Кружево острова Бурано |
Мы уже познакомились с БУРАНО /BURANO/-островком в венецианской лагуне, где жители раскрашивают сво дома в разные цвета, делая окружающий мир веселее и красочнее... В истории жителей Венецианской лагуны маленький остров Бурано не был знаменит ни древними традициями, ни значимыми памятниками старины. Но, тем не менее, он продолжает свое существование, заселенный людьми, жизнь которых, как и много веков назад, по-прежнему теснейшим образом связана с морем. Бурано – это остров рыбаков.
Здесь испокон веку, а именно с тех самых времен, когда стала заселяться лагуна, жители Бурано занялись рыболовным промыслом. Но не только и не столько дарами моря живет столетиями с периодами небывалого процветания один из 118 островов сказочной Венеции. Другим промыслом местного населения было плетение кружев, существовавшее на протяжении веков.
На Бурано, названном островом Кружева, развитие этого ремесла началось где-то в XVI веке. Этот долгий и кропотливый труд когда-то стал уделом женщин Бурано, ожидающих, когда их мужья вернутся с улова. Пока мужчины ловили рыбу, женщины занимались домашним хозяйством.
Помимо хозяйства, женщины починили и плели снастей. Навыки завязывания узелков позволяли в зимнее ненастное время заниматься изготовлением предметов, украшающих быт, в том числе и плетением кружев. Так это или нет, но остров Бурано славится своими кружевницами. Сначала кружевницы были исключительно из числа бедных рыбацких семей. Они пользовались иглой и нитью. Первые образцы были узкие кружева с незатейливым рисунком.
Свои навыки и приемы работы они передавали по наследству от матери к дочери, многие, совершенствуя это мастерство, изготавливали кружева для продажи. Постепенно усложнялась и совершенствовалась техника, соединяя в себе шитье и плетение.
Но настоящий расцвет кружевоплетение достигло в эпоху Возрождения. Знать стремилась украсить свою одежду, и кружево как нельзя более подходило для этого. Узелковым кружевом украшали воротники и края одежды, модные жабо и нижнее белье. В это время кружево ценится на вес золота и его используют в качестве валюты. Плетение кружева процесс трудоемкий и долгий. Чем тоньше и затейливее рисунок, тем выше его качество и цена.
В начале XV века в Венеции в женские монастыри стали приходить девушки из знатных семей. Здесь они получали не только образование, но и навыки кружевоплетения. Учитывая возрастающий спрос на этот вид рукоделия, работы выполненные послушницами продавались, пополняя казну монастырей.
Неудивительно, что к средине XVI века начинают появляться кружевные изделия с сюжетами на библейские темы. Видоизменяя технику кружевницы с острова Бурано, стали использовать не только шитье иголкой или узелковое плетение, а и совмещать оба этих вида в одном изделии.
К XVII веку появляется гипюр, который быстро завоевывает любовь модниц. Гипюр в руках мастерицы приобретает изысканный вид за счет применения не только шитья иглой и узелкового плетения на коклюшках, но и сложного соединения двух этих приемов в одном кружеве.
На смену острым зубцам приходят полукруглые фестоны с растительным или цветочным орнаментом. Особенно в этот период ценится венецианское кружево. Только царские персоны и самые богатые люди мира могли позволить себе приобрести кружево венецианских мастериц.
Успех, достигнутый с годами, вместе с растущей потребностью в кружевах многих аристократических семей и обеспеченной европейской буржуазии, обусловили необходимость поставить производство на широкую ногу и, вследствие этого, появление на Бурано особой школы кружевниц.
Пройдя через длительный период славы вплоть до конца XVIII века, легендарное венецианское кружевоплетение достигло высочайшей виртуозности. Новшество кружевниц острова Бурано заключалось в так называемом «воздушном стежке», кружеве, сотканном иглой.
К сожалению, в XVIII веке из-за иностранной конкуренции, в особенности со стороны Франции, а также заката Венецианской республики, эта процветавшая отрасль постепенно утратила свою славу.
Развитие машиностроения и изготовление станков, удешевляющих процесс плетения, сделали ручной труд неконкурентоспособным. Хотя качество и внешний вид изделий значительно уступает рукодельным шедеврам. Но, тем не менее, этот вид рукоделия не исчез. Современные итальянские дизайнеры, применяя кружево ручной работы, стараются возродить интерес потребителей к этому виду рукотворного искусства.
Сегодня на острове Бурано создан Музей Кружева. Три этажа музея занимают экспонаты представленные разными периодами развития кружевного ремесла Бурано, прозванного венецианским кружевом.
Среди экспонатов можно увидеть прекрасные образцы старых мастериц и изделия современных рукодельниц. Имеются образцы церковного облачения, украшенные кружевом, плетенным из золотых и серебряных нитей.
Здесь можно увидеть украшенные одежды и отдельные элементы (воротнички, манжеты, жабо), постельное белье, скатерти, салфетки и другие предметы быта, отделанные этим замечательным кружевом. Четвертый этаж представлен экспонатами, показывающими, как изменились инструменты позволяющие изготовлять шедевры ручного плетения.
В магазинчиках Бурано и у торговцев сувенирами на улице, можно приобрести на память какую-нибудь вещицу с вышивкой. Однако нужно понимать, что ручная работа – это долгий кропотливый труд и стоимость такого сувенира достаточно высока.
Если вы хотите увидеть сегодняшний остров Бурано во всем его тихом и незаметном очаровании по сравнению с яркостью и блеском центральной части Венеции, ни на секунду не забывайте о занятиях его жителей.
И тогда «дверцы» этого закрытого мирка приоткроются вам навстречу, и вы сможете по-настоящему оценить его красоту, его маленькие домики, насладиться необычной певучестью диалекта и ощутить превосходный союз воды, человека и природы.
Лидия Ашмарина специально для
Euguide.Ru – журнал об отдыхе в Европе
http://laiver.ru/euguide.ru.htm
Рубрики: | Кружевоплетения |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |