-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109099
Комментариев: 6801
Написано: 117571


25 января родились...

Четверг, 25 Января 2018 г. 05:03 + в цитатник
 (699x336, 102Kb)
749
Лев IV Хазар (греческое имя - Λέων Δ' o Χάζαρος)
византийский император из Исаврийской династии, правивший в 775 — 780 гг. Лев IV был сыном императора Константина V. В его короткое царствование гонения на иконы почти прекратились. По словам Феофана, император Лев на короткое время показал себя благочестивым и любителем Богородицы и монахов. Лишь незадолго до смерти он вновь изменился и возобновил гонения на иконопочитателей.
25 января 749 года родился — Лев IV Хазарpost-13108-129591187303 (700x388, 328Kb)
Вскоре после этого карбункулы покрыли его голову, он впал в жестокую горячку и умер (Феофан. Хронология 768; 772). Причиной заболевания, согласно хронологии Феофана, стало его желание обладать короной Маврикия, которая была погребена вместе с телом императора Ираклия. Корона была извлечена из могилы и Лев, надев её на свою голову, получил отравление от трупного яда. Умер 8 сентября 780 года. От брака с Ириной у Льва родился сын, будущий император Константин VI.

Henry_IV_of_Castile_ruled_1454-1474 (689x700, 560Kb)
1425
Энрике IV Бессильный (испанское имя - Enrique IV el Impotente)
последний король Кастилии и Леона перед династической унией Кастилии и Арагона. Родился в Вальядолиде. Сын Хуана II и Марии Арагонской, старший брат Изабеллы Католической. Воспитывался под присмотром Альваро де Луна, фаворита своего отца. С юности находился под влиянием Хуана Пачеко, который с годами сосредоточит в своих руках все бразды государственной власти. Недоброжелатели, особенно при арагонском дворе, высмеивали отношения короля и фаворита как гомосексуальные, хотя прямых доказательств этого не существует. Вступив на престол после смерти своего отца (1454), Энрике начал своё правление с объявления войны маврам. Кастильцы дошли до стен Гранады и овладели Гибралтаром, но король, избегая решительных сражений, свёл на нет эти победы. Знать королевства начала относиться к Энрике с презрением, вызванным его поведением в войне с Гранадой. Вскоре отрицательные эмоции усилились из-за слухов о проблемах в его семейной жизни. В возрасте 15 лет Энрике женился на инфанте Бланке Наваррской, дочери Бланки I Наваррской и Хуана II Арагонского. Церемонией бракосочетания руководил кардинал Хуан де Сервантес. В 1453 году брак был аннулирован папой Николаем V, так как Энрике IV на протяжении всего брака не вступал в интимную связь со своей супругой. Официальное обследование подтвердило девственность королевы, в то время, как опрос священником проституток Сеговии подтвердил мужскую состоятельность короля. (Впрочем, они вполне могли дать ложные показания). Папа отменил их брак на том основании, что какое-то «сверхъестественное колдовство» (средневековое название для психологического блока) удерживало Энрике от консуммации. Современниками это объяснялось несостоятельностью Энрике как мужчины, за что он был прозван Бессильным (или Импотентом исп. Impotente). Королева Бланка была отослана домой, где её семья поместила её под стражу. В 1464 году её отравили. В 1455 году Энрике IV женился вторично на Жуане Португальской, сестре португальского короля. Как говорили, первая брачная ночь также не принесла плодов и для зачатия пришлось прибегать к «механическим приспособлениям». Спустя 6 лет этого союза родилась дочь Хуана, законная наследница трона. Однако над ней всегда висела тень незаконнорожденности: современники считали её биологическим отцом придворного красавца Бельтрана де ла Куэва. И среди современников, и в истории она осталась под прозвищем «Хуана Бельтранеха». Энрике отослал королеву в замок Кока (по другой версии в замок Аларкон), под надзор одного из своих сторонников, епископа Фонсеки. Узнав, что она вступила в связь с племянником епископа Педро де Кастилья и Фонсека (правнуком Педро I Кастильского) и ожидает от него ребёнка, король объявил, что их брак никогда не был законным и оставил её. Королева родила близнецов — Педро и Андреса. Энрике IV желал установить мир между монархией и знатью, нарушенный действиями своего отца Хуана II.
ENRIQUEIV (424x700, 286Kb)
Портрет короля Энрике IV в средневековом манускрипте.
Он вернул земли и имущество, конфискованное у дворян. Но тем не менее восстания кортесов продолжались. Окружённый мятежами и недовольной знатью, Энрике IV был вынужден подписать договор, по которому его наследником становился его единокровный младший брат Альфонсо, обойдя в линии наследовании Хуану Бельтранеху. Наконец, представители знати решились на последний шаг — они собрались в Авиле и провозгласили инфанта Альфонса (его младшего брата) королём, провозгласив Энрике IV низложенным. Юный Альфонсо вошёл в историю как «Альфонсо (XII) Соперник». Однако этот т. н. «фарс в Авиле» не устроил могущественное семейство Мендоса. Опираясь на его ресурсы, король в 1467 году дал сражение при Ольмедо и одержал победу. Но война продолжалась, и мятежники заняли Сеговию, где находилась инфанта Изабелла. Их остановила внезапная смерть Альфонсо в возрасте 14 лет (возможно, от яда). Изабелла отказалась принять корону при жизни брата, и мятеж временно затух. После гибели Альфонса Энрике по требованию знати заключил со своей сестрой Изабеллой договор у быков Гисандо, согласно которому она становилась его наследницей, при некоторых условиях, среди которых был запрет Изабеллы выходить замуж без согласия короля. Тем самым он опять отстранил свою дочь Хуану от наследования и косвенно подтвердил измену своей супруги. Его супруга Жуана выразила протест, желая реабилитировать себя и свою дочь. Назревал конфликт. В 1469 году, незадолго до тайной свадьбы Изабеллы и Фернандо Арагонского, Энрике IV объявил договор недействительным и снова провозгласил свою дочь Хуану наследницей трона, публично поклявшись в том, что она является его законной дочерью. Одной из причин этого было недовольство Изабеллой, которая отказалась выйти замуж за Афонсу V, короля Португалии и брата королевы Жуаны. После его смерти началась гражданская война между сторонниками Изабеллы и Хуаны Бельтранехи. Последние призвали на помощь дядю Бельтранехи — короля Афонсу V Португальского, и отдали инфанту ему в жёны (позже брак был аннулирован папой из-за близкого родства). Кульминацией борьбы стала битва при Торо 1 марта 1476 года. Война закончилась в 1479 году, по её итогам Изабелла I осталась королевой Кастилии. Энрике IV умер в Мадриде 11 декабря 1474 года. Энрике IV похоронен в королевском пантеоне Гваделупского монастыря. От первого брака (1440—1453) с Бланкой Наваррской (1424 -1464) у Энрике не было детей. От второго брака (1455—1474) с Жуаной Португальской (1439 -1475) у Энрике родилась единственная дочь Хуана (1462 -1530). Но точно неизвестно, являлась ли Хуана в действительности дочерью Энрике IV или же его фаворита Бельтрана де ла Куэва.

paul-hofhaimer-by-albrecht-duerer-1507-1519-7668779 (540x700, 301Kb)
1459
Пауль Хофхаймер (немецкое имя - Paul Hofhaimer)
австрийский органист и композитор. Он был талантливым импровизатором и признан лучшим органистом своего времени многими авторами, включая Вадиана и Парацельса; кроме того, он был одним из всего лишь двух немецкоязычных композиторов (другим был Хенрик Изак), имеющих европейскую репутацию за пределами немецкоязычных стран. Его называют в числе группы композиторов, известных как колористы. Он родился в Радштадте, рядом с Зальцбургом. Источники противоречат друг другу по поводу его ранней жизни. Так, Вадиан утверждает, что он был самоучкой, а нюрнбергский гуманист Конрад Цельтис говорит, что он обучался технике при дворе императора Фридриха III. Хофхаймер приехал в Инсбрук в 1478 году и настолько поразил эрцгерцога Сигизмунда из Тироля, что получил пожизненное назначение на должность придворного органиста в 1480 году. В Инсбруке он почти наверняка близко познакомился с Хенриком Изаком, когда чуть позже в этом же десятилетии тот стал придворным композитором. В 1489 году он начал служить органистом у Максимилиана I, не оставляя при этом службы в Инсбруке. В 1498 году, после нескольких лет путешествий, в течение которых он посетил саксонский двор курфюрста Фридриха Мудрого, он переехал в Пассау, а в 1507 году — в Аугсбург, где он мог быть ближе к Максимилиану. Максимилиан и король Польши произвели его в рыцари и дворяне в 1515 году, присвоив ему титул «Первый органист Императора». Последний его переезд был в Зальцбург, где он оставался органистом Зальцбургского Собора да конца жизни. Умер в Зальцбурге в 1537 году.
Paul_Hofhaimer_on_a_wagon_with_positive_organ052 (700x648, 306Kb)
Пауль Хофхаймер на повозке с позитив-органом.
Хофхаймер обладал эффектным даром импровизации, и очевидцы подтверждают уникальность этого дара; он мог играть часами, ни разу не повторяясь: «удивительно скорее не то, как океан вмещает всю воду, которую приносят реки, а то, как у этого человека появляются идеи для мелодий». Однако он был не только выступающим музыкантом, но и учителем целого поколения немецких органистов, и знаменитая школа немецких органистов эпохи барокко в значительной степени обязана своим происхождением Хофхаймеру. Кроме того, некоторые органисты, которых он обучал, уехали в Италию, как, например, Дионисио Меммо, который стал органистом собора св. Марка в Венеции, и там передал полученную от Хофхаймера технику органистам ранней Венецианской школы. Хотя он был довольно плодовитым композитором для органа, немного из его музыки дошло до нас в первоначальной форме. Большинство из сохранившихся произведений — это или немецкие песни на три или четыре голоса, или их переложения (интабуляции) для клавишных или лютни. Большое количество дошедших до нас копий его песен из разных областей Европы, обычно в обработке, свидетельствуют об их популярности. Горстка сохранившихся органных пьес показывает его дар композиции полифонических линий вокруг cantus firmus. Его немецкие полифонические песни (Lied) типичны для того времени, и обычно построены в бар-форме, с одной частью полифоничной, а другой более однозвучной. Он редко использовал гладкую полифоническую текстуру, культивируемую композиторами Нидерландской школы, такими как Жоскен Депре или Гомберт, хотя впервые познакомился с этим стилем ещё в Инсбруке в музыке Изака. Хофхаймер также хорошо известен как консультант по органам, он часто давал советы по конструированию и содержанию органов. Литература: Manfred Schuler, «Paul Hofhaimer», The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. Stanley Sadie. 20 vol. London, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2; Gustave Reese, Music in the Renaissance. New York, W.W. Norton & Co., 1954. ISBN 0-393-09530-4

Anne_of_Brittany_-_Mostaert (525x700, 408Kb)
1477
Анна Бретонская (бретонское имя - Anna Breizh; французское имя - Anne de Bretagne)
правящая герцогиня Бретани, графиня Нанта и де Ришмон (Ричмонда), графиня де Монфор-Л’Амори и д’Этамп (9 сентября 1488), дама де Гудан и де Нофль (9 сентября 1488), виконтесса Лиможская, королева Франции, королева Неаполя. Жена двух сменивших друг друга королей Франции: Карла VIII и Людовика XII. Самая популярная из правителей Бретани и самая богатая женщина в Европе своего времени. Последняя наследница своей страны, силой оружия она была вынуждена вступать в брак с правителями Франции, однако вела активную самостоятельную политику (особенно при втором муже) с целью избежать аннексии Бретани Францией. Покровительница искусств и литературы. Первая в Европе принцесса, носившая на своей свадьбе платье белого цвета, который прежде того считался траурным. Родилась в нанте. Анна была дочерью герцога Бретани Франциска II и Маргариты Фуа. Дедом и бабкой по матери ей приходились Гастон IV Фуа и Элеонора Наваррская. Сыновей у Франциска и Маргариты не было: у Анны была младшая сестра Изабелла (Изабо), умершая ещё подростком в 1490 году. С раннего детства Анна воспитывалась как наследница герцогства, посвящённая в его политику: её воспитателями были Франсуаза де Динан, госпожа Лаваль-Шатобриан и поэт Жан Мешино. Её учили французскому языку, латыни, греческому и различным техническим искусствам; при этом она получила также дамское воспитание, была обучена музыке, вышиванию и плетению кружев. В Бретани после Войны за бретонское наследство действовал полу-салический закон; после пресечения дома Дрё в мужском колене престол герцогства переходил в женскую линию. Вопрос стоял лишь в том, в какую именно. После указанной войны по Герандскому договору 1365 года такой линией было определено потомство Жанны де Пентьевр. Ко временам Франциска этот договор был полузабыт, и герцог заставил бретонские сословия признать наследницей собственную дочь (1486). Как всегда в таких случаях, немедленно возникал дипломатический вопрос о том, кому отдаст юная герцогиня свою руку и чья династия будет далее владеть Бретанью; в данном случае он возник ещё до формального объявления Анны наследницей. Франциск не хотел, чтобы Бретань была поглощена Францией, и потому искал такого зятя, чтобы он смог противостоять могущественному соседу. Первоначально Франциск обратился к такому естественному союзнику, как Англия. Наречённым женихом 4-летней Анны согласно подписанному 10 мая 1481 союзническому договору считался 11-летний сын Эдуарда IV Эдуард, принц Уэльский. После смерти отца в 1483 юный принц кратковременно стал королём как Эдуард V, но вскоре был заточён дядей Ричардом III и пропал без вести (предположительно убит им же); та же судьба постигла и его младшего брата Ричарда Йоркского, который, согласно договору, обручился бы с Анной в случае смерти Эдуарда. Ещё одним английским женихом мог стать находившийся в это время в Бретани амбициозный претендент на престол — Генрих Тюдор, граф Ричмонд. В 1485 году Генрих высадился в Англии, победил Ричарда III и стал королём Генрихом VII, но совсем не интересовался перспективой брачного союза с Бретанью, поскольку условием признания его прав на престол был брак с дочерью Эдуарда IV Елизаветой Йоркской. Другими претендентами на руку будущей герцогини были Максимилиан Габсбург (чья первая жена Мария Бургундская, также богатая наследница вассальных земель Франции, уже умерла, оставив ему малолетнего сына — Филиппа), Ален д’Альбре, Жан Шалонский (принц Оранский) и даже Людовик, герцог Орлеанский, который уже был женат помимо воли на некрасивой и бездетной дочери Людовика XI Жанне Французской. Бретонские сословия первоначально поддержали кандидатуру Максимилиана Габсбурга (союзный договор с ним был заключён синхронно переговорам с Англией — в апреле 1481 года), однако успешные действия французских войск в 1487 г., захвативших Ванн, и пассивность римского короля, запертого фламандцами в Брюгге, укрепили позиции короля Франции Карла VIII в борьбе за руку бретонской наследницы. 28 июля 1488 г. войска Франциска II, усиленные английским отрядом Эдварда Вудвилла, потерпели поражение от французского короля под Сент-Обеном-дю-Кормье, что прекратило «Безумную войну» между Бретанью и Францией. По Вержескому договору герцог был вынужден обещать не выдавать замуж своих дочерей, Анну и Изабеллу, без согласия французского короля. 9 сентября 1488 года Франциск скончался после неудачного падения с лошади. 11-летняя Анна стала герцогиней Бретани в своём праве, и начался династический кризис, почти немедленно приведший к новой французско-бретонской войне. Первые стычки этого конфликта произошли уже в 1489 году.
Anna_maximilien (700x525, 83Kb)
Мемориальная доска в Ренне на месте заочного брака Анны и Максимилиана.
В этих условиях советники Анны решили поступить так же, как в год её рождения поступила дочь Карла Смелого Мария Бургундская — срочно найти независимого жениха и форсировать заключение с ним соглашения о браке. Причём и кандидатура была выбрана та же — король Германии и будущий эрцгерцог Максимилиан Габсбург. 27 октября 1490 был подтверждён заключённый в 1481 году англо-бретонско-имперский союз, а 19 декабря 1490 года в Ренне был заключён представителями Максимилиана и Анны заочный брак, после чего Анна, как супруга престолонаследника Священной Римской империи, стала носить титул королевы римлян. Французы восприняли этот брак как нарушение договора в Верже (поскольку король не санкционировал выбор жениха), а кроме того, и как откровенно недружественный акт — империя в это время была враждебна Франции. Надежда на помощь Габсбургов была несвоевременной. Если 13 лет назад Максимилиан смог прибыть в Гент, лично вступить в брак с Марией и занять её владения, то теперь империя вела тяжёлые боевые действия в Венгрии, а заключившие с ней союз испанцы готовились к освобождению Гранады. На помощь герцогине небольшие отряды всё же прислали и Кастилия, и Англия Генриха VII, но вмешиваться в серьёзную войну с соседом никто из них не хотел. Весной 1491 года после ряда побед войска Карла VIII и его военачальника Ла Тремуйля осадили Ренн, где находилась только что заочно вышедшая замуж 14-летняя правительница Бретани; всю остальную территорию герцогства они уже контролировали. На сей раз её руки домогался лично король Карл. Максимилиан не успел прийти на помощь жене; после тяжёлой осады истощённый Ренн сдался. Согласилась расторгнуть заочный брак и стать французской королевой и его хозяйка. 15 ноября 1491 года был заключён мир, Анна была помолвлена с Карлом в часовне ордена якобинцев в Ренне и, сопровождаемая армией герцогства (в знак того, что она едет не как пленница, а как государыня по своей воле), отправилась в замок Ланже, где должна была произойти её свадьба с королём. Австрийские послы заявили протест, утверждая, что брак противоречит церковным законам, что Анна уже замужем за Максимилианом, и напоминали Карлу о том, что он уже был помолвлен — по иронии судьбы, с дочерью Максимилиана, Маргаритой Австрийской. Несмотря на это, 6 декабря 1491 года в Ланже состоялось бракосочетание Анны и Карла VIII. Уже 15 февраля 1492 законность этого брака была подтверждена папой Иннокентием VIII. Брачный договор предусматривал, что супруг, переживший другого, сохраняет власть в Бретани. Если же Карл VIII умрёт, не оставив сыновей, то Анна должна была выйти замуж за его преемника. Этот договор фактически делал неотвратимой аннексию Бретани Францией. Отправляясь в Ланже, чтобы выйти замуж за Карла, Анна демонстративно взяла с собой из Ренна две кровати, в знак того, что не собирается (всегда) спать вместе с французом, насильственно взявшим её в жёны (по-видимому, это было и политической демонстрацией для Максимилиана). Со временем, впрочем, Анна сделалась весьма привязанной к супругу (см. записки Заккарии Контарини). 8 февраля 1492 года Анна была помазана и коронована как королева-супруга в Сен-Дени, причём муж запретил ей носить наследственный герцогский титул Бретани, претендуя на него в своём праве. 9 декабря 1493 года король упразднил Канцелярию Бретани, введя в герцогстве прямое правление. Отправляясь на Итальянские войны, Карл сделал регентшей не жену, как это обычно делалось, а свою сестру Анну де Божё, что можно было счесть унижением (впрочем, Анна де Божё уже и раньше успешно справлялась с регентством, в то время как королева была ещё очень юна). Почти всё правление Карла Анна прожила в замках в Амбуазе, Лоше или Плесси или (когда Карл был в Италии) на юге — Лионе, Гренобле или Мулене. После того, как Карл взял Неаполь, Анна номинально стала королевой Неаполя и Иерусалима в первый раз. Однако, поскольку Карл короновавашись, вынужден был спешно возвращаться во Францию, а также из-за того, что основные политические силы Апеннинского полуострова объединились против него в Итальянскую лигу, королевский статус по отношению к Неаполю не был закреплён. Второй раз она действительно получила этот титул уже благодаря Людовику XII, когда тот совместно с Фердинандом Арагонским захватил это королевство в период с 1501 по 1503 годы. У Анны за семь лет было семь беременностей от Карла; живыми родилось только четверо детей, ни один из которых не пережил раннего детства. Старший, дофин Карл Орланд (11 октября 1492 — 16 декабря 1495), здоровый и умный ребёнок, умер в 3-летнем возрасте от кори, вызвав безутешное горе обожавших его родителей; это несчастье сблизило их. Их последующие дети — Карл-младший, Франциск и Анна — не прожили и месяца. После этого Анна прилюдно молилась о новом сыне. Из розовощёкой, пышущей здоровьем девушки она превратилась к концу своего брака с Карлом в бледную и измождённую женщину. 7 апреля 1498 Карл VIII в замке Амбуаз неожиданно погиб, ударившись лбом о косяк низкой двери. Уже через два дня вдовствующая королева Анна, действуя согласно условиям брачного контракта как герцогиня в своём праве, своим указом от 9 апреля восстановила Канцелярию Бретани. По салическому закону опальный герцог Людовик Орлеанский, потомок Карла V, стал королём Людовиком XII, и теперь он, по условиям того же контракта, должен был жениться на Анне. Его жена, Жанна Французская, была жива, и новому королю предстоял развод, который было достаточно легко обосновать — супруги состояли в недопустимо близком по церковным канонам родстве — однако на санкцию папы требовалось ещё некоторое время. Анна попыталась воспользоваться этим и 19 августа 1498 года в Этампе согласилась на брак с Людовиком при условии, если он добьётся развода в течение года. Ничего не имея, по свидетельствам современников, против Людовика лично как будущего мужа, она, судя по дальнейшим событиям, стремилась при помощи этого условия получить дополнительные политические средства в своих наследственных владениях. После этого выгадавшая время Анна вернулась в Бретань. На родине владетельная герцогиня, которая наконец снова смогла носить этот титул, назначила верного ей Филиппа Монтобана канцлером Бретани, принца Оранского (одного из своих бывших женихов) — наследственным наместником герцогства, созвала Генеральные штаты (28 сентября) и приказала начать чеканку монеты со своим именем. За осень-раннюю зиму 1498 года она объездила всё герцогство; во всех городах вассалы устраивали ей торжественный приём, надеясь на восстановление политической мощи страны. Тем не менее ещё до нового 1499 года папа расторг союз Людовика и Жанны, и уже 8 января Анна Бретонская вступила в новый брак и снова стала королевой Франции. Герцогиня была одета в белое, что тогда ещё было в Европе необычным, но именно с этой свадьбы начинается перенятая сперва французской аристократией, а потом и в других странах, традиция для невесты носить белое платье. Уже 14 октября того же года родилась дочь Клод Французская — первый выживший ребёнок Анны.
800px-Nicolas_leclerc,_jean_de_saint-priest_(dis)_e_jean_e_louis_lepère,_carlo_VIII_e_anna_di_bretagna_visitano_lione_1499 (700x680, 656Kb)
Анна Бретонская. Медаль на брак с Людовиком XII. 1499
За плечами Людовика XII был большой политический опыт; он не был прямолинейным упрямым юношей, подобным Карлу VIII, после вступления на престол он, по крайней мере поначалу, с большим искусством начал добиваться компромиссов в отношениях с феодалами («король Франции забыл обиды герцога Орлеанского») и с крестьянами (ряд популярных реформ снискали ему прозвище «Людовик Отец народа»). Несравненно более гибко он повёл себя и с доставшейся ему от Карла женой, тем более что ранее, бунтуя против короля, герцог Орлеанский выступал на стороне Бретани, был лично знаком с герцогиней, сам сватался к ней, и отношения их ещё до брака были неплохими. Согласно подписанному накануне свадьбы новому брачному контракту, он с самого начала признал за ней титул герцогини Бретани, а сам пользовался лишь титулом герцога-консорта. Все решения, касавшиеся Бретани, теперь издавались от имени герцогини Анны. Несмотря на такие уступки, Анна не оставляла мечты вырвать свою страну, в которой она была столь популярна, из рук французского государства. Уже с 1501 года она начала самостоятельные переговоры о браке своей старшей дочери Клод с внуком Максимилиана Австрийского, который когда-то был «заочным мужем» Анны — Карлом Люксембургским, будущим императором и королём Испании Карлом V; Клод и Карл тогда были ещё маленькими детьми. Формально этот брак сыграл бы на руку Франции, ведь в Итальянских войнах австрийские Габсбурги (которым должна была вскоре достаться Испания) были её союзниками. Однако в случае, если бы у Людовика и Анны не осталось сыновей, Габсбурги со временем заполучили бы Бретань. А это не только бы умерило аппетиты Франции, но и вообще поставило бы её под прямую угрозу — со всех сторон (Бретань, Испания, Милан, Бельгия) королевство оказалось бы окружено владениями австрийского дома. И действительно, у короля и королевы долго был только один выживший ребёнок — девочка Клод (уже впоследствии, в 1510 году, родилась ещё одна дочь Рене). В этой обстановке Людовик XII, первоначально одобривший проект Анны, разорвал помолвку Клод и стал готовить её брак с собственным двоюродным племянником — Франциском Ангулемским, который был следующим в очереди к трону по прямой мужской линии дома Валуа. 31 мая 1505 года это требование было включено в завещание Людовика, а 21 мая 1506 Клод и Франциск были помолвлены. Это вызвало резкий протест королевы, которая упорно не давала согласия на этот брак, требуя, чтобы Клод или выходила за Карла Габсбурга, или лишалась наследства в пользу своей младшей сестры Рене. Людовик не смог ничего этому противопоставить, и до конца жизни Анны Клод оставалась незамужней. К концу 1513 года здоровье королевы сильно ухудшилось: она страдала от камней в почках. Через пятнадцать лет и один день после брака с Людовиком, 9 января 1514 года, герцогиня Бретани скончалась в замке Блуа. Похороны не просто королевы-супруги, а правительницы соседней державы были оформлены с необычайной пышностью и продолжались сорок дней (похоронные церемонии Карла VIII заняли лишь 23 дня). Как и свадьба Анны, её похороны стали образцом для аналогичных церемоний во французском королевском доме вплоть до Великой революции.
GrabAnna_von_Bretagne (525x700, 372Kb)
Надгробие Анны Бретонской и Людовика XII в Сен-Дени; изображение королевы
Тело Анны было похоронено 16 февраля в традиционной для погребения королей и королев Франции усыпальнице базилики Сен-Дени, однако по её завещанию сердце было доставлено в родной Нант в золотом, украшенном эмалью реликварии и помещено 19 марта 1514 года в кармелитском склепе рядом с могилой её родителей. Впоследствии его перенесли в нантский собор святого Петра.
Coeur_Anne (700x525, 468Kb)
Реликварий имеет овальную форму, сделан из тонко выделанного золота и увенчан короной из лилий и клевера. Одна из стихотворных надписей гласит:
«En ce petit vaisseau de fin or pur et munde
Repose ung plus grand cueur que oncque dame eut au munde
Anne fut le nom delle en France deux fois royne
Duchesse des Bretons royale et Souveraine»
«В этом маленьком сосуде из чистого золота Покоится величайшее сердце, которого ни у какой дамы на свете не бывало; Её имя было Анна, дважды королева во Франции, Герцогиня бретонцев, царственная и самовластная».
Реликварий для сердца изготовил придворный ювелир из Блуа, возможно, по рисунку Жана Перреаля. В 1792 году по приказу Конвента сосуд с сердцем выкопали, сердце выбросили, а реликварий конфисковали вместе с церковным имуществом и отправили на переплавку на монетный двор. К счастью, его удалось спасти, переправить в Париж и сохранить в Национальной библиотеке, а в 1819 году, после реставрации, его вернули в Нант. Там сосуд, некогда вмещавший сердце самой популярной правительницы Бретани, кочевал по разным музеям, пока в 1896 году не был размещён в музее Добре. Если бы Анна пережила Людовика, дальнейшая история Бретани могла бы сложиться иначе — но пожилой «Отец народа» за тот год без малого, который был ему отпущен после смерти жены, успел принять решения, окончательно определившие судьбу её государства. По завещанию Анны наследницей Бретани должна была стать её вторая дочь Рене. Людовик проигнорировал завещание, объявил герцогиней Бретани Клод и выдал её замуж за Франциска, а осенью того же 1514 года и сам женился в третий раз — на сестре Генриха VIII Марии Тюдор, однако прожил с ней недолго. 1 января 1515 года Людовик XII скончался, и герцог Ангулемский наследовал ему как Франциск I. После смерти Клод в 1524 номинальным герцогом стал её малолетний сын (дофин Франциск (III)), а после его смерти в 18-летнем возрасте в 1536 году — его младший брат Генрих. После кончины Франциска I в 1547 году Генрих стал французским королём как Генрих II; с этого времени бретонское герцогство прекратило формальную самостоятельность. Согласно наиболее устоявшейся в историографии точке зрения, Анна была умной, образованной и искушённой в политике женщиной, занимавшейся большую часть своего времени управлением Бретанью. С подросткового возраста до конца своей недолгой жизни она сделала всё, чтобы её страна осталась максимально независимой от французской короны, и не без успеха, однако обстоятельства в конечном счёте сложились против неё. Анна была покровительницей искусств и любила музыку. Страстная собирательница гобеленов, на свою свадьбу с Людовиком XII она заказала так называемые «гобелены с единорогами». Она заказала роскошно иллюминированный Часослов Анны Бретонской и учредила институт фрейлин (demoiselles d’honneur). Анна интересовалась историей своей страны и за свою жизнь заказала три исторических описания Бретани: первая «История Бретани» заказана в 1498 Пьеру ле Бо, изложение в ней идёт от Конана Мериадека до отца Анны Франциска II. Книга издана в 1505; вторая заказана Алену Бушару, советнику Франциска II Бретонского и адвоката парижского парламента. Окончена и издана в год смерти Анны, при Франциске I Французском переиздавалась ещё четырежды; третья заказана в 1512 Жану Лемеру де Бельжу, но осталась неизданной. С июня по конец сентября 1506 года королева совершила традиционный паломнический объезд Бретани (бретанское название - Tro Breizh), поклонившись мощам её семи святителей. У Анны была коллекция драгоценных и полудрагоценных камней; у неё была привычка дарить посетителям произвольный камень. Анна очень любила детей и проводила с ними столько времени, сколько могла. Для своего любимого сына Карла-Орланда, умершего в детстве, она заказала молитвенник, который должен был стать ещё и пособием для будущего короля Франции. Сохранилось довольно много описаний внешности Анны и её портретов; многие из них, впрочем, представляют её черты в составе тех или иных аллегорий. Так, Анна, по-видимому, послужила моделью аллегории Правосудия на могиле её отца в Нанте; во времена Людовика XII её писали в образе Девы Марии, несущей мир и союз Франции и Бретани. Изображения Анны времён Карла VIII не показывают никаких характерных портретных черт — в то время она ещё не считалась самостоятельной фигурой, а лишь тенью мужа. Обычно её изображают блондинкой. Одна нога Анны была короче другой, что вызывало хромоту; для скрытия этого она носила на короткой ноге более высокий каблук, став родоначальницей ортопедической обуви при дворе. Дзаккария Контарини, венецианский посол, описал её в 1492 году так: «Королеве семнадцать лет, она небольшого роста, тонка и заметно хромает на одну ногу, хотя и носит обувь на высоком каблуке, чтобы скрыть недостаток. У неё хороший цвет лица, и она весьма миловидна. Острота ума примечательна для её возраста, и стоит ей решить что-нибудь сделать, она стремится этого добиться любым способом и любой ценой. Она ревнива, и чрезмерно страстна к его величеству королю, так что уже давно очень редко так бывает, чтоб супруга его не спала с ним вместе, и так успешно это получается, что каждые восемь месяцев она бывает беременна.» Фраза «Острота ума примечательна для её возраста» приобретает ещё больший вес, если учесть, что в действительности Анне было не семнадцать, как счёл посол, а только пятнадцать лет. Браки и дети: Муж с (1491) Карл VIII король Франции; Карл-Орлан (1492—1495); Франциск (1493); Мертворожденная дочь (1495); Карл (1496); Франциск (1497); Анна (1498). Муж с (1499) Людовик XII король Франции; Клод Французская (1499—1524), герцогиня Бретани и Берри; муж (с 1514) Франциск I (1494—1547), граф Ангулемский, затем король Франции; Сын умерший при рождении (1500); Франциск (1503); Выкидыши (с 1505 до 1509); Рене Орлеанская (1510—1575), герцогиня Шартрская, известная в Италии под именем Ренаты Французской; муж (с 1528) Эрколе II д'Эсте (1508—1559), герцог Феррары, Модены и Реджио; Сын (1512). Картина с изображением небесной покровительницы королевы Анны, как принято считать, была заказана Леонардо да Винчи по случаю её бракосочетания с Людовиком XII. Анна Бретонская — самая популярная в Бретани историческая фигура, уступающая разве что святому Иву. Существует огромное количество предприятий, гостиниц, улиц её имени. Это связано как с уважением, которое традиционно питали к ней бретонцы со времён тщетной борьбы за самостоятельность (впоследствии дополнительно мифологизированный сюжет), так и с французской пропагандой, которая всегда акцентировала внимание на супруге двух французских королей как на самой выдающейся представительнице бретонского народа. После брака с Людовиком XII пропаганда стала представлять Анну как воплощение мирного союза между Бретанью и Францией (тем более что в отличие от первого брака, второй обошёлся без войны). Её стали официально именовать «Королевой Твёрдого Союза» или «Дамой Единства»; ей приписывали «три добродетели королевы» — щедрость, усердие в молитве и любовь к королю. В искусстве Франция аллегорически представлялась в то время как заколдованный сад (традиция начала XIV века), где бегают дикобразы (символ Людовика XII) и горностаи (символ Бретани и Анны лично). Образ Анны, как считает исследовавший его эволюцию историк Дидье Ле Фюр, в многочисленных биографиях достаточно быстро оброс агиографическими или, напротив, резко критическими элементами, которые носят по крайней мере отчасти легендарный характер и не связаны с реальными свидетельствами её времени. Так, возможно, этикетной условностью и политической декларацией бретонского дворянства является изображение Анны в «Истории» Бушара как единовластной правительницы своего края, без какого-либо упоминания администрации Людовика XII. Рассказы об Анне как «сироте-героине», в 14 лет без советников противостоявшей всей Франции и будто бы даже лично командовавшей войсками, отчасти опираются на патриотические «Анналы Бретани» Бернара д’Аржантре, заказанные сословиями провинции в 1577 году в знак протеста против новых налогов. Похожая история повторилась при Восстании гербовой бумаги против навязанных Людовиком XIV налогов, обернувшемся репрессиями со стороны Парижа (1675); издаваемые в эту и последующую эпоху «истории Бретани» увеличивали количество героических свершений Анны во время войны 1489—1491 годов, её поездок на родину и т. п. Далее, авторы XIX века уже выводят 11-летнюю Анну на поле битвы при Сент-Обене (чему нет никаких свидетельств), в духе романтических представлений о национальном возрождении связывают с её поездками в Бретань «пробуждение» герцогства от «летаргии», строительство там множества церквей и т. п. Эту линию продолжали националистически (и даже иногда сепаратистски) ориентированные авторы XIX—XX веков. Дело дошло даже до сравнения её с Жанной д’Арк. Ле Фюр связывает с австрийской пропагандой 1489—1491 годов подчёркивание и мифологизацию идеи «насильного брака» или даже «похищения/изнасилования» герцогини, впоследствии эксплуатировавшуюся националистическим движением и в эпоху режима Виши (когда «добрый жених» немец Максимилиан считался предтечей гитлеровцев). Впрочем, сам факт принуждения Анны к браку военной силой и её желания вступить в союз с Австрией сомнений не вызывает (так как подробно отражён и во вполне нейтральных французских хрониках того времени, «Мемуарах» Филиппа де Коммина и др.). У ряда антибретонских и роялистских авторов, а также в «историях нравов» (например, у Брантома) Анна, с опорой на некоторые оторванные от контекста пассажи в мемуарах Коммина или судебном деле маршала Рогана-Жие, представлена как циничная и расчётливая амбициозная женщина, с дурным характером, только и мечтавшая сбежать от якобы влюблённого в неё Людовика XII, ограбить его сокровищницу, предательски помогать врагам Франции во имя интересов Бретани и т. п. Историк Жюль Мишле, логически завершая эту традицию, представил Людовика, весьма активного политически, слабым государем, находящимся под каблуком у умной жены. Регионалисты и националисты XIX—XX веков наделяли Анну бретонскими простонародными чертами. Так, её чепец (в действительности обычный в то время для знатных дам всей Европы) объявлялся свидетельством простоты и естественности бретонских вкусов и демократизма лично Анны; он даже вошёл в то время в моду в Бретани как элемент «национального костюма». Появившаяся в те годы песенка «Герцогиня в сабо» приписывала ей ношение крестьянских деревянных башмаков; соответствующее клише проникло даже в некоторые исторические работы об Анне, хотя, разумеется, никакого реального основания не имеет. В 1991 году в Ланже широко отмечалось 500-летие брака Анны и Карла; в Ренне, заплатившем за руку своей государыни осадой, голодом и оккупацией, о юбилее избегали даже упоминать. Некоторые упоминания об Анне в современной популярной культуре: националистическая песня Жилля Серва Koc’h ki gwenn ha koc’h ki du, где перечисляются разнообразные несчастья, пережитые Бретанью под французским владычеством, и в качестве рефрена говорится: не этого хотела Анна; Упоминание в песне группы Soldier Louis, c’est un pays; Duchesse Anne — название бретонского пива; трёхмачтовый корабль Duchesse Anne, стоящий на якоре в Дюнкерке; Анна Бретонская — бретонская опера с Аньес Бове в главной роли; Anne de Bretagne — песня бретонской фолк-группы Tri Yann («Portraits» 1995). Литература: Leroux de Lincy, Vie de la reine Anne de Bretagne, femme des rois de France, Charles VII et Louis XII. 1858; Ant. Dupuy, Histoire de l' Union de la Bretagne à la France, 2 vol. de 447 p et 501 p., Librairie Hachette, Paris, 1880; Hervé Le Boterf, Anne de Bretagne. Éditions France-Empire, 1976—1996; Jean Kerhervé, L'État breton aux XIVe et XVe siècles, 2 vol., Maloine, 1987. ISBN 2-224-01703-0. 2-224-01704-9; Arthur Le Moyne de la Borderie, Membre de l' Institut, Histoire de la Bretagne, 6 volumes in-quarto, Plihon Editeur, Imprimerie Vatar, Rennes 1905—1914; Jean-Pierre Legay et Hervé Martin, Fastes et malheurs de la Bretagne ducale 1213—1532, Éditions Ouest-France Université, 435 pages, Rennes, 1982; Philippe Tourault, Anne de Bretagne, Paris 1990, 1996, 2004, 2006; Geneviève-Morgane Tanguy.,Les jardins secrets d’Anne de Bretagne, F. Sorlot—F. Lanore, 1991; Collectif d’universitaires des universités de Brest, Nantes, Rennes, Toute l’histoire de Bretagne, dans l'Île de Bretagne et sur le continent, ouvrage in-8°, 800 pages, éditions Skol- Vreizh, Morlaix 1996; Georges Minois, Anne de Bretagne, Édition Fayard, 1999; Didier Le Fur, Anne de Bretagne, Paris, éditions Guénégaud, 2000. ISBN 2-85023-103-7; Didier Le Fur, Louis XII : un autre César ?, Paris : Perrin, 2001; Geneviève-Morgane Tanguy, Sur les pas d’Anne de Bretagne, Éditions Ouest-France, 2003; Collectif, Pour en finir avec Anne de Bretagne, Archives départementales, Nantes 2004; Didier Le Fur, Charles VIII, Paris, éd. Perrin, 2006. ISBN 2-85023-103-7; Henri Pigaillem. Anne de Bretagne. Paris, Pygmalion, 2008. ISBN 978-2-7564-0079-2.

Luigia de Medici (414x700, 308Kb)
1477
Луиза де Медичи (итальянское имя - Luisa de Medici; или Луиджа де Медичи, Luigia de Medici)
дочь главы Флорентийской республики Лоренцо Великолепного из рода Медичи. Луиза Медичи родилась во Флоренции. Она была седьмой дочерью банкира Лоренцо Медичи от его третьей жены Клариче Орсини. 30 января того же года в церкви её крестили под именем Луизы Контессины Ромолы. Она предназначалась в жёны дальнему родственнику, Джованни ди Пьерфранческо Медичи, известного также под именем Джованни Пополано, но умерла во Флоренции в возрасте одиннадцати лет весной 1488 года. Вероятно, ко времени обручения в 1482—1483 году по заказу её отца известный живописец Сандро Боттичелли написал картину «Паллада и Кентавр», изображавшую аллегорию супружеской жизни. В 1485 году отец подарил ей драгоценный «Часослов», ныне хранящийся в Лаврентьевской библиотеке.

Massimiliano_Sforza_by_G.A._de_Predis_(Donatus_Grammatica) (463x700, 389Kb)
1493
Массимилиано Сфорца (итальянское имя - Massimiliano Sforza; или Эрколе Массимилиано Сфорца, Ercole Massimiliano Sforza)
герцог Миланский в период между оккупацией Милана Людовиком XII (1498—1512) и оккупацией Милана Франциском I (с 1515 года). Родился в Милане. Старший сын Лодовико Сфорца и Беатриче д’Эсте. Когда его отец был разгромлен и пленён Людовиком XII — бежал в Германию вместе с младшим братом Франческо. В 1512 году швейцарцы в ходе Войны Камбрейской лиги сделали его номинальным герцогом Миланским, хотя на самом деле продолжали хозяйничать в стране сами. После разгрома швейцарцев в битве при Мариньяно Массимилиано Сфорца продал свои права на герцогство Франциску I за 30.000 дукатов. Умер 4 июня 1530 года. Литература: Rusconi, Massimiliano Sforza e la battaglia dell'Ariotta, F. Manini editore, Milano, 1885; M. Perry, The Sisters of Henry VIII, Da Capo Press, Londra, 2000.

1507
Иоганн Опорин (Johannes Oporinus; настоящее имя - имя Иоганн Хербст)
ученый и типограф, был профессором греческого языка в базельском университете. В 1539 г. он вместе с Робертом Винтером основал типографию, которая дала ряд исправнейших, до сих пор ценных изданий древних классиков и научных трудов. Опорин написал ряд филологических сочинений — комментарии и схолии к Цицерону, Демосфену и др. Ср. Joriscus, «De ortu J. Oporini» (Страссбург, 1569). Одна из самых известных книг, напечатанных Опорином, — медицинский трактат «О строении человеческого тела» Андреаса Везалия (1543). Также выпустил первое издание Магдебургских центурий (1559). Умер 6 июля 1568 года.

Adolf_I._von_Schleswig-Holstein-Gottorf (498x700, 432Kb)
1526
Адольф Гольштейн-Готторпский (немецкое имя - Adolf I von Schleswig-Holstein-Gottorf)
первый герцог Гольштейн-Готторпский, основатель Гольштейн-Готторпской линии Ольденбургской династии. Родился в Фленсбурге. Адольф был третьим сыном датского короля Фредерика I и его второй жены Софии Померанской. Фредерик отдал сына для обучения ко двору ландграфа Филиппа Гессенского, и Адольф провёл четыре года в замке Филиппа в Касселе. В 1544 году Адольф, его брат Ганс и его единокровный брат Кристиан III (король Дании) разделили между собой герцогства Шлезвиг и Гольштейн так, чтобы три части приносили примерно одинаковый налоговый доход. Так как Адольф был самым младшим из троих, то он первым выбрал часть для себя. Так как он выбрал для себя ту часть, в которой находился замок Готторп, то идущую от него линию Ольденбургской династии стали называть Гольштейн-Готторпской. Умер в замке Готторп 1 октября 1586 года. Погребён в Шлезвигском соборе. 17 декабря 1564 года Адольф женился Кристине Гессенской (дочери гессенского ландграфа Филиппа). У них было 10 детей: Фридрих II Гольштейн-Готторпский (21 апреля 1568 — 15 июня 1587); София (1 июня 1569 — 14 ноября 1634), которая 17 января 1588 года вышла замуж за Иоганна VII Мекленбург-Шверинского; Филипп Гольштейн-Готторпский (10 августа 1570 — 18 октября 1590); Кристина Гольштейн-Готторпская (13 апреля 1573 — 8 декабря 1625), которая 27 августа 1592 года вышла замуж за шведского короля Карла IX; Елизавета (11 марта 1574 — 13 января 1587); Иоганн Адольф Гольштейн-Готторпский (27 февраля 1575 — 31 марта 1616); Анна (27 февраля 1575 — 24 апреля 1625), которая 28 января 1598 года вышла замуж за графа Энно III Ост-Фрисландского; Кристиан (29 мая 1576 — 22 апреля 1577); Агнесса (20 декабря 1578—1627); Иоганн Фридрих Гольштейн-Готторпский (1 сентября 1579 — 3 сентября 1634), князь-епископ Бремена, Любека и Фердена.

1555
Шарль д’Омаль (французское имя - Charles Ier d'Aumale)
3-й герцог Омальский в 1573—1595 годах, пэр Франции (1573 год), из французского рода Гизов. Второй сын Клода Омальского (1526—1573), 2-го герцога Омальского, и Луизы де Брезе (1518—1577). В марте 1573 года после смерти своего отца, Клода Лотарингского, герцога Омальского, 18-летний Шарль Лотарингский стал третьим герцогом д’Омалем и пэром Франции. Великий егермейстер Франции (с 1573 года) и губернатор Пикардии, один из руководителей Католической лиги во Франции, созданной герцогами Гизами для борьбы с гугенотами. В 1587 году губернатор Пикардии герцог Шарль д’Омаль присоединил свою провинцию к Католической лиге. На стороне Генриха де Гиза сражался против короля Франции Генриха III Валуа. В 1589 году после смерти короля Франции Генриха III герцог Шарль Омальский участвовал в борьбе Католической лиги против его преемника, короля Наварры Генриха де Бурбона. После ряда поражений от королевских войск герцог Шарль Омальский отступил в свою провинцию Пикардию, где продолжал оказывать сопротивлению Генриху Наваррскому. В июле 1595 года Парижский парламент объявил о конфискации герцогства Омальского в пользу французской короны. Шарль д’Омаль бежал в Испанские Нидерланды (Бельгию), где скончался в изгнании в 1631 году. Награды: Кавалер ордена Святого Духа; Рыцарь Ордена Святого Михаила. 10 ноября 1576 года Карл Омальский женился в Жуанвиле на Марии Лотарингской (1555—1605), дочери Рене II Гиза-Лотарингского (1536—1566), маркиза д’Эльбеф (1550—1566) и графа д’Аркур (1557—1566), от брака с Луизой де Ре (1531—1570). Дети: Шарль (род. в 1580 и умер в детстве); Генрих (умер в детстве); Маргарита (умерла в детстве); Анна (1600—1638), герцогиня Омальская (1618—1638), жена с 18 апреля 1618 года Генриха Савойского (1572—1632), 4-го герцога Немурского (1595—1632); Мария, жена с 1615 года известного испанского военачальника, маркиза Амброзио Спинолы (1569—1630).

Margarethe1567 (404x700, 262Kb)
1567
Маргарита Австрийская (немецкое имя - Margarete von Österreich)
австрийская принцесса, член Габсбургского дома и монахиня монастыря Дескальсас Реалес в Мадриде. Родилась в Винер-Нойштадте. Маргарита была пятнадцатым ребенком и пятой дочерью Максимилиана II, императора Священной римской империи и эрцгерцога Австрии, и его жены Марии Испанской, испанской инфанты, старшей дочери императора Карла V и Изабеллы Португальской. С самого раннего детства Маргарита была под сильным влиянием матери, ревностной католички. В 1582 после смерти Максимилиана Мария Испанская возвращается на родину в Испанию и привозит с собой свою младшую выжившую дочь Маргариту. В Мадриде Маргарита принимает постриг под именем сестры Маргариты де ла Крус в клариссинском монастыре Дескальсас Реалес, основанном её тетей Хуаной Австрийской. В монастыре Дескальсас Реалес Маргарита провела всю свою жизнь, скончалась 5 июля 1633 года и там же была похоронена. Маргарита Австрийская пережила всех своих братьев и сестер. Литература: Constantin Wurzbach. Biographisches Lexikon des Kaisertums Österreich, Vienna, 1861, Vol. VII, p. 14 (онлайн версия )

 (699x562, 136Kb)
1585
Хендрик Аверкамп (Hendrick Avercamp, прозвище - Немой из Кампена, De Stomme van Campen)
нидерландский художник, мастер зимнего пейзажа. Родился в Амстердаме Вскоре семья вернулась в Кампен (провинция Оверэйссел), где его отец содержал аптеку. С материнской стороны Аверкамп был внуком ученого Петра Мероутануса. Вероятно, на основе свойственной от природы глухоты Аверкамп никогда не смог научиться правильно говорить. Он получил от своей матери уроки письма и рисования, и мог в дальнейшем выражать свои чувства в рисунках. С двенадцати лет Хендрик Аверкамп был отдан в ученики к бедному учителю рисования, ученичество продолжалось недолго, так как мастер стал жертвой эпидемии чумы. Примерно в возрасте восемнадцати лет Аверкамп переселился в Амстердам, где стал обучатся живописи у датского художника Питера Изаксца. Также в ранних работах Аверкамп заметно влияние фламандской школы, в частности, пейзажиста Гилисса ван Конинкслоо. В 1614 Аверкамп вернулся в свой маленький провинциальный городок Кампен, где и остался проживать и работать вплоть до своей смерти. Умер в Кампене 15 мая 1634. В течение последних лет своей жизни Аверкамп обучал живописи своего племянника Барента Аверкампа, который впоследствии также стал живописцем преимущественно зимних городских и сельских ландшафтов. Становление реалистического направления в голландском искусстве 17 века раньше всего проявилось в пейзажной живописи. Одним из первых к изображению родной природы обратился художник Аверкамп. Среди излюбленных мотивов Аверкампа — изображение зимних пейзажей. Художник достиг высокого мастерства в передаче голубовато-серебристой поверхности застывших каналов, влажной и морозной атмосферы воздуха (“Катание на коньках”, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Развлечения на льду”, Маурицхёйс, Гаага). Ранние ландшафты живописца Хендрика Аверкампа довольно любопытны своеобразным и интересным свойством перемещающихся из картины в картину забавных персонажей, видимо, приятелей фламандского художника. С 1614 по 1634 год Хендрик Аверкамп создал множество зимних пейзажей и жанровых сцен. Картины, написанные художником Аверкампом, очень занимательны, пестры и оживлённы, и пользовались большой популярностью в бюргерской среде и среди простых горожан. Поэтому Аверкамп мог достаточно успешно продавать многие из своих картин, акварелей и рисунков. Типичные картины художника Аверкампа имеют высокий и далекий горизонт и показывают множество прилежных и занятных людей, причем, как правило, живописец в своих картинах искусно прятал несколько забавных историй и анекдотов. Характерная особенность Аверкампа — это привнесение в пейзажи жанровых мотивов. Он населяет свои виды множеством фигурок, которые не просто их оживляют, но вносят определенное сюжетное начало. В картине «Катание на коньках» Аверкамп знакомит зрителя с одной из примечательных сторон голландского быта: замерзшие зимние каналы становятся для горожан местом излюбленных зимних развлечений. Здесь катаются на коньках, возят на санках детей, гоняют клюшкой мяч, перевозят грузы. Дети и взрослые, нарядно одетые дамы и господа, горожане в скромной одежде — всех их можно увидеть на льду голландского канала. Оставляя передний план картины свободным, Аверкамп фиксирует конкретные приметы местности — стены и башни крепости, характерный изгиб залива, мачты судов. Как все последующие голландские художники, Аверкамп любил писать небо, почти всегда затянутое облаками, пасмурное, занимающее обычно почти половину всего полотна. Скромная, неяркая по краскам природа, своеобразная жизнь людей — такой предстает перед нами Голландия в картинах Аверкампа. Он писал их в небольших, камерных размерах для уютных интерьеров горожан. Вероятно, Аверкамп рисовал картины в своей мастерской при помощи эскизов и набросков, которые он выполнял зимой на природе. Пристрастие художника к зимним сценам возможно объясняется его детскими и юношескими увлечениями, когда он вместе с родителями частенько занимался катанием на коньках. Последняя четверть 16-ого столетия, во время которого родился и провел детство Аверкамп, считается одним из самых холодных климатических периодов в истории Нидерландов, так называемым маленьким ледниковым периодом. В настоящее время множество картин Хендрика Аверкампа хранятся в частных собраниях. Значительная коллекция картин художника находится в замке Виндзор в Англии.

Johann_PhilippSaAlt (620x700, 521Kb)
1597
Иоганн Филипп Саксен-Альтенбургский (немецкое имя - Johann Philipp von Sachsen-Altenburg)
первый представитель старшей ветви герцогов Саксен-Альтенбургских. Родился в Торгау. Иоганн Филипп был старшим из выживших сыновей саксен-веймарского герцога Фридриха Вильгельма I и Анны Марии Пфальц-Нойбургской. Фридрих Вильгельм умер в 1602 году, и опекуном его детей (и новым герцогом Саксен-Веймарским) стал его младший брат Иоганн. В следующем, 1603 году, маленький Иоганн Филипп потребовал своё наследство. Иоганн отказался отдать ему герцогство, но стороны договорились о разделе владений: Иоганн оставил себе территорию с Веймаром, а сыновья Фридриха Вильгельма получили Саксен-Альтенбург. Так как Иоганн Филипп был ещё слишком мал, то регентство над ним стал осуществлять саксонский курфюрст Кристиан II, а после его смерти — его младший брат и новый курфюрст Иоганн Георг I. В 1618 году Иоганн Филипп был объявлен совершеннолетним и приступил к управлению герцогством, а также стал опекуном младших братьев. Братья стали его соправителями, однако двое из них вскоре умерли, не оставив детей. Формальным соправителем остался Фридрих Вильгельм II, но фактически Иоганн Филипп удерживал в своих руках всю полноту власти до самой смерти. После основания в 1617 году «Плодоносного общества» Иоганн Филипп стал одним из его активных членов. Во время Тридцатилетней войны Иоганн Филипп, как и прочие представители его семьи, воевал на стороне протестантов, служил под началом Ганса Георга фон Арним-Бойценбурга, участвовал в Брейтенфельдском сражении. В 1638 году умер бездетным Иоганн Эрнст Саксен-Эйзенахский, из-за чего пресеклась Саксен-Эйзенахская линия Веттинов. Было решено разделить её земли между Саксен-Веймаром и Саксен-Альтенбургом, и по договорённости с Вильгельмом Саксен-Веймарским Саксен-Альтенбургу перешли Кобург, Бад-Родах, Рёмхильд, Хильдбургхаузен и Нойштадт-Кобург (оформлен раздел был уже после смерти Иоганна Филиппа). 25 октября 1618 года Иоганн Филипп женился в Альтенбурге на Елизавете Брауншвейг-Вольфенбюттельской, дочери герцога Генриха Юлия Брауншвейг-Вольфенбюттельского. У них родилась единственная дочь: Елизавета София Саксен-Альтенбургская (10 октября 1619 — 20 декабря 1680), вышла замуж за Эрнста I Саксен-Готского.Перед своей смертью Иоганн Филипп изъявил желание, чтобы в том случае, если полностью пресечётся мужская линия семьи, линия, идущая от его дочери стала основной наследницей Саксен-Альтенбургской ветви. Это впоследствии привело к спору между Саксен-Готской и Саксен-Веймарской линиями. Умер в Альтенбурге 1 апреля 1639 года. Похоронен в братской церкви в Альтенбурге.

Govaert_Flinck_Self_Portrait (540x700, 350Kb)
1615
Говерт Флинк (нидерландское имя - Govert ( Govaert) Teuniszoon Flinck)
голландский живописец, известен как портретист, мастер исторической картины, один из художников Золотого века голландской живописи. Родился в Клеве (Северный Рейн-Вестфалия). Поначалу был отдан отцом в подмастерья к портному, но тайно имел страсть к живописи, поэтому был послан в Леуварден, в обучение к художнику Ламберту Якобсу, писавшему полотна исторического жанра, более известному как пастор меннонитов. Там Флинк познакомился с Якобом Баккером и другими молодыми художниками — учениками Ламберта Якобсона, их объединяла общая страсть к живописи. Среди соседей Ламберта Якобсона был бургомистр, адвокат и учёный Ромбертус ван Эйленбург, отец Саскии, будущей жены Рембрандта. В 1633 Флинк вместе с Якобом Баккером едет в Амстердам, где поступил в мастерскую Рембрандта. Немецкий художник и историк искусств Иоахим ван Зандрарт, который посетил Голландию в 1637, признал Флинка одним из лучших учеников Рембрандта. Связи Флинка с Клеве становились весьма важными. Он был приглашён курфюрстом Бранденбурга Фридрихом Вильгельмом I на церемонию бракосочетания с Луизой-Генриеттой Оранской, дочерью штатгальтера Фридриха Генриха. Так же он получил покровительство Иоганна Мориса, принца Нассау-Зигенского, который стал штатгальтером Клеве в 1649 году. Став в 1652 году гражданином Амстердама, Флинк в 1656 году женился на Софи ван дер Ховен, дочери одного из директоров Голландской Ост-Индской компании. Флинк стал известным в высших слоях общества, дружен с поэтом Вонделом и казначеем Уитенбогардом. В его доме, украшенном античными статуям и с богатой коллекцией гравюр, он часто принимал штатгальтера Иоганна Мориса, принца Нассау-Зигенского. Флинк умер в Амстердаме 2 февраля 1660 года. Самыми ранними из дошедших до нас подлинных работ Флинка являются «Пастушка», написанная в 1636 году, которая хранится сейчас в Музее герцога Антона-Ульриха в Брауншвейге и картина «Пастушок», которая предположительно считается портретом Рембрандта. Работа хранится в музее Амстердама. Первый период творчества Флинка считается самым лучшим. Он пишет портреты, этюды голов, создаёт религиозные композиции. В 1638 написана знаменитая работа «Исаак благословляет Иакова», которая хранится в музее Амстердама. Все эти картины написаны в лучших традициях школы Рембрандта. Много лет Флинк постигает мастерство Рембрандта, следуя его стилю и приёмам во всех работах, созданных между 1636 и 1648 годами. Он становится модным портретистом. Известный портрет Грасвинкеля и его жены, написанный в 1646 году, хранится в Роттердаме, в Музее Бойманса-ван Бёнингена, портрет девочки находится в Музее изящных искусств в Нанте, ещё один девичий портрет 1640 года хранится в гаагском Маурицхёйс, там же находится и портрет Менахема бен Исраэля, амстердамского издателя, друга и соседа Рембрандта, с подделанной когда-то подписью Рембрандта. Портрет юноши, написанный в 1640 году находится в Бирмингеме, в Институте искусств Барбера. Картину Флинка «Чёрный стрелок», которая хранится в Лондонском собрании Уоллеса, до 1913 года приписывали Рембрандту. В религиозных композициях Флинк так же продолжает традиции Рембрандта. «Жертвоприношение Авраама», 1636 год, (Мюнхен, Старая пинакотека) написано под впечатлением картины Рембрандта на эту же тему, появившейся годом ранее. «Благовестие пастухам», написанное в 1639, украшает стены Лувра. Так же на Флинка оказал влияние своей светской и декоративной манерой ван дер Гельст. В этом плане Флинк близок таким неверным ученикам Рембрандта, как Якоб Баккер, Фердинанд Боль, Ян Викторс, Ян Ливенс, Гербранд ван ден Экхаут. Совершенствуясь в жанре исторических полотен, Флинк изучает мастерство Рубенса и других представителей итало-фламандской барочной исторической живописи. Два прекрасных групповых портрета — четырёх гражданский охранников и двенадцати мушкетёров с их капитаном и лейтенантом находятся в мэрии Амстердама. Но лучшее произведение в этом стиле — это холст огромного размера, на котором изображено заключение Мюнстерского мирного договора с 19-ю фигурами в полный человеческий рост. Флинк пишет много крупных аллегорических картин в торжественно-барочной манере — «Рождение Вильгельма Генриха Брандербургского» (Потсдам, Дворец Сан-Суси), «Смерть штатгальтера Фридриха Генриха Оранского» (аллегорический портрет его вдовы Амалии Сольмс-Браунфельсской), 1654 год (Государственный музей (Амстердам)). Лучшими произведениями Флинка в этом жанре считаются гигантские картины «Маний Курий Дентат предпочёл репу золоту» (1656) и «Молитва Соломона» (1658), написанные для новой амстердамской ратуши (ныне — Королевский дворец), где находятся и сейчас. В 1659 Флинк получил заказ на исполнение 12 исторических полотен с героями от Самсона и Давида до Мания Курия Дентата и Горация Коклеса, а также с изображением битв батавов и римлян для амстердамской Ратуши. Но в 1660 живописец умирает, исполнив только наброски к четырём композициям. Одна из этих композиций за 48 гульденов была завершенна Юргеном Овенсом в 1662 и заменила отвергнутую картину Рембрандта «Заговор Юлия Цивилиса». Остальные картины были написаны Якобом Баккером, Фердинандом Болем, Якобом Йордансом, Яном Ливенсом и самим Рембрандтом. Галерея: Портрет Маргариты Тульп, 1655; Рембрандт в образе пастушка с флейтой.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку