-Метки

9 мая cтихи Царское село акварель антиквариат афоризмы батик ботанический сад букеты вазы валентина корибут василий лановой о войне.... венсенская фарфоровая мануфактура весна видео виноград вышивка вышивка крестом городской пейзаж графика грибы день победы дети драгоценные камни екатериненский парк елена леглер женский образ женский портрет женское живопись жиопись зельвин горн зима илья евтеев ирина самарина-лабиринт искусство история камни картина картины кофе красота ландшафтный дизайн легенды о пионах лес лето лирика личное лора милавская маки макро мир увлечений мои фото мои фотографии мудрость музыка мысли натюрморт натюрморты натюрморты. национальный парк чжанцзяцзе нева нежность необыкновенные дворики санкт-петербурга новый год осенний пейзаж осень павловский парк парк пастель пейзаж пейзажи петербург пионы поздравления портрет православие природа притча прогулка прогулка по городу прогулка по петербургу роберт рождественский роза розовая жемчужина конк розы розы. сад серебро симпатия сирень скульптура стекло стихи стихи. тиары тюльпаны украшения фарфор фото фрукты художник kitipong maksin художник la fe художник валевская валентина художник дмитриев георгий художник йозеф карл штилер художник кройтор игорь художник неприятель юлия александровна художник репин дмитрий петрович художник севрюков дмитрий художник сергеев олег геннадьевич художник сергей бендер художник фернан туссен художник франсуа-юбер друэ художница lyn diefenbach художница вера кавура художница инесса морозова художница титова любовь художницв сильвина белкастро цветы цветы из камней эмма меньшикова эрмитаж ювелир люсьен гайар ювелирия ювелирное искусство ювелирные украшения ювелирный дом anna nova юлия регурецкая юмор

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Koloshenka

 -

Радио в блоге

[Этот ролик находится на заблокированном домене]
Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Перейти к приложению Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги» Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 67960


Шедевры архитектуры:Тадж Махал, Индия

Воскресенье, 28 Июня 2020 г. 13:51 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Шедевры архитектуры:Тадж Махал, Индия

Ровно 408  лет назад - 10 мая падишах Империи Великих Моголов Кхурам Шах Джахан женился на индианке армянского происхождения Арджуманд Бано Бегум. Именно в ее часть был построен неповторимый по своей красоте и размерам мавзолей Тадж-Махал в Индии, в городе Агре.

Тадж-Махал - это захватывающий дух мавзолей из белого мрамора, заказанный могольским императором Шахом Джаханом для его любимой жены Мумтаз Махал. Расположенный на южном берегу реки Ямуна недалеко от Агры, Индия, Тадж-Махалу потребовались годы, чтобы построить и, наконец, завершить строительство в 1653 году.Этот изысканный памятник, считающийся одним из Новых чудес света , поражает посетителей своей симметрией, структурной красотой, сложной каллиграфией, инкрустированными драгоценными камнями и великолепным садом. Тадж-Махал был не просто памятником на имя супруга, но и признанием вечной любви от Шан-Джахана к умершей родственной душе.

Мавзолей-мечеть Тадж-Махал олицетворяет вечную любовь. История создания этого храма, ставшего символом Индии, входит в список самых необычных поступков, совершенных ради любви.Существует несколько версий знакомства Шаха Джахана со своей супругой. Согласно одной из легенд, принц Кхуррам встретил на базаре прекрасную бедную девушку, которая поразила его своим взглядом. 15-летняя Арджуманд Бано Бегум торговала деревянными бусами. Шах Джахан твердо решил взять в жены красавицу, чтобы не разлучаться с ней никогда.

восточный фасад

Есть и противоположная версия, согласно которой Арджуманд Бано Бегум не была простолюдинкой, а являлась дочерью известного сановника падишаха Джахангира — визиря Абдул Хасана Асаф-хана.До наших дней дошла история о том, что пятнадцатилетний принц впервые увидел Арджуманд Бано Бегум, когда сидел на террасе дворца в Агре и наблюдал за своей любимой сестрой Гюли.Внезапно в сторону беседки, где играла Гюли, побежал огромный пес, Арджуманад заслонила собой Гюли, и собака убежала.Гюли начала смеяться, а вот ее подружка Арджуманад внезапно расплакалась, уткнувшись в плечо подбежавшему к ним принцу. После этого происшествия наследник престола не переставал думать о юной красавице.


Принц использовал любую возможность, чтобы увидеть и пообщаться с Арджуманад, которая была умна не по годам и очень красива.

                                                                       Mumtaz Mahal                                                                                                                              Shah Jahan

Индианка с армянскими корнями вошла в историю под именем Мумтаз Махал, то есть — "украшение дворца". Так назвал девушку ее будущий свекор — грозный шах Джангир.Шах-Джахану из-за интриг вокруг него пришлось даже выступить с войском против отца. После рождения четырнадцатого ребенка Мумтаз-Махал не оправилась и скончалась. Это случилось во время очередного военного похода против одного из феодальных князьков в 1629 году. Мумтаз было 36 лет, Шах-Джахану 37.

Смерть жены произвела на падишаха удивительное действие, точно он потерял ее не в первый год восшествия на престол, а в первый год его женитьбы – во всей остроте переживаний любви и счастья. Смерть свою он принял бы проще. Шах-Джахан, мужчина во всей еще силе, поседел, проведя ночь у тела мертвой жены. Можно поверить, что он хотел покончить с собой. Через полгода Мумтаз-Махал перезахоронили – в Агре, где идея возведения мавзолея естественно возникла. Это было уже в обычае у мусульманских правителей Индии. Был сооружен мавзолей и женщине. В одном из мавзолеев, кажется, Акбара шли даже учебные занятия.

Главные ворота с двумя чатри по бокам

Идея Шах-Джахана венчала не только его любовь, она явилась венцом ренессансных явлений в мусульманских странах Ближнего Востока, Египта, Северной Африки до Испании и от Средней Азии до Индии – с X по XVII века, с удивительными всплесками поэтического вдохновения.Вообще недолгая история могольской империи в Северной Индии, с распространением на всю Индию (XVI-XVIII века), весьма знаменательна. Ферганский эмир Бабур утвердил свою власть как падишаха в Северной Индии с 1526 года, Акбар распространил власть Великих Моголов по всей Индии. Он правил с 1556 по 1605 год.

Хотя Акбар грамоты не знал, это был один из самых просвещенных правителей Индии. Индуизм он почитал наравне с исламом, равно и образование, и искусства. Архитектура Индии в ее лучших достижениях – это удивительный синтез индо-мусульманского искусства эпохи Акбара и его внука Шах-Джахана, это явление безусловно ренессансное. Равноправие религий здесь утвердилось впервые, увы, не на долгое время. Запрет на изображение живых существ и человека в исламе на индийской почве был преодолен – в миниатюре.

Мечеть

Оплакав смерть Лалы («Алая капля рубина»), как звал жену Шах-Джахан, он стал носиться с идеей мавзолея, проектируя сам как архитектор, каковым он и был, и строил он много, в отличие от своих предшественников, которые пользовались красным песчаником, отдавая предпочтение белому мрамору. Красный песчаник здесь был всюду, белый мрамор надо было везти за 350 км.

мраморная решетка

Обычно пишут, что, мол, Тадж Махал строили более 20 лет, в работе принимало участие более двадцати тысяч человек, включая лучших зодчих и архитекторов, приглашенных из Персии, Турции, Самарканда, Венеции и самой Индии.

А зодчий-то был один, сам Шах-Джахан, случай уникальный, сам падишах. Из «лучших зодчих и архитекторов» со всего света известен лишь Устад Иса Кхан, он приехал из Турции, где в это время шло большое строительство. Он и распоряжался строительством мавзолея. Вообще 20 лет – для осуществления уникального проекта большой срок, города возводились при Акбаре быстрее. Вероятно, замысел менялся, и не один раз строительство начиналось с основания. Поэтому и создан уникальный, неповторимый храм искусства, трон Аллаха, если угодно, храм любви и красоты.

Высота Тадж Махала 74 метра. В долине реки на ровной поверхности парка сооружение и издали кажется внушительным по размерам. По углам мавзолея четыре уносящихся ввысь минарета подчеркивают объемы храма и купола. Слева и справа две мечети из красного песчаника. Парк с озерами, каналами и фонтанами и с кипарисами служит заповедным пространством Тадж-Махала, вместе с тем как река и дали говорят о жизни в ее сиюминутности и вечности.

Рассказывают, на другом берегу реки, напротив Тадж Махала, Шах-Джахан задумал возвести такое же сооружение, только из черного мрамора, и оба мавзолея соединить мостом. Но спокойное время кончилось. В Индии разразился голод. Воспользовавшись болезнью отца, власть захватил сын (я забыл его имя, нелепое по звукам), отца заковал в цепи, оставив ему возможность в окно вдали видеть Тадж Махал…

Этот правитель отвернулся от ренессансных идей, ислам снова был поднят как знамя, и последовали столетние раздоры, пока не пришли новые властители, английские колонизаторы. Весьма примечательно, в Индии при Акбаре в 1585 году был один английский путешественник, который нашел Агру больше Лондона и лучше расположенной. Интересно было бы рассмотреть весьма сходные черты общественной и художественной жизни Лондона, Агры и Дели, общего даже нашлось бы больше, чем различий. Англия времен Елизаветы и Шекспира вообще предстает в моих глазах в восточных тонах.

Фасады Тадж Махала обозначены пологими стрельчатыми арками, что и создает легкость и воздушность всего здания, с куполом, словно нависшим, как облако.Рассказывают все в один голос о великолепии Тадж Махала во всякое время дня и суток, с изумительной игрой света, особенно при восходе солнца и в вечерних сумерках, когда белый мрамор окрашивается в различные оттенки розового или золотистого цветов. А в дымке раннего утра словно сотканное из кружева здание кажется парящим в воздухе.

Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы индийского, персидского и арабского архитектурных стилей[ В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из всеми признанных шедевров всемирного наследия»

Общая форма комплекса, включая дополнительные постройки, — прямоугольная, с длинной стороной в 600 и короткой в 300 м. Планировка самого мавзолея напоминает планировку построенного ранее в Дели по проекту персидского архитектора мавзолея Хумаюна (завершён в 1654 году)

Пятикупольный ансамбль мавзолея с четырьмя минаретами по углам размещается на квадратной платформе с длиной стороны 95,4 м, его максимальная высота приближается к 74 м (высота минаретов — 41 м).

В архитектуре мавзолея совмещены персидские, индийские и среднеазиатские элементы. Стены выложены полированным белым мрамором из Макраны и инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями (в том числе яшмой, би­рю­зой, агатом, лазуритом, малахитом и сердоликом)[1], что позволяет им отражать солнечный и лунный свет. Со всех сторон Тадж-Махал окружает, а прямо перед зданием расположен обширный мраморный бассейн, в водах которого, при определённом ракурсе, отражается всё сооружение.

Со внутренней стороны вдоль стен мавзолея проходит коридор, на каждом повороте которого размещена восьмиугольная камера. Во внутреннем зале в восьмигранной погребальной камере находятся кенотафы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана (захороненных в крипте под погребальной камерой). Кенотафы обнесены резной мраморной оградой, снаружи камеру венчает луковичный купол

В архитектуре и планировке мавзолея скрыты многочисленные символы. Так, например, на воротах, через которые посетители Тадж-Махала заходят в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечены четыре заключительных аята из 89-й суры Корана «Заря» (Аль-Фаджр), обращённые к душе праведника:

«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

К западу от усыпальницынаходится мечеть из красного песчаника; симметрично ей с восточной стороны мавзолея расположен гостевой дом (джаваб)[1][15]. Весь комплекс имеет осевую симметрию. Усыпальница имеет центральную симметрию относительно гробницы Мумтаз-Махал. Нарушает эту симметрию лишь гробница Шах-Джахана, которую там соорудили после его смерти. По главной оси комплекса разбит регулярный сад — чарбаг, на территории которого располагаются павильоны, каналы и фонтаны[1]. Вдоль длинной оси сада площадью 300 м² располагается узкий зеркальный бассейн

В южной части комплекса расположен закрытый двор с четырьмя воротами, где находятся мавзолеи ещё двух жён Шах-Джахана — Ак­ба­ра­ба­ди-Бе­гум и Фа­тех­пу­ри-Бе­гум, а также служебные постройки

Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится ниже — строго под гробницами, под землей. Время строительства относится примерно к 1630—1652 годам. Тадж-Махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном.

Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившегося на строительство за 600 км из города Макраны) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым.

На строительство комплекса было приглашено более 22 000 мастеров  со всех концов империи, а также мастера Средней Азии, Персии и Ближнего Востока.

Месторасположение Тадж-Махала (Агра) и расположение мест, откуда доставлялись некоторые из материалов, использовавшиеся при строительстве
Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от окружённой крепостной стеной Агры. Шах-Джахан обменял этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху (англ. Jai Singh I), на большой дворец в центре Агры

мечеть

Площадь размером приблизительно в три акра (1,2 гектара) была перекопана, произведена замена грунта для уменьшения инфильтрации, уровень площадки был поднят на 50 метров над уровнем берега реки. На участке расположения мавзолея были выкопаны колодцы, которые, заполненные бутовым камнем, образовали фундаменты сооружения. Вместо лесов из перевязанного бамбука были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу.

Они были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Согласно легенде, Шах-Джахан огласил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь.

Для транспортировки мрамора и прочих материалов к месту строительства был построен пятнадцатикилометровый пандус из утрамбованной земли, и тридцать быков тащили блок за блоком на стройку на специальных запроектированных повозках. Тщательно разработанная объёмно-рамная конструкция с блоками использовалась для поднятия блоков на нужный уровень. Вода для нужд строительства добывалась из реки с помощью канатно-вёдерной системы с использованием животной силы и сливалась в большой резервуар, откуда поднималась в распределительный резервуар. Оттуда она распределялась по трём вспомогательным ёмкостям и по трубам транспортировалась к строительному комплексу.

Строительство гробницы и платформы заняло примерно двенадцать лет. Остальные части комплекса строились ещё десять лет, и завершались последовательно: минареты, мечеть, джаваб, Большие ворота. Поскольку строительство велось этапами, существуют различные точки зрения о том, что можно считать окончанием строительства Тадж-Махала. К примеру, сам мавзолей был закончен к 1643 году, но после этого работы продолжались на оставшейся части комплекса.

Оценки стоимости строительства весьма разнятся ввиду сложности учёта цен многовековой давности. Приблизительно общая стоимость строительства по тем временам составила около тридцати двух миллионов рупий

Материалы для строительства Тадж-Махала доставлялись со всей Индии и из многих мест Азии, для их транспортировки использовалось более тысячи слонов. Полупрозрачный белый мрамор доставлялся из Макраны, Раджастхан, яшма привозилась из Пенджаба, жад и кристаллы из Китая. Бирюза транспортировалась из Тибета, а ляпис-лазурь из Афганистана, в то время как сапфиры привозились с острова Шри-Ланка, а карнеол — из Аравии. В целом, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор.

На стройке трудились двадцать тысяч рабочих, собранных по всей северной Индии. Среди группы из тридцати семи человек, отвечавших за художественный образ комплекса, были скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, мастера инкрустации из южной Индии, каменотёсы из Белуджистана, а также специалист по возведению башен и мастер по резке мраморных орнаментов. Некоторые из строителей Тадж-Махала:

Недавно в стенах Тадж-Махала были обнаружены трещины. По мнению ученых, появление трещин может быть связано с обмелением протекающей рядом реки Джамны. Исчезновение реки приведет к изменению структуры почвы и оседанию мавзолея, а может быть, даже к его разрушению. Также он начал терять свою легендарную белизну из-за загрязнённого воздуха. Несмотря на расширяющуюся парковую зону вокруг Тадж-Махала и закрытие ряда особенно грязных производств в Агре, мавзолей всё равно желтеет. Его приходится регулярно чистить при помощи особой белой глины.

На территории площадью 10 400 км² вокруг Тадж-Махала, известной как Трапециевидная зона Таджа и включающей в себя ещё два объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО — Агра-форт и Фатехпур-Сикри, — введены специальные ограничения, призванные защитить эти памятники истории от загрянения. Предприятиям в этой зоне, в частности, запрещено использовать уголь и кокс: они должны перейти на использование природного газа или быть переведены за пределы зоны


Ежедневно Тадж-Махал посещают десятки тысяч человек, за счёт туристов «индийская жемчужина» приносит казне страны немалые деньги. За год Тадж-Махал посещает от 3 до 5 миллионов посетителей, из них более чем 200 000 — из-за рубежа.

Большинство туристов приезжает в прохладные месяцы года — октябрь, ноябрь и февраль. Движение транспорта с двигателями внутреннего сгорания вблизи комплекса запрещено, поэтому от автостоянки туристы подходят пешком, либо могут подъехать на электрическом автобусе. В настоящее время восстановлен Хавасспурас (северный двор) — для использования в качестве нового центра для посетителей

В небольшом городке к югу, известном как Тадж-Ганджи или Мумтазабад, были построены караван-сараи, базары и рынки для удовлетворения потребностей посетителей и работников.Тадж-Махал также фигурирует в нескольких списках как одно из семи чудес в современном мире, в том числе в составленном в 2007 году списке Новых семи чудес света (после опроса более чем 100 млн голосов).

Экспозиции открыты с 6 утра до 7 часов вечера в будни, за исключением пятницы, когда комплекс открыт для молитвы в мечети в период с 12 часов вечера до 2 часов. Комплекс открыт для ночного просмотра в день полнолуния, а также за два дня до и после полнолуния, исключая пятницу и месяц Рамазан.

По соображениям безопасности проносить внутрь комплекса Тадж-Махал можно только воду в прозрачных бутылках, небольшие видеокамеры, фотоаппараты, мобильные телефоны и небольшие дамские сумочки.

Мифы и легенды Тадж-Махала
С самого начала Тадж-Махал стал источником восхищения, минуя все культурные и географические преграды, и эмоциональный отклик, который сооружение находило во многих сердцах, превзошёл сухую статистическую оценку сооружения

Наиболее живучий миф, касающийся Тадж-Махала, говорит о том, что Шах-Джахан планировал построить ещё один мавзолей, уже из чёрного мрамора, как раз напротив Тадж-Махала, через реку. Данный миф восходит к несколько фантастическим запискам Жана-Батиста Тавернье, европейского путешественника, который посетил Агру в 1665 году. Было высказано предположение, что Шах-Джахан не успел построить мавзолей из чёрного мрамора, потому что был свергнут своим сыном, Аурангзебом. Руины из чёрного мрамора на противоположной стороне реки в «Лунном саду», казалось, подкрепляют эту легенду.

Однако, произведённые в 1990-х годах раскопки показали, что камни «чёрного мрамора» на самом деле являются почерневшим белым мрамором. Более основательную базу под источник мифа про чёрный мавзолей подвели археологи в 2006 году, когда ими была реконструирована часть пруда в Лунном саду. Обнаружилось, что чёрное отражение Тадж-Махала в воде пруда отчётливо видно, что ещё раз подтвердило одержимость Шах-Джахана симметрией и обосновало место расположения самого пруда.

Нет никаких доказательств, которые бы подтверждали легенду, зачастую передаваемую с кровавыми подробностями, что по приказу Шах-Джахана многие из архитекторов и мастеров, принявших участие в строительстве, были жестоко убиты и расчленены. Существуют байки, что многие строители подписывали специальный договор, согласно которому они обязались никогда не строить что-либо похожее на Тадж-Махал. Подобные басни существуют относительно многих известных сооружений

Также нет никаких свидетельств того, что лорд Уильям Бентинк, генерал-губернатор Индии в 1830-х, планировал разрушить Тадж-Махал и распродать его мрамор с аукциона. Биограф Бентинка Джон Росселли говорит, что эта история возникла из действительного случая продажи Бентинком мрамора из конструкций форта Агры.

Начиная с 1980-х годов определённую популярность приобрела теория индийского историка Пурушоттама Нагеша Оака, согласно которой Тадж-Махал в основном построен до Шах-Джахана. Оак указывает в качестве даты постройки 1155 год, а в качестве строителя — Салакшана, первого министра раджи Пармара Дева. Согласно этой теории, первоначально комплекс или часть его функционировали как храм Шивы, а Шах-Джахан лишь приспособил его к своим нуждам, внеся незначительные изменения. Тем не менее академические историки считают теорию Оака недостаточно обоснованной.

В 2000-е годы индийские суды рассмотрели и отвергли ряд исков, требующих проведения археологических изысканий в подвальных помещениях комплекса и признания его индуистским храмом. Другие теории о личности архитектора приписывают честь создания мавзолея европейцам. Так, португальский монах-августинец XVII века фра Себастиен Манрики (порт. Sebastien Manrique) приписывал честь создания Тадж-Махала венецианскому ювелиру Джеронимо Веронео. Эта теория приобрела популярность в конце XIX века после того, как её упомянул в своём «Путеводителе по Агре» британский историк Г. Дж. Кин. Другим европейцем, некоторое время рассматривавшимся как возможный автор Тадж-Махала, был французский ювелир Остен (или Огюстен) из Бордо. О его работе у Шах-Джахана (без связи с Тадж-Махалом) упоминает современник строительства Жан-Батист Тавернье, а строителем мавзолея (а также дворцов Агры и Дели) его назвал в 1844 году британец Уильям Слиман.

https://www.tajmahal.gov.in/

https://www.thoughtco.com/the-taj-mahal-1434536

https://scriptures.ru/india/uttar/agra/agra0006.htm

Рубрики:  Фото
Архитектура мира
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку