-Цитатник

Без заголовка - (1)

Великобритания → Поющее дерево в Барнли Поющее дерево — уникальная скульптура и...

Интересные факты про гитары - (1)

Интересные факты про гитары   Мастера, изготовляющего гитары, называют лють...

Иконки для Ваших блогов, сайтов, форумов (женская серия) - (5)

Иконки для Ваших блогов, сайтов, форумов (женская серия) Представляю Вашему вниманию небольшую ...

Улыбнись! - (1)

Улыбнись!

Как редактировать видео в домашних условиях? Среда, 09 Января 2013 г. 18:07 (ссылка) - (1)

Как редактировать видео в домашних условиях? Приятно иметь архив семейного видео. Это бес...

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии
18:56 02.11.2010
Фотографий: 2
Посмотреть все фотографии серии Цветы Алтая
Цветы Алтая
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0
Посмотреть все фотографии серии Цветы Валентины
Цветы Валентины
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Я - фотограф

Осень 2011

Осень 2011

 -

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
В© пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в бландин

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

бересты живопись обработка камней плетение из прута резьба по дереву рукоделие старинные романсы... фотография ювелирное дело

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.08.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 2937


Холмогорская резьба.Часть 1.

Суббота, 06 Ноября 2010 г. 17:30 + в цитатник
Цитата сообщения Stephanya Холмогорская резьба.Часть 1.






Северная резная кость.
Часть 1.

Художественная обработка кости относится к древнейшим видам народного декоративного искусства.В альбоме рассказывается о четырех наиболее известных косторезных промыслах Севера России.

Ларец-теремок

Неизвестный резчик. Москва (?). 1718-1725. Бивень мамонта, металл. Рельефная резьба, гравировка. 17x13x11,5. ГИМ
Ларец-теремок собран из костяных дощечек. На передней стенке вырезаны фигурки Адама и Евы у древа В окружении зверей. На крышке — сцена «Суд царя Соломона». Все остальные плоскости украшены изображениями из иллюстрированного издания «Символы и эмблемы» (1705). Рельефы дополнены гравированными текстами.



Холмогорская резная кость — резьба по кости, народный художественный промысел, сформировавшийся и практикуемый в сёлах Холмогорского муниципального района Архангельской области. В стиле холмогорской резьбы пересекаются различные культурные традиции: севернорусская, центральнорусская, западноевропейская (заимствовались техники нидерландских и немецких изделий, рисунки гравюр) и традиции коренных народов севера.

Первые известные примеры изделий, выполненных в данной манере, относятся к XVII веку, однако приёмы резьбы, отличающие данный вид промысла от прочих схожих сложились лишь к XVIII веку. К ним относятся, например, сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, использование цветной гравировки, подкраска. Иногда под резной орнамент подкладывалась цветная фольга. Может использоваться мамонтовая или моржовая кость, либо кость домашнего скота (лошадей, коров). Сюжетные рельефы могут изображать сцены из народной жизни, портреты или эмблемы, со 2-й половины XIX века — также местных животных и растения. Для холмогорской резной кости характерен растительный орнамент из веточек, ягодок, а также рокайли.

Наиболее старым типом такого рода изделий являются гребни. Кроме того, в этом стиле изготавливались табакерки, коробочки, ларцы, бокалы, настольные украшения, миниатюрные портреты и даже мебель, облицованная пластинками кости. Известны также настольные скульптуры, в том числе копии знаменитых скульптурных композиций (например, московского памятника К. Минину и Д. Пожарскому). В советский период стали также выпускаться женские украшения.

В 1930 году промысел, который находился в упадке со 2-й половины XIX века, стал поддерживаться государством. В селе Ломоносово была создана профессионально-техническая школа, а позже и Холмогорская косторезная артель имени М. В. Ломоносова (1932), в дальнейшем преобразованная в фабрику художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова.

Ларчик

Неизвестный резчик из семьи Шешениных (?). Москва. Оружейная палата (?) Конец 17 века
Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 8х 12,5x8,4. ГИМ
Ларчик состоит из костяных дощечек толщиной до 0,5 см, украшенных прорезными пышными побегами и коронованными львами. На крышке — двуглавый орел. Орнамент выполнен с легкой рельефной проработкой. Боковые ребра оформлены как витые колонки. Фигурные металлические петли и личинка замка служат дополнительными декоративными элементам!



Гребень свадебный «Александр Македонский и индийский царь»

Архангельская губерния. 1760—1780-е Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба, гравировка 8x12,6. ГИМ

Гребень «Кружевница»
Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Бивень мамонта Рельефная резьба, гравировка 6.5x10,8. ГИМ
Александр Македонский изображен в шлеме, с копьем в руке. За ним — всадники с копьями и трубач. Напротив — войско во главе с индийским царем, на голове которого высокая шапка с пером.
Изображение скопировано с редкой лубочной картинки, где сюжет разъясняли тексты. Кружевница в народном костюме плетет кружево с помощью коклюшек. На обороте гребня вырезано изображение охотника с собаками, стреляющего в птиц. Там же помещен вензель владелицы.



Шкатулка для гребня

Архангельская губерния. XVIII век
Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска 4x16x14. ГИМ
На крышке шкатулки для гребня вырезана сцена встречи молодых людей. Резчик выявил объем и гравировкой подчеркнул детали костюма и растения фона. Рокайльные завитки служат прихотливым обрамлением фигур, заполняя углы И создавая впечатление пространства. Пластинки Орнаментального обрамления вырезаны из моржовой кости. Чередуются белые (неокрашенные) и зеленые пластины, украшенные растительным орнаментом



Ларчик-подголовник

Архангельская губерния. XVIII век
Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска



Коробочка «Суд царя Соломона»

Москва (?). Вторая половина XVIII века Моржовый клык, металл Ажурная, рельефная резьба, гравировка 3x9x5,6. гам
Коробочка «Курильщики»
Архангельская губерния. 1760—1770-е
Моржовый клык, металл Ажурная, рельефная резьба, Гравировка 2,5x8x5.
Коробочка-туфелька
Архангельская губерния. 1760—1770-е
Моржовый клык, металл Объемная, ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка 3x8,7x2. ГИМ
Коробочка-яйцо
Архангельская губерния. 1760—177()-е Моржовый клык Токарная, ажурная резьба, гравировка Высота 6; диаметр 4,2. ГИМ
В коробочке «Суд царя Соломона» резьба в невысоком рельефе на стенках и дне создает таинственное внутреннее пространство, что обогащает впечатление от предмета.
Коробочка-туфелька вырезана модного фасона, с байтом и пряжкой, на каблучке, подбитом гвоздиками. В ней модница держала «мушки» — маленькие кружочки из ткани, которые, по старинной моде, приклеивали налицо, плечи, грудь в виде родинки.
Пасхальные яйца-коробочки имели разные размеры: с голубиное, куриное, лебединое яйцо. По традиции их украшали Холмогорскими завитками-раковинками



Шахматы так называемого абстрактного типа: ферзь, король, конь

Архангельская губерния
Середина XVIII века. Бивень мамонта. Токарная резьба, цветная гравировка
Шахматы так называемого смешанного типа: пешка, конь, король, ладья, слон
Архангельская губерния
Вторая половина — конец XVIII века
Моржовая кость Токарная, рельефная резьба, цветная гравировка
Русские шахматы так называемого изобразительного типа со второй половины XVIII века делали в виде двух войск — восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр. Изображение турецкого султана копировали с механически фигуры шахматиста, привезенной в Россию из Западной Европы во времена Екатерины II.



Шахматы изобразительного типа

Моржовая кость. Объемная резьба, гравировка, окраска Ладья и конь: 4,5 хЗх 1,8 Король: 8,5x4x2,5 Ферзь: 7,5x3x2 Пешки: 4x1,5x1. ГИМ
Русские шахматы так называемого изобразительного типа со второй половины XVIII века делали в виде двух войск — восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр. Изображение турецкого султана копировали с механически фигуры шахматиста, привезенной в Россию из Западной Европы во времена Екатерины II.



Костяные кубки с крышками

Кубок с портретом императрицы Елизаветы
Санкт-Петербург (?). 1759-1760 Бивень мамонта Токарная, рельефная резьба, гравировка Высота 29,5; диаметр основания 9,5
Мастерская Дудина Осипа Христофоровича
Кубок с портретами великого князя Павла Петровича,великой княгини Марии Федоровны и императрицы Екатерины II
Санкт-Петербург. 1776 (?) Бивень мамонта Токарная, ажурная, объемная, рельефная резьба, окраска Высота 32; диаметр основания 9,6 ГИМ
С середины XVIII века костяные кубки с крышками вытачивали специально для подношений (подарков); их украшали резными портретами и государственным гербом. Объемная резьба ножки придавала неповторимость каждому предмету.



Портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны

Архангельская губерния. 1776—1780-е Бивень мамонта, дерево, слюда, бумага Рельефная, ажурная резьба, окраска, обивка 11,3x11; 11,3x11. гам
Ларец-теремок свадебный
Архангельская губерния. 1780-е Бивень мамонта, моржовый клык, китовый ус, дерево, слюда, бумага Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска, обивка 21,3x37,7x33. ГИМ
Стенки и крышка свадебного ларца украшены многочисленными ажурными пластинками, орнаментальными поясами пяти видов, с гравировкой



Цепь ордена Андрея Первозванного

Архангельск (?). 1819 (?) Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба, гравировка
Общая длина 88 Звенья: 7 х 4,5 и 10 х 6,5. ГИМ
Цепь ордена Андрея Первозванного состоит из 21 ажурного медальона. Эти резные медальоны точно воспроизводят звенья аналогичной орденской цепи, сделанной из драгоценных металлов и камней. При ее создании резчик продемонстрировал виртуозное владение техникой ажурной резьбы. Возможно, цепь была сделана к посещению императором Архангельска в 1812 году, но время не сохранило об этом никаких свидетельств. Храмовые иконы этого т отличаются красивым рисунком плоскорельефных вставок и тонкой резьбой ажурных пластин обрамления Их собирали из отдельно вырезанных фигур, которые крепились на деревянную доску.



Резчик Бобрецов Михаил Никитич
Икона «Распятие с предстоящими»

Архангельская губерния Вторая половина XIX века Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага
Рельефная, ажурная резьба, гравировка 35,2x30x2,5. ГИМ



Резчик Шарыпина Устинья Семеновна (род. 1918)
Рамка для фото «Животный мир»

Моржовый клык Ажурная резьба 13,5x10,5 Музей Ломоносова
Резчик Синькова Мария Петровна (род. 1920)
Кубок «Север»
Мамонтовая кость Высота 25; диаметр 9,5
Резчик Тышова А.Н.
Рамка для фото «Поездка»
Мамонтовая кость



Буторин Николай Дмитриевич (род. 1934), заслуженный художник РФ
Ваза «Баллада о Севере»

Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 26,5x9,6x8
Кубок «Лесные мотивы». 1977
Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба 23,5x12,2x9,5
Штанг Анатолий Егорович (1915-1983)
Настольное украшение «Северные мотивы». 1978
Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба 11,5 х 50,5



Буторин Николай Дмитриевич (род. 1934), заслуженный художник РФ
Ваза «Океан». 1983

Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 28,5x10,8 АОМИИ



Штанг Петр Петрович (род. 1922)
Ларчик «Сын помора». 1987

Кость Ажурная, рельефная, объемная резьба, тонировка 24x10,4x16,4 Музей Ломоносова
Ларчик повторяет пирамидальную форму деревянного памятника М. В. Ломоносову, поставленного на Курострове в XIX веке. На крышке ларца — фигурка юноши, сидящего с книгой, на скатах — рельефные изображения северных пейзажей и виды Санкт-Петербурга, где работал и жил выдающийся ученый



При словах «Холмогорская резьба по кости» встают перед глазами овеянные былиной поэзией изделия холмогорских резчиков - «дорог рыбий зуб, мудрено вырезы повырезано». Более 400 лет живет это искусство. Много талантливых мастеров потрудились здесь, но как мало мы о них знаем.

Первые архивные сведения относятся к 17 в. «Курцева (Холмогорский посад) 1622-1626 гг.». Среди прочих профессий жителей указаны «четочники» Исачко Трофимов сын Соломатов, «четочник» молодчей, Селиванко Иванов Сын Выдрин, четочник, молодчей и т.д. К 17 же веку относятся сведения о Шешининых Евдокиме, Семене, Иване, Семене, Василии. Все они были вывезены из Холмогор в Москву для работы в Оружейной палате.

Наибольшего расцвета Холмогорская резьба по кости достигла в эпоху царствования Петра Первого. В это время мастера исполнили ряд уникальных работ, которые для современных косторезов служат образцами художественного оформления и технического исполнения. Петр I, познакомившись с холмогорской резьбой по кости, покровительствовал мастерам и снабжал их образцами западного косторезного искусства.

С волной иноземных влияний приходит мода на изделия из кости. Они получают широкое распространение среди высшего дворянства. Костяные изделия в качестве памятных подарков вручались весьма важным особам.

Следует отметить, что в царском обиходе постоянно находились костяные изделия. После смерти Екатерины первой в протоколах Верховного Тайного Совета было зафиксировано, что личные вещи императрицы хранились в двух холмогорских ларцах. Не менее любопытно, что в личных комнатах Екатерины два резных костяных образа в золотой оправе, а так же два костяных образа в серебряной оправе. Это свидетельствует об устойчивом интересе к изделиям из резной кости - ларцам, гребням, иконам, другим предметам.

В течение всего 18 в. косторезное производство и его художественная ценность не снижалась, а наоборот увеличивалась.

источник




Финифть
Жостовская роспись
Мезенская роспись
Дымковская игрушка
Сучжоуская вышивка
История Гжели
Рубрики:  разное
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку