-Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее

 -Цитатник

История обуви: со средних веков до XIX века - (0)

История обуви: со средних веков до XIX века Дневной пиарИстория обуви насчитывает не одно тысяче...

Курьезы моды и парикмахерского искусства. Высокие прически 18-го века. - (0)

Курьезы моды и парикмахерского искусства. Высокие прически 18-го века. Про эти фантастические при...

Мужская одежда Индии - (2)

Мужская одежда Индии Читайте по теме: Украшения индийских женщин * Свадьба. Стиль Индии. * Традиц...

Забавная шутка с армянским матнакашом. - (1)

Матнакаш (арм. մատնաքաշ) Из Википедии - армянский...

Шальвар камиз - национальная одежда Индии - (0)

Шальвар камиз - национальная одежда Индии Читайте по теме: Украшения индийских женщин * Свадьба. ...

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Violett_Lia

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 10632


СОВЕТСКАЯ АРМЕНИЯ.Экскурсия в недавнее прошлое. Часть2

Пятница, 22 Июня 2012 г. 00:06 + в цитатник
Цитата сообщения ИнкоКросс

СОВЕТСКАЯ АРМЕНИЯ.Экскурсия в недавнее прошлое. Часть2
 

 

Километрах в 20-ти на запад от Еревана в араратской долине расположен город Эчмиадзин – центр духовной жизни армян

 

Эчмиадзинский кафедральный собор был построен в V веке, и до сих пор (!!!) это действующий кафедральный собор Армянской Апостольской Григорианской церкви.

 

Формальная история проникновения христианства в Армению внешне традиционна. Первые апостолы новой веры преследовались, а Григорий, будущий первый святой, по имени которого названа церковь, был даже посажен в тюрьму, где просидел 15 лет. В 301 году тогдашний армянский царь Тиридат III заболел, вспомнили про Григория, выпустили из тюрьмы, он вылечил царя, а тот принял христианскую веру.

 

Классический сюжет: гонения, чудо исцеления и утвердившаяся вера. На самом деле, принятие Арменией христианства было, конечно, политическим шагом, утверждавшим ее отличность и независимость от соседей

 

Как бы там ни было, Армении, ставшей в 301 году первым в мире христианским государством, посчастливилось получить прививку чистого первородного Христианства прямо из Палестины без последующих византийских и других политических наслоений. Из ближайших соседей лишь Грузия вскоре тоже приняла христианство, а затем и Византия, после падения которой Армении суждено было уже навсегда остаться в почти полном окружении иноверцев (вначале язычников и зароастрийцев, а затем мусульман). Принятие христианства, по выражению Валерия Брюсова, большого знатока и переводчика армянской поэзии, навсегда обрекло Армению на положение маленького «авангарда Европы в Азии».

 

На этом снимке колокольня Кафедрального собора в Эчмиадзине, пристроенная попозже, в ХIII веке, и это сразу видно: стены уже покрыты декором, то есть форма если еще и не заменяет, то начинает прикрывать содержание

 

Глава армянской церкви Каталикос, в те годы им был Вазген I, живет в здании, расположенном метрах в пятидесяти от Кафедрального собора. Однажды мне повезло попасть в Эчмиадзин в воскресенье утром, во время церемонии выхода Каталикоса и его прохода в Кафедральный собор на воскресную службу

 

Каталикоса ожидала большая толпа. Судя по языкам, которые я слышал, там были армяне не только из Армении, но и со всего мира. Проход Каталикоса до Собора занял не менее получаса. Люди подходили к нему поговорить, может быть, спросить совет, получить благословение. Общение с Каталикосом было абсолютно доступно и неформально, никого не торопили

В толпе царило праздничное настроение. Все разговаривали по-южному громко, было много смеха и улыбок

 

 

 

Воскресная служба напоминала японский театр кабуки. Вели ее молодые симпатичные монахи в одинаковых черных рясах. Стоя на одном месте, они разыгрывали в лицах какую-то сценку из Евангелия, выразительно произнося текст. Говорили они, естественно, по-армянски, так что мне приходилось только догадываться, о чем речь. В соборе сидений не было, все стояли, за исключением Католикоса. По окончании службы все долго аплодировали, а женщины вытирали слезы

 

Кроме Кафедрального Собора в Эчмиадзине есть еще три знаменитые церкви «помоложе». Все три в честь женщин-святых. Самая старая и бесспорно самая красивая из них имени святой Рипсимэ (618 год) – один из символов Армении. Ее фото можно часто увидеть на обложках книг об этой стране.

 

Однажды, чтобы поснимать в Эчмиадзине, я выехал из Еревана затемно, первым автобусом, и успел сделать этот снимок церкви св. Рипсимэ еще до восхода солнца

 

Справа в дымке высветился Арарат. Это уже Турция, но Арарат виден из любой точки Еревана и Эчмиадзина, нависая над ними и постоянно приковывая взгляд.

 

«А в Эриване и в Эчмиадзине

Весь воздух выпила огромная гора» (О.Мандельштам.)

 

И знакомая со школы цитата из другого великого поэта:

 

«Я вышел из палатки на свежий утренний воздух. Солнце всходило. На ясном небе белела снеговая двуглавая гора. «Что за гора?» – спросил я, потягиваясь, и услышал в ответ: «Это Арарат». Как сильно действие звуков! Жадно глядел я на библейскую гору, видел ковчег, причаливший к ее вершине с надеждой обновления и жизни...» (А.Пушкин. «Путешествие в Арзрум»).

 

Церковь святой аббатисы Гаяне моложе церкви св. Рипсимэ аж на целых 12 лет: это уже всего лишь 630 год. Как и Рипсимэ, Гаяне поплатилась жизнью, отвергнув ухаживания царя Трдата III, первого армянского царя-христианина

 

Это она же. Трудно поверить, что это здание было построено 14 веков назад: какие-то уж больно резкие у него очертания, трудно поверить, что она сложена из отдельных камней,

 

Церковь святой Шогакат – самая юная в Эчмиадзине. Она построена только в 1694 году (!) и, как сказал один мой армянский приятель, «уже может считаться стилизацией». Наверное, Армения единственная страна в мире, где здание 1694 года может считаться стилизацией

 

Километрах в 30 к юго-востоку от Еревана стоит храм Гарни –единственный на территории СССР языческий храм эллинистического типа, классический периптер. Увидев его в первый раз, я просто обалдел, не понимая, откуда тут такому взяться. Эта гармония особенно неожиданна на фоне безлюдных диких гор

 

Храм был построен армянским царем Трдатом I в 76 г. н.э. Нет сомнения, что к постройке Гарни приложили руку греки. Об этом свидетельствует и сохранившаяся надпись на греческом языке (армяне тогда еще не имели своей письменности): «Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…».

 

Типично греческая датировка события. Будучи лучшими математиками своего времени, греки, как известно, не вели счет годам, принципиально считая, что времена меняются, но не улучшаются, а потому не видя смысла в их нумерации. В своих исторических хрониках все даты они записывали так же, как это сделано в Гарни: такое-то событие произошло через пять лет после такого то события и за три года до другого события» и т.п. Вся греческая хронология восстановлена современными историками по таким вот «относительным» записям

 

Храм Гарни был разрушен знаменитым землетрясением 1679 года и восстановлен только в советское время. Недостающие детали были изготовлены заново и таким образом, чтобы они подчеркнуто выделялись на фоне сохранившихся оригинальных (новые детали светло-серые и гладкие). Храм внесен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия как образец правильной технологии восстановления древних архитектурных сооружений

 

Выступ скалы, на котором стоит Гарни, окружен с трех сторон глубоким ущельем и рекой Азат. Голова кружится, когда смотришь вниз.

 

В древности (I-й век, когда храм был построен, в Армении уже не древность!) на этом месте была крепость. Хотя стратегически ее расположение было выбрано весьма удачно, она все же была завоевана Урартским царем Аргишти еще в первой половине VIII века (!) до нашей эры – согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи – после чего он собрал население Гарни и в качестве рабочей силы направил на строительство крепости Эребуни, на месте которой потом и вырос Ереван. До сих пор недалеко от храма существует неприметный поселок Гарни, которому, на минуточку, порядка трех тысяч лет!

 

И я там был, ну как не похвастать...

 

Монастырь Гегард расположен в ущелье той же реки Азат, что протекает возле Гарни. Часть комплекса находится внутри выдолбленных скал. Комплекс начал строиться еще в IV веке.

 

Наружная церковь Катогике в Гегарде. «Гегард» по-армянски значит «копье» (тоже легко запомнить!). Имеется в виду то самое копье, которым римский солдат пронзил Иисуса на кресте. По преданию, это копье, привезенное в Армению апостолом Фаддеем, хранилось в этом монастыре. Сейчас его наконечник находится в небольшом музейчике, расположеном прямо в Кафедральном соборе Эчмиадзина. Там же, в огромной раме за бронированным стеклом, выставлена щепка размером не больше нескольких сантиметров – сколок ковчега Ноя. Первое в мире христианское государство, где литургия – театр, кафедральный собор – музей с библейскими экспонатами, первые святые – женщины, не пожелавшие разделить постель с государем, – это и есть Армения.

 

Купол церкви Катогике.

Вход в церковь Катогике. Вертикальные треугольные ниши в плоских стенах не только служат декоративным элементом, но и делают здание более сейсмоустойчивым

 

Один из входов в скальную часть. Если соберетесь в Гегард, не пропустите там знаменитый сталактитовый свод в одной из внутренних церквей. Я пытался его снять, и даже слайд сохранился, но это уж совсем стыдно показывать.

В Гегарде я впервые увидел хачкары (в переводе на русский «крест-камни») – плоские плиты с вырезанным крестом. Это не только надгробные плиты, как многие думают: их вырезали в честь закладки или окончания строительства нового храма или просто дома, в честь женитьбы, в честь рождения ребенка и т.д

 

Хачкаров в Армении бесконечное множество. Они десятками стоят в монастырях, иногда их там так много, что ими выложены дорожки, и ты ходишь по этому каменному кружеву. Нигде так наглядно не проявляется золотое правило армянской архитектуры, как в хачкарах: никаких повторов! Двух одинаковых хачкаров не бывает, это отпечатки армянских пальцев в переносном и прямом смысле слова. К сожалению, я бывал в Армении, когда эра цифровой фотографии еще не наступила, и приходилось экономить каждый кадр слайдовой пленки. А жаль, ведь каждый хачкар достоин отдельной фотографии!

 

Протекающая рядом с монастырем речка Азат и изящный, сложенный из одних камней старинный арочный мостик.

Продолжение следует...

 


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку