Антропологическая реконструкция или мы, но давно-давно...Часть 2. |
Тагарская культура - археологическая культура бронзового века (Х—III в. до н. э.), названа по острову Тагарскому на р. Енисей. На смену тагарской культуре пришла таштыкская культура.
Памятники распространены на территории Хакаско-Минусинской котоловины (Хакассия и южные районы Красноярского края) и в северо-восточной части Кемеровской области, то есть в пределах степной и лесостепной зоны в бассейне Среднего Енисея и его притоков. Наиболее северные тагарские памятники находятся на р. Чулым южнее г. Ачинска, западной границей служат предгорья Кузнецкого Алатау и Абаканского хребта, южной — границы Джойского хребта и Западного Саяна. Наиболее восточные памятники известны на правобережье Енисея у сел Верхний Суэтук и Кочергино на р. Туба, у сел Уджей и Конь на р. Амыл и у д. Брагино. Особый район распространения памятников тагарской культуры — небольшой участок лесостепи по Енисею близ города Красноярска.
В минусинских степях IV—III вв. до н. э. тагарцы такжестроили внушительные памятники — погребения своим вождям. В урочище Салбык находится около десятка гигантских курганов. Когда-то это были четырехгранные земляные пирамиды, окруженные каменной оградой.
Животноводство было важнейшей формой деятельности на левом берегу Енисея. Основу стада (80 %) составляли коровы, овцы и козы. Не исключено, что племенная знать динлинов вела кочевой образ жизни. Сосуществование двух типов быта запечатлено на писаницах хребта Бояры (Боярские писаницы). Поселок, изображенный на скале, состоял из бревенчатых рубленых домов, рядом с которыми стояла юрта — жилище кочевника. На этой же писанице, на погребальных каменных стелах изображены взнузданные и оседланные лошади и запряженные лошадьми кибитки. На третьем месте были лошади (20 %).
Земледелие было вторым по важности направлением деятельности. Оно основывалось на использовании мелких ирригационных сооружений (каналов и плотин) или естественном увлажнении почвы. Таких условий было больше на правом берегу Енисея.
Землю обрабатывали бронзовыми мотыгами-кельтами или деревянными мотыгами с бронзовыми оковками, урожай сжиналибронзовыми серпами, зерна растирали каменными зернотерками и ручными мельницами, дошедшими до хакасской этнографии (тербен). В основном выращивали просо и ячмень. Оросительные каналы достигали 15 — 20 км длины.
Охота проводилась как поодиночке так и артелями.
Керамика изготавливалась без использования гончарного круга. Сосуды самых разнообразных форм использовались для хранения и приготовления молочной и мясной пищи.
Деревообработка тагарцев была на очень высоком уровне. Деревянные конструкции погребальных камер в виде бревенчатых срубов указывают на мастерство в плотницкий работах. Из дерева изготавливали большой ассортимент деталей оружия и бытовых предметов — деревянных чаш, тарелок, ложек. Делались берестяные короба и чаши.
Ткачество, изготовление шерстяных изделий, выделка кожи и меха в тагарскую эпоху позволяли получать удобную и прочную одеждуи галантерею.
Племена тагарской культуры достигли высокого развития в производстве металла и металлообработке. Горное дело и металлургия расцветают в середине тагарской эпохи. Разрабатывали медные рудники, руду переплавляли в медеплавильнях, устраиваемых неподалеку от мест выработки. Они были постоянными, использовались длительное время. Там же были поселения древних металлургов. К концу I тыс. до н. э. медная и бронзовая металлургия постепенно сменяется железной.
Большая часть древних медных рудников Южной Сибири принадлежала тагарцам. Они значительно улучшили состав различных бронзовых сплавов. Знаменитая тагарская золотистая бронза в виде слитков, а чаще изделий служила предметом экспорта в другие районы, особенно в тайгу и лесостепи Западной и Средней Сибири.
Девушка из племени Вятичей.
Прыгаем сильно вперёд: Вятичи - восточно-славянский племенной союз, обитавший в VIII-XIIв в бассейне Верхней и Средней Оки(на территории современных Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Тульской и Липецкой областей). Археологические памятники представлены ромено-борщевской археологической культурой. Согласно Повести Временных лет, вятичи и радимичи были «от рода ляхов», то есть западных славян. Название вятичи произошло от имени родоначальника племени, Вятко, уменьшительной формы от славянского имени Вячеслав. Альтернативная гипотеза связыват происхождение этнонима с индоевропейским корнем *ven-t «мокрый, влажный» (праславянское vet). По археологическим наблюдениям расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья.
И снова далеко назад!
Верхневолжская субнеолитическая восточноевропейская археологическая культураVI-III тыс. до н.э. Сформировалась на основе бутовской культуры. Основное занятие охота и гарпунное рыболовство. Жилища по типу шалашей. Встречается керамика на основе глины с примесью помёта водоплавующих птиц.
5000 - 3500до н.э.
Культура гребенчатой керамики или Культура ямочно-гребенчатой керамики — культура, существовавшая в каменном веке на северо-востоке Европы (Скандинавия, русский северо-запад), приблизительно с 4200до н.э. до 2000до н.э.. Название было дано по способу украшения керамических находок, характерных для этой культуры, который выглядит как отпечатки гребней. Распространение артефактов данной культуры приблизительно следующее: Финнмарк (Норвегия) на севере, река Каликс (Швеция) и Ботнический залив (Финляндия) на западе и река Висла (Польша)на юге. На востоке гребенчатая керамика с некоторыми вариациями стилей была распространена до Уральских гор. Возможно, среди прочих включала в себя нарвскую культуру в Литве. Носители этой культуры были, предположительно, охотниками и собирателями, хотя так называемая нарвская культура в Литве имеет признаки земледельчества. Для более поздних горизонтов некоторых из этих регионов характерна Культура шнуровидной керамики. Поселения этой культуры всегда сопровождаются захоронениями представителей уральской расы, в фенотипе которой обнаруживают монголоидные элементы.
Поселения располагались на морском побережье или берегах озёр и способ существования основывался на охоте, рыбной ловле и собирании растений. В Финляндии эта культура была приморской, которая специализировалась на охоте на тюленей. Обычным жильём было, видимо, типи, площадью около 30 м², в котором могло жить до 30 человек. Захоронения устраивались внутри поселения и покойников покрывали красной охрой. Для культуры гребенчатой керамики типично захоронение покойника вместе с предметами из кремня и янтаря. В группе Якярля использовались пустые дольмены из песчаника.
Надпись на файле: финно-угры, пришедшие из Сибири.
(от Эльдис: судя по иллюстрации, монголоидность то очень ярко выражена, ничего себе элементы!)
3500 - 2700д.н.э.
Ближайшие аналогии к черепам ранних финно-угров обнаруживаются в могильнике Фофаново в Прибайкалье (6-е тысячелетие до н.э.)
Полтавкинская культура
(от Эльдис: файл с полтавкинской помечен как "ямная", в другом месте файл с иллюстрацией, эдентичной той, что относится к Балановской культуре - помечен как "ямная". Возможно это одно и тоже, но пока путаница остаётся. Найду разгадку - отредактирую...)
Срубная культура.
Срубная культура — протоскифская или киммерийская археологическая культура эпохи бронзы (17-12 вв. до н. э.). Распространена в степной и лесостепной зонах Восточной Европы и Средней Азии от Румынии до Туркмении и Прибалхашья. Была раскопана на Северском Донце. Северский Донец (древнегреч. по Птолемею Танаид, Танаис, италийск. Тан, древнерусск. Великий Дон, Донель, Дон) —река юга Восточно-Европейской равнины, протекающая через Белгородскую и Ростовскую области России, а также через ряд областей Украины, правый (наибольший) приток Дона.
Своё название срубная культура получила благодаря тому, что преимущественное большинство впервые исследованных на Северском Донце могил имело срубы, изготовленные из деревянных колод. На других территориях распространения срубных племен срубов в захоронениях выявлено мало. Покойников хоронили в простых грунтовых ямах или клали в каменные ящики.
Файл так же помечен как "ямная"
Пепкинский могильник, абашевская культура.
Абашевская — археологическая культура бронзового века второй половины II тыс.до н.э. на территории европейской части России от Калужской области до южной Башкирии. Культура получила своё название от наименования села Абашево (Чувашия)
Археологические объекты Абашевской культуры обнаружены на территории Чувашии (собственно село Абашево), Башкирии, а также воронежской и липецкой областей. По мнению некоторых исследователей, абашевская культура, как ифатьяновская культура, по своему происхождению связана с среднеднепровской культурой и является развитием локального варианта срубной культуры.
Бережновки. Не поняла к чему относятся.
Андроновская культура -общее название группы близких археологических культур бронзового века, охватывавших в 2300 до н. э. — 1000 до н. э. Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал.
Жилища представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Некоторые поселения (например, поселения в районе Петровки и Боголюбово) окружались рвами и валами, земля для которых бралась при отрывке рва. По верху валов сооружался деревянный частокол. Для проезда внутрь были оставлены перемычки во рву, а в валу устроены ворота для проезда колесниц.
Основными домашними животными были лошадь и корова, также были приручены овцы, козы. Присутствовало примитивное земледелие.
Люди андроновской культуры освоили металлургию. Разрабатывались месторождения медной руды в Алтайских горах, а также в Казахстане.
Аркаим — вероятное поселение носителей андроновской культуры (формация Синташта-Петровка, около 3,8—4 тысячи лет назад)
Кроманьонцы. Реконструкция М. М. Герасимова по черепам, найденным в гроте Мурзак-Коба (Крым).
Продолжение следует.
Рубрики: | Мифы и легенды |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |