-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в gaell

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Мир_клипарта

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.03.2012
Записей: 1737
Комментариев: 30
Написано: 1819


Медовый Спас/Начало Успенского поста

Пятница, 18 Мая 2012 г. 15:12 + в цитатник
Цитата сообщения -KRASOTA- Медовый Спас/Начало Успенского поста

С Праздником !
«Медовый» или «маковый» Спас,Первый Спас — народное название в России православного праздника в первый день Успенского поста, 14 августа (1 августа по старому стилю), в честь Происхождения (изнесения) древ Креста Господня.
 (214x46, 3Kb)
Спас Нерукотворный. 1676 г. (Симон Ушаков)
 (559x698, 122Kb)
Греческий часослов 1897 года: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней.
 (214x46, 3Kb)

Спас Нерукотворный
 (600x685, 246Kb)
Накануне (31 июля по старому стилю), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией).
 (214x46, 3Kb)
Спас Нерукотворный. 1988 г. Псков (Арх.Зенон)
 (449x699, 158Kb)
С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
 (214x46, 3Kb)
Спас Нерукотворный. XII в. Новгород
 (645x662, 206Kb)
В Русской Церкви этот праздник в честь Спаса и Богородицы был установлен Андреем Боголюбским в 1164 . Также в народном сознании этот праздник наложился на празднование крещения Руси в 988.
 (214x46, 3Kb)
Спас Нерукотворный. XVIII в.
 (547x699, 254Kb)
По традиции, совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком.
 (214x46, 3Kb)
Спас Нерукотворный. XIV в.
 (469x699, 185Kb)
14 августа, кроме того, день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 г. до Рождества Христова.
И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно переплелись с языческими обычаями и обрядами: день памяти Маккавеев причудливо слился с древним языческим обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник «Макавей» — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. Возможно, связь мака с Маккавеями чисто звуковая.
 (214x46, 3Kb)
Спас Нерукотворный. XV в. Северные письма
 (510x699, 190Kb)
Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком.
 (214x46, 3Kb)
Спас Нерукотворный. 1800 г.
 (591x685, 180Kb)
В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко — маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины.
Эта посуда в России называлась макальником, на Украине — макитрой, в Белой Руси — макатером.
 (214x46, 3Kb)
Спас Нерукотворный. 1360 г.
 (497x699, 169Kb)
Съедобный мак был распространённым и любимым продуктом, разнообразно применяемым в народной кухне, обрядовых блюдах восточных и западных славян.
Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачёк с мёдом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод».
 (214x46, 3Kb)
Спас Нерукотворный. XV в.
 (558x699, 227Kb)
В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».
 (214x46, 3Kb)
Спас Нерукотворный. XVI в. Новгород
 (502x699, 79Kb)
«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия.
Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды.
 (214x46, 3Kb)
Спас Нерукотворный. XVII в.
 (520x680, 168Kb)
После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.
 (214x46, 3Kb)
Спас Нерукотворный с Богоматерью, Иоанном Предтечей и летящими ангелами. XVI в.
 (510x695, 128Kb)
Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье». Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас.
 (214x46, 3Kb)
Спас Нерукотворный. XVII в. Ярославль
 (620x678, 221Kb)
Медовым называют первый Спас, потому что соты в ульях к этому времени наполнены до отказа, и пасечникам приступают к сбору.
 (214x46, 3Kb)
Спас Нерукотворный. XIX в. Мстера
 (605x683, 241Kb)
Кроме того, лишь в медовый Спас по традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена — лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи.
 (214x46, 3Kb)
Спас Нерукотворный с чудесами. XIX в. Невьянская школа
 (565x699, 223Kb)
В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.
Сладости
Праздник
Религия
Иконы
История
Рубрики:  Религия/Религиозные праздники
Религия/Православие

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку