-

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Рубрики

 -Цитатник

Хорошо поёт Ефимыч - (0)

Хорошо поёт Ефимыч Ефимыч - Не бродить, не мять в кустах багряных... (С. Есенин) Ефимыч - Мы ...

Доктор! Поищите у меня другую болезнь. Эта слишком дорогая. - (0)

Доктор! Поищите у меня другую болезнь. Эта слишком дорогая. - Роза Марковна, а шо это ...

Михпил Булгаков, взлёты и падения - (0)

Михпил Булгаков, взлёты и падения Михаил Булгаков (1891–1940) не дожил двух месяцев до своего сор...

Ее не смогли сделать счастливой ни любовники, ни их деньги, ни муж, ни карьера: последние годы Галины Улановой - (0)

Ее не смогли сделать счастливой ни любовники, ни их деньги, ни муж, ни карьера: последние годы Галин...

«И шо?» - (0)

«И шо?» — Роза Марковна, я слышала, что вы таки женили своего Додика! Ну, и как вам невестка?...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Натальюшка-Ната

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.05.2012
Записей: 8741
Комментариев: 1354
Написано: 10560


Сатиры, в греческой мифологии духи лесов, демоны плодородия, вместе с силенами входившие в свиту Диониса

Воскресенье, 14 Апреля 2024 г. 19:59 + в цитатник
Цитата сообщения Stefaniia-Stefa Сатиры, в греческой мифологии духи лесов, демоны плодородия, вместе с силенами входившие в свиту Диониса

https://sun9-80.userapi.com/impg/F2BuVV2YTjHXwMR1kX-NTDY_2oBH8hSiIG_HfA/leQlDBDnLKc.jpg?size=956x1080&quality=96&sign=04e27a6eecf36535da0ff4a1cc9dbcb5&type=album
Вакх. Худ. Караваджо
 
Повсюду в Древней Греции, где росли виноград и фруктовые деревья, было служение Дионису, совершались праздники ему, имевшие большое влияние на развитие древнегреческой цивилизации. В особенности важное значение для культурной жизни приобрели праздники Диониса, совершавшиеся в Аттике, Беотии и на острове Наксосе, бывших главными центрами этого культа. Древнейший храм Диониса в Афинах был Ленейский (Lenaion), стоявший у подошвы Акрополя в сырой низменности, которая звалась Лимне (Болото). Вскоре по окончании сбора винограда, совершался в древних Афинах праздник «Малых» или «сельских» Дионисий. Это был веселый праздник поселян, забавлявшихся шутками, переодеваниями, разными деревенскими потехами в простонародном, грубом вкусе. Около времени зимнего солнцестояния был праздник «Леней», «выжимания» сока из винограда, – праздник окончания этого дела. Совершая это торжество, украшали храм Диониса плющом, надевали на себя венки из плюща, приносили жертву, пировали, на пире пили сок винограда, ходили процессиями, забавлялись шутками.
Худ. Генрих Семирадский. Вакханалия.
 
Когда показывалась первая зелень возвращающейся весны, в Аттике, на греческих островах, в греческих колониях праздновались в честь Диониса Анфестерии; они длились три дня; в день «откупорки бочек» господа и рабы пили вместе новое вино, вместе веселились; в день «разливки» нового вина надевали венки, пировали с пением, с музыкою, с символическими обрядами, торжествуя возвращение богов земли из глубины её к жизни под светом дня; шутили, устраивали состязания в питье вина. Женщины знатнейших афинских семейств шли процессией в Ленейский храм и совершали мистический обряд бракосочетания жены архонта-царя с Дионисом; этим обрядом приобреталось покровительство Диониса оливковым деревья» и виноградникам Аттики. На третий день приносились жертвы в память усопших. Через месяц, в марте, совершался в Афинах праздник Великих, или городских» Дионисий это был блестящий праздник весны, во славу Диониса, освободителя от зимней скудости.
 
Дионис (Вакх). Худ. Питер Ван Линт.
 
К числу обрядов этого древнегреческого праздника принадлежала великолепная процессия в честь Диониса, шествие которой сопровождалось пением шумных дифирамбов; певцы шли с плющевыми венками на головах; девушки несли корзины с цветами и с новыми плодами, граждане и метеки несли меха с вином; их сопровождали замаскированные; гремели оркестры, впереди процессии несли деревянное изображение Диониса и прикрепленный к шесту фаллос, символ плодородия Великолепие великих Дионисий привлекало на этот праздник вАфины поселян Аттики и множество иноземцев. С развитием древнегреческой культуры, торжество становилось все роскошнее и изящнее. Вся драматическая поэзия греков – и трагедия, и комедия, и сатирическая драма развились из обрядов и веселостей афинского праздника Великих Дионисий.

 

Вакханалия. Питер Пауль Рубенс.
 

Дионис (или в латинской традиции Вакх) неоднозначный и противоречивый бог. Он - это прежде всего олицетворение виноделия и природной мощи, естественных страстей, возлияний и буйства (отсюда и понятие вакханалия, употребляемое и сегодня). Он освобождал человека от тоски и повседневных забот, являлся знаком того, что должно существовать время безграничной радости, веселья, праздника, который связан с услаждением плоти: питие, чревоугодие, сладострастие, танцы и песни. Мудрые греки с их культом «ничего сверх меры» знали, что изредка необходимо высвобождать подавляемую цивилизацией и социальными правилами природную энергию и делали это во время дионисийских праздников.

https://sun9-78.userapi.com/impg/aZrSWzFfO0qxfzBwzRDqqlyh5U50YA2YvWEOzA/NCenG1PbPLI.jpg?size=909x1080&quality=96&sign=1c54995c6289f40f88f7a8d65ce87c4c&type=album

Дионис. Питер Пауль Рубенс.

В средневековье Диониса изображали как олицетворение осени - времени сбора урожая. А в эпоху Возрождения Дионис стал символизировать радость бытия и торжество жизни. В живописи барокко популярными сюжетами были «Вакх, Венера и Церера», а также «Встреча Вакха и Ариадны». Дионису посвящали произведения композиторы XIX-XX веков: например, «Торжество Баха» Даргомыжского, «Триумф Вакха» и опера «Дионис» Дебюсси, опера Массне «Вакх».

https://sun9-9.userapi.com/impg/bstd5mCluF7ZRsdNzVrfE-Krg4ETVJP1qG5q1A/ydakx16MSks.jpg?size=816x1080&quality=96&sign=d16e3e590b965320262aed65317a6986&type=album

Худ Питер Пауль Рубенс

Сатиры, в греческой мифологии духи лесов, демоны плодородия, вместе с силенами входившие в свиту Диониса, в культе которого они играли решающую роль. Эти падкие на вино создания бородаты, покрыты шерстью, длинноволосы, с торчащими рожками или лошадиными ушами, хвостами и копытами; однако торс и голова у них человеческие. Хитрые, задиристые и похотливые, сатиры резвились в лесах, гонялись за нимфами и менадами, устраивали злые каверзы людям. Известен миф о сатире Марсии, который, подобрав флейту, брошенную богиней Афиной, вызвал на музыкальное состязание самого Аполлона. Соперничество между ними кончилось тем, что бог не только победил Марсия, но и живьем содрал с несчастного кожу.

Отличать сатиров, панов и фавнов друг от друга довольно сложно. Многие считают, что речь идет вообще об одном типе существ, просто в Древней Греции их именовали Сатирами, а в Риме - панами, фавнами и сильванами. Выгладили все они примерно одинаково: имели козлиные ноги с копытами и человеческое тело выше поясницы. Они были покрыты густой шестью, имели рога и хвост, а также обладали кривым сплюснутым носом.

Охота Сатиров за Нимфами. Питер Пауль Рубенс.

И в Греции и Риме сатиры и родственные им существа - фавны, паны, силены, выступали обычно как шуты, пьяницы, весельчаки, обманщики и развратники, обладающие необузданной сексуальностью. Сатиры почитались как хозяева полей и как покровители плодородия. И это по всей видимости не случайно - сатиры наделялись качествами диких существ, обладающих животными качествами, мало задумывающихся о человеческих запретах и нормах морали. Кто как не такие существа могли позаботится о природе, частью которой они, собственно, и являлись.

Венера и Сатир. Себастьяно Риччи.

Распространенными были различные театральные представления, посвященные культу Диониса. На этих представлениях, которые часто разыгрывались на открытом воздухе, актеры, изображавшие сатиров, одевали уродливые маски и облачались в звериные шкуры. Сатиры, изображаемые актерами, выступали как глупые дикие существа, очень часто изображавшиеся еще и как невероятно похотливое создание. Что ж, дикая природа, без всяких человеческих запретов и прочей ерунды, лишней по мнению сатиров.

Сатир и Нимфы. Борис Валледжо.

Сатиры почти всегда изображались с флейтой или тому подобным музыкальным инструментом. Это плоды легенды, согласно которой, однажды один сатир погнался за одной целомудренной нимфой, по имени, Сиринкс, с целью удовлетворить животную страсть. Нимфа, чтобы скрыться от сатира, превратилась в речную тростинку. Сатир не смог отличить нимфу от других тростинок, поэтому срезал несколько наугад и сделал из них флейту.

С тех пор, флейта - один из основных атрибутов сатиров.

Сатир и Нимфы. Вильям Бугеро.

Если в греческой и римской мифологии сатиры не ассоциировались со злом, выступая лишь как глуповатые и дикие создания, то в период христианской Европы все переменилось. Образ сатира теперь отождествлялся, не много не мало, с самим дьяволом. Это объясняется, конечно, влиянием античных легенд. Сатир, со своим пренебрежением к нормам морали, с тягой к пьянству и плотским утехам стал символом темных сил. Грехи, исходящие как известно от дьявола, полностью поддерживались сатирами - отсюда и такое к ним отношения, как к проявлению зла.

Сатир. Майкл Вирон.

Показательна стала и одна из легенд о сатире: Марсия, сатир, непревзойденный флейтист, вызвал на соревнование по игре на музыкальном инструменте самого Аполлона. Но сатир проиграл богу и в наказание за дерзость с него заживо содрали шкуру.

В период средневековья в этой легенде увидели символ победы сил света над злом.

Кроме того, сам внешний вид сатиров подходил под изображение дьявола: рога и копыта, густая шерсть и уродливое лицо - прямо то, что надо! Ко всему прочему, флейта сатиров, являясь символом светской музыки противопоставлялось музыке духовной.

Неудивительно, что козёл стал символом нечистой силы. Во всем виноваты сатиры!

Пьяный Силен. Питер Пауль Рубенс.
Сатир в изгнании. Брюс Пеннигтон.
Сатир и Сиринга. Никола Пуссен.
Нимы, сатиры, собаки. Питер Пауль Рубенс.
Сатир в доме крестьян. Якоб Йорданс.
Бахус, Сатиры и Нимфы. Вильям Бугеро.
Сатир и дама. Пьер Шарль Метти.
 

В греческой мифологии демоны плодородия, воплощение стихийных сил природы. Вместе с сатирами (см.) и менадами
(см.) силены составляли свиту бога виноградарства и виноделия Диониса.
Силены изображались курносыми, толстогубыми, с глазами навыкате, с
лошадиным хвостом и копытами. Они славились задиристым нравом, страстью к
вину и любили проводить время с нимфами (см.).

Триумф Вакха. Худ. Пуссен.

 

Рубрики:  Мифология

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку