-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в поляник

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.12.2011
Записей: 5053
Комментариев: 202
Написано: 5559


Синие цветы Гжели

Воскресенье, 25 Ноября 2012 г. 12:41 + в цитатник
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts Синие цветы Гжели

Маленькая деревенька Гжель впервые была упомянута
650 лет тому назад в духовной грамоте великого московского князя Ивана Калиты.
Позднее гжелью стала называться большая территория двух бывших уездов Московской
губернии: Бронницкого и Богородского. В этом районе издавна были обнаружены
богатейшие залежи высококачественных глин, что способствовало развитию здесь
гончарных промыслов. Отсюда по стране развозились черепица, кирпич|, гончарная
посуда, игрушки. Благодаря уникальности глин Гжель входила в число дворцовых
земель.


В 1724 году решением Мануфактурной коллегии было предложено предприимчивым людям открывать фабрики по производству и посуды, на
что будут даны . В этом же году в Москве, в районе Таганки, купец Афанасий
Гребенщиков открывает первый русский майоликовый завод. С его возникновением связано появление в Гжели производство прославившей ее майолики.

Талантливые народные мастера усовершенствовали технику майолики.

Им удалось получить теплый, желтоватый оттенок эмали (московские изделия имели белую с холодным серым отливом эмаль). У
Гребенщикова на изготовление посуды большое влияние оказывали привозные
иностранные образцы. Блюда и супницы были крупной формы с мелкой графической росписью, исполненной двумя красками.

На фоне этих вещей особенно отчетливо виден национальный характер гжельской майолики того времени, при создании которой
творчески перерабатывалось все ранее увиденное в соответствии с народными
традициями и собственным вкусом гончара. Особенно любопытны в этом плане
квасники. Отдельные человеческие фигурки и жанровые сцены на плечиках квасников
располагались в разных композициях, что всякий раз обогащало силуэт предмета.

Роспись гжельской майолики выполнялась, как правило, четырьмя красками: желтой, зеленой, синей и черно-фиолетовой. В
сочетании с теплым оттенком белой эмали создавалось удивительное тоновое
равновесие. Известна трудность техники росписи по сырой эмали: требуется быстрое
без поправок нанесение красок, т.е. смелый и точный мазок, обостренное чувствоко мпозиции, линии и цвете. Всем этим обладали талантливые народные мастера.

Во второй половине XVIII века почти все тридцать деревень (гжельских) освоили производство майолики. Она очень популярна; ее
ассортимент разнообразен: квасники, кувшины, кружки, супницы, соусники, блюда,
тарелки, игрушки. В период развития наивысшего производства майолики (1750-1770
г.г.) квасники часто служат в качестве дорогих подарков. Их ценят, тщательно хранят.

В 1790-е годы гжельскую майолику теснит на русском рынке привозной английский фаянс. Он более прочен, легок, и пышно украшен
печатным декором. В сохранившихся гжельских вещах этого периода чувствуется, как
бы некоторая растерянность. Однако предприимчивость и смекалка помогают народным
мастерам с честью выйти из затруднительного положения. Они начинают активные
поиски нужного материала, всеми правдами и неправдами узнают технологию, и в
начале XIX в. в Гжели появляется полуфаянс (майолика к тому времени находит сбыт
только в деревне). Полуфаянсовая посуда имеет светлый черепок, более легкий и
прозрачный и монохромную подглазурную роспись кобальтом или подглазурную
ангобную роспись. Последняя еще отчасти сохраняет цвета, но ее технология
исключает ликующее многоцветье и чистоту тонов, как при росписи по сырой эмали.
В полуфаянсе гжели еще долго будут проглядывать знакомые черты майолик  XVIIIвека: свободная кистевая сюжетная роспись, скульптурное украшение сосудов.

В начале XIX века в Гжели появляются фарфоровые производства. Одним из первых заводчиков стал, тогда еще бесфамильный
оборотистый купец Гжельской волости по имени Яков - основатель будущей династии
Кузнецовых. 1830 - 1840 г.г. считают наивысшим расцветом производства Гжели. К
этому времени здесь было свыше 50 фарфорово-фаянсовых заводов и около 40
мастерских по росписи. Производились все виды сервизной и штучной посуды,
многочисленные бытовые предметы: чернильницы, флаконы, масленки, перечницы,пасхальные яйца и многое другое.

Фарфор Гжели чрезвычайно многообразен, в нем отразились все стили и смены вкусов XIX века, в его производстве использованы
все виды и способы декора. Но неизменно в нем одно - народный характер, т.к.создавался он в сфере народных мастеров и традиций.

В конце XIX века фарфоровое производство переживает глубокий кризис: закрываются заводы, разбредаются в поисках работы по
стране мастера - гончары, утрачиваются традиции. Продукция начала XX века не
представляет какой-либо художественной ценности. Это фарфоровая мелочь в виде
дешевых, рассчитанных на непритязательный вкус статуэток, игрушек и т.д. в
псевдорусском стиле. После империалистической и гражданской войн, из за
трудностей первых послереволюционных лет керамическое производство Гжели  замерло: не было сырья, красок, топлива для обжига.

Только в конце 20-х годов стали появляться в некоторых деревнях первые кооперативные артели. В 1936 году созданная артель
объединила высококвалифицированных мастеров и несколько профессиональных
художников. В первое время они специализировались на выпуске декоративного
фарфора: многоцветных с прорисовкой золотом скульптур и , . На некоторых вещах
стоит клеймо - Гжель искала выход на зарубежный рынок. Промысел постепенно
оживал, но о его возрождении говорить пока не приходится.. Процесс этот начался
несколько позже, когда с артелью в Туригине начинает сотрудничать Институт
художественной промышленности и ставится задача развития в работах современных
мастеров лучших художественных традиций гжельской керамики XVIII - XIXвеков.

Художница Н,Бессарабова и в качестве консультанта крупнейший специалист по русской керамике и фарфору А.Салтыков, за несколько лет они проделали огромную экспериментально-творческую работу. Результатом ее
явилось создание современного декоративного гжельского фарфора с орнаментальной подглазурной росписью кобальтом, а также росписью золотом по синему фону.

В первых вещах того времени отчетливо видна попытка возродить утраченную к концу XIX века технику свободной кистевой
росписи, осмыслить и переработать традиционные посудные формы. Возвращается
плоскостной растительный орнамент, характерный для стилистически сложившихся образцов гжельского полуфаянса XIX века.

Н.Бессарабова работала в артели с 1945 - по 1955годы. Создавая новые образцы, она в то же время обучала технике кистевой подглазурной росписи мастериц живописного цеха.

С 1947 г. обновленный гжельский фарфор стал непременным участником всех выставок современного декоративно-прикладно гоискусства.



link

Рубрики:  Россия
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку