-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108811
Комментариев: 6801
Написано: 117283


24 февраля родились...

Суббота, 24 Февраля 2018 г. 09:29 + в цитатник
Константин_Хирль (476x700, 246Kb)
1875
Константин Хирль (немецкое имя - Konstantin Hierl)
один из крупнейших деятелей нацистской Германии, группенфюрер СА (18 декабря 1931), рейхсарбайтсфюрер с 1935 года (глава Имперской трудовой службы, RAD) и один из ближайших соратников Гитлера ещё до его прихода к власти. Родился в городе Парсберг. Служил в кайзеровской армии, затем в рейхсвере. В 1919 году майор Хирль направил своего подчинённого Гитлера на собрание Германской рабочей партии. Гитлер вступил в эту организацию, и под его руководством она вскоре превратилась в печально известную НСДАП. 5 июня 1931 Хирль возглавил Добровольную трудовую службу — существовавшую при поддержке государства организацию, обслуживающую крупные строительные и сельскохозяйственные проекты и мобилизовывавшую для этого сезонных работников. Во времена Великой депрессии, ввиду наличия большого количества безработных, организация приобрела огромное влияние. В это время Хирль уже был высокопоставленным функционером НСДАП и использовал своё влияние в целях своей партии. В 1933 организация была переименована в Национал-социалистическую трудовую службу (Nationalsozialistischer Arbeitsdienst, NSAD), а в 1934 — в Имперскую трудовую службу (Reichsarbeitsdienst, RAD). Хирль возглавлял эту службу до самого конца Третьего рейха. В 1936 году Хирль получил звание рейхслейтера НСДАП, в 1943 году — имперский министр без портфеля. 24 февраля 1945 к 70-летнему юбилею получил высшую награду — Германский орден. Осуждён после войны, отбыл несколько лет в трудовом лагере. Награды: Железный крест, 1-го класса (1914); Железный крест, 2-го класса (1914); Почётный крест ветерана войны; Крест военных заслуг 1-й степени с мечами; Крест военных заслуг 2-й степени с мечами; Золотой партийный знак НСДАП; Медаль За выслугу лет в НСДАП в бронзе и серебре; Золотой Германский орден (24 февраля 1945). Умер в Гейдельберге 23 сентября 1955 года.

Shenkendorf (513x700, 146Kb)
1875
Максимилиан фон Шенкендорф (немецкое имя - Maximilian von Schenkendorf)
немецкий генерал, участник Первой и Второй мировых войн. Родился в городе Пренцлау. Окончил кадетский корпус, с 1894 года служил в пехоте. В 1908 году ему было присвоено звание капитана. В первую мировую войну служил командиром батальона, а с июля 1918 года — майор по особым поручениям при начальнике генерального штаба. С 1922 по 1926 годы служил в мини­стерстве обороны. В 1924 году — полковник, в 1929 году — генерал-лейтенант. В феврале 1930 года был уволен с действи­тельной военной службы. Во время войны Германии с СССР командовал частями обеспечения и тылом группы армий Центр. Был одним из инициаторов создания коллаборационистских воинских частей и сторонником сокращения репрессий против местного населения в тылу немецкой армии. По мере роста партизанского движения на оккупированной территории был вынужден уделять много внимания антипартизанским операциям. Также был одним из активных проводников политики преследования и геноцида еврейского населения. В частности, согласно его приказу № 1 от 7 июля 1941 года вводились обязательные для ношения евреями с 10 лет нарукавные повязки белого цвета с нарисованной жёлтой звездой. 21 августа он же издал приказ, который в целях «строгого контроля за деятельностью евреев» запрещал им покидать район местожительства. Подчинённые Шенкендорфу войска отличались жестокостью и массовым участием в истреблении евреев. Умер в городе Карпач 6 июля 1943 года.

Nikitin_AM (638x700, 146Kb)
1876
Алексей Максимович Никитин
российский адвокат, политический деятель. Министр почт и телеграфов и министр внутренних дел Временного правительства (1917). Родился в Нижнем Новгороде, в купеческой семье. Окончил юридический факультет Московского университета. С 1899 — член Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), в 1902 находился в заключении в Нижегородской тюрьме, с 1903 — меньшевик. Занимался адвокатской практикой, присяжный поверенный, вместе с Александром Керенским участвовал в работе комиссии по расследованию расстрела на Ленских приисках в 1912. Во время Февральской революции 1917 был председателем Военно-революционного комитета (ВРК) Москвы. С 1 марта — председатель Московского совета рабочих депутатов, с 5 марта — начальник милиции Москвы, с 11 апреля — член президиума исполкома Моссовета, с 25 июня — заместитель председателя московской городской управы. С июля 1917 — министр почт и телеграфов Временного правительства (вторая коалиция). После отставки правительства вошёл в состав директории — органа из пяти министров во главе с Александром Керенским, руководившего страной до сформирования нового правительства. В третьем коалиционном Временном правительстве (сентябрь — октябрь 1917) сохранил пост министра почт и телеграфов и, одновременно, был министром внутренних дел. Сторонник жёстких мер по наведению порядка в стране. Еще в июле 1917, до занятия поста министра, занимался изъятием оружия у радикально настроенных московских рабочих. В сентябре 1917 распорядился задерживать все телеграммы, связанные с забастовкой железнодорожников, так как забастовка в военное время «есть наказуемое по закону преступление, равное измене родине». В результате общее собрание почтово-телеграфных служащих выразило ему недоверие, а ЦК партии меньшевиков отмежевалось от его действий, заявив, что Никитин «более не является официальным представителем партии в правительстве» «как не поддерживающий контакты с партией». Был председателем Особого совещания по разгрузке Петрограда. Разработал проект закона о создании Комитетов общественной безопасности, принятого Советом Российской республики (Предпарламентом). Был арестован вместе с другими министрами Временного правительства 25 октября (7 ноября) 1917 в Зимнем дворце и заключён в Петропавловскую крепость, из которой освобождён как социалист 29 октября (11 ноября) того же года. После освобождения участвовал в заседаниях подпольного Временного правительства, но вскоре отказался от этого, обвинив своих коллег в нерешительности — по мнению Никитина, они фактически не нашли возможным «хотя бы морально поддержать генерала Духонина в момент, когда на него пала тяжёлая ответственность перед страной — одному решать вопрос о перемирии, которого от него потребовали большевики». В ноябре 1917 был вновь арестован и выслан в Кронштадт под надзор исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов, но уже в декабре входил в состав Петроградского стачечного комитета городских служащих. В январе 1918 уехал в Ростов-на-Дону. Работал в кооперации, был председателем комитета по делам кооперации Юга России. В мае 1920 был арестован. Доставлен в Москву, обвинён в том, что «направлял деятельность кооперативных организаций Юга России в контрреволюционное русло поддержки Деникина и деникинщины». В сентябре 1920 приговорён к расстрелу, заменённому 15 годами лишения свободы, в 1921 помилован и освобождён. Жил в Москве, был одним из руководителей издательства «Никитинские субботники», существовавшего в 1922—1931 и основанного его женой Евдоксией Фёдоровной Никитиной, писательницей и организатором одноимённого литературно-философского кружка. 11 августа 1930 арестован по обвинению в принадлежности к антисоветской группе, но уже 13 декабря 1930 освобождён, так как Особое совещание при коллегии ОГПУ прекратило его уголовное дело. В последний раз был арестован 14 марта 1938, обвинён в участи в контрреволюционной террористической организации. 13 апреля 1939 приговорён к смертной казни Военной коллегией Верховного суда СССР, на следующий день расстрелян на территории подсобного хозяйства НКВД на 24-м километре Калужского шоссе («Коммунарка»). Там же был похоронен.

Rudolph_Ganz1 (506x700, 125Kb)
1877
Рудольф Ганц (немецкое имя - Rudolph Ganz)
швейцарско-американский пианист, дирижёр, композитор и музыкальный педагог. Родился в Цюрихе. Учился в Цюрихской консерватории игре на фортепиано (у Роберта Фройнда) и виолончели (у Иоганнеса Хегара) и Лозанне, затем перебрался в Лозанну, где его учителями стали его двоюродный дед Карл Эшман-Дюмюр (фортепиано) и Шарль Бланше (композиция), и наконец в 1899 г. в Берлин, где изучал композицию у Генриха Урбана и фортепиано под руководством Ферруччо Бузони. В 1900 г. дебютировал как дирижёр, с Берлинским симфоническим оркестром исполнив собственную симфонию. Затем отправился в США и с 1901 г. преподавал в Чикагском музыкальном колледже. В 1921—1927 гг. Ганц был главным дирижёром Сент-Луисского симфонического оркестра, одновременно гастролируя в Америке и Европе как пианист. Затем Ганц вернулся в Чикаго и был связан с Чикагским музыкальным колледжем до конца своих дней, а в 1934—1958 гг. возглавлял его. Ганц был видным пропагандистом французской музыки — прежде всего, Дебюсси и Равеля — в США, за что был удостоен французского Ордена Почётного легиона; Равель посвятил ему пьесу «Скарбо» из цикла «Ночной Гаспар». Среди других композиторов, чью музыку Ганц охотно исполнял, популяризируя её в Америке, — Бела Барток, Антон Веберн, Артюр Онеггер, Пьер Булез. Умер в Чикаго 2 августа 1972 года.

1877
Шарль Лало (Charles Lalo)
французский эстетик, музыкальный писатель. Родился в Периге. В 1908 окончил Парижский университет. С 1933 профессор Сорбонны (курсы эстетики и искусства). Автор многих трудов по вопросам общей эстетики и социологии. В своих исследованиях исходил из позитивистских теорий В.Вундта и К.Штумпфа, но, в отличие от них, подчёркивал связь психологии искусства с эстетикой. Стремился научно обосновать, опираясь на данные математики, психологии, физиологии и социологии, эстетические закономерности прекрасного. Его "Эскиз научной музыкальной эстетики" ("Esquisse d'une esthйtique musicale scientifique", P., 1908, 2 ed., под назв. "Йlйments d'une esthйtique", 1939) - одно из значит. и оригинальных исследований, посвящённых проблемам музыкальной эстетики. Среди работ Лало - "Искусство и социальная жизнь" ("L'art et la vie sociale", 1921), "Искусство и мораль" ("L'art et la morale", 1922), "Искусство и жизнь" (L'art et la vie, v. 1-3, 1946-47) и др. Умер в Париже 1 апреля 1953 года. Работы: Esquisse d'une esthétique musicale scientifique, 1908; Les sentiments esthétiques, 1909; Introduction à l'esthétique; les méthodes de l'esthétique, beauté naturelle et beauté artistique, l'impressionnisme et le dogmatisme, 1912; L'art et la vie sociale, 1921; L'art et la morale, 1922; Notions d'esthétique, 1925; L'expression de la vie dans l'art, 1933; Éléments d'une esthétique musicale scientifique, 1939; L'art loin de la vie, 1939; Esthétique du rire, 1949. Литература: Предвечный Г.П., французская буржуазная эстетика (40-60 годы XX века), Ростов на Дону, 1967.

Abdelaziz_ben_hassan (577x700, 160Kb)
1878
Абд аль-Азиз (Мауля Абд аль-Азиз ибн аль-Хасан)
султан Марокко в 1894-1908 гг. Из династии Алауитов (Филалидов). Сын Хасана I, брат Абд аль-Хафиза. Придя к власти (до 1900 г. страной фактически правил великий везир), наметил план реформ по модернизации армии и государственного аппарата, программу строительных работ. В 1901 г., отменив ранее существовавшие налоги, пытался ввести новый – тертиб, предусмотренный Мадридской конвенцией 1880 г., которым облагались как марокканцы, так и иностранцы, но потерпел неудачу. В 1903 г. Марокко оказалось на грани финансового банкротства, он добился получения займа в 22,5 млн. франков у Франции, Великобритании и Испании, в 1904 г. – нового займа у Франции в 62,5 млн. франков. Пытался заручиться поддержкой Германии, чтобы противодействовать французскому проникновению в Марокко. Разорение страны, оккупация Касабланки и округа Уджды французскими войсками в 1907-1908 гг. вызвали восстание племен, подержанное Абд аль-Хафизом, в ходе которого Абд аль-Азиз был свергнут. Был свергнут в январе 1908 года в результате восстания, начавшегося в 1907 году, из-за недовольства его профранцузской политикой. После свержения был изгнан из страны и удалился в контролируемый испанцами Танжер, где продолжал вести активную деятельность и где прожил до конца жизни. Умер 10 июня 1943 года. После смерти его тело было передано на родину.

 (575x699, 94Kb)
1878
Феликс Бернштейн (немецкое имя - Felix Bernstein)
немецкий математик. Родился в Галле, Германия. Учился у Г.Кантора, затем в Гёттингене слушал лекции Д.Гильберта и Ф.Клейна. Окончил университет в Галле (1901). С 1911 работал в Гёттингенском университете (с 1921 —профессор). Основатель и в 1921— 1934—директор Института математической статистики Гёттингенского университета. В 1934 эмигрировал в США. Профессор Колумбийского, Сиракузского и Нью-Йоркского университетов. В 1948 возвратился в Гёттинген. Умер в Цюрихе от рака 3 декабря 1956 года. Основные исследования относятся к теории чисел, теории множеств, теории тригонометрических рядов, теории интегральных уравнений, теории вероятностей и математической статистике. Первым доказал (1897) теоремы эквивалентности теории множеств. Одним из первых установил прикладное значение теории множеств. Внес важный вклад в изопериметрическую проблему, теорию преобразования Лапласа, в теорию чисел и теорию множеств. Начиная с 1920-х гг. занимался применением математических методов к задачам генетики, генетикой популяций и теорией наследственности.

Mikhail_Sergeevich_Kedrov (554x700, 288Kb)
1878
Михаил Сергеевич Кедров
советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1901. Родился в Москве в семье нотариуса. В 1897 году поступил на юридический факультет Московского университета, который не окончил, будучи исключён в 1899 году за революционную деятельность. В 1900—1902 годах учился в Демидовском юридическом лицее (Ярославль), откуда был изган когда в 1901 году был арестован «за проведение антиправительственной сходки студентов». В 1901 году вступил в РСДРП, большевик. Свою часть отцовского наследства (около 100 тысяч рублей золотом) передал партии. Женился на Ольге Дидрикиль, которая родила ему сына Бонифатия — будущего учёного. Сестра Ольги Дидрикиль Нина была женой революционера Н.И.Подвойского (который учился в Демидовском лицее в одно время с Кедровым), а другая сестра, Августа стала матерью деятеля органов госбезопасности А.Х.Артузова. Работал в Нижегородской, Ярославской, Симферопольской парторганизациях. В 1904 году участвовал в подкопе в Таганскую тюрьму. В октябре 1905 года организовывал рабочие дружины в Костроме. Во время Московского восстания занимался снабжением восставших оружием. После поражения революции был агентом ЦК РСДРП по распространению партийной литературы. Руководил Санкт-Петербургским книжным издательством «Зерно», в котором печатал работы В.И.Ленина. Был арестован и немногим более двух лет провёл в крепости «за принадлежность к социал-демократической рабочей партии». В 1912 году эмигрировал в Швейцарию. Поддерживал контакты с Лениным. Слушал лекции по медицине в университетах Берна и Лозанны. В 1916 году по заданию ЦК вернулся в Россию, под видом врача работал на Кавказском фронте. В марте-апреле 1917 года председатель Совета в Шерифхане (северная Персия). С мая 1917 года член Военной организации при ЦК РСДРП(б) и Всероссийского бюро большевистских организаций в Петрограде, редактор газеты «Солдатская правда». Создал газеты «Рабочий и солдат» и «Солдат». С ноября 1917 года член коллегии Наркомата по военным делам РСФСР, комиссар по демобилизации русской армии. В августе-сентябре 1918 года командующий войсками Северо-Восточного участка отрядов завесы. С сентября 1918 года начальник Военного отдела ВЧК. После того как в в декабре 1918 года Военный контроль и Военный отдел ВЧК были объединены в Особый отдел ВЧК — начальник этого Отдела (в августе того же 1919 года его сменит в этой должности Ф.Э.Дзержинский). 1 января 1919 года Кедров издал приказ, в котором сообщалось о создании Особого отдела, приказ предписывал объединить повсеместно органы Военного контроля и военные отделы ЧК и образовать особые отделы фронтов, армий, военных округов и губерний. Одновременно с марта 1919 года член коллегии ВЧК. С мая 1919 года особоуполномоченный ВЧК в Вологде, затем на Южном и Западном фронтах. Неоднократно руководил комиссиями по проверке (и чистке) различных государственных учреждений. С конца 1919 года председатель Всероссийской комиссии по улучшению санитарного состояния Республики. В марте 1920 года назначен членом специальной правительственной комиссии по расследованию злодеяний интервентов и белогвардейцев на Севере. Прибыв на Соловецкие острова, Кедров ликвидировал Соловецкий монастырь, сослав его руководство. Один из организаторов и участников массовых репрессий в годы Гражданской войны. По приказу Кедрова расстреливались школьники, интеллигенция, была затоплена баржа с офицерами. Участвовал в организации концентрационных лагерей. В 1921—1924 годах уполномоченный Совета Труда и Обороны по рыбной промышленности Южного Каспия и уполномоченный ВЧК по Каспию. С 1924 года работал в ВСНХ и Наркомате здравоохранения. В 1926—1927 годах младший помощник прокурора Отдельной военной прокуратуры Верховного суда СССР. В 1928 году возглавлял оргкомитет Всесоюзной Спартакиады 1928 года. В 1931—1934 годах член президиума Госплана СССР, руководил сектором обороны Госплана. С 1934 года директор Военно-санитарного института[1]. В 1936—1937 годах старший научный сотрудник Нейрохирургического института. Осенью 1936 года начались масштабные репрессии в политическом и военном руководстве СССР. Репрессии коснулись и руководства НКВД, в том числе высшего: были сняты с постов и физически уничтожены многие из тех, кто считался основателями ВЧК: Глеб Бокий, Яков Петерс, Иосиф Уншлихт, Фёдор Эйхманс и другие. Летом 1937 был арестован и М.С.Кедров. Долго содержался в Лефортовской тюрьме НКВД. Свою вину не признал, несмотря на жестокие пытки и избиения. На суде 9 июля 1941 года Военной коллегией Верховного суда СССР в составе председательствующего диввоенюриста М.Г.Романычева, военюриста I ранга А.А.Чепцова, В.В.Буканова он был оправдан. Несмотря на оправдательный приговор, Л.П.Берия дал личное указание не выпускать Кедрова из тюрьмы. 27 октября 1941 Кедров (тоже по личному приказу Берии) вместе с другими арестованными был вывезен в посёлок Барбош Куйбышевской области и 28 октября 1941 года там расстрелян. После смерти Сталина посмертно реабилитирован (1953). В 1956 году, на XX съезде КПСС в ходе своего доклада о культе личности Сталина Хрущёв зачитал письмо Кедрова из тюрьмы: «Из мрачной камеры Лефортовской тюрьмы взываю к вам о помощи. Услышьте крик ужаса, не пройдите мимо, заступитесь, помогите уничтожить кошмар допросов, вскрыть ошибку. Я невинно страдаю. Поверьте. Время покажет. Я не агент-провокатор царской охранки, не шпион, не член антисоветской организации, в чём меня обвиняют, основываясь на клеветнических заявлениях. И никаких других преступлений в отношении Партии и Родины я никогда не совершал. Я незапятнанный ничем старый большевик, честно боровшийся (без малого) 40 лет в рядах Партии на благо и счастье народа… …Теперь мне, 62-летнему старику, следователи угрожают ещё более тяжкими и жестокими и унизительными мерами физического воздействия. Они уже не в состоянии осознать своей ошибки и признать незаконность и недопустимость своих поступков в отношении меня. Они ищут оправдания им в изображении меня злейшим, неразоружающимся врагом и настаивая на усилении репрессии. Но пусть знает Партия, что я невиновен и никакими мерами не удастся верного сына Партии, преданного ей до гроба жизни, превратить во врага. Но у меня нет выхода. Я бессилен отвратить от себя надвигающиеся новые, тяжкие удары. Всему, однако, есть предел. Я измотан вконец. Здоровье подорвано, силы и энергия иссякают, развязка приближается. Умереть в советской тюрьме с клеймом презренного предателя и изменника Родины — что может быть страшнее для честного человека. Какой ужас! Беспредельная горечь и боль сжимают судорогой сердце. Нет, нет! Это не случится, не должно случиться, кричу я. И Партия, и Советское правительство, и нарком Л.П.Берия не допустят свершиться той жестокой непоправимой несправедливости. Убеждён, что при спокойном, беспристрастном расследовании, без отвратительной ругани, без злобы, без жутких издевательств, необоснованность обвинений будет легко установлена. Я глубоко верю, что правда и справедливость восторжествуют. Я верю, верю». Награждён орденом Красного Знамени. Под Самарой на месте расстрела установлен памятный знак, на котором начертано: «Установлен на месте захоронения жертв репрессий 30-40-х гг. Поклонимся памяти невинно погибших…» В честь Кедрова названы улицы в Котласе, Архангельске, Москве, Ярославле. В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвящённый Кедрову. Одно время его имя носила улица в Вологде. Сочинения: Большевик идёт: Пьеса в 1 действии и 2 картинах для подростков. — Архангельск: Волна, 1923. — 32 страницы; За советский север : Личные воспоминания и материалы о первых этапах гражданской войны 1918 г. — Ленинград: Прибой, 1927. — 202 страницы; Без большевистского руководства. (Из истории интервенции на Мурмане). — Ленинград: Изд-во «Красная газета», 1930. — 191 страница; Из Красной тетради об Ильиче. — Москва, 1957; За Советский Север. / В книге: Этапы большого пути. — Москва, 1962. Литература: Советская военная энциклопедия / под редакцией Н.В.Огаркова. — Москва: Воениздат, 1979. — Том 4. — 654 страницы — (в 8-ми томах). — 105 000 экземпляров; Сбойчаков М.И., Цыбов С.И., Чистяков Н.Ф. Михаил Сергеевич Кедров. — Москва: «Воениздат», 1969. — 120 страниц: иллюстрации; Кладт А.П. С мандатом Ленина: [М.С.Кедров в годы гражданской войны на Севере] // «Вопросы истории». — 1971. — № 10. — Страницы 120—137; Дональд Рейфилд Сталин и его подручные = Stalin and his hangmen. — Москва: Новое литературное обозрение, 2008. — 500 страниц. — 15 тысяч экземпляров. — ISBN 978-5-86793-651-8.

Teirlinck-Herman-0 (492x700, 380Kb)
1879
Герман Тейрлинк (Herman Teirlinck)
бельгийский писатель. Писал на фламандском языке. Член Королевской Фламандской академии языка и литературы с 1919. Родился в Моленбек-Сен-Жан, Брюссель. Учился в Брюссельском и Гентском университетах. Сотрудничал в журнале «Van Nu on Steaks» («Сегодня и завтра»), боровшемся в 1890-е гг. за обновление и самобытность фламандской литературы. С 1945 возглавлял студию Национального театра в Брюсселе. В 1900 опубликовал сборник «Стихи». В новеллах сборник «Чудесный мир» («De wonderbare wereld», 1902), в романе «Тихие звезды» («Het stille gesternte», 1903) нарисованы картины природы и сел. жизни. Увлекательность сюжета присуща его новеллам в манере импрессионизма: сб-ки «Трясина» («De doolage», 1905), «Солнце» («Zon», 1906). Едкой иронией и эпикурейским духом проникнут роман Тейрлинка «Господин Сержансзон» («Mijnheer Serjanszoon», 1908), герой которого — оторванный от жизни индивидуалист-мечтатель. В романе «Обезьянка из слоновой кости» («Het ivoren aapje», 1909) Тейрлинк воспроизводит полную контрастов жизнь большого города. Утонченный психологизм свойствен эпистолярному роману «Глиняные башни» («De leemen torenş», 1918, издание 1928, совместно с поэтом-символистом К. ван де Вустейне). В творчестве Тейрлинка реалистич. тенденции в изображении действительности сочетаются с декадентскими и модернистическими мотивами. Формалистические поиски особенно характерны для его экспрессионистских пьес: «Замедленный фильм» («De vertraagde film», 1922), «Я служу» («Ik dien», 1924), «Человек без тела» («De man zonder lijf», 1925), «Сорока на виселице» («De ekster op de galg», 1937) и др. Романы Тейрлинка «Мария Спеермали» («Maria Speermalie», 1940), «Битва с ангелом» («Het gevecht metde engel», 1952) содержат виталистические идеи. Опубликовал автобиографический роман «Автопортрет, или Прощальный ужин» («Zelfportret of het galgemaal», 1955), а также сборник пьес «Гибель богов» («Versmoorde goden», 1961). Умер в Берселе, около Брюсселя 4 февраля 1967 года. Сочинения: Verzameld werk, dl 1—7, Amst., 1956. Литература: Knuvelder G., Handboek tot de moderne Nederlandse letterkunde, ’s-Hertogenbosch, 1954; Vermeylen A., De vlaamse letteren van Gezelle tot heden, Hasselt, 1963; Mallinson V., Modern Belgian literature 1830—1960, L., 1966; Lissens R. F., De vlaamse letterkunde..., 4 druk, Bruss. — Amst., 1967.

 (457x698, 51Kb)
1880
Николай Осипович Массалитинов
русский и болгарский театральный деятель, актёр, режиссёр, педагог, народный артист НРБ (1948). Сестра — Массалитинова, Варвара Осиповна. Николай Массалитинов родился в городе Елец Орловской (ныне Липецкой) области. Детство и юность прошли в Томске, гимназистом Массалитинов принимал участие в любительских спектаклях. В 1900 году поступил на медицинский факультет Томского университета, за участие в студенческой демонстрации был исключен из университета. Перешёл в Технологический институт, но был по той же причине исключен и оттуда. В 1904 по совету сестры (к тому времени актрисы Малого театра) переехал в Москву. В 1907 году окончил школу Малого театра (педагог А.А.Федотов). Присутствовавшие на выпускном спектакле училища К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко пригласили его в МХТ. В 1913—1916 годах руководил совместно с Н.Г.Александровым и Н.А.Подгорным частной школой драматического искусства («Школа трех Николаев»), послужившей основанием 2-й студии МХТ. В июне 1919 года «качаловская группа», в состав которой входил Массалитинов, в результате Гражданской войны оказалась отрезанной от Москвы. После выступлений в Харькове, Одессе, Екатеринодаре, Тифлисе, Батуме «качаловская группа» «Вишнёвым садом» открыла гастроли в Софии 20 октября 1920. С 18 января 1921 выступления продолжились в Белграде, Загребе, Любляне, затем в Праге. После возвращения части группы в Москву Массалитинов вместе с оставшимися актёрами играл в составе Пражской труппы, возглавляемой М.Германовой, в Городском театре. Он постоянно делал какие-то попытки вернуться на родину и в свой МХТ, в архивах сохранилась его переписка с В.И.Немировичем-Данченко, но всё оказалось тщетно. Однако из переписки с другими актёрами становится ясно, что и в Москве у самых популярных и награждаемых актёров далеко не всё складывалось благополучно, хотя, конечно это нельзя сравнивать с условиями вынужденной эмиграции.
Николай_Массалитинов (472x700, 147Kb)
Наталья Вагапова, историк театра, автор книги «Русская театральная эмиграция» в Центральной Европе и на Балканах», Санкт-Петербург, издательство «Алетейя»: Конечно, если говорить о таких именах, как Качалов, Книппер-Чехова, Москвин, естественно, они процветали, в общем, более или менее делали в тех пределах, в которых это было возможно в советской России, они делали то, что они хотели. Но, тем не менее, может быть, это слишком смелое с моей стороны заявление, я не историк МХАТ, но я вам сказала, что 1930-е годы Пражская группа идёт под уклон. Но мы возьмем письмо Книппер-Чеховой, уже старенькой, почти не играющей, откровенное дружеское письмо Массалитинову, которое она ему написала от руки, просто как старому другу. Оно публикуется. Она пишет о том, что как грустно то, что происходит сейчас в её родном театре. Они были как птички в золотой клетке, наверное. Каждый в жизни выбирает свою судьбу. Я так пыталась себе представить. Не будем говорить о наших великих стариках, которые всё-таки были обласканы советской властью, жили в лучших санаториях, их обслуживали великолепные врачи, они до глубокой старости могли играть, пока могли играть, тут грех жаловаться.. В 1924 году Массалитинов создал частную театральную школу в Берлине, а с 1925 года жил и работал в Болгарии. Умер Николай Массалитинов в Софии 22 марта 1961 года. Народный артист НРБ (1948). Лауреат Димитровской премии (1950). Актёр: МХТ: «Горе от ума» — Скалозуб; «На всякого мудреца довольно простоты» — Городулин; «Месяц в деревне» — Ислаев; «Где тонко, там и рвётся» — Станицын; «Вишнёвый сад» — Лопахин; «Три сестры» — Солёный; «Дядя Ваня» — Войницкий; «Борис Годунов» А.Пушкина — князь Воротынский, князь Курбский; «Жизнь человека» Л.Андреева — Отец; «Синяя птица» М.Метерлинка — Отец, Бук; «Ревизор» Н.В.Гоголя — Уховёртов; «Гамлет» У.Шекспира, 1911 — Клавдий; «Где тонко, там и рвётся» Тургенева, 1912 — Станицын; «Николай Ставрогин» по Ф. Достоевскому, 1913 — Шатов; «Смерть Пазухина» по М.Салтыкову-Щедрину, 1914) — Живновский; «Село Степанчиково» по Достоевскому, 1917 — Ростанев. Болгарские театры: «Перед заходом солнца» Гауптмана — Матиас Клаузен; «Тартюф» — Тартюф. Режиссёр: «Двенадцатая ночь» У.Шекспира (1925); «Мастера» Р.Стоянова (1927); «Албена» И.Йовкова (1929); «Горе от ума» А. Грибоедова (1930); «Миллионер» И. Йовкова (1930); «Бедность не порок» Островского (1932); «На дне» Горького (1932); «Над пропастью» И.Вазова (1934); «Престол» И.Вазова (1934); «Обыкновенный человек» И.Йовкова (1936); «Бесприданница» Островского (1937); «Принц Гомбургский» Г.Клейста (1942); «Гамлет» Шекспира (1943); «Эрнани» В.Гюго (1943); «Враги» Горького (1944); «Борьба продолжается» К.Кюлявкова (1946); «Три сестры» Чехова (1953); «Таланты и поклонники» Островского (1955).

1880
Сагит Рамиев
татарский поэт. Родился в деревне Акман Оренбургской губернии. Учился в Оренбурге в медресе "Хусаиния" и в русской школе. В 1906 переехал в Казань. Печатался с 1906. Автор лирических стихов романтического направления, пользовавшихся широкой известностью. Ввел в татарскую поэзию живые интонации разговорной речи. В 1910-х гг. (и позже) в лирике Рамиева звучат индивидуалистические мотивы. Перевел на татарский язык сочинения Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова и др. Умер в Уфе 16 марта 1926 года. Сочинения: Сайланма эсэрлэр, Казан, 1962; в русском переводе - (Стихотворения), в книге: Антология татарской поэзии, Казань, 1957. Литература: Гайнуллин М., Татарская литература и публицистика начала XX в., Казань, 1966; Садретдинов Ш., Сэгыйть Рэмиев ижаты, Казан, 1973.

Abdulla Shaiq 240211 (700x525, 205Kb)
1881
Абдулла Шаиг (азербайджанское имя - Abdulla Şaiq Mustafa oğlu Talıbzadə; Абдулла Мустафа оглы Шаиг или Шаик; настоящая фамилия - Талыбзаде)
азербайджанский советский писатель и педагог, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1941). Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия), в семье духовного лица. Начальное образование получил в тифлисской городской школе. После школы Абдулла Шаиг с семьей переехал в Хоросан (Иран). В Хоросане он продолжает свое образование. За это время Шаиг изучил персидский и арабский языки, восточные литературы. Прожив в Иране около восьми лет, Абдулла Шаиг возвращается в Тифлис и спустя некоторое время вместе с семьёй переезжает в Баку. Переехав в Баку, он путем самообразования изучил русский язык и сдал экзамен на должность учителя русско-азербайджанских школ. Свою педагогическую деятельность А.Шаиг совмещал с литературным творчеством. В раннем периоде своего творчества А.Шаиг создавал рассказы и стихи правдиво отражающие жизнь рабочих и крестьян. Его рассказ «Письмо не дошло» повествует о беспросветной жизни бакинского рабочего, приехавщего на заработки из Ирана в Баку и погибшего в нефтяном колодце хозяина. Шаиг известен и как первый детский писатель в Азербайджане. Его стихотворные сказки («Тык-тык ханум», «Хороший друг», «Колобок» и др.), драматургические сцены («Хорошая весна», «Чабан» и др.) были и есть любимые произведения азербайджанских школьников. Его произведения — рассказы о быте и нравах людей, роман «Араз», детские сказки, драма «Нушабе». В 1938 году была издана книга А. Шаига, включавшем переводы 97 басен Крылова. В переводах Шаига отчетливо проглядываются первые, но смелые опыты переводов Гасаналиага хана Гарадагского «Интерес Шаига к поэзии, литературе появился в семилетнем возрасте, когда он стал учиться в тифлисской школе. Он запоминал стихи на азербайджанском, русском и персидском языках.
Abdulla_Shaig (465x700, 120Kb)
Первым его учебником явился „Вэтэн дили“, в который были включены басни И.А.Крылова в переводе Гасаналиага хана Гарадагского (Гарадаги)». В данный момент азербайджанский государственный кукольный театр носит имя Абдуллы Шаига. Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 4-го созывов. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умер в Баку 24 июля 1959 года.
House-Museum_of_Abdulla_Shaig (700x525, 336Kb)
В 1990 году в Баку создан Дом-музей Абдуллы Шаига. Музей расположен в одной из квартир здания, где в свое время жили литератор и его семья.
Мемориальные доски у входа в дом-музей Абдуллы Шаига в Баку. В этом доме Шаиг жил с 1914 по 1957 гг.
Мемориальная_доска_Абдуллы_Шаига_в_Баку (525x700, 276Kb)
Мемориальная доска на стене дом в Баку, в котором жил Шаиг
Baku_Puppet_Theatre_3 (700x447, 278Kb)
Азербайджанский государственный кукольный театр имени Абдуллы Шаига в Баку
Сочинения: Эсэрлэри, 5 чилдэ, ч. 1-4, Бакы, 1966-1977-; в русском переводе - Стихи и сказки, Баку, 1950; Избранное, Баку, 1959. Литература: Мирэhмэдов Э., Абдулла Шаиг, Бакы, 1956; Кэримов И., Абдулла Шаиг вэ театр, Бакы, 1961; Очерк истории азербайджанской советской литературы, Москва, 1963.

 (646x699, 147Kb)
1884
Александер Бустаманте (William Alexander Clarke Bustamante)
премьер-министр Ямайки. Окончил Королевскую академию в Мадриде. В возрасте 21 года эмигрировал на Кубу, затем в 1934 вернулся на Ямайку и занялся ростовщичеством и скупкой недвижимости. В 1938 по стране прокатилась волна беспорядков и забастовок, Бустаманте активно выступал за проведение реформ, был дважды арестован, сидел в тюрьме. Организовал профсоюз промышленных рабочих, названный его именем (Производственный союз Бустаманте – ПСБ). Несмотря на то, что его лидер с сентября 1940 по февраль 1942 содержался под стражей, ПСБ к 1944 насчитывал 37 тысяч членов и сумел добиться пересмотра законодательства о труде.
24 февраля 1884 года родился — Александр Бустамантеpost-13108-12985295101 (700x347, 219Kb)
Первыми успехами ПСБ в известной мере был обязан двоюродному брату Бустаманте, Норману Мэнли, который организовал в 1938 социалистическую партию умеренного толка (Народную национальную партию – ННП). В 1943 Бустаманте создал Лейбористскую партию Ямайки (ЛПЯ), куда вошли многие члены ПСБ. Мэнли в качестве противовеса организовал Конгресс профсоюзов Ямайки на основе ННП. Вскоре Бустаманте стал ведущим политическим лидером лейбористов. На выборах 1944 ЛПЯ получила 22 места в парламенте против 5, полученных ННП. В 1949 ННП завоевала 13 мест (ЛПЯ – 17); в 1955 и 1959 ННП получила больше голосов, чем ЛПЯ.
24 февраля 1884 года родился — Александр Бустамантеpost-13108-129852950648 (700x343, 240Kb)
Однако недовольство Вест-Индской Федерацией, членом которой Ямайка стала в 1958, повернуло симпатии избирателей к партии Бустаманте. Мэнли объявил о проведении референдума, по итогам которого Ямайка вышла из состава Вест-Индской Федерации в 1962.
24 февраля 1884 года родился — Александр Бустамантеpost-13108-129852950831 (700x352, 147Kb)
На выборах в том же году, проведенных после референдума, партия Бустаманте одержала победу, а сам Бустаманте стал премьер-министром. 6 августа 1962 Ямайка получила статус доминиона в рамках Содружества, в 1963 вступила в МВФ, а в 1966 в стране заработал парламент. В 1969 Ямайка вошла в организацию американских государств (ОАГ). Бустаманте ушел в отставку в 1967, незадолго до выборов. Умер в Айриш-Таун-Сент-Эндрю (Ямайка) 6 августа 1977 года.

shaposhnikov_vladimir_nikolaevich_ (500x700, 466Kb)
1884
Владимир Николаевич Шапошников
советский микробиолог, основатель отечественной технической микробиологии. Доктор биологических наук, профессор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, академик Академии Наук СССР. Лауреат Сталинской премии II степени (1949). Родился в Москве, в многодетной семье преподавателя Московского высшего технического училища, автора руководств и задачников по алгебре и тригонометрии для средних учебных заведений Николая Александровича Шапошникова. В 1901 году окончил 4-ю гимназию города Москвы, в этом же году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1910 году с дипломом 1-й степени окончил университет и был оставлен при кафедре физиологии и анатомии растений (заведующий Климент Аркадьевич Тимирязев) для приготовления к профессорскому званию. Ещё будучи студентом старших курсов был привлечен к работе по организации лекций с демонстрациями по анатомии растений, с осени 1910 года — лаборант этой кафедры. С этого времени началась его работа в Московском университете (затем МГУ). С 1915 года — ассистент, а затем доцент. В 1921 году получил учёное звание профессора, преподавал сначала на кафедре физиологии и анатомии растений, с 1926 года — на кафедре микробиологии. В 1920 году стал руководителем отдела технической микробиологии Научно-исследовательского химико-фармацевтического института, возглавлял коллектив этого отдела до 1935 года. С 1921 года по 1922 год выполнял обязанности профессора Смоленского университета (по совместительству). В 1935 году отдел вошел в состав Центральной научно-технической лаборатории бродильной промышленности Народного комиссариата пищевой промышленности РСФСР, Шапошников же занял должность заместителя директора лаборатории по научной части. В 1938 году возглавил кафедру микробиологии биолого-почвенного факультета МГУ. Именно тогда Шапошников заложил основы развития технической микробиологии в СССР. В 1938 году Шапошникова пригласили на должность заведующего отделом бродильных организмов в Институт микробиологии Академии Наук СССР, оставаясь в Лаборатории бродильной промышленности научным консультантом. Началась Великая Отечественная война, Шапошников был эвакуирован в тыл вместе с Московским государственным университетом. 18 сентября 1943 года решением ВАК СССР Владимиру Николаевичу была присуждена ученая степень доктора биологических наук. После победы занял должность заведующего отделом технической микробиологией Института микробиологии (занимал её до 1963 года), параллельно не оставляя преподавательской деятельности в МГУ. С 1947 года — председатель микробиологической секции Общества испытателей природы. С 1955 года по 1959 год был консультантом Института антибиотиков Академии Медицинских Наук СССР. С 1960 года — член редколлегии журнала «Микробиология». 23 октября 1953 года был избран действительным членом (академиком) Академии Наук СССР по отделению биологических наук (специальность — техническая микробиология). Долгое время являлся председателем Всесоюзного научного инженерно-технического общества (ВНИТО) пищевой промышленности. Жил и работал в Москве.
Могила_академика_Владимира_Шапошникова (700x525, 113Kb)
Скончался 23 октября 1968 года, похоронен на Новодевичьем кладбище (4 участок, 49 ряд). В 1929 году Шапошников организовал производство технической молочной кислоты в Москве на заводе имени Карпова. Позднее аналогичное производство было развернуто на нескольких предприятиях в Москве и в регионах. При непосредственном участии Владимира Николаевича была спроектирована полузаводская установка по изучению физиологии ацетонобутиловых бактерий, заложившая основу для строительства первого в СССР ацетонобутилового завода в Грозном, который был запущен в 1935 году. До 1939 года Владимир Николаевич сотрудничал с Институтом древесины, занимаясь проблемой смоловыделения. Шапошников и сотрудники института разработали оригинальный метод подсочки сосны с химическим воздействием на рану. В послевоенный период по заданию Министерства обороны СССР и других ведомств Шапошниковым занимался изучением условий микробиологического разрушения битумных перекрытий и натурального каучука. Работы Шапошникова стали научной основой для организации в СССР промышленного производства молочной кислоты, ацетона, уксуса. Стал создателем большой научной школы, один из его учеников, Николай Дмитриевич Иерусалимский, затем стал академиком Академии Наук СССР, получил Сталинскую премию. Награды: Два ордена Ленина (1951, 1961); Два ордена Трудового Красного Знамени (1945, 1964); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; Медаль «В память 800-летия Москвы»; Сталинская премия в области науки II степени (1950) — за научный труд «Техническая микробиология» (1948). Сочинения: Техническая микробиология, Москва, 1948; Физиология обмена веществ микроорганизмов в связи с эволюцией функций, Москва, 1960; Основные физико- закономерности физиологии обмена веществ микроорганизмов, Москва, 1968. Литература: Шапошников Владимир Николаевич // Большая советская энциклопедия : в 30 томах / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978; Академик Владимир Николаевич Шапошников. (К 70-летию со дня рождения) // Микробиология : журнал. — 1954. — Том 23. — № 2; Чествование академика В.Н.Шапошникова // Вестник Академии Наук СССР : журнал. — 1954. — № 6.

Григорий Моисеевич Болтянский  (499x700, 147Kb)
1885
Григорий Моисеевич Болтянский
российский деятель кино, историк кино, киновед, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР, один из основателей советского кинематографа. В кинематографе с 1917 года. Под его руководством проводились съемки выступлений В.И.Ленина, событий Февральской и Октябрьской революций. В 1926-1931 гг. председатель кинофотолюбительской секции Общества друзей советского кино (ОДСК). С 1931 г. в ГИКе, где организовал кафедру кинохроники. С 1943 г. научный руководитель кинолетописи Великой Отечественной войны. Основатель Музея кино академии художественных наук (1926-1932). Первый в СССР удостоенный звания заслуженного артиста республики (1923). Умер в Москве 15 июня 1953 года. Режиссер: 1925 — Кремль (фильм) — совместно с С.Посельским. Сценарист: 1917 — К народной власти; 1925 — Карьера Макдональда (мультфильм); 1927 — Октябрь и буржуазный мир (мультфильм). Библиография: Ленин и кино. Москва, Ленинград, 1925; Кинохроника и как ее снимать. Москва, 1926; Культура кинооператора. Опыт исследования, основанный на работах Э.К.Тиссэ. Москва, Ленинград, 1927; Очерки по истории фотографии в СССР. — Москва: Госкиноиздат, 1939.

 (481x699, 56Kb)
1885
Станислав Игнаций Виткевич (псевдоним — Виткаций, Witkacy; польское имя - Stanisław Ignacy Witkiewicz)
польский писатель, художник и философ. Родился в Варшаве. Сын художника, писателя, художественного критика Станислава Виткевича (1851-1915). Получил домашнее образование в родительском имении в Закопане, рос в кругу артистов, художников, писателей. С детства дружил с Каролем Шимановским и Брониславом Малиновским, сопровождал последнего в его этнографической экспедиции в Океанию (1914). Участвовал в Первой мировой войне как российский подданный, был в Санкт-Петербурге во время Октябрьской революции. Увиденное в эти катастрофические годы в решающей степени определило материал, сюжетику, авторскую позицию в произведениях Виткевича. В 1925 взял псевдоним Виткацы (транскрибируется также как Виткаций), жестко пересмотрел сделанное им прежде как в словесности, так и в живописи. В 1930-е годы творчески экспериментировал с наркотиками, в частности употреблял мексиканский пейотль. Полтора десятка лет, оказавшихся последними, были для Виткевича временем чрезвычайного творческого подъема, даже своего рода взрыва. Вместе с Бруно Шульцем и Витольдом Гомбровичем Виткаций обозначил передний край художественно-литературных поисков в Польше межвоенного двадцатилетия. Покончил жизнь самоубийством под впечатлением двойной оккупации Польши фашистами и сталинским СССР в городе Большие Озёра, ныне Ровненской области, Украина 18 сентября 1939 года. Творчество Виткевича трудно классифицировать, но наиболее близко он подходит к экспрессионизму, нередко его сближают с сюрреализмом. Во многом его творчество близко духу Кафки, хотя без явного пессимизма. Можно считать Виткевича предшественником театра абсурда. Его произведения отличала не только странность и изощрённость, но и стремление отразить новые реалии, новые подходы науки и техники, их воздействие на образ человека. Произведения Виткация переведены на многие европейские языки, книги о нем выходят в Европе и США, его романы экранизировались. Он оказал глубокое влияние на эстетику и творческую практику Тадеуша Кантора, который не раз ставил его драмы. Эссе об этико-эстетических поисках Виткевича принадлежит Феликсу Гваттари, оно вошло в его книгу Картографии шизоанализа (1989). Книги на русском языке: Виткевич С.И. Сапожники. Драмы - Москва: 1989; Виткевич С.И. Дюбал Вахазар и другие неевклидовы драмы - Москва: 1999; Виткевич С.И. Метафизика двуглавого телёнка - Москва: 2001; Виткевич С.И. Наркотики. Эссе. Единственный выход - Москва: 2003; Ненасытимость. - Москва, 2004; Прощание с осенью. - Москва, 2006. Литература: Милош Ч. Станислав Игнаций Виткевич: современный писатель?/ Милош Ч. Личные обязательства: Избранные эссе о литературе, религии и морали. Москва: Дом интеллектуальной книги, 1999, с.277-291; Базилевский А. Виткевич: повесть о вечном безвременье. Москва, 2000; Хорев В. Станислав Игнацы Виткевич на русском языке// Иностранная литература, 2007, №10.

kaden (518x700, 135Kb)
1885
Юлиуш Каден-Бандровский (польское имя - Juliusz Kaden-Bandrowski)
польский писатель. Родился в городе Жешув.Юношеские годы провел в Кракове, Львове и на Кавказе. В 1905—1913 жил в Германии и Бельгии, где закончил университет, печатался в варшавских газетах. Первое произведение «Слова» («Słowa»), написанное ритмической прозой, опубликовано в 1909. В Бельгии Каден-Бандровский был связан с националистическими эмигрантскими кругами, близкими к Пилсудскому, в то время организатору буржуазно-националистической партии в Польше. Во время 1-й мировой войны вступил в Кракове в т. н. польские легионы. Идеология пилсудчины отразилась в его очерково-мемуарных книгах: «Пилсудчики» («Piłsudczycy», 1915), «Битва под Конарами» («Bitwa pod Konarami», 1915) и романе «Генерал Барч» («Generał Barcz», отдельное издание, 1923), в основу которого легли подлинные события, связанные с приходом Пилсудского к власти (он явился прообразом Барча). Наиболее значительное произведение Каден-Бандровского — цикл романов «Черные крылья» («Czarne skirydła», 1925—1926, отдельное издание 1929), где с большой художественной силой нарисована нищета и эксплуатация шахтеров в буржуазной Польше. В 1920—1930-е гг. Каден-Бандровский написал автобиографические повести о детстве: «Город моей матери» («Miasto mojej matki», 1925) и «Под сенью забытой рощи» («W cieniu zapomnianej olszyny», 1926), работал над романами, завершающими цикл «Черные крылья»: «Матеуш Бигда» («Mateusz Bigda», 1933) и «Шелковый узел» («Jedwabny węzeł»), который Каден-Бандровский закончил в период фашистской оккупации. Однако рукопись (за исключением фрагментов чернового варианта, опубликована в журнале «Twórczość», 1959, № 11) сгорела во время Варшавского восстания. Писатель погиб в Варшаве 8 августа 1944 года. Современная польская критика, анализируя экспрессионистско-натуралистическую манеру Каден-Бандровского-романиста, отмечает некоторую вычурность его стиля, отсутствие простоты. Вместе с тем она признает достоинства лучших его книг, в которых дана верная картина эпохи. Сочинения: Generał Barcz, Kr., [1958]; Czarne skrzydła, [t. 1—2], Kr., [1961]; в русском переводе — Генерал Барч, предисловие Д.Заславского, Ленинград, 1926; Черные крылья, послесловие Д.Заславского, Москва, 1931. Литература: Iwaszkiewicz J., Kaden, в его книге: Rozmowy o książkach, Warsz., 1961.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку