Океанографический музей возник сто лет назад, в 1899 году. Современное здание построено в 1910 году архитектором Делефортри.
В основу музея легли коллекции, собранные «ученым князем» Альбертом I, страстным исследователем морей и океанов, во время научных экспедиций на своих яхтах на рубеже прошлого и нынешнего веков.
Альберт Шарль Опоре Гримальди был выдающимся человеком и соединял в себе одновременно мецената науки и неутомимого естествоиспытателя. Значительные доходы, которые приносило ему казино Монте-Карло он щедро тратил на морские экспедиции и сотрудничество с виднейшими деятелями науки и культуры. Будучи штурманом и проведя первую половину своей жизни на службе в испанском военно-морском флоте, он проникся безграничной любовью к морю, что предопределило его жизнь в дальнейшем — после того, как в 1889 году он унаследовал трон своего отца в старинном замке Монако. Построив яхту «Ирондель», Альберт I пригласил на борт ученых-океанологов и отправился исследовать океанские глубины. Это дело настолько его увлекло, что состоятельный князь не остановился перед постройкой целой флотилии крупных паровых яхт для океанографических работ: «Принцессы Алисы», «Принцессы Алисы II», «Ирондель II», которые достойны стоять в одном ряду с такими известными научно-исследовательскими кораблями, как английский «Челленджер», норвежский «Фрам», наш «Витязь». Разросшиеся морские коллекции князя требовали специального помещения, и он, выбрав очень красивое и романтическое место на высоком скальном обрыве, решил построить новый музей, с лабораториями, библиотекой и аудиториями. Так возник «Храм моря» — нынешний Океанографический музей Монако.
Музей — главная научная база международного Института океанографии, штаб-квартира которого расположена в Париже и который был учрежден опять-таки принцем Альбертом. И это понятно — находящиеся в нем экспонаты представляют исключительную научную ценность мирового масштаба.
Вклад Принца Альберта в океанографию был очень значителен: 3698 исследований моря, комплексное изучение вертикальных миграций пелагических животных, анализ глубоководной фауны, изучение морских глубин, установка 2000 буев в Атлантическом океане для измерения течений и многое другое.
Среди экзотических животных, которых поймал сам Монарх для коллекции своего Музея, надо выделить знаменитого гигантского осьминога с Азорских островов мифологический экспонат, о котором слагались легенды моря.
В залах Музея хранятся навигационные инструменты и зоологические коллекции, собранные Принцем и его соратниками. Огромная библиотека, где сохраняются, помимо прочего, доклады об океанографических экспедициях, находится в распоряжении исследователей.
После смерти Альберта I музей захирел, так как море совершенно не интересовало нового хозяина скалы Монако. Инфляция, захлестнувшая Европу после первой мировой войны, обесценила выделенные Альбертом на поддержание Музея и реализацию исследовательских программ суммы. Опустели научные лаборатории, была продана и эффектно взорвана во время киносъемок яхта «Ирондель II*. Новая мировая война и новый послевоенный виток инфляции поставили музей па грань закрытия.
После войны туризм совершил чудо: Океанографический музей стал единственным в мире научным учреждением, которое могло целиком существовать на средства, полученные от продажи билетов.
Именно в это время международный комитет музея, желая улучшить его деятельность, пригласил на должность директора уже успевшего удивить мир своими исследованиями, открытиями и фильмами отставного капитана военно-морских сил Франции, ученого-океанолога и изобретателя акваланга Ж.-И. Кусто. Музей, встряхнувшись от спячки, обрел второе дыхание. Кусто и его помощники-единомышленники, возрождая традиции принца Альберта, разработали и начали успешно воплощать многолетний план развития музея. Чтобы привлечь побольше посетителей, нужно было усовершенствовать и расширить Аквариум, улучшить работу одной из крупнейших библиотек по морской тематике, пополнить нужными людьми персонал, кардинально перестроить исследовательские отделы, приобрести необходимое современное оборудование. Пришедший к власти в княжестве внук Альберта — князь Ренье III, унаследовав от деда любовь к морю, поддержал начинания нового директора. Молодой правитель являясь почетным председателем Океанографического института, даже возглавил специально для него созданную лабораторию радиоактивности, а затем и организованный при музее Международный центр по изучению радиоактивности моря. Была воссоздана естественная картина подводной жизни. Чуть ниже музея на открытом воздухе был построен тропический парк-маринариум, под скалой — подводная рыбоферма. Музей стал проводить огромную работу по популяризации и пропаганде идей, связанных с защитой морей, океанов и окружающей среды от всякого рода загрязнений, захоронения на дне радиоактивных отходов, проводить международные встречи и научные симпозиумы. Исключительно благодаря позиции, занятой музеем, и авторитету его директора, удалось предотвратить и запретить впредь сброс радиоактивных отходов в Средиземном море, что намечалось правительственной программой Франции. Можно сказать, что именно отсюда пошли первые ростки известного движения «Гринпис».
В специальном зрительном зале любопытствующим показывают и тут же комментируют жизнь мельчайших монстров — планктона. Для этого используются живые рачки в кюветах, микроскоп и необычное телепроекционное оборудование. А в зале напротив — гигантские скелеты китов, которые можно увидеть целиком, только отойдя на некоторое расстояние.
Все моря земного шара представлены в нем, но только тропическая фауна выделяется обилием экзотических цветов. Там вы сможете увидеть живой коралловый риф красного моря, единственного в мире моря, в воде которого кораллы развиваются в замкнутом пространстве. Гигантский риф, воссозданный в аквариуме в натуральную величину и дающий посетителям ощущение настоящего моря. Дневной свет способствует росту живых кораллов, привезенных в Монако из Вьетнама. В аквариуме можно увидеть более 500 различных морских обитателей, в том числе акул.
Зал Кита представляет собой богатую коллекцию превращенных в чучела морских животных и их скелетов. И, наконец, с террасы музея можно наслаждаться единственной в своем роде панорамой побережья.
Самый большой интерес посетителей вызывает отдел Аквариума, где представлена одна из самых богатых и прекрасных коллекций морских организмов в мире. В его витринах можно наблюдать за самыми невероятными видами, представляющими все моря земного шара. Таковы, например, Тетродоны с острова Цейлон и Демуазель с Филиппинских островов и из Красного моря. Некоторые из данных видов прекрасно адаптируются к жизни в неволе: одна колючепёрая рыба прожила двадцать пять лет.
Это сказочный мир, почти что сюрреалистический, предстающий перед глазами посетителей Аквариума. Здесь представлены рыбы необыкновенной красоты, обитающие в мире коралловых рифов. Также здесь можно увидеть и бесчисленные любопытные виды рыб, такие, как рыба Дорад, отличающаяся парадоксальной эволюцией: до двух лет она самец, а начиная с трёхлетнего возраста и до самой смерти, она самка. Интересной является также и природа осьминога, защищающего икру с момента её появления своими щупальцами, до самого явления маленьких осьминожков. И не надо забывать о Преиофтальмес, самых забавных обитателях Аквариума, которые живут в водной среде и вне её, преследуя насекомых с очень экспрессивной мимикой.
Океанографический Музей, возникающий из морских волн как Атлантида, вписанный в скалу Гримальди как символ нашей истории, представляет собой своеобразный гимн величию морей, отвечающий с каждым днём всё больше и больше проекту Принца Альберта I, сказавшего при его открытии: "Я дарю его как ковчег, символ единства мудрецов всех стран".