-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108837
Комментариев: 6801
Написано: 117309


16 июля родились...

Воскресенье, 16 Июля 2017 г. 06:16 + в цитатник
JohnKayBorn1704 (567x700, 86Kb)
1704
Джон Кей (John Kay)
английский изобретатель, пионер промышленной революции XVIII века. По профессии суконщик. Джон Кей родился в многодетной семье фермера недалеко от города Бэри в графстве Ланкашир. В юные годы был отдан в обучение к бердовщику из Бэри. Судя по всему, обучение давалось ему легко, так как через несколько лет юноша предложил новый вид берд с металлическими зубьями вместо роговых, деревянных или камышовых. Металлические берда были известны как берда Кея, хотя тот не патентовал их, возможно, недооценивая значение своего изобретения. В девятнадцать лет он начал работу в собственной мастерской, а в двадцать шесть лет — получил первый патент на конструкцию «новой машины для изготовления, сучения и кручения мохера и камвольной шерсти, а также для кручения нитей, годных для использования изготовителями пуговиц, портными и всеми другими, работающими со ссученным мохером и камвольной шерстью и кручеными нитями». В патенте нет рисунков и описание весьма кратко, так что сейчас трудно судить о том, что это была за машина. Через три года Кей запатентовал свой «летающий челнок» или, как называли его в России, «челнок-самолет». В патентном описании говорится, что предметом изобретения является «вновь изобретенный челнок для лучшего ткачества широких тканей, ... шерстяных или льняных». По краям батана были сделаны челночные коробки с гонками, связанными веревкой с рукояткой, которую ткач дергал попеременно влево и вправо. Челнок для улучшения скольжения по склизу батана был оснащен роликами. Позднее изобретатель дополнил свое предложение неподвижной установкой шпули в челноке и осевым сматыванием пряжи. Кей организовал компанию для продажи челноков, предлагая их для широких шерстоткацких станков, на которых вместо двух ткачей теперь мог работать один. Во время демонстраций работы челнока он заметил один не достаток, присущий всем челнокам того времени. При полете челнока нить выходила из отверстия в центральной части боковой стенки, при этом шпулька вращалась. При таком способе сматывания нити размер шпулек был ограничен, из-за инерции натяжение уточной нити имело резкие скачки. Эти недостатки стали еще очевиднее при увеличении скорости полета челнока, что достигалось изобретением Кея. Кей предложил сматывать нить с уточной шпули в осевом направлении, закрепив шпулю неподвижно. Теперь изобретение Кея включало две идеи: челнок на роликах и его пробрасывание через зев с помощью специальных приспособлений и неподвижную установку шпули в челноке. Однако качество шерстяной пряжи ручного изготовления было низким, она была непрочной и часто рвалась. Владелец мануфактуры имел прямую выгоду, сократив число ткачей, но оставшимся приходилось работать в два раза интенсивнее, что, естественно, вызывало их недовольство С одной стороны, Кею не удавалось получить с фабрикантов отчисления за использование своего изобретения, а с другой — ткачи были настроены открыто враждебно по отношению к нему. В результате в 1747 году из-за тяжелого финансового положения изобретатель переехал во Францию, но и там встретился с теми же трудностями. Несколько раз Кей возвращался в Англию с надеждой получить премию за свои изобретения от парламента, но все его усилия были тщетны. В 1753 году толпа, узнав о приезде изобретателя, ворвалась в его дом в Бэри, разрушив все, что там было. Два друга с большим трудом тайком вывели Кея из дома. Это событие отражено в картине, висящей в настоящее время в зале городской ратуши Бэри. Всякий раз после неудачных приездов в Англию Кей возвращался во Францию. В 1764 году его сын Роберт прислал письмо в Лондонское общество искусств и промышленности, испрашивая премию для своего отца за изобретение «летающего челнока». Рукой самого Кея в письме было написано следующее: «У меня есть еще изобретения, кроме тех, которые я опубликовал. Единственная причина, по которой я не обнародовал их, — это плохое обращение, которому я подвергся в Англии со стороны ткачей. Тогда я апеллировал к парламенту, но тот не помог мне в моих делах, и мне пришлось уехать за границу зарабатывать деньги для того, чтобы оплатить мои долги и кормить свою семью». Ответа долго не было, но, наконец, он пришел: «Общество не знает ни одного человека, который понимал бы, как использовать эти челноки». Можно представить себе обиду изобретателя. Кея часто описывают как человека сильной воли, но, безусловно, неудачи наложили отпечаток на его характер. Он подозрительно относился к попыткам французских должностных лиц выяснить что-либо о его изобретениях, часто прерывая переговоры о выплате премий за их использование, отказывался от помощи в распространении изобретений, прерывал переговоры, уезжал в Англию, а затем опять возвращался. Несколько лет в условиях безденежья Кей пытался продолжать эксперименты с текстильными изобретениями. Умер он зимой 1780—1781 годов в крайней бедности. Не сохранилось никаких французских записей о его смерти, могила неизвестна. Такова судьба изобретателя на заре промышленной революции. Лишь сто лет спустя после великого изобретения жители Бэри воздвигли памятник Джону Кею в полный рост и с челноком в руке. А успех был таким близким! Уже в середине века «челнок-самолет» стали применять в Англии при выработке бумазеи — узкой ткани с льняной основой и хлопчатобумажным утком. Здесь основа рвалась гораздо меньше, интенсивность труда ткача оставалась одной и той же. При этом «челнок-самолет» значительно повышал выработку одного ткача, так как двигался с большей скоростью. Среди других текстильных изобретений Кея — усовершенствование зевообразовательных кулачков на лентоткацком станке, машина для разрыхления и очистки шерсти, машина для изготовления полей фетровых шляп, машина для изготовления кардной ленты, сновальный барабан, веретена для прядения тонкой шерсти, прядильная и чесальная машины. По поводу машины для разрыхления и очистки шерсти текстильщики Колчестера обратились с петицией к королю, утверждая, что эта машина, выполняя работу четырех человек, разорит их, и требовали запретить ее использование. В дальнейшем это неприязненное отношение текстильщиков к машинам вылилось в организованное движение «разрушителей машин», в первые массовые выступления рабочих. Среди нетекстильных изобретений Кея — ветряной двигатель для подъема воды из затопленных шахт и печь для высушивания солода. Из сыновей Кея только Роберт стал изобретателем, предложив в 1760 году первый в мире многочелночный механизм с подъемными коробками. Младший сын Джон много времени провел с отцом во Франции. По возвращении в Бэри он был известен как Кей-француз. Совпадение имен отца и сына внесло некоторую путаницу в научно-техническую литературу. Особенно это касалось образования, черт характера, идентификации портретов. Не избежал ошибки даже известный историк ткачества прошлого века А.Барлоу, в книге которого Джон Кей учился за границей, у отца была фабрика в Колчестере. Очевидно, эти сведения относятся к сыну. Умер Джон Кей во Франции около 1779 года.

Marc-rené.de.montalembert (576x700, 445Kb)
1714
Марк Рене де Монталамбёр (Montalembert)
французский военный инженер, теоретик фортификации, дивизионный генерал, член Парижской и Санкт-Петербургской Академии Наук. Родился в Ангулеме. В 1731 поступил на военную службу в драгунский полк, в 1730—1740-х гг. участвовал в войнах за Польское и Австрийское наследство. В 1750 построил на свои средства артиллерийский завод, а позже издал труд, в котором обобщил опыт изготовления пушек из железа. Во время Семилетней войны 1756—1763 командовал бригадой, а в последний период этой войны руководил строительством времеменных укреплений в Анкламе и Штральзунде и создал укреплённый лагерь на острове Олерон, где был комендантом. В 1779 руководил обороной островов Ре и Экс от англичан. Монталамбёр участвовал в 15 кампаниях и 9 осадах. После Великой французской революции был консультантом военного министра Л.Карнра, который высоко оценивал идеи Монталамбёра в области фортификации, изложенные им в труде «Перпендикулярная фортификация» (Париж, 1776 —1793). В своих трудах Монталамбёр решительно выступал против изжившей себя бастионной системы крепостей и выдвинул идею создания крепостных фортов т. н. тенального начертания, в которых изломы оборонительных линий были перпендикулярны, что обеспечивало перекрёстный огонь. Монталамбёр предлагал впереди крепостной ограды возводить одну или две цепи малых фортов. Эта идея нашла своё воплощение в его проекте крепости Шербур и, по мнению Ф.Энгельса, открыла новую эру не только в фортификации, но и способах обороны крепостей и общей стратегии (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения Том 14, страница 346). В 19 в. идеи Монталамбёра получили признание и развитие в фортификационном деле Франции, России и Германии. Умер в Париже 29 марта 1800 года. Литература: Монталамбер, Марк-Рене // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Charles de Rohan, prince de Soubise (455x700, 383Kb)
1715
Шарль де Роган, принц де Субиз (французское имя - Charles de Rohan, prince de Soubise)
французский военачальник и государственный деятель из дома Роганов, маршал Франции (19 октября 1758 года), главнокомандующий французской армией в Европе во время Семилетней войны. Родился в Версале. Был адъютантом Людовика XV во время Второй Силезской войны (1744—1748), по окончании войны произведён в генерал-майоры (французское название - Maréchal de Camp). С 1751 года — губернатор Фландрии. С началом Семилетней войны, командуя 24-х тысячным корпусом, занял Везель, Клеве и Гельдерн и соединился с имперской армией под началом принца Саксен-Гильдбурггаузенского для совместного ведения войны в Саксонии с целью её освобождения от пруссаков. В сентябре 1757 года едва не попал в плен во время неожиданного налёта гусаров Зейдлица на дом, где он обедал. В последнюю минуту ему удалось сбежать. Оба военачальника вслед за тем были наголову разбиты прусским королём Фридрихом II в сражении при Росбахе. Несмотря на разгромное поражение, понесённое им, был оставлен одним из командиров французов на прусском театре войны, а, в следующем году, после совместной с герцогом де Бролье победы в сражении при Лутерберге 10 октября 1758 года, отдавшей в руки французов Гессен, даже получил маршальский жезл и главное командование над французскими войсками. Оставался главнокомандующим до окончания войны, сложившейся для французов не слишком счастливо. Прусский король Фридрих II Великий высказывался о де Субизе следующим образом: «Маршал де Субиз требует, чтобы за ним следовало сто поваров; я же предпочитаю, чтобы передо мною шло сто шпионов». Поддерживаемый фаворитками мадам Помпадур и, сменившей её, мадам Дюбарри, занимал министерские посты в правительстве Людовика XV, сохранив своё влияние и при Людовике XVI. Умер в отеле Субиз (III округ Парижа, Париж, Королевство Франция) 4 июля 1787 года. Со смертью принца род его пресёкся. Сегодня о нём напоминают названия изобретённых им блюд — суп Субиз и соус Субиз.

1717
Игнац Франтишек Платцер Старший (или Игнац Франц Платцер; чешское имя - Ignác František Platzer; немецкое имя - Ignaz Franz Platzer)
чешско-австрийский скульптор и резчик позднего барокко и классицизма. Придворный скульптор австрийских императоров династии Габсбургов. Родился в Пльзене, в семье резчика, выходца из Западной Богемии. Обучался в Венской художественной академии. С 1744 года жил в Праге, женился на вдове резчика, создал собственную мастерскую, которая продолжала успешную работу до XIX века. По приглашению императрицы Марии Терезии создал в 1773 году три статуи для венской летней императорской резиденции — Шёнбрунн и был назначен придворным скульптором. Умер в Праге 27 сентября 1787 года. Похоронен в Праге на Малостранском кладбище. Его сын Игнац Михал (1757—1826) также был скульптором, а Йозеф — художником. Преимущественно работал в стиле барокко и на основе синтеза позднего барокко с чешским и венским классицизмом. В Праге сохранилось достаточно много работ И. Платцера.
Prague_Castle_first_courtyard_1 (700x525, 493Kb)
Чаще всего имя И.Платцера вспоминают в связи с скульптурными группами на знаменитых Воротах Гигантов, которые являются главным входом в Пражский Град, со стороны Градчанской площади (1761—1762).
Избранные работы: Скульптурные украшения на аттике дворца Гольц-Кинских на Староместской площади Праги; Скульптурные украшения архиепископского дворца в Праге; Статуи на Церкви Святого Николая (пражская Мала-Страна); Украшение саркофага императрицы Вильгельмины Брауншвейг-Люнебургской в Императорском склепе венской Капуцинеркирхе. Галерея: Фрагмент скульптуры Борьбы гигантов на Пражском Граде; Орел и амуры на Пражском Граде; Геркулес (Вена, Шёнбрунн); Фрагмент памятника Йозефу Степлингу (1780); Украшения архиепископского дворца в Праге.

Alexandre Julien Savérien (493x700, 321Kb)
1720
Александр Саверьен (французское имя - Alexandre Julien Savérien)
французский писатель. Родился в городе Арль, Франция. Является автором сочинений по вопросам мореплавания («Nouvelle théorie de la manoeuvre des vaisseaux» 1746, «Nouvelle théorie de la mâture», 1747; «L’art de mesurer sur mer le sillage d’un vaisseau», Париж, 1750; «Traité des instruments propres à observer sur mer», Париж, 1752); переведено на русский язык Н.Кургановым, под заглавием: «О точности морского пути, или искусство как измерять на море ход корабля, и т. д.», Санкт-Петербург, 1773).
Histoire critique du calcul des infiniment-petits (548x700, 276Kb)
Histoire critique du calcul des infiniment-petits, 1753.
Позже деятельность Саверьена имела учёно-энциклопедический характер, плодами её были следующие сочинения: «Lettre sur la pesanteur» (Париж, 1752), «Description et usage des globes céleste et terrestre» (Париж, 1752), «Dictionnaire universel de mathématiques et de physique» (Париж, 1752), «Histoire critique du calcul des infiniments petits» (Париж, 1753), «Dictionnaire historique, th é orique et pratique de la marine» (Париж, 1759; новое издание, 1781), «Histoire des philosophes modernes etc.» (Париж, 1760—73), «Progrès de l’esprit humain dans les sciences naturelles et exactes etc.» (Париж, 1766—1778), «Historie des philosophes anciens» (Париж, 1770—1783). Саверьен был писателем поверхностным и часто не обладавшим достаточными сведениями в избранном предмете. Умер в Нантере (Франция) 3 мая 1805 года.

 (551x698, 64Kb)
1722
Жозеф Уилтон (Joseph Wilton)
английский скульптор. Сын Уильяма Уилтона (умер в 1768), штукатура, который основал чрезвычайно выгодное заводское изготовлении орнаментов из папье-машье. Занимался у Лорана Дельво в Nivelles во Фландрии и с 1744 под руководством Жан-Батист Пигаля в Париже. В 1747 году он отправился в Италию, три года спустя, в Риме, он был награжден Бенедиктом XIV юбилейной золотой медалью. В 1751 он был во Флоренции, где он начал получать значительные репутацию за свои копии античных скульптур. Мраморный портрет доктора Антонио Кокки (1755, Лондон, и V) является единственным сохранившимся бюстом работы Уилтона в этот итальянский период. В 1755 году он вернулся в Англию в сопровождении архитектора Вильяма Чамберса, скульптора Б.Капеццуоли (1755-1782) и живописца Джованни Баттиста Киприани. Первоначально он создал свою мастерскую в доме своего отца в Чаринг-Кросс, Лондон. Его бюст Филиппа Стэнхоупа, 4-го графа Честерфилд (1757, Лондон, Британский Музей), показывает продолжающееся влияние античной скульптуры и смелое еще чувствительное моделирование функции, которым он, вероятно, научился у Пигаля. В 1757 он женился на Фрэнсис Лукас, и в течение года родился их первый ребенок. В 1758 году он и Киприани были назначены директорами Ричмонд Хаус Гэллери, коллекции антикварных отливок на Ричмонд Хаус, Лондон, принадлежащих Чарльзу Ленноксу, третьему герцогу Ричмонда и Леннока. Умер в Лондоне 25 ноября 1803 года.

 (699x570, 32Kb)
1723
Джошуа Рейнольдс (Joshua Reynolds)
английский исторический и портретный живописец, представитель английской школы портретной живописи XVIII века. Теоретик искусства. Первый президент Королевской академии художеств, член лондонского королевского общества. Родился в Плимптоне в графстве Девоншир. Отец предназначал его к карьере медика, но рано обнаружившаяся любовь юноши исключительно к искусству и чтение трактатов портретиста Дж.Ричардсона (1665—1745) о живописи определили его настоящее призвание. Поступив в 1741 г. в ученики к портретисту Т.Гудсону, в Лондоне, Рейнольдс занимался под его руководством три года, а затем провел еще три года в Девонпорте и явился снова в Лондон в 1746 г. В 1749 г. он отправился в Италию, где изучал произведения великих мастеров, преимущественно Тициана, Корреджо, Рафаэля и Микеланджело. По возвращении в Лондон, в 1752 г., он вскоре составил себе громкую известность, как необычайно искусный портретист, и занял высокое положение среди английских художников. По инициативе Рейнольдса в Лондоне впервые появились публичные художественные выставки. В 1763 г. он, вместе с Джонсоном, Голдсмитом и др., основал литературное общество, а в 1768 г. был избран в президенты новоучрежденной королевской академии художеств и по этому случаю возведен в дворянское достоинство. В 1784 г. пожаловано ему звание первого королевского ординарного живописца. За год до своей смерти он лишился зрения. Умер Рейнолдс в Лондоне 23 февраля 1792 года. Рейнольдса можно считать родоначальником настоящей английской школы живописи — основателем того отличающего ее направления, которое стремится, главным образом, к глубине тона и к сочности письма и не осталось без влияния на другие новейшие школы, особенно на французскую и английскую.
16 июля 1723 года родился — Джошуа Рейнольдс (700x360, 319Kb)
Рейнольдс был эклектик, умевший в своем творчестве разумно соединять качества нескольких излюбленных им мастеров, одновременно подражавший Тициану, Рубенсу, Рембрандту и Корреджо. Всего лучше удавались ему портреты, замечательные по сходству, выразительности, изящной постановке фигур, умному подбору аксессуаров и смелой, сочной манере письма. Как на главные произведения Рейнольдса в портретном роде следует указать на «Лорда-изгнанника» (в Лондонской национальной галерее), портреты герцога Мальборо с женой и шестью детьми (в Бленгеймской галерее), лорда Гитфильда, виконта Дж.Альтгорна, графини Бют, герцогини Бюкклейх, трагической актрисы Сиддонс, Нелли Обрин, леди Гамильтон, леди Кеппель, автопортрет художника, портреты Китти Фишер, «Страуберийскую девушку» (у маркиза Гертфорда), «Девушку с муфтой», «Мистрис Мейер в виде Гебы» (у барона Ротшильда, в Лондоне), «Маленького Самуэля» (в музее Монпелье) и др. Что касается исторических картин Рейнольдса, то они значительно уступают его портретам; композиция страдает в них принужденностью, недостатком благородства и отсутствием истинной жизни, хотя среди них встречается немало таких, в которых видно мастерство первоклассного живописца, каковы, например, «Смерть кардинала Бофорта» (в Дульвичской коллегии, близ Лондона), «Смерть Уголино и его сыновей», «Амур, развязывающий пояс Венеры» (в лондонской национальной галерее) и некоторые др. В Эрмитаже имеются три картины Рейнольдса: «Младенец Геркулес, удушающий змей» (№ 1391), «Воздержанность Сципиона» (№ 1392) и повторение вышеозначенного «Амура» национальной галереи (№ 1390). Многие из произведений Рейнольдса потеряли первоначальный блеск красок и потрескались вследствие того, что, исполняя их, он пробовал употреблять, вместо масла, другие вещества. Речи, произнесенные им в качестве председателя королевской академии, изданы в Лондоне впервые в 1778 г., потом еще несколько раз (последнее издание 1884 г.; в немецком переводе Лейшинга — «Zur Aesthetik und Technik der bildenden Künste», Лейпциг, 1893). Полное собрание литературных произведений Рейнольдса издано в Лондоне в 1797 и 1835 гг. Литература: Farrington, «Memoires of the life of Sir Joshua Reynolds» (Лондон, 1809); Leslie and Taylor, «Life and times of Reynolds» (2 тома, Лондон, 1864—1865); Collins, «Sir Joshua Reynolds as portrait-painter» (Лондон, 1873); Chesneau, «Joshua Reynolds» (Париж, 1887); Cl.Phillips, «Sir Joshua Reynolds» (Лондон, 1893).

1725
Георг Симон Лёлейн (немецкое имя - Georg Simon Löhlein)
немецкий музыкальный. педагог, скрипач и пианист. Родился в семье органиста и педагога в Нёйштадте, близ города Кобург. Первоначально музыкой занимался с отцом. Был зачислен в прусскую гвардию, совершил несколько военных походов, был ранен. С 1760 обучался музыке в Йене и руководил т. н. академическими концертами. С 1763 - в Лейпциге; участвовал как пианист и скрипач в концертах, которыми руководил И.А.Хиллер. Здесь же организовал систематические ученические концерты (прообраз будущей консерватории). С 1780 капельмейстер в Данциге. Лёлейн - один из выдающихся музыкальных педагогов 18 в. Большое распространение получила его школа игры на клавире, выдержавшая множество изданий («Кlavierschule», части 1-2, 1765-1781). Она пользовалась большой популярностью в России. В 1773 была издана в Москве (часть 1) в русском переводе под названием «Клавикордная школа или Краткое и основательное показание к согласию и мелодии, практическими примерами изъяснённое…». До начала 19 века эта школа была единственным на русском языке методическим пособием по игре на клавишных инструментах. Среди сочинений Лёлейна были популярны сонаты для чембало (около 40). Одним из первых создавал песни на стихотворения И.В.Гёте. Умер в Данциг, ныне Гданьск (Польша) 16 декабря 1781 года.

1727
Шарль Жорж Фенульо де Фальбер-де-Кенже (французское имя - Charles Georges Fenouillot de Falbaire de Quingey)
французский драматург, писатель-энциклопедист, государственный чиновник. Родился в Сален, департамент Сена и Марна. Служил по министерству финансов, впоследствии был генеральным инспектором солеварен Франш-Конте и Лотарингии (до 1787). Увлекшись мнением Мармонтеля, изложенном во Французской поэтике, будто для возрождения трагедии необходимо вывести на сцену не героев древностей, а обыденных людей мещанской среды, Фенульо разработал в форме драмы историю протестанта Жана Фабра (1717-1797), который, приняв на себя наказание, ожидавшее его престарелого отца, добровольно подверг себя каторге на галерах. «L’honnête criminel», драма в стихах, была поставлена в 1768 году на частной сцене герцогини Виллеруа, но запрещена к представлению на публичных сценах Парижа. Содержавшая призыв к религиозной терпимости, она с шумным успехом шла на сценах Бельгии и Нидерландов, Италии и Испании, где её переложил Ховельянос. Её чрезвычайно высоко оценил Вольтер. Драму пожелала увидеть королева Мария-Антуанетта, и в результате Фабр был восстановлен в гражданских правах. В 1790 году драма Фенульо была наконец поставлена на сцене «Théâtre de la République», где роль безвинно осуждённого каторжника исполнил знаменитый Тальма. Действительный герой пьесы, Фабр, неоднократно присутствовал в театре при прославлении подвигов его сыновней любви. Драма выдержала до 1799 года около ста представлений. На волне этого успеха Фенульо был назначен комиссаром правительства при парижском театре Одеон, получил скромную пенсию. Умер в Сент-Менеу (департамент Марна) в разочаровании и забвении 28 октября 1800 года. Другие пьесы Фенульо: комедия в стихах и с музыкой Гретри «Deux avares» (1770), историческая трагедия «Les Jammabos, ou Les moines japonois» (1770), драма «Le fabricant de Londres» (1771), комедии «Sémire et Mélide» (1773, музыка Филидора) и «L’Ecole des moeurs» (1776). Все эти пьесы, равно как мелкие стихотворения и статьи Фенульо, написанные для Энциклопедии по заказу его друга Дени Дидро, вошли в двухтомное собрание сочинений Фенульо (1787). Драмы Фенульо были тут же переведены на немецкий, голландский, шведский, итальянский, испанский, польский языки, переводы не раз переизвавались. Сводные издания: Oeuvres. Vol.1-2. Paris: Duchesne, 1787; Théâtre. Paris: Touquet, 1821.

1733
Луи Жерар (французское имя - Louis Gérard)
французский врач и ботаник. Луи Жерар родился в городе Котиньяк на территории департамента Вар. Он был другом известного философа и государственного деятеля Гийома-Кретьена Мальзерба. Между мартом и октябрём 1761 года вышла книга Луи Жерара Flora gallo-provincialis, в которой автор приводит своё видение классификационной системы растений. Она была во многом схожа с искусственной системой Бернара де Жюссье, предложенной несколькими годами ранее, однако на неё оказали влияние и «естественные отряды» Карла Линнея. К книге прилагалось 19 иллюстраций — гравюр Франсуа-Николя Мартине. В 1796 году Луи Жерар стал членом Института Франции. С 1816 года он был членом Французской академии наук. Луи Жерар скончался в родном городе 10 ноября 1819 года. Письма и образцы растений из переписки Луи Жерара и Карла Линнея хранятся в библиотеке Лондонского Линнеевского общества. Корреспонденция Жерара и Бернара де Жюссье находится в Парижском музее естественной истории. Некоторые научные публикации: Gérard, L. Flora gallo-provincialis, cum iconibus aeneis. — Paris, 1761. — 585 p., 15 pl. Литература: Stafleu, F.A.; Cowan, R.S. Taxonomic Literature. — Ed. 2. — Utrecht, 1976. — Vol. I: A—G. — P. 934. — 1136 p. — ISBN 90-313-0225-2.

Piazzi_1825_ca (556x700, 238Kb)
1746
Джузеппе Пиацци (итальянское имя - Giuseppe Piazzi)
итальянский астроном. Родился в Понте-Валтеллина, Италия. Образование получил в Турине и Риме, где изучал философию и богословие. В 1764 вступил в орден театинцев (Милан). В 1780 направился на Сицилию, чтобы полностью посвятить свою жизнь астрономии и математике, в том же году стал профессором математики в Палермском университете. В 1787—1788 г. ездил в Париж и Лондон для знакомства с работой ведущих европейских обсерваторий, после чего выступил с инициативой создания обсерватории в Палермо, которая была построена на средства герцога Караманико. Строительство обсерватории в Норманнском дворце Палермо было завершено в 1791, Пиацци возглавлял её до конца жизни. В 1817—1826 он одновременно возглавлял обсерваторию в Неаполе. Спроектировал большой полутораметровый вертикальный круг, который был изготовлен в Англии Д.Рамсденом и установлен в Палермской обсерватории. Составил два звёздных каталога, в 1803 — «Praecipuarum stellarum inerantium positiones mediae ineunte seculo XIX», в 1814 — второе издание. Первое издание содержало координаты 6748 звёзд, второе — 7646 звёзд. Сопоставляя данные своих наблюдений с данными Лакайля и Майера, Пиацци определил собственные движения ряда звёзд. Первооткрыватель астероида Цереры. 1 января 1801 открыл новое светило, орбита которого, впервые вычисленная Гауссом, оказалась расположенной между орбитами Марса и Юпитера. Пиацци назвал новую планету Церерой в честь богини плодородия и земледелия — покровительницы Сицилии. В 1803 награждён премией имени Лаланда Парижской Академии наук. Иностранный почётный член Санкт-Петербургской Академии наук (1805). С 1817 г. жил в Неаполе до своей кончины 22 июня 1826 года. В его честь назван астероид № 1000 — Пиацция, а также кратер на Луне. Публикации: Della specula astronomica di Palermo libri quatro (Palermo, 1792); Sull’orologio Italiano e l’Europeo (Palermo, 1798); Della scoperta del nuovo planeta Cerere Ferdinandea (Palermo, 1802); Praecipuarum stellarum inerrantium positiones mediae ineunte seculo 19. ex observationibus habitis in specula Panormitana ab anno 1792 ad annum 1802. (Palermo, 1803); Præcipuarum stellarum inerrantium positiones mediæ ineunte seculo XIX ex obsrvationibus habitis in specula Panormitana ab anno 1792 ad annum 1813. (Palermo, 1814) PDF copie; Codice metrico siculo (Catania, 1812); Lezioni di astronomia (Palermo, 1817) t. 1, t. 2; Ragguaglio del Reale Osservatorio di Napoli eretto sulla collina di Capodimonte (Napoli, 1821). Литература: Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы. Биографический справочник. — Киев: Наукова думка, 1977; Dreyer J.L.E. A history of astronomy from Thales to Kepler. — Cambrige: Dover Publ., 1953; Кларк А., Общедоступная история астрономии в XIX столетии, перевод с английского, Одесса, 1913.

Stanislas Joseph François Xavier Rovère (525x700, 296Kb)
1748
Станислаc Жозеф Франсуа Ксавье Ровер (французское имя - Stanislas Joseph François Xavier Rovère)
французский политический оратор; в истории революции является типом корыстолюбивого, жадного интригана, от которого отказывались одинаково все партии. Фальшивый маркиз. Родился в Бонньё, Франция. Сын богатого трактирщика; получил прекрасное образование. С фальшивым титулом маркиза де Фонтвьеля, сеньора де Ла Рамид (de Fontvielle, seigneur de La Ramide) поступил в гвардейские мушкетёры и выгодно женился, но, ведя расточительный образ жизни, вскоре разорился и был вынужден продать свою должность. В начале революции был противником всяких реформ и стремился быть избранным в генеральные штаты депутатом от дворянства Прованса. Вскоре он изменил свой образ мыслей и в 1791 году действовал в Авиньоне вместе с Журданом (прозванным Coupetête, «рубящий головы»). Будучи избран в конвент, Ровер присоединился к монтаньярам, подал голос за казнь короля, вступил затем в комитет общественной безопасности и с ожесточением преследовал жирондистов. Получив от правительства миссию утвердить власть террора на юге Франции, Ровер с одной стороны превзошёл предписанные ему меры строгости, а с другой — притеснял и республиканцев, за что был отозван. 9 термидора Ровер, вместе с Баррасом, находился во главе войск, выступивших против Робеспьера, и был затем одним из наиболее ярых вождей реакции: в Лионе и Провансе он возбуждал к убийству террористов. Состоял одно время президентом конвента. Принял участие в движении 13 вандемьера и был заключен в тюрьму, но тем не менее выбран в совет старейшин. После 18 фрюктидора был сослан в Гвиану, где и умер 11 сентября 1798 года.

1765
Франц Иванович Деливрон (де-Ливрон), барон Сильвестр
русский моряк, участник русско-шведской войны. Родился в Кадисе. По происхождению швейцарец, сын генерального консула Швейцарии в Испании. По достижении совершеннолетия он, как протестант, был, по распоряжению патеров инквизиции, выслан из Испании и поступил в австрийский флот, где в звании мичмана сделал кампанию в Ост-Индию, а в 1788 г., по приглашению адмирала графа Чернышёва, был принят на русскую службу во флот с чином лейтенанта. Во время войны России со Швецией в 1789—1790 гг. Деливрон участвовал в морских сражениях со шведами между Готландом и Эландом, потом при отражении нападения шведского флота на Ревельском рейде и наконец в Выборгской губе и Финляндских шхерах. В 1805 году он в чине капитан-лейтенанта был назначен командиром 1-й роты в Морской кадетский корпус и командовал фрегатом «Малый» во время учебных плаваний, а в 1818—1826 годах исправлял должность инспектора классов по иностранной словесности. 26 ноября 1816 г. был награждён орденом святого Георгия 4-й степени (№ 3084 по списку Григоровича — Степанова). В 1823 году награждён орденом Святого Владимира 4-й степени. В 1827 году де Ливрон был назначен командиром 2-й бригады ластовых экипажей Балтийского флота и 29 сентября 1829 года произведён в генерал-майоры. Умер 15 марта 1841 года. Имел четырех сыновей. Его сын Карл Францевич Деливрон — генерал-майор флота, офицер-воспитатель Морского кадетского корпуса. Андрей Францевич Деливрон — капитан I ранга, участник кругосветного плавания и русско-турецкой войны 1828—1829 гг. Ветви рода Деливронов живут в Германии, Франции, а также России в Москве и Пензе. Источники: де-Ливрон, Франц Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918; Степанов В.С., Григорович П.И. В память столетнего юбилея императорского Военного ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия. (1769—1869). Санкт-Петербург, 1869

1765
Августин Христиан Ритт
русский художник-миниатюрист, писал также портреты маслом. Родился в Санкт-Петербурге. Сын выходца из Германии, скрипача Придворной певческой капеллы. Посещал петербургскую Императорскую Академию художеств, продолжил обучение сначала в Антверпене у А. Кертемона (1781—1785); затем поступил в Королевскую Академию живописи и скульптуры в Париже, учился у Ф.-А.Венсана (1786—1792 гг.). 24 марта 1792 г. вернулся в Петербурге, где жил и работал до своей кончины. Работал преимущественно в технике миниатюры на кости. Согласно составленному самим художником списку собственных работ, им было создано более семисот портретов своих современников — в основном, представителей русской аристократии, причем первая работа относится к 1782 году. В 1797 года был удостоен звания академика. Умер в Санкт-Петербурге 27 июня 1799 года. Был женат с 1795 года на Шарлотте Юлиане Гизе (1775-1842), после смерти мужа в 1799 году она уехала в Любек. Миниатюры А.Х.Ритта хранятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Русского музея, ГМИИ, в Третьяковской галерее и в других музеях. Литература: Комелова Г.Н. Августин Ритт — русский миниатюрист. 1765—1799. Жизнь и творчество. — Санкт-Петербург: Славия, 2004.

1769
Эдмунд Фаннинг (Edmund Fanning)
американский исследователь и мореплаватель. Родился в городе Стонингтон (штат Коннектикут). Уже в 13 лет в качестве юнги отправился впервые жизни в море и к 24 годам стал капитаном брига, побывав впервые в южной части Тихого океана. Был очень успешным торговцем и сделал состояние на торговле с Китаем, продавая там в обмен на шёлк, чай и специи шкуры китов, отловленных в Тихом океане. В 1797—1798 годах, уже в качестве хозяина судна «Бетси», Фаннинг открыл три острова в южной части Тихого океана: Табуаэран, Тераина (эти два острова являются территорией Республики Кирибати) и Пальмира (часть Внешних малых островов США). Представляя интересы американских инвесторов, Фаннинг был агентом свыше 70 коммерческих экспедиций и морских путешествий. В 1833 году вышла книга его воспоминаний «Путешествия вокруг света». Умер в городе Нью-Йорк (США) 23 апреля 1841 года. Литература: Edmund Fanning. Voyages to the South Seas, Indian and Pacific Oceans, China Sea, North-West Coast, Feejee Islands, South Shetlands, &c: China Sea, North-west Coast, Feejee Islands, South Shetlands, &c. &c. with an Account of the New Discoveries Made in the Southern Hemisphere, Between the Years 1830-1837. — W.H. Vermilye, 1838. — 324 с.

Maria_Lubomirska (569x700, 414Kb)
1773
Мария Фёдоровна Любомирская (польское имя - Marianna Lubomirska; по первому мужу - Потоцкая, по второму графиня - Зубова, по третьему - Уварова)
известная в своё время красавица-полька, последовательно состоявшая в браках с А.П.Потоцким, графом В.А.Зубовым и генералом Ф.П.Уваровым. Старшая дочь богатого князя Каспера Любомирского (1724—1780), владевшего среди прочих волынских местечек городом Звягель, и Барбары, внучки коронного гетмана И.А.Любомирского. Родилась в городе Хмельнике, где её отец занимал пост старосты. В молодых годах вышла замуж за знатного негоцианта Антония Потоцкого (1761—1801), владельца Чуднова. Обогатившись на черноморской торговле, Потоцкий купил титул киевского воеводы, после же раздела Польши присягнул на верность России. Брак был непродолжительным. Потоцкая отставила мужа ради молодого графа Валериана Зубова (1771—1804), с которым познакомилась в Варшаве в 1792 году. Жила с ним открыто, без формального развода с супругом. В октябре 1794 года, участвуя в подавлении польского восстания, генерал-майор Зубов лишился левой ноги. Сведения о трагедии дошли до Екатерины II, которая просила раненого красавца вернуться в столицу. В начале 1795 года Потоцкая последовала за Зубовым в Петербург. Принятый при дворе как герой, он был осыпан почестями. Императрица повысила его в звании до генерал-лейтенанта и подарила дворец на Миллионной, 22. В марте 1796 года в Москве Потоцкая родила внебрачного сына, названного Платоном, в честь Зубова-старшего. Оправившись от родов, она последовала за своим «милейшим другом» в Персидский поход, где разделяла с ним все трудности военной жизни. При Павле I жила с Зубовым в его поместьях под Москвой или Петербургом. В 1801 году скончался муж Марии, оставив ей богатое наследство. Через два года, когда граф Зубов официально женился на Потоцкой, их брак носил уже формальный характер. Зубов часто болел, а графиня имела большой успех в свете. Ф.В.Булгарин воспоминал: «Как два драгоценные алмаза в богатом ожерелье, блистали в высшем обществе две польки-красавицы, Мария Антоновна Нарышкина и графиня Зубова, между множеством русских красавиц... Графиня Зубова была небольшого роста, живая, веселая, имела в своем характере много амазонского, и отличалась быстрым умом.» Графиня была окружена толпой поклонников, с которыми её связывали далеко не платонические отношения. Среди них выделялись князья-генералы Алексей Щербатов и Пётр Долгоруков (1777—1806). Последний в мае 1803 года стрелялся из-за неё на дуэли с Н.М.Бороздиным и был серьёзно ранен в ногу. Врачи долго сомневались в выздоровлении Долгорукова и даже хотели ампутировать ему ногу. Позднее, в 1806 году, скоропостижная смерть Долгорукова совершенно не расстроила Зубову. Узнав о его кончине, она в тот же день веселилась на балу, чем очень удивила высший свет. Имея большие способности к танцам, она славились своим исполнением особого танца «па-де-шаль» и весь Петербург ездил смотреть, как она это делает. Поэт С.Марин писал М.Воронцову в 1803 году: «Завтра у Кутайсова спектакль — бал и еще что-то такое, то есть графиня Мария Зубова танцует шаль. Мне бы очень хотелось посмотреть, но ты, что в горести напрасно загородило дверь мне в этот дом. Что услышу, то напишу.» В июне 1804 года графиня Зубова овдовела второй раз. Она отказалась от положенного ей по закону наследства и оформила доверенность на братьев Зубовых, позволявшую им совершать любые сделки с собственностью её мужа, с условием ежегодного пособия до конца дней своих в размере 24 000 рублей. Много шума в свете наделала её связь с князем Павлом Гагариным (1777—1850), который в то время был женат на Анне Лопухиной, фаворитке покойного императора Павла. Императрица Елизавета Алексеевна в мае 1805 года писала: «Сегодня год, как начался страстный роман князя Гагарина с графиней Зубовой, и какое удивительное совпадение, что они оба так рано овдовели, муж и жена одного и другой умерли очень молодыми и полными здоровья.» В конце 1805 года графиня вышла в третий раз замуж за генерал-адъютанта шефа Кавалергардского полка Фёдора Петровича Уварова (1769—1824), весьма близкого человека к Александру I. С первых же дней замужества она объявила мужу, что продолжит вести тот образ жизни, который вела во время своего вдовства. У себя она собирала кружок своих обожателей, и, как замечал в своих мемуарах граф А.Х.Бенкендорф, «поддерживаемая хлопотами и советами своей подруги графини Е.Н.Мантейфель, полностью сбросила маску, которая вдохновляла доверие к ней её мужа». Граф А.Х.Бенкендорф признавался, что он сам пользовался моментами, когда Уваров был при дворе, и приходил к Марии Фёдоровне говорить о любви, — «Она была одна из самых соблазнительных и самых ловких женщин, и как большинство других, я был без памяти в неё влюблен». - Князь П.А.Вяземский о Марии Уваровой. Последние годы жизни она много болела и была разбита параличом. Умерла 15 марта 1810 года, оставив Уварову большое наследство, полученное ею от отца и первого мужа. Похоронена в Сергиевой пустыни, близ Петербурга, около родовой усыпальницы Зубовых; над могилой её был поставлен мраморный бюст. От первых двух мужей у Марии были дети: Эмилия Потоцкая (1790—18 ?), в первом браке замужем за генерал-майором польской службы Юзефом Калиновским (умер в 1825), во втором — за подполковником Евграфом Челищевым; Платон Валерианович Зубов (29 марта 1796—23 сентября 1800), похоронен в Сергиевой пустыни в родовой усыпальнице Зубовых. Её младшая сестра Жозефина Любомирская (1778—1851) от первого мужа Адама Валевского имела дочь Изабеллу, ставшую женой директора императорских театров князя С.С.Гагарина. Вторым мужем Жозефины был генерал Витт. Литература: Русские портреты XVIII—XIX столетий. Издательство Великого Князя Николая Михайловича. Санкт-Петербург. 1906. Том 3. Выпуск 2. № 50.

 (463x698, 100Kb)
1773
Йозеф Юнгманн (чешское имя - Josef Jungmann)
чешский поэт и филолог, один из ведущих деятелей Чешского национального возрождения. Родился в Гудлице, близ Бероуна. Йозеф Юнгман был шестым ребёнком, в семье сапожника; родители готовили его к профессии священника. В 1788—1792 годах учился в гимназии, затем изучал философию и право, с 1799 года он — преподаватель в гимназии города Литомержице. В 1815 Юнгман переезжает в Прагу, где он состоит до 1845 года профессором чешского языка при Академической гимназии. В 1817 году Юнгман получает степень доктора по философии и праву, с 1827 по 1838 год он — декан философского факультета, с 1838 — ректор пражского Карлова университета. Юнгман был убеждённым сторонником обновления чешского языка, в особенности письменного. Многие свои произведения он писал на чешском. В 1805 году выходит в свет его перевод новеллы Ф.-Р.Шатобриана «Атала», который наглядно продемонстрировал, что чешский язык пригоден для изложения на нём выдающихся художественных произведений. Позднее Юргман перевёл на чешский язык произведения Дж.Мильтона, Гёте и Ф.Шиллера. В последующие годы учёный участвует в научной полемике о новой орфографии чешского языка, выпускает ряд статей на эту тему, из которых важнейшей была «Gespräche über die tschechische Sprache» («Беседы о чешском языке»).
16.07.1773 (Родился Йозеф Юнгман) (700x341, 229Kb)
В 1820 году выходит из печати написанная им «Slovesnost», учебник по стилистике, а в 1825 — его «История чешской литературы». Наиболее значительным трудом Й.Юнгмана был 5-томный чешско-немецкий словарь. В нём не только представлены различные исторические варианты чешской лексики, начиная со времён средневековой Чехии, но и предприняты попытки расширения словарного запаса современного Юнгману чешского языка — в том числе путём словотворчества, заимствований из соседних, братских славянских языков. Умер в Праге 14 ноября 1847 года. В честь Йозефа Юнгмана названа площадь (чешское имя - Jungmannovo náměstí) в Нове-Место в Праге.
00Josef Jungmannmax-1-004 (483x700, 58Kb)
В 1878 году на ней был установлен памятник учёному. Сочинения: Antibohemia, 1814; Historie literatury české aneb Soustavný přehled spisů českých, s krátkou historií národu, osvícení a jazyka, 1825; Krok; Nepředsudečné mínění o české prozódii, 1804; jazyku českém, 1806; klasičnosti literatury a důležitosti její; Oldřich a Božena, 1806; Rozmlouvání o jazyku českém; Slovesnost aneb Sbírka příkladů s krátkým pojednáním o slohu, 1820; Slovník česko-německý, 1834-39 (5 dílů), при содействии Якуба Малы; Slovo ke statečnému a blahovzdělanému Bohemariusovi, 1814; Zápisky, 1871. Литература: Яцимирский А.И., Юнгман, Иосиф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Emanuel Chalupný: Jungmann, Prag 1909; Julius Dolanský: Jungmannův odkaz (Z dějin české slovesnosti), Prag 1948.

Timofei_van_der_Flit (547x700, 410Kb)
1775
Тимофей Ефремович Фан-дер-Флит
государственный деятель Российской империи, тайный советник, Олонецкий губернатор. Предки его были негоциантами, переселившимися в первой половине XVIII столетия из Голландии в Архангельск. Родился в Санкт-Петербурге, в семье Ефрема Ивановича Фан-дер-Флита — начальника пограничной стражи и Директора Кронштадтской таможни. После окончания в 1790 году Санкт-Петербургского Морского кадетского корпуса служил на Императорском флоте. В 1804 году в чине капитан-лейтенанта вышел в отставку, служил в Министерстве финансов, с 1816 года назначен директором Онежской лесной биржи в Архангельской губернии. В 1818 году назначен Архангельским вице-губернатором. В 1821-1824 годах служил Костромским вице-губернатором. С октября 1825 по сентябрь 1827 — губернатор Олонецкой губернии. С 1827 года являлся членом совета Государственного контроля Министерства финансов. В 1828 году пожалован в дворянское достоинство. Был знаком с А.С.Пушкиным, дружил с сосланным в Петрозаводск поэтом-декабристом Ф.Н.Глинкой. Умер в Санкт-Петербурге 2 сентября 1843 года. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. Награды: Орден Святого Владимира IV степени; Орден Святой Анны I степени; Орден Святого Станислава I степени. Жена — Татьяна Фёдоровна Сухотина (1776—1854), дочь секунд-майора Фёдора Григорьевича Сухотина (1743—1814) от брака его с Анной Николаевной Соковниной. Их дети: Фёдор Тимофеевич(1810—1873), сенатор, директор Канцелярии Министерства финансов; Екатерина Тимофеевна (1812—1877), в молодости в неё был влюблен Нестор Кукольник и воспел её под именем «Леноры». В 1835 году была выдана замуж за контр-адмирала Михаила Петровича Лазарева (1788—1851); Анна Тимофеевна (1814— ?), замужем за полковником Михаилом Николаевичем Депрерадовичем (1807—1873); Александра Тимофеевна (1818—1859), замужем за Николаем Александровичем Алединским (1813—1868). Литература: Русский биографический словарь: В 25 томах / под наблюдением А.А.Половцова. 1896—1918; Мошина Т.А. Олонецкий губернатор Т.Е. Фан-дер-Флит // Север. 1988. № 2; Краско А. Русские страницы в истории рода Van der Vliet // Голландцы и бельгиййцы в России XVIII –XX веков. Санкт-Петербург, 2004; Н.А.Кораблёв, Т.А.Мошина. Олонецкие губернаторы и генерал-губернаторы: Биографический справочник. — Петрозаводск: «Строительный стандарт», 2012. — Страницы 50—55. — 140 страниц — ISBN 5-87870-010-7.

Bojanus_Ludwig_Heinrich_1776-1827 (470x700, 166Kb)
1776
Людвиг Ге́нрих Боянус (немецкое имя - Ludwig Heinrich Bojanus; литовское имя - Liudvikas Henrikas Bojanus; польское имя - Ludwik Henryk Bojanus)
немецкий естествоиспытатель, анатом и зоолог, один из зачинателей ветеринарии и ветеринарного образования в Литве; один из известнейших натуралистов своего времени.
Родился в Буксвиллере (Нижний Рейн) в Эльзасе. Окончил медицинское отделение Йенского университета (1797). Совершенствовался в Вене. В 1798—1801 занимался медицинской практикой в Дармштадте. В 1801—1803 изучал ветеринарию в Германии, Франции, Англии. В 1804 получил по конкурсу место профессора ветеринарии в Виленском университете. Из-за политической ситуации в Европе прибыть в Вильну он смог лишь в 1806. Возглавил кафедру «скотного лечения» (ветеринарии) на медицинском факультете. С 1815, помимо курса ветеринарии, до 1823 преподавал сравнительную анатомию. Лекции читал на латинском языке. Составил учебный план и разработал программу по ветеринарными дисциплинам, основал зоологический и зоотомический кабинеты в Виленском университете, создал первую в Литве гельминтологическую коллекцию. С сентября 1822 до середины 1823 был ректором Виленского университета. В 1824 вернулся в Дармштадт, где провёл последние годы жизни. Умер в Дармштадте 2 апреля 1827 года. С 1814 член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук, с 1816 — Императорской академии Леопольдина-Каролина в Бонне; состоял членом научных обществ Дании, Великобритании, Швеции. Был сторонником эволюционного учения, полагая, что материальная природа по своим законам переходит от простейших форм к более сложным и совершенным и между различными явлениями природы нет непреодолимой границы. Впервые описал орган выделения (почку) пластинчатожаберных моллюсков (боянусов орган), но ошибочно принял его за лёгкое. Изучал анатомию и эмбриологию лошади, установил различия между туром (Bos primigenius) и степным бизоном (Bison priscus), занимался исследованиями заразных болезней животных (сибирская язва, чума и другие). Ему принадлежит около 70 научных трудов по эмбриологии, зоологии, медицине, ветеринарии и зоотехнии. Среди них многолетнее исследование анатомии черепах «Anatome Testudinis Europaeae» (v. 1-2, Wilno, 1819—1821), не утратившее научного значения. Литература: Боянус, Людвиг-Генрих // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

 (529x698, 90Kb)
1776
Сергей Николаевич Глинка
русский историк, писатель-деятель девятнадцатого года, старший брат Ф.Н.Глинки. Родился в имении Сутоки (Смоленская губерния), в дворянской семье. Семи лет поступил в сухопутный кадетский корпус, откуда выпущен в 1795 г. и определен адъютантом к князю Ю.В.Долгорукому в Москве. В 1800 г., по смерти отца, вышел в отставку майором, отказался от наследства в пользу сестры и отправился учителем на Украину. Пробыв там три года, вернулся в Москву и занял место сочинителя и переводчика при театре. До этого времени он написал много стихотворений и повестей, а также перевёл «Юнговы ночи» (Москва, 1806). В 1807 г. вступил в ополчение, был бригад-майором сычевской дружины. В 1808 г основал журнал Русский Вестник, посвященный борьбе с французским влиянием. Общественное настроение очень благоприятствовало деятельности Глинки, и хотя и наружность, а внутреннее содержание его журнала были очень серенькие, он обратил на себя внимание публики и влиятельных сфер. Это особенно ясно выразилось во время народного возбуждения 1812 г., когда Глинка был пожалован орденом Владимира 4 степени, а любитель эффектных тирад граф Ф.В.Ростопчин сказал ему: «Развязываю вам язык на все полезное для отечества, а руки на триста тысяч экстраординарной суммы».Князь П.А.Вяземский говорит: «Глинка был рожден народным трибуном, но трибуном законным, трибуном правительства». На самом деле, это был беспорядочный энтузиаст, совершенно неспособный к последовательной деятельности. Характеристика Глинки, сделанная Воейковым в «Доме сумашедших», очень меткая: патриотическое увлечение его доходило до признания «Athalie» Расина украденной из российского Стоглава, а «Андромахи» — подражанием «Погребению кота». Успех «Русского Вестника» был, по сознанию самого Глинки, кратковременный; после двенадцатого года журнал собственно прекращается, и под этим именем выходит ряд сереньких учебников по русской истории. Наряду с изданием журнала Глинка действовал патриотическими пьесами: «Наталья, боярская дочь» (Санкт-Петербург, 1806); «Михаил князь Черниговский» (Москва, 1808); «Ольга Прекрасная», опера (Москва, 1808); «Боян» (Москва, 1808); «Минин», драма (Москва, 1809); «Осада Полтавы», драма (Москва, 1810) и пр. Писал он также поэмы и повести в стихах: «Пожарский и Минин или пожертвования россиян» (Москва, 1807): «Царица Наталья Кирилловна» (Москва, 1809) — и множество исторических и нравоучительных повестей в анекдотов в прозе. Собрание сочинений его вышло в Москве (1817—1820). «Русский Вестник» прекратился в 1824 г., при чём в 1821 — 1823 г он заменялся «Новым Детским Чтением» и «Плутархом для детей». В 1827 г. Глинка был назначен цензором в московский цензурный комитет, где выслужил пенсию, а затем вышел в отставку. До конца жизни он не оставлял литературы, написал массу стихов, рассказов, детских книжек, издавал альманахи и т. д. Из необъятной массы написанного им следует упомянуть ещё: «Обозрение истории армянского народа» (1832), «Записки о 1812 годе» (Санкт-Петербург, 1836); «Записки о Москве» (Санкт-Петербург, 1837); «Очерки жизни и избранные сочинения А.Сумарокова» (Санкт-Петербург, 1841); «Русское Чтение» (Санкт-Петербург, 1845). Глинка не обладал сколько-нибудь заметным литературным талантом; любопытны только его записки, рассеянные по разным изданиям. Известны также и автобиографические «Записки» С.Н.Глинки, впервые изданные в 1895 году. Человеком, несмотря на все увлечения, Глинка был прямым, честным, бескорыстным: достаточно сказать, что данные в его распоряжение триста тысяч рублей он возвратил казне, не истратив из них ни копейки. Умер 17 апреля 1847 года. Источники: Глинка С.Н., «Обозрение истории армянского народа». Второе издание, Ереван, Гркери Ашхар, 1990, 480 страниц; Б.Фёдоров «50-летие литературной жизни Глинки» (Санкт-Петербург, 1844) и сочинения князя П.А.Вяземского, том II.

1780
Франсуа Виктор Мера де Вомартуаз (французское имя - François Victor Mérat de Vaumartoise)
французский ботаник и врач. Родился в Париже. Учился медицине в Парижском университете. В 1803 году была присвоена степень доктора медицины. С 1803 по 1813 работал в госпитале Шарите в Берлине. Был одним из редакторов Медицинского словаря. Скончался в Париже 13 марта 1851 года. Гербарий Мера де Вомартуаза в 1880 году был продан ботанику Альфонсу Майе (1813—1865). Затем гербарий Майе был разделён и продан различным ботаникам Европы. Части этого гербария в настоящее время находятся в Университете Гренобля — I (GR), Женевском ботаническом саду (G), и в Парижском музее естественной истории (P, PC). Некоторые научные работы: Mérat, F.V. (1812—1841). Nouvelle flore des environs de Paris. 5 ed; Mérat, F.V. (1837). Synopsis de la nouvelle flore des environs des Paris. 315 p; Mérat, F.V. (1840). Notice sur un hépatique, regardée comme l'individu mâle du Marchantia conica, L. 12 p; Mérat, F.V. (1843). Revue de la flora parisienne. 490 p. Роды растений, названные в честь Ф. В. Мера де Вомартуаза: Meratia A.DC., 1846, nom. illeg. [syn. Moritzia DC. ex Meisn., 1840]; Meratia Cass., 1824, nom. illeg. [syn. Delilia Spreng., 1826]; Meratia Loisel., 1818, nom. rej. [syn. Chimonanthus Lindl., 1819, nom. cons.]. Литература: Stafleu, F.A., Cowan, R.S. Taxonomic Literature. — Utrecht: Bohn, Scheltema & Holkema, 1981. — Vol. 3. — P. 419—420; Barnhart, J.H. Biographical Notes Upon Botanists. — Vol. 2. — P. 476.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку