-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109466
Комментариев: 6802
Написано: 117939


3 мая родились...

Пятница, 03 Мая 2024 г. 03:49 + в цитатник
 (699x331, 131Kb)
612
Константин III (греческое имя — Κωνσταντίνος Γ' Ηράκλειος; латинское имя — Flavius Heraclius Constantinus)
византийский император Ираклейской династии, правивший в 612—641 гг. Сын Ираклия I. Мать Константина, Евдокия, умерла вскоре после родов. На девятом месяце мальчик был провозглашен соправителем отца (Дашков: «Константин Третий»). Женатый потом вторично на своей племяннице Мартине, Ираклий имел от нее сына Ираклия. Умирая в 641 г., он объявил обоих сыновей своими наследниками с равной властью. При этом братья должны были почитать Мартину как мать и императрицу. Но после кончины Ираклия в 641 г. его распоряжения ни в ком не встретили сочувствия. фактически императором стал один Константин, которому отдали весь почет и реальную власть. Ираклий II стал соправителем только по имени, а Мартина вовсе не получила доли во власти. Никакой любви между наследниками не было. Константин начал свое правление с того, что отобрал у мачехи деньги, которые покойный имцератор завещал ей перед смертью. Заболев вскоре хронической болезнью, он ослабел и переселился в Халкидон. В общей сложности он правил 103 дня, а затем скончался 25 мая 641 года, завещав власть сыну Константину (Никифор: 640). Скоротечная болезнь и ранняя смерть императора у многих вызывала подозрение. Феофан прямо пишет, что Константин был отравлен Мартиной (Феофан-.632).

Henry_I_of_Cyprus_in_Galatina_(Lecce) (597x700, 603Kb)
1217
Генрих I де Лузиньян по прозвищу «Толстый» (французское имя — Henri I le Gros de Lusignan)
король Кипра с 1218 года, сын Гуго I, короля Кипра, и Алисы Шампанской. Когда его отец Гуго I скончался 10 января 1218 года, 8-месячный Генрих стал королём. Официальным регентом стала его мать, но она отдала всю реальную власть в руки своего дяди Филиппа Ибелина (сына Балиана Ибелина и Марии Комнины). После смерти Филиппа реальным регентом стал его брат, Жан I Ибелин. Серебряный денье Генриха I
Генрих был коронован в 1225 году в Соборе Святой Софии в Никосии, будучи 8 лет от роду. Причиной столь ранней коронации было политическое маневрирование Филиппа Ибелина, который чувствовал, что император Фридрих II попытается захватить власть. Это действительно произошло в 1228 году, когда Фридрих II вынудил Филиппа передать ему регентство и остров Кипр. Однако, когда в апреле Фридрих II покинул остров, Жан Ибелин контратаковал и восстановил контроль над королевством — этот эпизод стал началом войны с ломбардцами. Генрих сумел взять свои руки контроль над королевством после победы при Агриди в 1232 году, когда ему было 15 лет. Он поддерживал тесные связи с родом Ибелин.
SilverDenierHenryIOfCyprus1218-1253 (700x698, 653Kb)
Серебряный денье Генриха I-
Сам Генрих был в 1246—1253 годах регентом Иерусалимского королевства при Конраде II Гогенштауфене. Генрих был женат трижды. Первые два брака были бездетными. В 1250 году он женился на Плезанции, дочери Боэмунда V Антиохийского, в этом браке у них родился сын Гуго. Умер 18 января 1253 года. После смерти Генриха новым королём Кипра с 1253 года стал его сын Гуго; в случае, если у него не оставалось потомков (что и случилось после его смерти в 1267 году), права на Кипрское королевство переходили к сыновьям старших сестёр Генриха. Генрих похоронен в соборе Тамплиеров в Никосии. 1-я жена: с мая 1229 года (Лимасол) Алиса Монферратская (1210/1215 — 1232/1233), дочь маркргафа Монферратского Гульельмо VI и Берты ди Клавесано. 2-я жена: с 1237/1238 (Никосия) Стефания де Лампрон (1220/1225 — 1249), дочь Константина де Лампрон, регента Киликийской Армении, и Стефании де Барбарон. 3-я жена: с 1250 (Никосия) Плезанция Антиохийская (1235—1261), регент Кипра и Иерусалима с 1253, дочь Боэмунда V Антиохийского и Лючиэнны де Сеньи. Дети: Гуго II (1252— 5 декабря 1267), король Кипра с 1253, титулярный король Иерусалима с 1253/1261, граф Бейрута с 1264/1265. Литература: Ришар, Жан. Латино-Иерусалимское королевство / Перевод с французского А.Ю.Карачинского ; Вступительная статья С.В.Близнюк. — Санкт-Петербург: «Издательская группа Евразия», 2002. — 448 страниц — 2000 экземпляров. — ISBN 5-8071-0057-3.

Louis_de_France_1276-1319 (502x700, 63Kb)
1276
Людовик д’Эврё (французское имя — Louis d'Évreux)
граф д’Эврё, д’Этамп и де Бомон-ле-Роже, сын короля Филиппа III Смелого и Марии Брабантской. Французский принц из династии Капетингов. Основатель дома Эврё. Младший единокровный брат короля Филиппа IV Красивого, от которого получил в апанаж графство Эврё. По свидетельству современников, этот принц был приверженцем мира. По сравнению со своим энергичным единокровным братом графом Карлом де Валуа, Людовик, который к нему всегда был оппозиционно настроен, был тих и спокоен. Однако он твёрдо защищал право Государства над Церковью и помог своему брату Филиппу IV Красивому в его борьбе против папы Бонифация VIII. Принимал участие в военных кампаниях во Фландрии в 1297, 1304 и 1315 годах. В 1317 году его племянник Филипп V Длинный возвёл его графство Эврё в пэрство. Людовик д’Эврё, отличавшийся спокойным и добрым нравом, старался держаться подальше от политических интриг. Умер 19 мая 1319 года. Прогребён в аббатстве Сен-Дени. Жена: (с 1301) Маргарита д’Артуа (ок. 1285—1311), дочь Филиппа д’Артуа и Бланки де Дрё. Имели пять детей: Мария (1303—1335), муж (с примерно 1314) — герцог Жан III Брабантский (1300—1355); Карл (1305—1336), граф д’Этамп; Филипп (1306—1343), граф д’Эврё, король Наварры через брак с Жанной II, королевой Наварры; Маргарита (1307—1350), муж (с 1325) — граф Гильом XII Оверньский (около 1300—1332); Жанна (1310—1371), муж (с 1325) — король Карл IV Красивый (1294—1328).

 (700x611, 274Kb)
1314
Сергий Радонежский (в миру - Варфоломей; «Радонежский» — топонимическое прозвище)
монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра). Почитается в лике святых как преподобный; почитается величайшим подвижником земли русской; преобразователь монашества в Северной Руси. Дни памяти по юлианскому календарю: 5 июля (обретение мощей), 25 сентября (преставление). В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова), в семье боярина Кирилла и его жены Марии. В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. Высказывалось мнение, что Сергий появился на свет или в 1313, или в 1318 году. Днём рождения Сергия также называлось или 11 июня, либо 25 августа 1322 года. В сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года.
3 мая 1314 года родился — Сергий Радонежский post-13108-13043764659 (700x435, 300Kb)
Его отец был служилым человеком ростовских удельных князей. Святое видение отроку Варфоломею, работа Михаила Нестерова (1890). В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении, несмотря на то, что помногу занимался с учителем. Несмотря на откровенное недовольство родителей, учителя и насмешки товарищей, Варфоломей, благодаря терпению и труду, смог ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровский монастырь. После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь и вскоре сделался там игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха.
3 мая 1314 года родился — Сергий Радонежский post-13108-130513202724 (700x328, 223Kb)
Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам, подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
Sergii_Radonezhsky_monument (417x700, 56Kb)
Памятник Сергию Радонежскому в Сергиевом Посаде.
Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. Существует также версия (В.А.Кучкин), согласно которой рассказ о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в житии святого с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием. После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никон Радонежский. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…25 сентября 1392 года Сергий скончался, а через 30 лет, в 1422 были обретены «нетленными» его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Серб. В 1919 году, во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Андроников и Симонов в Москве, Борисоглебский близ Ростова, Старо-Голутвин близ Коломны, Георгиевский, Высотский и др.), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский. Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности является Житие Сергия, написанное в 1417—1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом. Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления. Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации святых). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы». Церковный историк Е.Е.Голубинский не даёт однозначных сообщений о начале его почитания, использует мягкие выражения «мы видим» или «мы думаем». По его мнению, фактом причисления к лику святых служит грамота 1449 или 1450 года, в которой митрополит Иона (предстоятель Русской церкви в тот период) называет Сергия преподобным и ставит его вместе с другими чудотворцами и святителями. В ряде светских источников указано, что Сергий причислен к лику святых в 1452 году. С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается греко-католиками.
Radonezh_Sergiy (525x700, 90Kb)
Памятник Сергию Радонежскому в селе Радонеж.
Литература: Аверьянов К.А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. — Москва, 2006; Борисов Н.С. И свеча бы не угасла… Исторический портрет Сергия Радонежского. Москва,1990; Ермаков А. Живой свет. Преподобный Сергий Радонежский и его значение для русской культуры и просвещения; Г-в, А. О значении преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. — 1892. — № 9; Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад,1892; 2-е издание. Москва,1909; Горев М. Троицкая лавра и Сергий Радонежский. — Москва,1920; Жизнь и труды преподобного Сергия Радонежского // Странник. — 1892. — № 9; Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского. — Москва,1897; Жития Сергия Радонежского. Собрание текстов о Сергии Радонежском, в том числе рукописные книги; Костомаров Н. Бог и его подвижники. — Москва,1930; Костомаров Н.И. Преподобный Сергий / Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей; Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства; Преподобный Сергий Радонежский. По поводу 500-летия со времени его блаженной кончины // Христианское чтение. — 1892. — № 9—10; Никон (Рождественский). Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. Сергиев Посад, 2003; Сергий Радонежский // Религия: Энциклопедия / Составитель и общая редакция А.А.Грицанов, Г.В.Синило. — Минск, 2007; Федотов Г.П. Преподобный Сергий Радонежский / Святые древней Руси; Эйнгорн В.О. О значении преподобного Сергия Радонежского и основанной им обители в русской истории. — Москва, 1899; Духанина А.В. История создания похвального слова Сергию Радонежскому в свете лингвистических данных //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 1 (35). Страницы 67-74; Л.Чарская. Святой отрок. Повесть о детстве великого подвижника земли Русской преподобного Сергия Радонежского". Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2005, 128 страниц; Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. Свято-Елисаветинский монастырь. Минск, 2009, 272 страниц; иеромонах Никон (Рождественский) Житие преподобного Сергия Радонежского. — 2-е издание. — Москва.: Сретенского монастыря, 2009. — ISBN 978-5-7533-0279-3.

Cecily_neville (558x700, 284Kb)
1415
Сесилия Невилл, герцогиня Йоркская (Cecily Neville)
супруга Ричарда Плантагенета, герцога Йоркского, мать английских королей Эдуарда IV и Ричарда III. За своё происхождение Сесилия получила прозвище «Роза Рэби», а за надменность и темперамент — «Надменность Цис». Кроме вспыльчивого характера, герцогиня Йоркская была известна своим благочестием. Сама Невилл в личной переписке подписывалась «Сесили». Её муж, Ричард Плантагенет, был главным претендентом на английский трон от дома Йорков. Ричард Йорк был лордом-протектором при недееспособном короле Генрихе VI в 1453 и 1455 годах, однако в этот период он не предъявлял свои претензии на трон. В 1460 году Ричард был назван принцем Уэльским и вновь стал лордом-протектором Королевства, став де-факто правителем страны. Однако, не успев занять трон, Ричард был убит вместе с сыном Эдмундом и шурином графом Солсбери в битве при Уэйкфилде. Герцогиня Йоркская, едва не став королевой-консортом, стала матерью короля, когда в марте 1461 года был коронован её сын Эдуард IV. С 1464 года Сесилия носила титул Сесилия, мать короля и жена Ричарда в праве короля Англии и Франции и лорда Ирландии. В 1477 году по случаю бракосочетанию её внука Ричарда Йоркского Сесили получила новый титул «Сесилия, в праве королевы». Сесилия Невилл родилась в семейном замке Невиллов в графстве Дарем и была самой младшей из четырнадцати детей Ральфа Невилла, графа Уэстморленда, и леди Джоан Бофорт; кроме полнородных девяти братьев и четверых сестёр у Сесилии было восемь единокровных братьев и сестёр (2 и 6 соответственно) от первого брака отца с Маргарет Стаффорд. Её бабушками и дедушками были: по отцовской линии — Джон Невилл, барон Невилл из Рэби, и достопочтенная Мод Перси, дочь Генри Перси, барона Перси и Идонеи Клиффорд; по материнской — Кэтрин Суинфорд и Джон Гонт, герцог Ланкастер, сын короля Англии Эдуарда III и Филиппы Геннегау, основатель дома Ланкастеров. Кроме того, по материнской линии Сесилия приходилась племянницей английскому королю Генриху IV Болингброку. Сесилия была тёткой Ричарда Невилла, графа Уорика, известного как «делатель королей», а также двоюродной бабкой королевы-консорта Англии, дочери Уорика, Анны Невилл. Кроме того, Сесилия приходилась двоюродной пра-прабабкой Кэтрин Парр, шестой жене правнука Сесилии Генриха VIII. Когда Сесилии было девять лет, Ральф Невилл обручил её со своим тринадцатилетним подопечным, Ричардом Плантагенетом. Ральф умер в октябре 1425 года, поручив заботу о Ричарде своей вдове, Джоан Бофорт. Сесили и Ричард поженились в 1429 году; их первый ребёнок, девочка Джоан, родилась спустя 9 лет. В 1441 году Ричард был назначен королевским лейтенантом и генерал-губернатором Франции; вместе с ним Сесили перебралась в Руан, где родился и умер их первый сын и третий ребёнок, Генри. Следующих их сын, будущий король Эдуард IV, родился в Руане 28 апреля 1442 года и был сразу тайно крещён в небольшой часовне, что позже позволило его кузену, Ричарду Невиллу, и брату, Джорджу Кларенсу, обвинить Эдуарда в незаконнорожденности с целью сместить его с трона. Тем не менее, современные историки серьёзно заинтересованы этим вопросом и ссылаются к дате рождения Эдуарда: если предположить, что Эдуард родился в срок, то зачатие его произошло в отсутствие Ричарда Йоркского, чем и было обусловлено тайное крещение. Но существует и друга теория: Ричард, имея привилегии по службе, мог вернуться к жене в Руан на несколько дней, а тайное крещение было обусловлено политическим положением Ричарда в то время и опасениями за жизнь ребёнка. В любом случае, Ричард Йоркский признал ребёнка как своего, таким образом узаконив сына. В 1454 году Ричард стал возмущаться действиями кузена Сесили, Эдмунда Бофорта, герцога Сомерсета, Сесили обратилась от имени мужа к королеве Маргарите. Когда у короля Генриха VI в том же году случился нервный срыв, Ричард Йоркский был рекомендован на должность Протектора. После начала Войны роз Сесилия осела в замке Ладлоу, в то время, как Ричард бежал сначала в Ирландию, а затем в континентальную Европу. В то же время, Сесили тайно работала над делом Йорков. Когда парламент начал дебаты о судьбе герцога Йоркского и его сторонников в 1459 году, Сесили отправилась в Лондон, чтобы просить за мужа. По некоторым данным, она убедила короля простить Ричарда, при условии, что он явится в парламент в течение восьми дней. Ричард не приехал и его земли были конфискованы, однако Сесили удалось выбить для себя и детей субсидию в размере £600. После победы Йорков в битве при Нортгемптоне Сесилия приехала в Лондон вместе с детьми, где поселилась у Джона Пэстона. Она носила королевский герб до того, как Ричард триумфально въехал в Лондон в сентябре. После того, как Ричард и его наследники были официально признаны преемниками короля Генриха актом Согласия, Сесили стала считаться будущей королевой и даже получила копию английской хроники хрониста Джона Хардинга. В битве при Уэйкфилде Ланкастеры одержали сокрушительную победу. Муж, их сын Эдмунд и брат Сесили, Ричард Солсбери, оказались среди жертв. Сесили отправила младших сыновей, Джорджа и Ричарда, ко двору Филиппа III Бургундского, тем самым заставив его присоединиться к партии Йорков. После смерти Ричарда Йорка борьбу против Ланкастеров успешно продолжил сын Сесилии Эдуард. Когда Сесили переехала в Бейнардский замок, он стал штаб-квартирой Йорков; а когда Эдуард окончательно победил Ланкастеров, Сесили стала могущественной королевой-матерью. В начале правления Эдуарда, Сесили часто появлялась рядом с ним и поддерживала своим влиянием. В 1461 году Сесилия включила в свой герб английский герб, намекая на то, что её муж был правящим королём. Когда Эдуард женился на Елизавете Вудвилл, для неё были созданы новые покои, чтобы в покоях королевы могла остаться Сесили. В 1469 году племянник Сесили, граф Уорик, на тот момент тесть Джорджа и будущий тесть Ричарда, сыновей Сесили, восстал против короля Эдуарда. Уорик пустил слухи о том, что король был бастардом и реальным отцом его был вовсе не Ричард Йорк, а лучник по имени Блейбурн из Руана, чему якобы имелись доказательства. Если Эдуард и правда был бастардом, это значило, что настоящим королём должен быть другой сын Сесили, герцог Кларенс, зять Уорика. Аналогичные обвинения были выдвинуты Уориком ранее в адрес Маргариты Анжуйской. Сесили мало высказывалась на этот счёт, несмотря на то, что была публично обвинена в адюльтере. Она посетила Сэндвич, вероятно, в надежде примирить стороны. Когда восстание не удалось в первый раз, Сесили позвала Эдуарда и Джорджа в Лондон, чтобы уладить разногласия между ними. Мир продлился недолго, но и в предстоящей войне Сесили попыталась помирить сыновей. Эдуард ненадолго был свергнут Уориком и Маргаритой Анжуйской и в течение примерно полугода (с октября 1470 по апрель 1471) на трон вновь оказался Генрих VI. Прежние отношения между Эдуардом и его братом Джорджем так больше не восстановились. Эдуард простил Джорджа и вернул его в семью, но позже Джордж вновь пошёл против короля и был казнён в Тауэре 18 февраля 1478 года. Эдуард скончался неожиданно 9 апреля 1483 года, оставив двух сыновей — 13 и 10 лет. Младший сын Сесили, Ричард, был назначен лордом-протектором при племяннике Эдуарде V, однако, малолетний король вместе с братом Ричардом был заперт в Тауэре, откуда они больше не вышли; судьба принцев в Тауэре до сих пор остаётся загадкой. Дальнейшие «изыскания» доказали, что брак Эдуарда IV с Елизаветой Вудвилл был недействителен; детей покойного короля объявили бастардами, таким образом сделав Ричарда, герцога Глостера, законным королём. Ричард III был коронован 6 июля 1483 года. Сесили вновь стала матерью короля. С новой королевой, Анной Невилл, внучатой племянницей Сесили, у герцогини сложились прекрасные отношения: они проводили много времени вместе, обсуждая религиозные произведения. Правление Ричарда оказалось недолгим: он был убит 22 августа 1485 года в битве при Босворте последним Ланкастером Генрихом Тюдором. После смерти Ричарда из всех детей Сесили в живых остались только две дочери — Елизавета и Маргарет. 18 января 1486 года старшая внучка Сесили, дочь Эдуарда и Елизаветы Вудвилл, Елизавета Йоркская вышла замуж за короля Генриха Тюдора и стала королевой. Сесили посвятила себя религии, заработав таким образом репутацию весьма благочестивой женщины. Сесили Невилл, герцогиня Йоркская, скончалась 31 мая 1495 года и была похоронена рядом с мужем и сыном Эдмундом в церкви Святой Марии и всех Святых в Фотерингее с папской индульгенцией. Все последующие монархи, начиная с сына Елизаветы Йоркской, Генриха VIII, являются потомками Сесили Невилл. Сесили стала именоваться «Сесилией, женой благородного принца Ричарда, покойного герцога Йоркского» с 1 апреля 1495 года. Право на такое именование было установлено за Сесилией судом прерогатив в Кентербери 27 августа того же года. От Ричарда Йоркского Сесилия родила тринадцать детей (5 девочек и 8 мальчиков), шестеро из которых скончались в детстве: Джоан (февраль 1438—в детстве); Анна (10 августа 1439—14 января 1476) — герцогиня Эксетер; была дважды замужем: первый раз — за Генри Холландом, герцогом Эксетером и графом Хантингдоном, от которого родила дочь Анну; второй раз — за Томасом Селинджером, от которого также родила дочь Анну; Генри (р. и ум. 10 февраля 1441); Эдуард (28 апреля 1442—9 апреля 1483) — король Англии в 1461—1470 и 1471—1483 годах; женат на Елизавете Вудвилл, дочери Ричарда Вудвилла, графа Риверса, и Жакетты Люксембургской, от которой имел десять детей; Эдмунд (17 мая 1443—30 декабря 1460) — граф Ратленд; неженат, детей не имел; Елизавета (22 апреля 1444—после января 1503) — герцогиня Саффолк; была замужем за Джоном де Ла Полем, герцогом Саффолком, от которого родила одиннадцать детей; Маргарет (3 мая 1446—23 ноября 1503) — была замужем за герцогом Бургундии Карлом Смелым; детей не имела; Уильям (7 июля 1447—в детстве); Джон (7 ноября 1448—в детстве); Джордж (21 октября 1449—18 февраля 1478) — герцог Кларенс; был женат на Изабелле Невилл, старшей дочери «делателя королей» Ричарда Невилла, графа Уорика, и Анны Бошан, графини Уорик, от которой имел четверых детей; Томас (1450/1451—в детстве); Ричард (2 октября 1452—22 августа 1485) — король Англии в 1483—1485 годах; был женат на Анне Невилл, младшей дочери «делателя королей» Ричарда Невилла, графа Уорика, и Анны Бошан, графини Уорик, от которой имел сына Эдуарда; Урсула (22 июля 1455—в детстве). Литература: Ричард III Уильям Шекспир; Дочь времени Джозефины Тэй (1951); The Sunne in Splendour Шерон Кей Пенман (1982); The Dragon Waiting Джона М. Форда (1983); Sovereign К. Дж. Сэнсона (2006); Thwarted Queen Синтии Салли Хаггарт (2011); Королева по праву Анны Эстер Смит (2011); Несколько книг серии «Плантагенетовская сага» Джейн Плейди; Серия «Война кузенов» Филиппы Грегори. Кино: Ричард III (1911, роль исполнила Элинор Айкин); Ричард III (1955, роль исполнила Хелен Хэйи); Ричард III (1995, роль исполнила Мэгги Смит); Ричард III (2005, роль исполнила Дженет Мэй); Ричард III (2008, роль исполнила Энн Джеффрис). Телевидение: Эпоха королей (1960, роль исполнили Вайолет Карсон и Мэри Лоу); Война роз (1965, роль исполнила Медолин Томас); Третья часть Генриха Шестого и Трагедия Ричарда III (1983, роль исполнила Аннет Кросби); Шекспир: Великие комедии и трагедии (1994, Сесилию озвучила Элеанор Брон); Пустая корона (2012, роль исполнили Люси Робинсон и Джуди Денч); Белая королева (2013, роль исполнила Кэролайн Гудолл). Литература: Amy Licence. Cecily Neville: Mother of Kings. — Amberley, 2014.

Pedro-Gonzalez-de-Mendoza (633x700, 349Kb)
1428
Педро Гонсалес де Мендоса (испанское имя — Pedro González de Mendoza)
глава испанской церкви в правление католических королей, с 1482 по 1495 годы (между Каррильо и Хименесом). Прозванный «великим кардиналом», Мендоса принадлежал к когорте примасов Испании, которых за влияние в католическом мире называли «малыми папами». Родился в Гвадалахаре. Род Мендоса, к которому принадлежал кардинал, славился своей безоговорочной верностью кастильским монархам. Отцом Педро был влиятельный маркиз де Сантильяна; его старший брат был в 1475 г. пожалован титулом герцога Инфантадо. В 1452 г. получил назначение епископом Калаорры, в 1468 г. переведён на кафедру Сигуэнсы и Гвадалахары (родной город кардинала и ядро владений рода Мендоса). Чувствуя, как ускользает от него власть после Авильского фарса, король Энрике IV сделал ставку на Педро Гонсалеса. Все три кастильских архиепископа тогда выступали за низложение короля. Мендоса же во второй битве при Ольмеде (1467) сражался на стороне короля; тогда он был ранен в руку. В 1473 г. король добился назначения верного ему епископа главой Севильской архиепархии с титулом кардинала. В том же году Мендоса стал королевским канцлером. В следующем году Энрике умер, и началась война за кастильское наследство между сторонниками его дочери Хуаны и сестры Изабеллы. Кардинал Мендоса примкнул к партии Изабеллы, находился при ней во время битвы при Торо (1476) и за свои услуги был по смерти Альфонсо Каррильо назначен архиепископом Толедо, то есть примасом Испании.
Valladolid_-_Palacio_de_Santa_Cruz (700x525, 374Kb)
Основанная кардиналом школа Санта-Крус.
«Великий кардинал» приложил руку ко всем трём великим событиям правления католических монархов — взятию Гранады, изгнанию из Испании евреев и открытию Америки. Фернандес де Овьедо пишет, что именно через Мендосу Колумб смог добиться права быть представленным королеве. Могущество кардинала было огромно. Педро Мартир, описывая правление Изабеллы и Фердинанда, назвал Мендосу «третьим королём Испании». В 1493 г. кардинал занемог и посвятил остаток своей жизни благотворительности. При нём было закончено возведение ряда крупных католических храмов, включая собор в Толедо. На собственные средства он основал в Вальядолиде школу Санта-Крус для неимущих учеников. В Толедо им был учреждён сиротский госпиталь; на его содержание кардинал Мендоса завещал 75 000 дукатов. По совету Мендосы королева Изабелла, часто навещавшая его во время болезни, определила его преемником на толедской кафедре Хименеса. Умер в Гвадалахаре 11 января 1495 года. Внебрачные дети кардинала Мендосы от связи с португальской дамой Менсией де Лемуш были впоследствии узаконены. Один из них чуть не стал мужем Лукреции Борджиа, от другого происходит одноглазая принцесса Эболи. В 1625 г. Саласар де Мендоса опубликовал в Толедо подробнейшую биографию кардинала (Cronica del gran cardinal Don Pedro Gonzalez de Mendoza). Литература: Биография в Британской энциклопедии 1911 года; Nadir, Helen. The Mendoza family in the Spanish Renaissance, 1350 to 1550. Rutgers University Press, 1979. ISBN 9780813508764.

1455
Жуан
король Португалии с 1481. Родился в Лисабоне. Ограничил крупное феодальное землевладение и феодальную юрисдикцию. Был сторонником активной экспансии в "заморские" земли, содействовал экспедициям вдоль западного берега Африки (плавание Б.Диаша). По инициативе Жуан было заключено португало-испанское соглашение (Тордесильясский договор 1494) о разделе сфер колониальных захватов в Западном полушарии. Умер в Алворе 25 октября 1495 года.

Raffaele_Riario (577x700, 230Kb)
1461
Рафаэль Сансони Галеоти Риарио делла Ровере (итальянское имя — Raffaele Sansoni Galeoto Riario della Rovere)
итальянский кардинал эпохи Ренессанса, известный в основном благодаря тому, что построил Палаццо делла Канчеллерия и одним из первых пригласил Микеланджело в Рим. Также он стал первым подростком, вошедшим в коллегию кардиналов, за всю историю Святого Престола. Племянник Джироламо и Пьетро Риарио, внучатый племянник папы Юлия II. В своё время был одним из самых влиятельных людей в Риме и неоднократно пытался стать понтификом. Рафаэль родился в Савоне, в бедной семье. Он был сыном Антонио Сансони и Виоланты Риарио, племянницы Франческо делла Ровере, ставшего папой Сикстом IV в 1471 году. Будучи непотом понтифика, Риарио был возведён в сан кардинала-диакона Сан-Джорджио-ин-Велабро 10 декабря 1477 года и получил власть над некоторыми диоцезами (епархия Куэнка), архиепархия Пизы, епархия Саламанки, епархия Трегье и епархия Осма-Сория). Тогда ему было всего лишь шестнадцать лет, он изучал каноническое право в Пизанском университете. Возвращаясь в Рим, весной 1478 года Риарио остановился во Флоренции, где он стал свидетелем заговора Пацци против Медичи, организованного папой Сикстом IV. Несмотря на свою невиновность, Рафаэль был схвачен в одной из ниш собора, где произошло покушение, и арестован флорентийскими властями из-за связей с Джироламо Риарио, главой заговора, и епископом Франческо Сальвиати. Когда кардинал признал, что заговорщики действовали по приказу папы, он был помилован Лоренцо Медичи и освобождён несколько недель спустя. 22 июня 1478 года он был формально признан кардиналом в Сиене и четыре дня спустя был отправлен легатом в Перуджу. К 1480 году Риарио был рукоположен в священники и получил сан кардинала-священника церкви Сан-Лоренцо-ин-Дамазо в Риме. В 1484 году, Риарио был вовлечён в войну, вспыхнувшую между римскими семьями Орсини и Колонна, в тщетных попытках обезопасить жизнь своего друга Лоренцо Оддоне Колонна, который был обвинён в убийстве одного из членов рода Орсини и казнён по приказу папы Сикста IV. В 1488 году, новый папа Иннокентий VIII послал кардинала Риарио легатом к его дяде по материнской линии Джироламо Риарио, тогдашнему правителю Форли и Имолы, восставшего против Святого Престола. Между тем, кардинал уже начал возведение своего дворца рядом с церковью Сан-Лоренцо-ин-Дамазо (1486). Говорят, что в 1489 году Франческетто Кибо, внебрачный сын папы Иннокентия, проводя время в резиденции Рафаэля Риарио, за одну ночь проиграл хозяину в карты 15 тысяч дукатов (по другим данным, 6 тысяч скудо). Когда папа попросил кардинала вернуть деньги, последний ответил, что, к сожалению, он уже задействовал их в строительстве дворца.Как камерария Риарио обычно хвалят за обеспечение порядка в Риме после смерти Иннокентия VIII. Он был кандидатом на папскую тиару в конклаве 1492 года, однако был исключён ещё из первого тура голосования из-за своего молодого возраста. В конце концов Риарио отдал свой голос за Родриго Борджиа (Александр VI), который в благодарность наградил его выгодной должностью епископа Картахены. Во время правления папы Александра VI (1492–1503) Риарио отличился как дипломат и советник при папском дворе. В 1493 году, он был послан легатом к Катерине Сфорца, вдове Джироламо Риарио, с целью убедить её не дать французским войскам пройти через Форли и Имолу. Папа Юлий II, родственник Риарио, но не всегда его союзник, повысил его до звания епископа Остии. К 1513 году Риарио стал одним из самых богатых и могущественных людей в Риме. Он владел огромным богатством и был серьёзным претендентом на престол папы. Однако его планам помешал Джованни Медичи, избранный понтификом под именем Лев X. В июне 1517 года, кардинал Петруччи (на итал.) и другие сговорились против папы Льва. Кардинал Риарио отказался участвовать в заговоре, но в конце концов он узнал о намерениях Петруччи убить папу и не сделал ничего, чтобы помешать этому. Папа Лев был осведомлён об угрозе, арестовал заговорщиков и приказал их казнить. Медичи не забыли Риарио, так как тот был замешан в заговоре Пацци. Кардинал был схвачен и заточён в замке Святого Ангела; за освобождение с него потребовали штраф в 50 тысяч дукатов. Чтобы спасти свою голову, кардиналу пришлось уступить свой дворец папе, который отдал его в распоряжение своему двоюродному брату Джулио Медичи. Последний, будучи вице-канцлером Святого Престола, превратил это здание в место заседания Апостольской канцелярии. С тех пор, дворец стал называться Палаццо делла Канчеллерия. Рафаэль Риарио умер в Неаполе 9 июля 1521 года. Его могила находится в римской церкви Санти-Апостоли. Художественные предпочтения кардинала Риарио, любителя изящных искусств и в особенности скульптуры, предзнаменовали приход Высокого Возрождения в Рим. Его гигантская резиденция, в которой видно влияние флорентийской архитектуры, стала первым зданием в новом монументальном стиле, который стал преобладать в Риме при папе Юлии II. Риарио также приписывают то, что он одним из первых заметил талант молодого Микеланджело. В 1496 году, «Спящий Амур» был продан ему под видом античного памятника: вскоре эстетический прелат обнаружил подлог, но был настолько впечатлён качеством работы, что пригласил Микеланджело в Рим, где тот проработал весь остаток своей жизни. Как правило, Рафаэль Риарио считается типичным прелатом своей эпохи: равнодушный в религиозных вопросах; скорее государственный деятель, чем религиозный; скорее меценат, чем богослов. Литература: Schaich Michael Riario-Sansoni, Raffaelo. — 1994. — C. 162–166. — ISBN 3-88309-053-0.

 (539x698, 221Kb)
1469
Никколо Макиавелли (Макьявелли; итальянское имя — Niccolò di Bernardo dei Machiavelli)
итальянский писатель и дипломат. Родился во Флоренции, второй сын в семье нотариуса. Родители Макиавелли, хотя и принадлежали к древнему тосканскому роду, были людьми весьма скромного достатка. Мальчик рос в атмосфере «золотого века» Флоренции при режиме Лоренцо Медичи. Немного известно о детстве Макиавелли. Из его сочинений явствует, что он был проницательным наблюдателем политических событий своего времени; наиболее значительными из них было вторжение в Италию в 1494 короля Франции Карла VIII, изгнание семейства Медичи из Флоренции и установление республики, вначале под управлением Джироламо Савонаролы. В 1498 Макиавелли был принят на службу секретарем во вторую канцелярию, Коллегию Десяти и магистратуру Синьории – посты, на которые он с неизменным успехом избирался вплоть до 1512. Макиавелли посвятил всего себя неблагодарной и плохо оплачиваемой службе. В 1506 добавил к множеству своих обязанностей работу по организации флорентийской милиции (Ordinanza) и контролирующего ее деятельность Совета Девяти, учрежденным в немалой степени по его настоянию. Макиавелли считал, что следует создать гражданскую армию, способную заменить наемников, в которых крылась одна из причин военной слабости итальянских государств. На всем протяжении службы Макиавелли использовали для дипломатических и военных поручений на флорентийских землях и сбора информации во время зарубежных поездок. Для Флоренции, продолжавшей профранцузскую политику Савонаролы, то было время постоянных кризисов: Италия раздиралась внутренними распрями и страдала от иностранных вторжений. Макиавелли был близок к главе республики, великому гонфалоньеру Флоренции Пьеро Содерини, и хотя не имел полномочий вести переговоры и принимать решения, миссии, которые ему поручались, часто носили деликатный характер и были весьма важными. Среди них следует отметить посольства к нескольких королевским дворам.
3 мая 1469 года родился — Никколо Макиавеллиpost-13108-130437649704 (700x349, 284Kb)
В 1500 Макиавелли прибыл ко двору короля Франции Людовика XII, чтобы обсудить условия помощи в продолжении войны с отпавшей от Флоренции мятежной Пизой. Дважды находился при дворе Чезаре Борджа, в Урбино и Имоле (1502), чтобы оставаться в курсе действий герцога Романьи, возросшая власть которого беспокоила флорентийцев. В Риме в 1503 наблюдал за выборами нового папы (Юлия II), а находясь при дворе императора Священной Римской империи Максимилиана I в 1507, обсуждал размеры флорентийской дани. Активно участвовал и во многих других событиях того времени. В этот «дипломатический» период жизни Макиавелли приобрел опыт и знание политических институтов и человеческой психологии, на которых – как и на изучении истории Флоренции и Древнего Рима – основываются его сочинения. В его докладах и письмах того времени можно обнаружить большинство идей, которые он впоследствии развивал и которым придал более отточенную форму. Макиавелли часто испытывал чувство горечи, и не столько из-за знакомства с оборотной стороной внешней политики, сколько из-за разногласий в самой Флоренции и ее нерешительной политики в отношении могущественных держав. Его собственная карьера пошатнулась в 1512, когда Флоренция потерпела поражение от Священной лиги, образованной Юлием II против французов в союзе с Испанией. Медичи вернулись к власти, и Макиавелли был вынужден покинуть государственную службу. За ним следили, он был заключен в тюрьму по обвинению в заговоре против Медичи в 1513, его пытали веревкой. В конце концов Макиавелли удалился в унаследованное от отца скромное поместье Альбергаччо в Перкуссине близ Сан-Кашано по дороге в Рим. Спустя некоторое время, когда Юлий II умер и его место занял Лев X, гнев Медичи смягчился. Макиавелли стал посещать друзей в городе; он принимал активное участие в литературных собраниях и даже лелеял надежду вернуться на службу (в 1520 получил должность государственного историографа, на которую был назначен университетом Флоренции). Потрясение, испытанное Макиавелли после своего увольнения и крушения республики, которой он служил столь верно и ревностно, побудило его взяться за перо. Характер не позволял долго оставаться в бездействии; лишенный возможности заниматься любимым делом – политикой, Макиавелли написал в этот период работы значительной литературной и исторической ценности. Главный шедевр – Государь (Il Principe), блестящий и широко известный трактат, написанный в основном в 1513 (издан посмертно в 1532). Первоначально автор озаглавил книгу О княжествах (De Principatibus) и посвятил ее Джулиано Медичи, брату Льва X, однако в 1516 тот умер, и посвящение было обращено к Лоренцо Медичи (1492–1519). Исторический труд Макиавелли Рассуждения о первой декаде Тита Ливия (Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio) был написан в период 1513–1517. Среди других произведений – Искусство войны (Dell'arte della guerra, 1521, написано в 1519–1520), История Флоренции (Istorie fiorentine, писалась в 1520–1525), две театральные пьесы – Мандрагора (Mandragola, вероятно, 1518; первоначальное название – Commedia di Gallimaco e di Lucrezia) и Клиция (вероятно, в 1524–1525), а также новелла Бельфагор (в рукописи – Сказка, написана до 1520). Его перу также принадлежат стихотворные произведения. Хотя споры о личности Макиавелли и его мотивах продолжаются по сей день, он безусловно является одним из величайших итальянских писателей. Трудно дать оценку произведениям Макиавелли, прежде всего из-за сложности его личности и неоднозначности идей, до сих пор вызывающих самые разноречивые толкования. Перед нами интеллектуально одаренный человек, необычайно проницательный наблюдатель, обладавший редкой интуицией. Он был способен к глубокому чувству и преданности, исключительно честен и трудолюбив, а его сочинения обнаруживают любовь к радостям жизни и живое чувство юмора, впрочем обычно горькое.
3 мая 1469 года родился — Никколо Макиавеллиpost-13108-130437650407 (700x403, 382Kb)
И все же имя Макиавелли часто употребляется как синоним предательства, коварства и политического аморализма. Отчасти такие оценки вызваны религиозными причинами, осуждением его трудов как протестантами, так и католиками. Поводом послужила критика христианства в целом и папства в частности; по мнению Макиавелли, папство подрывало воинскую доблесть и сыграло отрицательную роль, став причиной раздробленности и унижения Италии. Вдобавок ко всему его взгляды часто извращались комментаторами, а его фразы об установлении и защите государственности вырывались из контекста и цитировались с целью закрепить расхожий образ Макиавелли – злонамеренного советника государей. Кроме того, Государь считался его наиболее характерным, если не единственным сочинением; из этой книги очень легко отобрать отрывки, явственно доказывающие одобрительное отношение автора к деспотизму и находящиеся в разительном противоречии с традиционными моральными нормами. В какой-то степени это можно объяснить тем, что в Государе предлагаются чрезвычайные меры в чрезвычайной ситуации; однако сыграло роль и отвращение Макиавелли к полумерам, а также тяга к эффектной подаче идей; его противопоставления приводят к смелым и неожиданным обобщениям. В то же время он действительно считал политику искусством, которое не зависит от морали и религии, по крайней мере когда речь идет о средствах, а не о целях, и сделал себя уязвимым для обвинений в цинизме, пытаясь найти универсальные правила политического действия, которые были бы основаны на наблюдении фактического поведения людей, а не рассуждениях о том, каким оно должно быть. Макиавелли утверждал, что такие правила обнаруживаются в истории и подтверждаются современными политическими событиями. В посвящении Лоренцо Медичи в начале Государя Макиавелли пишет, что самым ценным даром, который мог бы поднести, является постижение деяний великих людей, приобретенное «многолетним опытом в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших». Макиавелли использует историю, чтобы с помощью тщательно отобранных примеров подкрепить максимы политического действия, которые он сформулировал, опираясь на собственный опыт, а не на исторические штудии. Государь – труд догматика, а не эмпирика; еще менее это сочинение человека, претендующего на получение должности (как часто полагали). Это не холодный призыв к деспотизму, но книга, проникнутая высоким чувством (несмотря на рассудочность изложения), негодованием и страстью. Макиавелли стремится показать различие между авторитарным и деспотическим способами правления. Эмоции достигают апогея в конце трактата; автор взывает к сильной руке, спасителю Италии, новому государю, способному создать мощное государство и освободить Италию от иноземного господства «варваров». Замечания Макиавелли о необходимости беспощадных решений, если и кажутся продиктованными политической ситуацией той эпохи, остаются актуальными и широко дебатируемыми и в наше время. В остальном его прямой вклад в политическую теорию незначителен, хотя многие из идей мыслителя стимулировали развитие позднейших теорий. Сомнительно также практическое влияние его сочинений на государственных деятелей, несмотря на то что последние часто опирались на идеи Макиавелли (нередко их искажая) о приоритете интересов государства и методов, которые должен использовать правитель в завоевании (acquista) и удержании (mantiene) власти. По сути дела, Макиавелли читали и цитировали адепты автократии; впрочем, на практике автократы обходились и без идей итальянского мыслителя. Большее значение эти идеи имели для итальянских националистов в эпоху Рисорджименто (политического возрождения – от первых вспышек карбонарства в 1820-х годах до объединения в 1870) и в период фашистского правления. В Макиавелли ошибочно видели предтечу централизованного итальянского государства. Однако, как и большинство итальянцев того времени, он был патриотом не нации, а своего города-государства. В любом случае опасно приписывать Макиавелли идеи других эпох и мыслителей. Исследование его трудов должно начинаться с понимания того, что они возникли в контексте истории Италии, конкретнее – истории Флоренции в эпоху захватнических войн. Государь был задуман как учебник для самодержцев, значимый для любых времен. Однако при критическом его рассмотрении не следует забывать о конкретном времени написания и личности автора. Чтение трактата в этом свете поможет понять некоторые неясные места. Остается, однако, фактом, что рассуждения Макиавелли не всегда отличаются последовательностью, и многие из кажущихся его противоречий следует признать действительными. Макиавелли признает как свободу человека, так и его «фортуну», судьбу, с которой энергичный и сильный человек все же может как-то бороться. С одной стороны, мыслитель видит в человеке безнадежно испорченное существо, а с другой – страстно верит в способность правителя, наделенного virtu (совершенной личностью, доблестью, полнотой силы, ума и воли), освободить Италию от иноземного господства; защищая человеческое достоинство, он вместе с тем приводит свидетельства глубочайшей развращенности человека. Следует также кратко упомянуть о Рассуждениях, в которых Макиавелли сосредоточивает внимание на республиканских формах правления. Сочинение претендует на формулировку вечных законов политической науки, полученных в результате изучения истории, однако его невозможно понять, не принимая во внимание то негодование, которое вызывали у Макиавелли политическая коррупция во Флоренции и неспособность к правлению итальянских деспотов, выставлявших себя в качестве наилучшей альтернативы хаосу, созданному их предшественниками во власти. В основе всех работ Макиавелли – мечта о сильном государстве, не обязательно республиканском, но опирающемся на поддержку народа и способном оказать сопротивление иноземному вторжению. Главные темы Истории Флоренции (восемь книг которой были преподнесены папе Клименту VII Медичи в 1525): необходимость общего согласия для укрепления государства и неизбежное его разложение при нарастании политических распрей. Макиавелли приводит факты, описанные в исторических хрониках, однако стремится выявить подлинные причины исторических событий, коренящиеся в психологии конкретных людей и конфликте классовых интересов; история нужна ему для того, чтобы извлечь уроки, которые, как он считал, будут полезны для всех времен.
Machiavel_Offices_Florence (395x700, 293Kb)
Никколо Макиавелли, статуя у входа в галерею Уффици во Флоренции.
Макиавелли, по-видимому, первым предложил понятие исторических циклов. История Флоренции, отличающаяся драматизмом повествования, рассказывает историю города-государства от зарождения итальянской средневековой цивилизации до начала французских вторжений в конце 15 в. Этот труд проникнут духом патриотизма и решимостью найти рациональные, а не сверхъестественные причины исторических событий. Однако автор принадлежит своему времени, и в этом труде можно найти ссылки на знамения и чудеса. Чрезвычайную ценность представляет переписка Макиавелли; особенно интересны письма, которые он писал своему другу Франческо Веттори, главным образом в 1513–1514, когда тот был в Риме. В этих письмах можно найти все – от описания мелочей домашней жизни до непристойных анекдотов и политического анализа. Наиболее известно письмо от 10 декабря 1513, в котором изображен обычный день в жизни Макиавелли и дается бесценное объяснение того, как появилась идея Государя. В письмах отражаются не только амбиции и тревоги автора, но также живость, юмор и острота его мышления. Эти качества присутствуют во всех его сочинениях, серьезных и комедийных (например, в Мандрагоре). В оценке сценических достоинств этой пьесы (ее все еще иногда играют, и не без успеха) и содержащейся в ней злой сатиры мнения расходятся. Однако Макиавелли проводит здесь и некоторые свои идеи – об успехе, сопровождающем целеустремленность, и неизбежном крахе, ожидающем колеблющихся и тех, кто принимает желаемое за действительное. Ее персонажи – включая одного из самых известных в литературе простаков, обманутого мессера Нича, – узнаваемы как типические характеры, хотя и создают впечатление результатов оригинального творчества. В основе комедии – живая флорентийская жизнь, ее нравы и обычаи. Гением Макиавелли было создано и беллетристическое Жизнеописание Каструччо Кастракани из Лукки, составленное в 1520 и живописующее восхождение к власти знаменитого кондотьера в начале 14 в. В 1520 Макиавелли посещал Лукку как торговый представитель по поручению кардинала Лоренцо Строцци (которому он посвятил диалог Об искусстве войны) и, по своему обыкновению, изучал политические институты и историю города. Одним из плодов его пребывания в Лукке стало Жизнеописание, изображающее беспощадного правителя и известное романтическим изложением идей об искусстве войны. В этой небольшой работе авторский стиль столь же отточен и ярок, как и в других сочинениях писателя. К тому времени, когда Макиавелли создал главные произведения, гуманизм в Италии уже прошел пик своего расцвета. Влияние гуманистов заметно в стилистике Государя; в этом политическом труде мы можем видеть характерный для всей эпохи Возрождения интерес не к Богу, но к человеку, личности. Однако интеллектуально и эмоционально Макиавелли был далек от философских и религиозных интересов гуманистов, их абстрактного, по существу средневекового подхода к политике. Язык Макиавелли отличается от языка гуманистов; проблемы, которые он обсуждает, почти не занимали гуманистическую мысль. Макиавелли часто сравнивают с его современником Франческо Гвиччардини (1483–1540), также дипломатом и историком, погруженным в вопросы политической теории и практики. Далеко не столь аристократичный по рождению и темпераменту, Макиавелли разделял многие основные идеи и эмоции философа-гуманиста. Для них обоих характерны ощущение катастрофы в итальянской истории из-за французского вторжения и возмущение состоянием раздробленности, не позволявшей Италии противостоять порабощению. Однако различия и расхождения между ними также значительны. Гвиччардини критиковал Макиавелли за его настойчивые призывы к современным властителям следовать античным образцам; он верил в роль компромисса в политике. По существу, его взгляды более реалистичны и циничны, чем взгляды Макиавелли. Надежды Макиавелли на расцвет Флоренции и собственную карьеру оказались обманутыми. В 1527, после того как Рим был отдан испанцам на разграбление, что еще раз показало всю степень падения Италии, во Флоренции было восстановлено республиканское правление, продолжавшееся три года. Мечта вернувшегося с фронта Макиавелли получить место секретаря Коллегии Десяти не сбылась. Новая власть его более не замечала. Дух Макиавелли был сломлен, здоровье подорвано, и жизнь мыслителя оборвалась во Флоренции 22 июня 1527 года.
Niccolò_Machiavelli_tomb (476x700, 296Kb)
Был похоронен в Санта Кроче, в самом сердце любимой им Флоренции. Католическая церковь в 1559 внесла сочинения Макиавелли в "Индекс запрещенных книг". Сочинения: Opere, Mil. — Naples, 1954; в русском переводе — Сочинения, том 1, Москва — Ленинград, 1934. Литература: Виллари П., Н.Макиавелли и его время, перевод с итальянского, том 1, Москва, 1914; Грамши А., Избранные произведения, перевод с итальянского, том 3, Москва,1959, страницы 111—129, 159—161; Вайнштейн О.Л., Западно-европейская средневековая историография, Москва — Ленинград, 1964, страницы 276—286; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, перевод с итальянского, том 2, Москва,1964, страницы 70—146; Строков А.А., История военного искусства, том 1, Москва,1955, страницы 337—340; Рутенбург В.И., Жизнь и творчество Н.Макьявелли, в книге: Макьявелли Н., История Флоренции (перевод с итальянского), Ленинград,1973; Pulver J., Machiavelli..., L., 1937; Ridolfi R., Vita di . Machiavelli, 2 ed., Roma, 1954; Malarczyk J., zródeł włoskiego realizmu politycznego. Machiavelli i Guicciardini, Lublin, 1963; Chabod ., Scritti su Machiavelli, Torino, 1964; Sasso G., Studi su Machiavelli, (Napoli, 1967); Whitfield J., Discourses on Machiavelli, Camb., 1969; Balaci A., Niccolo Machiavelli, (Bucureşti, 1969).

Charles_de_Navières-frontispice-1571_(sépia) (510x700, 390Kb)
1544
Шарль де Навьер (французское имя — Charles de Navières)
французский поэт. Происходил в Седане, в знатной, но обедневшей дворянской семьи, придерживавшейся протестантского вероисповедания. С раннего детства изучал греческий и латынь, был музыкантом и вожаком местной молодёжи. Завершать своё образование был послан в Париж, по завершении состоял на службе оруженосцем сначала у принца Вильгельма Оранского, затем у герцога Бульонского, Анри-Робера де ла Марка; смерть герцога 2 декабря 1574 года лишила его должности, после чего он решил посвятить жизнь поэзии. 26 ноября 1570 года сочинил свадебную песню (La Renommée) на бракосочетание Генриха I де Гиза с Екатериной Клевской. В 1598 году принял участие в неудачном заговоре по свержению седанского князя-католика Шарля Робера де ла Марка и замене его Анри де Ла Туром д’Овернем, протестантом, мужем его племянницы и наследником по завещанию. В 1606 году поднёс Генриху IV написанную в честь его поэму «Henriade» (Генриада). Поэма была принята двором благосклонно, после чего Навьер возвратился в Седан и намеревался написать вторую поэму, оставшуюся неоконченной, но вскоре уехал из Седана в Париж и там отрёкся от кальвинизма; с помощью своего соотечественника Жана Мореля смог стать принципалом Реймсского коллежа (Collège de Reims), где получал небольшой доход, проработал там до конца жизни и умер в его помещении 15 ноября 1616 года. Творческое наследие Навьера невелико. На страницах ЭСБЕ ему была дана следующая оценка: «поэт-неудачник, бессильный совладать с рифмой, Навьер создавал произведения тяжеловесные и грубые». Понравившаяся королю «Генриада» по причине смерти монарха напечатана не была; большая часть её песней, сохранявшихся в рукописи, пропала бесследно. Из напечатанных произведений Навьера наиболее известны «Cantique de la paix» (Париж, 1579), «La Renommée, poème historial en cinq chants» (Париж, 1571), «Les Cantiques Saints, mis en vers français» (Антверпен, 1579), «Les Douze heures du jour artificiel» (Седан, 1595), «L’Heureuse entrée au ciel du feu roi Henri le Grand» (Париж, 1610). Источники: Навьер, Шарль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Franco_Petri_Burgersdijk (553x700, 290Kb)
1590
Франко Петри Бургерсдейк (также известный как Бургерсдиций или Бургерсдициус; нидерландское имя — Franco Petri Burgersdijk; имя при рождении - Франк Питерсзон Бургерсдейк, Franck Pieterszoon Burgersdijk)
нидерландский философ и логик, профессор Лейденского университета. Родился в Де Лир, Южная Голландия, Нидерланды. Бургерсдейк учился в Лейденском университете и в университете Сомюра, где в 1614 стал профессором. Через пять лет вернулся профессором в Лейден. Умер в Лейдене (Южная Голландия, Нидерланды) 19 февраля 1635 года.
Burgersdijk,_Franco_–_Idea_philosophiae_moralis,_1644_–_BEIC_1234619 (409x700, 78Kb)
Idea philosophiae moralis, 1644
Ряд трудов Бургерсдейка был издан посмертно. Труды: Institutionum logicarum libri duo (Лейден, 1626, 1635, 1646). Книга была чрезвычайно популярна, была переведена на нидерландский язык (1646) и использовалась в английских университетах. Именно к этому труду Бургерсдейка отсылают Чарлз Метьюрин и Чарльз Сандерс Пирс: «Испытанный хотя бы раз голод, строгий отрывистый урок, который мы слышим из бледных и сморщенных губ нужды, стоит всей логики несчастных пустозвонов, которые самодовольно болтали об этом, — от Зенона до Бургерсдиция» (Чарлз Метьюрин, «Мельмот Скиталец»). "Универсальное <…> Бургерсдиций, буквально переводящий Аристотеля, говорит: «Universale appello, quod de pluribus suapte natura praedicari aptum est» «Универсальным я называю то, что способно по природе сказываться о многом»." (Чарльз Сандерс Пирс, «Элементы логики»); Institutionum metaphysicarum libri duo (Лейден, 1647, 1653, 1657); Idea oeconomicae et politicae doctrinae (Лейден, 1644); Idea philosophiae moralis. — Bonaventura Elzevier, Abraham Elzevier; Idea philosophiae naturalis, sive Methodus definitionum et controversiarum phisicarum. — Bonaventura Elzevier, Abraham Elzevier.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку