-Видео

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ларипончик

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.04.2012
Записей: 2340
Комментариев: 192
Написано: 2637


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ КОНЦА 18 ВЕКА СО СЛОВ ЯПОНСКОГО КАПИТАНА ДАЙКОКУЯ КОДАЮ.

Вторник, 05 Апреля 2016 г. 15:50 + в цитатник
Цитата сообщения Капочка_Капа ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ КОНЦА 18 ВЕКА СО СЛОВ ЯПОНСКОГО КАПИТАНА ДАЙКОКУЯ КОДАЮ.

Десять лет японский капитан Дайкокуя Кодаю жил в России и записывал все, что видел и слышал: от внешнего вида людей до правил кастрации животных. На основе этих записей японский ученый Кацурагава Хосю написал книгу "Краткие вести о скитаниях в северных водах" (яп. 北槎聞略 / Хокуса Бунряку), составлена в августе 1794 г., в которой очень подробно и скурпулезно описал жизнь русских людей и облик страны в целом.

Адам Кириллович Лаксман – руководитель посольства на бригантине «Екатерина». Токийский национальный музей.

9 (20) октября 1792 г. у Нэмуро, поселка на восточном берегу острова Эдзо (ныне Хоккайдо), появился русский корабль - бригантина "Екатерина". На нем прибыла в Японию экспедиция Адама Кирилловича Лаксмана .

Это была первая официальная попытка России установить дружественные отношения и начать торговлю с Японией. На корабле по приказанию Екатерины II были возвращены в Японию три японца - Дайкокуя Кодаю, Исокити и Коити. Один из них, Коити, вскоре же по прибытии в Японию умер, а Кодаю и Исокити оказались первыми очевидцами, рассказавшими в Японии правду о России. 
 

История пребывания этих японцев в России такова.         

В 1789 году японский корабль «Синсе-мару» капитана Дайкокуя Кодаю (житель деревни Вакамацу в Исэ (префектура Миэ) с экипажем из 16 матросов попал в бурю. Морякам пришлось срубить мачту, и судно после 248 дней дрейфа прибило к российскому берегу в районе Алеутских островов. Далее японцев ждали почти девятилетние скитания по Российской империи в надежде вернуться на родину.

Впоследствии Дайкокуя Кодаю отправился в Санкт-Петербург и добился аудиенции у Екатерины II, которая повелела снарядить для их возвращения в Японию корабль, а его соотечественники Синдзо и Седзо тем временем преподавали японский язык в иркутской школе. Только через 9 лет и 9 месяцев Кодаю и двое его спутников вернулись в Японию, где он составил подробный отчет о пребывании в России и первый японско-русский словарь

Вот что пишет капитан -

1. В русском алфавите 31 буква, все буквы имеют звук, но не имеют смысла. Соединенные вместе, несколько букв образуют одно слово, и только тут появляется смысл.

2. В России производство пяти зерновых растений очень незначительное, поэтому все жалованье выплачивается деньгами.

3. Церкви гораздо выше домов простых людей, и строятся так, что постепенно сужаются кверху. Крыши круглые, вроде перевернутого горшка, а в центре ставят крест, покрытый латунью. Главное здание храма и колокольня одинаковы. Вокруг крыши сделано много круглых дыр для голубей.

4. Глаза у русских голубые, носы очень крупные, волосы каштановые. Волосы русские отращивают со дня рождения, поэтому они очень тонкие и мягкие. Бороду бреют, как знатные, так и простые люди, только среди крестьян можно встретить людей с бородами.

5. У жителей Сибири волосы и глаза черные. Мужчины одеваются в общем наподобие голландцев.

6. Женщины все одеваются по немецкому образцу. Красивыми у них считаются женщины с румяными лицами.

7. По всей стране летом ложатся спать от 8 до 10 часов вечера, а встают от 3 часов 30 минут до 5 часов 30 минут утра.
Зимой ложатся спать от 9 до 11 часов вечера, а встают от 12 часов до 2 часов 40 минут дня. Это объясняется тем, что день в это время очень короткий, а ночь — очень длинная.
8. В Москве и Петербурге, да и не только там, а по всей стране, старым русским языком не пользуются, а часто перемешивают его с французским и немецким языками. Этикет полностью основывается на французских правилах.
9. Поскольку страна расположена близко к северу, там везде очень холодно. Обычно снег выпадает с конца сентября и лежит до апреля-мая.
10. Особенно холодно в Якутске и Петербурге, потому что они расположены ближе к северу. Нередко там бывает такой мороз, что отпадают уши и носы, а иногда даже остаются без рук и ног.
11. Летом особенной жары не бывает, даже в суконной одежде без подкладки обычно не бывает жарко. В такой холодной стране, конечно, не растут пять злаков. Сеют только гречиху, табак, огурцы, арбузы, фасоль, редьку, морковь, репу и салат. Рис привозят из Турции, поэтому рис там очень дорогой.
12. Чиновники прикрепляют к шляпе цветок, сплетенный из шелка: военные — белый цветок, штатские — черный.
13. И мужчины, и женщины, после того, как сделают прическу, посыпают ее пудрой, и волосы становятся как седые. Люди низших сословий пользуются для этого порошком из картофеля.
14. И мужчины, и женщины ездят на лошадях, но женщины, садясь в седло, одну ногу сгибают и кладут поверх седла, а другую свешивают. Однако женщины низшего сословия ездят так же, как мужчины, садясь верхом.
15. Младенцы лежат в подвешенных ящиках, где постлан суконный тюфяк, набитый птичьим пухом. Когда ребенок плачет, ящик качают.
16. У всех — и у благородных, и у простых — один муж имеет одну жену, наложниц не заводят.
17. Иностранцам разрешается жениться на русских, но для этого они должны принять русскую веру и переменить имя и фамилию. В противном же случае брак не разрешается.
18. Когда рождается ребенок, все родственники приходят справляться о его здоровье и приносят деньги. Из родственников и знакомых выбирают человека побогаче, и он в качестве нареченного отца дает новорожденному имя.


19. Медицина не делится на терапию и хирургию: лечением глазных, зубных, женских и детских болезней занимается один человек. Кроме того, есть фармацевты, которые называются аптекарями и заведуют аптеками.

20. В столице в семьях чиновников и богачей обязательно держат негров, иногда по три-четыре человека, а иногда по семь-восемь. Бывает и так, что заводят негров мужчин и женщин, чтобы от них были дети. Их лица черные, как черный лак, носы широкие, губы вывернутые и очень красные, белые только подошвы ног.

21. Верстах в пяти от Петербурга есть большой остров, куда все время непрерывным потоком стекаются иностранные торговые корабли. Этим и объясняется, что, хотя в России почти ничего не производится, все полностью удовлетворяется продукцией других стран.

22. Русские слова «водка», «вино», «пиво» автор в своем словаре переводит описательным способом: водка у него — «хорошее сакэ», вино — «плохое сакэ», пиво — «мутное сакэ».

23. Порядок кушаний в обычные дни такой: сначала едят ветчину с хлебом, затем куриный суп, после него говядину, потом бульон из рыбы, после которого — залитые молоком круглые колобки из теста.

Вслед за этим подают жареного гуся, и в заключение едят жиденькую кашу. Наконец, подают сладости, затем моют руки, полощут рот, пьют кофе, курят и встают из-за стола. После обеда и благородные, и простые люди ложатся на час поспать.

24. В кушанья добавляется много сахара и сливочного масла. В рыбу и птицу перед приготовлением набивается виноград, белые сливы, апельсины, засыпанные сахаром, а также рис или крупа.

25. У простого народа обед состоит из одного блюда — из мяса или рыбы с хлебом. Редьку едят сырой, присыпав солью. Посуда состоит из оловянных или деревянных мисок, а ложки делаются из меди или дерева. Говядина — это повседневная пища как в верхах, так и в низах.

26. Женские роли в театрах исполняются настоящими женщинами, вследствие чего иногда в театре бывают случаи распутства.

27. Три публичных дома имеются в Петербурге и три — на Васильевском острове. Кроме того, есть еще тайные логова отдельных проституток в различных местах. Правила там очень строгие, и если обнаружат такую нелегальную проститутку, то наказывают не только ее, но и ее гостя.

28. В России вообще не празднуются ни Новый год, ни пять сезонных праздников, а день рождения императрицы считается радостным праздником, который празднуют по всей стране как благородные, так и простые люди. Точно так же празднуются и дни рождения наследника престола и внуков императрицы.

29. В России многих домашних животных кастрируют. Благодаря этому они хорошо жиреют и цвет их шерсти становится красивей.

30. Петербург — это новая столица России, построена она в высшей степени красиво. Дома все кирпичные, высотой в четыре-пять этажей. Жилища простых жителей от домов правительственных чиновников особенно не отличаются.
В 1600 г. английский капитан Уильям Адамс, спасаясь от непогоды, подошел к японскому острову Косю… и 20 последующих лет провел в Японии, где и умер. Его история легла в основу книги Д. Клавелла Сёгун, которую, выражаясь нейтрально, можно охарактеризовать как «смертельно интересную»

 

Из «протоколов допроса» японского капитана Дайкокуя Кодаю, жертвы кораблекрушения, попавшего в Россию в 1783 г. Это «Сегун» наоборот!

А здесь у нас: японский капитан + 10 лет проведенных в России +подробнейшая «энциклопедия русской жизни» 18 века — от цен на ананасы до описания процедуры подкидывания младенцев в сиротские приюты. Тема алкоголя (и вина в т.ч.), естественно, поднимается не раз, что видно хотя бы по чертежу самогонного аппарата на рисунке выше. То есть это ещё и история вина в России.

На карте ниже — путь, проделанный Кодаю по маршруту «туда и обратно»

map_j

За годы своего пребывания в России (1783-1792) Кодаю самостоятельно с нуля хорошо выучил русский язык, два раза пересек Россию из конца в конец, «взял интервью» у сотен русских и нерусских людей и, конечно, пережил массу приключений. Он был свидетелем убийства. Приходил в качестве «наглядного пособия» в своей национальной одежде в школу, где выступал перед детьми.

Был принят и награжден Екатериной II. В его воспоминаниях о России есть все — родословная царей, правила игры в бильярд, устройство туалетов, рецепт капустного самогона, описание вечера в публичном доме и землянок коренных жителей острова Амчитка.  Дочь смотрителя царскосельских садов, Софья Буш сочинила в честь него песню Ах скучно мне на чужой стороне -  ее Кодаю перевел и привез в Японию.

 
 

История вина

Но самое удивительное, что проехав всю Россию, а ехал он год, Кодаю в своих записках о России ни единым словом не упомянул о знаменитом русском пьянстве, которое всегда присутствовало в описаниях путешественников с Запада. То есть, судя по тому, что он написал, его не существовало в природе, и это наводит на мысль, а где тогда больше пили?! Побывал он и во многих злачных местах Петербурга и подробно рассказал о публичных домах, которые очень ему понравились, вполне легально существовали и были в большой популярности у русских людей самого разного достатка и звания. Удивительно, что внутри эти заведения были богато убраны, а уж обходительность девушек, которые не только не брали с него денег, а напротив, сами дарили ему подарки, превзошла все его ожидания.

Лингвистические тонкости

Кодаю составил краткий словарь русского языка. Современные исследователи находят очень мало ошибок в этом словаре. Их основной источник — несоответствие реалий японской и русской жизни. И вино, в частности, тоже попало в эту категорию — ведь вина в Японии не знали.  Поэтому русские слова «водка», «вино», «пиво» Кодаю в своем словаре переводит описательным способом: водка у него — «хорошее сакэ», вино — «плохое сакэ», пиво — «мутное сакэ». 

В свою очередь, «вином» в тогдашней России, называли любой алкогольный напиток — от самогона до пива (см. примеры из словаря Даля). Поэтому, с совершенной определенностью знать, о каком именно «вине» идет речь, можно в тех случаях, когда Кодаю дает специальные пояснения.

 

Виноградное вино — редкость.

Из воспоминаний японского капитана можно реконструировать зарождающуюся историю вина в России конца 18 века. Упоминания о виноградном вине в тексте встречаются редко, по-видимому сам Кодаю его не пробовал/не любил, и в дворянском быту того времени оно не было широко распространено. При отъезде из Петербурга, он получил самые разнообразные прощальные подарки от многочисленных знакомых и друзей (среди них большинство — высшая российская знать). Самые разные вещи — от жареных гусей до микроскопа. Но вина никто не подарил. Сам Кодаю говорит так:

В России в 18 веке «французской водкой», «фряжской водкой» или «парижской водкой» называли коньяк

«Завтракают обычно около полудня, перед завтраком обязательно пьют вино. Напитки все спиртные. Среди них высокосортным считается вино под названием “пунш”, ввозимое из Франции, его называют также “французской водкой”. Пьют также и виноградные вина. Говорят, что их тоже ввозят из-за границы.»  

В главе о напитках мы читаем:

«Имеется вино, называемое “французская водка” Ее привозят из Франции, она такая крепкая, что если взять в чистом виде в рот, то кожа во рту обжигается и отстает. Поэтому ее пьют разведенной в теплой воде и добавив по вкусу сахар.» Из сопоставления этих двух отрывков видно, что Кодаю путает пунш с коньяком, который, очевидно, добавляли в пунш, и вряд ли он пробовал оба напитка сам.

 

Энциклопедия русской жизни

Энциклопедия русской жизни по Кодаю. История вина в России 18 века

Ложка, вилка и нож – вещи для японца того времени поистине удивительные. Токийский национальный музей.

Его удивляло, что люди берут воду прямо из реки, а колодцы роют только в деревнях. Заметил, что русские очень любят похваляться своим богатством, но что и нищих в России увидел мало, и то многие из них тюремные арестанты. Крайне удивляло Кодаю, что после бани россияне пребывали в исподнем. Зато когда он также после бани надел юката (легкий халат), это произвело настоящую сенсацию, и многие стали следовать его примеру и завели себе похожие халаты.

Порядок кушаний в обычные дни такой: сначала едят ветчину с хлебом, затем куриный суп, после него говядину, потом бульон из рыбы, после которого – залитые молоком круглые колобки, приготовленные из теста, замешанного, как клейстер. Вслед за этим подают жареного гуся и в заключение едят жиденькую кашу. Наконец подают сладости, затем моют руки, полощут рот, пьют кофе, курят и встают из-за стола.

После обеда и благородные и простые люди ложаться на час поспать. У простого народа обед состоит из одного блюда – из мяса или рыбы с хлебом. Редьку едят сырой, присыпав солью, на закуску к вину. Это вино называется пива, оно приготовляется из муки.

В столице в семьях чиновников и богачей обязательно держат негров, иногда по три-четыре человека, но бывает, что и по семь-восемь человек. Вообще во всех домах среднего достатка и выше любят собирать драгоценные камни, птиц, животных, рыб, раковины и иные всевозможные диковинные и редкие вещи и хвастаться ими.

Если умрет человек, не получивший крещения, его не хоронят у храма, а обращаются с ним, как с издохшим животным или скотом.

Наказаний существует только 3 вида: порка плетьми, вырывание ноздрей и клеймение. Смертной казни совсем нет. При клеймении на щеку ставится круглое клеймо размером около 3 бу. Опасные преступники после вырывания ноздрей или клеймения ссылаются в Малороссию или Сибирь на серебряные или медные рудники.

В школе всё, вплоть до пищи, питья и мебели, лучше, чем в обычном жилье; все сделано так, чтобы ни в чем не было недостатка. Вода для умывания лица и рук постоянно кипятится в большом котле.

При родах садятся на стул, а как только плод выйдет, сейчас же укладываются в постель на высокую подушку.

Незамужние (девушки) ходят с косами, свешивающимися сзади, а замужние сматывают косы на макушке головы в виде маленькой подушечки. — В Японии замужние женщины должны были красить черной краской зубы и сбривать брови — прим. blogovine.ru

В Москве есть монастырь…На его больших воротах помещены огромные куранты, они видны издалека, за несколько ри. Сторож за пять медных копеек разрешает подняться на ворота и осмотреть часы.

Кто хочет подкинуть в воспитательный дом ребенка, должен написать на бирке время его рождения, повесить бирку на шею ребенка и с наступлением ночной темноты принести его под это окно. Если постучать в стенку, то изнутри выдвигается ящик. Ребенка кладут в ящик и снова стучат в стену. Тогда ящик втягивают внутрь, забирают ребенка, а в ящик кладут 500 копеек и опять выдвигают его наружу. Родители берут деньги и уходят домой. Если же родители захотят взять ребенка обратно…то они должны подробно написать год, месяц, число и час, когда они подбросили ребенка, день его рождения, а также номер комнаты, в которой он находится и опустить эту записку в тот же самый выдвижной ящик…Говорят, что иногда возвращают детей, которые научились ремеслу и стали сержантами.

Сюжет пьесы в театре: в одной захолустной деревне жил известный пьяница. У него в голове постоянно была одна мысль: “Досадно, если мне так и придется закончить свою жизнь, даже не попробовав другого вина, кроме мутного сакэ, которое делают в нашем захолустье, закусывая лишь сушеной рыбой. Как бы мне съездить в столицу да попробовать там чудесного вина с хорошей закуской, чтобы было чем вспомнить этот мир!…

Медицина не делится на терапию и хирургию. Лечение глазных, зубных, женских и детских болезней тоже совершает один человек.

Люди низшего сословия одновременно со свадьбой отправляют вещи невесты к жениху, богатые же и благородные люди отправляют вещи постепенно, заранее.

Многие из женщин среднего сословия и выше носят белую одежду.

Нареченный отец дарит ребенку фигурку будды, прикрепленную к крестику величиной в 1 сун 5-6 бу.

Шпагу иногда просто приклеивают клеем к ножнам, чтобы она не отлетала. Шпагу носят все чиновники, а саблю разрешается ностить только военным чинам.

В России совершенно нет переносимых на плечах паланкинов. И даже не столько самих паланкинов, Русские почему-то не хотели верить его рассказам о них

Но что больше всего поразило его в нашей стране, так это…отхожие местаВ Японии их ставили на четырех столбах, приподнимая над землей, ямы внизу не рыли, а падающие вниз фекалии тут же собирали и… набрав достаточно, продавали в качестве удобрений.

Ещё одного обстоятельства, так сказать, «интимного свойства», Кодаю также не понял. Вернее, он очень удивлялся тому, что если послушать российских мужчин, то все они то и дело говорят о… «дзоппа эбёто». Но стоит им только это самое предложить (а среди самураев, да и простых японцев, включая моряков и купцов, сексуальные контакты мужчины с мужчиной считались делом совершенно нормальным!), как они в смущении, а то даже и с гневом отказывались! То есть делать это плохо, а вот говорить, значит, хорошо?! «Тогда зачем же об этом говорить, если не делать?» – удивлялся Кодаю. 

Не понял он и российскую систему финансов и кредита. Само понятие «банк» так и осталось для него не более чем красивым зданием. А вот чем конкретно там занимались, он уяснить себе не сумел.

Воспоминания Кодаю представляют из себя труд, который по приказанию сегуна Токугава Иэнари составил ученый Кацурагава Хосю, присутствовавший на допросе Кодаю в Японии и записавший его «показания». Эта книга называется «Краткие вести о скитаниях в северных водах» (составлена в августе 1794 г.)

До 30 гг. 20 века она была засекречена. После вышла и в Японии и в России (в переводе В.М. Константинова крошечным тиражом). В отсканированном виде есть здесь

Краткие вести о скитаниях в северных водах - Читать онлайн

13-16  оглавление  18-22 предисловие 23-40  "россия 18 века глазами японцев" статья в.м. константинова, 1961г        41- первая глава...

Ну, а русское посольство находилось в Японии до конца июля 1793 года, и даже сумело получить разрешение на один русский корабль в год, который мог прибыть в порт Нагасаки. Но российское правительство им так и не воспользовалось, а после смерти Екатерины о Японии и вовсе позабыли, так как уж очень она была далеко!

Сейчас можно только лишь гадать, как изменился бы ход истории, если бы России и Японии удалось бы в то время наладить между собой дипломатические и торговые отношения. Возможно, изменилась бы и вся последующая история человечества, и мир бы сегодня был совсем другим?

Зато сейчас мы можем прочитать в этих старых записках, как жили наши предки!!

Капочка Капа

по материалам вики  /  blogovine.ru

Серия сообщений "Япония":
Рубрики:  это интересно

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку