-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Виталика

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.01.2012
Записей: 2024
Комментариев: 89
Написано: 3785


Фредерик ШОПЕН

Пятница, 01 Марта 2013 г. 14:18 + в цитатник
Цитата сообщения nadia_obo 1 марта 1810 года родился Фредерик ШОПЕН, величайший польский композитор и пианист

124104 (483x500, 44Kb)


ШОПЕН, ФРИДЕРИК ФРАНЦИШЕК (фр. Chopin, Frderic Franois; польск. Szopen, Fryderyk Franciszek) (1810–1849), польский композитор и пианист, долгое время живший и работавший во Франции (оттого закрепилась французская транскрипция его имени). Шопен – единственный из немногих композиторов, сочинявших на практике только для фортепиано. Он не написал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хоровой коллектив, в его наследии нет ни одного струнного квартета. Но его бесчисленные фортепианные пьесы в самых разных формах – мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, этюды, скерцо, вальсы и остальное – это всеми признанные шедевры. Шопен был настоящим новатором, зачастую отходившим от классических правил и норм. Он создал новоиспеченный гармонический язык и открыл формы, призванные вместить в себя новое, романтическое содержание.

Жизнь. Фридерик Шопен родился в 1810, по-видимому, 22 февраля, в Желязовой Воле под Варшавой. Его папа Никол (Миколай) Шопен, французский эмигрант, служил гувернером и школьным учителем; мама воспитывалась в дворянской семье. Уже ребенком Шопен проявил яркие музыкальные способности; в 7 лет его начали обучать игре на фортепиано, и в том же году был издан сочиненный им мелкотравчатый полонез соль минор. Вскоре он стал баловнем всех аристократических салонов Варшавы. В богатых домах польской знати он приобрел привкус к роскоши и подчеркнутую изысканность манер.

В 1823 Шопен поступил в Варшавский лицей, продолжая заниматься музыкой частным образом с Иосифом Эльснером, директором Варшавской консерватории. В 1825 его пригласили предстать перед российским императором Александром I, и вслед за тем  он получил награду – бриллиантовый перстень. В 16 лет Шопен был принят в консерваторию; ее окончание в 1829 формально завершило музыкальное образование Шопена. В том же году, стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения, а дамы – превосходные манеры. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а после этого отправился в поездку по Западной Европе. Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Считается, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, того, что  называют «революционным». Это произошло в 1831, и затем  Шопен никогда не возвращался на родину.



Listen or download Фредерик Шопен Вальс соч.64 №2 for free on Prostopleer

В 1831 Шопен поселился в Париже. Он любил выступать в домах своих друзей и покровителей, хотя часто отзывался о них с иронией. Его весьма ценили как пианиста, в особенности когда он исполнял собственную музыку в небольших домашних собраниях. За всю свою жизнь он дал не больше трех десятков публичных концертов. Его исполнительский стиль был своеобразен: по отзывам современников, его отличала необычайная ритмическая воля – Шопен был, если можно так выразиться, пионером рубато, он с большим вкусом артикулировал музыкальную фразу, продлевая одни звуки за счет сокращения других.



Listen or download Вальс N2 си-минор Я умею играть for free on Prostopleer

В 1836 Шопен направился в Чехию повидаться с родителями. Находясь в Мариенбаде, он увлекся юной полькой Марией Водзиньской. Однако их помолвка была вскоре расторгнута. Осенью того же года в Париже он познакомился с выдающейся женщиной – баронессой Дюдеван, о жизни которой в Париже ходило несть числа сплетен и которая приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Шопену было тогда 28 лет, мадам Санд – 34. Их союз продолжался восемь лет, причем большую доля этого времени они провели в семейном поместье писательницы в Ноане. Кошмаром для Шопена, который не отличался крепким здоровьем, стала зима 1838–1839, прожитая с Жорж Санд на Майорке (Балеарские острова). Сочетание неважной погоды с беспорядком в домашнем хозяйстве, по-видимому, губительным образом подействовало на его уже затронутые туберкулезом легкие.

Listen or download Фредерик Шопен Ноктюрн №2 for free on Prostopleer В 1847 отношения Шопена с Жорж Санд решительно испортились в результате вмешательства музыканта в отношения его подруги со своими детьми от первого брака. Это положение, совместно с прогрессирующей болезнью, повергло Шопена в состояние черной меланхолии. Последний раз он выступил в Париже 16 февраля 1848. Через восемь дней разразилась революция, свергнувшая короля Луи Филиппа. Друзья композитора отвезли его в Англию, где, уже  больной, он играл у королевы Виктории и дал немного концертов – завершающий из них состоялся 16 ноября 1848. Через неделю он вернулся в Париж. Не в силах больше давать уроки, Шопен вынужден был принять щедрую поддержку от своей шотландской почитательницы Джейн Стирлинг. Ухаживать за больным приехала из Польши сестра композитора, Людвика; не оставляли его вниманием и французские друзья. Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади 17 октября 1849. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта.

Музыка. Композиторская техника Шопена  нетрадиционна и во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приемов. Шопен был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых привнес в западную музыку неизвестные ей дотоле славянские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейся к концу 18 в. То же касается ритма: используя формулы польских танцев, Шопен обогатил западную музыку новыми ритмическими рисунками. Он разработал сугубо индивидуальные – лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые наилучшим образом соответствовали природе его настолько же самобытного мелодического, гармонического, ритмического языка.

                                    Экспромт


Фортепианные пьесы малых форм. Эти пьесы могут быть условно разделены на две группы: преимущественно «европейские» по мелодике, гармонии, ритму и явственно «польские» по колориту. К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы.

Шопен сочинил около трех десятков этюдов, цель которых – помочь пианисту в преодолении специфических художественных или технических трудностей (в частности, в исполнении пассажей параллельными октавами или терциями). Эти упражнения принадлежат к высшим достижениям композитора: аналогично баховскому Хорошо темперированному клавиру, этюды Шопена –  гениальная музыка,  блестяще раскрывающая возможности инструмента; дидактические задачи уходят на второй план, нередко о них и не вспоминают.

Хотя Шопен сперва освоил жанры фортепианной миниатюры, он ими не ограничился. Так, в течение зимы, проведенной на Майорке, им был создан цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципу «от малого к большому»: первые прелюдии – лаконичные виньетки, последние – настоящие драмы, диапазон настроений – от полной безмятежности до яростных порывов. Шопен написал 4 скерцо: эти масштабные пьесы, исполненные мужества и энергии, занимают почетное место среди шедевров фортепианной литературы. Его перу принадлежит больше двадцати ноктюрнов – прекрасных, мечтательных, поэтичных,  лирических откровений. Шопен – автор нескольких баллад (это  жанр программного характера), в его творчестве представлены ещё экспромты, рондо; особой популярностью пользуются его вальсы.

 «Польские» жанры. Шопен поразил Париж своими оригинальными мазурками и полонезами – жанрами, в которых нашли отображение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, обыкновенный для польского фольклора. Эти очаровательные, красочные пьесы  привнесли в западноевропейскую музыку славянский колорит, что  изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики 18 в. оставили своим последователям. Шопен сочинил больше полусотни мазурок (их прототип – польский танец с трехдольным ритмом, похожий на вальс) – небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски, а другой раз в них слышится и нечто восточное. Как  все написанное Шопеном, мазурки  пианистичны и требуют от исполнителя большого искусства – более того  не содержат явных технических трудностей. Полонезы крупнее мазурок и по протяженности, и по фактуре. Полонеза-фантазии и полонеза, известного под названием «военного», целиком хватило бы, чтобы дать Шопену одно из первых мест в ряду самых оригинальных и искусных авторов фортепианной музыки.

                             Революционный этюд


Крупные формы. Время от времени Шопен обращался к крупным музыкальным формам. Возможно, наивысшим его достижением в этой области следует считать отменно выстроенную и весьма убедительную по драматургии фантазию фа минор, сочиненную в 1840–1841. В этом сочинении Шопен нашел модель формы, целиком отвечавшую характеру избранного им тематического материала, и таким образом разрешил задачу, которая оказывалась не под силу многим его современникам. Вместо того чтобы придерживаться классическим образцам сонатной формы, он позволяет замыслу сочинения, мелодическим, гармоническим, ритмическим особенностям материала предуготовлять структуру целого и способы развития. В баркароле, единственном шопеновском произведении данного жанра (1845–1846), прихотливая, гибкая мелодия в размере 6/8, характерном для песен венецианских гондольеров, варьируется на фоне неизменной фигуры сопровождения (в левой руке).



Шопен создал три фортепианных сонаты. Первая, до минор (1827), – юношеское произведение, которое в настоящее время нечасто исполняется. Вторая, си минор, появилась десятилетие спустя. Ее третья часть – имеющий известность во всем мире похоронный марш, а финал – вихрь октав, близкий «ветру, воющему над могилами». Считавшаяся неудачной по форме, Вторая соната в исполнении великих пианистов предстает как поразительно цельное произведение. Последняя шопеновская соната, си-бемоль минор (1844), имеет сквозную структуру, объединяющую ее четыре части, и является одним из высших достижений Шопена.



Другие сочинения. Шопену принадлежит кроме того ряд произведений для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы. Для фортепиано с оркестром им созданы Andante spianato и полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми минор и фа минор), рондо-краковяк, а кроме того вариации на тему Моцарта La ci darem la mano (ария из оперы Дон Жуан). Вместе с виолончелистом О.Ж.Франшоммом он сочинил Большой концертный дуэт для виолончели и фортепиано на темы из оперы Мейербера Роберт-дьявол, сонату соль минор, интродукцию и полонез для того же состава, а ещё трио соль минор для фортепиано, скрипки и виолончели. Шопеном создан ряд песен для голоса с фортепиано на польские тексты. Во всех сочинениях с оркестром сказывается неопытность автора в области инструментовки.

Рубрики:  музыка
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку