1946). В 1947—1956 директор Лаборатории гидрогеологических проблем Академии Наук СССР имени Ф.П.Саваренского. Профессор ряда высших учебных заведений Москвы, Ленинграда и Хабаровска. Основные труды посвящены изучению минеральных вод СССР, их составу и классификации. Исследовал минеральные источники Кавказа, Алтая, Тянь-Шаня и др. Именем Славянова назван источник в Железноводске. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умер в Москве 16 октября 1958 года. Литература: Гордеев Д.И., Николай Николаевич Славянов. Жизнь и деятельность, Москва, 1962 (Труды Лаборатории гидрогеологических проблем Академии Наук СССР, том 43).

1878
Станислав Теофилович Шацкий
российский педагог, член коллегии Наркомпроса РСФСР (1929-1934). В 1903 г. окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета. Педагогическую деятельность начал в 1905 г. с организации первых в России клубов для детей рабочих (на одной из окраин Москвы). В 1911 г. вместе с женой В.Н.Шацкой организовал на общественные средства летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь" для участников детских клубов. После революции 1917 г. возглавил Первую опытную станцию по народному образованию Наркомпроса РСФСР (1919-1932), имевшую сельское отделение в Калужской области, куда вошла школа-колония "Бодрая жизнь", и городское - в Москве. Станция была комплексом научно-исследовательских педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культурно-просветительских для взрослых. В 1932-1934 гг. руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР и одновременно был директором Московской консерватории.

1879
Роберт Вуд
американский бизнесмен, один из создателей и президент торговой сети "Монтгомери Уард".

1879
Мария Гай (Gay)
испанская певица (меццо-сопрано). Крупнейшая представительница испанского вокального искусства. В 16 лет была арестована за пение на улицах революционных антимонархических песен и заключена в тюрьму. После освобождения стала обучаться пению у А.Адини в Париже. Впервые выступила на оперной сцене в театре "Дела Монне" в Брюсселе в 1902. С 1906 Гай гастролировала в театрах Лондона (в том числе в "Ковент-Гардене"), Флоренции, Милана (театр "Ла Скала"), Буэнос-Айреса (Театр "Колон"), Санкт-Петербурга и других городов. С 1908 Г. жила в США. Была солисткой оперных тевтров в Бостоне, Чикаго, Нью-Йорке ("Метрополитен-опера", до 1927), одновременно гастролировала во многих городах (в том числе в Москве в 1925). Исполняла лирические и драматические партии: Кармен; Амнерис, Азучена, Квикли ("Аида", "Трубадур", "Фальстаф" Верди), Шарлотта ("Вертер" Массне), Далила ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Луиза ("Луиза" Шарпантье), Ортруда, Брангена ("Лоэнгрин", "Тристан и Изольда" Вагнера), Сантуцца и Лола ("Сельская честь" Масканьи) и др. Исполняла также главные партии в операх испанских композиторов (Мореро, Лапарраса и др.). Оставив сцену в 1927, жила в Нью-Йорке, руководила школой пения. Умерла 29 июля 1943 года. Литература: Lauri-Volpi G., Voci parallele, Mil., 1955.

1880
Николай Иванович Сус
российский учёный, специалист в области агролесомелиорации, заслуженный деятель науки РСФСР (1947), почётный член Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (с 1956). Родился в селе Огиевцы, ныне Волынской области. Окончил Лесной институт в Санкт-Петербурге (1907), с 1920 г. - профессор Саратовского университета, с 1924 г. - Саратовского сельскохозяйственного института; одновременно (1931-1938) работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте агролесомелиорации. Основные труды посвящены вопросам укрепления оврагов и облесения песков, полезащитного лесоразведения. Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Умер в Саратове 26 августа 1967 года. Сочинения: Агролесомелиоративное дело. Справочник, Москва— Ленинград, 1933; Защитное лесоразведение, Москва— Ленинград, 1948; Эрозия почвы и борьба с нею (Лесомелиоративные мероприятия), Москва, 1949; Агролесомелиорация, под редакцией профессора Н.И.Суса, Москва, 1956. Литература: Почетный член Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина Н.И.Сус, "Лесное хозяйство", 1956, № 8.

1881
Митрофан Иванович Днепров
русский певец (баритон), заслуженный артист РСФСР (1947). С 1907 г. выступал в различных опереточных антрепризах. В 1939-1951 гг. артист Московского театра оперетты.

1881
Отакар Шпаниель
чешский скульптор, медальер. Заслуженный художник (1954). Учился в Академии художеств в Вене (1899-1901), в Академии художеств в Праге (1902-1904) и в Париже (1904-1912) у А.Шарпантье. С 1917 г. – профессор Художественно-промышленной школы в Праге, с 1919 г. руководил медальерской мастерской при Академии художеств в Праге. Создал множество бронзовых медалей и плакеток. Автор ряда моделей чехословацких монет. Работал также как монументалист.

 (463x698, 100Kb)
1884
Этьен Анри Жильсон (Gilson)
французский религиозный философ, сторонник томизма, историк средне-вековой философии. Родился в Париже. В 1919-1920 гг. читал лекции по философии в Страсбурге, в 1920-1932 гг. - в Париже. В 1929 г. основал Институт средневековых исследований в Торонто (Канада). С 1946 г. - член Французской академии. Читал курсы лекций во многих странах; основатель и издатель журнала "Еtudеs Dе Рhilоsорhiс Mеdiеvаlе" (с 1922). Основной задачей философии считал возрождение средневековой схоластической системы Фомы Аквинского как "вечной философии", решающей проблемы бытия. Новую философию, начиная с эпохи Возрождения, рассматривает как непрерывную цепь заблуждений. Тайна томизма, по Жильсону, заключается в достижении гармонии между философией и верой; истины науки, философии и богословия на разных уровнях повествуют об одном и том же. Однако, поскольку он, согласно томистской доктрине, ограничивал рациональное познание сферой внешнего опыта, а постижение абсолютной истины отводил религиозному откровению, в конечном итоге утверждался примат веры над разумом. Он стремился восстановить мир средневековой мысли (книги о Бонавентуре, Бернаре Клервоском, Дунсе Скоте и других мыслителях, особенно же "Дух средневековой философии", 1932). Сочинения: Le Thomisme, P., 1942; Théologie et histoire de la spiritualité, P., [1943]; Saint Thomas d'Aciuin, P., 1925; La philosophie au moyen âge, 2 éd., P., 1944; Existentialisme chrétien, P., [1948]; L'être et l'essence, P., 1948; Christianisme et philosophie, P., 1949; Peinture et réalité..., P., 1958: Introduction à la philosophie chrétienne. P., 1960; La philosophie et la théologie, P., 1960; La société de masse et sa culture, P., 1967; Linguisti-que et philosophie, P., 1969. Литература: Кузнецов В.Н., Французская буржуазная философия XX века, Москва, 1970, с. 202-211; Maritain J. [а. о.], Е. Gilson, philosophe de la chrétienité, [P., 1949]; Mélanges offerts à Etienne Gilson, [P. — Toronto, 1959].

1884
Леон Хвистек
польский математик и логик. Работал в Кракове, Львове, Москве. Основные труды относятся к обоснованиям математики и математической логике, а также философии науки (в частности, к философии математики). В его работах получили дальнейшее развитие идеи А.Уайтхеда и Б.Рассела.

1885
Юлдаш Ахунбабаев
советский государственный деятель. Член КПСС с 1921. Родился в семье бедного дехканина; учился в мектебе (начальной школе); с юных лет был батраком. В 1920-1921 председатель Маргиланского союза бедноты. В 1921-1925 председатель Маргиланского союза Кошчи (союз бедноты и батраков). Активный участник борьбы с басмачеством. В 1925-1938 председатель ЦИК Советов Узбекской ССР, в 1938-1943 председатель Президиума Верховноог Совета Узбекской ССР, заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР. Награжден орденом Ленина и 2 другими орденами. Скончался 28 февраля 1943 года.

1886
Андрей Сергеевич Лавров
советский государственный деятель. Член Коммунистической партии с 1905. Родился в селе Старосеславино, ныне Мичуринского района Тамбовской области. Из мещан. С 1899 рабочий в Москве, с 1902 — на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге, в 1906—1916 работал в Тамбовской губернии, Сибири. В ноябре 1917 председатель ВРК в Козлове (ныне Мичуринск); в 1918—1921 председатель Козловского уисполкома, заместитель председателя Тамбовской губчека, председатель Тамбовского губисполкома, активный участник ликвидации антоновщины. В 1922—1929 председатель Новосибирского, Рязанского губисполкомов, Армавирского окрисполкома. В 1929—1931 заместитель наркома социального обеспечения РСФСР. В 1931—1935 на ответственной хозяйственной и советской работе на Дальнем Востоке, Украине, Северном Кавказе. С 1935 в аппарате ВЦИК. Был член ВЦИК и ЦИК СССР. Умер в Москве 17 декабря 1936 года. Литература: За власть Советов, Тамбов, 1957.

1887
Бруно Франк (Frank)
немецкий писатель. Родился в Штутгарте. Изучал право и философию в Страсбургском и Гейдельбергском университетах. С 1933 г. – в эмиграции (Австрия, Великобритания, США). Начав как поэт-лирик (сборник «Точило», 1920), позднее обратился к прозе и драматургии общественно-политической направленности: рассказы «Дни короля» (1924), драма «Двенадцать тысяч» (1927), роман «Тренк» (1926), воссоздающие колоритную картину Германии и Австрии ХIХ в. В «Политической новелле» (1928) выразилось его предвидение опасности фашизма. В романе «Сервантес» (1934) показал трагедию великого гуманиста в условиях кровавого абсолютизма. Автор антифашистских романов «Заграничный паспорт» (1937), «Дочь» (1943). Умер в Беверли-Хилс (штат Калифорния, США) 20 июня 1945 года. Сочинения: Ausgewahitc Werke, (Vorwort Т. Mann), Hamb., 1957; в русском переводе – Сервантес, Москва, 1960. Литература: Этингин Б., "Сервантес" Б.Франка, "Красная новь", 1937, № 6.

1887
Хорхе "Гео" Чавез
перуанский авиатор. Его отец - перуанец, мать - чилийка, родился он в Париже, во Франции же получил инженерное образование. Когда в 1909 году Луи Блерио преодолел Ла-Манш, увлекся авиацией и в начале следующего года получил лицензию пилота. Знания, талант и влюбленность в небо быстро позволили ему стать одним из лучших пилотов. 8 сентября 1910 года он установил мировой рекорд, достигнув высоты 2680 метров, а спустя две недели первым преодолел на самолете Альпы. Этот полет закончился трагически, когда на самом финише его самолет неожиданно рухнул на землю. Не приходя в сознание, Чавез скончался спустя четыре дня он многочисленных повреждений. Ныне его имя носит международный аэропорт в Лиме.

1888
Марк Пеншерль
французский музыковед. Почетный председатель Французского общества музыкознания.

 (644x699, 114Kb)
1888
Фернанду Песоа (Fernando Pessoa)
португальский поэт. Родился в Лисабоне. В 1905 г. поступил на филологический факультет Лиссабонского университета; не закончив его, занялся журналистикой и литературой. В 1915 г. возглавил группу поэтов-модернистов "Орфей". При его жизни появился лишь один сборник его стихов — "Послание" (1933). Посмертно опубликованы сборники "Стихи Алвару ди Кампуш" (1944), "Стихи Алберту Каэйру" (1946), "Оды Рикарду Рейша" (1946) и др. Поэтическое мастерство, умение передать тончайшие оттенки мысли и чувства сделали его одним из самых значительных португальских поэтов. Имя Фернандо Пессоа навсегда вписано в анналы мировой литературы. Днем Пессоа зарабатывал себе на жизнь как переводчик. Ночью он писал стихи – но не совсем «свои» стихи. Он писал стихи в духе, стиле и манере множества фиктивных поэтов, именуемых «гетеронимами». В попытке «оживить» современную национальную литературу, испытывавшую с его точки зрения «застой», Пессоа печатался под несколькими именами и даже публиковал отрицательные рецензии на одних гетеронимов от имени других своих же гетеронимов. Каждый из этих фиктивных авторов был не просто псевдонимом, но целым персонажем со своей жизнью, страстями, стилем и литературным направлением. Некоторые из гетеронимов даже ненавидели других. Все это было так странно, что Пессоа мог бы считаться чудным сумасшедшим, мог бы, если бы не одно «но»: произведения каждого индивидуального гетеронима представляли собой интереснейшие и ясные улицы мысли, техники и художественного мастерства. Любой из этих поэтических «наборов» уже был бы, по меньшей мере, значительным достижением, и завоевал бы Пессоа достойное место среди писателей, а в совокупности все эти творения снискали Пессоа неувядающую славу и интерес читателей на века.
 (523x698, 126Kb)
Новаторство проекта Пессоа считается многими критиками основной причиной небывалого подъема его популярности в последние годы. Другие же полагают, что художественное мастерство Пессоа действительно выдержало проверку временем. К Пессоа благоволил Салазар, хотя сам писатель к режиму относился без симпатии. Одно из немногих произведений, изданных поэтом под собственным именем, сборник «Послание», отмеченный премией салазаровского режима, посвящен выдающимся личностям португальской истории и выполнен в форме эпитафий. Сам поэт похоронен в Лиссабоне, в монастыре Жеронимуш, самом почетном из национальных пантеонов, неподалеку от надгробий Васко да Гамы и Камоэнса. Скончался в Лисабоне 30 ноября 1935 года. Сочинения: Obras completas, t. 1-5, Lisboa, 1942-46: Obra poética, Río de Janeiro, 1960. Литература: Prado Coelho J. do, Diversidade e unidade en Fernando Pessoa, Lisboa, 1949; Simões J. G., Vida e obra de Fernando Pessoa, v. 1-2, Lisboa, (1950), Silva A. da, Um Fernando Pessoa, Porto Alegre, 1959; Moreira Duarte J.A., Fernando Pessoa e os caminhos da solidão, Belo Horizonte, 1968; Sacramento М., F.Pessoa-poeta da hora absurda, 2-a ed., Porto, 1970.

 (572x699, 60Kb)
1888
Элизабет Шуман (немецкое имя - Elisabeth Schumann)
немецкая певица (лирическое сопрано). Родилась в Мерзебурге, Тюрингия. К её предкам принадлежала знаменитая певица Генриетта Зонтаг. С детства брала уроки пения. Став членом труппы Гамбургской оперы в 1909 г., уже через год участвовала в гамбургской премьере оперы Рихарда Штрауса «Кавалер розы» (в роли Софи, ставшей её визитной карточкой). В 1914—1915 гг. выступала в Метрополитен-Опера в Нью-Йорке, куда в те времена приглашали только певцов мирового уровня. Рихард Штраус очень ценил творчество певицы и в 1919 г. содействовал её приглашению в Венскую оперу, где она выступала до 1937 г., став любимицей Вены. Большую часть её репертуара составляли роли в операх Вольфганга Амадея Моцарта. В 1920 г. Шуман дебютировала в качестве исполнительницы песенного репертуара. Многие из своих песен Штраус написал именно для неё. Он часто аккомпанировал ей в концертах. Она исполняла песни Вольфа, Шуберта, Брамса, Шумана, Штрауса, Малера и др. композиторов. В 1923 г. певица с успехом выступила в Лондоне в «Кавалере розы» под управлением Бруно Вальтера. Этот успех положил начало её многократным выступлениям в Англии. В 1922—1936 гг. участвовала в Зальцбургском фестивале. Элизабет Шуман не была притесняема нацистским режимом, но предпочла эмигрировать в США, где выступала в концертах и время от времени занималась преподавательской деятельностью. Умерла в Нью-Йорке 23 апреля 1952 года.

1889
Адольф Селестен Пегу (французское имя - Célestin Adolphe Pégoud)
французский пионер авиации. Родился на юге Франции в небольшом городке Монферра, департамент (область) Изер (Montferrat, Isère). В возрасте 18-ти лет он пошёл добровольцем в армию, подписав 5-летний контракт и был зачислен в 5-й полк африканской лёгкой кавалерии Régiment de Chasseurs d’Afrique. Вместе со своей частью юноша участвовал в нескольких кампаниях по усмирению мятежных племён Северной Африки, которые находились под управлением Французской республики. В мае 1908 года Адольф заболел болотной лихорадкой и был эвакуирован во Францию. Болезнь протекала тяжело, и лишь в следующем году его признали годным к продолжению службы. По собственному желанию Пегу получил назначение в 12-й гусарский полк Régiment de Hussards, расквартированный в метрополии, а 29 января 1910 года его перевели в 3-й колониальный артиллерийский полк Régiment d’Artillerie Coloniale, защищавший базу флота в Тулоне. Считается одним из гипотетических первых исполнителей мёртвой петли. Умер 31 августа 1915 года.

1891
Борис Николаевич Вишневский
видный антрополог, географ, этнограф, доктор географических наук. С детских лет он жил в Перми, окончил Пермскую гимназию. В 1911-1916 годах учился на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета. Был оставлен при кафедре географии университета для подготовки к профессорскому званию. С 1918 г. Б.Н.Вишневский на научно-педагогической работе в высших учебных заведениях Костромы, Казани, с 1923 по 1937 годы - учёный хранитель музея антропологии и этнографии Академии Наук СССР. Профессор Ленинградского университета. В 1937 г. был репрессирован, в 1953 г. реабилитирован. В 1954-1955 гг. профессор Пермского педагогического института, в 1955 - 1961 гг. - профессор Пермского госуниверситета. В 1961 - 1964 гг. заведующий кафедрой экономической географии в Черновицком университете. Б.Н.Вишневский - автор более 150 научных трудов, в том числе 10 монографий и брошюр. Внёс значительный вклад в изучение истории Прикамья. Много сделал для изучения творческого наследия замечательных русских деятелей - Кирилла Тимофеевича Хлебникова и И.Я.Кривощёкова. Умер в городе Черновцы на Украине 26 января 1965 года.

В.А._Владиславский (500x700, 52Kb)
1891
Владимир Александрович Владиславский (настоящая фамилия — Ельник)
русский советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1967). Лауреат Сталинской премии первой степени (1948). Член ВКП(б) с 1951 года. В.А.Ельник родился в Киеве. Театральный дебют актёра состоялся в 1912 году в Одессе, в частной антрепризе. Затем играл в различных театрах на юге России — во Владикавказе, Житомире, Ростове-на-Дону, Киеве и Харькове. В 1925 году переехал в Москву, с успехом выступал в бывшем театре Корша и в театре Мейерхольда. C 1933 года Владимир Владиславский присоединился к труппе Малого театра. Первую кинороль актёр получил в 1926 году в комедии «Медвежья свадьба». Одними из его лучших работ в кинематографе считаются роль Модеста Алексеевича в фильме «Анна на шее» (1954), снятом режиссёром И.М.Анненским по одноименному рассказу А.П.Чехова, а также роль директора базы в комедии Л.И.Гайдая «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965). В.А.Владиславский умер 5 октября 1970 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2) вместе с женой, актрисой Малого театра и театральным педагогом П.З.Богатыренко. Звания и награды: Сталинская премия первой степени (1948) — за исполнение роли академика Абуладзе в спектакле «Великая сила» Б.С.Ромашова; народный артист СССР (1967); народный артист РСФСР (1949); орден Ленина; орден Трудового Красного Знамени (1949); орден «Знак Почёта» (1937); Роли в театре; Малый театр; 1938 — «Горе от ума» А.С.Грибоедова режиссёр: Пров Садовский) — Загорецкий; «Волки и овцы» А.Н.Островского — Чугунов; «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского — Мамаев; «Лес» А.Н.Островского — Карп; «Доходное место» — Юсов; «Ревизор» Н.В.Гоголя — Земляника; «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина — Расплюев; «Любовь Яровая» К.А.Тренёва— генерал Кутов; «На берегу Невы» К.А.Тренёва — Обольяшев; «Бойцы» Б.С.Ромашова — профессор Ленчицкий; «Великая сила» Б.С.Ромашова — академик Абуладзе. Фильмография: 1926 — Медвежья свадьба; 1937 — Ленин в Октябре — Карнаухов; 1940 — Яков Свердлов — Казимир Петрович; 1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Судья; 1941 — Боевой киносборник № 7; 1944 — Человек № 217 — Иоганн Краусс; 1944 — Свадьба — Доктор; 1946 — Глинка — Виельгорский; 1946 — Адмирал Нахимов — капитан Лавров; 1949 — Встреча на Эльбе — Мак-Дермот; 1950 — Далеко от Москвы — Либерман; 1951 — Спортивная честь; 1952 — Волки и овцы (Телеспектакль); 1957 — Ночной патруль — Волабуев; 1957 — Пигмалион (Телеспектакль) — Дулитл; 1958 — Жених с того света; 1954 — Анна на шее — Модест Алексеевич; 1960 — Евгения Гранде — Аббат; 1964 — Товарищ Арсений — Профессор университета; 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика — Директор базы.

1891
Алексей Алексеевич Сидоров
советский историк искусства, книговед и библиофил, член-корреспондент Академии Наук СССР (1946), заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Родился в селе Николаевка Курской губернии, ныне Сумская область Украины. Учился в Московском университете (1909—1913). Преподавал в МГУ (в 1916—1931 и 1942—1950; профессор с 1925), Московском полиграфическом институте (1938—64). Работал в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (1916—1921 и 1927—1936). Труды Сидорова охватывают широкий круг проблем культуры и искусства. Основные исследования Сидорова посвящены рисунку, искусству книги и книговедению. Принес в дар государству собранную им большую коллекцию графики русских и иностранных художников. Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Сочинения: Русская графика за годы революции. 1917—1922, Москва, 1923; Рисунки старых мастеров. Техника. Теория. История, Москва — Ленинград, 1940; История оформления русской книги, Москва — Ленинград, 1946; 2-е издание, Москва, 1964; Рисунок старых русских мастеров, Москва, 1956; Рисунок русских мастеров (2-я половина XIX в.), Москва, 1960; Русская графика начала XX в., Москва, 1969; Книга и жизнь. Сборник книговедческих работ, Москва, 1972. Литература: А.А.Сидоров, 2-е издание, Москва, 1974. (Материалы к библиографии ученых СССР. Серия искусства, выпуск 3).

 (535x699, 70Kb)
1892
Валерия Владимировна Барсова (псевдоним; настоящая фамилия - Владимирова)
русская певица (лирико-колоратурное сопрано). Родилась в Астрахани в семье типографского служащего. Окончила музыкальное училище в Астрахани. Пению обучалась у сестры – М.В.Владимировой. Окончила Московскую консерваторию по классам фортепиано (занималась у А.А.Ярошевского, затем у А.П.Островской) и сольного пения (класс У.А.Мазетти, 1919). С 1917 пела в Опере С.И.Зимина. В 1919 выступала на сценах Театра художественно-просветительского союза рабочих организаций (ХПСРО), московского сада «Эрмитаж» (где ее партнером в опере Севильский цирюльник Дж. Россини был Ф.И.Шаляпин). В 1920–1948 солистка Большого театра. Одновременно в 1920–1924 пела в Оперной студии Большого театра и Музыкальной студии МХТ. С 1929 гастролировала за рубежом. Одна из крупнейших отечественных певиц советского периода, Барсова обладала легким подвижным красивым голосом, филигранной вокальной техникой. Среди лучших партий: Антонида, Людмила (Иван Сусанин, Руслан и Людмила М.И.Глинки), Шемаханская царица, Волхова, Снегурочка, Царевна Лебедь (Золотой петушок, Садко, Снегурочка, Сказка о царе Салтане Н.А.Римского-Корсакова), Розина (Севильский цирюльник), Джильда, Виолетта (Риголетто, Травиата Дж.Верди). Прославилась и как камерная певица. В 1937 ей было присуждено звание «Народная артистка СССР». В 1941 получила Сталинскую премию. В 1950–1953 преподавала в Московской консерватории (с 1952 профессор). Умерла Барсова в Сочи 13 декабря 1967 года.

 (592x699, 57Kb)
1892
Альберто Мари (Alberto Mari)
итальянский шахматный композитор. Умер 26 августа 1953 года.

Basil_Rathbone_Sherlock_Holmes (463x700, 93Kb)
1892
Филип Сент-Джон Бэзил Рэтбоун (Philip St. John Basil Rathbone)
английский актёр. Филлип Сент Джон Бэзил Рэтбоун был рождён в Йоханнесбурге, тогда находившемся в республике Трансвааль. Его отец, Эдгар Филлип Рэтбоун, был горнохимическим инженером, уроженец Ливерпуля, а мать, Анна Барбара, была скрипачкой. Кроме Бэзила, в семье было ещё два ребёнка — Беатриса и Джон. Когда Бэзилу было три года, его семья перебралась обратно в Англию из-за того что бурское правительство обвинило его отца в шпионаже. Бэзил получил образование в Рептонской школе. По образованию был страховым агентом. В 1916 году он был зачислен в Лондоне в шотландский полк и отправился на Первую мировую войну. Служил бок о бок с будущими коллегами Клодом Рейнсом, Рональдом Колманом и Гербертом Маршаллом. Дослужился до звания капитана. Рэтбоун очень проявил себя во время одного из заданий: он должен был возглавить очень важную шпионскую вылазку утром, но, ослушавшись командира, Бэзил провёл её ночью, объясняя это банальным: «ночью хуже видно». Операция прошла успешно. В сентябре 1918 года, за участия в боях, он был награждён Военным Крестом. 22 апреля 1911 года состоялся его дебют на сцене в театре Роял в Ипсуиче. Он играл Гортензио в пьесе Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой». В октября 1912 года, Бэзил, вместе с труппой театра Роял, гастролировал в Америке, играя в спектаклях «Ромео и Джульетта» (Парис), «Виндзорские насмешницы» (Фентон), «Как вам это нравится?» (Сильвий). Вернувшись в Лондон, Рэтбоун регулярно играл в известнейших театрах Англии во многих постановках. В 1920-х годах Бэзил регулярно играет шекспировские и другие роли на английской сцене. Так же, много путешествует. В 1923 году играет на сцене Cort Theatre в Нью-Йорке, в 1925 году появляется на сценах театров в Сан-Франциско, Нью-Йорка. Он появляется в США опять в 1927 и 1931 годах на одной сцене с Этель Берримор. Он покидает Англию и переезжает в США в 1934 году. Регулярно появляется на бродвейских сценах. Карьеру в кино Рэтбоун начал в 1925 году («The Masked Bride»), появляется в нескольких немых фильмах, играет детектива Фило Вэнса в 1930 фильме «The Bishop Murder Case». Бэзил становится одним из популярнейших актёров 1930-х годов, играя злодеев-аристократов в костюмированных драмах и боевиках. Он появлялся в таких фильмах как: «Дэвид Копперфильд» в роли сурового отчима мистера Мардстоуна; «Анна Каренина» в роли холодного Каренина; «Гибель Помпеи» в роли Понтия Пилата; «Одиссея Капитана Блада»; «Повесть о двух городах»; «Приключения Робин Гуда», где он сыграл одного из лучших своих злодеев — Сэра Гая Гизборна; «Приключения Марко Поло»; «Знак Зорро» в роли подлого капитана Эстебана Паскуале. Он также появился в ранних фильмах ужасов. В таких как: «Башня смерти» в роли Ричарда III и «Сын Франкенштейна» в роли Барона Вульфа Франкенштейна — сына создателя чудовища. Бэзил Рэтбоун был лучшим фехтовальщиком Голливуда. Но был вынужден проигрывать поединки намного более слабому Эрролу Флинну в фильмах «Приключения Робин Гуда», «Одиссея Капитана Блада», так как всегда играл отрицательным персонажем (а отрицательные персонажи обычно проигрывают). Бэзил проигрывал сражения в фильмах «Башня смерти», «Знак Зорро», «Придворный шут» (1956 года). За всю свою карьеру в кино, Бэзил Рэтбоун победил лишь раз: в фильме «Ромео и Джульетта», играя Тибальта, он убил Меркуцио. Бэзил Рэтбоун был дважды номинирован на премию Оскар за лучшую мужскую роль второго плана: в 1937 году за роль Тибальта в «Ромео и Джульетта», а в 1939 за роль короля Людовика XI в фильме «Если бы я был королем». В фильме «Утренний патруль» (1938 года) Бэзил сыграл одну из немногих своих положительных ролей. Он предстаёт зрителям в образе майора Брэнда — начальника королевского лётного эскадрона, который переживает за солдат, которых послал на верную смерть. Эррол Флинн, вечный враг Рэтбоуна, играет на сей раз его преемника, который стал командиром, после продвижения майора по службе. Именно Бэзила Рэтбоуна писательница Маргарет Митчелл видела в роли Ретта Батлера. Но продюсеры фильма посчитали, что у Бэзила слишком много ролей злодеев и зритель может просто не воспринять его в этой роли. Поэтому фильм Унесённые ветром 1939 года, обошелся без Рэтбоуна. Во всех своих интервью, Бэзил всегда говорил, что в первую очередь хочет, чтобы его помнили по работам в театре. Своей же лучшей ролью в театре он считал Ромео. Любимая же роль в кино — Шерлок Холмс. Однако наибольшее признание пришло к Рэтбоуну за роль Шерлока Холмса в серии фильмов снятых между 1939 и 1946 годами. Его партнером по сериалу был Найджел Брюс, сыгравший доктора Ватсона. Их первые два фильма «Приключения Шерлока Холмса» и «Собака Баскервилей» стали кассовыми гигантами того времени и положили начало целой серии фильмов (а их было четырнадцать) о великом сыщике. Рэтбун и Брюс также играли эти роли на радио. Имя Бэзила стало прочно ассоциироваться с Холмсом и после последнего фильма, а именно «Прелюдия к убийству», Бэзил появлялся в этом образе во многих ТВ-постановках 50- 60-х годов. Он также сыграл Холмса в пьесе, написаной его женой Уидой. Найджел Брюс был очень болен и не смог сыграть доктора Ватсона. А после его смерти 8 октября 1953 года, Бэзил отказался ставить эту пьесу. В итоге, пьеса была показана всего лишь три раза. В 1950-е годы Бэзил играет злодеев в двух комедиях, ирониях на свои ранние фильмы: «Большая ночь Казановы» вместе с комиком Бобом Хоупом и «Придворный шут» с комиком Дэнни Кеем. Участвует во многих телевизионных программах и снимается в кассовых фильмах, таких как: «Мы не ангелы» (1955 год) и политической драме «Последний салют» (1958 года).Также активно играет в театре. В 1948 году, Бэзил получает главную театральную премию Америки — Тони, за роль доктора Остина Слопера в пьесе «The Heiress». В 1950—1960-е годы он продолжает работать на радио, телевидении, в кино. Чтобы утолять расточительность своей жены, Бэзил играл главные роли (в основном злодеев) в фильмах низкого уровня, но за эти роли ему давали большие гонорары. Например: «Призрак в невидимом бикини» (1966 год), «Плохой сон» (1956 год), «Кровавая королева» (1966 год), «Деревенщины в доме с призраками» (1967 год) и его последний фильм — мексиканский низкобюджетный хоррор «Autopsy of a Ghost». Бэзил Рэтбоун ещё славился как сильный декламатор. Поэтому выходило много пластинок с записями стихотворений в его исполнении, такими как «The Night Before Christmas». Он также читал рассказы и стихотворения Эдгара Аллана По. И вместе с Винсентом Прайсом выпустил пластинку «The Edgar Allan Poe Audio Collection». Рэтбоун читал произведения многих авторов, поэтому дисков выходило много. В 1956 году, Бэзил сыграл Эбенезера Скруджа в музыкальной ТВ-постановке «The Stingiest Man In Town» по мотивам рассказа Чарльза Диккенса. В 1962 году Бэзил Рэтбоун выпустил автобиографическую книгу «In and Out of Character», с которой объездил всю Америку. Это были выступления, где он общался со зрителями, зачитывал разные главы своей книги, декламировал Шекспира и другие свои любимые стихотворения. В том же 1962 году, Бэзил появляется в триллере по мотивам рассказов Эдгара По — «Истории ужаса». Фильм состоит из трёх новелл, созданных по мотивам произведений Эдгара По: «Морелла», «Чёрный кот», «Правда о случившемся с мистером Вальдемаром». Все три новеллы объединяет своим появлением Винсент Прайс. Рэтбоун же играет зловещего гипнотизёра Кармайкла, в третьей новелле «Правда о случившемся с мистером Вальдемаром». В 1964 году выходит чёрная комедия «Комедия ужасов», где впервые вместе встречаются такие гиганты жанра триллер/ужасы как Винсент Прайс, Петер Лорре, Борис Карлофф и Бэзил Рэтбоун. В 1962 году Рэтбоун играет роль злого волшебника Лодака в масштабном по тем временам фильме «Волшебный меч». У Бэзила Рэтбоуна есть три звезды на Аллее звёзд. За работу в кино, на радио и на телевидении. Рэтбоун женился на актрисе Этель Марион Форман в 1914 году. В 1915 году у них появился сын Родион. Пара рассталась в 1926 году. Предположительная причина — роман Рэтбоуна на стороне. В 1927 году, Бэзил женится во второй раз на писательнице Уиде Бержер. Собственных детей у них не было, но они в 1940-м удочерили девочку по имени Синтия. Бэзил и Уида устраивали самые дорогие вечеринки в Голливуде. Туда приглашались лишь известнейшие в те годы актёры, режиссёры и продюсеры. В отличие от многих других актёров, Бэзил, получив американское гражданство, никогда не отказывался от британского. Бэзил Рэтбоун умер в Нью-Йорке от сердечного приступа 21 июля 1967 года. Его тело было помещено в склеп, ставший потом семейным. Последние его слова были сказаны его жене: «Знаешь, я не боюсь смерти, я просто хочу, чтобы этого не случилось». Фильмография: 1926 — «Большой обман» / The Great Deception — Риццио; 1935 — «Повесть о двух городах» / A Tale of Two Cities; 1935 — «Гибель Помпеи» / The Last Days of Pompeii — Понтий Пилат; 1935 — «Анна Каренина» / Anna Karenina — Алексей Каренин; 1935 — «Одиссея капитана Блада» / Captain Blood — Капитан Левассер; 1935 — «Дэвид Копперфильд» / David Copperfield; 1936 — «Частный номер» / Private Number (Secret Interlude); 1936 — «Ромео и Джульетта» / Romeo and Juliet — Тибальт; 1937 — «Исповедь» / Confession — Михаил Михайлов; 1937 — «Товарищ» / Tovarich — Комиссар Дмитрий Городченко; 1938 — «Приключения Марко Поло» / The Adventures of Marco Polo — Ахмед; 1938 — «Приключения Робин Гуда» / The Adventures of Robin Hood — Гай Гисборн; 1938 — «Утренний патруль»/ The Dawn Patrol — Майор Брэнд; 1939 — «Сын Франкенштейна» / Son of Frankenstein — Барон Вольф фон Франкенштейн; 1939 — «Рио-де-Жанейро» / Rio — Пауль Рейнальд; 1939 — «Если бы я был королём»; 1940 — «Знак Зорро» / The Mark of Zorro — Капитан Эстебан Паскуале; 1941 — «Чёрная Кошка» / The Black Cat — Хартли; 1941 — «Безумный доктор» / The Mad Doctor (A Date with Destiny) — доктор Джордж Себастьян; 1941 — «Париж зовет» / Paris Calling — Бенуа; 1942 — «Перекресток» / Crossroads — Анри Сарру; 1943 — «Вне подозрений» / Above Suspicion — Зиг фон Ашенхаузен; 1943 — «Сумасшедший дом» / Crazy House — Гость; 1954 — «Большая ночь Казановы» / Casanova’s Big Night — Лучио; 1955 — «Мы не ангелы» / We’re No Angels — Андре Трошар; 1956 — «Чёрный сон» / The Black Sleep — Джоэл Кадман; 1962 — «Волшебный меч» / The Magic Sword — Лодак; 1962 — «Понтий Пилат» / Ponzio Pilato — Каиафа; 1965 — «Путешествие на доисторическую планету» / Voyage to the Prehistoric Planet — Профессор Хартман; 1966 — «Призрак в невидимом бикини» / The Ghost in the Invisible Bikini — Реджинальд Риппер; 1966 — «Королева крови» / Queen of Blood — Доктор Фаррадей. Приключения Шерлока Холмса: 1939 — «Собака Баскервилей» / The Hound of the Baskervilles — Шерлок Холмс; 1939 — «Приключения Шерлока Холмса» / Adventures of Sherlock Holmes (Шерлок Холмс) — Шерлок Холмс; 1942 — «Шерлок Холмс и голос ужаса» / Sherlock Holmes and the Voice of Terror (Sherlock Holmes Saves London) — Шерлок Холмс; 1943 — «Шерлок Холмс и секретное оружие» / Sherlock Holmes and the Secret Weapon (Secret Weapon) — Шерлок Холмс; 1943 — «Шерлок Холмс перед лицом смерти» / Sherlock Holmes Faces Death — Шерлок Холмс; 1943 — «Шерлок Холмс в Вашингтоне» / Sherlock Holmes in Washington — Шерлок Холмс; 1944 — «Жемчужина смерти» / The Pearl of Death — Шерлок Холмс; 1944 — «Багровый коготь» / The Scarlet Claw (Sherlock Holmes and the Scarlet Claw) — Шерлок Холмс; 1944 — «Паучиха» / Spider Woman (Sherlock Holmes and the Spider Woman) — Шерлок Холмс; 1945 — «Замок ужаса»/ The House of Fear — Шерлок Холмс; 1945 — «Бегство в Алжир» / Pursuit to Algiers — Шерлок Холмс; 1945 — «Женщина в зелёном» / The Woman in Green — Шерлок Холмс; 1946 — «Ночной террор» / Terror by Night — Шерлок Холмс; 1946 — «Прелюдия к убийству» / Dressed to Kill (Sherlock Holmes and the Secret Code) — Шерлок Холмс.

1893
Иван Федорович Мамаев
якутский народный мастер-косторез, чеканщик, ювелир, на-родный художник Якутии. Член Союза художников СССР. С 1951 г. преподавал в Якутском музыкально-художественном училище. Умер в 1954 году.

1893
Клавдия Ивановна Николаева
советский партийный и профсоюзный деятель. Член Коммунистической партии с 1909. Родилась в Санкт-Петербурге, в семье рабочего. Была работницей переплетной мастерской. Участвовала в Революции 1905—1907. С 1910 работала в правлении профсоюза печатников в Санкт-Петербурге, сотрудничала в журнале "Работница". В 1915 выслана в Енисейскую губернию. После Февральской революции 1917 редактор журнала "Работница", участник Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, затем работала в Петроградском губкоме партии; один из руководителей 1-го Всероссийского съезда работниц и крестьянок (1918). В 1924—1926 заведующий отделом работниц ЦК ВКП (б). В 1928—1930 заведующий агитпропом Северо-Кавказского крайкома ВКП (б). В 1930—1933 заведующий агитмассовым отделом ЦК партии. В 1934—1936 2-й секретарь Ивановского обкома ВКП (б). С 1936 секретарь ВЦСПС. Делегат 13—18-го съездов партии; на 14—16-м съездах избиралась кандидатом в член ЦК, на 13, 17, 18-м — член ЦК ВКП (б). Была член ЦИК СССР. С 1937 депутат и член Президиума Верховного Совета СССР. Награждена орденом Ленина и медалями. Умерла в Москве 28 декабря 1944 года.Похоронена на Красной площади у Кремлевской стены. Литература: Карасева Л., К.И.Николаева, в сборнике: Славные большевички, Москва, 1958; Корнеева-Глебова Н.С., Славная дочь рабочего Питера, в сборнике: Ленинградки, Ленинград, 1968.

 (495x699, 85Kb)
1893
Дороти Ли Сейерс (Dorothy Leigh Sayers)
английская писательница, филолог, драматург и переводчик. В России наиболее известна благодаря детективным романам. Являлась одним из основателей британского Детективного клуба. Родилась в Оксфорде в семье англиканского священника, ректора соборной певческой школы при церкви Христа (англ. Christ Church) преподобного Генри Сэйерса (ум. 1928). Получила начальное образование в частной школе Годольфин, в Солсбери, (графство Уилтшир), затем в Самервилл Колледже в Оксфорде. В 1915 году она закончила колледж со степенью бакалавра французского языка, а в 1920 получила степень магистра, став таким образом одной из первых женщин, удостоенных ученой степени в Оксфорде. По окончании Колледжа Дороти Сэйерс некоторое время работала корректором в университетском издательстве Блэквелл, затем преподавала в Эколь де Рош в Нормандии. В 1922 по 1929 она работала в лондонском рекламном агентстве Бенсонс в качестве автора рекламных текстов. Литературная карьера Дороти Сэйерс началась в 1916 публикацией сборника стихов под названием «Op I». В 1923 она опубликовала свой первый детективный роман под названием «Чье тело?» (Whose Body?), в котором впервые появляется главный герой её одиннадцати детективных романов и множества рассказов, аристократ и сыщик-любитель, лорд Питер Уимзи. Роман принёс ей успех, и в двадцатые годы за ним последовали «Тучи свидетелей» (Clouds of Witness, 1926), «Неестественная смерть» (The Unnatural Death, 1927), «Неприятность в Беллона-клубе» (The Unpleasantness at the Bellona Club, 1928). В плане личной жизни двадцатые годы были для Дороти Сэйерс периодом бурным, о котором впоследствии она вспоминала с неохотой. В 1922 она увлеклась неким Биллом Уайтом, продавцом машин, от которого в 1924 у неё родился внебрачный сын, Джон Энтони (ум. 1984). Учитывая нравы эпохи, рождение ребёнка держалось в тайне, кроме того, Дороти не желала омрачать старость родителей, которых, вероятно, поведение дочери бы разочаровало. Джон Энтони был вверен попечению кузины Дороти, Айви Шримптон. Дороти Сэйерс долгое время поддерживала сына материально, чему служила её работа у Бенсонс и растущий финансовый успех её книг. В 1926 Дороти Сэйерс вышла замуж за Освальда Артура Флеминга —журналиста, бывшего офицера и разведенного отца двоих детей. Позже они усыновили Джона Энтони, которому, однако, не довелось жить под одной крышей с приёмными родителями. Известно также, что Дороти Сэйерс отказывалась признать своё биологическое материнство всю жизнь. К 1929 её материальное положение упрочилось настолько, что она смогла оставить работу у Бенсонс и посвятить все своё время литературному творчеству. Тогда же, объединившись с такими писателями, как Агата Кристи, Гилберт Кит Честертон и Рональд Нокс, Дороти Сэйерс стала одной из основательниц Детективного клуба, члены которого регулярно собирались для обсуждения тем, связанных с детективной прозой. Детективные романы 1930-х гг. отражают многие черты личного опыта Дороти Сэйерс. В 1930 вышел «Сильный яд» (Strong Poison), в котором впервые появляется главный женский персонаж, надолго поселившийся в романах Сэйерс — писательница детективных романов Гарриет Вэйн, чьи непростые отношения с лордом Питером Уимзи составляют эмоциональный фон нескольких более поздних романов: «Разыскивается труп» (Have His Carcase, 1932), «Вечер выпускников» (Gaudy Night, 1935), и «Испорченный медовый месяц» (Busman’s Honeymoon, 1937). Многие критики считали мисс Вэйн alter ego автора, а лорда Питера — воплощением «идеального мужчины», каким представляла его себе Дороти Сэйерс. Романы «Уимзи-Вэйн» отличаются не только продуманной интригой, но и более пристальным вниманием к контексту происходящих событий и к внутреннему миру персонажей. То же можно сказать о романах тридцатых годов, в которых Гарриет Вэйн не фигурирует: «Убийству нужна реклама» (Murder Must Advertise, 1933), «Отпуск палача» (Hangman’s Holiday, 1933), «Девять портных» (The Nine Tailors, 1934), и др. Один из романов с лордом Питером Уимзи, «Престолы и господства» (Thrones and Dominations) был отложен Сэйерс в 1938 г. и завершён только в 1998 г. писательницей Джилл Пэтон Нэш. Другой детективный цикл, созданный Дороти Сэйерс в тридцатые годы, состоит из одиннадцати рассказов, в которых в качестве главного героя фигурирует коммивояжер и сыщик-любитель Монтэгю Эгг. В соавторстве с Робертом Юстэсом Сэйерс также написала единственный роман без лорда Питера Уимзи — «Следственные документы» (The Documents in the Case, 1930). В тридцатые годы Дороти Сэйерс обратилась также к драматургии. «Испорченный медовый месяц» изначально представлял собой пьесу, чья премьера состоялась в декабре 1936. Это единственная детективная пьеса Сэйерс; подзаголовок к ней гласил: «Лирическая драма с детективными отступлениями», так как главная тема пьесы — отношения между лордом Питером Уимси и Гарриет Вэйн, и этой теме очевидным образом подчинена детективная интрига. Лишь впоследствии телекомпания Би-Би-Си поставила фильмы по большей части детективных романов Сэйерс. Драматургия Дороти Сэйерс во многом основана на её религиозных взглядах. Хорошо знакомая с кругом инклингов, и связанная личной дружбой со многими из его членов, она была активной прихожанкой и принадлежала к Англиканской Церкви. В 1937 в ходе Кентерберийского фестиваля была поставлена первая религиозная пьеса Сэйерс («Ревность по доме Твоем», The Zeal of Thy House). За ней последовали ещё шесть пьес, последняя из которых называется «Император Константин», The Emperor Constantine (1951). Особую известность Дороти Сэйерс принёс цикл из двенадцати радиопьес под названием «Человек, рождённый на царство» (The Man Born to be King). Цикл был заказан и поставлен Би-Би-Си в 1941—1942, несмотря на шквал критики[источник не указан 375 дней], обрушившийся на автора со всех сторон: атеисты считали пьесу христианской пропагандой, тогда как христиане заявляли, что вверить роль Христа актёру — богохульство. Кроме того, многих беспокоил и сбивал с толку тот факт, что герои этих пьес, включая Христа, говорили на общеупотребимом английском языке, тогда как большая часть публики привыкла слушать и читать Евангелия в переводе Библии Короля Иакова, на языке возвышенном и литературном. Это было сделано Сэйерс сознательно, так как она считала, что сегодня восприятие Евангелий затрудняется обманчивой «знакомостью» речей, событий и персонажей, и что задача христианской пьесы на евангельские темы — максимально приблизить их к зрителю или слушателю. Несмотря на критику, или благодаря ей, цикл оказался успехом. Архиепископ Кентерберийский, Уильям Темпл считал пьесы Сэйерс «одним из мощнейших инструментов, когда-либо вложенных в руки Церкви». Как и многие инклинги, Дороти Сэйерс считала, что проповедовать Евангелие — долг писателя-христианина в современном мире. В апреле 1938 главный редактор «Санди Таймс» предоставил ей такую возможность, предложив написать статью для выпуска, который должен был выйти в Вербное воскресенье. Так появилась статья под названием «Величайшая драма: Символ веры христианского мира» (The Greatest Drama Ever Staged is the Official Creed of Christendom). Другая статья, «Догмат есть драма» (The Dogma is the Drama) вышла в том же месяце в «Записках Святого Мартина» (St. Martin’s Review). Таким образом было положено начало многолетней деятельности Дороти Сэйерс в области христианской апологетики и популяризации богословия. В 1940 издатель Сэйерс, Виктор Голанц предложил ей написать эссе на военную тему. Писательница откликнулась 152-страничной книгой под названием «Начни здесь» (Begin Here). Эта и последовавшие за ней в послевоенный период книги дают представление о христианском мировоззрении Сэйерс. Одна из самых известных — «Дух творчества» (The Mind of the Maker, 1941), где проводится аналогия между человеческим и божественным творческим процессом. Сэйерс также много писала на темы образования, так как именно образование, по её мнению, является краеугольным камнем критического отношения к действительности. Среди других её апологетических работ — «Благодарю тебя, Господи» (Lord, I Thank Thee, 1943), «Непопулярные мнения» (Unpopular Opinions, 1946), «Символ или хаос, и другие эссе на темы популярного богословия» (Creed or Chaos? And Other Essays in Popular Theology, 1947). В сороковые и пятидесятые годы Дороти Сэйерс также много путешествовала, читая лекции в университетских аудиториях, и активно участвовала в жизни её лондонского прихода, Святого Фомы-Святой Анны, церковным старостой которого она стала в 1952. В этот период центром её интересов стала академическая и переводческая деятельность. В 1950 Сэйерс получила степень доктора филологических наук (Litt.D) в университете Дарема. В числе её переводов — «Тристан в Бретани» (Tristan in Brittany, Being Fragments of the Romance of Tristan, Written in the Twelfth Century by Thomas the Anglo-Norman, 1929) и «Песнь о Роланде» (1957). Главной же её переводческой работой несомненно был перевод «Божественной комедии» Данте. В 1949 был опубликован перевод «Ада», в 1955 вышло в свет «Чистилище». Работа вызвала самые разнообразные, порой диаметрально противоположные оценки. Многие считали этот перевод слишком свободным, недостаточно близким к оригинальному тексту. Другие отмечали литературные качества перевода, приближающие текст к восприятию современного читателя. Так или иначе, текст вышел в издательстве «Пингвин» и неоднократно перепечатывался. Число его читателей оценивается в два миллиона. 17 декабря 1957 года внезапная смерть от сердечной недостаточности прервала работу Сэйерс над переводом «Рая». Позже этот перевод был завершён её коллегой и подругой Барбарой Рейнольдс. Библиография: Barbara Reynolds, Dorothy L. Sayers: Her life and soul (St. Martin’s Press, New York, 1995); Mary Brian Durkin, Dorothy L. Sayers (Twayne Publishers, Boston, 1980); Catherine Kenney, The Remarkable Case of Dorothy L. Sayers (The Kent State University Press, 1990); Auden, W. H., 1962. The Dyer’s Hand, and Other Essays; Gilbert, Colleen B., 1978. A Bibliography of the Works of Dorothy L.Sayers.

1893
Владимир Иванович Спицын
российский химик, радиолог. Родился в Москве. Брат В.И.Спицына. После окончания (1916) Московского университета преподавал там же и в других вузах. Один из основателей и руководителей созданного при ВСНХ в 1922 г. Бюро по исследованию и промышленному применению редких элементов (БЮРЭЛ), выполнившего работы по химии W, Мo, Та, Ве, V, Рo, Тh, Се и др. Разработав оригинальный метод, основанный на использовании бета-излучения изотопа 234Ра, он применил его для определения растворимости ТhО2 и других соединений Тh. Изучал радиоактивность К и Rb; предложил основанные на измерении радиоактивности быстрые методы количественного определения U и Тh в их минералах. Умер в Москве 16 февраля 1923 года. Литература: Новоселова А.В., Спицын В.И., Работы кафедры неорганической химии в области химии редких элементов, "Учёные записки МГУ", 1955, выпуск 174; Ламан Н.К., Кречетникова Ю.И., История завода "Электропровод", Москва, 1967.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку