-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108667
Комментариев: 6801
Написано: 117138


11 ноября родились...

Пятница, 11 Ноября 2011 г. 07:34 + в цитатник
 (428x699, 62Kb)
1869
Виктор Эммануил III (Vittorio Emanuele III)
последний король Италии из Савойской династии в 1900-46. Родился в Неаполе. Единственный сын короля Умберто I и королевы Маргариты, представителей Савойской династии; наследный принц Неапольский. В 1887 поступил на армейскую службу, в 1896 женился на Елене Черногорской. После убийства отца 29 июля 1900 Виктор Эммануил наследовал трон. В ходе майского кризиса 1915 поддержал кабинет Саландры, санкционировав вступление страны в Первую мировую войну. В октябре 1922 под угрозами и давлением фашистов Виктор Эммануил поручил формирование кабинета Б.Муссолини. Король пошел на нарушение регламента смены кабинета, надеясь избежать гражданской войны, не предпринял активных действий и в 1924, когда по приказу Муссолини был убит видный социалист Джакомо Маттеотти. Латеранские соглашения 1929 примирили Савойскую династию с Ватиканом. Правление Виктора Эммануила отмечено войнами с Турцией (1911–1912), с Эфиопией (1935–1936), интервенцией в Испанию (1936–1939), войной с Албанией (1939), наконец, участием в первой и второй мировых войнах. 11 июня 1940 король объявил войну Франции и Великобритании, а 13 октября 1943 – Германии. В 1942, когда давление союзников усилилось, Виктор Эммануил выработал план свержения правительства, но не отдавал приказа об аресте Муссолини, пока 25 июля 1943 Большой фашистский совет не сместил Муссолини с поста партийного лидера. Король назначил главой правительства маршала Пьетро Бадольо, обещал вернуть страну к конституционному правлению. Попытка побудить армию перейти на сторону союзников не удалась. Вместе с Бадольо и другими генералами король покинул Рим после начавшейся гитлеровской оккупации Италии. В ноябре 1943 Виктор Эммануил отказался отречься от власти, однако 5 июня 1944 передал свои полномочия наследному принцу Умберто. 9 мая 1946 король отрекся от престола и уехал в Египет. Умер Виктор Эммануил III в Александрии 28 декабря 1947 года.

1870
Александр Иванович Слепушкин
российский арфист и педагог. Родился в Санкт-Петербурге. Ученик В.Поссе (Германия). Основоположник русской школы игры на арфе. С 1908 г. солист оркестра Большого театра. Профессор Московской консерватории (с 1908). Умер в Москве 30 марта 1918 года.

1870
Эдмунд Горас Феллоуз (Edmund Horace Fellowes)
английский музыковед, священник англиканской церкви. Родился в Лондоне. Получил образование в Винчестере и Оксфордском университете, в 1894 был назначен викарием церкви святой Анны в Уондсуэрте и вскоре принял сан священника (1895). После 1900 стал младшим каноником и хормейстером часовни святого Георгия (1924–1927). Умер 21 декабря 1951 в Виндзоре. Главным достижением Феллоуза в сфере музыки являются два труда: 36-томное издание мадригалов эпохи королевы Елизаветы Школа английского мадригала (The English Madrigal School, 1912–1924) и Школа английской песни с аккомпанементом лютни в 32-х томах (The English School of Lutenist Song-Writers, 1930–1932). Ученый опубликовал также биографии композиторов елизаветинской эпохи У.Бёрда и О.Гиббонса и писал музыку для Англиканской церкви.

1871
Леопольд Куншак
австрийский государственный деятель, в 1945 году был председателем Австрийской народной партии, с 12 декабря 1945 до своей кончины 13 марта 1953 года - Председатель национального совета.

1871
Николай Феофилактович Лесков
российский этнограф, фольклорист, писатель, кандидат богословия. За исследования этнографии и фольклора карел Олонецкой губернии награжден серебряной медалью Императорского Географического общества. Умер в 1915 году.

1872
Адамс (Adams)
американская актриса.

1873
Анна Мария Тальшова
чешская писательница

1875
Весто Мелвин Слайфер
американский астроном. Труды по спектроскопии планет, звезд и туманностей. Первым начал определять лучевые скорости шаровых звездных скоплений и спиральных туманностей, т. е. галактик (1912), обнаружил красное смещение в спектрах галактик (1912-1914).

1876
Евгений Андреевич Беренс
военно-морской деятель. Участник Русско-японской войны 1904 - 1905 гг. Штурманом на крейсере «Варяг» сражался в Чемульпском бою. В 1910-1917 гг. морской атташе в ряде стран. После Великой Октябрьской революции перешел на сторону советской власти. С ноября 1917 г. начальник морского Генерального штаба. На собрании в штабе заявил следующее: «Надо помнить о России. И работать, господа, работать». С апреля 1919 г. командующий Морскими Силами Республики. В 1924-1926 гг. военно-морской атташе. Умер 7 апреля 1928 года.

1879
Абрам Павлович Комлев
деятель революционного движения России. Член Коммунистической партии с 1903. Родился в деревне Петропавловка, ныне Валковского района Харьковской области, в крестьянской семье. Портной. Вел партийную работу на станции Лозовой, в Севастополе, Ярославле, Одессе. Во время Революции 1905—07 на партийной работе в Донбассе. С 1906 член Казанского комитета РСДРП, участвовал в создании профсоюза портных в Казани. Неоднократно подвергался репрессиям. Участник Февральской революции 1917. Делегат Седьмой (Апрельской) конференции РСДРП (б). Один из организаторов борьбы за установление Советской власти в Татарии. В августе 1918, когда белочехи и белогвардейцы захватили Казань, был арестован и после пыток расстрелян в Казани в августе 1918 года. Литература: Лебедева А.И., А.П.Комлев, в книге: Борцы за счастье народное, Казань, 1967.

1880
Густав Коллийн (Gustaf Collijn)
шведский шахматист. Умер 6 ноября 1968 года.

1882
Пауль Беккер
немецкий историк музыки. Автор книг о Бетховене, немецких композиторах 20 века и др. В 1933 г. покинул Германию и с 1934 г. жил в Нью-Йорке.

1882
Густав VI Адольф (Gustav VI)
король Швеции. Родился в Стокгольме, старший сын короля Густава V. Получил образование в университетах Упсалы и Осло, в 1902 вступил в армию; служил в шведских и норвежских войсках, в 1932 получил звание генерала. В последние годы правления отца Густав брал на себя исполнение все большей части королевских обязанностей, часто в качестве регента. Занял трон 29 октября 1950 после смерти Густава V. Увлекался археологией, собрал всемирно известную коллекцию восточной керамики. Умер Густав VI в Хельсингборге 15 сентября 1973 года.

 (699x696, 171Kb)
1883
Эрнест Ансерме (Ernest Ansermet)
швейцарский дирижёр. Учился в Лозанне, Париже и Женеве. С 1912 дирижёр в Монтрё, в 1915-1918 в Женеве, где организовал оркестр Романской Швейцарии - один из лучших европейских оркестров. Ансерме известен как пропагандист современной музыки, особенно произведений И.Ф.Стравинского. В 1915-1923 был музыкальным руководителем труппы "Русский балет С.Дягилева". Ансерме гастролировал в странах Европы, Америки и в СССР (впервые в 1928). Автор симфонических и камерных произведений, а также литературных сочинений о музыке. "Между музыкой и математикой существует безусловный паралеллизм. И та и другая представляют собой действие в воображении, освобождающее нас от случайностей практической жизни". (Эрнест Ансерме). "Если мы воспринимаем музыку одним лишь ухом, но не ощущаем ее всем телом и душой, не содрогаемся от ее могущества, мы слышим лишь слабое эхо ее истинного существа" (Эрнест Ансерме, "Беседы о музыке"). Интереснейшая личность. Профессиональный математик, проработавший 4 года профессором в университете г.Лозанна, заинтересовался музыкой и ... после частных уроков (у Эрнеста Блоха...), профессиональной помощи Артура Никиша и Феликса Вайнгартнера, через год с небольшим встал за дирижёрский пульт. А через пять лет (1915), по рекомендации Стравинского, стал главным дирижёром Русского балета (Ballets Russes) Дягилева. В репертуаре Ансерме были представлены композиции от авторов-классиков до современников. Он дирижировал премьерами "Треуголки" (Фалья), "Сказа про шута..." (Прокофьева), "Парада" (Сати), сочинений Стравинского ("Истории солдата", "Пульчинеллы", "Соловья", Мессы и др.). Под его руководством прозвучали премьеры и некоторых сочинений Онеггера ("Rugby", "Pacific 231" и др.), В.Бриттена("Поругание Лукреции" и др.). Ансерме (как и Ш.Мюнш) был одним из первых пропагандистов симфонических произведений Равеля. Основал и на протяжении почти пятидесяти лет (1918-1967) руководил Оркестром Романской Швейцарии (Orchestre Romand, O.R.) - удивительная верность коллективу (в других оркестрах был лишь приглашённым дирижёром, например, в Национальном оркестре Аргентины). Мало того, Ансерме является автором собственных музыкальных сочинений. Кстати, Ансерме положительно относился к джазу и видел в нём перспективный источник новых идей для современной академической музыки и посильно пропагандировал его. В 1918 г., вернувшись из гастрольного турне по Америке, Эрнест Ансерме привез мне связку нот регтаймов в виде фортепианных аранжировок и инструментальных партий, которые я свел в партитуру. С этими пьесами перед глазами я сочинил регтайм для «Истории солдата» и, по окончании «Истории солдата», «Регтайм» для одиннадцати инструментов. Интересны также музыковедческие работы Ансерме. Он интересовался музыкальной эстетикой, теорией и историей и высказывался за музыку, которая способна захватить массы слушателей. Его "Беседы о музыке" издавались в руском переводе уже в 1976 г. (Л.Музыка).

 (423x698, 86Kb)
1883
Элена Герхардт (Elena Gerhardt)
легендарная немецкая певица (сопрано, затем меццо-сопрано). Родилась в Лейпциге, седьмым ребенком, в семье Августа Германа Герхердта, владельца ресторана. Поскольку Елена была единственной дочерью своих родителей, ее бесконечно баловали и любили. Несмотря на то, что в доме не было ни одного музыкального инструмента, семья была музыкальна: известно, что четверо братьев Елены в гимназические годы пели в квартете. В возрасте 16-ти лет Герхардт поступила в Лейпцигскую консерваторию. Первый ее педагог Карл Рембринг спустя год умер. Обучение молодая певица продолжила у Мари Hetmont Рембринг, котороая уже тогда заметила, что Герхардт создана не столько для оперной сцены, сколько для камерного репертуара (Мари Hetmont Рембринг сама в прошлом - известная камерная певица, впервые, кстати, исполнившая «Am Sonntag Morgen» - «В воскресное утро», соч. 49 № 1 Брамса). Герхардт была настолько многообщающим музыкантом, что в ее первом сольном концерте, приуроченном к ее 19-летию, ей вызвался аккомпанировать сам Артур Никиш, в ту пору (с 1902 г.) - директор Лейпцигской консерватории. Герхардт была единственной певицей, которой выдающийся дирижер, при случае, аккомпанировал до конца своих дней (скончался Никиш в 1922 г.). Оперный дебют Герхардт состоялся в 1903 г., в Лейпциге. Всё ограничилось двумя партиями - Миньон и Шарлотты: вскоре она и в самом деле отказалась от сцены, посвятив свою жизнь lieder (песне). В 1906 г. Герхардт дебютировала с liederabend в Лондоне, в 1907 г. – в Париже, в 1908 г. посетила матушку Москву. Затем были Берлин, Гамбург; в1912 г. - Нью-Йорк, далее – Испания, Голландия, Бельгия. Каждый раз певице сопутствовал колоссальный успех. В быту Герхардт была непритязательна, вела очень скромную, аскетичную жизнь. Лишь похоронив свою девяностолетнюю мать, Герхард пошла на создание семьи – в возрасте 49-и лет. Спустя год, в 1933 г., у ее мужа, Фрица Колля, работавшего звукорежиссером на лейпцигском радио, начались проблемы с властями. Надо полагать, в силу его еврейского происхождения. В 1934 г. супруги переехали в Лондон, где и обосновались насовсем. Последний лидерабенд Герхард дала в марте 1947 г., после чего стала заниматься преподаванием. Правда, из учеников ее известным не стал никто. Вот разве, Флора Нильсен. В 1953 г. Герхард опубликовала книгу своих воспоминаний (на русский язык не переведена). Скончалась великая певица в Лондоне, 11 января 1961 года. Елена Герхардт воспринималась своими современниками как «Королева lieder». Часто Герхардт устраивала вечера, посвященные исключительно наследию Гуго Вольфа (1860-1903). По тем временам надо было обладать незаурядным духом, чтобы взяться за творчество этого композитора. В результате, представители звукозаписывающей компании HMV (чуть ли не Вальтер Легге) просили не кого нибудь, а именно Герхардт открыть цикл записей всех песен Вольфа, предпринимавшийся тогда впервые. В ноябре-декабре 1931 г., вместе с Конрадом ван Босом, она записала 10 песен Вольфа – 4 - на стихи Мёрике, 1- Эйхендорфа, по три – из Испанской и Итальянской книг. Основными партнерами Герхардт на протяжении ее жизни были Артур Никиш, Конрад ван Бос, упомянутые выше, и Джеральд Мур, оставивший удивительно тёплые воспоминания о ней (Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. Москва, 1987). Мур вообще ее боготворил.

1884
Элеонора Рузвельт
супруга президента США Франклина Делано Рузвельта. Так же, как и ее муж не был обычным президентом, она не была обычной Первой леди. Она вошла в историю Америки как общественный и политический деятель, автор книг, публицист и дипломат, В 1946 году аккламацией ее избрали председателем комитета по защите прав человека при Организации Объединенных Наций. Гарри Трумэн назвал ее "Первой леди мира" и подчеркнул, "что она интересуется не только Соединенными Штатами, но и всем миром". Элеонора Рузвельт, единственная среди жен американских президентов выполняла функции Первой леди более четырех сроков, с марта 1933 по 12 апреля 1945 года. В последующие тринадцать лет Элеонора Рузвельт по результатам социологического опроса была "женщиной, которой больше всего восторгались в мире". В отличие от всех предшествующих жен президентов Элеонора использовала средства массовой информации, чтобы познакомить общественность со своей широкой и всеобъемлющей деятельностью. Элеонора - прототип современной Первой леди, которая принимает участие в общественной жизни, демонстрируя самостоятельность и независимость. Как никто из ее предшественниц в Белом доме, она после смерти мужа собственными достижениями еще больше укрепила свой престиж. Скончалась 7 ноября 1962 года.

 (572x699, 123Kb)
1885
Джордж Смит Паттон, младший (George Smith Patton, Jr.)
один из главных генералов американского штаба, действующего в период Второй мировой войны. Принимал самое активное участие в ходе проведения кампаний в Северной Африке, на Сицилии, во Франции и Германии с 1943 по 1945 годы. Во время Второй мировой войны был главнокомандующим нового танкового корпуса, принявшего участие в военных действиях во Франции. После окончания войны был основным сторонником и лоббистом использования в дальнейших боевых действиях бронетехники. Погиб в автокатастрофе 21 декабря 1945 года в Германии, недалеко от Мангейма. При вступлении США в Первую мировую войну, генерал Першинг присвоил Паттону звание капитана. Позднее, по прошению самого Паттона, Першинг откомандировал его к недавно сформированному танковому корпусу Соединенных Штатов. О его деятельности нет точных сведений — в зависимости от источника, он либо командовал танковым корпусом, либо был только сторонним наблюдателем Сражения при Камбре, произошедшем в 1917 году, где танки впервые использовались как существенная сила. Поскольку американский Танковый Корпус не принимал участие в этом сражении, Паттону в этом сражении, скорее всего, была отведена роль наблюдателя. За его заслуги (и организацию им учебной школы для американских танковых войск в Лангре, Франция), Паттон был произведен в чин майора, а затем — в чин подполковника, после чего служил в Американском танковом корпусе. Корпус, в то время бывший частью Американских экспедиционных сил, впоследствии, стал частью 1-й армии США. Также он принимал участие в Битве при Сен-Михель в сентябре 1918 года, где получил пулевое ранение в тот момент, когда запрашивал помощь для группы танков, застрявших в непроходимой грязи. Пуля попала в верхнеягодичную мышцу и прошла навылет; спустя годы, на вечеринках среди военнослужащих, Паттон иногда приспускал форменные брюки и показывал шрам, называя себя, при этом, «генералом с половиной задницы» («half-assed general»). После прохождения лечения, Паттон вернулся в строй. За своё участие в операциях Меза-Аргонна Паттон был награждён медалью «За выдающиеся заслуги» и крестом «За выдающиеся заслуги», и получил звание полковника. За боевое ранение он также получил медаль «Пурпурное сердце». В период своей службы в Вашингтоне в 1919 году капитан (его понизили из его временного военного звание полковника) Паттон встречает и становится близким другом Дуайту Эйзенхауэру, впоследствии сыгравшему огромную роль в карьерном взлёте Паттона. В начале 1920-х гг. Паттон подаёт петицию в Конгресс США, ставя своей целью увеличение финансирования бронетанковых войск страны, однако его затея терпит крах. Паттон в то же время на профессиональном уровне пишет статьи по тематике ведения танкового боя и общей тактики бронетанковых войск, предлагая новые методы и тактические приёмы. Также он продолжает свою работу над улучшением самих танков, выступив с инновационными предложениями по радиосвязи в танках и улучшении конструкции танковых башен. Однако, отсутствие общественного интереса к танковым войскам в общем и к танкам в частности играет плохую роль в отношении продвижения Паттона по службе, и он возвращается обратно в кавалерию. В период построения планов США относительно их участия во Второй мировой войне, Паттон командовал 2-й бронетанковой дивизией, которая, с переменным успехом, участвовала в луизианских и каролинских маневрах в 1941 году. 2-я дивизия была расквартирована в Форт Беннинг, штат Джорджия о того момента, как ей, вместе с её командующим, было приказано переместиться в только что созданный «Пустынный тренировочный центр» (Desert Training Center) в Индио, штат Калифорния. Приказ был отдан Главнокомандующим бронетанковыми войсками, генерал-майором Джейкобом Л.Деверсом. Паттон назначается Деверсом командиром I механизированного корпуса, и находится на этом посту к тому моменту, как корпус приписывается к силам вторжения союзников в Северную Африку. 3 июня 1942 года Паттон приходит к выводу, что японцы, потенциально, могут в любой момент высадиться на побережье Мексики, которая совсем недавно — 22 мая 1942 года — присоединилась к антигитлеровской коалиции. Он уверен, что оттуда японцы могут продвинуться на север, чтобы при поддержке с воздуха и земли ВМФ Японии мог вторгнуться в воды Калифорнийского залива. За три дня Паттон приводит свою армию в минутную боевую готовность, чтобы, в любой момент, иметь возможность защитить страну от вторжения противника. Японские силы высадились на Алеутских островах 6 июня. В 1942 году генерал-майор Паттон командовал Западным контингентом армии США, высадившейся на побережье Марокко во время операции «Факел». Паттон и его штаб прибыли в Марокко на борту тяжелого крейсера ВМФ США «Огаста», (USS Augusta (CA-31)), попавшего под огонь французского линкора «Жан Барт», при входе в гавань Касабланки. После поражения Второго корпуса ВС США, как части 1-й Армии Великобритании, в 1943 году, последовавшего от немецкого корпуса Африка в битве в Кассеринском ущелье, генерал Дуайт Эйзенхауэр, оценил причины неудач в донесении генерал-майору Омару Брэдли. По итогам этого документа, Паттону было присвоено звание генерал-лейтенанта и 6 марта 1943 он был направлен на командование Вторым корпусом СВ США. Вскоре после этого, Паттон был переназначен Брэдли в его штаб корпуса, в качестве заместителя командующего. Так началось долгое сотрудничество между совершенно разными личностями, которое могло проявиться исключительно в военных условиях. Жестко тренирующий и муштрующий вверенные ему части, он был абсолютно непопулярен в своих войсках. Однако же, все солдаты предпочитали служить именно у него, так как, по их собственному мнению, командование Паттоном было наилучшим шансом вернуться домой живыми. И британские, и американские офицеры отмечали «мягкость» и некоторое разложение дисциплины во Втором Корпусе при командовании Ллойда Федерналла. Паттон обязал каждого подвластного ему участника кампании носить стальные шлемы, даже гражданских лиц в рабочих одеждах, и обязал свои войска быть одетыми в непопулярные брюки и шейные галстуки. Каждый мужчина был обязан ежедневно бриться и содержать свою униформу в надлежащем виде. При том, что эти меры не добавляли Паттону популярности, они возродили определенное чувство дисциплины и воинской гордости, потерянной ранее. Именно тогда Паттону дали прозвище «наша кровь и кишки». Дисциплинарные меры быстро оправдали себя. К середине марта контрнаступление совместно с оставшимися в строю частями 1-й британской армии выдавило немцев гораздо восточнее; в то время, как 8-я британская армия под командованием генерала Бернарда Лоу Монтгомери в Тунисе совместными усилиями освободили от немецких войск Северную Африку. Как результат его успешного командования войсками в Северной Африке, Паттону поручается командование Седьмой армией США, уже на этапе подготовки вторжения на Сицилию. Задачей Седьмой армии становится защита левого (западного) фланга 8-й британской армии в то время, как их общей задачей становится продвижение на север и достижение Мессины. Седьмая армия отражает несколько немецких контратак в зоне берегового плацдарма перед началом продвижения на север. Тем временем, 8-я армия остановилась несколько южнее Этны, будучи не в силах продвигаться дальше из-за мощных оборонительных усилий немцев. Командующий группой армий, Харольд Александер, не мог должным образом координировать действия двух командиров армий; по этой причине Монтгомери проявил инициативу и встретился с Паттоном с целью формирования общности группы и скоординированности действий войск. Паттон формирует временный корпус под своим командованием. В итоге войска быстро продвигаются по западной Сицилии, освободив столицу — Палермо, и затем на марше продвинулись восточнее, до Мессины. Американские войска освобождают Мессину, в соответствии с планом, разработанным Монтгомери и Паттоном. Однако, итальянские и немецкие войска имели преимущества в авиации и в военно-морских силах, и, по этой причине, им удалось эвакуировать всех своих солдат и большую часть тяжелой техники через Мессинский пролив на основную территорию Италии. Генерал Паттон отличался достаточной жесткостью и даже жестокостью в отношении к противнику. Кровожадные речи Паттона привели к тому, что в вину ему ставилось возбуждение ненависти по национальному признаку, что привело к Бискарской резне (Biscari massacre) — собирательному наименованию двух инцидентов, когда американские солдаты из 75-й дивизии убили 74 невооружённых итальянских военнопленных и двух пленных немцев (один из стрелявших пояснил, что мотивацией к действиям послужили слова генерала Паттона). Эйзенхауэр использовал «увольнение» Паттона как способ ввести в заблуждение немцев относительно того, где мог быть нанесен следующий удар войск. В течение следующих 10 месяцев Паттон остается на Сицилии в продолжительном бездействии, он отстранен от командования и от несения своего воинского долга, что расценивается немцами как некоторый ситуативный намек на скорое начало атаки на юге Франции. Позднее, его отправка и пребывание в Каире будет расценено немцами как предположительное наступление через Балканы. Немецкая внешняя разведка неправильно интерпретировала происходящее и, в результате, совершила ряд фатальных ошибок в прогнозировании планов объединенной группы войск. Несколькими месяцами ранее июня 1944 года и начавшегося в этот месяц вторжения в Нормандию, Паттон начинает распространять слухи о несуществовавшей в действительности 1-й группе армий США (англ. First U.S. Army Group, сокр. «FUSAG») выступая в своих разговорах в качестве командующего этой группой. По его словам, эта группа армий должна была вторгнуться во Францию, форсировав переправу через пролив Па-де-Кале. Эти разговоры были частью грандиозной операции по дезинформации, получившей кодовое название «Операция „Сила духа“» (англ. Operation Fortitude). Результатом операции стало нерациональное использование сил и ресурсов немецким командованием, что породило большие проблемы с отражением удара союзников в Нормандии в «День Д». После начала вторжения в Нормандию, Паттон занимает место в командовании 3-й американской армии, которая, с географической точки зрения, занимала в театре военных действий на Западе крайне правую (западную) позицию относительно расположения войск союзников. Начав действия 1 августа 1944 года, он руководил этой армией во время поздних частей операции Кобра, которая, фактически, превратила затяжные жестокие бои десанта и пехоты в Нормандских лесонасаждениях и полях в блицкриг союзников во Франции. 3-я армия постоянно атаковала в направлениях к западу (Бретань), югу, востоку — ближе к Сене и северу, оказывая содействие к перекрытии немцам вариантов отступления и избежания попадания в Фалезский котел, между Фалезом и Орном. Паттон использовал против немцев их же тактику блицкрига, преодолев за две недели расстояние в шестьсот миль, от Авранша (фр. Avranches) до Аргентана. Силы генерала Паттона были частью объединенных сил союзников, которые освобождали Францию, достигнув Парижа. Сам город был освобожден 2-й Французской танковой дивизией, которая находилась под командованием маршала Леклерка, чьи солдаты сражались в самом городе, и 4-й пехотной дивизией США. Части 2-й танковой дивизии были только что переведены в подчинение из 3-й армии, и многие солдаты ещё были уверены, что являются частью 3-й армии. Такое быстрое продвижение, иллюстрацией которому может явиться этот факт, дает понимание высокой мобильности и агрессивности стиля командования Паттона войсками. Также такому успеху, безусловно, способствовал тот важный факт, что Паттон эффективно использовал аппарат Ultra — британский декриптор шифров немецкой шифр-машины Enigma. Наступление генерала Паттона, несмотря на все удачи, захлебнулось 31 августа 1944, когда 3-я армия встала у реки Мозель, близ Мец, Франция. Берраган в своем труде по военной тактике утверждает, что амбиции Паттона и его отказ от признания того факта, что он находился всего лишь во второй волне атакующих сил, сыграли свою отрицательную роль. Другие историки предполагают, что силы наступающей армии были заняты генералом Ли, который решил переместить подответственную ему зону коммуникации в более комфортабельный Париж. В итоге около 30 автотранспортных рот были заняты переездом, хотя могли бы быть использованы для поддержки и развития наступления во избежание растягивания войск. Паттон предполагал, что командование театром военных действий будет экономить топливо для поддержки успеха кампании. Однако, вследствие разных причин, топливные потоки были отданы Монтгомери, ресурсы техники были заняты на перемещении зоны коммуникации, Паттон отказывался наступать медленно и 3-я армия «увязла» на линии Эльзас-Лотарингия, не обращаясь к обороне только из-за слабости немецких войск, не готовых перейти в контратаку. Опыт Паттона предполагал собой, что основным преимуществом сил союзников является мобильность. Это достигалось за счет огромного количества грузовиков США, достаточной надежности танков, хорошей радиосвязи и прочих мелочей, вместе дающих возможность армии двигаться и действовать в крайне сжатые сроки. Медленные атаки вели к большим жертвам среди личного состава и потерям в технике; также они давали немцам возможность подготовить многочисленные защитные позиции, а затем, часть за частью, выводить войска из зоны атаки, нанося большой урон союзническим войскам. Паттон отказался действовать таким образом. Времени, необходимого на подвод подкреплений для сил союзников, как раз хватало на то, чтобы немецкие войска успели дополнительно укрепить крепость Меца и полностью подготовиться к последующим боевым действиям. В октябре-ноябре 3-я армия практически увязла в позиционной войне, положение стало практически безвыходным. Тяжелые потери сопровождали каждый шаг с обеих сторон. Лишь к 23 ноября Мец окончательно сдался американцам. В конце 1944 года немецкая армия начала отчаянные попытки организовать линию обороны вокруг Бельгии, Люксембурга и северовосточной Франции. Началось наступление в Арденнах, официально возглавляемое немецким фельдмаршалом Гердтом фон Рунштедтом. К 16 декабря 1944 года немецкая армия сгруппировала 29 дивизий (прибл. 250 тысяч чел.) в слабом месте линии фронта союзников и совершила глубокий прорыв к реке Маас. Наступила одна из самых морозных для теплой Европы зим. Снегопад сковал всякие передвижения танковых войск с обеих сторон. Нуждаясь всего лишь в одних сутках благоприятной погоды, Паттон приказывает капеллану 3-й армии США, Джеймсу О’Нейлу, молиться Богу о том, чтобы Он послал таковую погоду. Вскоре после начала молитвы тучи рассеялись. Паттон прямо на месте молитвы наградил О’Нейла Бронзовой звездой. Армия начала свои действия по противостоянию войскам фон Рундштедта. Паттон внезапно (что является значимым достижением тактики и действий частей снабжения) поворачивает войска, осуществляя, тем самым, одновременный отвод сил вместе с обескровленной 101-й воздушно-десантной дивизии США, взятой в котел в Бастони (её временным командующим тогда был бригадный генерал Энтони Маколифф). К февралю немцы отступали по всему фронту и Паттон перешёл к другому участку фронта — Саарскому бассейну в Германии. Переброс 3-й армии завершился соединением сил на Рейне в Оппенхайме 22 марта 1945 года. Паттон планировал освободить от фашистов Прагу, когда продвиженеи американских войск было остановлено. Его войска освободили Пльзень (6 мая 1945 года) и основную часть западной Богемии. 9 декабря 1945, за день до своего возвращения из послевоенной поездки назад в США, в Калифорнию, Паттон попадает в тяжелую автокатастрофу. Он и его начальник штаба, генерал-майор Хобард Гей, ехали охотиться на фазанов в угодья, расположенные в предместьях Маннгейма. В Кадиллаке модели 75, за рулем которого находился водитель Хорас Вудринг (1926—2003) генерал Паттон находился на заднем сиденье справа, а генерал Гей — слева. В 11:45 по местному времени, недалеко от Некарсштадта, 2Ѕ-тонный грузовик, управляемый Робертом Л.Томпсоном, потерял управление и вылетел на встречную полосу. Кадиллак на полной скорости врезался в грузовик. Генерала Паттона выбросило вперед, и он получил тяжелую рану, ударившись головой об одну из металлических частей кузова Кадиллака. Гей и Вудринг также получили ранения. Парализованный, Паттон умер от эмболии 21 декабря 1945 года в военном госпитале в Гейдельберге, Германия, в присутствии своей жены. Паттон похоронен на Люксембургском американском мемориальном кладбище в городе Люксембург, вместе с другими погибшими воинами 3-й армии США. Его останки были перезахоронены с другого кладбища в место упокоения, расположенное в самом центре могил его солдат. Кенотаф находится на кладбище в Сан-Габриэле, штат Калифорния, рядом в церковью, где Паттон был крещен. В притворе алтарной части храма находятся предметы, напоминающие о Паттоне, в том числе его фотография на танке. Во дворе церкви установлена статуя генерала. Автомобиль Паттона был восстановлен и использовался различными ведомствами. В настоящее время машину, равно как и многие другие предметы жизни полководца, можно увидеть в Музее генерала Джорджа Паттона (англ. General George Patton Museum) в Форт Ноксе, штат Кентукки.

1886
Константин Ивэнуш (Ivnu)
деятель румынского рабочего движения. В 1912 вступил в Социалистическую партию Румынии. В годы 1-й мировой войны 1914-1918 вел революционную пропаганду среди солдат. После войны выступил одним из инициаторов образования Коммунистической партии Румынии (КПР). В мае 1921 накануне 1-го съезда КПР был арестован. На 2-м съезде (октябрь 1922) избран членом ЦК КПР. В 1925-1928 находился в тюрьме. После освобождения, направляясь на лечение в СССР, умер 23 ноября 1928 года, похоронен в Берлине рядом с К.Либкнехтом и Р.Люксембург. Литература: Constantin Ivnu, Buc., 1956; Mihileanu ., Constantin Ivnu (1886-1928), "Analele Institutului de studii istorice i social-politice de pe lоng . . al . . R.", 1966, №2-3.

1886
Арташес Баласиевич Каринян
армянский государственный деятель, литературовед, академик Академии Наук Армянской ССР (1956), Герой Социалистического Труда (1976). В 1918 г. - нарком юстиции Бакинского СНК, в 1924-1928 гг. - председатель ЦИК Армянской ССР. Труды об армянских и русских литературных связях, по истории армянской периодической печати.

1886
Андрей Фёдорович Палашенков
краевед и археолог. Родился в селе Надва Смоленской губернии в крестьянской семье. С 1918 директор Смоленского краеведческого музея, организовал мемориальные музеи М.И.Глинки и Н.М.Пржевальского; в 1934 был репрессирован, в Карлаге создал лагерный музей, а после освобождения уехал в Омск (с 1943 директор Омского краеведческого музея). В тридцатые годы как археолог обследовал Тобольский кремль и могилы декабристов, в 1938-1939 руководил экспедициями в район городища Искер (столицы Кучума) и по рекам Северная Сосьва и Ляпина (Ханты-Мансийский округ). Умер в Омске 30 апреля 1971 года.

1887
Морис Элви
английский режиссер. Работал в театре как актер и режиссер. В 1913 г. начал режиссерскую деятельность (фильм «Большое золотое ограбление»). В период «немого» кино ставил экранизации романов Ч. Диккенса – «Домби и сын» (1918), «Холодный дом» (1920), серию фильмов о Шерлоке Холмсе – «Баскервильская собака» (1921) и др., биографические фильмы «Флоренс Найтингел» (1915), «Розы Пикардии» (1927). В звуковой период ставил главным образом коммерческие фильмы, пользовавшиеся большим успехом у зрителей: псевдоисторический фильм «Шпион Наполеона» (1936), кинодраму на материале 2-й мировой войны «Привет, Джон-гражданин» (1942), фильм «Лампа еще горит» (1943) и др.

1887
Роланд Янг
англо-американский актер.

 (457x699, 150Kb)
1888
Абул Калам Азад (Maulana Abul Kalam Azad)
индийский политический деятель, один из лидеров движения за независимость Индии. Родился 11 ноября 1888 в Мекке, при рождении был назван Мохуддином Ахмадом. Происходил из знатной семьи в Дели. Получил домашнее образование в Калькутте, изучал арабский язык, географию, историю и культуру Востока. Первая статья Азада была напечатана, когда ему исполнилось двенадцать лет. В 1906 Азад стал помощником редактора газеты, после выхода в свет журнала «Аль-Хиляль» в 1912 сделался заметной фигурой в индийской политической жизни. Это издание призывало мусульман присоединиться к борьбе за независимость Индии, и в 1914 британское правительство закрыло журнал, а Азад был арестован. Освобожденный в январе 1920, принимал участие в движении гражданского неповиновения под руководством Махатмы Ганди. В 1923 Азад был избран председателем партии Индийский национальный конгресс (ИНК). В 1940 вторично избран председателем Конгресса и оставался руководителем партии до 1946. Вел переговоры о предоставлении стране независимости с сэром Стаффордом Криппсом в 1942, с лордом Уэвеллом в 1945 и с миссией кабинета министров в 1946. Азад был первым министром образования в независимой Индии и оставался на этом посту до своей смерти в Дели в 1958. В качестве министра провел реформы, среди которых – принятие единой для всей страны программы начального обучения, реорганизация среднего и высшего образования и улучшение преподавания технических и естественнонаучных дисциплин. Азад – автор комментариев к Корану и нескольких теологических исследований, а также книги Индия завоевывает свободу (India Wins Freedom, 1959).

1889
Остап Вишня (Павел Михайлович Губенко)
украинский писатель. С 1917 г. учился в Киевском университете. Печататься начал в 1919 г. Фельетоны и юмористические рассказы пользовались большим успехом у читателя. В годы Великой Отечественной войны его сатира клеймила врага (сборник «Зенитка», 1947, и др.). Автор сборников «Самостiйна дiрка» (1945), «Весна-красна» (1949), «Вишневi усмiшки» (1950), «Избранное» (1955). Многие его образы и меткие выражения вошли в широкий обиход.

1889
Константин Александрович Мехоношин (30.10(11.11). 1889 — 7.5.1938),
советский военный деятель. Член Коммунистической партии с 1913. Родился в поселке Завод-Александровский (ныне город Александровск Пермской области). В 1909—1914 учился в Санкт-Петербургском университете, дважды был арестован и выслан за революционную деятельность. С 1915 — в армии, рядовой. После Февральской революции 1917 член полкового комитета, Петроградского совета и Петроградского комитета большевиков; с апреля член Военной организации, а с июня — член Всероссийского. бюро фронтовых и тыловых военных организаций при ЦК РСДРП(б). В июле 1917 арестован Временным правительством и заключен в петроградскую тюрьму "Кресты" (освобожден в октябре). Во время подготовки и проведения Октябрьского вооруженного восстания член Петроградского ВРК. Член ВЦИК 2-го созыва. С 3 декабря 1917 товарищ (заместитель) наркома по военным делам; в декабре 1917 — сентябре 1918 член коллегии Наркомвоена. С 3 февраля 1918 член коллегии по формированию и организации РККА, с марта 1918 член Высшего военного совета, с июня 1918 член РВС Восточного фронта, с сентября 1918 по июль 1919 член РВС Республики, с октября 1918 член РВС Южного фронта. В 1919 председатель РВС Каспийско-Кавказского фронта (с февраля), 11-й отдельной армии (с марта), 11-й армии Юго-Восточного фронта (с декабря). В 1920 был председателем РВС 3-й армии Западного фронта. В 1921—1934 заместитель начальника и начальник Всевобуча, военный атташе в Польше, член коллегии Наркомата связи, затем директор Всесоюзного научно-исследовательского института океанографии и морского хозяйства. Умер 7 мая 1938 года.

1891
Лиля (Лили) Юрьевна Брик (Каган)
известная деятельница русской культуры, гражданская жена В.В.Маяковского. Сестра Э.Триоле.

1893
Михаил Павлович Парусников
российский советский архитектор, академик Академии Наук Белорусской ССР (1950). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и ВХУТЕМАСе (1913-1924) у С.В.Ноаковского и И.В.Жолтовского. Преподавал в Московском архитектурном институте (1934-1941 и с 1948; профессор с 1949). Работы: павильон машиностроения и аудитория на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923) и жилой дом на проспекте Мира (1936) в Москве; административное здание (1946-1947), Госбанк (1950), ансамбль Ленинского проспекта (с группой соавторов; проложен и застроен во 2-й половине 1940-60-х; Государственная премия Белорусской ССР, 1968) в Минске. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умер 1 февраля 1968 года.

1893
Леон Зингер (Leone Singer)
итальянский шахматист. Умер 21 сентября 1975 года.

1893
Платон Алексеевич Слепцов-Ойунский
якутский советский писатель и общественный деятель, основоположник якутской советской литературы. Член КПСС с 1918. Родился в Таттинском улусе (ныне Алексеевский район) в крестьянской семье. В начале 1917 вступил в социал-демократический кружок, руководимый Ем.Ярославским, с первых дней Февральской революции 1917 включился в революционную борьбу. В 1921 предедатель Губревкома Якутии, в 1922 председатель Совнаркома, в 1923 председатель ЦИК Якутской АССР. В 1928—1931 нарком просвещения и здравоохранения Якутии, с 1935 директор НИИ языка и культуры при СНК Якутской АССР. Член правления СП СССР (1934—1938). Творчество Слепцов-Ойунского глубоко партийно и народно; представляя романтическое направление в литературе социалистического реализма, он как писатель оказал значительное влияние на развитие якутской советской литературы, особенно поэзии. Его стихи ("Песня свободы", 1922; "На смерть вождя", 1924; "Железный конь", 1926; "Власть Советам", 1927, и др.) и драматическая поэма "Красный шаман" (1918, 2-я редакция 1925) сыграли большую роль в политическом пробуждении трудящихся края. Слепцов-Ойунский известен и как прозаик, автор рассказов "Сон кожемяки" (1926), "Александр Македонский" (1935) и др., повести "Выход из тины" (1936), мемуаров "Минувшие дни и годы" (1928), повествующих о революционных событиях в Якутии. Написал ряд драматургических произведений — "Большевик" (постановка 1926), "Туйаарыма-Куо" (постановка 1928) и др. Автор научных работ "Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание" (1927), "О теории якутского стихосложения" (1928), "Якутский язык и пути его развития" (1935). Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Репрессирован. Скончался в тюрьме города Якутска 31 октября 1939 года, реабилитирован посмертно. В Якутии учреждена (1966) литературная премия имени П.А.Ойунского. Указом президента Республики Саха (Якутия) создан организационный комитет по подготовке и празднованию юбилейной даты. 2003 год объявлен в республике Годом П.А.Слепцова-Ойунского. Сочинения: Айымньылар, тома 1—7, Якутскай, 1958—1962; в русском переводе — Избранное, Москва, 1963. Литература: Платон Алексеевич Ойунский (1893—1939). Статьи и воспоминания. К 70-летию со дня рождения, Якутск, 1963; Очерк истории якутской советской литературы, Москва, 1970.

 (449x698, 83Kb)
1894
Георгий Владимирович Иванов
русский поэт. С 1922 в эмиграции. Родился в Студенках Ковенской губернии. Сын военного, Иванов воспитывался в Санкт-Петербургском кадетском корпусе. Печататься начал в 17 лет, в 1911 издал свою первую поэтическую книгу Отплытие на остров Цитеру (названа по одноименной картине А.Ватто; под этим же заглавием изданы в 1937 избранные стихи Иванова 1916–1936). По отзыву Н.С.Гумилева, выделившего этот сборник среди книг дебютантов, поэт «не мыслит образами... он вообще никак не мыслит. Но ему хочется говорить о том, что он видит». Визуальная природа лирики Иванова, намного более для нее важная, чем интеллектуальное начало или подчеркнутая эмоциональность, родственна акмеизму, приверженцем которого он оставался в свой Санкт-Петербургский период, хотя его сближали также и с эгофутуризмом И.Северянина, и с эстетикой «прекрасной ясности», возвещенной М.Кузминым. До революции Ивановым были изданы сборники Горница (1914) и Вереск (1916), подготовлена большая книга избранного, прочитанная в рукописи А.А.Блоком, который нашел эти стихотворения почти безукоризненными по форме, однако оставляющими ощущение внутренней пустоты: автор сознательно его добивается, поскольку это творчество «человека, зарезанного цивилизацией». Мотив «бессмыслицы земного испытанья», возникший уже в ранних стихотворениях Иванова, станет одним из основных в его поэзии начиная со сборника Сады (1921) и приобретет доминирующее значение в книгах эмигрантского периода. С 1917 Иванов входил в акмеистский «Цех поэтов», после революции участвовал в деятельности издательства «Всемирная литература», где входил в возглавляемую Гумилевым французскую секцию. Гибель Гумилева означала для Иванова не только закат поэтической школы, к которой примыкал он сам, но и самое бесспорное свидетельство краха всей русской культуры. В книге мемуаров Санкт-Петербургские зимы (1928) Иванов пишет о том, что крах был следствием большевистского насилия, но в большой степени и результатом внутреннего кризиса самой этой культуры, блестящей и по существу беззащитной, зараженной пороками времени: не зная ни идеалов, ни ценностей высшего ряда, оно страдало безответственностью и поверхностным дендизмом. Умирание великой традиции составляет постоянный поэтический сюжет Иванова (сборникики Лампада, 1922, Розы, 1931). Поэтика центона, когда стихотворение составлялось из стихов какого-либо одного или нескольких поэтов, вызывая многочисленные и не всегда проясненные ассоциации с поэтами от Тютчева до Блока, стала наиболее характерной особенностью Иванова в книгах Розы и Портрет без сходства (1950), принесших ему славу первого поэта русской эмиграции. Представляя собой цикл из 41 стихотворения, построенных вокруг повторяющихся лирических сюжетов, Розы доносят типичную для Иванова мысль об эфемерности и ненужности «мировой красоты», которая смиряется перед отталкивающим «торжеством мирового уродства». Многократно возникающая в стихах 1920–1930-х годов нота, которую Иванов афористически выразил в своей прозе Распад атома (1938): «Пушкинская эпоха, зачем ты нас обманула?», определяет звучание его произведений, где показывается, как грубость и примитивизм реальных отношений разрушают последние иллюзии относительно мира как воплощения красоты и добра. Атмосфера деградации и безнадежности, которую Иванов воссоздает в стихотворениях позднего периода, доминирует и в Распаде атома, его «поэме в прозе» (Ходасевич), где с вызываюшей прямотой и точностью описаны будни парижского «дна», восприятого как завершение европейской культуры. Творчество Иванова рядом критиков истолковано как первый (и, возможно, единственный) памятник русского экзистенциализма, для которого, согласно Р.Гулю, мир преврашается либо в «черную дыру», либо в плоскую авантюру. Художественный язык Иванова меняется, с ходом времени все более активно соприкасаясь со сферой тривиальных понятий и вещей, которые осознаются как последнее свидетельство неподдельности в мире, пропитавшемся условностями и фальшью. Вместе с тем для поэтики последних книг Иванова (Портрет без сходства) характерно широкое использование метафоры «сна», который становится специфическим припоминанием давно пережитого, когда «прошлое путается, ускользает, меняется». Иванов воскрешает лица и эпизоды своей Санкт-Петербургской юности, однако действительное портретное сходство оказывается исключено по самому характеру построения рассказа – и поэтического, и мемуарного (цикл очерков 1924–1930 под общим заглавием Китайские тени, отдельным изданием при жизни автора не выходили). В лирике позднего периода важное место занимает тема омертвения традиционных способов художественного изображения мира и резко изменившегося статуса поэзии, которой более не дано пробуждать страстный отклик масс («Нельзя поверить в появление нового Вертера... Новые железные законы, перетягивающие мир, как сырую кожу, не знают утешения искусства»). С этой позиции Иванов, на протяжении первых двух эмигрантских десятилетий активно работавший как критик, подходил к оценке явлений современной литературы. Его взгляды и намеченные им эстетические приоритеты оказали существенное воздействие на поэзию «Парижской ноты», тесно связанную с деятельностью журнала «Числа», где Иванов был одним из главных сотрудников. В годы Второй мировой войны Иванов придерживался взгляда на события, который впоследствии вызвали нападки на него за коллаборационизм. В послевоенные годы общественная позиция Иванова приобрела отчетливо выраженный антисоветский характер, что в новых условиях привело его к конфликту с Г.Адамовичем, своим литератунным единомышенником еще по Санкт-Петербургскому периоду. Умер Иванов в Йере (департамент Вар, Франция) 2 августа 1958 года.

1894
Идрисин Оливер Эванз
английский писатель, переводчик Ж.Верна, автор книг "Мир завтра", "Жюль Верн и его книги".

1895
Яков Готовац
Хорватский композитор

 (600x596, 57Kb)
1895
Виктор Иванович Султанбаев (Sultanbajew, Sultanbeev, Sultanbejeff, Sultanbaieff)
бельгийский шахматист, международный шахматный гроссмейстер (1964). Умер 9 февраля 1972 года

1896
Лаки Лучано
американский гангстер.

1896
Николай Александрович Майсурян
советский растениевод, селекционер, академик ВАСХНИЛ (1958), член-корреспондент Академии Наук Армянской ССР (1945). Член КПСС с 1953. Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Окончил Тбилисский государственный политехнический институт (1922). В 1932—1941 заведующий кафедрой Всесоюзной академии соцземледелия в Москве. С 1941 профессор, с 1958 заведующий кафедрой растениеводства, в 1941—1961 декан агрономического факультета Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева. Основные труды по систематике и биологии зерновых и зернобобовых культур, морфологии семян и плодов сорных растений, теории сортирования семян культурных растений. Вывел ряд сортов сои, чумизы, ячменя, алкалоидного и безалкалоидного люпина. Разработал методы дефолиации зернобобовых культур. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умер в Тбилиси 22 ноября 1967 года.
Сочинения: Биологические основы сортирования семян по удельному весу, Москва, 1947; Практикум по растениеводству, 6-е издание, Москва, 1970; Избранные сочинения, Москва, 1972.

1897
Гордон Виллард Оллпорт (Gordon Willard Allport)
американский психолог. Родился в Монтесуме (штат Индиана). Окончил Гарвардский университет (1919), где затем преподавал психологию (профессор с 1942). Получил образование также в университетах Берлина, Гамбурга и Кембриджа. Преподавал в колледже Роберта в Константинополе и Дартмутском колледже. Наиболее известны работы Олпорта по теории личности и социальной психологии. В 1937–1949 Олпорт был редактором «Журнала патологической и социальной психологии» («Journal of Abnormal and Social Psychology»).
Развил общую концепцию личности, противостоящую психоанализу, бихевиоризму, "гормической" психологии У. Мак-Дугалла. Личность, по Олпорту, - динамическая организация внутри индивида особых мотивационных систем (см. Мотивы), привычек, установок и личностных черт, которые определяют уникальность его взаимодействия со средой, прежде всего социальной. Новые мотивы вырастают из старых, но в своем функционировании независимы от них. Причины поведения человека Олпорт ищет не в его прошлом, а в настоящем и будущем личности, в поздних и высших осознаваемых мотивах человека, которые подчиняют себе примитивные побуждения и образуют ядро личности. Наличное состояние личности рассматривается О. в перспективе ее будущих возможностей, борьба за реализацию которых характеризует ее активность. Признавая личность явлением, производным от системы социально-культурных связей, Олпорт не дает, однако, содержательного анализа конкретных общественно-исторических условий ее развития. Умер Олпорт в Кеймбридже (штат Массачусетс) 9 октября 1967 года. Сочинения: Изучение выразительных движений (Studies in Expressive Movement, 1933); Психология радио (The Psychology of Radio, 1935); Личность: психологическая интерпретация (Personality, a Psychological Interpretation, 1937); Природа предубеждения (The Nature of Prejudice, 1954); Становление: основные положения психологии личности (Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality, 1955); Personality, L., 1949; The nature of prejudice, Garden City (. .), (1958); The individual and his religion, a psychological interpretation, . ., 1960; Pattern and growth of personality, . ., 1961: Psychology of rumor, . ., 1965 (совместно с L.Postman); Becoming basic considerations for a psychology of personality, New Haven - L., 1967. Литература: Анцыферова Л.И., Психология личности как "открытой системы", "Вопросы психологии", 1970, №5; Hall С. ., Lindzey G., Theories of personality, . . - L., 1957.

 (496x698, 69Kb)
1898
Рене Клер (René Clair; настоящая фамилия - Шомет, Chomette)
французский кинорежиссер ("Соломенная шляпка", "Под крышами Парижа", "Последний миллиардер", "Молчание - золото"). Член Института Франции (1960). Участвовал в Первой мировой войне, был журналистом и кинокритиком. В кино дебютировал как актер в фильме-балете Л. Фуллер "Лилия жизни" (1920), снимался в фильмах Л.Фёйада и Я.И.Протазанова. Был ассистентом режиссера Ж. Баронселли. Первая работа Рене Клера - фантастическая комедия "Париж уснул" ("Дьявольский луч", 1923). В этом фильме, как и во многих последующих, Клер был автором сценария. Короткометражный фильм "Антракт" (1924) предназначался для дадаистического балетного спектакля "Представление отменяется" (сценарий Ф.Пикабия, композитор Э.Сати, балетмейстер Ж.Бёрлин). Фильм "Призрак Мулен Ружа" и "Воображаемое путешествие" (1925) были построены на сказочно-фантастических сюжетах. В ранних фильмах Клер широко пользовался приемами фарсового комизма, эксцентрики, формальными трюками (последнее послужило основанием для причисления его к направлению "Авангард"). Лучшая картина немого периода - "Соломенная шляпка" (по Э.Лабишу, 1927), где Клер, не отказываясь от трюкового комизма, больше внимания уделил жизненным наблюдениям. С 1930-х годов в творчестве Рене Клера определились две линии: лирическая, связанная с поэтическим переосмыслением жизни социальных низов, и сатирическая, направленная на обличение буржуазного общества. В своем первом звуковом фильме "Под крышами Парижа" (1930) Клер широко использовал музыкальные лейтмотивы и крайне сдержанно - возможности звучащего слова. Наивный сюжет послужил Клеру канвой для создания стилизованной картины жизни "маленьких людей". Проникнутый лиризмом, фильм связан с традицией парижской уличной песенки. К той же линии принадлежат фильмы "Миллион" (1931), где сильны также пародийные и сатирические моменты, и "14 июля" (1933). В фильме "Последний миллиардер" (1934, премия Международного кинофестиваля в Москве, 1935) Клер подверг осмеянию буржуазный парламентаризм, политические интриги, нарождающийся фашизм. Комедийно-ироничной направленностью отличались и два фильма, поставленные в Великобритании, - "Призрак едет на Запад" (1935) и "Ошеломляйте новостями" (1938). В 1940-1946 годы Клер жил в США, где поставил несколько фильмов: из них наибольший интерес представляет комедия "Я женился на ведьме" (1942), в которой характерные для для режиссера фантастические мотивы сочетаются с саркастическими выпадами по адресу американского образа жизни. В фильмах, поставленных за пределами Франции, Клер сохранил излюбленные темы и комедийные приемы, но его манера во многом утратила свое поэтическое очарование. Во Франции Клер поставил фильм "Молчание - золото" (1947) - ностальгическую комедию о ранних годах кинематографа. В фильме "Красота дьявола" (1949, сценарий с А.Салакру) - современном варианте легенды о Фаусте - решался вопрос: способно ли человечество совладать с разрушительными силами, которые предоставила в его распоряжение наука. Фильм "Ночные красавицы" (1952) в форме пародии на фильм Д.У.Гриффита "Нетерпимость" развивал клеровскую тему мечтательного, неприспособленного к жизни композитора. В фильме "Большие маневры" (1955) Клер раскрывал душевную диалектику своих героев, превращающих легкую любовную интрижку в серьезное чувство. В этой драматической комедии, как и в двух предыдущих картинах, ярко проявилось актерское дарование Ж.Филипа. Картина "Порт де Лила" (1957, в нашем прокате "На окраине Парижа") продолжила тему поэтизации жизни "маленьких людей", вытесненных буржуазным обществом. В фильме "Все золото мира" (1961) осмеивались дельцы, готовые эксплуатировать все, что попадает к ним в руки. Творчество Клер завершает "костюмная" комедия "Галантные празднества" (1965, в нашем прокате "Праздники любви"). В 1971 году вышла его пьеса "Странное творение небес", в 1976 - сборник рассказов "Игра случая". Вклад Рене Клера во французское киноискусство определяется оригинальностью его авторского видения, высокой общей культурой, опорой на театральные и литературные традиции, чуткостью к проблемам современной жизни, демократической направленностью творчества. Рене Клеру присуждена Юбилейная премия на Международном кинофестивале в Москве (1979). Умер 14 марта 1981 года. Сочинения: Размышления о киноискусстве, перевод с французского, Москва, 1958. Литература: Лепроон П., Современные французские кинорежиссеры, перевод с франц., Москва, 1960; Авенариус Г., Рене Клер, в сборнике: Французское киноискусство, Москва, 1960, Брагинский А.В., Рене Клер, Москва, 1963.

1898
Виктор Григорьевич Кольцов (Кутаков)
Актёр. Народный артист РСФСР (1955). В 1928 году окончил Театральное училище при Театре имени Вахтангова (впоследствии - училище имени Б.В.Щукина). С 1924 года - артист Театра имени Вахтангова. Ушел из жизни 25 января 1978 года.

1898
Анна Абрамовна Хохловкина (по мужу - Золотаревская)
русский советский музыковед. Автор ряда исследований по европейскому музыкальному театру. Вела педагогическую работу в Московской консерватории (1932-1941), с 1935 - доцент. Сочинения: "Севильский цирюльник" Дж.Россини, 2 издание, Москва, 1958; "Арлезианка". (К литературно-музыкальному спектаклю), Москва, [1957]; Ж.Бизе. Две сюиты из музыки к "Арлезианке", Москва, 1957; Жорж Визе, Москва, 1954; Ж. Визе, Москва, 1959; Берлиоз, Москва, 1960; "Фиделио" Л.Бетховена, Москва, 1961; Западноевропейская опера. Конец XVIII - первая половина XIX века. Очерки, Москва, 1962; Вопросы специфики оперного образа, в сборнике: Советская музыка, Москва, 1954, страницы 278-326; "Война и мир" Сергея Прокофьева, там же, 1946, ј 8-9; "Бэла" - опера А.Н.Александрова, там же, 1946, ј 11; Опера "Дон Жуан" на экране, там же, 1956, ј 5; "Свадьба Фигаро" в Большом театре, там же, 1956, . No 8; Есть ли выход из кризиса? (О западноевропейской опере XX века), там же, 1960, ј7.

1898
Наум Львович Чернявский
российский оператор. В 1930 г. окончил Государственный техникум киноискусства. В 1931-1933 г. оператор киностудии «Культурфильм», с 1933 г. – киностудии «Мостехфильм», в дальнейшем – студии «Моснаучфильм» (ныне – «Центрнаучфильм»). В годы Отечественной войны снял кинокурс «Немецкая оборона и ее преодоление» (1944), фильмы «Случай с ефрейтором Кочетковым», «Северный полюс» (оба в 1955) и др. Выступал в качестве автора-оператора.

 (600x900, 77Kb)
1899
Иван Дмитриевич Бурмаков
командир 31-й гвардейской Витебской ордена Ленина, Краснознамённой, ордена Суворова стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта, гвардии генерал-майор. Родился в селе Погорельцы Холминского, ныне Семёновского, района Черниговской области в крестьянской семье. Украинец. Образование среднее. В 1918 году добровольно вступил в ряды Красной Армии. Принимал участие в Гражданской войне. Член РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с 1920 года. В 1924 году окончил школу червоных старшин. В 1942 году был назначен начальником военного училища, готовил на курсах "Выстрел" военные кадры. В августе 1942 года был направлен на фронт в должности командира 38-й мотострелковой бригады. Воевал на Сталинградском и 3-м Белорусском фронтах. В августе 1942 года 38-я мотострелковая бригада была направлена в состав 64-й армии. Первый бой для бойцов И.Д.Бурмакова состоялся в конце августа на южных подступах к Сталинграду. Его солдаты выдержали испытание с честью. В сентябре бригада сражалась в районе Ельшанки, а потом была передана в состав 62-й армии. Отличилась бригада на завершающей стадии Сталинградской битвы, когда в составе 64-й армии именно бойцы 38-й мотострелковой бригады пленили фельдмаршала Паулюса в подвале универмага. В тот день, сломив несколько линий обороны гитлеровцев, бойцы батальона подошли вплотную к центральной площади города. Она была вся в огне. До универмага — рукой подать, но подойти к нему было не так просто. Тогда штурмовые группы пошли в обход. И.Д.Бурмаков лично руководил ими, выискивая наиболее удобные пути к универмагу. Бойцы гранатами и пулемётным огнём уничтожали одну за другой огневые точки врага и медленно, шаг за шагом, продвигались вперёд. Вот они подтянули миномёты и артиллерию. Установили их на прямую наводку. Тут-то и появился в дверях универмага человек с белым флагом. В марте 1943 года бригада была переименована в 7-ю гвардейскую бригаду. В 1944 году И.Д.Бурмаков окончил Военную академию Генерального штаба и был назначен командиром 31-й гвардейской стрелковой дивизии. 6 апреля 1945 года гвардии генерал-майор И.Д.Бурмаков при штурме города Кенигсберг (ныне Калининград) в первый день боя со своей дивизией прорвал оборону противника в юго-западной части города. К исходу второго дня дивизия вышла к реке Прегель (Преголя), форсировала её и захватила плацдарм. В ходе боя её части захватили и уничтожили большое количество солдат и офицеров противника, 96 орудий, 18 танков и самоходных орудий, много различных складов и военного имущества. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за успешное проведение операции на Инстербургском плацдарме, форсирование реки Прегель и штурм города Кенигсберга гвардии генерал-майору Бурмакову Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5034). После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в армии. С 1955 года генерал-лейтенант И.Д.Бурмаков — в запасе. Жил и работал в городе-герое Одессе. Скончался 16 июня 1973 года. Похоронен в Одессе на Втором христианском кладбище. Награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, медалями.
BurmakovIvanDmitr_MD_Odessa (615x700, 173Kb)
Мемориальная доска установлена в городе Одесса (Украина) на доме, в котором жил И.Д.Бурмаков.

1899
Пэт О'Брайен
американский актер.

1899
Анатолий Александрович Ничипорович
советский физиолог растений, профессор (1946), член-корресподент Академии Наук СССР (1970), член-корреспондент Российской Академии Наук (1991). Член КПСС с 1946. Родился в Саратове. Окончил Саратовский сельско-хозяйственный институт (1922). Работал на сельско-хозяйственных опытных станциях, во Всесоюзном институте каучука и гуттаперчи, заведующий кафедрой Брянского лесотехнического института. С 1940 заведующий лабораторией фотосинтеза института физиологии растений Академии Наук СССР. Основные работы по физиологии фотосинтеза; сформулировал теорию фотосинтетической продуктивности растений и принципы ее оптимизации как одну из теоретических основ современного сельско-хозяйственного опытного дела и практической селекции. С 1963 главный редактор реферативного журнала "Биология". Награжден 2 орденами, а также медалями. Сочинения: Фотосинтез и теория получения высоких урожаев, Москва, 1956 (Тимирязевские чтения. XV); Фотосинтетическая деятельность растений в посевах, Москва, 1961 (совместно с другими); Теоретические основы фотосинтетической продуктивности, Москва, 1972 (соавтор и редактор).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку