-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109179
Комментариев: 6801
Написано: 117651


9 декабря родились...

Суббота, 09 Декабря 2017 г. 09:41 + в цитатник
Arzruni_Andreas (590x700, 95Kb)
1847
Андреас (Андрей) Еремеевич Арцруни (армянское имя - Անդրեաս Երեմիայի Արծրունի)
выдающийся русский минералог, один из основателей геохимии. Родился в Москве. Брат Григория Арцруни. Арцруни Андрей Еремеевич происходит из знатного армянского рода Арцруни, игравшего довольно крупную политическую роль в Армении и в Византии. Его отцом был генерал-майор Кавказской армии Арцруни Еремия Георгеевич. В детстве Арцруни воспитывался в Германии. В 1863 году окончил курс в Тифлисской гимназии. Слушал лекции в Санкт-Петербургском и Дерптском университетах, в последнем окончил курс, после чего закончил своё образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Арцруни был сперва ассистентом при минералогических кафедрах в Берлине, Бреславле и Страсбурге, затем приват-доцентом в Бреславле. В 1883 году получил звание профессора минералогии Бреславского университета, а в 1884 году — профессора минералогии Ахенского университета, кафедру которого Арцруни занимал до самой смерти. Он преподавал в Берлинском, Ахенском и Бреславском университетах. Арцруни состоял почётным членом Санкт-Петербургского минералогического общества и членом-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук. С 1874 года Арцруни почти ежегодно совершал экспедиции в различные места Кавказа, хорошим знатоком которого он был. В 1894 году совершил восхождение на Малый Арарат и впервые исследовал его кратер. Три раза Арцруни переносил свои минералогические и геологические исследования на Урал. Там им исследовано значительное количество русских минералов. По поручению Минералогического общества произвёл геологические исследования в Сысерти и Невьянске. В июле 1897 года, во время пребывания в Златоусте на VII сессии Международного геологического конгресса, побывал на Таганае и ознакомился с минералогическими копями Назминского хребта. Также он побывал в ряде европейских стран, Британской Гвиане, Боливии, Чили, Египете и других странах. В поездках по миру Арцруни изучал не только минералогию и геологию, но и проводил экономические и этнографические исследования. Арцруни была написана масса работ в области геохимии, кристаллохимии, минералогии, петрографии, а также экономики, философии, этнографии и литературы. Его работы были напечатаны в различных немецких и русских научных периодических изданиях. Многие статьи Арцруни были напечатаны в известной армянской газете «Мшак», издававшейся в Тифлисе его братом Григорием Арцруни. Наиболее ценным вкладом в науку является его сочинение «Physikalische Chemie der Krystalle», напечатанное в Брауншвейге в 1893 году. Арцруни описал в данной книге ряды изоморфизма в геохимии, выделив десять важнейших изоморфных рядов элементов. Арцруни основал минералого-геологический отдел Кавказского музея в Тифлисе и Уральское минералогическое общество. Его именем назван минерал арцрунит — двойная соль сульфата свинца и хлорида меди, а также Геммологический центр «Арцрунит», основанный в сентябре 1997 года при кафедре минералогии, петрологии и геохимии факультета геологии Ереванского государственного университета. Умер в городе Гогенгоннеф-на-Рейне 22 сентября 1898 года.

1848
Николай Александрович Панов
священник, краевед. Родился в Риге. Старший из семи детей дьякона рижского кафедрального Петропавловского собора Александра Дмитриевича Панова, бывшего воспитанника Псковской духовной семинарии. В октябре 1855 года отца "за нетрезвость" перевели из Рижской в Псковскую епархию и определили в Старо-Вознесенский монастырь. Там он прослужил дьяконом 12 лет, уступив место мужу старшей дочери, а сам стал письмоводителем Псковской духовной консистории. Николай Панов окончил Псковскую духовную семинарию 3 июля 1870 года и с 26 февраля следующего года 14 лет служил настоятелем древней Николаевской церкви города Острова, располагавшейся на островке реки Великой, давшем название городу. За эти годы было утеплено главное помещение храма, отлиты новые колокола, заменён иконостас, на островке построен жилой дом для причта... В декабре 1883 года его назначили благочинным 1-го округа Островского уезда. Он преподавал Закон Божий в городе и в близлежащих сельских школах. Настоятелем главного храма Острова - Троицкого собора он состоял с 27 февраля 1885 года до 14 декабря 1908 года, когда в 60-летнем возрасте по прошению уволился за штат. В этот период был членом Островского уездного училищного совета, председателем Островского отделения Епархиального училищного совета, депутатом от духовенства в уездном комитете попечительства о народной трезвости... К столетию собора, отмеченному 26 октября 1890 года, храм был обновлён, а на полученном от думы участке Панов устроил первую городскую церковно-приходскую школу. Затем в подгородных деревнях открыл ещё две такие школы, которыми тоже заведовал. В сан протоиерея его возвели 21 июня 1896 года. Мозаичный пол в соборе настелили в 1902 году. Панов участвовал и в благотворительных организациях, был одним из директоров уездного отделения Попечительного комитета о тюрьмах, членом совета Попечительного общества о Доме трудолюбия. Членами Псковского Кирилло-Мефодиевского братства состояли он сам, его жена Евдокия Михайловна и сын Владимир - священник Образской церкви при Казанской женской общине, находившейся напротив Острова, на другом берегу Великой. При общине в 1902 году открылось Казанское общество трезвости, председателем которого был протоиерей Николай Панов, а руководителем - его сын Владимир. Они оба дарили старинные предметы и книги в Псковский церковно-археологический музей. Псковский церковный историко-археологический комитет на заседании 21 июня 1911 года решил издать за свой счёт составленное Пановым "Описание города Острова и его уезда", и "во внимание к высоким научным достоинствам его труда" избрал Николая Александровича почётным членом Комитета. Рукопись оказалась большой, и её напечатали двумя частями. В первой половине 1912 года типография Псковского губернского земства выпустила "Летопись Троицкого собора города Острова Псковской губернии. (Материалы к истории собора)", а в 1913 году островская типография А.И.Фуфаевой издала "Летопись города Острова и его уезда Псковской губернии. (Материалы к истории города Острова и его уезда)". В марте 2004 года по заказу Администрации Островского района областная типография репринтным способом переиздала обе книги под одной обложкой и с биографией автора, открыв тем самым серию "Псковская историческая библиотека". Послереволюционную судьбу семьи Пановых установить не удалось.

 (468x698, 94Kb)
1848
Джоэль Чандлер Харрис (Joel Chandler Harris)
американский журналист, писатель, фольклорист, автор «Сказок дядюшки Римуса». Харрис родился в городе Итонтон штата Джорджия. Его мать, ирландская эмигрантка, покинула округ Ричмонд, чтобы с гражданским мужем поселиться в Итонтоне – родном городе ее бабушки по матери. Однако отец Харриса, чье происхождение неизвестно, покинул жену вскоре после рождения сына. Джоэль был назван в честь врача матери, доктора Джоэля Брэнема. Чандлером звали дядюшку матери. Всю свою жизнь Харрис старался не упоминать о том, что он незаконнорожденный. Знаменитый врач-терапевт Эндрю Рейд поселил семью в небольшом доме недалеко от его особняка. Чтобы обеспечить себя и сына, Мэри Харрис работала швеей и помогала соседям в саду. Она очень любила читать и с детства заложила в сына любовь к языку и книгам. «Желание писать – выражать свои мысли – выросло со мной с той поры, когда я слушал, как мать читала мне «Векфильдского священника». Когда пришло время отдавать мальчика в школу, Эндрю Рейд вновь выручил одинокую мать, оплатив его образование. В 1856 году Джо Харрис поступил в Академию Кейт Дэвидсон для мальчиков и девочек, а через несколько месяцев перешел в Академию Итонтон для мальчиков. Один из его преподавателей вспоминал его феноменальную память и способности к письму. Он буквально поглощал газеты и прочитал все книги, какие имелись или которые он мог достать. Однокурсники помнили его, как низкорослого, рыжеволосого, веснушчатого мальчугана с грубоватым чувством юмора, постоянно практиковавшего его в бесконечных колких шуточках. По сути, все его шуточки и выходки были той маской, которая скрывала стеснительность Джо по поводу рыжих волос, ирландских предков и незаконного рождения, и позволяла создать репутацию среди старших сверстников. В марте 1862 года Джозеф Эдисон Тёрнер, владелец плантации, которая находилась в девяти милях на северо-восток от Итонтона, нанял 16-летнего Джо работать за питание, одежду и проживание «мальчиком на посылках» для его газеты «The Countryman». Четырехлетнее пребывание и работа в Тёрнволде (1862-1866) положили основание писательской деятельности Харриса. Как Бенжамин Франклин столетие назад и как его современники Марк Твен и Уолт Уитмен, Харрис учился писательству, набирая тексты газетных статей. Первые свои строки он написал под руководством Тёрнера, который давал ему советы и продолжал его гуманитарное образование, рекомендуя книги для прочтения из собственной библиотеки. Он поощрял наброски Харриса, которые отличались творческим подходом и критическим взглядом. Харрис опубликовал для «The Countryman» не менее 30 стихотворений и обзоров, а также многочисленные юмористические заметки в рубрике «Деревенский насмешник» (The Countryman’s Devil). У рабов Тёрнволда и на кухне Харрис тоже имел хорошую репутацию. Там он слушал истории про животных, которые рассказывали чернокожие дядюшка Джордж Террел, старик Харберт и тетушка Крисси. Эти рабы стали прототипами дядюшки Римуса, матушки Мидоус и других героев афро-американских сказок про животных, которые Харрис начал писать лишь десятилетие спустя. Художественная автобиография Харриса «На плантации», 1892 (On the Plantation) отражает влияние Тёрнволда на его дальнейшую творческую карьеру. Люди, которых он встретил там, истории, которые он услышал, литературная чуткость, которая начала в нем просыпаться и вся жизнь Джорджии того времени отразились в его работах. В 1864 году союзная армия Севера и Юга под предводительством генерала Уильяма Шермана, которая продвигалась по направлению к морю, напала на Тёрнволд, грабя и забирая все ценное, в том числе лошадей и скот. На соседних плантациях разрушения имели еще более печальные последствия. 8 мая 1866 года Тёрнер вынужден был приостановить работы на плантации. Харрису к тому времени уже было 20, и он активно печатался в газетах. Он понял, что писательство это его призвание. После короткого визита в Итонтон, в том же 1866 году Харрис устроился наборщиком в «Macon Telegraph» в сорока милях южнее города. Но спустя некоторое время Харрис обнаружил, что писать лишь в качестве журналиста не удовлетворяет его растущим литературным амбициям. После кратковременной службы в качестве личного секретаря Уильяма Эвелина и издателя «New Orleans Crescent Monthly», Харрис получил должность редактора «Monroe Advertiser» в Форсайте, сорок миль на юго-запад от Итонтона. В эти годы он наслаждался работой (1867-1870). К тому же, владельцем газеты был Джеймс П. Харрисон, который также работал на Тёрнера и поэтому знал Харриса. Наброски Харриса о сельской жизни Джорджии и ее жителях, обзоры книг, каламбуры и юмористические заметки много раз перепечатывались в газетах и снискали ему славу по всему штату. Осенью 1870 ему предложили должность помощника издателя в широко известной газете «Savannah Morning News». В Саванне Харрис вновь погрузился в юмористические истории Джорджии. Юмористические заметки Харриса в рубрике «Жизнь Джорджии» (Affairs of Georgia) для «Morning News» перепечатывались газетами по всему штату. Также для «Morning News» он писал передовицы о нарушенных моральных принципах и хитрых политиках, статьи открывали человеческую и демократическую философию, которую автор поддерживал в течение своей жизни и профессиональной карьеры. В Саванне он влюбился в франкоканадку Эстер Ла-Роуз. Ее отец был капитаном парохода, который курсировал между берегами Джорджии и Флориды, а в Атланту она приехала на отдых. В апреле 1873 года Джоэль и Эстер поженились. В 1876 году, когда в Саванне началась эпидемия желтой лихорадки, семья Харриса, в которой уже было двое детей, переехала в Атланту. В сентябре 1876 главный редактор газеты «Atlanta Constitution» Эван Хоувелл и его помощник Генри Грейди предложили Харрису работу, тем более что они уже перепечатывали его заметки в газете. Вскоре Харрис тоже стал помощником редактора, а позже был признан одним из главных хроникеров страны запечатлевших развитие американского юга. Темы, которые Харрис затрагивал в передовицах газеты «Constitution» - общественные, политические, литературные, он начал развивать еще в Форсайте и Саванне, а продолжил их (прямо и косвенно) в своих народных сказках и художественных произведениях. Когда его попросили заменить временно отсутствующего писателя-фольклориста Сэма Смола, Харрис придумал обаятельного чернокожего по имени дядюшка Римус, который любил позабавить народ юмористическими историями и заметками о суетливой жизни послевоенной Атланты. Вдруг статья об афро-американском фольклоре, прочитанная Харрисом в журнале «Lippincott's», которая включала в себя историю о Кролике и смоляном чучелке, напомнила ему истории о хитром Братце Кролике, услышанные им на плантации Тёрнволд. Теперь дядюшка Римус начал рассказывать старые сказки рабов, их присказки и песни, а газеты всей страны жадно перепечатывали легенды и сказки о сельской жизни. Вскоре Харрис набрал достаточно материала для выпуска книги. «Дядюшка Римус, его песни и сказки» (Uncle Remus: His Songs and His Sayings) вышла в ноябре 1880 года. В течение четырех месяцев было продано 10 000 экземпляров, и книга быстро переиздавалась. Харрис написал 185 сказок. Следующие пятнадцать лет Харрис вел двойную профессиональную жизнь: он был одним из двух помощников главного редактора самой известной газеты юго-запада Америки, а также он был писателем – плодовитым, преданным и целеустремленным воссоздателем народных сказаний, автором юмористических, художественных и детских книг. В течение своей жизни Харрис выпустил 35 книг, а также тысячи статей за 24 года работы в газете «Constitution». Самым популярным сборником наравне с его первой книгой «Дядюшка Римус, его песни и сказки» является сборник «Вечера с дядюшкой Римусом: мифы и легенды старой плантации», 1883 (Nights with Uncle Remus: Myths and Legends of the Old Plantation). Этот сборник включает 71 сказку, рассказанные разными чернокожими, в том числе и дядюшкой Римусом. В течение жизни Харрис издал еще пять сборников сказок дядюшки Римуса, самый завершенный из которых издан в 1905 году под названием «Новые истории старой плантации» (Told by Uncle Remus: New Stories of the Old Plantation). В этом сборнике нестареющий дядюшка Римус рассказывает свои аллегоричные сказки сыну того маленького мальчика, который слушал его первые истории. Этого болезненного, городского «слишком тихого» ребенка мисс Салли (его бабушка) послала к дядюшке Римусу, дабы он научил, как быть настоящим борцом в этом сложном, конкурентном и порой хищническом мире. Еще три незаконченные и меньшие по объему сборника сказок дядюшки Римуса появились после смерти Харриса. Сказки дядюшки Римуса сделали Харриса известным не только в его стране, но и по всему миру. Профессиональные фольклористы восхваляли его работу по популяризации фольклора чернокожих. В 1888 году Джоэль Харрис вместе с Марком Твеном стал почетным членом Американского Общества Фольклора. Твен был настолько впечатлен способностью Харриса воссоздавать диалектную речь, что в 1882 году предложил ему участвовать в создании площадок для сценического чтения в Новом Орлеане, Луизиане и других штатах. Однако, стесняясь своего заикания, Харрис вынужден был отклонить это выгодное предложение. Тогда будущий автор Гекльберри Финна взял у Харриса некоторые его материалы с собой и позднее объявил, что история про смоляное чучелко пользовалась огромной популярностью на сценическом чтении. Харрис дал толчок творчеству таких известных писателей как Редьярд Киплинг, Зора Нил Харстон, Уильям Фолкнер, Фленнери О’ Коннор, Ральф Эллисон и Тони Моррисон. А вот землячка Харриса, писательница из Итонтона, Элис Уокер в эссе под названием «Дядюшка Римус мне не друг» (Uncle Remus, No Friend of Mine) заявляет: Харрис «украл добрую долю моего наследства». Кроме того, идиллические отношения между старым негром-рабом и мальчиком из семьи плантатора, которому он рассказывает свои сказки, объявляются некоторыми авторами попыткой оправдать рабство. В то же время историк и публицист Джулиус Лестер, опубликовавший в 1999 году собственную переработку «Сказок дядюшки Римуса», отдаёт Харрису должное как одному из пионеров литературной записи негритянского фольклора южных штатов, много сделавшему для того, чтобы сохранить местный диалект для истории культуры. На русском языке «Сказки дядюшки Римуса» были впервые опубликованы в 1936 году в пересказе Михаила Гершензона и с тех пор множество раз переиздавались. Джоэль Харрис был писателем довольно амбициозным, несмотря на то, что в публичных высказываниях называл себя «посредственным писателем». До переезда в Атланту в течение 20 лет он писал литературные обзоры, а свою первую работу в художественном стиле – довольно нескладную эпизодическую любовную историю «Роквильский романс» (The Romance of Rockville) - он серийно опубликовал в «Constitution» в 1878 году. Теперь Харрис решил серьезно взяться за написание художественных произведений и оттачивал свое мастерство, выпустив семь сборников коротких рассказов (в дополнении к сказкам дядюшки Римуса) и три новеллы. С помощью малой прозы Харрис освещал такие наболевшие темы как расовые конфликты, классовость и различие полов, показывая светлые и темные стороны жизни американского юга. Первый сборник рассказов «Минго и другие черно-белые зарисовки» (Mingo and Other Sketches in Black and White) Харрис опубликовал в 1884 году. За ним последовали «Свободный Джо и другие зарисовки из жизни Джорджии», 1887 (Free Joe and Other Georgian Sketches), «Балаам и его хозяин, и другие заметки и рассказы», 1891 (Balaam and His Master and Other Sketches and Stories) и серия рассказов «Хроники тетушки Минервы Энн», 1889 (The Chronicles of Aunt Minervy Ann), где широко представлена жизнь простых людей Юга во времена рабства и Реконструкции. Среди лучших рассказов о Джорджии - «Свободный Джо и остальной мир», рассказ об освобожденном рабе, над которым насмехаются чернокожие и презирают белые бедняки, в котором включено множество малых историй; «Минго» - очерк о предрассудках и предвзятом отношении среди белых американцев, принадлежащих к простому народу и высшему обществу; «В доме у Тига Поти» - рассказ о контрабандисте, который повлиял на содержание «Гекльберри Финна» и на несколько рассказов из серии о Минерве Энн, отличающихся своей энергичностью и притягательностью повествования. Из позднего творчества – небольшая история «Рождение политика и другие истории» (1902) об «авторе-призраке» - писателе и составителе речей, который приносит в жертву свою славу ради славы политика. Сборники сказок дядюшки Римуса – это не только сказки для детей, но и литература для взрослых, так как, по словам многочисленных исследователей творчества Харриса, истории о хитром Братце Кролике содержат множество уровней. Но Харрис все-таки написал шесть сборников исключительно детских рассказов: «Маленький мистер Тимблфингер и необычная страна», 1894 (Little Mr. Thimblefinger and His Queer Country), его продолжение «Мистер Кролик дома», 1895 (Mr. Rabbit at Home), «История Аарона», 1896 (The Story of Aaron), его продолжение «Аарон в диком лесу», 1897 (Aaron in the Wildwoods), а также «Истории с плантации», 1899 (Plantation Pageants), «Уолли Вандерум и его машина сказок», 1903 (Wally Wanderoon and His Story-Telling Machine). Правдоподобные и обворожительные животные Харриса буквально перевернули представление о детской малой прозе. Кролик Питер Беатрис Поттер, дядюшка Виггли Ховарда Гариса, Винни Пух Алана Милна и все многочисленные братцы кролики телевидения и кино – все выросли из вымышленных героев Джоэля Харриса, которых он научил говорить и вести себя «так же как народ». В годы работы в качестве журналиста, Джо Харрис активно продвигал тему расовой терпимости, а также право афро-американцев на образование, право голоса и равенство. Автор статей постоянно обличал южных американцев в расизме, осуждал самосуд и подчеркивал важность образования для афро-американцев, часто в своих статьях цитируя работу американского социолога и борца за гражданские права чернокожих В.Е.Б.Дюбуа. Например, в 1883 году на первой странице «New York Sun» вышла статья под названием «Образованный негр страшнее обученной собаки», на что «Atlanta Constitution» ответила репликой: «Если образование чернокожих не является главной проблемой сегодняшнего дня, нагнетающей обстановку на юге, то завтра нас ждет деморализация и политический кризис всей страны». Последовательные в содержании передовицы Харриса часто были написаны в патерналистском тоне. Он изобличал несоблюдение прав частной собственности и «непонимание», а также религиозную и расовую нетерпимость. Харрис верил, что когда-нибудь белые жители американского юга будут опекать и покровительствовать черным согражданам, а не использовать их в качестве бесплатной рабочей силы». Харрис заметил, что самые сенсационные статьи «Atlanta Constitution» рассматривают тему расовых разбирательств, причем наиболее популярный материал касался дела Сэма Хоуса, афро-американского работника фермы, который подвергся самосуду с пытками в качестве наказания. В 1900 году Харрис уволился за газеты, не выдержав косых взглядов южан по поводу его иконоборческих статей за права чернокожих и устав от журналистской гонки и бесконечного «перемывания косточек». В 1904 году Харрис написал четыре статьи для «Saturday Evening Post» о проблеме расовых отношений на юге, которые подчеркнули его усиливающиеся патерналистские взгляды. Б.Т.Вашингтон писал ему по поводу этих статей, что «прошло много времени с тех пор, как я читал какие-либо публикации, столь поддерживающие меня в этом деле. Я позволю себе включить несколько Ваших высказываний в мою речь, которую я собираюсь произнести на день рождения Линкольна в Нью-Йорке». В дополнении к публикации последних сборников сказок дядюшки Римуса, детских книг и художественной литературы для взрослых, Харрис основал «Журнал дядюшки Римуса» (Uncle Remus's Magazine), был в почести у президента Теодора Рузвельта в Атланте и Белом Доме, а также стал членом Американской Академии искусств и литературы. Джоэль Харрис скончался 3 июля 1908 года от острого нефрита и был похоронен на западном кладбище в Атланте. Дом Харриса в Атланте, так называемое «гнездо Рена» (англ. Wren’s Nest), выполненный в викторианском стиле, был восстановлен и с 1913 года стал музеем дядюшки Римуса. Другой такой музей в Итонтоне состоит из двух тесаных хижин середины века, в каких жили рабы, где собраны некоторые вещи Харриса и диорама сцен из народных сказок. Долгое время научное сообщество игнорировало наследие Харриса из-за «необычного» героя дядюшки Римуса, использования диалекта и плантации как места действия. Книги Харриса оказали огромное влияние на творчество многих авторов, как в Америке, так и за ее пределами, хотя не избежали и критики. И в XX-м и в XXI-м веке многие критики обвиняли Харриса в присвоении афро-американской культуры. В 2000 году Харрис был размещен в Зале славы писателей Джорджии. Избранные произведения: Дядюшка Римус: его песни и сказки (Uncle Remus: His Songs and His Sayings), 1880; Вечера с дядюшкой Римусом (Nights with Uncle Remus), 1883; Минго и другие черно-белые зарисовки (Mingo and Other Sketches in Black and White), 1884; Свободный Джо и другие зарисовки из жизни Джорджии (Free Joe and Other Georgian Sketches), 1887; Daddy Jake, The Runaway: And Short Stories Told After Dark, 1889; Joel Chandler Harris' Life of Henry W. Grady, 1890; Balaam and His Master and Other Sketches and Stories, 1891; На плантации (On the Plantation: A Story of a Georgia Boy's Adventures During the War), 1892; Дядюшка Римус и его друзья (Uncle Remus and His Friends), 1892; Little Mr. Thimblefinger and his Queer Country, 1894; Mr. Rabbit at Home, 1895; Сестра Джейн (Sister Jane: Her Friends and Acquaintances), 1896; The Story of Aaron, 1896; Aaron in the Wildwoods, 1897; Tales of the Home Folks in Peace and War, 1898; Хроника тетушки Минервы Энн (The Chronicles of Aunt Minervy Ann), 1899; Plantation Pageants, 1899; On the Wings of Occasions, 1900; Габриэль Толливер (Gabriel Tolliver), 1902; The Making of a Statesman and Other Stories (1902); Wally Wanderoon and His Story-Telling Machine (1903); A Little Union Scout (1904); The Tar-Baby and Other Rhymes of Uncle Remus (1904); Told By Uncle Remus: New Stories of the Old Plantation (1905); Uncle Remus and Brer Rabbit (1907); Shadow Between His Shoulder Blades (1909); Uncle Remus and the Little Boy (1910); Uncle Remus Returns (1918); Seven Tales of Uncle Remus (1948).

vagner (466x699, 87Kb)
1849
Егор Егорович Вагнер
русский химик-органик. Дедом Егора Егоровича Вагнера был Август Вагнер, фармацевт из Восточной Пруссии. В поисках счастья молодой Август отправился в далекую Россию, в город Казань, где он открыл собственную аптеку. Дела его шли хорошо, чему в немалой мере способствовали высокая квалификация и личное обаяние. Спустя несколько лет работы Август стал состоятельным человеком и женился на местной девушке из немецкой семьи. Брак был счастливым, но недолгим – Август Вагнер скоропостижно скончался, оставив жене сына Егора и дочь Марию. Вдова вышла замуж за аптекаря Бахмана. Он тепло относился к осиротевшим детям и заменил им родного отца. Когда маленький Егор Августович подрос, его отдали в гимназию. Учился он прилежно и радовал родных своими успехами. Высшее образование юноша получил в Казанском университете, избрав своей специальностью юридические науки. Всю жизнь Егор Августович Вагнер состоял на государственной службе – сначала работал в удельном, а затем в акцизном ведомстве. По служебным делам ему постоянно приходилось разъезжать по всей стране. Оседлый образ жизни он стал вести, только когда ему предложили постоянную работу в Казани. Егор Августович, как и его отец, обладал даром привлекать к себе людей. Умный, добрый, обаятельный – таким он остался в воспоминаниях друзей и знакомых. Вскоре после окончания университета Егор Августович женился на Александре Михайловне Львовой – дочери директора Казанской гимназии. Александра Михайловна отличалась особой душевной теплотой, увлекалась музыкой и театральным искусством. Обладая приятным голосом, она пела на семейных праздниках и участвовала в домашних спектаклях. В молодой семье Вагнеров родился сын – будущий ученый, названный в честь отца Егором. Не прошло и года после рождения мальчика, как его мать скончалась от чахотки. Поскольку отец маленького Егора все время был в разъездах, о мальчике заботились дедушка и бабушка. Они души не чаяли в своем внуке, хотя живой, веселый и бойкий мальчуган доставлял им немало хлопот. От матери Егор унаследовал артистические наклонности – любил выразительно читать стихотворения знаменитых поэтов, в особенности Пушкина и Лермонтова. Тем временем Егор Августович вернулся в Казань на постоянное жительство и женился во второй раз. Он хотел забрать сына к себе, но тот отказался, так как был мало знаком с отцом и хотел остаться с теми, кто его воспитывал и кого он хорошо знал и любил. Егор Августович был человеком рассудительным, он понял, как болезненно будет переживать мальчик расставание с бабушкой и дедушкой, и согласился, чтобы сын и дальше жил в семье Бахманов. Когда скончался старый аптекарь Бахман, Егора отправили в частный пансион, находившийся вблизи города Вендена в Лифляндской губернии (территория нынешней Латвии). Пансион представлял собой закрытое учебное заведение со строго регламентированным режимом и жесткой дисциплиной. Для Егора Вагнера, привыкшего к неограниченной свободе и полной самостоятельности, переход к жизни в новых условиях протекал довольно болезненно, и на первых порах нередко случались конфликты. Учился мальчик весьма прилежно, учителя лестно отзывались о его способностях и постоянно отмечали как одного из лучших учеников пансиона. Однако он так и не смог полностью свыкнуться со строгими распорядками пансиона, и зимой 1865 года, за год до окончания курса, шестнадцатилетний Егор Вагнер бежал из пансиона домой к отцу. Денег едва хватило добраться до Нижнего Новгорода, и остаток пути до Казани Егору пришлось проделать пешком вместе с обозом, который двигался вдоль Волги. Егор Августович встретил сына без слова укоризны и лишь пошутил: «Ну, брат, ты совершенный Ломоносов, только наоборот: тот бежал с обозом к учению, а ты - от учения». Вернувшись домой, Егор стал усиленно готовиться к поступлению в Казанский университет, и через два года, в июне 1867-го он прошел вступительные испытания на юридический факультет. На выбор будущей специальности большое влияние оказал отец, однако Егор и сам интересовался юриспруденцией. В 60-х годах в России была проведена реформа судопроизводства, и поэтому карьера юриста представлялась ему весьма привлекательной. Все свободное от занятий время студент Вагнер посвящал театру. Он играл во всех студенческих постановках и не пропускал ни одной премьеры на большой сцене. Проявляя несомненное актерское дарование, Вагнер приобрел большую известность в кругу почитателей театра. На третьем году обучения Егор Вагнер охладел к юридическим наукам и подал прошение о переводе на первый курс разряда естественных наук на физико-математическом факультете. Из всех естественных наук более всего его привлекала химия, и в этом не было ничего удивительного – Казанский университет славился высоким качеством преподавания химии, казанская химическая научная школа, созданная Н.Н.Зининым и А.М.Бутлеровым, получила мировое признание. Лекции по химии читал ученик А.М.Бутлерова – совсем молодой и очень талантливый профессор А.М.Зайцев. Именно под его влиянием Егор Вагнер окончательно решил посвятить себя химии, которая по его собственным словам «приводила его в необыкновенный восторг» и «потрясала до глубины души». В то время работы А.М.Зайцева были посвящены экспериментальному обоснованию важнейших положений теории химического строения А.М.Бутлерова. Одним из направлений исследований являлся синтез изомерных спиртов, которые были предсказаны теорией химического строения. Именно к этим работам был привлечен студент Вагнер. Совмещая академическую учебу и плодотворную работу в области органического синтеза под руководством А.М.Зайцева, Вагнер закончил обучение в мае 1874-го года, успешно сдав государственные экзамены. По результатам экзаменов он был рекомендован руководством факультета к получению кандидатской степени после предоставления диссертации. Диссертация на тему «Синтез диэтилкарбинола, нового изомера амильного алкоголя» была защищена Вагнером осенью 1874-го года и получила положительную оценку рецензентов. Получив степень кандидата естественных наук, той же осенью двадцатипятилетний Егор Егорович по представлению А.М.Зайцева был оставлен при Казанском университете для приготовления к профессорскому званию. В конце 1874-го года в «Журнале Русского химического общества и физического общества» вышла большая статья Е.Е.Вагнера и А.М.Зайцева о новом синтетическом методе получения вторичных спиртов на примере диэтилкарбинола, заключавшемся в действии йодистого этила и металлического цинка на этиловый эфир муравьиной кислоты. Это открытие получило достойную оценку химического сообщества и вошло в историю как реакция Вагнера — Зайцева. В августе 1875-го года по рекомендации Зайцева Вагнер был командирован в Санкт-Петербургский университет, чтобы продолжить работу по синтезу вторичных спиртов в лаборатории А.М.Бутлерова. Кроме того, молодой ученый неоднократно выступал на заседаниях Русского Химического общества, где собирались важнейшие представители отечественной химии. Сообщения о его работах вызывали неизменный интерес, обусловленный и новизной идей, и важными результатами, и незаурядными ораторскими способностями самого Вагнера. Поэтому, когда срок командировки подошел к концу и Егору Вагнеру нужно было возвращаться в Казань, профессор Н.А.Меншуткин, бывший в то время одним из ведущих химиков в Санкт-Петербургском университете, предложил ему должность лаборанта в своей лаборатории аналитической химии. Так началась педагогическая деятельность Егора Егоровича Вагнера, которая продолжалась с неизменным успехом 25 лет – вплоть до его смерти в 1903-м году. Егор Егорович мечтал разработать общий способ получения вторичных спиртов действием различных цинкалкилов на альдегиды разных гомологических рядов. В ходе этих исследований был составлен ряд химической активности альдегидов (исходя из скорости их взаимодействия с цинкэтилом). Результаты работы Вагнера в Санкт-Петербургском университете составили первый раздел его магистерской диссертации. Кроме того, именно в Санкт-Петербурге, в лабораториях Бутлерова и Меншуткина, произошло его становление как ученого и педагога. В 1881-м году Егор Егорович Вагнер покинул Санкт-Петербургский университет и отправился в Новоалександрию (Люблинская губерния), чтобы занять должность доцента на кафедре лесной и сельскохозяйственной технологии в Ново-Александрийском институте сельского хозяйства и лесоводства. Несмотря на низкий уровень преподавания и довольно напряженную обстановку в университете, Егор Егорович не падал духом, даже если приходилось читать лекции в почти пустой аудитории. Он сумел заслужить уважение и студентов, и коллег-преподавателей, и в немалой мере способствовал улучшению учебно-методической работы. В Ново-Александрийском институте осуществилось то, к чему так сильно стремился Вагнер. Впервые он располагал собственной научной лабораторией, впервые у него появились собственные ученики, выполняющие под его руководством задуманные им исследования. Закончив разработку общего метода синтеза вторичных спиртов, Вагнер поставил перед собой задачу изучить закономерности окисления кетонов. В частности, он уточнил правило окисления кетонов, предложенное А.Н.Поповым в 1868-1872 гг.: «Окисление несимметричных ациклических кетонов осуществляется с разрывом углеродной цепи по обе стороны от карбонильной группы, что приводит в общем случае к образованию смеси четырёх кислот». Экспериментальным путем Вагнер доказал, что продукты реакции главным образом зависят от размера радикалов, их строения, а также от природы окислителя и температуры. К декабрю 1884-го года работа была завершена, и Вагнер защитил магистерскую диссертацию по теме «Синтез вторичных спиртов и их окисление». Она состояла из двух частей, в первую вошли наработки, сделанные в Санкт-Петербурге, а во второй подробно рассматривались исследования, проведенные в Ново-Александрийском институте. Обе части в виде статей были опубликованы в ««Журнале Русского физико-химического общества» и заслужили высокой оценки членов общества. Спустя месяц после защиты Егор Егорович Вагнер был утвержден в должности профессора Ново-Александрийского института на кафедре общей и аналитической химии. В 1886-м году в Варшавском университете освободилась вакансия на кафедре технической химии, и, последовав советам друзей, Вагнер подал ходатайство о переводе его в Варшаву. В результате он был назначен профессором на кафедру общей химии при физико-математическом факультете в Варшавском университете и должен был читать два курса лекции - по органической технической химии, с чем он блестяще справлялся. Кроме того, Вагнеру полностью принадлежит заслуга по организации практических занятий по химии в университете. Он сам с нуля оборудовал несколько лабораторий для занятий со студентами. Сразу же после начала работы в университете Егор Егорович приступил к научным исследованиям, избрав своей задачей изучение окисления непредельных органических соединений разных классов с целью определения их структуры. Окисление он проводил, используя свой собственный метод – с помощью слабого раствора перманганата калия в щелочной среде. Метод этот получил в литературе название «окисление по Вагнеру» или «перманганатная проба». Проба считается положительной, если раствор перманганата быстро обесцвечивается в кислой среде или буреет в щелочной и нейтральной. Перманганатная проба является надежным свидетельством наличия кратных связей в химическом соединении. Осенью 1888-го года была опубликована монография Егора Егоровича Вагнера «К реакции окисления непредельных углеродистых соединений», представлявшая собой его докторскую диссертацию, и 28-го ноября Совет Санкт-Петербургского университета утвердил Е.Е.Вагнера в степени доктора химии. В Варшаве Вагнер активно занимался популяризацией науки: его стараниями при Варшавском университете было открыто Общество естествоиспытателей, кроме того, он часто ездил в командировки и на научные съезды, привлекая к научной работе новых практикантов. Примечательно, что среди сотрудников его лаборатории было две женщины - С.Бушмакина и М.Идзьковская. Это был первый случай допущения женщин к научной работе в химической лаборатории в Варшавском университете. Егор Егорович подбирал учеников по одному единственному признаку – склонности к научным исследованиям и способности самозабвенно работать. Постепенно вокруг него сплотился коллектив подлинных энтузиастов, воодушевленных творческими замыслами своего учителя. В 1890-х годах в лабораториях Варшавского университета широким фронтом развернулись исследования терпенов с целью пролить свет на их сложную структуру. Эфирные масла и камфора были известны людям с древних времен. В первой половине XIX века из эфирных масел были выделены многочисленные изомерные углеводороды с общей формулой С10Н16, названные терпенами. Установить структуру этих соединений пытались многие известные химики того времени, но задача была непростой ввиду склонности терпенов к перегруппировкам, взаимным переходам и полимеризации. Применив к соединениям этого ряда свой способ окисления раствором перманганата калия, Вагнер с учениками доказали наличие кратных связей в этих соединениях. Последовательно окисляя терпены до конечных продуктов – различных циклических кислот, им удалось определить структурные формулы следующих терпенов: моноциклические: пинол, собрерол, α-терпинеол, терпин, лимонен, карвон; бициклические: пинен, карон, камфен, борнилен и их производные. Особого внимания заслуживает открытая Вагнером в 1899-м году камфеновая перегруппировка первого рода («перегруппировка Вагнера-Меервейна»). С докладами по изучению терпенов Вагнер выступал на различных конференциях: в 1897-м году в г.Брауншвейге на 69-м съезде немецких естествоиспытателей и врачей; в 1898-м году в Киеве на X съезде русских естествоиспытателей и врачей, где он был выбран председателем секции химии и дискутировал с профессорами В.Н.Ипатьевым, И.А.Каблуковым и Н.Д.Зелинским. Многие ученики Вагнера защитили свои кандидатские диссертации, а его авторитет в Варшавском университете ещё более укрепился, когда в 1899-м году Русское физико-химическое общество присудило ему высшую награду, которая ещё никому не присуждалась, - большую премию имени А.М. Бутлерова «за выдающееся научное значение работ и плодотворную педагогическую деятельность». В 1899-м году Вагнеру была предложена должность декана химического факультета Варшавского политехнического института. Егор Егорович успешно вел организационные дела и преподавал сразу в двух учебных заведениях. Так осуществилась его заветная мечта – им была создана великолепная, прекрасно оборудованная лаборатория, была создана научная школа, его школа, способная на большие дела. В 1874-м году, ещё будучи студентом Казанского университета, Егор Егорович познакомился с Верой Александровной Бархатовой, дочерью казанского общественного деятеля. Вера Александровна получила прекрасное образование, она была увлечена театром, живописью, блестяще знала русскую литературу и читала в подлинниках произведения европейских классиков. Это была жизнерадостная, сердечная, доброжелательная девушка, и встречи с ней стали для молодого Вагнера такой же потребностью, как и научная работа. Вскоре они поженились. Вера Александровна поехала в Санкт-Петербург вместе с мужем. Семейная пара знакомилась с достопримечательностями столицы и регулярно посещала художественные выставки. В Санкт-Петербурге у Вагнеров родились два сына, внесших в семейную жизнь новые радости и новые заботы. Егор Егорович был отличным семьянином. Жена и дети играли в его жизни большую роль. Его интересовала каждая мелочь в жизни его детей, а если кто-то из ребят заболевал, Егор Егорович просто не находил себе места от беспокойства. Прошло пять лет Санкт-Петербургской жизни, и в 1880-м году на Егора Егоровича обрушился страшный удар – умерла от чахотки Вера Александровна. Потеряв любимую жену и верного друга, Вагнер был близок к самоубийству, спасла его лишь моральная поддержка его тётки Марии Августовны, сестры отца, поспешно приехавшей в Санкт-Петербург. После смерти жены все свободное время Егор Егорович посвящал работе. В Варшаве Егор Егорович Вагнер вторично женился на Александре Афанасьевне Афанасьевой. От этого брака родилось двое детей – сын и дочь. Членом семьи Вагнеров все это время была и Мария Августовна, которая вернулась в Казань лишь в глубокой старости. Вместе с ней из Варшавы уехали и два сына Егора Егоровича от первого брака, по примеру отца они поступили в Казанский университет и специализировались по химии у А.М.Зайцева. Позже, один из них, Е.Е.Вагнер – младший, продолжил научные исследования в лаборатории отца в Варшаве. Осенью 1903-года самочувствие Е.Е.Вагнера стало резко ухудшаться. Его донимали сильные боли в желудке и общая слабость. После врачебного обследования у больного обнаружили раковую опухоль, требующую немедленного хирургического вмешательства. 12 ноября Вагнера оперировали, но опухоль оказалась таких больших размеров, что удалить ее не представлялось возможным. К середине следующего дня больной стал слабеть, и 14 ноября 1903 года Егора Егоровича Вагнера не стало. Он скончался на руках родных, оставаясь в полном сознании до самой смерти. Его смерть стала истинной утратой для всего научного сообщества России.

Emma Abbott (383x700, 171Kb)
1850
Эмма Абботт (Emma Abbott)
американская певица (сопрано) и импресарио. Родилась в Чикаго. Она училась в Нью-Йорке, Милане и Париже. Её оперный дебют состоялся в Лондоне в 1876 году, но контракт был расторгнут, когда она отказалась петь Травиату на том основании, что это было безнравственно. В Нью-Йорке дебют состоялся в следующем году, но был подвергнут критике за интерполяции гимны в операх. Она создала собственную компанию оперы в 1878 году и много сделала для популяризации оперы и оперетты в США. Умерла в Солт-Лейк-Сити 5 января 1891 года.

Ernst_Brenner (525x700, 213Kb)
1856
Эрнст Бреннер (немецкое имя - Ernst Brenner)
швейцарский политик, президент. Родился в городе Базель, Швейцария. Эрнст Бреннер изучал право в университетах Базеля, Мюнхена и Лейпцига. После получения диплома с 1879 по 1884 год работал в юридической фирме своего дяди. В 1881 году избран в Большой совет полукантона Базель-Штадт. В 1884 году, когда ему было 27 лет, вошёл в правительство Базель-Штадта, где возглавлял департаменты юстиции (1884—1896) и образования (1896—1897). В качестве начальника департамента юстиции, он полностью реорганизовал Базельскую судебную систему (1885). Он был также главой кантонального правительства в 1887—1888 и 1894—1895 годах. В 1887 году Бреннер избран в Национальный совет. В 1896 году стал председателем Радикально-демократической партии. 4 июня 1894 — 4 июня 1895 — президент Национального совета парламента Швейцарии. 25 марта 1897 — 11 марта 1911 — член Федерального совета Швейцарии. 1897 — 31 декабря 1900 — начальник департамента (министр) юстиции и полиции. 1 января — 31 декабря 1900 — вице-президент Швейцарии. 1 января — 31 декабря 1901 — президент Швейцарии, начальник политического департамента. 1 января 1902 — 31 декабря 1907 — начальник департамента юстиции и полиции. 1 января — 31 декабря 1907 — вице-президент Швейцарии. 1 января — 31 декабря 1908 — президент Швейцарии, начальник политического департамента. 1 января 1908 — 11 марта 1911 — начальник департамента юстиции и полиции. Зимой 1911 года Бреннер лечился на Лазурном Берегу от сахарного диабета и болезни почек. Там же и умер в городке Ментона от инсульта 11 марта 1911 года.

1856
Йиржи Хоцолоус (Jiří Chocolous)
чехословацкий шахматный композитор. Умер в Праге 3 сентября 1930 года.

Georgios_Drosinis1 (623x700, 92Kb)
1859
Георгиос Дросинис (греческое имя - Γεώργιος Δροσίνης)
греческий поэт и прозаик. Родился в Афинах. С 1926 действительный член Афинской академии. Лирика Дросиниса собрана в сборниках стихов "Паутины" (1880), "Сомкнутые ресницы" (1918), "Искры в пепле" (1940) и др. Дросинис писал о любви и дружбе, оставил образцы пейзажной и гражданской поэзии, содержавшей призывы к освобождению от турецкого ига. В прозе Дросиниса выделяются "Рассказы села и города" (1904) и роман "Эрси" (1922). Дросинис утверждал бытовой и психологический реализм в новогреческой литературе, обращался к народному языку. Умер в Афинах 3 ноября 1951 года. Литература: Δροσίνης, Γεώργιος. Amaryllis. E.M. Edmonds, tr. London: T. Fisher Unwin, 1891. 163 p; Δροσίνης, Γεώργιος. The Herb of Love. Eliz. M. Edmonds, tr. London: T. Fisher Unwin; New York: Tait, Sons and Company, 1892. 223 p; Stories from Fairyland by George Drosines and The Cup of Tears and Other Tales by Aristotle Kourtidos. Translated from the Greek by Mrs. Edmonds. The Children's Library, Vol. 3. London: T.Fisher Unwin, 1892. 153 p.

Karel Kovařovic (574x700, 214Kb)
1862
Карел Коваржовиц (чешское имя - Karel Kovařovic)
чешский композитор, оперный и симфонический дирижер. Родился в Праге. Музыке учился у 3.Фибиха. Окончил Пражскую консерваторию. В 1879-1885 годах играл на арфе в оркестре драматического театра в Праге. В 1886-1888 годах выступал в концертах, аккомпанируя скрипачу Ф.Ондржичеку (гастролировал также в России); позднее работал дирижером в чешских оперных театрах. В 1900-1920 - дирижер и художественный руководитель оперной труппы пражского Национального театра. Коваржовиц воспитал здесь выдающихся исполнителей (Б.Бенони, В.Климент Р.Матурови и др.), создал сценический ансамбль певцов, замечательный оперный оркестр, популяризировал произведения Сметаны, Дворжака, Фибиха, Моцарта, Вагнера, Римского-Корсакова и др. Коваржовиц является автором опер и одного из первых чешских национальных балетов "Гашиш" (1884). Увлечение французской лирической оперой сказалось в первых комедийных операх Коваржовиц "Женихи" (1884, Пражский Национальный театр), "Путь через окно" на французский текст (1886, там же), "Ночь Шимона и Юды" (1892, там же). В 1900 Коваржовиц написал оперу «На старой белильне» (на сюжет повести Б.Немцовой "Бабушка"), которая долгое время сохранялась в репертуаре Национального театра. Выдающимся явлением чешской музыки была постановка в 1898 в Национальном театре оперы Коваржовица "Псоглавцы" по сюжету одноимённого романа классика чешской литературы А.Ирасека. В начале 1900-х годов Коваржовиц прекратил свою композиторскую деятельность. Среди сочинений: 5 опер, в том числе «Псоглавцы» (1897), «На старой белильне» (1900); 4 балета, в том числе «Гашиш» (постановка 1884); 4 мелодрамы» вокально-симфонические произведения, увертюры, народные танцы и другие оркестровые произведения; 3 струнных квартета, фортепьянные и другие инструментальные пьесы; песни, обработка народных песен; театральная музыка. Умер в Праге 6 декабря 1920 года. Литература: Nejedly Z., Dejiny opery Narodniho divadla, dl I, II, Praha, 1949 (Sehr. spisy, sv. XXVIII-XXIX); Vzpominane K. Kovarovice, Praha, 1940; Teichman J., Pestavy ceskeho divadla a hudby, 2 wyd., Praha, 1941, страницы 205-215.

Грінченко_Б2 (481x700, 108Kb)
1863
Борис Дмитриевич Гринченко (украинское имя - Борис Дмитрович Грінченко)
украинский писатель, учёный, переводчик, общественный и политический деятель. Автор первого фундаментального «Словаря украинского языка» (1907—1909, Киев), многих учебников. Один из организаторов общества «Просвіта» («Просвещение»), активно боролся за право преподавать украинский язык в школах. Литературные псевдонимы: Василь Чайченко, Л.Яворенко, П.Вартовий, Б.Вільховий. Борис Гринченко родился на Харьковщине в хуторе Ольховый Яр, в семье помещика. В 1874 году Гринченко поступил в Харьковскую реальную школу. В 1879 исключен за чтение запрещенной украинской литературы. Закончил экстерном Харьковский университет, получив специальность «народного учителя». С 1881 года работал учителем в Сумском уезде, затем служил в земстве в Чернигове, а потом в Киеве. В 1883 году на курсах учителей в Змиёве он познакомился с молодой учительницей Марией Николаевной Гладилиной, которая впоследствии, в 1884 году стала его женой. В 1887 году молодые супруги Гринченко приехали в село Алексеевка Екатеринославской губернии (сейчас Луганская область Украины) для работы в народной школе известной харьковской общественной деятельницы — Х.Д.Алчевской. 30 апреля 1888 года был подвергнут задержанию жандармами «за вольнодумство». В 1893 уехал из Алексеевки и отказался участвовать в праздновании 30-летия педагогической деятельности своей покровительницы Х.Алчевской. В 1895—1899 годах работая делопроизводителем в Чернигове, редактировал три тома «Этнографических материалов». Затем по приглашению редакции «Киевской старины» переехал в Киев. В 1900 году издал справочную книгу — «Каталог Музея украинских древностей В.В.Тарновского». Много лет работал над 4-томным словарем украинского языка (последний том вышел в Киеве в 1909 году), удостоенном премии Российской Академии Наук. Последние годы жизни Гринченко прошли на юге Италии, куда он уехал с женой после смерти дочери и внука. Скончался в городе Оспедалетти (Италия) 6 мая 1910 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище. Б.Гринченко — активист зарождающегося украинского национально-освободительного движения. Летом 1891 (по некоторым данным, в 1892 году) вместе с В.Боровиком, И.Липой и Н.Михновским основал националистическое «Братство Тарасовцев», первую организацию, провозгласившей своей целью создание независимой (самостийной) Украины. С 1904 — один из лидеров созданной Украинской демократической партии. Осенью 1904 — организатор и руководитель Украинской радикальной партии, которая в декабре 1905 вместе с УДП объединилась в Украинскую демократическо-радикальную партию. Жена — Гринченко (Загирня) Мария Николаевна (Мария Николаевна Гладилина) — украинская писательница. Дочь — Анастасия Борисовна Гринченко (1884—1907) — также писательница, рано скончавшаяся от чахотки, быстро развившейся после ареста по делу «Крестьянского союза» в 1905 г., А.Б.Гринченко дала ряд переводов: «Приключения Гека Финна» М.Твена, «Огни Ивановой ночи» Зудермана, «Гедда Габлер» Ибсена и др. В 1988 в селе Алексеевка Луганской области создан единственный на Украине народный музей и установлен памятник Б.Д.Гринченко. В последние годы установлены мемориальные доски в Киеве, Харькове, Львове, а также на Луганщине и Сумщине, в местах связанных с именем писателя. Его имя присвоено одной из улиц в центре Киева и ряду школ и библиотек, а произведения вошли в школьные программы. Во Львове на здании НТШ установлена мемориальная таблица Б.Д.Гринченко. На Украине учреждена литературная премия имени Бориса Гринченко (за вклад в развитие украинской литературы). Имя Гринченко носит Киевский университет имени Бориса Гринченко (бывший Киевский городской педагогический институт).
Гринченко_Борис (525x700, 346Kb)
Мемориальная таблица Б.Д.Гринче́нко на здании Научного общества имени Т.Шевченко (Львов).
«Словарь украинского языка» Б.Д.Гринченко (тома 1−4, 1907−1909) был отмечен премией Санкт-Петербургской Академии Наук (1906). Произведения: Батько і дочка; Без хліба; Брат на брата; Весняні сонети;Дев’яте січня; Дзвінок; К работе; Доколе?; Экзамен; Каторжная; Куры и ласточка; Олеся; Панко;Посмотри; Приходит время; Под тихими вербами; Сам себе господин; Среди тёмной ночи; Грустные картины; Сорока; Украла; Я люблю те тучи пасмурные; Украина.

 (488x699, 74Kb)
1867
Николай Матвеевич Кижнер
советский химик-органик, почетный член Академии Наук СССР (с 1934). Родился в Москве. Окончил Московский университет (1890). Работал там же, в 1901-1913 гг. - профессор Томского технологического института, в 1914-1917 гг. - Народного университета имени А.Л.Шанявского в Москве, с 1918 г. - научный руководитель Научно-исследовательского института «Анилтреста» в Москве. Основные научные исследования посвящены органическому синтезу и изучению свойств открытых им органических соединений. Показал (1894), что при гидрогенизации бензола йодистоводородной кислотой получается не «гексагидробензол Вредена», как полагали прежде, а метилциклопентан. Это наблюдение стало экспериментальным доказательством изомеризации циклов с уменьшением кольца. Открыл (1900) алифатические диазо-соединения. Разработал способ получения органических производных гидразина. Открыл (1910) реакцию каталитического разложения гидразонов с восстановлением карбонильной группы альдегидов или кетонов в метиленовую группу, являющуюся методом синтеза индивидуальных углеводородов высокой чистоты (реакция Кижнера - Вольфа). Эта реакция дает возможность выяснить структуру различных сложных соединений, например стеринов, гормонов, политерпенов. Применив метод каталитического разложения к пиразолиновым основаниям, открыл (1912) универсальный способ синтеза углеводородов циклопропанового ряда, в том числе бициклических терпенов с трехчленным кольцом типа карана (реакция Кижнера). Внес существенный вклад в химию синтетических красителей и в создание советской анилинокрасочной промышленности. Методы получения органических красителей, разработанные Кижнером (1918—1935), во многом способствовали развитию советской анилинокрасочной промышленности.Труды Кижнера отмечены Русским физико- обществом двумя премиями имени А.М.Бутлерова. Скончался в Москве 28 ноября 1935 года. Сочинения: Исследования в области органической химии, Москва — Ленинград, 1937 (имеются биографический очерк и список трудов).

Ξενόπουλος (511x700, 166Kb)
1867
Грегориус Ксенопулос (греческое имя - Γρηγόριος Ξενόπουλος)
греческий писатель, драматург, театральный и литературный критик, действительный член Греческой Академии Наук (1931). Родился в Константинополе. Сын коммерсанта. Получил образование в Афинском университете. Автор романа "Маргарита Стефа" (1906) и драм, отражающих социальные конфликты греческой провинции. Особое место в прозе К. занимает трилогия — "Богатые и бедные"(1926),"Честные и бесчестные" (1925), "Счастливые и несчастливые" (1927), рисующая широкое полотно греческой жизни начала 20 в. Ксенопулос заложил основы детской литературы и критической мысли в Греции. Популяризировал Л.Н.Толстого, перевел на греческий язык повесть М.Горького "Варенька Олесова". Национальная премия Греческой Академии Наук (1922). Умер в Афинах 14 января 1951 года. Сочинения: Hápanta, t. 1—7, Athēnai, 1958—1962; в русском переводе — Пьесы, (вступительная статья Д.Спатиса), Москва, 1962. Литература: Kordátos G., Historía tēs neoellēnikēs logotechnías, t. , Athēnai, 1962; «Neá Hestía», Grēgórios Xenópulos, Athēnai, 1951.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку