-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 112058
Комментариев: 6804
Написано: 120533


5 июля родились...

Четверг, 05 Июля 2018 г. 07:05 + в цитатник
Robert_Fitzroy (525x700, 47Kb)
1805
Роберт Фиц Рой (Фиц-Рой, Фитц-Рой; Robert FitzRoy)
офицер военно-морского флота Великобритании, метеоролог, командир экспедиции корабля «Бигль», в которой принимал участие Чарльз Дарвин, генерал-губернатор Новой Зеландии, основатель и руководитель Метеорологического департамента. Родился в родовом поместье Графтонов Эмптон Холле, графстве Суффолк. Будучи младшей ветвью Графтонов, Фицрои были потомками короля Англии Карла II, но не наследовали герцогского титула. По материнской линии (мать Френсис Энн Стюарт) он был родственен маркизам Лондондерри. В феврале 1818 года Роберт Фицрой поступил в Королевское военно-морское училище в Портсмуте. Служба на флоте началась в 1819 году, сначала гардемарином на корабле «Оуэн Глендоуэр», затем мичманом на кораблях «Хайнд» и «Фетида». В чине лейтенанта служил на флагманском корабле адмирала Отуэя «Ганг». А в октябре 1828 года он был назначен капитаном «Бигля», 235-тонного корабля гидрографической экспедиции Филлипа Паркера Кинга, которая занималась съёмкой южного побережья Южной Америки. Экипажу «Бигля», отделившись от корабля руководителя экспедиции «Адвенчур», предстояло продолжить исследование западной части побережья. Съёмка побережья происходила в сложных климатических условиях. Дожди, шквалы и шторма были постоянными спутниками «Бигля». Неприветливый пустынный берег, населённый недружелюбно настроенными огнеземельцами, довершал эту картину. Постоянная сырость и недостаток витаминов вызывали среди экипажа цингу и ревматизм. Предшественник Фицроя, капитан Стокс, не выдержав сложных условий плавания, покончил жизнь самоубийством. Однако молодой двадцатитрёхлетний капитан гидрографического корабля в сложных штормовых условиях сумел показать себя решительным и волевым командиром, успешно справился со сложным заданием. Во время этого своего первого самостоятельного плаванья молодой офицер совершил характерный для него поступок. Желая привести местное население к цивилизации и улучшить их нравы, Фицрой взял четырёх аборигенов на борт своего корабля. Предполагалось, что после обучения в Англии они вернутся на родину. По мнению Фицроя обучение в Англии поднимет культурный уровень туземцев, приучит их к цивилизации. В дальнейшем путешественников в этих краях будут встречать не дикари, склонные к воровству, а вполне цивилизованные люди, которые при необходимости смогут оказать помощь, поставить продовольствие. В начале осени 1830 года экспедиция вернулась в Англию. Капитан Кинг по окончании плавания подал в отставку. На должность руководителя следующей экспедиции он рекомендовал Фицроя, дав ему самые лучшие рекомендации. Однако адмиралтейство отказалось от дальнейших планов проводить съёмку побережья Огненной Земли. Привезённые Фицроем огнеземельцы оказались на его попечении, адмиралтейство обещало поддержку его планам. Помогло и миссионерское общество. В сельской местности, в Вольтемстоу они обучались в приходской школе, им были даны некоторые навыки в земледелии.
HMSBeagle (700x442, 331Kb)
Корабль гидрографической экспедиции «Бигль»
К несчастью один из них заболел оспой и вскоре умер. Остальные чувствовали себя неплохо и, как казалось, вполне освоились в непривычной для себя обстановке. Вместе с ними на Огненную Землю должен был отправиться и миссионер, который должен был основать миссию. Отказ адмиралтейства от планов дальнейших гидрографических исследований ставил Фицроя в затруднительное положение. Огнеземельцы оставались в Англии, а Фицрой обещал им возращение на родину. Поэтому он вынужден был взять отпуск, и готовился вернуть своих подопечных за свой счёт. Для этого им за 1000 фунтов было нанято судно. Однако, не без помощи влиятельных родственников, мнение лордов адмиралтейства изменилось, и Фицрой, уже в звании капитана 3-го ранга, вновь начал готовить «Бигль» к экспедиции. Одной из инициатив Фицроя была идея пригласить в экспедицию натуралиста. По рекомендации профессора ботаники Хенслоу им оказался недавно окончивший Кембриджский университет Чарльз Дарвин. Итак, 4 июля 1831 года «Бигль» был вновь отдан под командование Роберта Фицроя, и на нём началась подготовка к плаванию, которое согласно заданию адмиралтейства, стало кругосветным. Задачи, стоящие перед экипажем «Билля» существенно расширились. Согласно меморандуму главного гидрографа адмиралтейства капитана Бофорта, кроме съёмки побережья Южной Америки необходимо было определить долготы ряда мест вокруг всего земного шара. Картографическая съёмка должна начаться к югу от Ла-Платы, затем продолжить описание Магелланова пролива и Огненной Земли. При этом необходимо подробно исследовать реку Рио-Негро и Фолклендские острова. Далее следовало пойти вдоль тихоокеанского побережья как можно дальше на север. Затем в месте, где будет завершена съёмка, нужно пересечь Тихий Океан. При этом желательно зайти на Галапагосские острова и Таити, а также посетить ряд мест в районе пролива Торреса и Ост-Индии. На всю экспедицию отводилось два года. На деле, оказалось — почти пять лет. Для скорейшей выполнения съёмки протяжённого побережья Патагонии, в Монтевидео Фицрой нанял сроком на восемь месяцев две небольшие шхуны (9 и 15 тонн). Вскоре обе шхуны под командованием лейтенанта Джона Викема и штурмана Джона Стокса приступили к выполнению задачи. В отличие от Кинга Фицрой не счёл необходимым запрашивать на это разрешение из Лондона: время, потраченное на переписку, заняло бы месяцы, было бы потеряно драгоценное время. Он известил об этом адмиралтейство задним числом, подчеркнув, что если его действия не будут одобрены, то он «в состоянии заплатить и охотно заплатит» необходимую сумму. Ответом было обвинение в нарушении инструкции и требование немедленно разорвать контракт, как только к тому представится удобный случай. Контракт Фицрой не разорвал. Потребность во вспомогательной шхуне (такая была в составе более внушительной экспедиции капитана Кинга) была вызвана большим объёмом работ, а также удалённостью объектов исследования от портов. Поход за пополнением запасов в ближайший порт занимал месяцы. Поэтому на Фольклендах Фицрой за свои деньги (6000 долларов) купил 70-ти тонную зверобойную шхуну «Юникорн», переименованную вскоре в «Адвенчур». На этот раз Фицрой не поставил адмиралтейство в известность. Поэтому все расходы на приобретение и содержание шхуны нёс сам руководитель экспедиции. Впоследствии из-за невозможности содержать шхуну её пришлось продать. 27 ноября 1832 года «Бигль» вышел из Монтевидео и направился к мысу Горн, где предстояло высадить огнеземельцев и основать христианскую миссию. У мыса Горн «Бигль» попал жестокий шторм и оказался одним из немногих судов, кто смог его пережить. Огнеземельцы были высажены на берегу залива Нассау.
RobertFitzroy_sm (551x700, 353Kb)
Капитан Роберт Фицрой
Здесь же, в местечке под названием Вуллия приступили к строительству миссии. Аборигены сначала проявляли вполне дружелюбное любопытство, потом их поведение стало более агрессивным и бесцеремонным. Миссия через недолгое время оказалась заброшенной, а «цивилизованные» огнеземельцы никак не повлиял на своих собратьев, вскоре вернулись к привычной для них жизни. Не удалось насадить и культурные растения, привезённые из Англии, так как их посевы были вытоптаны туземцами, а все предметы, которые привлекли внимание дикарей, разворованы. Миссионер Ричард Метьюз в таких условиях не мог надеяться добиться успеха и, пока на время, отложил свои миссионерские планы. Надежда возлагалась на то, что оставшиеся огнеземельцы со временем повлияют на своих собратьев. Напрасная надежда. Вернувшись через год, путешественники не встретили особых изменений в поведении туземцев, хотя единственный оставшийся в этих краях «английский» огнеземелец (Фицрой назвал его Джемми Батон) не забыл своих друзей и не превратился вновь в дикаря. Он обзавёлся семьёй, с которой жил отдельно от своих сородичей, и не желал покидать больше своей родины. В общем, идея с миссией и цивилизацией огнеземельцев провалилась. Проведя исследование архипелага Огненной Земли и Фолклендских островов, экспедиция, следуя указаниям инструкции, направилась на север вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки. Тяжесть личных расходов на «Адвенчур» и невозможность его содержать вынудили Фицроя его продать (октябрь 1834 года). Лишившись вспомогательной шхуны, экспедиция теряла большие возможности в исследовании побережья. В своём дневнике Дарвин писал: «Последние два месяца капитан Фицрой работал сверх сил, причём ему всё время мешали. Продажа шхуны и связанные с этим неприятности, холодность адмиралтейства и тысячи других досадных мелочей привели к тяжёлой нервной депрессии». Фицрой на время сложил с себя полномочия руководителя экспедиции, передав руководство лейтенанту Викему. Летом и осенью шла съёмка в районе острова Чилоэ у побережья Чили. В феврале 1835 года «Бигль» покинул этот район и прибыл в порт Вальдивия. В это время произошло сильное землетрясение, разрушившее почти полностью Консепсьон. Произошедшее смещение земных пластов привели к изменению океанских течений, в результате чего разбился на скалах корабль британского флота «Челленджер», которым командовал друг Фицроя Майкл Сеймур. Фицрой лично принимает меры для спасения его экипажа, настойчиво добиваясь от местных английских властей, не спешащих выполнять свои обязанности, решительных действий. В конце концов, он предложил командиру морской базы коммодору Мейсону свои услуги и сам, оставив на время «Бигль», на другом судне отправился на выручку морякам.
Voyage_of_the_Beagle-en (700x350, 190Kb)
Кругосветное плавание корабля «Бигль»
Летом 1835 года экспедиция работала у перуанского побережья и здесь закончила свою программу исследований южноамериканского материка. В начале сентября «Бигль» наконец покинул берега Южной Америки и направился к Галапагосским островам. С 15 сентября до 20 октября экспедиция занималась здесь картографическими съёмками. После Галапагосских островов корабль направился на Таити. Здесь Фицрою пришлось выполнить дипломатическое поручение коммодора Мейсона и взыскать с таитян долг в 2853 доллара в качестве компенсации за убийство на островах английских офицеров. Фицрой вёл переговоры деликатно и твёрдо, с уважением обращаясь к совету вождей, и ему удалось добиться положительного решения этого вопроса. Когда островитяне выдвинули встречный иск, всего в 390 долларов, он признал его (чем поступил против обычая английский властей). После переговоров островные вожди задали ему ряд вопросов, касающихся правовых отношений. Многие из ответов английского офицера тут же были приняты в качестве островных законов. Пробыв на Таити десять дней (с 15 по 25 ноября), «Бигль» отбыл в направлении Новой Зеландии. Под Рождество 1835 года экспедиция достигла Новой Зеландии. В этот свой приход Фицрой сблизился с новозеландскими миссионерами. За десять дней пребывания в Новой Зеландии он успел основательно познакомиться с положением дел. Во многом это знакомство предопределило его действия в качестве новозеландского губернатора через семь лет. Далее путь экспедиции пролегал через Сидней, Тасманию, Кокосовые острова в Индийском океане, остров Маврикий, Кейптаун в Южной Африке. В Атлантическом океане «Бигль» посетил остров Святой Елены, остров Вознесения и, пересекши океан достигли вновь берегов Южной Америки. 2 октября 1836 года «Бигль» прибыл в Фалмут. Экспедиция была завершена. Успехи экспедиции привлекли внимание самой широкой общественности. Результаты пятилетних исследований получили высокую оценку. Фицрою была вручена золотая медаль королевского общества. По результатам исследований для судов находящихся в плавании у берегов Южной Америки им была составлена «Навигационная инструкция». Сам руководитель экспедиции занялся подготовкой к изданию книги о плавании «Бигля». В итоге в 1839 году в свет вышел четырёхтомник. Первый том включал материалы первого плавания под руководством Филлипа Паркера Кинга. Второй том посвящён кругосветному плаванию «Бигля». Третий том написал Чарльз Дарвин. Изданный впоследствии отдельно, он стал известен как «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле „Бигль“». Поляризация взглядов двух учёных ещё не достигла высокой степени и пока они успешно работают совместно. Дополнительный четвёртый том был приложением ко второму и включал документы плавания (судовой журнал, метеорологический дневник и т.п.), а также замечания Фицроя по различным научным вопросам. Для уяснения мировоззрения Фицроя отдельный интерес представляют две заключительные главы его Отчёта о плавании. Автор убеждённо пишет: «Люди сходны по крови, но под влиянием различных климатических условий, различных привычек и различной пищи приобрели различный вид». Фицрой приходит к выводу, что у всех людей — одна прародина и, изучая течения и господствующие ветры (ведь примитивные суда могли плавать только по ветру) можно установить общую прародину человечества. Безусловно, с помощью этих исследований Фицрой хочет доказать истинности Библии. Последняя глава называется «Несколько замечаний, имеющих касательство к всемирному потопу». В ней он приводит аргументы в пользу буквального понимания книги «Бытия». В 1841 году по предложению дяди по материнской линии Лондондерри Фицрой выставляет свою кандидатуру на выборы в парламент от партии тори от Дарема. Избранный в парламент, Фицрой получает назначение старейшиной английской лоцманской ассоциации, исполняющим обязанности инспектора управления охраны рек и лесов. Им подготовлен законопроект «Об обязательном экзамене для лиц, желающих занять должность капитана и помощника капитана на торговом судне». В 1850 году была введена обязательная аттестация для этих категорий судоводителей. Работа капитана Фицроя в парламенте была не долгой. Вскоре он получил предложение занять пост губернатора Новой Зеландии, заменив умершего в 1842 году первого новозеландского губернатора капитана Уильяма Хобсона. В июле 1843 года новый новозеландский губернатор вместе с семьёй (в это время у него уже было трое малолетних детей) отбыл к месту своего назначения. Настроение Фицроя было вполне филантропическое. В письме Кингу он пишет: «Трудно сказать, что мне предстоит. Мы с женой едем туда по доброй воле, уповая на всевышнего и горя желанием принести пользу коренным новозеландцам. Не думаю, что с ними возникнут какие-нибудь затруднения, зато от белых я не жду ничего хорошего». Впоследствии Кинг писал: «Он оказался жертвой принципов».Однако действительность оказалась намного сложнее. Новая Зеландия в это время населена немногочисленными белыми поселенцами (приблизительно 15 тысяч) и многочисленными маори, народом храбрым и предприимчивым. Стараниями губернатора Хобсона маори признали британский суверенитет и получили права британских подданных. Однако в планах иных представителей британской короны местному населению отводилась незначительная роль. Эдвард Гиббон Уэйкфилд в 1839 году снарядил на острова экспедицию с целью активной колонизации островов. Часть денег для этого предприятия он получил от продажи ещё не принадлежавших ему земель. Несмотря на то, что вначале отношения с местным населением были в общем неплохими, экспансия белых в конце концов натолкнулась на сопротивление маори. Незадолго до прибытия нового губернатора произошло столкновение из-за земли в долине Ваирау. Дело закончилось попыткой арестовать вождя маори, что было воспринято ими как недопустимое унижение. В результате разношёрстный отряд белых колонистов был легко обращён в бегство, а сдавшихся в плен маори, по своему обычаю, убили. Фицрою досталось тяжёлое наследство. Тем более что он был полон решимости следовать своим филантропическим принципам. В конфликте в Ваирау он признал правоту маори, чем вызвал возмущение колонистов. Но и среди маори его авторитет не укрепился. Его обвинили в слабоволии и те и другие. Однако, когда дело дошло до серьёзных боевых действий, большинство вождей оказалось на стороне губернатора. Положение усугублялось тяжёлым финансовым положением. Метрополия не желала помогать колониям, считая, что они должны самоокупаться. Фицрой, как и прежде, во время плавания на «Бигле», действовал, нарушая инструкции, и не ставил министерство колоний в известность о своих мерах. В результате в Лондоне о происходящем знали из других источников, явно настроенных против губернатора, и это вызывало раздражение министра колоний лорда Стенли. Депеши Стенли полны раздражения действиями губернатора: «Вы должны были, прежде всего, формулировать свои высказывания крайне осторожно, проводить необходимые меры с твёрдостью и докладывать о них пунктуально». В свою очередь колонисты послали петиции с просьбой отозвать Фицроя. Петиция Новозеландской компании обвиняла губернатора в деспотизме и выражала желание иметь «более демократичное правление». При этом утверждалось, что Фицрой действует наперекор «общепризнанной практики обращения с туземцами». Но решение об отзыве Фицроя было принято до того, как петиции достигли Лондона. 18 ноября 1845 года он был отозван с поста губернатора Новой Зеландии. По возращении из Новой Зеландии Фицрой в 1847 году был назначен управляющим верфями в Вулвиче, где занимался вопросами парового судостроения. В 1850 году он, сославшись на плохое здоровье, подал в отставку. В 1851 году избран членом Королевского общества. В 1853 году в связи с обострением отношений с Россией (Крымская война) некоторое время исполнял обязанности личного секретаря главнокомандующего сухопутными силами Великобритании лорда Хардинга. В этом же году он принял участие в конференции, посвящённой метеорологии на море, которая проходила в Брюсселе. В 1854 году Торговый совет Англии вынес решение об учреждении Метеорологического департамента. По рекомендации Королевского общества, Торговый совет главой департамента в должности главного метеоролога-статистика назначил Фицроя. Штат департамента состоял из 3-х человек. Фицрою был присвоен чин контр-адмирала. Глава департамента вменил в обязанность всем капитанам английских судов наблюдение за погодой, отмечать значение температуры, силы и направления ветра, снимать показания барометров и заносить данные в специально разработанные таблицы. Для этого он добивался снабжения всех судов необходимым оборудованием. На побережье Англии, а также в некоторых европейских стран было создано 24 метеорологические станции. 19 находились в Англии, одна — в Копенгагене, одна в Голландии, две во Франции (Брест и Байен) и ещё одна в Лиссабоне. Станции были соединены с центром службы погоды недавно изобретённым телеграфом Морзе. Сведения о погоде, собранные с этих станций, анализировались в центре службы погоды и на основании этого анализа давались рекомендации. Рекомендации рассылались на станции с помощью телеграфа. Были выпущены первые синоптические карты на основании которых и составлялся прогноз погоды. Газета «Таймс» начала публикацию первых прогнозов погоды. В 1862 году была опубликована «Книга о погоде» Роберта Фицроя. В следующем году последовало второе издание. В 1865 году книга была переведена на русский язык и вышла под названием «Практическая метеорология контр-адмирала Фицроя». «Мы живём в воздушном океане, все изменения погоды зависят от солнечного излучения. Нужно помнить, что состояние воздушного океана скорее говорит о будущей погоде, чем о погоде в настоящий момент»,- писал он во введении к своей книге. Несмотря на безусловную пользу, которую приносила деятельность метеорологического департамента, и здесь Фицрою не удалось избежать весьма острой критики. Причины критики были понятны Фицрою. В отчёте за 1863 год он писал, что к его критикам принадлежат «все заинтересованные в денежной прибыли торговые компании и отдельные лица, которые предпочитают, чтобы рыбаки, не обращая внимания на предостережения, с риском для жизни продолжали заниматься своим опасным делом, лишь бы не платить за простой судна». Другая категория критиков не соглашалась с деятельностью метеорологического департамента по теоретическим соображениям. Тем не менее, критику он воспринимал крайне болезненно. В 1859 году вышла книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов», наделавшая большой шум в научном сообществе. Фицрой, и ранее не разделявший взглядов Дарвина (об этом между ними были споры ещё на борту «Бигля»), выступил с критикой нового учения. Сначала в «Таймс» появилась статья, подписанная псевдонимом Senex («старик»). В ней автор оспаривал мнение археолога Джона Эванса, что найденные на берегах реки Соммы камни — это топоры, орудия труда людей палеолита, живших 14000 лет назад. Удивляясь, что вместе с ними не были найдены иные орудия труда, Senex утверждал, что эти камни оставили племена кочевников, утративших свою цивилизацию. В публичном выступлении на заседании Британской ассоциации содействия науке в Оксфорде 25 июня 1860 года он оспорил утверждение Гексли, что теория Дарвина логически вытекает из фактов, и сообщил, что «часто увещевал своего друга пересмотреть взгляды, идущие вразрез с первой главой книги Бытия». Для Фицроя наука — ещё одно доказательство верности Священного Писания. В письме Гершелю он пишет: «Астрономия и геология убедительным образом доказывают богоданность Ветхого Завета». В последние годы, у Фицроя, много работавшего, появились признаки переутомления. Доктора настойчиво, но безуспешно предписывают ему оставить работу и отдохнуть. Его жена в своём дневнике пишет: «Он всё время находится в нервном возбуждении, но как только ему становится немного лучше, спешит в департамент, а когда приезжает оттуда, убеждается, что не может по-настоящему работать». Покончил жизнь самоубийством в Норвуде (графство Суррей) 30 апреля 1865 года. В честь Фиц-Роя названы: вид дельфинов, дельфин Фиц-Роя (Delphinus fitzroyi); род хвойных южноамериканских деревьев фицройя (Fitzroya); один из Фолклендских островов; гора на границе Аргентины и Чили; река в Западной Австралии; Так называемый «Барометр Фицроя» (не изобрел, но активно использовал) Сочинения: Narrative of the surveying voyages of his Majesty"s ships "Adventure" and "Beagle", v. 1–3, L., 1839. Литература: Хргиан А.Х., Очерки развития метеорологии, Ленинград, 1948; Магидович И.П., История открытия и исследования Центральной и Южной Америки, Москва, 1965; Меллерш Г.Е. Фицрой — капитан «Бигля». — Ленинград. Гидрометеоиздат, 1975 г. 256 страниц; Чарльз Дарвин Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль»; Кисель В.П. «Открыватели Мира», издательство «Беларуская энцыклапедыя», Минск, 2000 год (464 Страниц) — Страница 127; Страницы 410—412; Самин Д.К. «100 великих учёных», издательство «Вече», 2004 год (592 Страницы)- Страницы 241—247.

Teleki_Blanka1 (521x700, 344Kb)
1806
Бланка фон Телеки де Сек (немецкое имя - Blanka von Teleki de Szék; венгерское имя - Teleki Blanka)
венгерская художница, скульптор, преподавательница и защитница прав женщин из рода Телеки. Родилась в городе Лангендорф (ныне Сатулунг, жудец Марамуреш, Румыния). Племянница Терезы Брунсвик, основавшей в 1828 году первый в Венгрии детский сад. Родовое поместье семьи находилось на территории современного жудеца Сату-Маре. Бланка выбрала карьеру деятельницы искусства. Она изучала живопись в Мюнхене и Париже в мастерской Леона Конье, а также скульптуру в Будапеште у Иштвана Ференци. В 1846 году Телеки, опубликовав свои идеи о женском образовании, открыла первую школу для девочек в Будапеште, оказав большую услугу своей тёте, развивавшей дошкольное образование в Венгрии. Через два года Бланка со своими ученицами подписала первую в истории петицию с призывом уравнять в правах мужчин и женщин Венгрии, предоставить женщинам избирательное право и право получать высшее образование. Участвовала в революции 1848 года и была арестована, осуждена по приговору суда и отправлена в тюрьму к Кларе Леэвей (последняя освободилась в 1856 году). Будучи в заключении, Бланка создавала небольшие скульптуры (в том числе и автопортреты), одну из которых удалось якобы переправить во Францию к Жюлю Мишле. В 1857 году она освободилась и уехала жить в Париж. Там она умерла 23 октября 1862 года. Литература: Francisca de Haan, Krasimira Daskalova & Anna Loutfi: Biographical Dictionary of Women's Movements and Feminisms in Central, Easterna and South Eastern Europe, 19th and 20th centuries, Budapest 2006, ISBN 9789637326394.

Phineas_Taylor_Barnum (463x700, 88Kb)
1810
Финеас Тейлор Барнум (Phineas Taylor Barnum)
известный своими мистификациями американский шоумен, антрепренёр, один из основателей цирка «Ringling Brothers and Barnum and Bailey Circus». Финеас родился в городе Бе́тел (Bethel, штат Коннектикут, США), где его отец содержал гостиницу и магазин. Первым делом Барнума стало содержание небольшой лавки, затем он занимался лотереей, широко распространённой в то время в Соединённых Штатах. После неудачи в этом занятии, он организовал в 1829 году еженедельную газету «The Herald of Freedom» (англ. Глашатай свободы) в городе Денбури (Danbury; штат Коннектикут). После нескольких исков о клевете, поданных на газету, и судебного разбирательства, которое закончилось для Барнума тюремным заключением, он переехал в Нью-Йорк (1834). Летом 1835 года Барнума посетил К. Батрам (Coley Bartram), бывший владелец рабыни-негритянки Джойс Хет (Joice Heth). Батрам рассказал, что, демонстрируя эту женщину как диковину, можно получить прибыль, так как имеются бумаги, согласно которым ей уже 161 год и она была няней самого Джорджа Вашингтона. Текущий владелец рабыни, мистер Линдcей (R. W. Lindsay), искал покупателя. За слепую, почти парализованную старую женщину Барнум заплатил 1000 долларов (это было солидной ценой даже за здорового раба), для чего ему пришлось продать партнёру свою долю в бакалейном бизнесе. С этой женщиной и небольшой компанией он несколько месяцев гастролировал по городам Соединённых Штатов, пока в феврале следующего года негритянка не умерла от старости. Барнум умело манипулировал вниманием публики. После того, как народ засомневался в достоверности утверждений Барнума, появились слухи, будто бы это не живая женщина, а искусно изготовленный робот-кукла. Публика вновь раскупала билеты на представления Барнума. Когда женщина умерла, Барнум устроил из вскрытия зрелище, куда пригласил профессоров и студентов-медиков, чтобы доказать всем, что Джойс не была роботом. В процессе вскрытия выяснилось, что ей было не более 80 лет, но тогда же поползли слухи о том, что Барнум ловко подменил куклу-робота на человеческое тело, чтобы не раскрывать пожелавшего анонимности изобретателя куклы. После периода неудач в 1841 он приобретает Американский музей Скуддера, расположенный в Нью-Йорке на пересечении Бродвея и Энн-стрит. После значительного расширения экспозиций, переименованное в Американский музей Барнума, это место становится одним из наиболее популярных выставочных комплексов в Соединённых Штатах. Особого успеха Барнум добивается в 1842 году с показом знаменитого лилипута Чарльза Страттона (Charles Stratton), выступавшем под сценическим псевдонимом Генерал Том Там (General Tom Thumb), а также «русалки с островов Фиджи» (Fiji mermaid), которую он демонстрировал в сотрудничестве со своим бостонским коллегой Мозесом Кимболлем (Moses Kimball).
5 июля 1810 года родился — Финеас Тейлор Барнум, организатор американского цирка (700x358, 255Kb)
В коллекцию также входили уникальные сиамские близнецы Чанг и Энг Банкеры. В 1843 году Барнум нанял танцовщицу Ду-Хам-Ми (Do-Hum-Me), индейскую девушку, дочь вождя племени саков. На протяжении 1844—1845 Барнум гастролировал с выступлениями Страттона по Европе. При посещении Англии он удостоился приглашения к королеве Виктории. Британская публика пришла в большое возбуждение. Не увидеть Генерала Тома Тама означало безнадежно отстать от моды, и с 20 марта по 20 июля «апартаменты» маленького Генерала в Египетском зале постоянно были переполнены, и сборы в этот период составляли около пяти сотен долларов в день, а порой значительно превосходили эту сумму. Однажды перед окнами выставки на Пиккадилли насчитали аж шестьдесят экипажей самых знатных горожан. Во всех иллюстрированных журналах красовались портреты маленького Генерала, в его честь называли польки и кадрили, о нем распевали песни. Выдающимся примером его предприимчивости стало приглашение шведской певицы Джени Линд (Jenny Lind) в Америку со 150-ю концертами по 1000 долларов за каждый, с оплатой всех расходов антрепренером. Турне началось в 1850 и имело великолепный успех как для Линд, так и для Барнума. Барнум вышел из эстрадного бизнеса в 1855 году, но, будучи вынужденным расплачиваться со своими кредиторами в 1857, вернулся к своему прежнему занятию. В 1862 он начал показывать великаншу Анну Свен (Anna Swan). 13 июля 1865 года случился пожар, спаливший Американский музей Барнума дотла. Барнум быстро восстановил музей в другом месте Нью-Йорка, но и тот сгорел в марте 1868 года. Наконец в 1871 в Бруклине (современный район в Нью-Йорке) вместе с У.К.Коупом (William Cameron Coup) он основал «P.T.Barnum’s Grand Traveling Museum, Menagerie, Caravan & Hippodrome» — объединение цирка, зверинца и шоу уродцев, в 1872 году провозгласившее себя «Величайшим шоу на Земле» («The Greatest Show on Earth»). Шоу имело несколько вариаций названия: «Передвижная всемирная ярмарка Ф.Т.Барнума, великий римский ипподром и величайшее шоу на Земле», а после объединения в 1881 году с Джеймсом Бейли (James Anthony Bailey) и Джеймсом Л.Хатчинсоном (James L. Hutchinson) — «P.T. Barnum’s Greatest Show On Earth, And The Great London Circus, Sanger’s Royal British Menagerie and The Grand International Allied Shows United», вскоре сократившееся до «Barnum & London Circus» (Цирк Барнума и Лондона). Среди выступавших в цирке диковин был русский Фёдор Евтищев родом из Костромы, мальчик с песьей мордой, принятый на работу Барнумом в 1884 году в возрасте 16 лет. Барнум сочинил для него историю, согласно которой мальчик не разговаривал, а лишь лаял и рычал на сцене. В 1885 году Барнум и Бейли вновь разделились, но уже в 1888 вновь объединились под названием «Barnum & Bailey Greatest Show On Earth», позднее — «Цирк Барнума и Бейли» (Barnum & Bailey Circus). Гвоздём программы был Джамбо, шеститонный африканский слон, купленный у лондонского зоопарка в 1882 году. После смерти Барнума, в конце концов цирк был продан братьям Ринглинг 8 июля 1907 года за 400 000 долларов. Барнум написал несколько книг, в том числе «The Humbugs of the World» (1865), «Struggles and Triumphs» (1869) и «The Art of Money-Getting» (1880). Барнум опубликовал много редакций автобиографии (первая в 1854, последняя — в 1869). Кроме попыток продать их с целью получения прибыли, некоторые он просто раздавал друзьям и официальным лицам вместе со своими автографами. Такие экземпляры теперь представляют определенную ценность для коллекционеров. Другие издания расходились широким тиражом и играли рекламную роль для потенциальных посетителей цирковых представлений. В каждом следующем издании Барнум добавлял новые главы, покрывающие время с предыдущего издания. Иногда он мог подредактировать уже существующие главы. Его автобиография была исключительно откровенной для того времени и некоторыми признавалась скандальной. Историографы обнаружили в автобиографиях Барнума совсем немного фактических ошибок, хотя они критикуют намеренное опускание Барнумом некоторых событий, недостаточное освещение некоторых подробностей, тенденциозность изложения и трактовки в свою пользу. Широкое распространение автобиографии было одним из наиболее успешных методов Барнума для саморекламы. Автобиография была столь популярной, что некоторые люди считали нужным приобретать и читать каждую новую её редакцию. Некоторые коллекционеры были известны хвастовством, что в их библиотеке есть копии каждой из редакций. В конце концов Барнум отказался от требований на соблюдение его авторских прав, позволив другим издательствам печатать и продавать недорогие редакции. В конце XIX века число напечатанных в Северной Америке копий его автобиографии было на втором месте, следуя за Новым Заветом. Часто называемый Королём Весёлого Надувательства («Prince of Humbugs»), Барнум не видел ничего неправильного в эстрадных артистах или торговцах, использующих уловки (humbugs — весёлое надувательство, как он это называл) в своей работе. Однако он презрительно относился к добыванию денег при помощи обычного мошенничества, особенно спиритизма и медиумов, широко распространённых в те дни. Являясь прообразом для фокусников Гарри Гудини и Джеймса Рэнди, Барнум открыто демонстрировал «уловки торговца», использующиеся медиумами для обмана и надувательства родственников усопших. В своей книге «The Humbugs of the World» он предложил 500 долларов вознаграждения любому медиуму, который сможет доказать способность к диалогу с мёртвыми без всякого обмана. Барнум активно принимал участие в политических распрях, предшествовавших Гражданской войне в США. Как уже упоминалось ранее, первым опытом Барнума в качестве импресарио была его рабыня — Джойс Хет, а в 1850 году он участвовал в мистификации по сбыту зелья, которое (с его слов) должно было превратить чернокожих в белых. К этому периоду относится организация Барнумом менестрель-шоу — выступлений белых актёров, загримированных под чернокожих. Он не только организовывал такие представления, но и оказал спонсорскую поддержку инсценировке политического романа писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1853). В отличие от романа, спектакль (поставленный в здании Американского музея) заканчивался хэппи-эндом в виде освобождения от рабства Тома и его товарищей. Вдохновленный успехом этого представления, Барнум поставил ещё один спектакль по Бичер-Стоу. К 1860 году Барнум вступил в ряды республиканской партии. Несмотря на прежние утверждения, что «политики всегда были мне неприятны», Барнум избрался в законодательное собрание штата Коннектикут в качестве республиканского депутата от города Фейрфилд (Fairfield) и прослужил в этом качестве два срока. При обсуждении направленной на искоренение рабства и наделение чернокожих избирательными правами тринадцатой поправки к американской конституции, Барнум выступил перед законодательным собранием с красноречивой речью, в которой утверждал, что «к человеческой душе нельзя относиться легкомысленно, будь она в теле китайца, турка, араба или готтентота — это всё та же бессмертная душа!» В 1867 году Барнум баллотировался в Конгресс США, но безуспешно. В 1875 году его избрали мэром Бриджпорта на год. Его решительные действия на этом посту были направлены на улучшение водоснабжения и уличного газового освещения, а также на ужесточение законодательного регулирования проституции и оборота спиртных напитков. Барнум способствовал созданию городской больницы Бриджпорта (1878) и стал первым её директором. «Каждую минуту рождается ещё один простак» (There's a sucker born every minute) — таков был девиз этого человека. В своей деятельности Барнум успешно использовал методы, активно применяющиеся в современной рекламе и маркетинге. Умело манипулируя слухами, он играл на человеческом любопытстве, зарабатывая на этом громадные прибыли. Как только интерес к очередной проделке Барнума начинал спадать, немедленно рождалась новая уловка, часто выстраивающаяся на предыдущей: когда гвоздь программы европейских гастролей, карлик Чарльз Страттон, внезапно начал расти, Барнум придумал и организовал грандиозное зрелище — свадьбу карликов, на которой Страттон женился на лилипутке Лавинии Уоррен. Билеты на это шоу по ценам были доступны только весьма богатым людям. Средства массовой информации того времени, газеты, часто использовались Барнумом в весьма хитроумных вариантах. Путешествуя по Америке с мумией якобы настоящей русалки, он от имени некоего человека посылал письмо в газету, в которой описывал несколько событий из жизни городка, где останавливался передвижной цирк, обязательно включая в эти события и упоминание грандиозного фурора, вызванного среди жителей показом этой самой русалки. В честь Барнума был назван психологический феномен (эффект Барнума). Барнум был дважды женат, имел четырёх детей. На протяжении своей жизни Барнум выстроил 4 дворца в Бриджпорте (штат Коннектикут), дав им названия: Iranistan, Lindencroft, Waldemere и Marina. Иранистан был наиболее выдающимся: причудливая роскошь, купола, башенки и ажурная лепнина, напоминающие Королевский павильон в Брайтоне (Англия). Особняк был построен в 1848, но сгорел в 1857 году. Барнум умер в Бриджпорте, штат Коннектикут, 7 апреля 1891 года и был погребён на кладбище Маунтен-Гроув (Mountain Grove Cemetery) в Бриджпорте. У воды в Сисайд Парке в 1893 была установлена статуя в его честь, эту землю Барнум подарил парку в 1865. Литература: Венедиктова Т.Д. «Разговор по-американски»: дискурс торга в литературной традиции США. — Москва: Новое литературное обозрение, 2003. — 328 с. — ISBN 5-86793-236-2; Adams, Bluford. E Pluribus Barnum: The Great Showman and the Making of U.S. Popular Culture. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1997. ISBN 0-8166-2631-6; Benton, Joel. The Life of Phineus T. Barnum; Cook, James W. The Arts of Deception: Playing with Fraud in the Age of Barnum. Cambridge: Harvard University Press, 2001. ISBN 0-674-00591-0. Relates Barnum’s Fiji Mermaid and What Is It? exhibits to other popular arts of the nineteenth century, including magic shows and trompe l'oeil paintings; Harding, Les. Elephant Story: Jumbo and P. T. Barnum Under the Big Top. Jefferson, NC.: McFarland & Co., 2000. ISBN 0-7864-0632-1. (129 p.); Harris, Neil. Humbug: The Art of P.T. Barnum. Chicago: University of Chicago Press, 1973. ISBN 0-226-31752-8; Kunhardt, Philip B., Jr., Kunhardt, Philip B., III and Kunhardt, Peter W.P.T.Barnum: America’s Greatest Showman. Alfred A. Knopf, 1995. ISBN 0-679-43574-3; Lott, Eric. Love and Theft: Blackface Minstrelsy and the American Working Class. New York: Oxford University Press, 1993. ISBN 0-19-507832-2. (Especially p. 76—78.); P.T.Barnum on the site of Ringling Brothers and Barnum and Bailey Circus. Accessed December 6, 2005; Reiss, Benjamin. The Showman and the Slave: Race, Death, and Memory in Barnum’s America. Cambridge: Harvard University Press, 2001. ISBN 0-674-00636-4. Focuses on Barnum’s exhibition of Joice Heth; Saxon, Arthur H.P.T.Barnum: The Legend and the Man. New York: Columbia University Press, 1995. ISBN 0-231-05687-7; Barnum, P.T. Art of Getting Money, or, Golden Rules for Making Money. Originally published 1880. Reprint ed., Bedford, MA: Applewood, 1999. ISBN 1-55709-494-2; Barnum, P.T. Struggles and Triumphs, or Forty Years' Recollections of P.T. Barnum. Originally published 1869. Reprint ed., Whitefish, MT: Kessinger, 2003. ISBN 0-7661-5556-0 (Part 1) and ISBN 0-7661-5557-9 (Part 2); Barnum, P.T. The Colossal P.T.Barnum Reader: Nothing Else Like It in the Universe. Ed. by James W. Cook. Champaign, University of Illinois Press, 2005. ISBN 0-252-07295-2; Barnum, P.T. The Life of P.T. Barnum: Written By Himself. Originally published 1855. Reprint ed., Champaign: University of Illinois Press, 2000. ISBN 0-252-06902-1.

1814
Павел Степанович Савельев
русский археолог, востоковед-арабист, нумизмат. Главная заслуга Савельева заключается в целом ряде открытий по золотоордынской нумизматике, в новом определении топографии монетных кладов в России и в популяризации нумизматическо-археологических сведений о Востоке. Родился в Санкт-Петербурге, в богатой купеческой семье. Получал образование сперва домашнее, затем во французском пансионе и наконец в Санкт-Петербургском университете, где преимущественно занимался арабским и турецким языками под руководством О.И.Сенковского. Савельев не был прилежным студентом — он пропускал лекции и не посещал некоторые обязательные предметы. По окончании университета в 1834 году он получил лишь только XII класс Табели о рангах. Решив посвятить себя изучению Востока поступил в Институте восточных языков при Министерстве иностранных дел, который окончил в 1837 году. Ещё в университетские годы начал выступать как журналист, печатая статьи в ряде столичных журналов, и продолжал это занятие всю жизнь. С 1837 по 1841 год работал помощником редактора Журнала Министерства народного просвещения и сам печатался в нём. Затем более 10 лет служил в Комитете иностранной цензуры. В 1846 году появилась его увенчанная Демидовской премией и сообщавшая немало новых сведений по древней русской истории «Мухаммеданская нумизматика в отношении к русской истории. I. Топография кладов с восточными монетами и изделиями VII—XI вв. в России и прибалтийских странах». Стал членом Парижского Азиатского общества (1837); членом-основателем Русского Археологического общества (1846): секретарём и редактором его «Записок», «Трудов» и «Известий» и одним из самых деятельных членов этого общества. Всего в изданиях общества Савельев напечатал до 70 статей, из которых большая часть относится к нумизматике и археологии Средней и Передней Азии. В 1847 году становится членом Санкт-Петербургского Географического общества, позже входит в его Совет. Также был членом ряда других исторических обществ. По рекомендации Н.И.Надеждина, с которым их объединяли славянофильские взгляды, Савельев был представлен Министру внутренних дел графу Л.А.Перовскому и в январе 1853 года министр перевёл Савельева в Министерство уделов, где он был причислен к Кабинету Его Величества для археологических работ. Весной 1853 года Савельев продолжил раскопки во Владимирской губернии, начатые в 1851 году А.С.Уваровым. В течение 5 месяцев им было исследовано более 3 000 курганов, открыто более тысячи вещей. На следующий год вёл раскопки от Малой Нерли к Ростову, чтобы таким образом связать Переславские курганы с Ростовскими. Изучил Спасо-Преображенский собор, соборную площадь и прилегающие к ней валы, Переславля-Залесского, культурный слой городища Александрова гора под Переславлем, Сарское городище под Ростовом, а также несколько курганных групп в Переславском, Ростовском и Угличском уездах. В последующие годы предпринимал археологические изыскания на античных и скифских памятниках Северного Причерноморья, открыл там Геродотов Геррос. В 1857—1858 гг. им был закончен второй капитальный труд «О джучидских, джагатайских и джелаиридских монетах эпохи Тохтамыша», также, как и первая книга, награжденный Демидовской премией. Выступал за сохранение древних памятников. Последними трудами Савельева было приготовление к печати сочинений Надеждина и Сенковского и составление их биографий. Умер в Санкт-Петербурге 31 мая 1859 года. Павел Степанович Савельев был похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге. Труды: «Мухаммеданская нумизматика в отношении к русской истории. I. Топография кладов с восточными монетами и изделиями VII—XI вв. в России и прибалтийских странах». (Демидовская премия); «О джучидских, джагатайских и джелаиридских монетах эпохи Тохтамыша» (вторая Демидовская премия); «О борсиппской ассирийской надписи»; «О славянских монетах с именами Владимира, Святослава и Ярослава»; «О монетах юго-западных славян»; «Обозрение географических открытий и путешествий, совершенных в средней части Азии с древнейших времён до наших» (в «Карманной книжке», изд. географического общества 1848); «Путешествие по Монголии и Тибету католических миссионеров Гюка и Габе» (в «Географических Известиях», 1849); «Очерк путешествия в прибалтийские страны, Великий Новгород и Псков, совершенного рыцарем Гильбертом де-Ланноа в 1412—1414 гг.» (в «Географических Известиях», 1850); «Введение и примечания к запискам о Коканском ханстве хорунжого Потанина» (в «Вестнике Императорского русского географического общества», 1856); «О жизни и трудах О.И.Сенковского» (в I томе собрания сочинений О.И.Сенковского 1858). Литература: Григорьев В.В., Жизнь и труды П.С.Савельева..., Санкт-Петербург, 1861; Крачковский И.Ю., Очерки по истории русской арабистики, Избранные сочинения, том 5, Москва - Ленинград, 1958 (указатель имен); Матвеев В.В., Из истории русского востоковедения, Ленинград, 1955 (диссертация).

Carl_Vogt,_bulgarian_magazine_Nature,_1895 (481x700, 366Kb)
1817
Карл Фохт (или Карл Фогт; немецкое имя - Carl Vogt)
выдающийся немецкий естествоиспытатель, зоолог, палеонтолог, врач (значительную часть карьеры работал в Швейцарии и во Франции). Известен также как философ, представитель вульгарного материализма (философские взгляды Фохта излагаются в его естественно-научных работах). Воспитывался в Гиссене, где отец его занимал кафедру медицины, и тут же получил первое университетское образование, слушая с 1833 лекции медицины и занимаясь в химической лаборатории Либиха. В 1835, когда отец его был приглашен профессором в Берн, Фохт также перешел на этот университет; занимаясь под руководством Валентина анатомическими и физиологическими изысканиями — в 1839 был удостоен степени доктора медицины. Вскоре после этого Фохт переселился в Нёвшатель и вместе с Дезором и Агассисом произвел ряд изысканий в области зоологии и геологии во вновь учрежденной Агассисом зоолого-геологической лаборатории. Главным предметом изысканий в этот период его жизни служили истории развития, анатомии и палеонтологии рыб, история развития повитухи, происхождение так назыв. красного снега (причиной которого он видел в присутствии тихоходок и одного вида коловраток) и, наконец, геология и в особенности происхождение ледников. С 1844 по 1846 гг. жил в Париже, а отчасти и в Ницце, продолжая свои исследования по зоологии и геологии; здесь он написал свои известные «Физиологические письма», переведенные почти на все европейские языки, и учебник геологии и палеонтологии, составленный первоначально по лекциям Эли де Бомона. В 1847, будучи в Ницце, он получил приглашение занять кафедру зоологии в родном городе Гиссене, но уже в следующем году был принужден бежать в Швейцарию: приняв самое живое участие в политических событиях 1848, был уволен от службы и в конце концов был приговорен к смерти. В этот период деятельности Фохт напечатал имевший громадный успех научно-популярный труд «Океан и Средиземное море», заключающий в себе результаты исследований, произведенных во время первого его пребывания во Франции и на берегу Средиземного моря. В этом сочинении, как и в своих «Физиологических письмах», Фохт впервые проявил выдающийся талант в изображении природы в научно-популярном виде. В Берне, куда бежал из Германии Фохт, он прожил недолго и с 1850 по 1852 гг. вновь занялся изучением фауны Средиземного моря в Ницце и в то же время составил отличный для своего времени учебник зоологии под заглавием «Зоологические письма»; в 1852 получил приглашение читать лекции по зоологии в Женеве, а после смерти Пикте (Pictet) занял кафедру зоологии, сравнительной анатомии и палеонтологии. Здесь после долгого периода странствований оставался до своей смерти, занимаясь сначала зоологическими исследованиями, затем антропологией, а в восьмидесятых годах вернулся вновь к чисто зоологическим работам. В этот период научной деятельности появились его «Лекции о человеке», в которых он выступил ярым защитником полифилетического происхождения человека и вызвал живую полемику статьей о микроцефалах; в последние годы жизни предпринял еще два капитальных труда, а именно естественную историю млекопитающих и учебник сравнительной анатомии.
Büste_von_Carl_Vogt_vor_Universitätsgebäude_in_Genf_02 (525x700, 368Kb)
Бюст Карла Фохта перед зданием Женевского университета
Фохт, рано обративший внимание на важное значение онтогенетических изысканий, был ревностным поклонником дарвинизма, хотя в частностях его взгляды иногда и расходились с мнениями Дарвина; он считается одним из усерднейших немецких передовых бойцов за идею материализма в естественных науках. Был блестящим преподавателем и оратором как в области науки, так и в своей политической деятельности, принимая горячее участие во всех общественных и государственных делах. Умер в Женеве 5 мая 1895 года. Из многочисленных работ наиболее выдающиеся: «Zur Anatomie der Amphibien» (Берн, 1839); «Beiträge zur Neurologie der Reptilien» (Берн, 1840); «Embryologie des Salmones» (составил 1-й том сочинений Л.Агассиса, «Histoire naturelle des Poissons d’eau douce de l’Europe centrale», Нёвшатель, 1842); «Untersuchungen über die Entwicklungsgeschichte der Geburtshelferkröte (Alytes obstetricans)» (Солотурн, 1842); «Im Gebirg und auf den Gletschern» (там же, 1843); «Anatomie des Salmones» (вместе с Агассисом, «Mem. Soc. Sc. Nat.», Нёвшатель, 1845); «Lehrbuch der Geologie und Petrefactenkunde» (2 тома, Брауншвейг, 1846, 5-е издание. 1879); «Recherches sur l’embryogénie des Mollusques gastéropodes» («Ann. Sc. Nat.» 1846); «Physiologische Briefe» (3 отдел, Штутгарт, 1845—1846; 4-е издание. Гиссен, 1874); «Ocean und Mittelmeer» (2 тома, Франкфурт, 1848); «Zoologische Briefe» (2 тома, там же, 1851); «Naturgeschichte der lebenden und untergegangenen Thiere etc.» (2 тома, там же, 1851); «Untersuchungen über die Thierstaaten» (там же, 1851); «Bilder aus dem Thierleben» (там же, 1852); «Mémoire sur les Hectocotyles etc.» (вместе с Верани, «Ann. Sc. Nat», 1852); «Köhlerglaube und Wissenschaft. Eine Streitschrift gegen Rudolph Wagner» (4-е издание, Гиссен, 1856); «Mémoire sur les Syphonophores de la mer de Nice» («Mem. Inst. Genevois», 1853); «Altes und Neues aus Thier- und Menschenleben» (Франкфурт, 1859); «Die Künstliche Fischzucht» (Лейпциг, 1859; 2-е издание 1875); «Vorlesungen über nützliche und schädliche Thiere» (там же, 1865); «Vorlesungen über den Menschen» (2 тома, Гиссен, 1864); «Mémoires sur les microcéphales ou hommes singes» («Mém. Inst. nat. Genevois», 1867); «Atlas der Zoologie» (33 таблицы, Лейпциг, 1875); «Die Herkunft der Eingeweidewürmer des Menschen» (Базель, 1877); «Die Säugethiere in Wort und Bild» (Мюнхен, 1883); «Lehrbuch der praktischen vergleichenden Anatomie» (вместе с Э.Юнгом, 2 тома, Брауншвейг, 1888—1894); «Aus meinem Leben, Erinnerungen und Rückblicke» (Штутгарт, 1895). Большинство сочинений, за исключением монографий, переведено на русский язык. Труды, посвященные Карлу Фогту: Карл Маркс «Господин Фогт», 1860; Александр Иванович Герцен, «Былое и думы», том II, «Рассказ о семейной драме». Литература: Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). Санкт-Петербург, 2007. (Восстановлённый О.Вите первоначальный авторский текст.) Первое издание — 1974 г, второе — Москва: ФЭРИ-В, 2006. — 640 страниц; Vogt W., La vie d’un homme: Carl Vogt, P., 1896

W_J_Macquorn_Rankine (575x700, 204Kb)
1820
Уильям Джон Макуорн Ранкин (Ренкин; William John Macquorn Rankine)
шотландский инженер и физик, один из создателей технической термодинамики, член Эдинбургского (1850) и Лондонского (1853) королевских обществ. Родился в Шотландии в Эдинбурге, в семье инженера. Уже в юные годы смог проявить свои таланты, которые в последствии сделали его знаменитым. В шестнадцать лет, обучаясь в Эдинбургском университете, он получает золотую медаль за очерк по относительной волнообразной теории света, и двумя годами позже получает дополнительный приз за другой очерк по относи-тельным методам физического исследования. Финансовые проблемы вынудили молодого Уильяма оставить учебу на время, поступить на службу в помощники к своему отцу в компанию «Железная дорога Эдинбург&Далкейт». После года работы он уезжает в Ирландию и становится учеником сэра Джона Бенджамина МакНеилла ведущего гражданского инженера, бывшего инспектором Ирландской желез-нодорожной комиссии в то время. В течение этого периода, Ранкин развивал метод отправляющихся круглых кривых, известно с тех пор как "метод Ранкина". После завершения своего ученичества в 1842, Ранкин возвратился в Шотландию, где работает на железных дорогах, в гаванях вплоть до 1848 года. В это же время молодой Уильям Джон Макуорн Ранкин начинает представлять свои разработки в Институт гражданских инженеров. С 1848 он начинает ряд исследований в молекулярной физике, которая занимала его в течение всей оставшейся жизни. Но самые крупные исследов-ания и научные труды Ранкин сделал в области технической термодинамики, считаясь теперь, по праву, одним из основателей этого раздела общей физики. В 1949 выпускает свои первые две работы по теории высокой температуры. Самая ранняя работа, «О зависимости между темпе-ратурой и максимальной эластичностью пара и других испарений» («On an Equation between the Temperature and the Maximum Elasticity of Steam and other Vapours») была напечатана в Эдинбург-ском новом философском журнале. И в конце года высылает в Королевское общество в Эдинбурге, членом которого становится в 1853 году, свою работу «О формуле для вычисления расширения жидкостей высокой температурой» ("On a Formula for Calculating the Expansion of Liquids by Heat"). В 1850-х годах успешно занимается научной работой в техни-ческой термодинамике. Параллельно с еще несколькими европей-скими учеными разрабатывает исчисление механической теории теплоты и попытался вывести из нее законы всех явлений, наблю-даемых в газах. Благодаря этим исследованиям, наряду с законом сохранения силы как первым началом, появляется второе начало новой теории теплоты, гласящее , что не всякая теплота заключен-ная в теле, может быть превращена в механическую работу. В связи с этим началом возник длинный спор по вопросу о границах его применимости. Благодаря этому ученые мало помалу вышли из специальной области теории теплоты и вступили в область более общих механических представлений. Второе начало, постепенно расширяясь, превратилось в общее механическое начало. Ранкин в сотрудничестве с Томсоном и Клаузисом разработал новый метод оценки паровых машин, важнейшего для всей теплотехники, наме-ченного еще в работах Карно, бывшего в противоречии с господ-ствовавшей до того теорией Памбурга. Шотландский ученый получил, что даже в наиболее паровой машине не все потребленное ею тепло может быть превращено в работу. Более того, что в силу существующих взаимоотношений, при значительной высоте темпе-ратуры всех применяемых тел над абсолютным нулем, большая часть тепла должна бесполезно переходить с одной части машины на другую или тратиться на изменение внутреннего состояния тела. Его перу принадлежит первые определения энергии и закона сохранения энергии в совершенно общем виде и с ясным сознанием вытекающих отсюда важных последствий. В своей научной работе «Об общем законе преобразования энергии»(«On the general law of the transformation of energy»,1853), представленном в Эдинбург-ском философском обществе, Ранкин написал, что энергия – это всякое свойство вещества, которое представляет собой силу или сравнимо с силой, способной производить изменения, сопровожда-ющиеся преодолением сопротивлений. Действующая энергия есть измеримое и передаваемое или превратимое свойство, присутствие которого в веществе вызывает в нем стремление изменить своё состояние в одном или нескольких отношениях. При наступлении этих изменений действующая энергия исчезает и заменяется потен-циальной энергией, которая измеряется величиной изменения состояния вещества, в связи с величиной того стремления или силы, благодаря которой это изменение произошло. После этого Ранкин выразил закон сохранения энергии в следующей форме: сумма всей энергии (потенциальной и кинетической) во Вселенной остается неизменной. Два года спустя шотландский ученый определенно указал, что цель этих новых определений заключается в том, чтобы взамен лишь гипотетических атомов и их сил дать новые отвлеченные понятия, которые не содержали бы в себе ничего гипотетического и были бы выведены непосредственно из фактов. В 1853, вместе с Джеймсом Робертом Нейпиром, он запроекти-ровал и запатентовал новую форму воздушного двигателя. В 1854 году ученый получает Кейтскую медаль (the Keith medal) от Эдинбургского королевского общества, за вклад в развитие и узучение термодинамики. 3 декабря 1855 года, в возрасте 35 лет, Уильям Джон Макуорн Ранкин был назначен королевской комиссией Профессором гражданского строительства и механики в Университете Глазго соответствующим королевским декретом, где проработал до своей смерти, сделав скромный шотландский университет хорошим конкурентом для признанных лидеров обучения того времени. В 1857 году становится первым президентом Института инженеров в Шотландии. Занятия Ранкина усталостью в металлах железнодорожных осей вели к новым методам строительства. Он также работает над механикой почвы, в которой его изучение земных давлений и стабильности сохранения стен сделало известным вклад в науку. Все, чем бы ученый не занимался, он делал добросовестно и успешно. Все свои доводы он старался развить и облечь в математическую форму. Уже будучи профессором, Ранкин направляет свое внимание к теории военно-морской архитектуры, и кажется преследует это с алчностью. Он разрабатывает теорию сопротивления волнам судном любой конструкции с твердыми математическими обоснованиями, которая превосходит теорию Скотта Русела о волнах-линиях, основанной большей частью на догадках. Подстрекаемый исследованиями Фроуда Ранкин берется за не менее сложный вопрос о вращении судна среди волн и реше-ние было не менее успешным, чем проблема сопротивления. Именно в 1861 году Фроуд положил перед Институтом военно-морской архитектуры свою теорию вращения судов, имевшая наибольший прогресс, который был сделан в военно-морской архитектуре за почти три четверти столетия. " Этот вопрос, " используя слова Скотта Русела, " был тот, который до настоящего времени абсолютно уклонялся от исследования математиками и устройства военно-морского архитектуры, " и это, следовательно не удивительно, что много выдающихся научных людей с трудом принимали взгляды Фроуда, когда они были сначала представлены публике. Профессор Ранкин, однако, с его обычной проницательностью, сразу почувствовал их правильность, и на следующей сессии Института указал, что самый простой метод достижения отличительного уравнения движения судна состоит в том, чтобы предположить, что фигура волны должна быть трочоидной (trochoidal), вместо принятой гипотезы синусов, которую Фроуд принял как основание своей теории. «Это предпо-ложение,- как Фроуд заявил при разговоре относительно разработки профессора Ранкина,- именно то, что ясно ведет к полному и строгому решению целого вопроса.» Потому как теория Фроуда основывалась большей мере на экспериментах, а ранкиновская – на теоретических исследованиях. В течение этого периода он издал его четыре больших учебника, все из которыхпошли в многократные издания: «Руководство Прикладной Механики» (Manual of Applied Mechanics, 1858), «Руководство парового двигателя и других моторов», (Manual of the Steam-engine and Other Prime Movers, 1859); «Руководство гражданского строительства», (Manual of Civil Engineering, 1861) и «Машины и прессы» (Machinery and Millwork, 1869). Эти, книги, однако, не характеризовали полностью огромную энергию Ранкина его многосторонний характер. Он был восторженным и наиболее полезным лидером движения добровольцев, автором, компози-тором и певцом юмористических и патриотических песен, некоторые из которых, как "Трехфутовое Правило" ("The Three Foot Rule”) и "У них никогда не будет Гибралтара" (“They never shall have Gibraltar”), стали известными далеко вне круга его знакомства. Ранкин был самым ранним из трех основателей современной науки Термодинамики. Автор первого формального трактата о предмете. Его вклады в теории Эластичности и Волн занимают место высоко среди событий 19 века математической физики, хотя они - простые единицы среди 150 научных бумаг. «Руководство парового двигателя и других моторов» считается одним из главных трудов профессора, в котором он описал термодинамический цикл событий (так называемый цикл Ранкина), который использовался как стандарт для работы сооружений паровой мощи, где значительный пар обеспечивает рабочую жидкость. Ранкин здесь объяснил, как жидкость в котле, выпаренном дополнением высокой температуры преобразовывает часть этой энергии в механическую энергию, когда пар расширяется в двигателе. Поскольку исчерпывающийся пар сжат охлаждающейся средой типа воды, высокая температура потеряна от цикла. Сжатая жидкость накачана назад в котел. Эта концепция цикла мощи была полезна для инженеров развивающих оборудование и разрабатывающих электростанции. Он был болен в течение многих месяцев до своей смерти, и хотя он оправился достаточно, чтобы принять участие на встрече Британской Ассоциации в Брайтоне, в августе 1872 года, те, кто видели его, не могли не заметить, что он выглядит не старше своего возраста. Другое серьезное нападение болезни сломило его снова в октябре, но он еще раз, казалось, восстановил свое здоровье, и его состояние не возбуждало никакой большой тревоги за несколько дней перед Рождеством, когда он быстро терял способность говорить и чувствительность правой стороны тела. Но он так и не окреп, и его смерть произошла в Глазго на Сочельник 24 декабря 1872 года. В 1976 г. Международный астрономический союз присвоил имя Уильяма Джона Ранкина кратеру на видимой стороне Луны. Сочинения: A manual of the steam engine and other prime movers, 15 ed., L., 1902; A manual of civil engineering, 22 ed., L., 1904; Shipbuilding, theoretical and practical, L., 1866 (совместно с другими); A manual of machinery and millwork, L., 1869; Miscellaneous scientific papers, L., 1881; в русском переводе — Руководство для инженеров-строителей, Санкт-Петербург, 1870. Литература: Радциг А.А., История теплотехники, Москва — Ленинград, 1936; Розенбергер Ф., История физики, перевод с немецкого, часть 3, выпуск 2, Москва — Ленинград, 1936; Бендерский Б.Я. Техническая термодинамика и теплопередача. — Москва, Ижевск: Попури, 2007. — 122 страницы. — ISBN 5-93972-438-8; Тюлина И.А. История и методология механики. — Москва: Издательство Московского университета, 1979. — 282 страницы; Храмов Ю.А. Ранкин, Рэнкин Уильям Джон Макуорн (Rankine William John Macquorn) // Физики: Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, испр. и дополн. — Москва: Наука, 1983. — Страница 229. — 400 страниц. — 200 000 экземпляров. (в переплёте.)

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку