Цитата сообщения aramill_stells
Валентин Серов. «Миропомазание императора Николая Александровича» (1897). Коронация в фотографиях
Валентин Серов выполнил эскиз по официальному заказу. Парадоксально, что именно этот художник, крайне независимый в своем творчестве, являлся около десяти лет «придворным портретистом» последних русских Императоров. Он писал Александра III, Николая II, членов Царской Семьи. И каждую владетельную особу умел увидеть проницательным взглядом, не замутненным чинопоклонением и льстивым угодничеством.
(фото)
Серова удостоили высочайшей чести: он был приглашен на Коронацию Императора Николая Второго в Успенский собор. Таинство Миропомазания художник изобразил как красочное, зрелищное празднество. Царские сановники образуют движущуюся процессию. Эполеты, орденские ленты, хоругви, церковное золото празднично играют в потоках мерцающих свечей.
По всей видимости, серовский эскиз не понравилась влиятельным лицам, близким к Царскому Двору. Эскиз слишком далек помпезных и торжественных композиций, которые традиционно должны были приличествовать Царственным Особам. Серов слишком смел и оригинален в общем замысле и в художественном решении, чем всегда отличались лучшие работы мастера. Потому творение Серова осталось лишь в эскизном варианте, а картина так и не была написана.
Как это было - позволят узнать фотографии.
По случаю коронации Шехтель возвел павильон в русском теремном стиле на пути следования кортежа со Страстной площади (от монастыря) к Тверской-Ямской.
А у булочной Филиппова, что на Тверской, дорогу даже заасфальтировали -
на Тверской
Кортеж должен был проезжать мимо дома губернатора - тогда он был на этаж ниже, чем нынешняя мэрия -
А за памятником Юрию Долгорукому стояла полицейско-пожарная часть - ее тоже приукрасили:
Чисто и нарядно было на углу Мясницкой и Мясницкого проезда, где стояли Красные ворота -
Красные ворота -
Временную триумфальную арку поставили у Бульварного кольца на Сретенке -
Охотный ряд украшала декоративная колонна -
Николай Второй возглавляет кортеж на белом коне, имеющем по торжественнму случаю серебряные подковы -
Он должен въехать на Манежную площадь и движется через Иверские ворота - ничего к нынешнему времени от этого уже не осталось:
царская семья заходит в Иверскую часовню (это у Воскресенских ворот, что ведут на Красную площадь) -
затем въезд на площадь:
и мимо ГУМа... а вот где стоял раньше памятник Минину и Пожарскому -
и Мавзолея пока нет...
Через Спасские ворота кортеж въехал в Кремль -
гусары в ожидании возможности приветствовать императорскую чету:
Царские регалии ужеприготовлены в Большом Кремлевском дворце -
Главные события будут в Тронном зале (Андреевском) -
Объявление церемониймейстером о начале торжеств -
народ у Чудова монастыря откликается гулом голосов -
Их Императорские Величества шествуют в облачениях из дворца через Красное крыльцо в Успенский собор:
...где уже все готово к коронации:
Выход из собора по окончании церемонии с миропомазанием:
Здесь перед балдахином гордо вышагивают два офицера-гвардейца с обнаженными палашами, касках с орлами и парадных латах. Это лейб-гвардии Кавалергардского полка бароны фон Кнорринг (слева) и Маннергейм (будущий маршал и президент Финляндии. Коронацию он запомнит, как одну из самых долгих и утомительных церемоний, в которых ему доводилось участвовать)
Энгельгардт писал, что на Красном крыльце в Кремле во время шествия Николая II "неподвижные, как статуи, стояли красавцы кавалергарды и среди них выделялись поручик барон Маннергейм (будущий фельдмаршал Финляндии), и флигель-адъютантСкоропадский (будущий гетман Украины)"
Коронацию 1896 года описал в своих мемуарах очевидец, гвардейский офицер Б.А. Энгельгардт:
"...День выдался на славу, на небе ни облачка, яркое солнце играло на золотых куполах церквей, на ярком убранстве улиц, на блестящих мундирах войск и придворных... Когда царь появился на крыльце Петровского дворца, грянул первый сигнальный пушечный выстрел и головная часть процессии тронулась в путь.
Впереди двигалась длинная колонна конных частей. Возглавлял её московский полицмейстер со взводом жандармов. На некотором расстоянии за ними шли императорский конвой, сотни кубанцев и терцев, в красных черкесках, все - молодец к молодцу на подбор, на прекрасных лошадях. Дальше шли лейб-казаки в красных мундирах и лейб-атаманцы - в синих, с длинными пиками в руках. А за этими войсковыми частями двигались представители киргизов, калмыков, узбеков, бухарцев, хивинцев, все в красочных национальных костюмах, на богато убранных конях. Дальше ехали депутаты казачьих войск...
Конную колонну сменила пешая - длинный поток придворных служащих: скороходы со страусовыми перьями на причудливых головных уборах, придворные лакеи в треуголках, все в расшитых золотом камзолах, придворные музыканты и, наконец, чины царской охоты - в кафтанах с кинжалом на поясе. За ними в парадной коляске ехал верховный церемониймейстер... князь Долгорукий... Николаю II подвели белую лошадь, по традиции кованную на серебряные подковы. Он сел в седло, и тогда раздался второй выстрел. В момент выезда царя из ворот дворца - прозвучал третий, и на него общим звоном ответили колокола всех московских церквей. И в тот же миг со звоном колоколов слилось "ура" многотысячной толпы...
Красная площадь была заполнена волостными старшинами, войтами и старостами, с медалями на груди на шее. От площади по направлению к Кремлевским воротам тянулись ряды "преображенцев". Вдоль красных помостов стояли кавалергарды и конногвардейцы в красных супервестах... Кроме многочисленных депутаций от сословий, народностей и племен необъятной Российской империи, на коронации присутствовали представители монархов и глав государств со всех концов земного шара... В тот же день имел место традиционный обед в Грановитой палате. Церемония обеда началась с подношения царю золотой медали, выбитой в память коронации..."
В украшении Москвы по случаю коронационных торжеств принимали участие известные московские архитекторы:
Л.Н. Кекушев - оформил Тверскую от Тверской пл. до Кремля, павильон у Смоленского вокзала, Охотный ряд, Воскресенскую пл. с городской Думой
Ф.О. Шехтель - обелиски у Тверской заставы; 1-я Тверская-Ямская и павильон на Старой Триумфальной площади
А.Э. Эрихсон - площадь у храма Спасителя; бульвары - Пречистенский, Тверской и Никитский
И.А. Иванов-Шиц - обзорная галерея-трибуна для членов Английского клуба на Тверской
Серия сообщений "Москва в живописи":
Часть 1 - Москва Сергея Глушкова (живопись наших современников)
Часть 2 - современная ведута: Алексей Шалаев и его картины о Москве
...
Часть 14 - Москва будущего: открытки 1914 г. о 23 веке
Часть 15 - СОКРОВЕННАЯ МОСКВА АПОЛЛИНАРИЯ ВАСНЕЦОВА 1.1
Часть 16 - Валентин Серов. «Миропомазание императора Николая Александровича» (1897). Коронация в фотографиях