Цитата сообщения kasana55
Стежка - УРОК № 7 ПО КУРСУ СХМС, ЧАСТЬ II, А - Стежка от Любы Лежаниной
УРОК № 7 ПО КУРСУ СХМС, ЧАСТЬ II, А.
Автор Любовь Лежанина
КВИЛТОВОЕ РИСОВАНИЕ НА ТКАНИ С ПОМОЩЬЮ СХМС.
Вот и наступил кульминационный момент в нашем изучении свободной художественной стёжки. Сегодня мы будем говорить о рисовании на швейной машине. По моему мнению, это наиболее сложный вид квилтинга.
Для начала, давайте определимся с понятием: что такое рисование вообще? Это создание изображений на какой-либо поверхности с помощью графических средств. Графические средства художника- карандаш, перо, фломастер и т.д. Графическое средство квилтера- нить . Поверхность для художника – рисовальщика это лист бумаги. Поверхность для нас – наш сэндвич ( мы в этом разделе будем говорить не о машинной вышивке, где присутствует лишь один слой ткани , который при работе закрепляется в пяльца, а именно о «квилтовом рисовании», т.е. рисовании на трехслойнике: лицевая ткань, прокладка, подкладка).
Если исходить из приведенного выше понятия о рисовании, тогда можно сказать, что как только мы с вами начали изучать СХМС, мы начали учиться и рисованию на швейной машине. Безусловно, это так! Но все-таки рисование имеет ряд отличий от свободной машинной стежки. Вы это поймете , когда мы обговорим основные особенности этого вида творчества.
У начинающих изучать этот раздел квилтинга резонно возникает вопрос : а надо ли уметь рисовать на бумаге, чтобы «рисовать на ткани с помощью СХМС»? Ответ не может прозвучать однозначно. Конечно, если у вас есть врожденные или развитые ( метод правополушарного обучения рисованию) художественные способности , вам будет легче освоить премудрости этой науки. Но даже если вы считаете себя совершенно не способным изобразить что- то на бумаге, не надо отчаиваться ! Есть разновидности рисования, которые вам выполнить под силу. Тем более тем, кто прошел наш 2,5 месячный курс и ежедневно тренировался в прорисовке узоров стежки на бумаге и на ткани. Кстати, мои дорогие курсантки, заметили ли вы какой-то прогресс у себя в этом навыке, то бишь в навыке рисования ?
Конечно, я не считаю себя особо компетентным в вопросе «рисования на ШМ». Да, я ПРОБУЮ это делать, но это только первые скромные попытки.
Я думаю, что мы сегодня определимся с понятиями , что вообще такое « рисование с помощью СХМС». Я расскажу о своем опыте в этом вопросе.
Мы также сегодня очертим круг литературы, которую следует изучить для того, чтобы постигнуть это ИСКУССТВО- «рисование на ШМ».
Для тех, кто пожелает, это будет отправной точкой на занимательном и прекрасном пути – пути художника по ткани.
Для начала , мне бы хотелось выделить в этой области два основных понятия:
1.Рисование на квилте,
2. Раскрашивание узора квилта.
Во-вторых , по объектам, которые вы изображаете, можно выделить
-
Реалистическое рисование или раскрашивание ( натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетная композиция и т.д. )( рис.1- моя работа, панно «Розовый цвет»)
-
Декоративное рисование или раскрашивание ( орнаменты, абстракция и т.д.) (рис.2- работа Габриэль Мэтт)
Давайте вначале поговорим именно о рисовании на квилте( или рисовании на ШМ).
Как мы представляем себе рисунок на бумаге ? Обычно, это изображение каких-либо предметов на белой бумаге простым или цветным карандашом, но линии, нанесенные на бумагу всегда контрастны с фоном. Так и НИТЬ, которой вы рисуете , должна быть всегда КОНТРАСТНА С ФОНОМ ! ( в задании на шестом уроке мы сделали с вами декоративный рисунок из лент)( рис. 3- моя лента)
Какого цвета бумага, на которой обычно рисует художник ? Чаще белого, но может быть и черной , и цветной. Но этот фон всегда однотонный.
На какой ТКАНИ (ФОН) обычно «рисует» художник по ткани?
-
Наиболее часто встречающийся вариант- однотонная белая или светлая ткань (wholecloth)( рис.4, моя работа, центральные фигуры в панно «Вера, Надежда, Любовь»), однотонная ткань другого цвета, вплоть до черной ( рис.5- моя работа на синем фоне , центральный рисунок в панно «Поклон от земли Пермской»).
-
Ткань с блеклым, размытым, не бросающимся в глаза рисунком, ткань в клеточку, горошек и т.д. ( например, вполне можно нарисовать букет на ткани с редкими размытыми контурами цветов и листьев) ( рис.6- моя открытка «Букет»)
-
Батик , т.е. окрашенная ткань с нечеткими, размытыми контурами без изображения какого-либо сюжета или предметов ( рис.7-моя работа «Новогодний перезвон»)
-
Собранная из лоскутков лицевая часть квилта тоже может служить фоном для рисунка, но учтите, что швы могут значительно исказить вашу линию.
«Рисунки на ткани» по аналогии с рисунками на бумаге могут быть монохромными ( один цвет или несколько его оттенков) ( рис.8, моя работа « Осенний натюрморт») или полихромными ( два и более цвета)( рис.9, из интернета).
Какие строчки мы можем использовать для «рисования на ШМ» ?
-
Обычная прямая строчка
-
Зигзаг.
Разновидности реалистического «рисунка».
-
Контурное рисование( обведение контура предметов). ( рис. 10, моя работа «Японский пейзаж» )
-
Контурное рисование с частичной штриховкой ( рис.8, моя работа «Осенний натюрморт)
-
Полностью заштрихованный рисунок ( рис.11, моя работа « Цветы моего сада»).
Как наносятся штрихи ?
Да также, как в обычном рисунке твердым острым карандашом. :
- штриховка в одном направлении ( рис.12а)
- штриховка-сетка( рис.12б)
- штриховка в разброс и слоями ( рис.12в),
- зигзагообразная штриховка ( рис.12г)
Помните, как мы с вами пытались на упражнениях с прямыми и волнистыми линиями приближая и удаляя их друг от друга , поиграть светом и тенью ? Вот здесь этот навык вам очень пригодится .
Резонно встает вопрос , какие же нитки мы можем использовать для рисования на швейной машине. Ответ зависит от того, что и как вы изображаете. Для контурного рисования хорошо подходят толстые х/б нити или полиэстер. Для штриховки я использую часто тонкие шелковые нити российского производства № 65. Для изображения волос очень хорошо подходят нити меланж фирмы Мадейра и Гуттерманн. Для подчеркивания каких-то деталей вы можете воспользоваться нитью металлик фирмы Мадейра. Но во всех этих случаях непременным условием рисования считается, что нижняя нить по цвету должна соответствовать верхней !
Некоторые художники рисуют на ткани, минуя стадию карандашной прорисовки на бумаге и наброска на ткани ( рис.13). Я , к моему сожалению, не имею такого уровня художественной подготовки, который позволил бы мне работать сразу иглой на ткани. И лишь только очень простые рисунки я строчу сразу ( рис.6)
Поэтому я обязательно делаю детальную карандашную прорисовку на бумаге ( рис. 14,15) с нанесением штриховки при полихромном рисунке.( рис.16)
Что служит источником для моих рисунков ? В первую очередь, мои собственные рисунки и фото ( практически все, представленные здесь работы), рисунки и фото из книг и интернета, если эта работа предназначена только для личного пользования .Несколько слов об изображении девушки на черном фоне( пока без названия, может быть кто-нибудь поможет придумать?)( рис.17). Этот рисунок прислала мне в подарок моя замечательная подруга Оля Бородина. Он был напечатан на SpiceComments и я нигде не нашла на изображение указания автора. Рисунок мне так понравился ,что я решила использовать его в своей работе, но с некоторыми изменениями. Мне давно хотелось порисовать на черном фоне.
Моё желание осуществилось. И только работая над этим панно, я поняла, что на черном фоне все цвета воспринимаются с точностью наоборот!
Я перевожу рисунки на ткань различными способами.
-
Простые рисунки слегка прорисовываю карандашом непосредственно на ткани ( рис. 7, 8, 10)
-
Перевожу рисунок на ткань с помощью копировального карандаша ( рис.11)
-
Работаю ( т.е. строчу) по рисунку, нанесенному на кальку ( рис. 4,5,17). Бумагу кладу на лицевую ткань; обстрачиваю наиболее существенные детали нитью, которой планирую выполнять большую часть рисунка или мононитью ( рис.18) ; затем убираю бумагу и продолжаю работу свободной стежкой.
-
Еще один способ нанесения рисунка на ткань я высмотрела на видео- уроке от Ричарда Бокса http://www.youtube.com/watch?v=8JWRtsyoLhQ. Я также, как он, в своей работе «Цветы из моего сада» сначала на ткани раскрашивала цветок цветным карандашом , а потом проходила раскрашенные места нитью этого же цвета ( рис.19)Например, раскрасила участки цветка желтым карандашом и сразу же прострочила их светло- желтыми нитками ( старалась подобрать нитки точно в цвет карандаша), затем раскрасила охрой- прострочила охряными нитками и так до темного цвета. Оставшиеся незакрытыми строчкой участки ткани в конце прошла ещё раз светлыми нитками. Я допустила ошибку, работая над этим рисунком, от которой я хочу вас предостеречь. Я очень увлеклась рисованием цветка и абсолютно забросила фон и листья. И, в конце концов, мой красивый цветок оказался в окружении таких волн и складок на ткани, что я боялась, что всё испорчено. Кое-как я справилась с ситуацией, но всё полотно было перекошено ( хорошо, что это было изображение не человека, а всего лишь цветка), пришлось окончательно ему придать такую форму ( как будто так и задумано).(рис.20) Планирую наложить этот рисунок на простроченную темно-синюю ткань в качестве «паспарту». Вывод : в полностью раскрашенном рисунке надо одновременно работать со всем полем, тогда строчка ляжет равномерно и квилт останется в неизменном виде. Однако, всегда учитывайте, что рисунок на ШМ намного больше уменьшает поверхность квилта, чем обычная стежка!!!
И вот в связи с тем, что рисунок стягивает и деформирует непростеганую часть квилта, я решила немного прострочить фон для его «выравнивания». В частности, в картине с рабочим названием «Дева»( рис.17), я весь квилт застрочила эхо-контуром практически сливающейся с фоном темно-коричневой ниткой. Это же планирую сделать ( но мононитью) с фоном в работе «Новогодний перезвон». Такая стежка фона ничем не отвлекает, а наоборот , даже подчеркивает основной мотив.
В качестве примера «рисования на ШМ» мне хочется привести работы известного немецкого мастера Габриэль Мэтт, о которой я писала в наших первых уроках. Фото любезно предоставлены ученицей первого виртуального курса по СХМС Аленой Шафер ( рис 21,22)
рис.1
рис.2 рис.3 рис.4 рис.5 рис.6 рис.7 рис.8 рис.9 рис.10 рис.11 рис.12 рис.13 рис.14 рис.15 рис.16 рис.17 рис.18 рис.19 рис.20 рис.21 рис.22