-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Private_gargen

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.04.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 574


Без заголовка

Четверг, 07 Февраля 2008 г. 22:42 + в цитатник
Цитата сообщения Падунский Сибирская история. 1712 год.

Летом 1712 года бывший Тобольский Митрополит Филофей Лещинский, принявший схиму под именем отца Феодора, предпринял первую поездку вниз по Иртышу для обращения обских остяков в христианскую веру.

Триумф был полный: «остяки…, узнав о предстоящей… поездке к ним преосвященного Феодора…, разбежались по урманам (лесам), сорам (заливам) и разным протокам; но куда ни приходили, куда ни приплывали, везде было страшное множество оводу (комаров, мошек, слепней), который нигде ни днём, ни ночью не давал им покоя. Кроме того, их всюду преследовал какой-то непонятный страх: куда ни убегут, куда ни скроются, всё им представлялось, что за ними гонятся. К довершению ужаса, беглецы везде терпели голод…; а потому они возвратились в места своего жительства, добровольно явились к преосвященному Феодору и приняли от него крещение». (1)

 (543x699, 84Kb)

Впрочем, слово Божье дополнялось и вполне осязаемыми вещами. С новокрещённых снималась недоимка по ясаку, в течение трёх лет по крещении ясак не взимался вовсе. Они освобождались от наказания за преступления, совершённые до крещения. Каждый крестившийся получал медный крестик, рубаху с портами, сермяжный кафтан, шапку, рукавицы, чулки и чирики (обувь). Князцы получали серебряные кресты, суконные кафтаны, сапоги и по отрезу ткани.

С трудом представляю себе ханта, промышляющего белку в кафтане и чулках. Впрочем, был ещё и презренный металл. Мужчина старше 15 лет получал по 1,5 рубля, мальчики от 10 до 15 лет – рубль, моложе – полтинник. Женщины старше 12 лет получали рубль, моложе – полтинник.

Можно было рапортовать: задание Родины выполнено, Югорская земля крещена.

Прошло почти 300 лет.

Есть такое понятие – святые места. Не Афон, не Лавра - хантыйские и мансийские святые места. Жертвенные лабазы, священные деревья, «идолища поганые». Они скрыты в глухой тайге, о них мало кто знает из непосвящённых. Но они есть.

 (548x699, 224Kb)

Перед началом нефтеразработок, проектирования дорог и нефтепроводов, специалисты в области историко-культурного наследия проводят рекогносцировку и наносят эти места на карту. Их обходят стороной. На всякий случай. Потому что такие случаи уже были.

Большинство людей не знает, что там происходит. Как часто, в каком виде. Но все понимают, что «святые места» - это, если хотите, их церкви.

 (700x467, 123Kb)

Как получилось, что спустя три века их религия существует параллельно с христианской верой? Как же получилось, что три столетия живя бок о бок с русскими, с христианами, ходя в церковь (надо полагать, мир и урядник за этим крепко следили) – они так и остались язычниками?

Они приняли наши правила игры, чтобы выжить? Они красиво и незаметно обвели нас вокруг пальца? Впрочем, нас ли?

Можно ли называть «дикими» народы, принявшие христианство позже нас? Можно ли называть нас «дикими», раз мы приняли его только в 9 веке?

Чем больше думаю, тем страньше ответы.

_________
1. Цит. по: Лопарев Х.М. Самарово, село Тобольской губернии и округа: Хроника, воспоминания и материалы о его прошлом - Тюмень: СофтДизайн, 1997 (репринтное издание),- с.18
На фото: памятник Ф. Лещинскому, Ханты-Мансийск
Метки: