Хорошо поёт Ефимыч Ефимыч - Не бродить, не мять в кустах багряных... (С. Есенин) Ефимыч - Мы ...
Доктор! Поищите у меня другую болезнь. Эта слишком дорогая. - (0)Доктор! Поищите у меня другую болезнь. Эта слишком дорогая. - Роза Марковна, а шо это ...
Михпил Булгаков, взлёты и падения - (0)Михпил Булгаков, взлёты и падения Михаил Булгаков (1891–1940) не дожил двух месяцев до своего сор...
Ее не смогли сделать счастливой ни любовники, ни их деньги, ни муж, ни карьера: последние годы Галины Улановой - (0)Ее не смогли сделать счастливой ни любовники, ни их деньги, ни муж, ни карьера: последние годы Галин...
«И шо?» - (0)«И шо?» — Роза Марковна, я слышала, что вы таки женили своего Додика! Ну, и как вам невестка?...
Сатиры, в греческой мифологии духи лесов, демоны плодородия, вместе с силенами входившие в свиту Диониса |
Дионис (или в латинской традиции Вакх) неоднозначный и противоречивый бог. Он - это прежде всего олицетворение виноделия и природной мощи, естественных страстей, возлияний и буйства (отсюда и понятие вакханалия, употребляемое и сегодня). Он освобождал человека от тоски и повседневных забот, являлся знаком того, что должно существовать время безграничной радости, веселья, праздника, который связан с услаждением плоти: питие, чревоугодие, сладострастие, танцы и песни. Мудрые греки с их культом «ничего сверх меры» знали, что изредка необходимо высвобождать подавляемую цивилизацией и социальными правилами природную энергию и делали это во время дионисийских праздников.
Дионис. Питер Пауль Рубенс.
В средневековье Диониса изображали как олицетворение осени - времени сбора урожая. А в эпоху Возрождения Дионис стал символизировать радость бытия и торжество жизни. В живописи барокко популярными сюжетами были «Вакх, Венера и Церера», а также «Встреча Вакха и Ариадны». Дионису посвящали произведения композиторы XIX-XX веков: например, «Торжество Баха» Даргомыжского, «Триумф Вакха» и опера «Дионис» Дебюсси, опера Массне «Вакх».
Худ Питер Пауль Рубенс
Сатиры, в греческой мифологии духи лесов, демоны плодородия, вместе с силенами входившие в свиту Диониса, в культе которого они играли решающую роль. Эти падкие на вино создания бородаты, покрыты шерстью, длинноволосы, с торчащими рожками или лошадиными ушами, хвостами и копытами; однако торс и голова у них человеческие. Хитрые, задиристые и похотливые, сатиры резвились в лесах, гонялись за нимфами и менадами, устраивали злые каверзы людям. Известен миф о сатире Марсии, который, подобрав флейту, брошенную богиней Афиной, вызвал на музыкальное состязание самого Аполлона. Соперничество между ними кончилось тем, что бог не только победил Марсия, но и живьем содрал с несчастного кожу.
Отличать сатиров, панов и фавнов друг от друга довольно сложно. Многие считают, что речь идет вообще об одном типе существ, просто в Древней Греции их именовали Сатирами, а в Риме - панами, фавнами и сильванами. Выгладили все они примерно одинаково: имели козлиные ноги с копытами и человеческое тело выше поясницы. Они были покрыты густой шестью, имели рога и хвост, а также обладали кривым сплюснутым носом.
И в Греции и Риме сатиры и родственные им существа - фавны, паны, силены, выступали обычно как шуты, пьяницы, весельчаки, обманщики и развратники, обладающие необузданной сексуальностью. Сатиры почитались как хозяева полей и как покровители плодородия. И это по всей видимости не случайно - сатиры наделялись качествами диких существ, обладающих животными качествами, мало задумывающихся о человеческих запретах и нормах морали. Кто как не такие существа могли позаботится о природе, частью которой они, собственно, и являлись.
Распространенными были различные театральные представления, посвященные культу Диониса. На этих представлениях, которые часто разыгрывались на открытом воздухе, актеры, изображавшие сатиров, одевали уродливые маски и облачались в звериные шкуры. Сатиры, изображаемые актерами, выступали как глупые дикие существа, очень часто изображавшиеся еще и как невероятно похотливое создание. Что ж, дикая природа, без всяких человеческих запретов и прочей ерунды, лишней по мнению сатиров.
Сатиры почти всегда изображались с флейтой или тому подобным музыкальным инструментом. Это плоды легенды, согласно которой, однажды один сатир погнался за одной целомудренной нимфой, по имени, Сиринкс, с целью удовлетворить животную страсть. Нимфа, чтобы скрыться от сатира, превратилась в речную тростинку. Сатир не смог отличить нимфу от других тростинок, поэтому срезал несколько наугад и сделал из них флейту.
С тех пор, флейта - один из основных атрибутов сатиров.
Если в греческой и римской мифологии сатиры не ассоциировались со злом, выступая лишь как глуповатые и дикие создания, то в период христианской Европы все переменилось. Образ сатира теперь отождествлялся, не много не мало, с самим дьяволом. Это объясняется, конечно, влиянием античных легенд. Сатир, со своим пренебрежением к нормам морали, с тягой к пьянству и плотским утехам стал символом темных сил. Грехи, исходящие как известно от дьявола, полностью поддерживались сатирами - отсюда и такое к ним отношения, как к проявлению зла.
Показательна стала и одна из легенд о сатире: Марсия, сатир, непревзойденный флейтист, вызвал на соревнование по игре на музыкальном инструменте самого Аполлона. Но сатир проиграл богу и в наказание за дерзость с него заживо содрали шкуру.
В период средневековья в этой легенде увидели символ победы сил света над злом.
Кроме того, сам внешний вид сатиров подходил под изображение дьявола: рога и копыта, густая шерсть и уродливое лицо - прямо то, что надо! Ко всему прочему, флейта сатиров, являясь символом светской музыки противопоставлялось музыке духовной.
Неудивительно, что козёл стал символом нечистой силы. Во всем виноваты сатиры!
В греческой мифологии демоны плодородия, воплощение стихийных сил природы. Вместе с сатирами (см.) и менадами
(см.) силены составляли свиту бога виноградарства и виноделия Диониса.
Силены изображались курносыми, толстогубыми, с глазами навыкате, с
лошадиным хвостом и копытами. Они славились задиристым нравом, страстью к
вину и любили проводить время с нимфами (см.).
Триумф Вакха. Худ. Пуссен.
Рубрики: | Мифология |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |