-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Elena_Lelena

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.12.2016
Записей: 18
Комментариев: 2
Написано: 19


Без заголовка

Вторник, 25 Апреля 2017 г. 14:39 + в цитатник
Цитата сообщения Zinaida_Khugashvili ИМЕНА МЕССИИ

560379_174466029344694_282990370_n (700x393, 51Kb)
ИМЕНА МЕССИИ

Симха Полонский


Древние еврейские мудрецы и иудейские комментаторы Священного Писания особенно тщательно изучали значение библейских имен, пытаясь разгадать скрытый в них намек на время грядущего избавления, на Мессию. По мнению раввинов, имя Мессии – это одна из семи составляющих, предопределенных еще до основания мира (Песахим 54 а, Недарим 39 б). Имена Мессии описывают Его сущность миссии.

Приведенные ниже иудейские толкования Священного Писания могут показаться христианскими. Конечно, мы не можем утверждать, были эти комментаторы христианами или нет. Но из истории еврейского народа нам достоверно известно, что некоторые ученые мужи Израиля были последователями учения Иисуса Христа. Так, например, Никодим (известный в иудейской литературе как Накдимон бен Гурион) являлся членом Синедриона и одновременно был тайным учеником Иисуса Христа. Евангелие рассказывает, что близкий друг Никодима – Иосиф Аримофейский – также был последователем этого учения и даже принимал участие в погребении тела Иисуса Христа (Лук.23:50).

История сообщает нам также, что не только хороший друг, но и шурин рабби Акивы, рабби Элиезер, известный также как ученик рабби Иоханана бен Заккая (основателя современного иудаизма), в конечном счете окончил свои дни в пожизненной ссылке в Лидде, так как обнаружилось, что он – миним (так называли ранних еврейских последователей учения Иисуса Христа). Изгнали его и из Великого Собора в Явнии. Рабби Йоси, похоже, боялся, что рабби Акива также может обратиться в христианство, а потому часто упрекал его за неправильные (как он считал) мессианские толкования Священного Писания.

Стенорушитель

Как мы уже говорили, раввины и учителя Закона постоянно искали в писаниях скрытые намеки на Мессию. Один из таких «крепких орешков» – Быт. 38:29 – о сыне Иуды и Фамари: И она сказала: как ты расторг себе парец преграду? [в еврейском тексте дословно: «Что это ты прорвался напролом?»] И наречено ему имя: õøô Перец Фарес. Бен Перец (сын Фареса) – один из наиболее известных тайных эпитетов Мессии. В родословной Иисуса Христа, приведенной в Евангелии от Матфея, это имя упоминается в форме «Фарес»: «Иуда родил Фареса...» (Мат.1:3). Таким образом, Иисус в известном смысле является сыном Фареса.

Рабби Танхум Бар-Абба снова и снова говорит о Мессии, что «Он окончательный Спаситель, Мессия-Царь», имея в виду Его прообраз, прослеживающийся в Фаресе. В одном из раввинистических исследований по истолкованию Писания, известном под названием «Священнический дар», говорится следующее: «Последний Спаситель – это Мессия, Сын Давидов, Который происходит от сына Иуды – õøô Перец Фареса». Мидраш продолжает: «Это Мессия-Царь, как написано: «И произойдет отрасль от корня Иесеева...» и «Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона» (Ис.11:1 и Пс.109:2). Раввины же добавляют: «Это Мессия, Который явится вскоре, ибо о Нем написано: «Перед ними пойдет стенорушитель (в еврейском языке это слово õøô порец происходит от äöøô пирца – «пролом» или «прорыв», которое имеет тот же корень, что и имя õøô Фарес), они сокрушат преграды...» (Мих.2:13).

РаМБаН описывает рождение Фареса следующим образом: «Он был окружен барьером, и заключен внутри этого кольца. Вот почему сказано: «... как ты расторг себе преграду?». Фарес был первенцем: «Первенцем, силой Всевышнего, как написано: «... Я дам ему первенца сына». Это написано о святом человеке, который должен прийти, – о Давиде, Царе Израильском, да продлятся годы его. Имеющий мудрость да поймет» (Микраот Гедолот).

Что должны понять те, кто «имеет мудрость», и что подразумевается под «расторжением преграды»? Раввины очень много говорят о таком понятии, как «барьер Закона» (или буквально: «изгородь Закона»), который воздвигли своими руками сами же иудеи. Эта «изгородь» возведена из вспомогательных правил, которые, по признанию самих раввинов, не основываются на письменном Законе. Иисус в Своем учении особо говорил об этом огромном перекосе. В отношении слов пророка Исайи Он добавил: Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим... Тогда ученики Его приступивши сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышавши слово сие, соблазнились. Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится. Оставьте их... (Матф.15:9-14).

В связи с этим здесь было бы уместно дополнить, что именно Ѓалаха ( устный свод законов еврейской жизни) представляет собой сегодня одну из сложных внутренних проблем Израиля.
Апостол Павел так говорит об этой «изгороди вокруг Закона»:
Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного человека, устрояя мир ( Ефес. 2:14). Под этими понятиями: «стоявшая преграда» и «закон заповедей» – мы можем подразумевать только «барьер вокруг Закона». Христос Своей смертью разрушил его.

Князь Лика

Сцена борьбы Иакова с ангелом вызвала активизацию размышлений о Мессии среди иудейских мудрецов. Таргум Онкелос утверждает, что на самом деле Иаков видел «Ангела Господня». Но кто такой этот «Ангел Господень» и кто такой «Пенуэль»? ìàéðô Пниэль – слово, образованное от íéðô паним – обозначает лицо (или дословно «лики»), а ìà Эль – ангел или Бог (дословно «лицо Бога»). Иакову уже приходилось встречаться с ангелами, но в этом месте он впервые встретился с одним из них лицом к лицу (рабби Хаим Ибн-Атар к Быт.32:31).

В Книге пророка Исайи (63:9) мы встречаемся с таинственной загадкой, несомненно, связанной с описанием сцены у потока Иавок. Пророк говорит: Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лика [евр. лицо или видимый образ; в англ. переводе – присутствие] Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние.

Раввины говорят, что «Ангел присутствия» означает «Ангел Завета» и «Князь лика». На иврите эта фраза – сар ѓа-паним – буквально означает «Князь ликов» или «Князь видимого образа». Рабби Давид Кимхи, комментируя Малахию 3:1, говорит, что Господь, Который «внезапно придет в Храм Свой», будет «Мессией-Царем, Который является Господом Завета» (Микраот Гедолот). Из этого мы можем заключить, что Иаков видел лицо Самого Мессии.

В шестой главе книги Судей (ст. 14, 16 и 22) описывается явление Ангела Господня Гедеону. Мы читаем, что «Господь, воззрев на него, сказал...» и «... сказал ему Господь...», и, соответственно, мы отождествляем Ангела с Самим Господом. Гедеон воскликнул: «... Владыка Господи!... я видел Ангела Господня лицом к лицу».

Здесь необходимо подчеркнуть, что Библия запрещает поклонение и служение ангелам. В Откровении (22:8-9) говорится, что когда к Иоанну пришел ангел ангелос (на греч. этим словом обозначается не только ангел, но и посланник), чтобы возвестить ему послание от Бога, он хотел поклониться ему, но ангел остановил его, предупредив: Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я – сослужитель тебе, и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.

Другое событие, описанное в Библии, связано с явлением того же таинственного ангела Аврааму. И явился ему [Аврааму] Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои, и взглянул, и вот три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился им до земли. И сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего... И встали те мужи, отправились к Содому и Гоморре; Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!... И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма. Сойду и посмотрю, точно ли так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. И обратились мужи оттуда, и пошли в Содом, Авраам же еще стоял пред лицем Господа. И подошел Авраам, и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивыми (Быт.18:1-3; 16-17).

История, описанная в этом отрывке из Писания, рассказывает о том, что Аврааму и его жене явились три ангела. Интересно, что один из ангелов называется здесь Господом. Также и Авраам обращается к одному из них как к Всевышнему. Древнееврейские мудрецы считали, что именно этот из трех ангелов и есть Ангел Завета, Мемра Господень (Слово), или же Мессия. Это еще раз доказывает, что Мессия должен был быть по Своему происхождению тождественен Самому Всевышнему. Рабби Ионатан бен Узиэль (Таргум Йерушалаим к Быт.19:24) говорит: «Господь, упомянутый в этом месте, – это Слово Господа, и это был Тот, Который излил огонь и раскаленные камни дождем на Содом и Гоморру».

Рабби Бехай в комментарии к Быт.22 говорил: «Тот, Который искушал Авраама – Бог, а Тот, Который удерживал Авраама (от удара, который должен быть нанесен Исааку), – это Ангел Господень». Каббала так объясняет происшедшее: «Глаза Авраама были открыты, чтобы могли видеть, что Ангел, говоривший к нему, не был одним из сотворенных, но Одним из Сущих, которые не могут быть разделены. Поэтому если бы этот Ангел был одним из сотворенных, Авраам не мог бы послушаться Его, когда Он удерживал Авраама от исполнения повеления убить Ицхака. «Ты не пожалел сына твоего для Меня», хотя должен был бы сказать: «... для Него». Но этот Ангел был одним из Сущих, великий Ангел, о котором сказано в Исходе 14:19, что «двинулся Ангел Божий, Ангел, в котором Имя Мое». Или в Бытии 48:16: «Ангел, избавляющий меня». Это и есть ïåãàä ѓа-Адон – Господь, сущность Которого – милосердие, и поэтому Он был Господь, Который мог сказать...»

Далее у рабби Бехая мы читаем, что в пояснении к Исходу 3:1-2 рабби Моше бен Нахман объяснял это так: «Явился ему Ангел Господень...» и «И воззвал к нему Бог». Оба есть Один. Моисей сокрыл свое лицо от Ангела, потому что этот Ангел – Искупитель, о Котором написано в Бытии 31:13 «Я Бог в Бейт-Эле» и в Исходе 3:6 «Я Бог отцов твоих, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Он – Тот, о Котором сказано в Исходе 23:21: «Имя Мое в Нем». В Библии мы много раз встречаем описания подобных встреч с этим Ангелом. Иеѓошуа бин Нуну (Иисус Навин) также пришлось встретиться с Ангелом Завета, когда он с войском израильтян окружил город Иерихон.

Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет, я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господнего сказал ему: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято (И.Нав.5:13-15).

Фраза «сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято» напоминает нам о словах, которые услышал Моисей из горящего тернового куста. Вот как описывается встреча Моисея с Богом евреев, Который послал его освободить Свой народ. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит, но не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, от чего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей, Моисей! Он сказал: Вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. Моисей боялся воззреть на Бога (Исх. 3:2-6).

Ангел Господень явился Маною и его жене, чтобы возвестить им о рождении сына, которого они назовут Самсон и который станет судьей Израиля. И сказал Маной Ангелу Господню: как тебе имя, чтобы нам прославить тебя, когда исполнится слово твое. Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем, оно чудно... И невидим стал Ангел Господень Маною и жене его. Тогда Маной узнал, что это Ангел Господень. И сказал Маной жене своей: верно, мы умрем; ибо видели мы Бога (Суд.13:17-22).

Пророк Даниил так описывает этого Ангела в своей книге:
Навуходоносор царь изумился и поспешно встал, и сказал вельможам своим: «не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными?» Они в ответ сказали царю: истинно так, царь! На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию (Дан.3:24-25).

А вот еще одно место из Священного Писания, из самой последней книги Ветхого Завета – книги пророка Малахии: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангела завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится. Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий... (Мал.3:1-2).

Иудейские мудрецы относили это пророчество к ожидаемому пришествию Мессии. Но вот проблема, с которой они здесь сталкиваются. Библия говорит, что в храм Свой придет «Господь, Которого вы ищете» и «Ангел завета, Которого вы желаете», соединяя в одно целое две сущности – Господа и Ангела завета. И это подтверждает весь контекст цитируемого отрывка, поэтому мы можем отнести приведенное в нем пророчество к Иисусу Христу, Который пришел в Свой храм во время Своего пребывания на земле.

И что же, по мнению раввинов, столь уж исключительного в этом Ангеле Господнем? Рассматривая этот вопрос, РаШИ ссылается на Исход 23:20-21: Вот, Я посылаю пред тобою Ангела (Моего) хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил (тебе)... Слушай гласа Его; не упорствуй против Него... ибо имя Мое в Нем.

РаШИ предполагает, что слова, приведенные в конце данного стиха «имя Мое в Нем», означают: «Мы с Ним имеем одинаковое имя». Раввины утверждают, – продолжает он, – что это Метатрон (одно из тайных имен Мессии(от греческого мета трон – «тот, кто сидит на троне»; Метатрон означает также и Князя Лика). Числовое значение имени Метатрон (50+6+200+9+9+40=314) соответствует числовому значению имени Шаддай (10+4+300=314) – имени Всемогущего.

Именно о нем говорит Моисей в книге Исход (33:15):... Если не пойдешь Ты Сам [в евр. оригинале панейха – обращение к Господу как к Ангелу лика] с нами, то и не выводи нас от сюда… РаМБаН в этом и предыдущем стихах усматривает Метатрона и Ангела Завета. И никого не удивляет, что в Талмуде выражена твердая убежденность в том, что Метатрон является одновременно Князем Лика Его (Хагига 13), которого талмудические мудрецы приравнивают также и к Шехине, то есть к Присутствию Божью.

Рабби Шимон бар Йохай, которому приписывается создание мистической книги «Зоар», пишет: «Тайну слова äåäé – Бог или Иаѓве составляют три части, существующие самостоятельно, однако они – Одно, и так соединены, что одна не может быть отделена от других». Шимон бар Йохай утверждает также: «Бог есть свет в Его троичности в Единстве – Древний, Святой, Явленный – с тремя началами (главами), соединенными в Одно, и это начало произнесено трижды. Святой описан как Три, потому что другие светы, происходящие от Него, заключены в Трех». Рабби Шимон бар Йохай дает также и свою интерпретацию молитвы «Ш’ма Исраэль» (Втор.6:4): «Здесь мы можем видеть три Сущности (Господь, Бог наш и Господь), Которые являются Одним. Это было указано голосом в ознаменование понимания самого совершенного Единства Того, Который бесконечен, ибо все Три – Адонай Элоѓейну Адонай читались одним голосом. Это и есть Три первоначальные ветви».

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему», – кому Всевышний сказал это? – спрашивает рабби Шимон бар Йохай и отвечает: «Он сказал это Йаѓве. Йаѓве, Адонай и Его Шехина есть Святой Благословенный, и Шехина Его – между двумя линиями: Йаѓве справа, Адонай слева, а средний столп есть тайный Амен (Истина). Они составляют Одно Единство. Средний столп – в имени Метатрон. Значение это – Хранитель (ср.: на халдейском языке хранитель называется Метерат). И потому, что Он – Хранитель Вселенной, в Пс. 120:5 о Нем говорится как о Хранителе Израиля. Из Его имени мы знаем, что Он Господь над всем, что ниже, ибо все воинства небесные и все на земле находится под Его всемогущей властью».

И вот что еще говорит рабби Шимон бар Йохай говорит: «Кто есть путь к Дереву Жизни? Это Метатрон, поэтому Он – путь к Великому Дереву Жизни. Всякое прошение к Царю (Отцу) должно совершаться через Метатрона, поэтому Он – Посредник для всех, кто нисходит с небес на землю и восходит с земли на небеса». Рабби Менахем из Реканати в книге «Сефер Йецира» указывает: «Великий и превознесенный Бог говорит ему, чтобы тот взошел к Йаѓве, Который есть Метатрон – Тот, Кто часто назывался Именем Бога – Йаѓве».

Иудейские мудрецы утверждают, что Моисей получил наставления о всяком божественном знании ни от кого иного, как от Метатрона – Хранителя Израиля. Так что Учителем нашего наставника Моисея был Метатрон. В Библии мы находим следующее: Не может человек увидеть Бога и остаться в живых (Исх. 33:20). Бога не видел никто никогда, Единородный сын, Сущий в недре Отчем, Он явил(Иоан.1:18).

Здесь я посмею предположить, что все видимые проявления Бога на земле были воплощены ни в ком ином, как именно в Иисусе Христе. А Ристо Сантала, автор книги «Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний», утверждает коме прочего, что Иисус Христос еще до Своего земного рождения имел определенную телесную субстанцию. Конечно же, это было совсем не такое тело, какое мы себе только можем представить – в силу совершенно невообразимых для нас свойств оно было неподвластно ни земным законам, ни времени. Христос является «другой формой самовыражения Бога»; Он сидит на небесном престоле и действует как наш защитник и ходатай; Он в полной мере является Господом, и Божие имя на Нем; во Христе мы видим Лик Божий.

(Отрывок из книги "Вот Имена" http://orhaolam.org/2012-11-29-03-21-52/166-2012-12-07-21-39-39)

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку