-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109519
Комментариев: 6802
Написано: 117992


15 июня родились...

Воскресенье, 15 Июня 2014 г. 00:10 + в цитатник
 (597x699, 114Kb)
1330
Эдуард (Черный Принц; «the Black Prince»; Эдуард, принц Уэльский)
принц Уэльский, принц Аквитанский, старший сын короля Англии Эдуарда III. Эдуард был старшим сыном английского короля Эдуарда III и Филиппы Геннегау, родился в Вудстоке. При жизни был известен как Эдуард Вудсток, прозвище Чёрный принц возникло не раньше XVI века и, вероятно, связано с цветом его доспехов. В 1333 году Эдуард получил титул графа Честера, в 1337 году — титул герцога Корнуольского (это был первый герцогский титул, созданный в Англии), а в 1343 году стал принцем Уэльским. Во время заграничных походов отца в 1338 и 1342 годах малолетний Эдуард формально замещал его на английском престоле. В 1345 году Эдуард впервые сопровождал короля в зарубежном походе. В 1346 году Чёрный принц участвовал в походе Эдуарда III в Нормандию, там он был произведён в рыцари и с тех пор играл важную роль в войне с Францией. В битве при Креси шестнадцатилетний Эдуард командовал правым флангом английской армии и прекрасно справился с задачей — англичане одержали победу. В следующем году принц Эдуард принимал участие в осаде Кале, а в октябре 1347 года вместе с отцом вернулся в Англию. Чёрный принц стал одним из первых рыцарей Ордена подвязки, основанного его отцом с целью возродить рыцарские традиции в духе легенд о короле Артуре. Вернувшись во Францию вместе с отцом, Чёрный принц участвовал в обороне Кале в 1349 году и в морском сражении с кастильцами у южных берегов Англии в 1350 году. В сентябре 1355 года принц Эдуард стал во главе английской армии в Гаскони и совершил опустошительный набег на Арманьяк и Лангедок, дойдя до Нарбонны. В августе 1356 году Чёрный принц из Бержерака повёл войска в новый набег на север, но встретился с более крупной армией французского короля Иоанна II Доброго и попытался отступить. Однако французская армия нагнала англичан у Пуатье, где 19 сентября произошло решающее сражение, предопределившее дальнейший ход Столетней войны. Эдуард тактически превзошёл своего оппонента, что позволило ему одержать полную победу над превосходящими силами французов и взять в плен их короля. Принц Эдуард со всем благородством обращался с пленным французским королём, позволяя ему вести привычный для особы его статуса образ жизни. Пленника доставили в Бордо, а затем в Англию. В 1359 году Чёрный принц вновь участвовал в военном походе отца в северную Францию, участвовал в подписании мира в Бретиньи. В октябре 1361 года Эдуард женился на своей кузине Джоанне Кентской, вдове Томаса Холанда, графа Кента, и матери его троих детей. Фруассар утверждает, что это был брак по любви, и что король не знал о нём заранее. Тем не менее, Эдуард III подтвердил выбор сына и в июле 1362 года передал ему все свои владения в южной Франции вместе с титулом принца Аквитанского. В феврале 1363 года принц Эдуард и Джоанна переехали в Гасконь, ставшую их резиденцией на следующие восемь лет.
15 июня 1330 года родился — Эдуард Плантагенет.25 ECU 1992 (700x348, 246Kb)
Эдуард старался создать выдающийся двор в Бордо и старался завоевать поддержку гасконцев, однако местная знать, во главе которой выступал граф Жан I д’Арманьяк, была недовольна отделением от Франции и с подозрением смотрела на попытки Эдуарда реформировать систему управления. У принца лучше сложились отношения с городами, на которые он опирался в качестве противовеса аристократии. На главные управленческие посты Эдуард назначал в основном своих соотечественников. В 1367 году ко двору Эдуарда в Бордо прибыл Педро Жестокий, свергнутый король Кастилии, который убедил принца помочь ему вернуться на престол. В феврале 1367 года Эдуард повёл свою армию в Кастилию через Ронсевальское ущелье. 3 апреля английский принц одержал свою последнюю крупную победу, разгромив кастильскую армию под командованием Бертрана дю Геклена в сражении у Нахеры, затем направился в Бургос и Педро для утверждения на кастильском престоле. За помощь Эдуард получил от Педро титул правителя Бискайи и Кастро-Урдиалес. Четыре месяца он провёл в Кастилии, жил преимущественно в Вальядолиде. Многие его солдаты не смогли перенести жаркое испанское лето, у самого принца также впервые проявились симптомы смертельной болезни. В августе 1367 года он увёл остатки своих войск назад в Бордо. Испанский поход полностью опустошил казну принца, чтобы поправить своё финансовое положение, он вынужден был обложить аквитанцев высокими налогами. Аквитанские бароны были крайне возмущены новым налогом, граф д’Арманьяк, тайно сотрудничавший с французским королём Карлом V, обратился к нему за помощью. Карл V объявил английские владения во Франции незаконными, Эдуард III вновь стал претендовать на трон Франции, и в 1369 году Столетняя война возобновилась. К концу года вся Аквитания была охвачена восстаниями, Чёрный принц с ослабшим здоровьем и нехваткой ресурсов уже не в состоянии был удержать под своим контролем Аквитанию. 19 сентября 1370 года он взял восставший город Лимож и из мести приказал истребить три тысячи его жителей. В начале 1371 года тяжело больной принц вернулся в Англию, оставив Гасконь своему брату Джону Гонту. В августе 1372 года он вместе с отцом предпринял поход во Францию, однако неблагоприятные ветра помешали высадке английских войск. 8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер в Вестминстере, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II. Кроме Ричарда Чёрный принц имел ещё одного сына от Джоанны, Эдуарда, который умер в младенчестве. Также у принца было не менее трёх внебрачных детей. Чёрный Принц является одним из персонажей второго плана в фильме 2001 года «История рыцаря», его роль исполнил Джеймс Пьюрфой. В фильме Чёрный принц и главный герой (в исполнении Хита Леджера) встречаются несколько раз, после чего Чёрный принц начинает покровительствовать главному герою за его рыцарские качества. Чёрный Принц часто появляется в дилогии Артура Конан-Дойля, посвящённой Столетней Войне: «Сэр Найджел Лоринг» и «Белый отряд». Чёрный Принц является одним из персонажей второго плана в романе Александра Дюма «Бастард де Молеон», посвящённого рейду Дюгеклена в Испанию времён Педро Жестокого. Литература: Конский П.А., Эдуард, сын Эдуарда III // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Edward, the Black Prince // Encyclopжdia Britannica Eleventh Edition. — New York: Encyclopжdia Britannica, Inc., 1911. — Том 8; Норвич Д. История Англии и шекспировские короли. — Москва: Астрель, 2012. — 414 страниц. — ISBN 978-5-271-43630-7

1416
Joannes Argyropoulos
греческий ученый.

 (525x699, 85Kb)
1594
Никола Пуссен (французское имя - Nicolas Poussin)
основатель французского классицизма, знаменитый французский исторический живописец и пейзажист. Долгое время жил и работал в Риме. Практически все его картины — на историко-мифологические сюжеты. Мастер чеканной, ритмичной композиции. Одним из первых оценил монументальность локального цвета. Родился в Ле-Андели, в Нормандии. Его отец, ветеран армии короля Генриха IV, дал сыну неплохое образование. Там же, на родине Пуссен получил и первоначальное художественное образование, которое продолжил по наступлении 18 лет в Париже. Первым его преподавателем был портретист Фердинанд Ван Элле (1580–1649). Далее его учили Кентен Варен и исторический живописец Жорж Лаллеман. Познакомившись с камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников. В 1622 Пуссену и другим художникам поручили написать шесть больших картин на сюжеты из жития святого Игнатия Лойолы и святого Франциска Ксаверия, которые не сохранились. В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. В их числе видное место среди них занял именно Никола Пуссен. В 1624 г., будучи уже довольно известным художником, Пуссен отправился в Италию и близко сошёлся с поэтом Марино, внушившим ему любовь к изучению итальянских поэтов, произведения которых дали Пуссену обильный материал для его композиций. Он испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, изучал трактаты Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой, что нашло отражение в живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. В 1625–1626 он получил заказ написать картину «Разрушение Иерусалима», которая также не сохранилась, но позже он написал второй вариант этой картины (1636–1638, Вена, Музей истории искусств). В 1627 Пуссен написал картину «Смерть Германика» по сюжету древнеримского историка Тацита, которая считается программным произведением классицизма; в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования. Идея картины – служение долгу. Художник расположил фигуры и предметы в неглубоком пространстве, расчленив его на ряд планов. В этом произведении выявились основные черты классицизма: ясность действия, архитектоничность, стройность композиции, противопоставление группировок. Идеал красоты в глазах Пуссена состоял в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии, ясности композиции, что станет характерными чертами зрелого стиля мастера. Одной из особенностей творческого метода Пуссена был рационализм, сказывавшийся не только в сюжетах, но и в продуманности композиции. В это время Пуссен создаёт станковые картины главным образом среднего размера, но высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи, поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита («Вдохновение поэта», (Париж, Лувр), «Парнас», 1630-1635 (Прадо, Мадрид). Господствующий в произведениях Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека — «Спасение Моисея» (Лувр, Париж), «Моисей, очищающий воды Мерры», «Мадонна, являющаяся св. Иакову Старшему» («Мадонна на столбе») (1629, Париж, Лувр). В 1629–1630 Пуссен создает замечательное по силе экспрессии и наиболее жизненно правдивое «Снятие с креста» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). В период 1629–1633 тематика картин Пуссена меняется: он реже пишет картины на религиозную тематику, обращаясь к мифологическим и литературным сюжетам: «Нарцисс и Эхо» (ок. 1629, Париж, Лувр), «Селена и Эндимион» (Детройт, Художественный институт). Особого внимания заслуживает цикл картин, написанных по мотивам поэмы Торкватто Тассо «Освобожденный Иерусалим»: «Ринальдо и Армида», 1625-1627, (ГМИИ, Москва); «Танкред и Эрминия», 1630-е годы, (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Пуссен увлекался учением античных философов-стоиков, призывавших к мужеству и сохранению достоинства перед лицом смерти. Размышления о смерти занимали важное место в его творчестве. Мысль о бренности человека и проблемы жизни и смерти легли в основу раннего варианта картины «Аркадские пастухи», около 1629-1630, (собрание герцога Девонширского, Чатсуорт), к которой он вернулся в 1650-е (1650, Париж, Лувр). По сюжету картины, жители Аркадии, где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я в Аркадии». Это сама Смерть обращается к героям и разрушает их безмятежное настроение, заставляя задуматься о неизбежных грядущих страданиях. Одна из женщин кладёт руку на плечо своего соседа, она словно пытается помочь ему примириться с мыслью о неизбежном конце. Однако, несмотря на трагическое содержание, художник повествует о столкновении жизни и смерти спокойно. Композиция картины проста и логична: персонажи сгруппированы возле надгробия и связаны движениями рук. Фигуры написаны с помощью мягкой и выразительной светотени, они чем-то напоминают античные скульптуры.
15 июня 1594 года родился — Никола Пуссен (700x350, 211Kb)
В живописи Пуссена античная тематика преобладала. Он представлял Древнюю Грецию как идеально-прекрасный мир, населённый мудрыми и совершенными людьми. Даже в драматических эпизодах древней истории он старался увидеть торжество любви и высшей справедливости. На полотне «Спящая Венера» (ок. 1630, Дрезден, Картинная галерея) богиня любви представлена земной женщиной, оставаясь при этом недосягаемым идеалом. Одно из лучших произведений на античную тему «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), написанное по мотивам поэм Овидия, поражает красотой живописного воплощения античных образов. Это поэтическая аллегория происхождения цветов, где изображены герои античных мифов, превращенные в цветы. В картине художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы», которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и другие). Танцующая Флора находится в центре, а остальные фигуры расположены по кругу, их позы и жесты подчинены единому ритму — благодаря этому вся композиция пронизана круговым движением. Мягкий по колориту и нежный по настроению пейзаж написан довольно условно и больше похож на театральную декорацию. Связь живописи с театральным искусством была закономерной для художника XVII века — столетия расцвета театра. Картина раскрывает важную для мастера мысль: герои, страдавшие и безвременно погибшие на земле, обрели покой и радость в волшебном саду Флоры, то есть из смерти возрождается новая жизнь, круговорот природы. Вскоре был написан еще один вариант этой картины – «Триумф Флоры» (1631, Париж, Лувр). В 1632 Пуссен был избран членом Академии Святого Луки. В 1639 году Пуссен был приглашён кардиналом Ришельё в Париж, для украшения Луврской галереи. Огромная популярность Пуссена в 1640 привлекла к его творчеству внимание Людовика XIII, по заказу которого Пуссен пишет картины для его капелл в Фонтенбло и Сен-Жермене. Людовик XIII возвёл Пуссена в звание своего первого живописца. Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства Людовика XIV. В Париже Пуссен имел много заказов, но у него образовалась партия противников, в лице художников Вуе, Брекьера и Филиппа Мерсье, ранее его трудившихся над украшением Лувра. Особенно сильно интриговала против него пользовавшаяся покровительством королевы школа Вуе. Поэтому, в 1642 г., Пуссен покинул Париж и вернулся в Рим, где нашёл себе покровителей в лице кардинала Франческо Барберини и кавалера Кассиано дель-Поццо, и жил там до самой своей смерти 19 ноября 1665 года. Темами его картин этого периода были добродетели и доблести властителей, библейских или античных героев: «Великодушие Сципиона», 1653 (ГМИИ, Москва). В своих полотнах он показывал совершенных героев, верных гражданскому долгу, самоотверженных, великодушных, при этом демонстрируя абсолютный общечеловеческий идеал гражданственности, патриотизма, душевного величия. Создавая идеальные образы на основе реальности, он сознательно исправлял природу, принимая из нее прекрасное и отбрасывая безобразное. Во второй половине 40-х по заказу Кассиано дель-Поццо Пуссен создал цикл картин «Семь таинств», в котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм: «Пейзаж с апостолом Матфеем», «Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе» (Чикаго, Институт искусств). Конец 1640-х – начало 1650-х – один из плодотворных периодов в творчестве Пуссена: он написал картины «Элиазар и Ревекка», «Пейзаж с Диогеном», «Пейзаж с большой дорогой», «Суд Соломона», «Экстаз Святого Павла», «Аркадские пастухи», второй автопортрет. В последний период творчества (1650–1665) Пуссен все чаще обращался к пейзажу, герои его были связаны с литературными, мифологическими сюжетами: «Пейзаж с Полифемом» (Москва, ГМИИ имени А.С.Пушкина). Но их фигуры мифических героев малы и почти незаметны среди огромных гор, облаков и деревьев. Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира. Ту же идею выражает и композиция пейзажа — простая, логичная, упорядоченная. В картинах чётко отделены пространственные планы: первый план — равнина, второй — гигантские деревья, третий — горы, небо или морская гладь. Разделение на планы подчёркивалось и цветом. Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором — тёплые и зелёный, на третьем — холодные, и прежде всего голубой. Но художник был убеждён, что цвет — это лишь средство для создания объёма и глубокого пространства, он не должен отвлекать глаз зрителя от ювелирно точного рисунка и гармонично организованной композиции. В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума. Летом 1660 он создает серию пейзажей «Четыре времени года» с библейскими сценами, символизирующими историю мира и человечества: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Пейзажи Пуссена многоплановы, чередование планов подчеркивалось полосами света и тени, иллюзия простора и глубины придавала им эпическую мощь и величие. Как и в исторических картинах, главные герои, как правило, расположены на переднем плане и воспринимаются как неотделимая часть пейзажа. Изучив пейзажи болонской школы живописи и проживавших в Италии голландских живописцев, Пуссен создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. В изображении фигур он держался антиков, через что определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская школа живописи. Как исторический живописец, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого («Отдых на пути в Египет», 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Последнее, незавершенное полотно мастера – «Аполлон и Дафна» (1664). Творчество Пуссена для истории живописи трудно переоценить. Он является основателем такого стиля живописи как классицизм. Французские художники и до него были традиционно знакомы с искусством итальянского Ренессанса. Но они вдохновлялись произведениями мастеров итальянского маньеризма, барокко, караваджизма. Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества (так называемый «академизм»). Литература: Пуссен, Никола // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Cambry, «Essai sur la vie et les ouvrages du Poussin» (Париж, VII); Gaul de St-Germain, «Vie de N. Poussin, considerй comme chef de l'йcole franзaise» (Париж, 1806); H.Bouchit, «N. Poussin sa vie et son oeuvre, suivi d’une notice sur la vie et les ouvrages de Ph. de Champagne et de Champagne le neveu» (Париж, 1858); Poillon, «Nicolas Poussin, йtude biographique» (2-е издание, Лилль, 1875).

1605
Томас Рандольф (Thomas Randolph)
английский поэт и драматург. Умер в марте 1635 года.

1615
Гаспар Дюге (Gaspard Dughet)
французский живописец и график. Родился в Риме. Сын французского пирожника, обосновавшегося в Италии. Когда ему было пятнадцать лет, его сестра Анна вышла замуж за известного художника Никола Пуссена, в доме которого и поселился Гаспар. Под влиянием Пуссена и под его руководством стал заниматься живописью (1631—1635) настолько успешно, что в 1645 ему поручили роспись римской церкви Сан Мартино аль Монте Житие святого Илии. Эта работа принесла ему известность, и Дюге стал получать заказы от короля Испании, герцога Тосканского и других представителей знати — семьи Дориа, Колонна. В Риме хранятся циклы прекрасных фресок — пейзажей мастера во дворцах Дориа Памфили и Колонна. Произведения Дюге выполнены под сильным влиянием Пуссена — отсюда прозвище Гаспар Пуссен. Но художника в большей степени интересовала передача изменчивости природы в зависимости от времени дня, погоды и т. д. (Гроза, Лондон, частное собрание; Пейзаж с молнией, 1665; Лесной пейзаж, Пейзаж с дорогой; оба — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Иногда пейзаж оживляется жанровыми сценами, библейскими персонажами: Жертвоприношение Авраама (Лондон, Нац. галерея); Горный пейзаж с Марией Магдалиной (Мадрид, Прадо). Дюге любит широкие горизонты, необъятные пространства, величественные горные цепи. Выдержанные в традициях классицизма, его пейзажи исполнены поэзии и высоты духа. Мастер писал, в основном, пейзажи, он охотно использовал самую разнообразную технику: масляную живопись, фреску, темперу, гуашь. Дюге — великолепный рисовальщик, и его произведения особенно ценились любителями искусства и музеями (собрание рисунков в Оксфорде, Ливерпуле, Лондоне). Умер Дюге в Риме 25 мая 1675 года. Литература: Gerstenberg K. Gaspard Dughet // Monatshefte fьr Kunstwissenschaft. 1922. Bd. 15; Sutton. Gaspard Dughet: Some Aspects of his Art // Gazette des beaux-art. 1962.

 (600x696, 177Kb)
1664
Жан Мелье (Jean Meslier)
французский философ-материалист, атеист, утопический коммунист, сельский священник. Родился в Мазерни. Написал единственное сочинение «Завещание» и подверг в нем резкой критике религию, абсолютистское государство, социальное государство. В этой же книге выдвинул проект идеального коммунистического общества: все люди одной местности должны объединяться в одну семью-общину, в которой существует общее владение всеми благами, все трудятся и любят друг друга, как братья; общины заключают между собой союз с целью поддержания мира и взаимопомощи. Считал религию сознательным обманом народа правителями. Умер в Этрепиньи между 28 июня и 6 июля 1729 года. Причину смерти установить не удалось.

Johann Joachim Kändler (700x555, 143Kb)
1706
Иоганн Иоахим Кендлер (Johann Joachim Kдndler)
немецкий скульптор, представитель рококо, мастер фарфоровой пластики Майсенской мануфактуры. Иоган Иоахим Кендлер родился в Фишбахе под Дрезденом. Он начинал свою карьеру как традиционный ваятель и камнерез, но европейскую известность приобрел, поступив на майсенскую фарфоровую мануфактуру в 1731 году, где вскоре стал ведущим модельером. Кендлеру принадлежат первые в Европе образцы парадных фарфоровых сервизов, из которых самый известный - так называемый «лебединый сервиз» для графов Брюлей с богатым декором в стиле рококо. Именно Кендлер ввел отделку тарелок плетенкой в плоском рельефе - декор, оформлявшийся по-разному и сегодня носящий имена первоначальных заказчиков: «Старый Озье», «Новый Озье», «Старый Бранденштейн», «Новый Бранденштейн», «Выпуклые цветы Гоцовского» и, наконец, «Рельефный убор Дюлонг». Кендлер также мастер фарфоровой скульптуры, разнообразной по жанрам и размерам, отличающейся свободой и динамикой пластических форм, сочностью красок. Скульптору свойственно острое и живое восприятие натуры: статуэтки служанок, ремесленников, актеров, фигуры зверей и птиц, до сих пор радующие глаз своим изяществом, религиозные композиции, портретные бюсты. Кендлер ввел разнообразные приемы моделировки и типы декора, характерные для европейского художественного фарфора. Умер в Мейсене 18 мая 1775 года. Литература: Grцger Н., J. J. дndler, Dresden, 1956.

1728
Алам II Шах
монархический правитель Индии (1760-1788;1788-1806)

1734
Иоганн Эрнст Альтенбург
немецкий трубач. Родился в Вайсенфельсе. Умер в Биттерфельде 14 мая 1801 года..

 (568x699, 156Kb)
1749
Георг Йозеф Фоглер (немецкое имя - George Joseph Vogler)
немецкий композитор, музыкальный теоретик, органист, педагог. Аббат. Родился в Вюрцбурге. Учился у Дж.Б.Мартини в Болонье, у Ф.А.Валлотти в Падуе. Много путешествовал, проявлял глубокий интерес к музыке разных народов (в том числе восточной). В 1775 г. поселился в Мангейме, где основал Высшую музыкальную школу. С 1784 г. – первый капельмейстер в Мюнхене, в 1786-1788, затем в 1794-1799 гг. – в Стокгольме. В 1788 г. был в Санкт-Петербурге. С 1807 г. – придворный капельмейстер в Дармштадте. Выступал с концертами как органист, сконструировал переносный орган «Оркестрион». Автор 10 опер и 2 балетов, симфоний, увертюр, концертов для фортепьяно с оркестром, вокальных и инструментальных произведений, музыкально-теоретических трактатов и практических руководств по гармонии и контрапункту. Среди многих его учеников – К.М.Вебер и Дж.Мейербер. Умер в Дармштадте 6 мая 1814 года.

 (531x698, 67Kb)
1754
Хуан Хосе Д'Элуяр (Juan Josй D'Elhuyar de Suvisa)
испанский химик. В 1783 братья д'Эльгуйяр (Juan Jose и Fausto D'Elhuyar) при помощи азотной кислоты выделили из этого минерала «кислую землю» – желтый осадок оксида неизвестного металла, растворимый в аммиачной воде. В минерале также были обнаружены оксиды железа и марганца. Хуан и Фаусто прокалили «землю» с древесным углем и получили металл, который они предложили называть «вольфрамом», а сам минерал – «вольфрамитом». Таким образом, испанские химики д'Эльгуйяр первыми опубликовали сведения об обнаружении нового элемента. Скончался 20 сентября 1796 года.

 (571x698, 58Kb)
1755
Наталья Алексеевна
русская великая княгиня, первая супруга цесаревича Павла Петровича. Родилась в Дармштадте. Дочь ландграфа Людвига Гессен-Дармштадского и его жены Генриетты-Каролины, урожденной принцессы Цвейбрюкенской. Наметив одну из дочерей ландграфа в супруги великому князю Павлу Петровичу, Екатерина II пригласила в 1773 г. ланграфиню приехать с дочерьми в Санкт-Петербург, чтобы великий князь сам мог выбрать себе невесту. Выбор его остановился на Вильгельмине и был одобрен Екатериной II. «Вторая принцесса обладает всем тем, что нам подходит, - писала императрица, - ее физиономия прелестна, черты лица правильны, она ласкова, умна; я ею очень довольна, а мой сын влюблен». Непременным условием бракосочетания было принятие принцессой православия; наставление Вильгельмины проходило под руководством архиепископа Московского Платона. 15 августа совершилось миропомазание принцессы Вильгельмины, принявшей имя Натальи Алексеевны. Обручение состоялось 16 августа, а бракосочетание - 20 сентября 1773 г. В день миропомазания Натальи Алексеевны гофмейстериной к ней была назначена графиня Екатерина Михайловна Румянцева, супруга фельдмаршала, в тот же день пожалованная статс-дамой. Фрейлинами были княжна Евдокия Михайловна Белосельская и Прасковья Ивановна Леонтьева. Первое время после женитьбы императрица была в восторге от Натальи Алексеевны. Однако вскоре отношение императрицы меняется. «Она всех честолюбивее», - говорила Екатерина. Не чувствуя любви к мужу, Наталья Алексеевна одновременно пользовалась заметным влиянием на него. Благодаря влиянию графа Андрея Разумовского, лучшего друга Павла Петровича, Наталья Алексеевна, вероятно, оказалась вовлеченной в интриги при «малом дворе». Екатерина II дала понять Павлу Петровичу, что недовольна поведением его супруги и ее близостью с графом Разумовским. Одновременно императрицу беспокоило состояние здоровья великой княгини. В 1774 г. она пишет: «Великая княгиня постоянно больна, и как же ей не быть больной! Все у этой дамы доведено до крайности». Екатерина II опасалась развития чахотки, но постепенно здоровье великой княгини улучшилось, ожидали рождения первого ребенка. Однако, несмотря на усилия врачей, спасти Наталью Алексеевну не удалось: она умерла в Санкт-Петербурге во время родов 15 апреля 1776 года. Екатерина II предъявила сыну найденные среди бумаг великой княгини неопровержимые доказательства, компрометировавшие поведение его супруги.

 (619x699, 319Kb)
1755
Антуан Франсуа де Фуркруа (Fourcroy)
французский химик и государственный деятель, Антуан Франсуа де Фуркруа родился в Париже; в юности учился письмоводству и был переписчиком. После случайной встречи с Ф.Вик д'Авиром – непременным секретарем Королевского медицинского общества Фуркруа получил возможность изучать медицину. В 1780 г. он получил степень доктора медицины и был избран членом Медицинского общества. В студенческие годы Фуркруа проявил большой интерес к химии, которую изучал под руководством профессора Ж.Б.Бюкe. Бюке был передовым химиком того времени и получил известность своими опытами по действию газов на животных; по свидетельству Фуркруа, он был одним из первых химиков, выступивших против теории флогистона. По предложению Бюке Фуркруа с 1778 г. начал читать курс химии и естественной истории на Медицинском факультете Парижского университета. В 1784 г. он стал профессором Ботанического сада. С 1785 г. – член Парижской академии наук. С началом революции Фуркруа включился в активную политическую деятельность. В 1792 г. он стал членом Якобинского клуба, в 1793 г. был депутатом национального Конвента. Принимал участие в различных правительственных и учёных комитетах и Медицинском обществе, где занимал руководящее положение. С 1801 г. – главный управляющий народным образованием Франции. Принимал участие в восстановлении обновленного Парижского университета и в организации сети начальных и средних школ Франции, занимался реорганизацией горного дела во Франции. В апреле 1809 г. Фуркруа получил от Наполеона титул графа империи. Основные работы посвящены систематизации и классификации химических соединений. Фуркруа был одним из ближайших соратников А.Л.Лавуазье, хотя и не сразу признал антифлогистическую химию. Ещё в 1786 г. Фуркруа выступает как сторонник теории флогистона; правда, он излагает в своей книге основы обеих теорий – флогистонной и кислородной, но при объяснении, например, явлений горения и кальцинации металлов он, следуя Макёру, говорит, что одновременно с присоединением к горящему телу «жизненного воздуха» (кислорода) из этого тела удаляется содержащийся в нем флогистон. Однако в 1786 г. Фуркруа полностью отказался от теории флогистона и широко пропагандировал кислородную теорию, содействуя ее быстрому распространению и признанию. Совместно с Л.Б.Гитоном де Морво, А.Л.Лавуазье и К.Л.Бертолле разработал в 1786-1787 гг. новую химическую номенклатуру. В 1799 г. совместно с Л.Н.Вокленом выяснил химическую природу мочевины. Первым наблюдал (1800) тепловое действие электрического тока, включив в гальваническую цепь плохо проводящую проволоку. Фуркруа был широко известен как автор учебников и монографий по химии. В особенности широкое распространение получило его сочинение «Элементы естественной истории и химии» в четырех томах (1786), представляющее собой переработку его же книги «Элементарные лекции по естественной истории и химии» в двух томах (1782). Принимал участие в издании «Методической энциклопедии по химии, фармации и металлургии» (1786-1789). Эти сочинения многократно переиздавалось на различных языках. Выступал как популяризатор науки. Написал работы «Химическая философия» (1792, русские переводы 1799 и 1812) и «Система химических знаний» (тома 1-2, 1801-1802). Иностранный почётный член Санкт-Петербургской академии наук (с 1802). Умер в Париже 16 декабря 1809 года. Сочинения: Systиme des connaissances chimiques, et de leurs applications aux phйnomйnes de la nature et de l"art, v. 1—10, ., (1800—1802); философия или основательные истины новейшей химии, по новому образцу расположенные, перевод с французского, Москва, 1812. Литература: Smeaton W.A., Fourcroy. Chemist and revolutionary, 1755—1809, Camb., [1962] (литература).

 (549x699, 155Kb)
1763
Гергей Берзевицы (Gergely Berzeviczy)
венгерский экономист. В 1783 г. получил диплом адвоката. Поддерживал связи с венгерским дворянским движением за независимость страны и венгерскими якобинцами. С 1795 г. занимался экономическими проблемами. В 1802 г. избран членом Геттингенского научного общества. Резко критиковал феодальные порядки в Венгрии. Отстаивая свободу внешней торговли, выступал против экономической политики Австрии, направленной на порабощение Венгрии. Умер в Какашломнице 23 февраля 1822 года. Сочинения: De commercio et industria Hungariae, Leutschoviae, 1797: Die Erweiterung des nordischen Handels, W., 1814; De Цconomia — Publico Politica, [s. 1.], 1819; на венгерском языке.—1 [Kцzgazdasбgtan], [s. 1.], 1902. Литература: Balбzs E. H., Berzeviczy Gergely, a reformpolitikus (1763—1795), Bdpst, 1967.

Franz Ignaz Danzi (545x699, 55 Kb)
1763
Франц Данци (Franz Ignaz Danzi)
немецкий композитор, виолончелист и дирижер итальянского происхождения. Родился в Шветцинген, близ Маннгейма. Сын музыканта, его отец-виолончелист играл на премьере оперы Моцарта «Идоменей» и удостоился горячей похвалы автора, сестра — известная певица и композитор Франческа Данци. Жизнь и карьера Данци не просто совпала, но и обозначила собой переход европейской музыки от классицизма к романтизму и его ключевым фигурам — придворному композитору, который странствует с концертами от двора ко двору, и такому же страннику виртуозу-исполнителю (Лист, Паганини). Знакомец Моцарта, Данци был современником Бетховена и наставником Вебера. Работал в Маннгейме, Мюнхене, Штуттгарте, Карлсруэ, вместе с женой-певицей и ее оперной труппой был и с успехом выступал в Лейпциге, Праге, Венеции, Флоренции. Как композитор сочинял оперы, церковную, хоровую и камерную музыку, но остался известен прежде всего сочинениями для духовых инструментов (квинтеты, фаготовые и флейтовые концерты), которые исполняются и записываются крупнейшими европейскими исполнителями до нынешнего дня. Издана и откомментирована его переписка. Умер в Карлсруэ 13 апреля 1826 года. Концертный зал в Шветцингене с 2005 носит имя композитора. Литература: Pechstaedt V. von. Thematisches Verzeichnis der Kompositionen von Franz Danzi (1763—1826). Tutzing: Schneider, 1996

Кобаяси Исса  (700x668, 438Kb)
1763
Кобаяси Исса
японский поэт, мастер хайку. Родился в деревне Касивабара провинции Синано (ныне провинция Синаномати, префектура Нагано), получив имя Кобаяси Нобуюки. Его отец, крестьянин, овдовел и женился повторно, однако второй брак был несчастливым. На фоне неблагоприятной обстановки в семье в возрасте 13 лет Исса уехал в Эдо (нынешний Токио) на заработки. В возрасте 25 лет он начал изучать поэзию под руководством Мидзогути Сомару и Нирокуана Кобаяси Тику-а в школе Кацусика. Со временем он получил покровительство Сэйби Нацумэ. В возрасте 51 года Исса после долгих странствий вернулся в родные места. Умер 5 января 1828 года. Поэзия Исса отличается использованием личных мотивов, детской простотой, употреблением местных диалектов и диалоговых форм. Из-под пера Кобаяси Исса появилось на свет более 20000 стихотворений и огромное количество рисунков хайга. Наиболее известными опубликованными сборниками его произведений являются «Дневник смерти моего отца» и «Моя весна».

 (520x699, 65Kb)
1773
Бенджамин Ашер (Asher Benjamin)
американский архитектор. Некоторые его работы оказывали сильное влияние на американскую архитектуру вплоть до 1860 г., а его руководствами по архитектуре пользовались многие архитекторы и строители 19 в. Его труды: «Справочник американского строителя»; «Архитектор или практикум домашнего плотника»; «Практика архитектуры» и «Основные правила строителя» переиздавались даже во второй половине 20 столетия. Умер 26 июля 1845 года.

 (353x698, 1252Kb)
1775
Карло Порта (Porta)
один из самых значительных диалектальных поэтов Италии. Родился в Милане. Писал на миланском диалекте. Литературная деятельность Порты началась с переводов на миланский диалект (ода Дж.Парини "К Сильвии" и отдельные песни из дантовского "Ада"). Его оригинальные сатирические произведения нередко носили антиклерикальный характер ("Видение", 1812; "Чудо", 1813-1814; "Молитва", 1819-1820) или затрагивали социальные проблемы ("Несчастья Джованнина Бонджее" и "Другие несчастья Джованнина Бонджее", 1812-1813). Порта выступал в защиту диалекта ("Слова языка", 1810), а также в защиту романтизма ("Романтизм", 1818). Им восхищались Фосколо, Мандзони и Стендаль, однако до XX в. его известность ограничивалась пределами Милана и лишь в последнее время он занял подобающее ему место в истории литературы. Умер в Милане 5 января 1821 года. Сочинения: Le poesie, v. 1—2 Mil., 1964. Литература: Aurйas Н. Carlo Porta, P.,.1959 (литература); Portinari F., Strumenti del realismo portiano, в книге: Da Dante al Novecento, [Mil., 1970].

gheorghe_lazar (550x700, 81Kb)
1779
Георге Лазэр (Lazr)
румынский общественный деятель (1779—1823), уроженец Трансильвании. Образование получил в гг. Клуж, Сибиу, Вена. Собрав вокруг себя в Бухаресте нескольких патриотов, Лазэр решил бороться против греческого влияния фанариотов и основал румынскую школу с широкой программой в национальном духе; составлял учебники, заботился об открытии подобных школ в других городах, основал культурно-прогрессивное общество на национальных началах. Умер 17 сентября 1823 года. Литература: Gheorghe Lazr - оntemlietor al scolii nationale romineti (1779-1823), в книге: Оnaintai de seam ai tiintei romineti, Buc., 1961.

 (554x699, 324Kb)
1789
Джозайя Хенсон (Josiah Henson)
прототип знаменитого негра-раба из романа Гарриет Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома". Джозайя Хенсон родился в семье рабов. В 1794 году его купил мэрилендский землевладелец Айзек Райли. Хенсон вырос на ферме и даже стал ее управляющим. Райли обещал освободить Хенсона и его семью, но не сдержал своего слова. В 1830 году группа рабов, возглавленная Джозайей Хенсоном, бежала в Канаду, где осела в провинции Онтарио. Там Хенсон основал городок беглых рабов, стал проповедником методистской церкви и написал автобиографию под названием "Правда удивительнее вымысла" ("Truth is Stranger Than Fiction"). Гарриет Бичер-Стоу опиралась именно на эту книгу при создании своего романа. Гарриет Бичер-Стоу написала "Хижину дяди Тома" в 1852 году. Роман стал одним из главных американских бестселлеров XIX века и спровоцировал всплеск антирабовладельческих настроений в северных штатах. Президент Линкольн, встретившись в разгар Гражданской войны в США с Бичер-Стоу, сказал писательнице: "Так вот вы какая, маленькая женщина, начавшая большую войну". Чернокожее население Америки скептически отнеслось к книге Бичер-Стоу, поскольку ее главный герой изображен покорным и страдающим человеком. Но известно, что прототип дяди Тома был деятельным и энергичным. Скончался Хенсон 5 мая 1883 года. В Канаде с 1940-х годов существует музей Джозайи Хенсона.

Thomas_Mitchell (574x700, 80Kb)
1792
Сэр Томас Ливингстон Митчелл (Thomas Livingstone Mitchell)
шотландский путешественник, исследователь Австралии. Родился в Грейнджмуте (Стирлингшир, Шотландия). Образование получал в Эдинбургском университете, однако из-за смерти отца вынужден был оставить учёбу и в 1811 году поступил в армию и служил в частях, квартировавших в Португалии и принимал участие в кампаниях против Наполеона на Пиренейском полуострове. В 1827 году Митчелл был переведён на службу в Новый Южный Уэльс. В 1831 году он предпринял своё первое путешествие, во время которого он исследовал верховья реки Дарлинг и её притоков. В 1835 году он снова совершил осмотр реки Дарлинг и прилегающих районов и заложил на Дарлинге форт Борк; во время одной из стычек с австралийскими аборигенами был убит ботаник Виктор Каннингем. В 1836 году состоялась третья экспедиция Митчелла. Он проник в ранее совершенно неисследованные области южнее реки Муррей и вышел к Бассову проливу в районе нынешнего Мельбурна, откуда, уйдя с побережья несколько вглубь континента, направился на восток и перевалил Австралийские Альпы. Это путешествие также сопровождалось неоднократными стычками с аборигенами. Открытую страну Митчелл назвал «Australia Felix» («Счастливая Австралия», впоследствии штат Виктория) и организовал её скорейшее заселение эмигрантами из Европы. В 1845—1847 годах Митчел снова путешествовал в бассейне реки Дарлинг и открыл истоки самых северных её притоков, в том числе и реку Кондамайн. Оттуда он направился ещё дальше на север и исследовал две горные группы Большого Водораздельного хребта: Маунт-Кинг и Маунт-Фаради. Там он обнаружил истоки реки Куперс-Крик. Повернув на восток Митчелл вышел к Тихому океану и вдоль побережья вернулся в Сидней. Свои путешествия Митчелл описал в двух книгах: Three Expeditions into the Interior of Eastern Australia, Volume 1; Three Expeditions into the Interior of Eastern Australia, Volume 2. 1838; Journal of an Expedition into the Interior of Tropical Australia. 1848. Митчелл скончался в Сиднее 5 октября 1855 года. В честь Митчелла назван город в Квинсленде, колледж в Водонге (Виктория) и ряд других объектов в Австралии.

 (528x699, 47Kb)
1793
Диего Порталес (Паласуэлос Диего Порталес; Diego Josй Pedro Vнctor Portales Palazuelos)
чилийский государственный и политический деятель. В 30-х гг. занимал посты министра иностранных и внутренних дел, военный и военно-морской министр, министр юстиции, культуры и народного образования, губернатора Вальпарасио, вице-президента. Выражал интересы зарождающего класса буржуазии. Будучи фактически правителем Чили с 1830 г., использовал авторитарные методы для борьбы против федерализма и реакционного феодально-помещичьей верхушки. Его деятельность была направлена на укрепление национального суверенитета, ускорение экономического развития страны, просвещения, укрепление роли государства. После объявления правительством войны Перуано-Боливийской конфедерации (1836) был убит во время мятежа в чилийской армии 6 июня 1837 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку