Лас Позас |
Если выйти из мексиканского города Хилитла и добраться до тропических лесов, то можно обнаружить нечто необычное и неожиданное. В джунглях, на высоте 610 м над уровнем моря, на площади в 32 гектара, находятся потрясающие пруды, здания, статуи и аллеи. Это и есть Лас Позас (в переводе с испанского – «Промоины»).
2. Можно подумать, что это останки города, где когда-то обитали потомки ацтеков, которые, прежде чем покинуть его, изобрели сюрреализм на сотни лет раньше положенного срока.
3. На самом же деле сад, который находится в десяти часах езды к северо-востоку от Мехико, был задуман человеком с совсем другого континента, эксцентричным и эпатажным британским поэтом Эдвардом Джеймсом.
4. Джеймс происходил из знатного сословия. Родился он в 1907 году в семье американского железнодорожного магната Уильяма Джеймса, чье состояние и унаследовал, будучи единственным сыном. Джеймс-старший очень любил Англию, женился на светской львице из Шотландии и обосновался в Соединенном Королевстве. Он умер, когда сыну было 5 лет от роду, оставив тому большое наследство. Когда скончалась мать Эдварда, он получил второе состояние.
5. За деньги нельзя купить счастья – ни положение в обществе, ни богатство не смогли принести его Джеймсу. От неуверенности в себе и окружающих, которые были ошеломлены размерами его состояния, Джеймс женился. Этот брак, осложненный его латентной гомосексуальностью, был мучительным и беспокойным. В поисках спокойствия Джеймс наткнулся на этот магический участок с прудами и водопадами в Мексике, сделал его своим домом и делом своей жизни. Здесь он обрел некое подобие мира.
6. Но это случилось только когда ему было уже за сорок. В молодости все попытки Джеймса найти «приличную» работу были искренни и безуспешны – и тогда он стал известным и щедрым покровителем искусств. Он оплатил выход первого сборника стихотворений Джона Бетьемана (John Betjeman). По его заказу Брехт (Brecht) и Вайль (Weill) в последний раз работали вместе – над оперой «Семь смертных грехов». Он целый год содержал Сальвадора Дали (Salvador Dali) и позволил Рене Магритту (René Magritte) два года жить в одном из своих домов в Лондоне. В 30-х годах двадцатого века он был одной из самых заметных фигур в мире искусства. Также он слыл большим поклонником и защитником сюрреализма.
7. В конце 30-х годов Джеймс устал от Европы в целом и Англии в частности. Сначала он переехал в Нью-Йорк, а потом в город Таос (штат Нью-Мехико), где некоторое время жил в общине художников. После, в Голливуде, познакомился и сдружился с такими знаменитостями, как Ман Рэй (Man Ray), Олдос Хаксли (Aldous Huxley), Кристофер Ишервуд (Christopher Isherwood) и Игорь Стравинский.
8. Возможно, именно богатство мешало Джеймсу осесть где бы то ни было. Однако, когда он закончил свои дела в Америке в начале 40-х, все поменялось. На континент он прибыл с мечтой – сюрреалистической, хотя и очень дорогой. Лас Позас готов был появиться на свет.
9. Поиск идеального места занял 5 лет. Сначала Джеймс планировал разбить сад в Лос-Анджелесе, но решил, что Мексика куда романтичнее перенаселенной Калифорнии.
10. Он подружился с Плутарко Гастелумом, потрясающе красивым управляющим телеграфной станцией – слева он изображен на картине Карлайла Брауна (Carlyle Brown). Это произошло во время визита в Куэрнаваку, столицу мексиканского штата Морелос.
11. Вместе, в конце 1945 года, они отправились в джунгли и нашли Хилитлу.
12. Джеймс никогда не жил здесь постоянно, поскольку искусство и деловые интересы заставляли его ездить по всему миру. Однако долгие посещения Хилитлы были наполнены счастьем до самой его смерти в 1984 году. Плутарко построил для Джеймса дом (сейчас это отель).
13. Вскоре Плутарко женился на Марине, местной уроженке, переехал вместе с ней к своему работодателю и стал отцом четверых детей, которые стали называть Джеймса «дядей Эдвардом». Точно неизвестно, была ли между Эдвардом и Плутарко сексуальная связь, однако на его свадьбе Джеймс сильно напился.
14. Однако вместо того, чтобы впасть в хандру и вернуться в Англию, Джеймс продолжал подолгу гостить у Плутарко и Марины и даже стал крестным отцом их отпрыска.
15. У детей не было недостатка в домашних животных – вместе с Лас Позас рос и зверинец Джеймса: ему принадлежали две сотни птиц и 40 собак. Также у него было несколько удавов, которых он однажды купил в Мехико.
16. Нетрудно догадаться, что на создание Лас Позас ушло немало времени и денег. Даже в 1984 году, незадолго до своей смерти, Джеймс полагал, что работа еще не закончена. В саду 36 бетонных павильонов, комплекс пагод, храмов и дворцов – и все они не являются тем, чем кажутся на первый взгляд. К сожалению, Джеймс не оставил достаточно денег для того, чтобы за ними должным образом ухаживали после его смерти.
17. Нужно заметить, что Джеймс, вероятно, безнадежно сошел с ума – и спятил он очень по-английски: в нем было что-то от персонажа из романов Во или Кристи. В старости он мог бы таскать повсюду свое состояние, а попугаи летали бы следом.
18. Он мог потребовать, чтобы рабочие разделись (и те с радостью повиновались), а однажды уволил работника, который прервал его беседу с орхидеей (хотя позже снова взял его на работу).
19. Но что за чудо он оставил после себя! Некоторые из скульптур, такие как «Лестница в небо» или «Дом из трех этажей, которых на самом деле пять или четыре или шесть» – просто невероятны. Мосты, переходы, ступени и аллеи изукрашены замысловатыми узорами.
20. Сад обошелся в 5 миллионов долларов – достаточно большая сумма и для нынешних времен, не говоря уж о тогдашних. Чтобы создать этот сюрреалистический рай, Эдварду пришлось продать с аукциона свою коллекцию, которая на то время считалась самым лучшим из частных собраний сюрреализма.
21. Однако поразительный сад скульптур теперь ветшает. Время и джунгли не щадят его. Четыре года назад несколькими организациями, в число которых входит и местное правительство, был учрежден фонд для финансирования реставрации, охраны и поддержки Лас Позас.
22. Како, единственный сын Плутарко и Марины, входит в число его распорядителей. Будем надеяться, что в недалеком будущем мы вновь услышим о чудесном и запутанном саде, который займет по праву принадлежащее ему место на мировой карте искусств.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Рубрики: | КУНСТ-camera |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |