-Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rittas

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель


Cудьба крови и пены

Четверг, 23 Июля 2009 г. 21:45 + в цитатник
Цитата сообщения -KRASOTA- Cудьба крови и пены



Судя по количеству эпитетов, заменявших в обыденной греческой речи имя Афродиты, нежная богиня любви представлялась тогда достаточно грозным и опасным божеством.
 (329x45, 1Kb)
Рождение Венеры
Адольф-Вильям Бугро, 1879 г.
Париж, музей Орсэ
 (495x699, 112Kb)
Рождение Венеры
Корнелис де Вос, ок. 1636-37 гг.
Мадрид, музей Прадо
 (699x605, 187Kb)
 (329x45, 1Kb)
Ни одно из греческих божеств не имело столь компрометирующей родословной, лишь слегка приукрашенной эрудитами древности, выводившими происхождение Афродиты от почтенных Океана, Дионы и Тефиды.

Венера Анадиомена
Жан Огюст Доминик Энгр, 1808-48 гг.
 (403x699, 73Kb)
Эротизм греческой богини предстает как результат изначально неравновесного, неравномерного распределения жизненной силы между сотворенными существами.
 (329x45, 1Kb)
Греки прямо связывали культ Афродиты с инстинктом продолжения рода и лишенной яркого индивидуального начала, но при этом весьма мощной эротикой, сохраняющей по существу животную природу. Кипрская богиня не раз наказывала мужчин и женщин, уклонявшихся от угодных богам и разрешенных ими любовных отношений.
Венера, Меркурий и Купидон (Школа любви)
Корреджо, ок. 1528 г.
Лондон, Национальная галерея
 (402x699, 75Kb)
Для большинства народов древности (и греки здесь вряд ли были исключением) тот смысл, который новоевропейская культура вкладывает в понятие "любви" как идеальной, предельной формы отношений между мужчиной и женщиной, был бы совершенно непонятен. Существовало два различных и даже противоположных модуса таких отношений, один из которых удобно обозначить как "сексуальный позыв" (своего рода "sex drive"), а другой -- как "страсть". Они отличались друг от друга как интенсивностью, так и длительностью.
Венера, Сатир и Купидон
Корреджо, ок. 1528 г.
Париж, Лувр
 (444x699, 111Kb)
Венера, Купидон, Вакх и Церера
Питер Пауль Рубенс, 1612-13 г.
Кассель, Государственные музеи
 (700x489, 99Kb)
Сохранение в Древней Греции близких к архаичным представлений о различных формах любви и брака засвидетельствовано различением двух ипостасей Афродиты, обозначаемых двумя популярными ее прозвищами: "Урания" и "Пандемос". Начиная с эпохи Ренессанса, эти эпитеты принято переводить соответственно как "любовь небесная" и "любовь земная"; если первый перевод еще можно признать относительно точным, то второй значительно сглаживает подлинный смысл греческого слова.
 (329x45, 1Kb)
"Пандемос" у греков означало -- общедоступная, низменная, площадная; подобным образом обозначались публичные женщины весьма низкого пошиба (в отличие от гетер, которые вовсе не были "пандемос", т.е. общедоступными).
Праздник Венеры
Питер Пауль Рубенс, 1630е гг.
Вена, Музей истории искусств
 (545x698, 163Kb)
Эпитет Афродиты "Пандемос" содержит в себе прямую отсылку к любви-позыву, которая принципиально не завершается браком.
 (329x45, 1Kb)
Эпитет Афродиты "Урания" подразумевает возвышенную любовь-страсть, которая (что еще важнее!) не завершается у греков браком "романтического" типа.
Афродита Урания
Кристиан Грипенкерл.
 (397x390, 77Kb)
Своеобразное разделение Афродиты на Уранию и Пандемос осмысливалось как выделение двух универсальных сфер существования богов, героев и людей, равно доступных для представителей каждой из трех групп, вне зависимости от "размера" величия каждого из них. Принцип "номоса" как всеобщего закона мог быть реализован в царстве Афродиты только в форме сочетания двух различных, но равно относящихся ко всем законов.
 (329x45, 1Kb)
Не случайно одним из распространенных эпитетов, обозначающих богиню любви, стало у греков слово Пейто -- "Убеждающая". Силу эроса греки действительно воспринимали как силу убеждения человека в глубоком единстве природного и социального, в необходимости подчиняться законам, проистекающим из этого единства.
Триумф Венеры
Элси Рассел, 1980 г.
 (699x504, 151Kb)
Разум, стремящийся утвердиться в своей способности постигать и преобразовывать реальность, неудержимо влечется к потаенным и хаотическим областям человеческой жизни -- только здесь он может по-настоящему проверить свои возможности. Одним из возможных результатов проникновения разума в сферу хаоса является их взаимное уничтожение, которое греки предпочитали определять позитивно в качестве "гармонии".

Облик прекрасной женщины, выражающей идею возвышенного, небесного эроса, но созданной при этом из хаотической смеси крови, спермы и морской влаги, представляет собой идеальный символ понятой по-гречески гармонии бытия.
 (329x45, 1Kb)
Фольклорная культура Древней Греции по-своему осмыслила и представила эту гармонию в многочисленных обрядах и ритуалах, посвященных Афродите. Наибольшей популярностью в массовом сознании пользовались сюжеты, связанные с любовной связью Афродиты и Адониса, закончившейся трагической гибелью Адониса на охоте. Все соответствующие обряды группировались вокруг двух основных событий -- радостного и печального. Первым стала свадьба Афродиты и Адониса, вторым -- оплакивание прекрасного юноши.
Венера и Адонис
Тициан.
Рим, Национальная галерея Античного искусства
 (699x672, 213Kb)
Венера и Адонис
Франсуа Лемуан, 1729 г.
 (586x699, 209Kb)
Чрезвычайно трогательно выглядит греческий обычай разводить "садики Адониса": за несколько недель до праздника все женщины семьи, включая самых маленьких девочек, высаживали в горшки или корзины с землей рассаду пшеницы, ячменя, латука, сладкого укропа и разных цветов.
Венера с зеркалом
Тициан, 1554-55 гг.
Вашингтон, Национальная галерея искусств
 (570x699, 132Kb)
Маленькие девочки тайком клали подарки на алтари богини, часто находившиеся в уединенных живописных местах в садах и рощах; часто это были куклы или дешевые украшения, подаренные родителями. Все эти детали обрядности Афродиты показывают нам специфически греческую смесь интимности и публичности человеческого существования, естественно и без труда вселявшуюся уже в детские души. Радость сливалась со страхом точно так же, как пена сливалась с кровью...

Как следует называть то, что возникает из этого слияния? Греки назвали ее Афродитой.
 (329x45, 1Kb)

источник
Венера, упрекающая Юпитера
Абрахам Янссен, 1612-13 гг.
Чикаго, Институт искусств
 (443x369, 71Kb)
Афродита имела эпиклесы (эпитеты):
 (329x45, 1Kb)
Афродита-Пандемос. Поклонение ей ввел Тесей.

Афродита-Урания. Ей впервые поклонялись ассирийцы, у афинян ввел его Эгей . По некоторым, старшая из Мойр . Афродите Урании как матери Ананки посвящен LV орфический гимн. Предположительно перевод Meleket Aschamain «царица небес», прозвища Астарты у Иезекииля . Ее храм в Кифере воздвигли финикияне.
 (329x45, 1Kb)
Киприда — от острова Кипр, где Афродита впервые вышла на берег. Эпитет Афродиты .
Пафия, Пафийка, Пафосская богиня — от г. Пафос на Кипре, где находился храм общегреческого значения.
Киферея (Цитерея) — рождённая близ острова Кифера , другого центра почитания; так как вначале пристала к Киферам, прежде чем родиться у Кипра ;
Идалия (Идалийка) — от города Идалион и по горе Идалии на Кипре, где Афродита почиталась, как главное божество;
Амафусия (Аматузия) — от города Амафунта на Кипре, центра почитания богини;
Акидалия — от Беотийского источника.
Эрикина. (лат. Эрицина.) Эпитет Афродиты . Ее святилище было не только в Сицилии, но и в Псофиде (Аркадия) .
 (450x600, 43Kb)
Афрогенейя («пенорожденная»).
Анадиомена (выныривающая) — появившаяся на поверхности моря;
Евплея (Эвплойя) (эпитет Афродиты как покровительницы мореплавания .);
Понтия (морская).
 (329x45, 1Kb)
Меланида (чёрная, мрачная),
Скотия (тёмная, мрачная),
Андрофонос (губительница людей) и, в противоположность,
возможно, Сосандра (спасающая людей),
Эпитимбия (погребальная),
Мухейа — богиня тайных мест
вероятно, сохранились отголоски древних функций богини, связанных со смертью.
 (367x599, 44Kb)
Дола (обманщица),
Морфа (дающая красоту),
Анфея (цветущая),
Пейто (убеждающая, обольщающая),
Гетерия — покровительница гетер,
Порн — покровительница разнузданной страсти,
Дарцетос — покровительница праздной лени,
Диварисатрикс и
Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт),
Каллипига (прекраснозадая),
Кастния (Кастниетида) — покровительница бесстыдства. Только эта богиня принимает в жертву свиней .
 (329x45, 1Kb)
Акрея. Эпитет Афродиты на Книде .
Алентия. Эпитет Афродиты в Колофоне .
Апатурос. Ее храм в Фанагории. Есть миф, что на Афродиту здесь напали гиганты, она призвала на помощь Геракла и спрятала его в пещере, а затем поодиночке приводила их к Гераклу .
Арента.
Арея. «Воительница». Храм Афродиты Ареи в Спарте . Святилище в Платеях, выстроенное после победы при Марафоне .
Бербея.
Диона.
Киндиада. Ее святилище около Баргилий (Кария).
Колиада.
Колотида. Эпитет Афродиты на Кипре .
Морфо. Прозвище Афродиты. Ее храм в Спарте, там она сидит под покрывалом и с оковами на ногах, которые наложил Тиндарей.
Филомедея.
Рождение Афродиты из моря
Афродита в окружении двух нимф
Мрамор, центральная панель трона Людовизи
Ок. 465 г. до н.э.
Национальный музей Терм, Рим.
 (700x467, 84Kb)
 (329x45, 1Kb)
Рубрики:  Живопись.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку