-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108762
Комментариев: 6801
Написано: 117233


29 апреля родились...

Понедельник, 29 Апреля 2024 г. 03:18 + в цитатник
Проханов (568x700, 186Kb)
1869
Иван Степанович Проханов
(продолжение)
В 1924 году он совершил поездки в Чехословакию, Германию, Данциг (в то время — вольный город), Финляндию. В Праге он был рукоположен в священники. С мая 1925 года по ноябрь 1926 года Иван Проханов пребывал в США и Канаде, где искал возможности поставить для верующих СССР духовную литературу. По предположению историка Вильгельма Кале, заграничным поездкам Проханова способствовало стремление Советской власти к устранению последствий Гражданской войны и международного бойкота, смягчению негативного отношения к СССР и расширению зарубежных связей. В 1927 году Иван Проханов совершил серию поездок по Южной России, Кавказу и Сибири, в том числе в поисках места для строительства Евангельска.
Прохановна пути из СССР в США (414x700, 183Kb)
Проханов на пути из СССР в США
Эмигрантский период
В мае 1928 года Проханов легально выехал из СССР прежде всего для участия во Всемирном конгрессе баптистов в Торонто, а также в поисках зарубежных источников финансирования. Он намеревался возвратиться в СССР «не более, чем через год», однако он так и не вернулся. Существует версия, что он не получил разрешения на обратный въезд, но сам Иван Проханов утверждал, что решение остаться в эмиграции было принято им самостоятельно. Во время его пребывания в Германии было опубликовано постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. В автобиографической книге «В котле России» Проханов вспоминал, что получил из СССР письма с рассказами о страданиях верующих и просьбами о помощи. «Я понял, что это была воля Божья остаться за границей, чтобы попытаться организовать постоянную помощь страждущим во время этих гонений», — писал он. Ещё два года Проханов оставался председателем Всероссийского союза евангельских христиан (ВСЕХ), в 1931 году председателем Союза был избран его соратник Я.И.Жидков, а Проханов стал «почётным председателем» (и продолжал оставаться в этой формальной должности до конца жизни). По мнению историка Вильгельма Кале, титул «почётного председателя» свидетельствовал, что советские верующие не осуждают его за эмиграцию. Сохранявшиеся связи с Союзом евангельских христиан, забота о верующих в СССР, побуждали Проханова воздерживаться в эмиграции от антисоветских выступлений и положительно отзываться о Советской власти. Как отмечал Кале, тем самым Иван Проханов принёс больше пользы, чем если бы продолжал оставаться в СССР номинальным главой разогнанного Союза. Так, в отличие от ликвидированного в 1930-е годы Федеративного союза баптистов СССР, ВСЕХ продолжил своё формальное существование и в 1944 году на его базе был создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов). В эмиграции И.С.Проханов продолжил литературно-публицистическую деятельность, а также занялся организацией Всемирного союза евангельских христиан. Последние годы жизни стали для Проханова временем странствий. Остановившись в 1929 году в Германии, он совершал поездки как внутри страны, так и по другим государствам Европы (в том числе Дании, Латвии, Польше). Осенью 1931 года — весной 1932 года он пребывал в США, откуда вернулся в Берлин, затем посетил Ригу. В октябре 1932 года Проханов вновь выехал в США, откуда вернулся в Берлин летом 1933 года. В конце этого года он вновь выехал в США, также посетив и Канаду. Некоторое время он лечился в США. Летом 1935 года он вернулся в Европу. По дороге он остановился на некоторое время у Софьи Ливен. Прочтя курс лекций, он вернулся в Германию, затем, несмотря на болезнь, совершил миссионерскую поездку в Болгарию. Умер 6 октября 1935 года в Берлине.
Мировоззрение и богословие
Мировоззрение
Родившись в семье молокан, Проханов идентифицировал себя с гонимым христианским меньшинством, отождествляя страдания за свою веру со страданиями Христа. «Всё то, что я слышал о страдающих за веру от моего отца, бабушек, побудило во мне желание посвятить жизнь гонимым христианам и бороться за свободу совести», — писал он. В автобиографии Проханова заметна уверенность в особой миссии, предначертанной ему. «Божья цель заключалась в том, чтобы я был посредником, передатчиком его даров для нужд народа», — утверждал он. Проханов не скрывал своих мессианских планов духовного (и как следствие — социально-политического) преобразования мира благодаря синергии евангельских верующих и действию Святого Духа. Он полагал, что всемирная революция Духа, восстанавливающая апостольское христианство, должна начаться в России, а затем охватить и преобразовать всю планету. Иван Проханов представлял Россию как «духовное кладбище или долину сухих костей» (Иез. 37:1-14) и ждал восстания — «это будет подлинное воскресение, духовное обновление и реформация». Не случайно в издаваемом Прохановым журнале «Христианин» было опубликовано пророчество британского миссионера в Китае Хадсона Тэйлора: «в России произойдёт революция, которая приведёт к великому пробуждению на западе России; это пробуждение распространится по всей земле и тогда Господь придёт». Проханов считал, что начальная часть этого пророчества сбылась в революционных событиях 1905—1907 годов. Особую роль в пробуждении, по его мнению, должны были сыграть евангельские христиане Петербурга.
Ивану Проханову, по его собственному признанию, были близки социалистические убеждения: «я полностью симпатизировал всем этим идеалам и желал, чтобы они осуществились как можно скорее», — признавался он. Он не мог принять свойственного большевизму отрицания Христа и вообще религии; напротив, Проханов страстно желал наполнить происходящие при нём политико-экономические преобразования в России духовным христианским содержанием, по его замыслу именно христианство должно было сделать социализм совершенным, поскольку «при всей желательности и необходимости… коренных политических и экономических реформ… истинное обновление России возможно только при условии духовного возрождения и самоусовершенствования каждой отдельной личности». Лидеры русских баптистов расходились с ним во взглядах на этот вопрос, считая, что главное в христианском служении — не преобразование общества, но спасение душ, а «всё остальное приложится». При этом христианский социализм Проханова был помещён в «модернистские и романтические рамки XIX столетия».
ПрохановСовет ВСЕХ (700x423, 302Kb)
Совет ВСЕХ, около 1927 года. В центре — Иван Проханов, справа от него — Иван Каргель. Крайний слева — Александр Карев
Богословие
После того, как Проханов возглавил движение пашковцев, их богословие не претерпело изменений по принципиальным позициям: приверженность к Библии (при, возможно, иногда слишком буквалистическом её понимании), крестоцентризм (особое внимание вопросу искупления людей Христом на кресте), акцент на необходимости рождения свыше, а также активная социально-общественная позиция. Проханов придерживался арминианской концепции спасения души (и эта концепция доминировала в целом в движении евангельских христиан). Догматическое богословие для Проханова играло второстепенную роль и служило инструментом для достижения главной цели — церковного строительства и миссионерства.
Самоидентификация по отношению к баптизму
Много споров вызывает вопрос об идентификации Прохановым движения евангельских христиан и себя лично по отношению к баптизму. Крещённый в баптистской общине, после переезда в Петербург Проханов влился в движение пашковцев (позднее при его активном участии эволюционировавшем в движение евангельских христиан). Он не принимал личного участия во Втором Всемирном конгрессе баптистов в Торонто в 1911 году, однако прислал туда своей реферат «Обзор России», в котором определил евангельских христиан как «искренних баптистов». На этом конгрессе Проханов заочно был избран одним из шести вице-президентов Всемирного союза баптистов. До середины 1920-х годов Проханов пытался объединить всероссийские союзы евангельских христиан и баптистов. Несмотря на встречное движение со стороны лидеров баптистов, это объединение при жизни Проханова так и не состоялось (остатки союзов были объединены в единую конфессию евангельских христиан-баптистов только в 1944 году). Неудачи привели к тому, что с середины 1920-х годов Проханов дистанцировался от баптистов и пытался сформулировать новую идентификацию в русле петербургской евангелической традиции.
ПрохановИван Степанович Проханов (506x700, 206Kb)
Иван Степанович Проханов
Руководство евангельским движением
До февральской революции
В 1905 году Проханов в полной мере включился в евангельскую деятельность. Он организовал и возглавил в Петербурге отдельную общину евангельских христиан, костяком которой стала верующая молодёжь, ранее отделившаяся от общины, возглавляемой Иваном Каргелем. Софья Ливен так описывала разницу между этими общинами: «Брат Каргель стремился главным образом углубить верующих в познании Господа и Его Слова, а брат Проханов призывал своих членов к деятельному участию в общинной жизни: он организовал союз молодёжи, хор и прочее». В том же 1905 году вместе с меннонитом Петром Фризеном и баптистом Николаем Одинцовым Проханов создал первую в России евангельскую политическую партию «Союз свободы, истины и мира». Её концепция была близка к кадетской, её главным лейтмотивом являлась альтернатива неприемлемому для евангельских протестантов пути насильственного свержения власти (события происходили во время революции 1905—1907 годов). Партия просуществовала до 1906 года, ничем особым в истории не отметившись.
Создание Русского евангельского союза
В 1906 году Проханов занялся организацией Русского евангельского союза (РЕС) — межденоминационной организации, которая объединяла бы христиан не на уровне конфессий или поместных церквей, а на уровне отдельных верующих. Членство в союзе не предполагало оставление христианами своих деноминаций (православные оставались бы православными, баптисты — баптистами и т. д.). На этом принципе был построен Всемирный евангелический альянс, с представителями которого Проханов познакомился во время своей учёбы в Европе. Собственно Русский евангельский союз создавался как российский аналог, или как национальное отделение альянса. Русский евангельский союз рассматривался Прохановым в качестве «духовного двигателя» для преобразования России и всего мира. Однако этого не произошло: хотя РЕС был даже официально зарегистрирован в 1909 году, он остался на периферии общественного внимания. В организацию вошли порядка ста христиан разных сословий (от рабочих до аристократов) и разных исповеданий. Союз проигнорировала Русская православная церковь, а среди лидеров русских баптистов созданная Прохановым структура вызвала противоречивые отклики, в том числе и негативные. Например, известный миссионер Андрей Мазаев писал в журнале «Баптист»: «Это уже совершенно непонятно, и всякий ум отказывается понимать этот ужасный союз… в одно и то же время состоять членом церкви баптистов или православных и в то же время быть членом евангельского союза. — Может ли из одного источника истекать вода соленая и сладкая? Может ли один раб служить двум господам?»
ПрохановИван Проханов (во втором ряду, (700x390, 396Kb)
Иван Проханов (во втором ряду, в центре) с другими верующими-узниками в день освобождения из тюремного заключения за проведение Шестого съезда Союза христианской молодёжи в 1921 году. Справа от него Л. Шендеровский, хлопотавший на свободе об их освобождении
Организация молодёжного движения
Одновременно с созданием Русского евангельского союза Проханов занялся организацией Союза христианской молодёжи, объединяющего юношеские кружки при евангельских церквях. После подготовительной работы в апреле 1908 года в Москве собрался Первый съезд представителей юношеских кружков, а в 1909 году в Петербурге — Второй съезд, который принял Устав «Евангельского союза христианской молодёжи». Председателем Союза был избран Проханов, секретарём — Яков Жидков. В 1920-х годах, после окончания Гражданской войны, движение (которое тогда называли «Христомолом») обрело значительный размах и вызвало беспокойство властей. «Мы должны повести решительную борьбу с сектантством за нашу молодёжь, за детей», — призывал пропагандист Александр Клибанов. В 1926 году, в период ужесточения политики государства в отношении религии, молодёжное движение было запрещено, а в годы сталинских репрессий — окончательно раздавлено.
Создание ВСЕХ
К 1911 году Иван Проханов объединил общины евангельских христиан в Петербурге, Севастополе, Симферополе, Ялте, Екатеринославе, Конотопе, Киеве, Одессе, Александровске, Харькове, Николаеве, Самаре. Второй съезд евангельских христиан (25 декабря 1910 — 4 января 1911) учредил Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ), утвердил представленные Прохановым устав Союза и официальное вероучение (с которым заранее ознакомились в поместных общинах). Вероучение, в числе прочего, утвердило необходимость исключительно сознательного крещения, а крещение младенцев отвергло, как недействительное. Таким образом было устранено ранее допустимое в среде евангельских христиан разномыслие по вопросу, принципиальному для баптистов. Это позволило в 1911 году на Всемирном конгрессе баптистов принять ВСЕХ в члены Всемирного баптистского альянса, а самому Ивану Проханову — стать вице-президентом Всемирного баптистского альянса. В то же время Проханов не оставил надежд на создание объединённого фронта евангельских вероисповеданий и продолжил попытки объединения евангельских христиан с русскими баптистами, с дальнейшей перспективой присоединения других близких евангельских течений. Тем временем в России после так называемого «дарования религиозных свобод» в 1905—1906 годах нарастала новая волна государственного преследования протестантов. В результате деятельность обоих союзов (евангельских христиан и баптистов) оказалась наполовину парализованной, например, не разрешалось проведение съездов. Несмотря на преследования, численность евангельских христиан к 1917 году достигла 150 тысяч человек.
Религиозные и политические организации, созданные либо лично Прохановым, либо при его активном участии:
1. (1905 —1906) — Союз свободы, истины и мира — Первая христианская евангельская политическая партия в России. Организована совместно с меннонитом Петром Фризеном и баптистом Николаем Одинцовым;
2. (1907 — 1912) — Русский евангельский союз — Межконфессиональная христианская организация, созданная Прохановым совместно с другими христианами по типу Всемирного евангелического альянса. Проект оказался нежизнеспособен;
3. (1909 — 1920-е) — Союз христианской молодёжи — Централизованная организация, объединявшая кружки молодёжи при церквях евангельских христиан;
4. ( 1911 — 1944) — Всероссийский союз евангельских христиан — Конфессиональный союз евангельских христиан, выстроенный Прохановым. В 1944 году на его основе был создан ВСЕХБ;
5. (1917 — 1917) — Партия «Воскресение» — Христианско-демократическая партия. Организована по личной инициативе Проханова;
6 . 1935 — Всемирный союз евангельских христиан — Конфессиональный союз евангельских христиан в эмиграции, создатель — лично Проханов.
Между революцией и эмиграцией
Проханов поддержал февральскую революцию и уже в марте 1917 года создал христианско-демократическую партию «Воскресение». Проханов и евангельские христиане предложили Временному правительству ряд инициатив в области установления в стране свободы совести. Сразу после прихода к власти большевиков Проханов, в отличие от баптистов, удержался от публичных негативных высказываний в адрес новой власти, а впоследствии искал компромиссы с ней.
Благодаря падению монархии российские протестанты получили возможность расширить миссионерскую деятельность. «От города к городу, от села к селу, от деревни к деревне», — под таким девизом рассылались по стране проповедники. После революции были предприняты новые попытки объединения баптистов и евангельских христиан в одну конфессию, Проханов активно участвовал в этом процессе. Однако стороны не смогли договориться в деталях, что к середине 1920-х годов привело к охлаждению в отношениях двух Союзов.
ПрохановКоллективный_труд (700x537, 391Kb)
Коллективный труд евангельских христиан (прохановцев)
Коммуны
Социальные и экономические условия после революций 1917 года способствовали распространению идеи трудовой общинной жизни. Этот процесс усугублялся массовой миграцией горожан в деревню из-за голода и нехватки продовольствия. Богословская и теоретическая база для христианской кооперации была создана Иваном Прохановым в брошюре «Евангельское христианство и социальный вопрос» (1918 год) и в программной статье «Новая, или Евангельская жизнь» (1925 год). В 1918 году в Рязанской губернии возникли коммуны «Вифания» и «Пробуждение», в Тверской губернии — «Гефсимания», «Вифания» и «Утренняя Звезда», кроме того коммуны стали возникать в Новгородской, Брянской, Енисейской и других губерниях. На первых порах этот процесс поддерживался партийно-хозяйственным руководством страны, рассчитывавшим на положительный экономический эффект от использования «значительных хозяйственно-культурных элементов». Помимо земледельческих коммун в сельской местности, протестантская экономическая кооперация развивалась и в городах, чему способствовал нэп. Христианские артели и кооперативы занимались строительством, изготовлением хлеба и кондитерских изделий, пошивом одежды и обуви, организацией общественного питания и т. д. Курс Советской власти по отношению к христианским коммунам и артелям поменялся в середине 1920-х, а к началу 1930-х движение было полностью свернуто.
ПрохановИван Степанович Проханов2 (535x700, 241Kb)
Иван Степанович Проханов
«Евангельский клич»
Ещё до начала Первой мировой войны Проханов рассматривал евангельское движение как катализатор грядущей реформации Русской православной церкви. После победы большевиков она стала стремительно терять влияние, одновременно фрагментируясь на несколько движений. В стране образовался духовный вакуум, который Проханов решил использовать для своей цели. Летом 1922 года, вскоре после ареста патриарха Тихона, Проханов опубликовал 100-тысячным тиражом трактат «Евангельский клич» с адресованным иерархии РПЦ и обновленческой «Живой Церкви» призывом о реформации. В частности, он предлагал устранить учение о посредничестве между Богом и человеком кого-либо, кроме Иисуса Христа (святых, Девы Марии), отменить использование икон, мощей и т. д., отменить церковную иерархию и деление христиан на священство и мирян и прочее. Традиционные православные практики Проханов сравнивал с «пеленами», при освобождении которых РПЦ и другие православные группы обретут новый облик. При этом обновленческие реформы, по его мнению, имели неполный, половинчатый характер. Призыв не ремонтировать духовный дом лишь снаружи, а возводить новое духовное здание, Проханов подкрепил обещанием поддержки Евангельской церкви. Статья вызвала неоднозначную реакцию (как среди православных, так и протестантов, например, вызвав отторжение у лидеров русских баптистов), однако подвигла на конкретные действия часть православного духовенства, включая совместные богослужения представителей разных исповеданий, одно из которых описал в своих мемуарах Владимир Марцинковский. В частности, инициативу Проханова поддержал один из лидеров обновленчества епископ Антонин (Грановский). Выступление Проханова на съезде другой обновленческой группы «Союз общин древлеапостольской церкви» (возглавляемой епископом Александром Введенским) вызвало противоречивую реакцию, однако в целом благожелательное отношение к евангельскому лидеру сохранилось. Добившись ограниченной поддержки обновленцев, Проханов не остановился в своих намерениях реформировать христианство. В сентябре 1922 года он опубликовал новое воззвание «Голос с Востока», адресованное уже «всем христианским церквам и вероисповеданиям в России и на всем земном шаре». В нём он напомнил об ужасах Первой мировой войны и роли, которую в ней играло духовенство исторических церквей: «Православное духовенство благословляло русскую армию, англиканское духовенство — английскую армию, лютеранское духовенство — германскую, католическое духовенство — французскую армию». Повторив основные тезисы «Евангельского клича» (необходимость отказа от церковных преданий и посреднической роли духовенства между Богом и человеком), он призвал ко «всемирной реформации» под лозунгом: «назад ко Христу, назад к Евангелию, назад к первохристианству», в результате чего должна появиться «Вселенская Первохристианская Церковь». По мнению историка-богослова Владимира Попова, действия Проханова хотя и носили слишком прямолинейный и во многом утопичный характер, однако способствовали масштабному общению протестантов-евангеликов с православными, избавлению от многих стереотипов и предубеждений, укреплению протестантизма в России.
Отказ от пацифизма
В 1922—1924 годах Советская власть развернула борьбу с пацифизмом среди верующих (ранее пацифизм допускался, законодательство даже предусматривало возможность отказа от службы с оружием в руках по религиозным убеждениям, хотя на практике далеко не всем пацифистам удавалось получить такое разрешение). В Вероучении Ивана Проханова говорилось: «Мы признаем воинскую повинность, как оброк, но имеем общение с теми, кто иначе мыслит в этом вопросе»; а Вероучение Ивана Каргеля гласило: «Воинскую повинность мы отбываем по призыву законной власти, но молимся усердно о мире всего мира». Однако в результате кровопролитной Первой мировой войны, последовавших за ней двух революций и Гражданской войны пацифистские убеждения среди верующих заметно усилились. Борьба с пацифизмом среди протестантов являлась одной из задач, стоявших перед Антирелигиозной комиссией при ЦК РКП(б) — ВКП(б). 5 апреля 1923 года Проханов был повторно заключен на четыре месяца в тюрьму за распространение воззвания «Голос с Востока», в котором имелось утверждение пацифистского характера. За время заключения чекистам удалось заставить Проханова признать военную службу по призыву обязательной для советских евангельских христиан и стать одним из подписантов опубликованного в газете «Известия» антипацифистского воззвания. После своего освобождения, в ходе 9-го съезда евангельских христиан (проходил 1—10 сентября 1923 года), Проханов, несмотря на недовольство части верующих, добился признания воинской обязанности большинством голосов участников съезда. Действия Проханова привели к брожению среди верующих, ряд общин вышли из ВСЕХ и примкнули к баптистам.
Прохановсо спутниками   (654x700, 635Kb)
Иван Проханов со спутниками после посадки саженцев на месте строительства Евангельска
Евангельск
В 1926 году Проханову удалось получить разрешение на основание христианского города-коммуны Евангельск (другое название — город Солнца). В августе-сентябре 1927 года Иван Проханов с группой единомышленников совершил экспедицию в Сибирь. На Алтае, в месте где Бия и Катунь, сливаясь, образуют реку Обь, они выбрали площадку под строительство Евангельска. Проханов совершил здесь символическую посадку саженцев кедра и американского клёна, а также провёл богослужение. Из-за приближения холодов начало строительства было перенесено на следующий год. Однако за это время произошло ужесточение государственной политики в отношении протестантов. На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 17 мая 1928 года выступил И.В.Сталин с сообщением о «вопиющем факте» разрешения переселенческого отдела Наркомзема РСФСР на организацию в Сибири «религиозного города». После недолгого разбирательства реализация проекта была заморожена, а Проханов вскоре покинул страну.
Проханов_проповедует_среди_духоборов_Канады (700x458, 345Kb)
Проханов проповедует среди духоборов Канады
В эмиграции
Ещё до своей эмиграции во время заграничных поездок Проханов организовал из евангельских христиан-эмигрантов заграничные отделы ВСЕХ в Латвии, Эстонии, Польше, Германии и США. Оказавшись в эмиграции, Иван Проханов приступил к созданию на их основе Всемирного союза евангельских христиан, посвятив этому последние годы жизни. В опубликованном после смерти Проханова «Общем завещании» содержалось указание после создания Всемирного союза евангельских христиан поставить председателем и заместителем сотрудников миссии «Свет на Востоке» Якова Крекера и Вальтера Жака вследствие того, что в годы эмиграции Проханов не нашёл сотрудников, способных нести это служение. Тем не менее Союз был создан в 1937 году, уже после смерти Проханова.
Поэтическо-музыкальная деятельность
Проханов является автором богослужебных псалмов, имеющих вероучительный характер. Он написал и издал 1233 стихотворения духовного содержания, ещё 210 остались неизданными. Иван Проханов рассматривал духовные песнопения как важную часть церковного богослужения и как один из главных компонентов формирования конфессиональной идентичности. При создании псалмов он уделял большое внимание и содержанию текста, и мелодии. C одной стороны, Проханов стремился к использованию лучших образцов иностранной церковной музыки, с другой — к созданию оригинального стиля, сочетающего радость евангельской вести и русскую национальную музыкальную традицию. К музыкальному оформлению он привлекал евангельских композиторов Альберта Кеше, Николая Казакова, Григория Драненко, Каролиса Инкиса. Для обеспечения высокого уровня псалмов при ВСЕХ была создана специальная комиссия, куда вошли люди с высшим музыкально-теоретическим образованием. Творческий труд Ивана Проханова способствовал появлению нового направления русской музыки. Его работа увенчалась изданием в 1927 году трёхтомного «десятисборника» (то есть в итоговый сборник вошли гимны из 10 предыдущих песенников, выпущенных с 1902 года).
Публицистика и издательская деятельность
Проханов01 (466x700, 239Kb)
Обложка журнала «Христианин» за апрель 1906
Проханов02 (461x700, 258Kb)
Журнал «Братский листок»
Проханов03 (456x700, 170Kb)
Обложка журнала «Молодой виноградник» за июль 1909 г
Проханов04 (451x700, 425Kb)
Газета «Утренняя Звезда» 1910-1941
Проханов05 (498x700, 242Kb)
Журнал «Евангельская вера», 1932
Важным направлением деятельности для Проханова было издание духовной литературы. В разные годы он редактировал и издавал христианские журналы «Беседа» (вместе с братом Александром), «Сеятель», «Христианин», «Братский листок», «Молодой виноградник», «Детский друг», а также газету «Утренняя Звезда». Многие материалы в них он написал сам. Уже в эмиграции он издавал журнал «Евангельская вера». Проханов стал главным редактором издательства «Радуга», снабжавшего евангельские общины России духовной литературой. Само издательство располагалось на Украине, благодаря Проханову был открыт магазин в Санкт-Петербурге, что способствовало успеху миссии. В эмиграции он написал и издал автобиографическое произведение «В котле России», где изложил свой взгляд на историю и перспективы движения евангельских христиан в России и СССР.
В 1926 году ему удалось получить разрешение, найти средства и издать в СССР 175 тысяч экземпляров Библий, Новых Заветов, песенных сборников и другой духовной литературы.
Книги и брошюры Ивана Проханова
1. (1909 — 1920-е) — Изложение евангельской веры, или Вероучение евангельских христиан (Вероучение Проханова) —Догматическое учение евангельских христиан;
2. (1911— 1911) — Закон и вера: Руководство к устройству религиозных собраний, легализации и управлению всеми гражданскими делами общин, отделившихся от православия — Правовая помощь верующим и церквям;
3. (1918 — 1918) — Евангельское христианство и социальный вопрос — Теоретическая база христианской экономической кооперации и создания коммун;
4. 1969 — Краткое учение о проповеди. Опыт Евангельской гомилетики — Подготовка проповедников;
5. (1933 — 1933) (на английском языке) — In the cauldron of Russia (В котле России) —Автобиография. Обзор евангельской истории России.
ПроханоВыпускное собрание (700x415, 224Kb)
Выпускное собрание Ленинградских библейских курсов, 1928 год. В центре — Иван Проханов
Образовательная деятельность
Иван Проханов уделял большое внимание вопросу подготовки проповедников и миссионеров. При первой же возможности (как только позволяла внутриполитическая ситуация в стране), Проханов и его соратники принимались за создание проповеднической школы. С 1905 года при Санкт-Петербургской общине периодически действовали шестинедельные курсы проповедников, куда допускали не только евангельских христиан, но и баптистов. Постоянным преподавателем курсов был богослов Иван Каргель, для преподавания также привлекались Павел Николаи, Александр Максимовский, Владимир Оффенберг, сам Иван Проханов и др. В 1913 году Проханову и его соратникам удалось добиться открытия в Петербурге двухгодичных курсов проповедников. Эти курсы фактически стали первой протестантской богословской школой в России с обучением на русском языке. Однако в 1914 году — с началом Первой мировой войны и очередным ужесточением политики государства в отношении протестантов — эти курсы были закрыты. Вновь они открылись уже в 1922 году. До 1925 года курсы были краткосрочными и нерегулярными, а с 1925 года — стали годичными и регулярными. Они продолжали действовать до 1929 года, когда были ликвидированы в ходе сталинских репрессий в отношении евангельских христиан и баптистов, за 4 года подготовив около 400 проповедников.
Семья
Проханов06 (494x700, 235Kb)
Молоканский богослов, редактор журнала «Духовный Христианин» Александр Степанович Проханов с супругой Анастасией Титовной
Проханов07 (549x700, 288Kb)
Василий Степанович Проханов — молоканин, коммерсант, брат Ивана Степановича Проханова
Проханов08 (478x700, 122Kb)
Анна Ивановна Проханова (девичья фамилия Казакова) - супруга Ивана Степановича Проханова (1869—1935) — российского религиозного деятеля и поэта. Лидера движения евангельских христиан.
Проханов09 (531x700, 203Kb)
И.С.Проханов с сыновьями Ярославом и Всеволодом
Братья
Вместе с Прохановым росли два брата, Александр и Василий. Иван был старшим. В отличие от отца и Ивана, младшие братья остались молоканами по вере.
Александр после Дерптского университета обучался медицине в Париже, там же посещал Протестантский богословский факультет. Вернувшись на Кавказ, работал врачом, основал «Общество образованных молокан» (пытавшееся примирить религиозную веру с дарвинизмом), издавал молоканский журнал «Духовный христианин» (основными темами которого были апологетическая полемика с баптизмом и жёсткая богословская критика Библии), написал несколько богословских трудов. Кроме того, Александр Степанович учредил во Владикавказе «Прохановское Кредитное Товарищество», кредитовавшее малый бизнес молокан, евангельских христиан и баптистов. Прибыль направлялась на благотворительные цели. Умер в 1912 году от сыпного тифа, которым заразился в больнице, исполняя свой врачебный долг. Современный писатель-публицист А.А.Проханов является его внуком.
Василий, также получив хорошее образование, занимался коммерцией, поддерживал «Прохановское Кредитное Товарищество». После революции 1917 года, лишившись состояния, эмигрировал в Европу, где окончил 4-летний богословский курс свободного Евангельского братства в Германии. Перед Второй мировой войной переехал в США, где предпринимал попытки сблизить русских эмигрантов — молокан и евангельских христиан: «я стремлюсь теперь применить остаток своей жизни для продолжения дела моих братьев, и моего с ними общего идеала жизни».
Прохановс матерью и сыном  (700x445, 232Kb)
Проханов с матерью и сыном Ярославом
Жена и сыновья
С будущей женой Анной Ивановной Проханов познакомился в начале 1901 года в Тифлисе. В том же году они поженились. По его воспоминаниям, она была доброй христианкой, «имела ангельский характер, была очень красивой, богатой и хорошо образованной. Она могла говорить по-английски, по-французски и по-немецки. И ко всему этому она была очень талантливой музыкантшей». У них родилось двое сыновей: Ярослав и Всеволод. Выбор имён объяснялся интересом отца к русской истории. Иван Проханов стремился дать им хорошее образование: сыновья посещали гимназию немецкой реформатской церкви в Петербурге, которую отец считал одной из лучших в городе. Там они изучали немецкий язык, а английский и французский — учили частным образом. Кроме того, для обучения их английскому Проханов пригласил из Лондона христианскую гувернантку, которая стала жить вместе с ним. По воспоминаниям Проханова, в мае 1919 года, когда Петроград пребывал в состоянии красного террора и военного коммунизма, его жена и сыновья выехали в Тифлис, где жили родители жены, а условия были лучше. Сам Проханов остался в Петербурге, чтобы продолжать служение во ВСЕХ. Из-за болезни старшего сына Ярослава и перекрытия дороги военными поездка семьи затянулась и 30 июля 1919 года жена Проханова скончалась во Владикавказе от азиатской холеры, так и не доехав до Тифлиса. Сыновья некоторое время жили с семьёй брата отца Василия, затем — с родителями жены. Как сообщает Проханов в своей автобиографии, в 1921 году его сыновья вернулись в Петроград и включились в христианское служение. В 1926 году младший сын Всеволод трагически погиб в результате неосторожного обращения с оружием. Старший сын Ярослав стал ботаником. В 1938 году, после эмиграции и смерти отца, он был арестован по обвинениям по статьям 58-10 и 58-11. В 1939 году уголовное дело в отношении Ярослава было прекращено за отсутствием состава преступления.
ПрохановКомната, где жил (700x308, 168Kb)
Комната, где жил Иван Проханов в последнее время. Фото сделано после его смерти
Смерть
По воспоминаниям соратников Проханов обладал удовлетворительным здоровьем. Он отличался энергичностью, крепкими нервами, силой воли и исключительной трудоспособностью. Иногда от переутомления у него возникали временные проблемы с работой сердца. В 1929 году выяснилось, что Проханов страдает лёгкой формой сахарного диабета. В 1934 году в Нью-Йорке он неделю провёл в клинике, лечась от него. Когда в июне 1935 года он вернулся из Америки в Европу, его соратники обратили внимание, что Иван Степанович ослаб и постарел за последнее время. В сентябре 1935 года он по просьбе болгарского проповедника Митко Матеева совершил двухнедельную поездку в Болгарию. Здесь Проханов выступал в различных городах с проповедями, участвовал в собраниях евангельских общин Софии и Пловдива, присутствовал на Первом болгарском съезде евангельских христиан, на котором был учреждён их национальный Союз. Незадолго до этой поездки у Ивана Степановича разболелась нога. Врач констатировал, что нарыв на ноге связан с диабетом. Перед поездкой опухоль спала. Однако в Болгарии нога вновь воспалилась, появился второй нарыв. По возвращении в Германию Проханов по настоянию врача лёг в клинику, — сначала в частную, затем при дальнейшем ухудшении — в евангельскую больницу имени Мартина Лютера. Врачи обсуждали вопрос об ампутации ноги, но из-за диабета, осложнившегося воспалением лёгких, не решились проводить. В больнице его регулярно навещали члены Берлинской общины евангельских христиан и другие соратники. 4 октября он попрощался с посетившими его единоверцами и попросил исполнить ему гимн «За евангельскую веру!» После этого он практически не выходил из состояния забытья и тихо скончался утром 6 октября.
ПрохановПохороны (700x385, 215Kb)
Похороны Ивана Проханова. Прощальное слово произносит пастор Вальтер Жак
Захоронение
Похороны были отложены на 5 дней в надежде на приезд верующих из Москвы, однако через несколько дней от руководителей Всесоюзного совета евангельских христиан пришли телеграммы с соболезнованиями и сообщение, что приехать они не смогут. В траурных мероприятиях принимали участие личные друзья, члены берлинской общины евангельских христиан, представители миссионерского союза «Свет на Востоке», представители Всемирного евангелического альянса. Представителей русских баптистов (в том числе находящихся в эмиграции) не было, некоторые наблюдатели сочли это проявлением чувства соперничества в отношении Проханова. Погребение состоялось 11 октября на старинном протестантском кладбище общины Святой Троицы в Кройцберге (одном из центральных районов Берлина). В 1945 году при штурме Берлина это кладбище пострадало от уличных боёв, в надгробие Ивана Проханова попала пуля. В послевоенное время среди верующих неоднократно обсуждался вопрос о перезахоронении Проханова на Родине, однако эти планы не были реализованы. В 2010-х годах, по неподтверждённым данным из соцсетей, по участку кладбища, где находилась могила, был проложен автобан. Свой личный архив и имущество Проханов завещал вернуть в Советский Союз, однако во время Второй мировой войны они были утрачены.
ПрохановПроповедь1924 (700x429, 235Kb)
Проповедь Ивана Проханова (в центре), 1924 год
Оценки
По мнению историка Вильгельма Кале, большое значение личности Ивана Проханова в истории российского протестантизма бесспорно, но его роль до сих пор не до конца понята и оценена. Его ставят в один ряд с такими «отцами» русско-украинского евангельского протестантизма, как Василий Пашков, Модест Корф, Гренвилл Редсток, Никита Воронин, Иван Рябошапка. Однако споры не утихают. Некоторые сторонники строго баптистского понимания протестантизма считают, что Проханов нанёс ущерб единству евангельского движения. Некоторые указывают на его стремление ладить со всеми неоднократно менявшимися в России властями и тем самым обвиняют в оппортунизме, не принимая во внимание его достижений в созидании Церкви. Ещё один распространённый упрёк — в умении Проханова представить себя публично в выгодном свете. Он потерял многих друзей (особенно среди христиан Запада) из-за того, что его просьбы о материальной помощи для евангельского движения в России, для Союза евангельских христиан, звучали «слишком пронзительно и слишком беззащитно». В то же время для большого количества верующих Иван Проханов является духовным авторитетом и они вспоминают о нём с благодарностью. По мнению Татьяны Никольской, без творческого наследия Проханова «невозможно представить дальнейшее развитие протестантизма в России». Никольская отметила, что «Проханов не был лишён недостатков, но другого исторического лидера подобного масштаба у нас нет».
Память
Деятельности Проханова посвящено значительное количество книг и статей, авторами которых являются как евангельские христиане, так и исследователи, не являющиеся христианами-протестантами. В связи с его юбилеями в некоторых евангельских церквях и объединениях церквей проводятся памятные мероприятия. В 2009 году христианским центром «Логос» изданы труды Проханова в двух томах.Одну из легенд о Проханове пересказал историк Вильгельм Кале, услышавший её от посетившего СССР путешественника. Якобы в 1924 году тяжело больной вождь большевистской революции В.И.Ленин незадолго до смерти просил позвать к нему Проханова, чтобы вместе помолиться. Кале услышал этот рассказ за несколько лет до выхода своей книги о Проханове (1978 год), однако предположил, что это старая легенда. В феврале-мае 2019 года в России отметили 150-летие Проханова. В преддверии руководители евангельских деноминаций России и представитель Церкви адвентистов седьмого дня подписали особую декларацию, в которой подчеркнули вклад Проханова в отечественную историю и призвали к участию в праздновании юбилея. В Институте Европы Российской Академии Наук прошла посвящённая Проханову международная научная конференция «Историческая, культурная и социальная роль протестантизма в России и Европе», а в Общественной палате Российской Федерации — конференция «150-летие И.С.Проханова — признанного российского религиозно-общественного деятеля начала ХХ века». В Московской центральной церкви ЕХБ состоялось праздничное богослужение. Литература: В[асилий]. П[роханов]. А.С.Проханов // Журнал «Солнце». — 1938. — Тома № 1—3. — Страница 24; В[асилий]. П[роханов]. Краткая Автобиография и цели моей жизни // Журнал «Солнце». — 1938. — Том № 1—3. — Страницы 26—28; Впервые вышло полное издание произведений Ивана Проханова // Российский союз евангельских христиан-баптистов : сайт. — 2009. — 1 декабря; Гончаренко Е.С. Музыкальные реформы М. Лютера и их следы в реформаторской деятельности И.С.Проханова // Богословские размышления. Спецвыпуск «Реформация: восточноевропейские измерения». — Евро-азиатская аккредитационная ассоциация, 2016. — Том 17. — Страницы 260—266. — ISSN 2415-783X; Дело веры и труд любви // Российский союз евангельских христиан-баптистов : сайт. — 2009. — 14 декабря; Для меня жизнь Христос! // РС ЕХБ официальный сайт. — 2019; Евангельские церкви в поисках «чувства времени». В Институте Европы Российской Академии Наук состоялась конференция, посвященная 150-летию И.С.Проханова // РС ЕХБ официальный сайт. — 2019; Иванов М.В. Становление и первоначальное развитие богословских воззрений российских евангельских христиан-баптистов // Вестник МБС ЕХБ. — Москва, 2014. — Том 2. — Страницы 59—64; История ЕХБ в СССР. — Москва: издательство ВСЕХБ, 1989. — Страница 624; Кале В. Евангельские христиане в России и Советском Союзе. Иван Степанович Проханов (1869—1935) и путь евангельских христиан и баптистов. Перевод с нем. Скворцова П. И = Evangelische Christen in Russland und der Sovetunion [Sowjetunion]. Ivan Stepanovich Prochanov (1869—1935) und der Weg der Evangeliumschristen und Baptisten. Von Wilhelm Kahle. — Онкен — Вуперталь и Кассель, 1978. — 627 страниц; Кифер А. П. Последнее путешествие брата И.С.Проханова // Евангельская вера : журнал. — 1935. — № 1—12. — Страницы 31—48; Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. — 1917 г.). — Москва: Наука, 1965. — 348 страниц; Клибанов А.И. Классовое лицо современного сектантства. — Ленинград: Прибой, 1928. — 104 страницы; Конференция «150-летие И.С. Проханова - признанного российского религиозно-общественного деятеля начала 20-го века». Общественная палата Российской Федерации// РС ЕХБ официальный сайт. — 2019; Крапивин М.Ю., Лейкин А.Я., Далгатов А.Г. Судьбы христианского сектантства в Советской России (1917 — конец 1930-х годов) / Рецензенты доктор исторических наук В.С.Измозик, доктор исторических наук В.В.Молзинский. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургского университета, 2003. — 308 страниц. — ISBN 5-288-02851-6; Ливен С.П. Духовное пробуждение в России. — Корнталь: Свет на Востоке, 1967. — 125 страниц; Мазаев А.М. О Петербургской «свободе» // Баптист : журнал. — Нахичевань, 1909. — № 11. — Страницы 14—15; Марцинковский В.Ф. Записки верующего. Из истории Религиозного движения в России (1917—1923). — Прага, 1929; Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — Санкт-Петербург.: РХГИ, 1997. — 480 страниц. — 2500 экземпляров. — ISBN 5-88812-037-5; Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905— 1991 годах. — Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. — 356 страниц — (Территории истории; Вып. 2). — ISBN 978-5-94380-081-8; Никольская Т. К. Юбилей прошел. – Забудем? Кто же он – Иван Степанович Проханов? // Мирт : интернет-газета. — Санкт-Петербург, 2020. — 10 февраля; О кончине Всеволода Ивановича Проханова (младшего сына И.С.Проханова) // Христианин : журнал. — Ленинград, 1927. — № 3. — Страницы 59—60; Подписание декларации посвященной 150-летию со Дня рождения И.С. Проханова // РС ЕХБ официальный сайт. — 2019; Попов В.А. "Евангельский клич" И.С. Проханова как проект и попытка реализации идей Реформации в движении православных обновленцев начала 20-х г.г. XX века // Богословские размышления. Спецвыпуск «Реформация: восточноевропейские измерения». — Евро-азиатская аккредитационная ассоциация, 2016. — Том 17. — Страницы 79—90. — ISSN 2415-783X; Попов В.А. И С.Проханов: Страницы жизни. — Санкт-Петербург: Библия для всех, 1996. — 201 страница; Попов В.А. Сибирская утопия баптистов (рус.) // Независимая газета : газета. — Москва, 2010; Попов В.А. Поездки Проханова за рубеж // Журнал «Братский вестник». — ВСЕХБ, 1990a. — Том № 1. — Страницы 55—60; Попов В. А. Христианские коммуны Проханова // Наука и религия : журнал. — 1990b. — № 7. — Строаницы 48—51. — ISSN 0130-7045; Потапова Н. В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917—1922 гг. (на материалах Дальнего Востока). — Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Южно-Сахалинск: СахГУ, 2015; Потапова Н.В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917—1922 гг. (на материалах Дальнего Востока). В двух томах. — Сахалинский государственный университет. — Южно-Сахалинск, 2014. — Том 1; Похороны брата Ивана Степановича Проханова // Евангельская вера : журнал. — 1935. — № 1—12. — Страницы 50—51; Пророчество о России // Христианин : журнал. — Санкт-Петербург, 1906. — № 3. — Страница 69; Проханов И.С. В котле России (перевод с английского А.М.Бычкова) = In The Cauldron of Russia. — Чикаго: Всемирный Союз Евангельских христиан, 1992. — 111 страниц; Проханов И.С. Евангельский клич // Новая или евангельская жизнь : сборник. — Москва: Христианский центр «Логос», 2009. — Страницы 90—94; Проханов И.С. Евангельское христианство и социальный вопрос. — Петроград, 1918; Проханов И.С. Закон и вера: Руководство к устройству религиозных собраний, легализации и управлению всеми гражданскими делами общин, отделившихся от православия. — Издание второе. — Санкт-Петербург.: Издательское товарищество «Радуга», 1912. — 176 страниц; Проханов И.С. Изложение евангельской веры, или Вероучение евангельских христиан / Редакционная Коллегия под председательством И.С.Проханова. — Всесоюзный Совет Евангельских Христиан. — Ленинград (предположительно): Ленинградский Гублит; Проханов И.С. Краткое учение о проповеди. Опыт Евангельской гомилетики. — Корнталь: Свет на Востоке, 1969. — 128 страниц; Проханов И.С. Программа ВСЕХ после моей смерти (моё общее завещание) // Евангельская вера : журнал. — 1935. — № 1—12. — Страницы 59—62; Проханов, Иван Степанович / Агеева Е.А. // Полупроводники — Пустыня [Электронный ресурс]. — 2015. — Страницы 650. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах] / главный редактор Ю.С.Осипов ; 2004—2017, том 27). — ISBN 978-5-85270-364-4; Проханов, Иван Степанович // Протестантизм: Словарь атеиста / Под общей редакцией Л.Н.Митрохина. — Москва: Политиздат, 1990. — Страница 211. — 319 страниц. — 200 000 экземпляров — ISBN 5-250-00373-7; Проханов Ярослав Иванович (1902) // Белая книга: О жертвах политических репрессий : книга памяти. — Самара: Самар. Дом печати, 1997; Пузынин А. П. Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента её зарождения до наших дней. — Москва: Библейско-богословский институт Святого апостола Андрея, 2010. — 523 страниц. — ISBN 978-5-89647-235-3; Савинский С.Н. История евангельских христиан баптистов Украины, России, Белоруссии (1867—1917). — Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999. — ISBN 5-7454-0376-4; Савинский С.Н. История евангельских христиан баптистов Украины, России, Белоруссии. II (1917—1967). — Санкт-Петербург.: Библия для всех, 2001. — 10 000 экземпляров. — ISBN 5-7454-0594-5; Шведовский Ф. Интервью: Писатель, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов о Японии, Ливии, перспективах революции в России, своих церковных взглядах и новом мировоззрении бессмертия // Портал-Credo.Ru; Шендеровский Л.Л. Иван Проханов (Биографический очерк). — Торонто: Евангельская вера, 1986. — 220 страниц; Prokhanoff I. S. In The Cauldron of Russia. — All-Russian Evangelical Christian Union. — New York: John Feisberg, Inc., 1933. — 27.

Mary_Agnes_Chase_(1869-1963),_sitting_at_desk_with_specimens (700x571, 263Kb)
1869
Мэри Эгнес Чейз (Mary Agnes Chase, в девичестве — Ме́ррилл (Merrill)
американская ботаник-самоучка, агростолог. Родилась в округе Ирокой на востоке штата Иллинойс, в семье Мартина Джона Меррилла и Мэри Кассиди. Училась в школе в Чикаго. В январе 1888 года Мэри вышла замуж за Уильяма Ингрэма Чейза, через год скончавшегося. В 1890-х годах работала корректором в издании Inter-Ocean Newspaper, в свободное время посещала курсы по ботанике в Чикагском университете. В 1901 года Мэри Чейз была принята на работу ассистентом в Музей Филда. С 1903 года она работала ботаническим иллюстратором в Министерстве сельского хозяйства в Вашингтоне. С 1907 года работала ассистентом Альберта Спира Хичкока, занималась изучением злаков. Путешествовала сначала по юго-востоку США, занимаясь сбором злаков, в 1913 году — по Пуэрто-Рико. Чейз была одним из активных борцов за женское избирательное право. В январе 1915 года она была арестована за участие в сжигании напечатанных копий всех речей Вудро Вильсона о свободе. В августе 1918 года Чейз вновь оказалась в тюрьме за пикетирование Белого дома. В 1922 году Мэри Эгнес ездила в Европу для изучения образцов злаков в европейских гербариях. С 1923 года она работала в должности ассистента в Министерстве сельского хозяйства. В 1924 году начала активные полевые исследования флоры злаков Южной Америки, в 1929 году вновь ездила в Бразилию. После смерти А.С.Хичкока в 1935 году Чейз возглавила отделение систематики злаков Бюро фитоиндустрии Министерства сельского хозяйства. В 1956 году Мэри Чейз была удостоена награды За заслуги перед Ботаническим обществом Америки. В 1958 году Иллинойсский университет присвоил ей почётную степень доктора. Мэри Эгнес Чейз скончалась в Бетесде 24 сентября 1963 года. Некоторые научные работы: Chase M. A. The North American species of Pennisetum (неопр.) // Contributions from the United States National Herbarium. — 1921. — Том 22, № 4. — Страницы 209—234; Chase M. A. The North American species of Paspalum (неопр.) // Contributions from the United States National Herbarium. — 1929. — Том 28, № 1. — Страницы 1—310. Роды растений, названные в честь Э.Чейз: Chasechloa A.Camus, 1949. Литература: llinois Biographical Dictionary / edited by C. Hannan and J. L. Herman. — 2008. — Vol. 1. — P. 137—138. — ISBN 978-1-8785926-0-6; Stafleu F. A., Mennega E. A. Taxonomic Literature : Ed. 2. — Königstein, 1997. — Suppl. IV: Ce—Cz. — P. 57—60. — 614 p. — ISBN 3-87429-395-5. — doi:10.5962/bhl.title.48631.

William_Lewis_Stern (476x700, 146Kb)
1871
Уильям Льюис Штерн (William Lewis Stern)
немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Кроме того, оказал большое влияние на зарождающуюся детскую психологию. Создатель концепции интеллектуального коэффициента, которая позднее легла в основу известного теста IQ Альфреда Бине. Родился в Берлине. Отец немецкого писателя и философа Гюнтера Андерса. Штерн изобрёл вариатор тона (1897), что позволило существенно расширить возможности изучения звукового восприятия человека. Уильям Штерн родился в Берлине. Он был внуком Сигизмунда Штерна (1812—1867), педагога и одного из основателей реформистской иудейской общины в Берлине. Изучал философию и психологию в Берлинском университете и в 1893 году получил степень доктора философии. Преподавал в Университете Бреслау (1897—1916). В 1916 году был назначен профессором психологии Гамбургского университета, где работал до 1933 года, одновременно будучи директором Психологического института при университете. После прихода нацистов к власти эмигрировал сначала в Нидерланды, затем (1934) — в США, где стал профессором в университете Дьюка, оставаясь в этой должности вплоть до своей смерти.
Вклад в науку
Штерн исследовал проблему «характера» групповых образований, которые он рассматривал как живые организмы, подобные людям. Учёный считается одним из основателей прикладной психологии, современной детской психологии и психологии развития. Известны его работы в области дифференциальной психологии. В труде «Монографии к душевному развитию ребёнка» (2 тома, 1928—1931) проанализированы наблюдения Штерна и его жены Клары за собственными детьми — в свете уже существующих теорий о психическом развитии ребёнка. Особое внимание уделялось речевому развитию; полученные данные легли в основу проводимых Штерном исследований одарённости и интеллекта. Штерн выяснил, что скорость развития и интеллект ребёнка существенно влияют на его отношения с другими детьми. Кроме того, он исследовал детские фантазии и степень правдоподобия свидетельских показаний ребёнка при расследованиях и на суде (Forensische Psychologie). Штерн занимался не только психологическими исследованиями; он также был философом, сторонником персонализма. Умер в городе Дарем, штат Северная Каролина, США, 27 марта 1938 года. Литература: Штерн В. Дифференциальная психология. 1911; Штерн В. Язык детей. 1907; Штерн В. Личность и вещь. 1906—1924; Stern, W. (1912). «The Psychological Methods of Intelligence Testing» (G. Whipple, Trans.). Baltimore: Warwick and York; General Psychology from the Personalistic Standpoint (1938); Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Перевод с немецкого — Санкт-Петербург: Союз, 1997; Штерн В. Дифференциальная психология и её методические основы = Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen / [Послесловие А.В.Брушлинского и др.]; Российская Академия Наук, Институт психологии. — Москва: Наука, 1998.

Eyvind_Alnæs_(1872-1932)_(cropped) (539x700, 268Kb)
1872
Эйвинн Альнес (норвежское имя — Eyvind Alnæs)
норвежский композитор, пианист, органист и хоровой дирижёр. Эйвинн Альнес родился в городе Фредрикстад, Эстфолл, Норвегия, в семье директора школы Йоханнеса Йоргена Лаурица Альнеса (1835—1916) и Элизы Мартин Хансен (1851—1931). Учился в Осло у Ивера Хольтера, затем в Лейпцигской консерватории (1892—1895) у Карла Райнеке. Успешная премьера Первой симфонии Альнеса (1896) привела к назначению ему стипендии для дополнительного изучения композиции у Юлиуса Рутхардта. В 1895—1907 гг. Альнес служил органистом в Драммене, а с 1907 г. и до конца жизни в Осло, в том числе с 1916 г. в Кафедральном соборе Осло. Руководил также различными хоровыми коллективами. Композиторское наследие Альнеса выдержано в позднеромантическом стиле и включает две симфонии (1896, 1923), симфонические вариации (1898), фортепианный концерт (1913), сюиту для виолончели и фортепиано, различные фортепианные и хоровые сочинения, песни. Он также подготовил четырёхтомное собрание норвежской народной музыки «Северные мелодии» (норвежское название — Nordes Melodier; 1922). Некоторые песни Альнеса входили в репертуар Фёдора Шаляпина и Кирстен Флагстад. Премьерную запись его фортепианного концерта осуществил в 2007 году Пирс Лэйн (с Бергенским филармоническим оркестром под управлением Эндрю Литтона). Дочь Эйвинна Альнеса, Лисе Бёрсум, была участницей норвежского Сопротивления и автором книг о своём опыте заключения в концентрационных лагерях. Умерла в городе Осло, Норвегия, 24 декабря 1932 года. Награды: королевская медаль Заслуг в золоте (1922); кавалер 1-го класса ордена Святого Олафа; медаль Святого Халльварда (1967). Литература: Музыкальный энциклопедический словарь / Главный редактор Г.В.Келдыш. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 28. — ISBN 5-85270-033-9

Гришинский,_Алексей_Самойлович (582x700, 135Kb)
1872
Алексей Самойлович Гришинский
русский военный деятель, генерал-майор, участник Первой мировой войны. Православный. Образование получил в Полоцком кадетском корпусе. В службу вступил 13 сентября 1890 года. В 1892 окончил 1-е военное Павловское училище в Санкт-Петербурге по первому разряду с присвоением чина гвардии подпоручика от 4 августа 1892 года. Как один из лучших выпускников, был направлен в Гренадерский лейб-гвардии полк, расквартированный на Петроградской стороне Санкт-Петербурга. Очередной чин поручика был присвоен 16 августа 1896 года. В 1898 году окончил Николаевскую академию Генштаба по первому разряду с присвоением чина гвардии штабс-капитана с переименованием в капитаны Генштаба (29 мая 1898), направлен в Московский военный округ. С мая 1899 по май 1900 года — старший адъютант штаба 1-й гренадерской дивизии. Цензовое командование ротой отбывал в «родном» лейб-гвардии Гренадерском полку (с 31 октября 1899 по 28 ноября 1900). Далее обер-офицером занимал должности для особых поручений при штабе Гренадерского корпуса (19 мая 1900 — 9 марта 1903), штаб-офицера для поручений при штабе Московского военного округа (до 20 июля 1907), старшего адъютанта штаба Московского военного округа (до 15 ноября 1911). В тот период, 19 апреля 1903 года произведён в штаб-офицерский чин подполковника (цензовое командование батальоном отбывал в 6-м гренадерском Таврическом полку с 27 мая по 3 ноября 1905), чин полковника — 19 декабря 1907 года. С 15 ноября 1911 по 13 апреля 1913 — начальник штаба 2-й гренадерской дивизии. В 1911—1913 годах был редактором 15-томного сборника «История русской армии и флота». 13 апреля 1913 года был назначен командиром 9-го пехотного Ингерманландского Императора Петра I полка. С 9 мая 1913 года — командир 11-го гренадерского Фанагорийского полка.
Первая мировая война
Под командованием полковника Гришинского Фанагорийский 11-й гренадерский полк выступил на войну 27 августа 1914 года. 23 апреля 1915 года Гришинский был награждён Георгиевским оружием. 2 июня того же года ему присвоен чин генерал-майора. За отличия в командовании полком он был награждён орденом Святого Георгия IV степени (18 июля 1915). С июля 1915 состоял генералом для поручений при командующем 4-й армией. С 28 января 1916 года принял командование Гренадерским лейб-гвардии полком. 19 июля 1916 года был назначен начальником штаба 2-го гвардейского корпуса, входившего в состав Особой армии. С 8 мая 1917 года — командир 7-й пехотной дивизии, с 12 мая по 11 сентября 1917 — командующий Гвардейской стрелковой дивизии. С октября 1917 занимал должности начальника штаба 7-й армии, генерал-квартирмейстера при Верховном Главнокомандующем (в течение 4 месяцев); столоначальника ГУГШ (в течение 2 месяцев); начальник штаба Московского военного округа (с 29 мая 1918 года, в течение 9 месяцев).
Служба в Советской России
Добровольно вступил в РККА. Служил сотрудником Военно-исторической комиссии; младшим инспектором Высшей Военной Инспекции; состоял в комиссии по переработке уставов (с 15 августа 1919). Занимал должность начальника Военно-редакционного отделения Военно-научного отдела Военной Академии РККА. Включён в списки Генштаба РККА от 15 июля 1919 и 7 августа 1920. На 1 марта 1923 года — преподаватель истории войны 1914—1918 годов на западном фронте Военной академии РККА. Дата смерти неизвестна. Награды: Орден Святого Станислава III степени (1901); Орден Святой Анны III степени (1904); Орден Святого Станислава II степени (1906); Орден Святой Анны II степени (19 декабря 1910); Орден Святого Владимира IV степени (20 декабря .1913); Георгиевское оружие (6 мая 1915); Орден Святого Георгия IV степени (31 июля 1915); Орден Святой Анны I степени (31 марта 1916); Орден Святого Владимира II степени с мечами (19 декабря 1916).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку