Цитата сообщения Dancing_Witch
Антикварный бисер
Долгими зимними вечерами принято заниматься какими-то особо уютными и домашними делами - рукоделие во всех его видах для этого подходит как нельзя лучше.Ведьма, например, больше всего любит вышивку и бисер, а конкретнее - вышивку бисером. С вышивкой связано столько примет и суеверий, что сразу понимаешь - здесь замешано колдовство, то, что называют бытовой магией и даже магией судьбы.Почему вышивальщица стремится сделать идеальной не только лицевую, но и изнаночную сторону работы? Да ведь само полотно это как наша жизнь - хочется, что бы все происходило без сучка, без задоринки.Соответственно, и на полотне не должно быть лишних узелков, нить не должна скручиваться и запутываться, иначе создаются неприятные путаницы в судьбе.Вышивка и ткачество, как вариант создания полотна жизни, нити судьбы присутствуют в античных мифах, например об Арахне, превращенной в паучиху за то, что ее рукоделие было лучше, чем у богинь.С того момента все рукодельницы (особенно те, что сведущи в ведовстве) стараются оставлять в работе небольшие изьяны, что бы не вызывать зависть богов.Миф о трех сестрах, плетущих и обрезающих нити человеческих судеб, наверное и был основой всех суеверий, связанных с вышивкой, шитьем и ткачеством - то есть всеми видами рукоделия, где задействованы нитки.Связанные, сплетенные из крапивы рубахи возвращают человеческий облик двенадцати заколдованным принцам-лебедям в сказке Андерсена.Выражение "сплетение судеб" давно уже стало символичным, а сравнение жизни человека с тканным ковром, полотном, вышитым орнаментом с причудливым узором ни у кого не вызывает сомнения.Предстваление о рушнике, как о дороге жизни способствовало тому, что вышитые полотенца сопровождали человека на самых важнах этапах его жизни - рождении, свадьбе.О символах в вышивке и ткачестве, о значении орнаментов вообще можно говорить не один день.Даже христиане не рискнут раздавить паучиху, плетущую сеть из серебристых нитей - памятуя историю о том, как в пещере, затканной паутиной пряталась Божья Матерь.У вышивальщиц имеются даже отдельные сюжеты, вышивая которые можно повлиять на судьбу напрямую - встретить любимого, забеременеть, получить новый дом, машину, улучшить благосостояние.
Ну а мне лично нравится бисер, когда переливы красочных нитей начинают сиять и завораживать игрой света на стеклянных бусинах.Сейчас бисерное рукоделие расцвело пышным букетом разнообразных техник, о которых и речи не было в семнадцатом-восемнадцатом веках.Но старинные изделия зачаровывают тем сильнее, когда понимаешь сколько труда и фантазии в них вложено, при достаточно ограниченном выборе материалов.Да и вообще, люблю антиквариат, а уж антикварный бисер - это нечто.
А это современные вышивки - для сравнения.
Приемы создания изделий из бисера и стекляруса в России XVIII-XIX веков
Дата публикации: 27.08.2002
Источник: "Русскiй Антикварiатъ"
А. Петракова
Добавить отзыв
Для определения времени создания изделия важны не только форма, размеры и цвет бисера или стекляруса, но и использованные при изготовлении этого изделия приемы работы. Ряд приемов, популярных в XVIII веке, не использовался или почти не использовался в XIX, в то время как в XIX столетии были изобретены новые приемы работы с бисером и стеклярусом, ставшие характерными для изделий этого времени.
При изготовлении изделий из бисера и стекляруса в России XVIII века мастерицы использовали главным образом три приема: саженье, шитье «в прикреп» и низание.
Одним из наиболее распространенных и старинных приемов работы, использовавшихся на Руси еще при шитье жемчугом, было саженье (другое название – шитье по бели). При этой технике узор покладывался «белью» шнуром из льняной или хлопковой нити, и по нему выкладывался жемчуг, предварительно нанизанный на нитку. Каждая жемчужина пришивалась к бели поперечным стежками. С приходом моды на изделия из бисера и стекляруса эта техника была приспособлена к новым материалам. Саженье использовалось главным образом при изготовлении из бисера и стекляруса предметов культового обихода.
В светских изделиях из бисера и стекляруса использовался другой тип вышивки шитье в прикреп. Бисер или стеклярус нанизывался на нитку или проволочку, которая пришивалась к изделию поперечными стежками на расстоянии между несколькими бусинами (рисунок перед началом работы наносился на ткань). Основой для таких вышивок служил, как правило, льняной холст, часто с нашитой на него шелковой тканью. Шитье в прикреп применялось для создания картин и панно из бисера и стекляруса, причем нитки с бусинами располагались на ткани так, чтобы подчеркнуть форму изображаемых предметов и персонажей.
Для изготовления чехлов для небольших предметов (шкатулок, коробочек и т. п.) использовалась техника низания. Для этого бисер нанизывали на льняную нить или на конский волос так, что либо в одной из бусин две нити пересекались, либо они проходили параллельно (в зависимости от сложности узора). Обязательным условием было наличие двух рабочих концов нити. Число таких пар соответствовало ширине изделия, а направление отверстий бисеринок, горизонтальное и вертикальное, чередовалось через ряд.
На рубеже XVIII XIX вв. появляются новые приемы изготовления изделий из бисера и стекляруса, которые стали использоваться в русских бисерных изделиях XIX столетия: вышивка, вязка, вдавливание в воск и проч. Шитье в прикреп применяется теперь только для оформления предметов культового характера, в то время как в светском быту приобретает популярность вышивка по цветному рисунку, при которой бисеринки пришиваются по одной к холсту или канве в соответствии с переплетением нитей ткани. В 1830-х годах появляется бумажная канва. Для таких вышивок использовались очень тонкие иглы.
Техника низания сохраняется до начала XX века только в народном искусстве, в городском же наблюдается перемена в технике работы: нити переплетаются не внутри бусин, а у их отверстий, поэтому все бусины располагаются в одном направлении. Также использовалась рамка с параллельно натянутыми нитями: нитка с нанизанными бусинами накладывалась на эти основы так, что между ними помещалось по одной бусине, а затем эта же нить продергивалась через каждую бусинку в обратном направлении, огибая нити основы с изнанки. Бисерины таким образом ложились ровными рядами, боковой стороной. Такой способ низания позволял создавать ажурную прозрачную сетку, которая использовалась для витражных экранов, устанавливавшихся на подсвечники, при плетении цепочек и проч.
Для создания объемных вещей кошельков, сумочек и проч. использовали вязку. Бисер нанизывался на нитку согласно рисунку, а потом мастерица вязала эту нитку крючком, или на спицах, оставляя бисер по одной штуке с правой стороны. Вязка на спицах давала более редкую и эластичную сетку, чем вязка крючком.
Менее распространенным способом работы с бисером, изобретенным в XIX веке, был прием вдавливания в воск. Бисер предварительно подогревался и вдавливался по рисунку в ровную поверхность восковой пластинки. Внешне работа отличалась от бисерных изделий, выполненных другими приемами, только фоном из желтоватого воска. Такие работы более хрупки и недолговечны, чем различные виды вышивки и плетения из бисера, поэтому количество дошедших до нас образцов очень невелико. Обычно в этой технике изготавливали небольшие настенные или настольные картины.
Во второй половине XIX и в начале XX века мелкий бисер и стеклярус используются для отделки женских туалетов: ими вышивают детали одежды и аксессуары сумочки, косынки, шарфы. Используется шитье в саженье, прошивка на проем бусин и групп, низание. Кроме того, в этот период появляются новые приемы: мелкие сорта бисера наклеивают на бумагу, бисером инкрустируют деревянные поделки, в т. ч. веера. Но эти способы декора были временным увлечением и широкого распространения не получили.
По материалам статей и книги Е.Ю.Моисеенко и В.А.Фалеевой "Бисер и стеклярус в России XVIII – начала XX века". (Л., 1990.)