-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109179
Комментариев: 6801
Написано: 117651


25 октября родились...

Понедельник, 25 Октября 2010 г. 06:37 + в цитатник
 (700x662, 84Kb)
1879
Степан Григорьевич Писахов
русский художник, писатель, этнограф, сказочник. В фонде архангельской духовной консистории в метрической книге Рождественской церкви г. Архангельска на 1879 г. есть актовая запись под №37, где написано: "13 октября 1879 г. у мещанина Григория Михайловича Пейсахова и законной его жены Ирины Ивановны родился сын Стефан". Отец Степана, Григорий Михайлович был купцом. Согласно материалам Первой Всероссийской переписи населения 1897 г., в семье 49-летнего купца были жена Ирина Ивановна, 45 лет, сын Степан 17 лет и дочери Таисья, Серафима и Евпраксинья, соответственно 18, 13 и 11 лет. Своё основное занятие купец определил как "Золотых и серебряных дел мастерство", а побочное - "торговля разными хозяйственными принадлежностями". На деле это означало, что Григорий Михайлович имел ювелирную мастерскую и небольшой магазин. В семье купца работали три человека прислуги: экономка, кучер и кухарка. Кроме того, Г.Писахов содержал подмастерье и одного ученика. Ирина Ивановна, мать Писахова, была дочерью писаря конторы над Архангельским портом Ивана Романовича Милюкова и его жены Хионии Васильевны. Хиония Васильевна была староверкой, "строга и правильна в вере". Душа художника и сказочника С.Г.Писахова вылепилась в раннем детстве под влиянием двух противоположных стихий: устремление к Царю небесному материнской старообрядческой веры и отцовской жаждой практического устроения на земле зажиточной жизни. Рос мальчик в атмосфере староверческих правил жизни. Знакомство с песнями, псалмами и гимнами религиозно-сектантской поэзии давало уму особое направление. "Соединение Бога с человеком, земного с небесным… отождествление человека с Богом - какое широкое поле для фантазии!" - писал историк раскола И.М.Добротворский. Не удивительно, что герой Писахова может передвигать реки, ловить ветер. О причастности своей к "роду староверскому" Писахов никогда не забывал и в знак уважения к религиозным воззрениям своих предков написал с натуры этюд, а затем картину "Место сожжения протопопа Аввакума в Пустозёрске". Отец пытался приучить мальчика к ювелирным и граверным делам. Когда вслед за старшим братом Павлом, художником-самоучкой, Степан потянулся к живописи, это не понравилось отцу, который внушал сыну: "Будь сапожником, доктором, учителем, будь человеком нужным, а без художника люди проживут". "Чтение преследовалось", - вспоминал Писахов. Тайком забирался под кровать с любимой книгой и там читал. Огромное впечатление произвела книга Сервантеса "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". Она подогревала желание Писахова убежать из-под опеки отца. Сам Писахов был похож чем-то на Дон-Кихота. Наверное, своей любовью к добру и справедливости, неприятием неправды и человеческой чёрствости. Всю свою жизнь он искал царство "искренних, простых отношений". В гимназию Писахов не попал (по возрасту), окончил всего лишь городское училище и то с запозданием. Бегство и странничество виделось ему единственным выходом из тисков домашней жизни, и после окончания городского училища в 1899 г. он устремляется вначале на Соловки, потом поступил на лесозавод рубщиком ("заработал за лето 50 руб."). Потом - Казань, попытка поступить в художественную школу. Попытка оказалась неудачной, в 1902 г. он уезжает в Санкт-Петербург и поступает в художественное училище барона Штиглица (училище технического рисования и прикладного искусства). Наиболее способные ученики могли получить дополнительную подготовку по станковой живописи и ваянию. Преподаватели высоко оценили дарование Писахова, и он несколько лет занимался живописью под руководством академика А.Н. Новоскольцева. На получаемые из дома ежемесячные 10 руб. Писахов на протяжении 3-х лет влачит полуголодное существование, овладевая в училище профессией учителя рисования и художника-прикладника, а на занятиях в частных школах - живописью. О трудностях, которые он пережил в Санкт-Петербурге, можно судить по названию воспоминаний, которые не завершил: "Ненаписанная книга. Голодная Академия". Но Писахов не унывал: много читал, ходил в музеи и театр.
 (616x699, 224Kb)
В 1905 г., не закончив курс обучения, Писахов вместе с большой группой студентов уходит из училища. Не имея на руках диплома о праве занятия учительской должности (аттестат был выдан в 1936 г.), лишённый всяческих источников существования Писахов готов признать ошибочным свой выбор пути художника. Он обращается к поиску "Божией правды", сначала у святынь Новгорода, а позднее, летом 1905 г. - на арктическом Севере ("мир только что создан"). Новая Земля, становище Малые Кармакулы. Не расставался с мольбертом. С сочувствием отнёсся к ненцам - добрым, наивным и бесхитростным обитателям Новой Земли. Писателя поразили их сказки про людей, "которые только любят и не знают ни вражды и ни злобы… Если они перестают любить, сейчас же умирают. А когда они любят, они могут творить чудеса". Один полярный исследователь написал: "Кто побывал в Арктике, тот становится подобен стрелке компаса - всегда поворачивается на Север". Только на Новую Землю Писахов плавал не менее 10 раз, последний в 1946 г. Поиск божественной "солнечной теплоты", которая могла бы возродить в человеке духовную природу, Писахов начинает в Арктике и продолжает осенью того же 1905 года в странах средиземноморья, куда попадает с толпой паломников. "Там, думал, увижу самое прекрасное на земле!" Осенью 1905 г. попал в Иерусалим, остался без гроша. Был писарем у архиерея в Вифлееме. Получил разрешение у турецких властей - на право рисовать во всех городах Турции и Сирии. Потом Египет. Писахов был аскетически неприхотлив и верил в людей. В трудную минуту - выручали. На пароходе от ледяного ветра его укрыл буркой старый болгарин, в Александрии ограбили - русский эмигрант накормил, дал в долг. Почти целую зиму занимался в Свободной академии художеств в Париже. В Риме выставил свои работы, они потрясли зрителей серебряным сиянием ("север даёт"). Вернулся домой в Архангельск. "Как будто глаза прополоскались! Где деревья, красивее наших берёз? … А… летние ночи, полные света без теней - это так громадно по красоте…". Три зимы после путешествия на юг 1907-1909 гг. Писахов провёл в Санкт-Петербурге в мастерской художника Якова Гольдблата. Популярный в те годы модернизм почти не повлиял на Писахова (весьма скромная дань: "Сны" и "Церковь, путь к которой потерян"). Летом - Карское море, Печора, Пинега и Белое море. Из поездок по Пинеге и Печоре привез 2 цикла: "Северный лес" и "Старые избы". "Старые избы" - небольшая часть огромной работы, проделанной Писаховым для увековечения памятников северной архитектуры. Всё в сумрачных серо-коричневых тонах. К ним присоединяются и обширные этнографические зарисовки. Самыми памятными поездками Писахов считал плавание в 1906 г. по Карскому морю на корабле "Святой Фока", участие в 1914 г. в поисках Георгия Седова, исследование земли саамов, присутствие при основании первых станций радиотелеграфа на Югорском Шаре, Маре-Сале и острове Вайгач. Всё увиденное запечатлел в пейзажах, которые выставлялись в Архангельске, Санкт-Петербурге, Москве, Берлине, Риме. Очень любил бывать на Кий острове. В его картинах беломорского цикла - ощущение бесконечности мироздания. Природа раскрывается перед человеком, сливается с его существом. Кажется, что главная тема этих картин - тишина, рождающая творческую сосредоточенность. Картины просты по сюжету: камни, берег моря, сосны. Особый свет: серебристый зимой и золотисто-жемчужный летом. Удивляет умение показать бесчисленное множество оттенков белого. В 1910 г. в Архангельске проходила выставка "Русский Север". Писахов принял самое активное участие в организации её художественного отдела и выставил более двухсот своих картин. 60 работ Писахова были представлены на Царскосельской юбилейной выставке 1911 года, посвященной 200-летию Царского Села. В 1912 г. за участие в выставке "Север в картинках" в Санкт-Петербурге он получил Большую серебряную медаль. Его картины экспонируются на "Выставке трёх" (Я.Бельзена, С.Писахова, И.Ясинского) в Санкт-Петербурге в 1914 г. Художник был тогда в расцвете своих творческих сил. Возможно, на одной из этих выставок и произошел его разговор с Ильёй Репиным, о котором он упоминает в письме искусствоведу М.В.Бабенчикову (1956 г.): "На выставке Илья Ефимович (Репин) хорошо отнёсся к моим работам. Ему особенно понравилась "Сосна, пережившая бури" [в настоящее время картина, к сожалению, утеряна]. Илья Ефимович уговаривал сделать большое полотно. Я бормотал что-то о размерах комнаты. "Знаю: холст на стене над кроватью, краски на кровати и до стены два шага. Ко мне в Пенаты. И места будет довольно, и краски можете не привозить". Скорее всего это было в Царском Селе, когда Репин работал над картиной «А.С.Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года». Товарищи поздравляли, зависти не скрывали. А я … не поехал, боялся, что от смущения не будет силы работать".Первая мировая война прервала художественную деятельность Писахова. В 1915 г. он был призван в армию, служил ратником ополчения в Финляндии, а в 1916 г. был переведен в Кронштадт. Здесь его застала февральская революция. С первых дней работал в Кронштадтском Совете рабочих и солдатских депутатов, оформлял первомайскую демонстрацию (1917 г). После демобилизации 1918 г. вернулся в Архангельск. Заряд творческой энергии, от рождения заложенный в Писахове, был столь велик, что одного увлечения живописью уже казалось недостаточно для полного выражения индивидуальности. Писахов берётся за перо. Впервые записывать свои рассказы Писахов стал ещё до революции по совету И.И.Ясинского - писателя, журналиста, известного как редактор журналов "Беседа" и "Новое слово". Тогда эта попытка закончилась неудачей. Теперь Писахов решил попробовать свои силы в жанре очерков ("Самоедская сказка" и "Сон в Новгороде"), где воссоздаёт портреты современников. Оба эти очерка были опубликованы в архангельской газете "Северное утро", которая издавалась поэтом-суриковцем и журналистом М.Л.Леоновым. В мае 1918 г. последовал арест М.Л.Леонова и закрытие газеты. В июне 1918 в Архангельске открывается персональная выставка Писахова. А 2 августа в Архангельск вошли интервенты. "Население встречало с энтузиазмом проходившие части". (Из воспоминаний С.Добровольского, возглавлявшего в те годы военно-судебное ведомство Северной области). В числе народа, стоявшего на парадной пристани Архангельского порта, был и С.Г.Писахов. На первых порах интервенты пытались заигрывать с населением, представляя себя защитниками демократии. Временное правительство Северной области терпимо относилось к творческой интеллигенции, яркими представителями которой были Леонид Леонов, Борис Шергиным и Степан Писахов. Они имели возможность устраивать выставки картин, публиковались в газетах, выпустили сборник "На Севере дальнем". Все трое не подозревали, что ситуация может резко измениться и их творческая активность будет расценена как пособничество "белым". В ночь на 19 февраля 1920 г. в Архангельск вступили части Красной Армии. Л.Леонов сразу же покинул Архангельск, перебрался на юг России; Б.Шергина пригласили в Москву в Институт детского чтения; Писахов же не в силах был покинуть родной дом и любимый Север. Он чувствовал, что Архангельск, особенности родного края делают его личностью, именно творческой личностью. Больше всего на свете он любил этот свой дом. Ему оставалось только одно - найти форму поведения, позволившую бы выжить и сохранить творческое лицо в условиях власти, которая никогда ничего не забывала и не прощала. Но через много лет, когда он был уже известным сказочником и художником, нашлись все же люди, которые из зависти или по другой какой причине стали писать пасквили и способствовали тому, чтобы "белогвардейское" прошлое прочно укрепилось за Писаховым. В 1920-м, после окончательного установления в Архангельске советской власти, Писахов начинает активно работать. В 1920 - 1921 гг. он подготовил 5 своих выставок. Губисполком поручает ему приведение в порядок музеев Архангельска. По заданию московского Музея Революции делает зарисовки мест боёв с интервентами на Севере, а для Русского музея - зарисовки памятников архитектуры на Мезени и Пинеге.  (557x699, 218Kb)
Осенью 1920 г. участвует в комплексной экспедиции в Большеземельскую тундру. В 1923 г. Писахов ведет сбор материалов для этнографической экспозиции Севера на первой Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промысловой выставке в Москве. В 1927 г. его картина "Памятник жертвам интервенции на о. Иоканьга" занимала центральное место на всесоюзной выставке "10 лет Октября", за неё он был премирован персональной выставкой, состоявшейся через год в Москве. Две его картины были приобретены ВЦИКом и помещены в кабинете М.И.Калинина. Но повседневная жизнь Писахова по-прежнему остаётся неустроенной. Денег не хватало. Писахов берётся за преподавание живописи. Основным заработком Писахова до войны и после войны были уроки рисования. Почти четверть века проработал он в школах Архангельска. Преподавать рисование начал в 1928 г. Работал в третьей, шестой и пятнадцатой школах. В автобиографии, датированной 23 октября 1939 г., он писал: "Мои ученики без добавочной художественной подготовки поступали в художественные вузы, что считаю тоже своей наградой". Из воспоминаний его бывшего ученика, художника-графика Ю.М.Данилова: "Прежде всего, человек необыкновенный, с необыкновенным багажом знаний, с необыкновенной щедростью отдачи всего, что знал и умел, с необыкновенной добротой". Они познакомились, когда Юра был учеником 3-й архангельской школы, где Писахов преподавал рисование. Разглядев в Юре дарование на уроках рисования, Писахов пригласил его в студию, которую открыл у себя в мастерской. После войны Ю.Данилов поступил в Академию художеств на архитектурный факультет. И только приехал в родной Архангельск - встретил на улице Писахова. Степан Григорьевич тут же предложил Данилову проиллюстрировать свою книжку сказок. То ли хотел помочь материально вчерашнему фронтовику, то ли подталкивал своего ученика, студента архитектурного факультета, на художественную стезю. Как бы то ни было, книжка вышла в 1949 г. и стала первым опытом Данилова в иллюстрации. Писахов сам никогда не иллюстрировал свои сказки. А чужим иллюстрациям от души радовался. Считал, что каждый имел право на своё прочтение его сказок. Этим он и дорожил. Десятки художников их оформляли, почти у каждого есть находки. Известность С.Г.Писахов снискал как автор изумительных, поистине неповторимых сказок. "Рассказывать свои сказки я начал давно. Часто импровизировал и очень редко записывал. Первая сказка "Ночь в библиотеке" мной была написана, когда мне было 14 лет". Первая его опубликованная сказка "Не любо - не слушай…" появилась в 1924 г. в сборнике "На Северной Двине", издаваемом архангельским обществом краеведения. По своему характеру она так отличалась от традиционного фольклора, что составители сборника пустили её в печать без подзаголовка. Писахов решился дать сказку в сборник по совету Б.Шергина и А.Покровской, сотрудников московского Института детского чтения. Именно их поддержка помогла Писахову найти свой путь в литературе. Сказка "Не любо - не слушай" стала тем материнским ложем, из которого вышли ставшие знаменитыми "Морожены песни", "Северно сияние", "Звездный дождь". Писахов сразу нашел удачный образ рассказчика (Сеня Малина из деревни Уймы), от лица которого и повёл повествование во всех своих сказках. Сказки также публиковались в губернской газете "Волна" и краевой газете "Правда Севера". Но пробиться на страницы столичных журналов Писахову долгое время не удавалось. Лишь в 1935 году он сумел опубликовать несколько своих сказок в журнале "30 дней". Они вышли в 5 номере журнала под заголовком "Мюнхаузен из деревни Уйма". Теперь Писахов уже не терзался сомнениями по поводу "писать или бросить". "Когда сказки стали появляться в "30 дней", меня как подхлестнуло". За короткое время (1935 - 1938 годы) этот популярный журнал Союза писателей опубликовал более 30-ти сказок Писахова. Словом, открыл сказочника именно этот журнал. Публикации в "30 дней" ускорили издание первой книги Писахова, которая вышла в Архангельске в 1938 г. А вскоре появилась и вторая книга (1940 г.). В эти книги вошло 86 сказок. Сказки Писахова - это продукт индивидуального писательского творчества. Народные по духу, они имеют мало общего с традиционной фольклорной сказкой. У чудес в сказках Писахова совершенно иная природа, чем у чудес народных сказок. Они порождены писательской фантазией и вполне мотивированы, хотя мотивировка эта не реалистична, а фантастична. "В сказках не надо сдерживать себя - врать надо вовсю", - утверждал писатель, понимая, что никаких строгих канонов у литературной сказки нет и быть не может. Один из излюбленных приёмов Писахова - материализация природных явлений (слова застывают льдинками на морозе, северное сияние дергают с неба и сушат т.д.) становится толчком для развития авторской фантазии во многих сказках. Это во многом определяет тот особый юмор, который так характерен для сказок Писахова: все, о чем говорится в них, вполне может быть, если в самом начале допустить существование таких овещественных явлений. В 1939 г., когда Степану Григорьевичу уже было 60 лет, его приняли в члены Союза писателей. Он мечтал о выходе книги в Москве. Перед войной в Москве, в ГИЗе подготовили книгу сказок Писахова, но она так и осталась в рукописи. Когда начались боевые действия, сказочная тематика отошла на второй план. Годы войны Писахов провел в Архангельске, разделяя со своими земляками все невзгоды тыловой жизни. Часто вместе с другими литераторами был желанным гостем в госпиталях. Из письма А.И. Вьюркову - московскому писателю, постоянному корреспонденту С.Г.Писахова в 40-е годы: "Время не ждёт, стукнуло 65. Была собрана юбилейная комиссия. Надо было подписать отношение в Москву для утверждения о разрешении юбилея. … Кому надо было подписать… - отменил. Просто запретил! И всё. Даже учительской пенсии нет, даже возрастной нет. Живу перевертываюсь… Порой хочется жить. Хочется дождаться конца погани - фашистов. На мне одежда расползается. Пальто донашиваю отцовское!… А я еще тяну, все еще как-то нахожу возможность оплатить обед, штопать одежду, утешаюсь мыслями: вычеркнуть юбилей смогли - вычеркнуть меня из существования могут. Вычеркнуть мои работы - картины, сказки… Врут-с! Не вычеркнуть!" После войны Писахов приносит в Архангельское издательство рукопись, состоящую из ста написанных им сказок. Её "два года перечитывали…" и наконец отобрали девять сказок. Эту маленькую книжечку, опубликованную в 1949 г., Писахов отослал И.Эренбургу с просьбой "помочь подтолкнуть в издании мои сказки". Но лишь в 1957 г. в издательстве "Советский писатель" появилась первая "московская" книга Писахова. К писателю приходит всесоюзная известность. 80-летие со дня рождения широко отмечают в Архангельске. Центральные и местные издания публикуют статьи о "северном волшебнике слова". Перу Степана Григорьевича принадлежат также интересные путевые очерки, рассказывающие об освоении Арктики, об экспедициях в Заполярье, заметки, дневники, опубликованные в большинстве своём после смерти писателя. Степан Писахов издавна привлекал к себе внимание. О нём начали писать ещё в двадцатые-тридцатые годы. Но, за небольшим исключением, это были работы "малого жанра": газетные статьи, заметки, очерки. Всем, интересующимся его жизнью, Степан Григорьевич, как правило, рассказывал о себе одно и то же, но зато давал факты эффектные, поражающие необычностью. Перекочёвывая из одного очерка в другой, они придавали образу сказочника особую колоритность. Большинство ранних работ о Писахове написано его собратьями по перу - писателями и журналистами. Даже при скудности фактов они сумели создать такой яркий и точный портрет, что Писахов предстает перед читателями как живой. Но удивительно, что никто не описал его молодым. Даже писатель И.Бражнин, который уехал из Архангельска в 1922 г., пишет, что Писахов уже тогда "был живой исторической достопримечательностью Архангельска". А "исторической достопримечательности" было сорок три года. И Борис Пономарёв, журналист, историк северной литературы, который был знаком с Писаховым более четверти века, признавался, что помнит его только таким. Все как будто забыли, каким Писахов был до революции. А ведь тогда это был невысокого роста крепкий и здоровый мужчина, выглядевший моложе своего возраста, всегда чисто выбритый и опрятно одетый. Учёба в Санкт-Петербурге, знакомство с художественными коллекциями России, Франции, Италии, богатейшие впечатления от путешествий по Средней Азии и арабскому Востоку - все это вылепило фигуру яркого, образованного, умного и наблюдательного интеллигента. Однако после победы диктатуры пролетариата эти достоинства не только не были востребованы, но и вызывали подозрение. В целях самосохранения Писахов резко меняет свой облик, манеру поведения, стиль общения с окружающими. Он надевает карнавальную маску бахаря-сказочника: отращивает бороду, появляется на людях в поношенной одежде и старомодной шляпе, осваивает лексику простонародья. Кроме того, за стариковской внешностью легче было спрятать бедность, от которой он страдал смолоду, скрыть болезненную стеснительность, неровности характера, иногда чересчур вспыльчивого. Он выбрал образ старика, чудака, человека со странностями и тем самым сохранил за собой право на озорство, непосредственность в словах и делах.
 (525x700, 204Kb)
В последние годы своей жизни Писахов не любил говорить о возрасте: "Я привык быть под "стеклянным колпаком". Это удобно: в гололедицу поддерживают, в трамвай подсаживают. На вопрос, который год, - говорю: в субботу будет 500!" (Из письма прозаику Александру Зуеву от 2 сент. 1959 г.). За несколько дней до своего 70-летнего юбилея Писахов получил предложение от музея Арктического института продать записи, черновики, зарисовки, а также все картины, которые он хранил у себя дома. «Очень похоже это предложение на похоронную, – писал Писахов Владимиру Лидину. – Взялся за перо, переписал часть начатого, взял кисти – слушаются… Ещё «надежды питают». Авось, и повернётся хорошее ко мне». Полушутя-полусерьёзно Степан Григорьевич не раз говорил, что собирается отметить не только свой вековой юбилей, но и непременно дожить до 2000 года. Об этом он написал последнюю свою сказку, правда, оставшуюся неопубликованной. Умер в Архангельске 3 мая 1960 года. В конце 2007 года был открыт архангельский музей Степана Писахова. Он расположен в бывшем доме-магазине купца Буторова, поскольку дом, в котором жил Писахов, был снесён в конце 60-х. Однако, несомненно, Степан Писахов бывал в лавке Буторова. В музее восемь залов, в которых представлено более 150 картин, документы и личные вещи художника, а также музейные объекты, воссоздающие атмосферу времени. Главная идея Музея – показать жизнь и творчество Степана Писахова на фоне времени, в котором он жил.

1880
Наталья Николаевна Гиппиус
скульптор

1880
Богумир Шмераль
чехословацкий и международный деятель рабочего и коммунистического движения. По образованию юрист, доктор права (1904). Член Чехословацкой социал-демократической рабочей партии с 1897 г. В 1906-1918 гг. - редактор её газеты "Право лиду". В 1909 г. избран членом ЦИК социал-демократической партии, в 1911-1917 гг. - член Президиума ЦИК, в 1914-1917 гг. - его председатель. В 1911-1918 гг. депутат австрийского рейхсрата от социал-демократической партии. Был одним из организаторов Октябрьской всеобщей политической стачки 1918 г. в чешских землях. С 1919 г. - в руководстве революционного крыла (т. н. марксистской левой) социал-демократической партии. В Праге издал книгу "Правда о Советской России" (1920). Один из основателей (май 1921) компартии Чехословакии (КПЧ). В 1921-1929 гг. и с 1936 г. член ЦК КПЧ. От КПЧ был депутатом Народного собрания Чехословакии (1920-1929), сенатором Национального собрания (1935-1938). В 1922-1935 гг. член ИККИ и член Президиума ИККИ. С 1935 г. - член Интернациональной контрольной комиссии Коминтерна. В 1938 г. по решению ЦК КПЧ выехал в Москву, работал в руководящем центре КПЧ, в Коминтерне.

 (506x699, 170Kb)
1881
Пабло Руис Пикассо
испанский художник. Творил преимущественно во Франции. Он был одним из наиболее изобретательных и плодовитых талантов в искусстве XX столетия. Его «Голубой Период» (Blue Period, 1901-1904) и Розовый Период (Rose Period, 1905-06) предшествовали революционному полотну «Les Demoiselles d'Avignon», 1907 - Музей Современного Искусства, Нью Йорк (Museum of Modern Art, New York), которое вымостило дорогу Кубизму. В начале 20-х он считался лидером Сюрреалистического движения. В 30-х его работы включали скульптуру по металлу, иллюстрации книг, и настенную «Гернику» (Guernica, 1937) (Prado, Madrid), комментарий к бомбежке гражданских лиц в Гражданской Войне в Испании. Он продолжал рисовать даже когда ему было за восемьдесят. Пикассо был сыном художника Хосе Руиса Бланко и взял в качестве фамилии имя своей матери Мария Пикассо Лопес (Maria Picasso Lopez). Начал рисовать в раннем возрасте под руководством своего отца и подружился с художниками и писателями Барселоны. Впервые он поехал в Париж в 1900 и поселился там постоянно в 1904. Вначале его работы касались социальной сцены, по моде Дега (Degas), Форэна (Forain), и Тулуз-Лотрека (Toulouse-Lautrec), но между 1901 и 1904 он вернулся к серьезному изучению фигуры, при этом его доминирующим цветом был голубой. Затем последовали более изящные и более разнообразные по цвету картины («розовый период», 1905-1906). Эпохальное изменение в его искусстве произошло, когда между 1907 и 1909 он разработал Кубизм. Полотно «Les Demoiselles d'Avignon», 1907, отмечает рождение Кубистского движения, приверженцем которого Пикассо был до 1914. Он успешно разрабатывал его «аналитическую» форму (конструкция в глубину) и его «синтетическую» форму (более декоративную и по существу двухмерную). Особенностью его Кубистского натюрморта, 1912-1914, было использование коллажа. Он возвратился к неоклассическому стилю в 1920-1924, в живописи и в графике на классические темы. Встречался с Дягилевым и создал декорации ряда балетов в 1917-1927. Новая и впечатляющая фаза его искусства началась в 1925 и совпала с развитием Сюрреализма. Бык, традиционная испанская эмблема конфликта и трагедии, начал появляться в полотнах и гравюрах, и «Герника», написанная в 1937 во время Гражданской войны в Испании (Нью-Йорк, Музей Современного Искусства), была ярким изобразительным комментарием с использованием такой символики к разрушительной бомбежке. Дальнейшие образы насилия и ужаса, созданные во время и после Второй Мировой войны вызвали много критики. Сюрреалистическая практика в работах после 1938 объединила два различных направления в «двойном образе», что часто создавало чудовищное искажение, которое также вызывало протест. В других работах, однако, появлялся определенный юмор, и Пикассо свободно переходил от одного стиля и одной среды к другому стилю и другой среде, используя всё с удивительной свободой и виртуозностью. Он занимался скульптурой, изобретал металлические конструкции, делал дизайны гончарных изделий и создал большое количество эстампов, офортов, акватинт и литографий. Его графическое искусство является одним из его самых больших достижений, включая его иллюстрации к Овидию и Бальзаку, его офорты Минотавра и его акватинты для Естественной Истории Бюффона (опубликована в 1942). Его неуемная энергия была впечатляюще передана фильмом, показывающим его за работой. Пикассо оказал влияние на весь ход современного искусства и никакой более поздний художник Парижской Школы не превзошел его в международном влиянии. Его полотна широко разошлись по основным художественным галереям мира и по многим частным коллекциям. Общая стоимость работ Пикассо превышает 1 млрд. долларов. Он ненавидел школу, не научился писать и имел 7 жен. Скончался 8 апреля 1973 года.

1883
Николай Михайлович Бравин (настоящая фамилия - Васяткин)
российский артист оперетты (баритон), народный артист РСФСР (1954). В 1906 г. окончил Астраханское музыкальное училище (у Л.И.Клюзнера), занимался в Московской консерватории (у У.А.Мазетти). Дебютировал в 1906 г. в драматической труппе П.П.Струйского (Астрахань). В 1908-1922 гг. работал в различных музыкальных театрах Москвы и Дальнего Востока, в 1922-1956 гг. - актер Московского театра оперетты. Роли: Эдвин («Сильва» Кальмана), Данило («Веселая вдова» Легара), Баринкай («Цыганский барон» Штрауса), Адам («Продавец птиц» Целлера), Назар Дума («Свадьба в Малиновке» Александрова), Цезарь Галль («Вольный ветер» Дунаевского). Часто выступал в концертах.

1883
Дарашав Ношерван Вадиа
индийский геолог. Окончил Бомбейский университет (1906). В 1907-20 профессор геологии в Кашмире, затем работал в государственных геологических учреждениях Индии и Цейлона. Президент ряда геологических научных обществ Индии. Проводил исследования в осевой зоне южного склона и предгорьях Гималаев, Соляного кряжа, существенно уточнив их стратиграфию и тектонику. Опубликовал капитальную работу по геологии Индии, в которой наибольшую ценность представляют разделы, посвященные геологическому строению Гималайской зоны.

 (501x699, 84Kb)
1883
Александр Ильич Егоров
советский полководец, Маршал Советского Союза (1935). Родился в городе Бузулук, ныне Оренбургской области. С 1901 – вольноопределяющийся в армии. В 1905 окончил Казанское пехотное юнкерское училище. Во время Первой мировой войны командовал ротой, батальоном, полком, в 1917 произведен в полковники. До лета 1918 примыкал к партии левых эсеров. После Октябрьской революции перешел на сторону большевиков (в коммунистическую партию вступил в июле 1918), был членом комиссии по демобилизации старой армии, участвовал в разработке декрета об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). С января 1918 работал в военном отделе ВЦИК. В мае 1918 назначен председателем Высшей аттестационной комиссии по отбору бывших офицеров в Красную Армию и одним из комиссаров Всероссийского главного штаба. Убежденный сторонник создания дисциплинированной регулярной армии, Егоров в докладе на имя В.И.Ленина обосновал необходимость введения должности главнокомандующего силами республики и создания при нем единого штаба. В августе 1918 возглавил войска, сражавшиеся против белогвардейских казачьих частей на участке Балашов – Камышин. С декабря 1918 Егоров – командующий 10-й армией, оборонявшей Царицын. С июля 1919 командовал 14-й армией, отражавшей наступление белогвардейцев на Левобережной Украине. В начале октября 1919, когда наступление войск А.И.Деникина создало реальную угрозу Москве, был назначен командующим войсками Южного фронта, ставшего главным фронтов Советской Республики. Для разгрома противника избрал наиболее решительную форму оперативного маневра – фланговые удары по сходящимся направлениям с целью окружения основных сил неприятеля, что было изложено в директивах фронта от 9 и 12 октября 1919. Особое внимание при этом обращалось на смелое использование крупных сил конницы. 10 января 1920 Егоров был назначен командующим войсками Юго-Западного фронта. Фронт завершил освобождение Украины от белогвардейских частей, затем участвовал в советско-польской войне. Под руководством Егорова разрабатывался и осуществлялся план Киевской операции 1920. В период наступления на Варшаву командование Юго-Западного фронта (Егоров, член Реввоенсовета И.В.Сталин) отказалось выполнить директиву Москвы о передаче в оперативное управление Западному фронту Первой Конной армии, что во многом способствовало тяжелому поражению советских войск. С января 1921 командовал войсками Киевского, с апреля – Петроградского военных округов, одновременно с сентября 1921 по январь 1922 – командующий войсками Западного фронта. С февраля 1922 командовал Кавказской Краснознаменной армией. С мая 1924 возглавлял вооруженные силы Украины и Крыма. Принимал активное участие в осуществлении военной реформы 1924–1925. В 1925–1926 военный атташе в Китае. В 1927–1931 командующий войсками Белорусского военного округа. С 1931 начальник Штаба РККА, преобразованного в 1935 в Генштаб. В мае 1937 был назначен заместителем наркома обороны СССР. Егоров был одним из инициаторов реорганизации армии и флота СССР на новой технической основе, сторонником создания мощных бронетанковых войск и противовоздушной обороны. Летом 1932 представил Реввоенсовету СССР тезисы по вопросу о новых оперативно-технических проблемах, возникших в связи с технической реконструкцией Вооруженных Сил. Эти тезисы послужили основой для изданных затем «Временных указаниях по организации глубокого боя», разосланных в феврале 1933 в войска. В феврале-марте 1937 Егоров участвовал в работе пленума ЦК ВКП(б), на котором фактически было принято решение о массовой чистке в армии. В начале июня 1937 присутствовал на расширенном заседании военного совета при наркомате обороны с участием членов политбюро ЦК ВКП(б), где рассматривался вопрос о так называемом военно-фашистском заговоре в РККА (деле М.Н.Тухачевского и др.). После Гражданской войны имел неосторожность проявлять недовольство необоснованным возвеличиванием роли Сталина и К.Е.Ворошилова в этой войне и умалением собственных заслуг. В период проведения массовых репрессий об этих высказываниях Егорова вспомнили услужливые доносчики. 19 декабря 1937 Ворошилов направил доносы Сталину. 25 января 1938 политбюро ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли специальное постановление о снятии Егорова с поста заместителя наркома обороны СССР за «развал работы Генштаба» и потерю политической бдительности. Более месяца Егоров оставался без какой-либо работы, при этом неоднократно вызывался Ворошиловым в наркомат обороны, где ему устраивались очные ставки с арестованными военачальниками, давшими против него показания. Состоявшийся 28 февраля – 2 марта 1938 пленум ЦК ВКП(б) постановил исключить Егорова из кандидатов в члены ЦК ВКП(б) «как политически запачканного» (к этому времени по обвинению в шпионаже была арестована его жена). Егоров был арестован 27 марта 1938. Признал себя виновным в участии в антисоветском, троцкистском, военно-фашистском заговоре, ему также были инкриминированы шпионаж в пользу Польши и Германии, попытка сорвать сталинский план разгрома А.И.Деникина, подготовка террористического акта против Сталина в 1920, создание антисоветской террористической организации правых в РККА в 1928. Приговорен к смертной казни 22 февраля 1939 года, расстрелян 23 февраля 1939 года. В 1956 Егоров был реабилитирован.

1883
Николай Николаевич Крестинский
революционер, большевик, организатор Советской власти на Урале, лидер "левых коммунистов".

1884
Флоренс Истон
Английская певица (сопрано)

 (540x699, 66Kb)
1885
Артур Александрович Адамс
военный разведчик, сотрудник Главного Разведывательного Управления Генерального штаба Вооружённых Сил СССР, руководитель нелегальной резидентуры в США в 1935-1938 и 1939-1946 годах, инженер-полковник. Родился в городе Эскильстун (Швеция). Отец по национальности - швед, мать - русская, имевшая еврейские корни. После смерти мужа в 1890 году мать вернулась в Россию с детьми, но в 1895 году скончалась и она. В 1896 году Артур Адамс принят в военно-морское учебное заведение. В 1903 году окончил школу минных специалистов в Кроншдтадте. Был направлен инженером на судостроительные предприятия Николаева и Херсона. Там под влиянием революционной пропаганды в 1904 году принял активное участие в событиях революции 1905-1907 годов на юге России. В 1905 году был арестован и приговорен судом к ссылке. Был направлен отбывать наказание в город Олонец (Карелия), откуда в 1906 году бежал и через Финляндию нелегально эмигрировал в Европу. Проживал в разных странах, в том числе в Германии, Италии, Египте, Аргентине, сменил множество занятий, участвовал в социалистическом и студенческом движении. С 1913 года жил в США, где окончил университет в Торонто (Канада). С 1916 года Артур Адамс служил в технической службе армии США. Окончил курсы офицеров резерва и получил чин майора американской армии. В 1917 году как выходец из России включен в состав представительства США в России. В 1918 году американцы отказались признавать Советское правительство и вывезли свое посольство из России. Адамс также выехал из России. Однако когда в 1919 году в США появилась так называемая «миссия Мартенса», бывшая по сути дела неофициальным торговым представительством Советской России в США, Адамс был включен в ее состав. Деятельность на благо Советской России в один из переломных моментов в истории страны сделало свое дело: Адамс вновь превратился в большевика. В 1920 году он уходит с американской службы и в ноябре 1920 года (по другим данным, в 1921 году) возвращается в Россию. В условиях острейшего кадрового дефицита (впрочем, созданного самими большевиками), инженер с высшим образованием и опытом технической работы в Европе сразу назначается на крупные хозяйственные посты. Уже в июле 1921 года он стал директором АМО - Московского автомобильного завода, на базе которого вскоре будет создан знаменитый ЗИЛ (Московский автомобильный завод имени Лихачева). С августа 1923 года работает в ЦУГАЗе, а затем - на ленинградском сталелитейном заводе. С 1925 года Артур Адамс - заместитель начальника Главного Управления авиационной промышленности СССР. На этом посту он проработал 10 лет. Артур Адамс отвечал за снабжение авиационной промышленности импортным оборудованием и материалами и по роду своей деятельности часто выезжал за границу. Тогда на него и обратили внимание специалисты из разведывательного управления Штаба РККА (будущее ГРУ Генштаба). В частых многомесячных командировках образованный инженер с прекрасным образованием умело заводил нужные знакомства и связи. Он много колесил по Европе и Америке, часто посещал одни и те же страны и предприятия. В этих условиях Адамсу удалось получить большое количество ценной технической информации и образцов материалов. Тогда СССР интересовало буквально все - машины, станки, оборудование, материалы, технологии, готовая продукция гражданского и военного назначения. С поставленными задачами Адамс справлялся успешно, и было решено привлечь его к разведывательной работе на постоянной основе. В 1935 году он зачислен на службу в Главное разведывательное управление Генерального Штаба РККА («молодому сотруднику» в тот год исполнилось 50 лет!). После короткого обучения был направлен на нелегальную работу в США. В короткий срок сумел легализоваться, создал собственную фирму, и параллельно - собственную агентурную сеть из свыше 20 специалистов различных военно-промышленных предприятий США. Уже через несколько месяцев в Москву потекла ценная научно-техническая информация. Однако в 1938 году он внезапно отозван в Москву. На душе были тяжкие предчувствия, и они оправдались - там по ложному доносу о связях с бывшим членом Компартии Канады уже было заведено дело. В вину была поставлена буквально вся его биография, позволявшая сфабриковать целый спектр обвинений: от «сотрудничества с царской охранкой в годы первой русской революции» до шпионажа в пользу разведок всех посещенных им когда-либо стран мира, а таких стран был ни один десяток. Спас случай - сам доносчик был арестован ранее Адамса, а руководство ГРУ заступилось за ценного агента. В 1939 году ему пришлось ехать обратно в США, где созданная им разведывательная сеть к тому времени была полностью потеряна из-за бездарной работы нового резидента. Все пришлось начинать сначала, и вновь успех был достигнут. Артур Адамс (разведывательный псевдоним «Ахилл») стал одним из первых советских разведчиков, получивших сведения об американском атомном проекте и приступивших к его разведывательной разработке. Причем первые сведения он получил самостоятельно. После доклада Адамса о первых крупицах информации решение о привлечении «Ахилла» к разработке атомного проекта США принимал лично начальник ГРУ. Адамс подтвердил свой высочайший класс разведчика - в феврале 1944 года был завербован крупный американский ученый (псевдоним «Кемп», информация о личности «Кемпа» не раскрыта до наших дней; американцы долго пытались, но так и не смогли установить его). Самая первая шифровка в Центр после встречи с новым агентом содержала такую информацию:
1. Проблема использования энергии урана исследуется в США усиленными темпами.
2. На эту работу выделен 1 миллиард долларов, который уже почти полностью израсходован и без сомнения будет пополнен на любую нужную сумму.
3. В работе задействованы тысячи инженеров и технических специалистов, а также сотни врачей для изучения влияния радиоактивного излучения на человеческий организм. Созданы и действуют специальные лаборатории при Чикагском и Колумбийском университетах. Для оперативного руководства создана специальная комиссия из высших военных чинов и ученых.
4. Уже проектируется снаряд, который после сброса на землю своим излучением и ударной волной уничтожит все живое в районе сотен миль. Пока главной целью применения заряда является Япония, но нет гарантии воздействия на СССР после создания нового оружия.
5. Никакие противосредства не известны специалистам, занятым в этой работе.
К шифровке были приложены первые образцы радиоактивных материалов, полученные из атомных лабораторий.
В мае 1944 года в Москву ушли 2500 страниц закрытых материалов по атомному проекту. Всего в 1944 году «Ахилл» отправил свыше 5000 листов секретных документов, а в общей сложности в 1944-46 годах - свыше 10000 листов и десятки образцов оружейных урана, плутония, бериллия, различного оборудования из атомного центра США в Лос-Аламосе. Благодаря тщательной работе с агентурой достигнут выдающийся результат для разведчика - все его агенты не имели провалов. Именно по этой причине их имена засекречены до сих пор. Известно, что некоторые из них непосредственно работали в Лос-Аламосе, в этом «святая святых» атомного проекта, на обеспечение безопасности которого американцы привлекли силы и средства едва ли не большие, чем на работу против Германии в годы Второй мировой войны. Ценность и оперативность информации Артура Адамса были настолько велики, что приказом начальника ГРУ ему разрешалось вербовать агентов по атомному проекту США самостоятельно, даже не запрашивая разрешение из Москвы (в разведке факт из ряда вон выходящий). Причем при всех своих непревзойденных успехах сам Адамс имел весьма слабые познания в области ядерной физики и почти во всех своих донесениях в Центр именовал уран то уранием, то ураниумом. Однако для самого Адамса все едва ли не окончилось плачевно - в 1945 году он попал под подозрение ФБР. Сразу заметив за собой слежку, Адамс некоторое время вел свой обычный образ жизни, прервав все связи с агентурой, а в один из вечеров, выйдя на улицу прогуляться с собакой, просто исчез. На его поиски были брошены лучшие агенты, взяты под контроль все пути выезда из страны, но безуспешно. Понимая, что покинуть США вряд ли удастся, Адамс около года жил в подполье. Только в 1946 году он нелегально вернулся в СССР. В Москве Артуру Адамсу в 1946 году было присвоено звание «инженер-полковник» (видимо, вспомнили об инженерном образовании и прошлой хозяйственной работе). В 1946-1948 годах он работал в центральном аппарате ГРУ Генштаба в Москве. Но в 1948 году во время чистки органов и госаппарата от «безродных космополитов» руководство ГРУ поспешило уволить в отставку одного из лучших советских разведчиков... Долгое время Артур Адамс работал политическим обозревателем в ТАСС. Жил в городе-герое Москве. Скончался 14 января 1969 года. Его прах покоится в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве. Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 1999 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, инженер-полковнику в отставке Адамсу Артуру Александровичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Награжден советскими орденами и медалями.

1885
Карп Демьянович Трохименко
украинский живописец, народный художник Украины (1944 г.). Учился в Санкт-Петербургской Академии Художеств (1910-1916 г.). С 1933 г. преподавал в Киевском художественном институте. Автор многочисленных тематических картин "Кадры Днепростроя" (1937, Музей украинского изобразительного искусства УССР, Киев), "Колхозницы-активистки" (1940, Винницкий краеведческий музей), "На строительстве Киевской ГЭС" (1963), "Шевченко и Энгельгардт" (1939, Киевский музей Т.Г.Шевченко). Государственная премия Украинской ССР имени Т.Г.Шевченко (1969 г.) за цикл картин "Моя рiдна Батькiвщина" (1964-68 гг.).

1886
Лео Кэролл
актер (The Prize, The Parent Trap, North by Northwest, Father of the Bride, Forever Amber, Bahama Passage, Topper, The Man from U.N.C.L.E., The Girl from U.N.C.L.E., Going My Way, Life with Luigi).

1886
Никола Атанасов
болгарский композитор.

1887
Прасковья Ивановна Вишнякова
деятель революционного движения в России. Член Коммунистической партии с 1903. Родилась в крестьянской семье. С 13 лет работница на стекольном заводе, затем на макаронной и консервной фабриках. Участница Революции 1905-1907 на Северном Кавказе. В 1907 была наборщицей в нелегальной типографии. В 1912-1915 собирала средства в фонд газеты "Правда", занималась транспортировкой нелегальной литературы. Неоднократно подвергалась репрессиям. После Февральской революции вернулась из якутской ссылки на Кубань. В 1917-1922 член Екатеринодарского (Краснодарского) и Кубанского комитетов партии. Активная участница Октябрьской революции и Гражданской войны на Северном Кавказе. В 1922-1928 работала в Донской областной и краевой контрольных комиссиях ВКП (б); с 1928 - в аппарате ЦКК ВКП (б). С 1932 член Президиума ЦК профсоюза работников деревообрабатывающей промышленности. С 1935 на пенсии, но до 1939 работала в Наркомтяжпроме. Делегат 13-16-го съездов партии, на 13-15-м съездах избиралась членом ЦКК ВКП (б). Награждена орденом Ленина и орденом Красного Знамени.

 (476x699, 68Kb)
1888
Ричард Эвелин Бэрд (Richard Evelyn Byrd)
американский полярный исследователь, летчик, руководитель американских антарктических экспедиций. Родился в Винчестере (штат Вирджиния, США). Окончил Военно-морскую академию США. Бэрд - руководитель четырех крупных американских антарктических экспедиций. В первой экспедиции (1928-1930) авиация, радиосвязь и механизированный транспорт позволили Бэрду проникнуть во внутренние труднодоступные районы Антарктики. В ноябре 1929 года Бэрд пролетел над Южным полюсом. Метеорологические и географические наблюдения, геологические исследования велись в горах Королевы Мод. Вторая экспедиция (1933-1935) провела сейсмологические исследования Ледяного барьера Росса, подтвердила наличие крупных месторождений каменного угля (горы Уивер, Блэкберн в Западной Антарктиде). Третья экспедиция (1939-1941) ставила основной целью утверждение американского суверенитета над отдельными частями Антарктиды (Земля Мэри Бэрд, Земля Грейама). Четвертая экспедиция (1946-1947), организованная военно-морским ведомством США, произвела аэрофотосъемку значительной части побережья Западной Антарктиды и ее внутренних районов.
 (468x698, 92Kb)
Экспедициями Бэрда в Антарктике открыты плато Рокфеллер, хребет Гроссенор, хребет Эдсел-Форд, ледник Амундсена, Земля Мэри Бэрд, горы Хорлик, Берег Хобса, хребет Колер, Берег Уолгрина, остров Флетчер, плато Американ-Хайленд. Именем Ричарда Бэрда названа американская антарктическая научная станция. Умер известный полярный исследователь 11 марта 1957 года.

1889
Абель Ганс
французский кинорежиссер, родоначальник французского кино («Наполеон»,
«Аустерлиц», «Капитан Фракасс»).

1889
Свен Готфрид Маркелиус
шведский архитектор. Окончил Королевский технологический институт и Академию художеств в Стокгольме (1910). Его первые постройки 30-х гг. — наиболее яркое проявление функционализма в архитектуре Швеции. К ним можно отнести концертный зал в Хелсингборге (1932). Для следующего десятилетия творчества архитектора характерно обращение к национальным истокам шведской архитектуры. Наиболее характерной постройкой этого периода является его собственный дом (1945). В 1944—1954 гг. — главный архитектор Стокгольма. В этой должности он приступает к разработке генерального плана Стокгольма, в основу которого положена идея создания вокруг столицы городов-спутников — «полусателлитов», имеющих свои общественные и торговые центры, развитую сферу обслуживания и соединенные с центром развитые магистрали линии метро. Он отказался от традиционной концентрической планировки города и предпочел линейную структуру, развивающуюся вдоль коммуникационных линий. В качестве консультанта работал в комиссиях по проектированию здания ООН в Нью-Йорке и здания ЮНЕСКО в Париже. В 1945 г. избран почетным членом Американского института архитекторов. В 1962 г. удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов. Преподавал в Технологическом институте в Стокгольме. В 1949 г. читал лекции в Йельском университете (США). Испытывал влияние Корбюзье, хотя никогда не порывал с национальной традицией, создав свой собственный вариант модернизма.

1889
Александр Александрович Орлов
Танцовщик академического театра, артист эстрады, оперетты, кино. Родился в городе Ростов-на-Дону. Окончил Санкт-Петербургское хореографическое училище (педагоги - М.Фокин, А.Ширяев, М.Обухов). Ещё учеником, с 1900 выступал на сцене. В 1908-1924 был "первым характерным танцовщиком" и "первым комиком" в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

1889
Фридрих Мартин Палитш (Friedrich Martin Palitsch)
немецкий шахматный композитор. Умер в Дрездене 2 апреля 1932 года.

1899
Арман Тирар
французский кинооператор, снявший лучшие фильмы Рене Клера, Роже Вадима и др.

 (526x699, 102Kb)
1890
Флойд Беннет (Floyd Bennett)
американский летчик. Родился близ Уорренсберга (штат Нью-Йорк). Учился в средней школе в Уорренсберге и в школе механиков в Скенектади (штат Нью-Йорк). В 1917 завербовался в ВМС ВША, проходил подготовку по курсу пилота и борт-механика в Пенсаколе (штат Флорида) и Хамптон-Родсе (штат Виргиния). В 1920–1925 служил на корабле «Ричмонд», был приглашен адмиралом Р.Бэрдом принять участие в экспедиции на Гренландию. 9 мая 1926 Беннет и Бэрд вылетели с базы на Шпицбергене на Северный полюс и совершили первый успешный полет в эту точку земного шара. По возвращении были награждены медалью Конгресса и Золотой медалью Национального географического общества США. В 1925 Беннет совершил полет над территорией США протяженностью 12 875 км, чтобы продемонстрировать возможность организации дальних авиалиний. 16 апреля 1927 серьезно пострадал при испытаниях самолета «Америка», на котором собирался вместе с Бэрдом совершить трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Париж. После выздоровления Беннет и Бэрд планировали полет к Южному полюсу, но во время операции по спасению двух немецких летчиков, совершивших вынужденную посадку на остров Гринли в заливе Святого Лаврентия после трансатлантического перелета, Беннет заболел воспалением легких. Умер в Квебеке (Канада) 25 апреля 1928 года.

1891
Лев Николаевич Федоров
советский физиолог, академик Академии Медицинских Наук СССР. В 1914 году окончил медицинский факультет Томского университета. Служил в воинских частях и госпиталях ординатором. В 1920 году вступил в ряды ВКП(б). Был военкомом медицинского факультета университета в Иркутске и преподавателем нервных и душевных болезней, а также читал курс экспериментальной психологии и курс судебной психиатрии на факультете общественных наук. В 1923 году начал работать у И.П.Павлова в ИЭМе. В 1925-1926 гг. – ректор Института физической культуры имени П.Ф.Лесгафта, а в 1932 году – директор ИЭМа. Разработал методы лечения невроза, изучил механизмы развития эпилептического припадка. Был генеральным секретарем XV Международного конгресса физиологов (1935). Вместе с А.М.Горьким и А.Д.Сперанским был одним из инициаторов создания Всесоюзного института экспериментальной медицины, который явился предшественником Академии медицинских наук СССР, созданной в 1944 году. В состав ВИЭМ передали ряд городских клиник, развернутых на базе крупнейших больниц и клиники учебных медицинских институтов. В 1945-1948 гг. Л.Н.Федоров вновь возглавлял ИЭМ Академии Медицинских Наук СССР. С 1948 до 1950 г. он председатель Ученого совета Минздрава СССР (Москва), затем заведующий лабораторией физиологии высшей нервной деятельности Института нейрохирургии имени Н.Н.Бурденко и кафедрой физиологии высшей нервной деятельности МГУ имени М.В.Ломоносова. По совокупности работ его утвердили в ученой степени доктора медицинских наук (1935) и в звании профессора (1938). В 1945 году его назначили член-корреспондентом, а в 1948 г. - академиком Академии Медицинских Наук СССР. Умер в 1952 году.

1892
Максим Владимирович Сергиевский
российский филолог-романист, заслуженный деятель науки РСФСР (1945). Окончил Московский университет (1916). Профессор МГУ (1925-46). Исследовал происхождение, историю, проблемы грамматики, диалектологии, языковых смешений и контактов (в частности, румыно-славянских и молдавско-славянских) романских языков, в том числе литературных. Автор "Истории французского языка" (1938), "Введения в романское языкознание" (1952). Член английского общества по изучению цыган (Gурsу Lоrе Sосiеtу).

1894
Николай Дмитриевич Анощенко
российский сценарист, оператор, режиссер и педагог, журналист. Родился в Белгороде. Брат Ал.Анощенко. В 1916 г. окончил Высшую Военную воздухоплавательную школу. В 1909-1924 гг. работал в авиации. С 1913 г. одновременно работает в кино: был заведующим отделом журнала «Кино, театр, и жизнь», консультантом отдела научных съемок Кинокомитета Наркомпроса. Является сценаристом и режиссером первых научно-популярных и учебных фильмов для воздушного флота. В 1924 г. был преподавателем ВГИКа по курсу: «Основы кинотехники», «Общая кинотехника», и «Технология производства фильма», деканом операторского, киноведческого и экономического факультетов (с 1930 г. - доцент, с 1940 г. - профессор кафедры операторского мастерства). В 1927 г. участвовал в постановке комедии «Калоша № 18» как сценарист, режиссер и оператор. Принимал участие как оператор в создании ряда фильмов: «Злой дух» (1928), «Хас-пуш» (1928), «Пять минут» и «Зелим-хан» (оба в 1929). Имеет научные труды в области кинотехники, в том числе проектом с непрерывным движением пленки и аддитивную систему цветового кино «Спектроколор», по которой был снят первый цветной фильм «Праздник труда». Ряд его книг по кинотехники был издан за рубежом (на чешском, румынском, болгарском, японском и венгерском языках). Умер 14 декабря 1974 года.

1894
Луис Альберто Альба Ларреа
эквадорский государственный и политический деятель, президент Эквадора (1931-1931).

1895
Дмитрий Сергеевич Альперов
русский цирковой клоун, сын Сергея Сергеевича Альперова с которым выступал с 1910 г. Творческую деятельность начинал как акробат-эксцентрик. Был партнёром отца в клоунадах. Позднее выступал самостоятельно и с другими партнёрами преимущественно как клоун-сатирик. Участвовал как исполнитель в постановке пантомим «Махновщина» по сценарию Масса (1929) и «Москва горит» Маяковского (1930) в Московском цирке. Автор книги «На арене старого цирка» (1936).

1895
Леви Эшкол (Школьник)
премьер-министр Израиля. Родился в украинской деревне Оратово близ Киева. С юных лет проявлял интерес к идеям сионизма, в 1914 эмигрировал в Палестину, где трудился в еврейском сельскохозяйственном поселении. Во время Первой мировой войны сражался в рядах Еврейского легиона. В 1920-е и 1930-е годы Эшкол участвовал в сионистском движении и организации Гистадрута, Всеобщей конфедерации труда. Побывал в Литве, Германии и других странах, собирал средства для закупки сельскохозяйственного и промышленного оборудования. После того как в 1948 был создан Израиль, работал в различных министерствах, в 1952 стал министром финансов. Лидер МАПАЙ, сменил Бен-Гуриона на посту премьер-министра в 1963, был переизбран в 1965. Пытался улучшить отношения с азиатскими и африканскими странами, поддерживал тесные связи с западными странами. Важным событием в период его премьерства стала шестидневная война в июне 1967 против Египта, Иордании и Сирии. Умер Эшкол в Иерусалиме 26 февраля 1969.

1896
Аурел Жикиди
румынский график и живописец. Заслуженный деятель искусств СРР. Учился в Школе изящных искусств в Бухаресте, в Париже и Риме (1920). С конца 1920-х гг. сотрудничал в прогрессивной румынской прессе. Автор лаконичных и драматических антифашистских рисунков ("Ужасы войны", "Здесь побывали легионеры" - 1936), зарисовок, посвящённых эпизодам революционного движения в Румынии, иллюстраций к произведениям Й.Крянгэ, М.Садовяну и др., циклов рисунков на темы крестьянского восстания 1907 г. Государственная премия СРР.

1898
Карел Антон
чешский, впоследствии немецкий кинорежиссёр. Родился в Праге. Его фильмы считаются вершиной чешского немого кино. С 1936 работал и жил в Германии, гда и умер 12 апреля 1979 года.

1898
Анатолий Александрович Соловцов (псевдонимы – Анатолий Александрович Громан, Громан- Анатолий Александрович Соловцов)
российский музыковед.

 (523x699, 87Kb)
1899
Денис Матвеевич Осадчий
командир 6-й гвардейской мотострелковой бригады 5-го гвардейского Сталинградско-Киевского танкового корпуса 6-й танковой армии 2-го Украинского фронта, гвардии полковник. Родился в селе Витязевка ныне Бобринецкого района Кировоградской области в семье крестьянина. Украинец. Окончил 7 классов. В Красной Армии с декабря 1918 года. Участник боёв на Южном фронте в годы Гражданской войны (1918 – 1921 гг.). Член ВКП(б) с 1920 года. В 1928 году окончил Закавказскую военную школу, в 1940 году – курсы усовершенствования командного состава (КУКС). На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Был военным комиссаром стрелковой дивизии, начальником политотдела армии, командиром мотострелковой бригады. Воевал на Резервном, Западном, Южном, Северо-Кавказском, Закавказском, снова Северо-Кавказском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. В боях дважды ранен. Участвовал: в Смоленском сражении, в окружении в районе Вязьмы и в боях по выходу из него на Рузском направлении – в 1941 году; в оборонительных боях на реке Дон и на Северном Кавказе, в том числе в обороне города Нальчик – в 1942; в Краснодарской операции, в боях по прорыву «Голубой линии» на Таманском полуострове, в оборонительном сражении на Курской дуге, в освобождении города Богодухов, в прорыве обороны на Лютежском плацдарме и в уличных боях в Киеве – в 1943; в Корсунь-Шевченковской и Уманско-Ботошанской операциях, в том числе в освобождении городов Звенигородка, Гайсин, Могилёв-Подольский, в Ясско-Кишинёвской операции, в том числе в форсировании реки Сирет и освобождении городов Васлуй, Фокшаны, Бузэу, Плоешти, Орадеа-Маре (Орадя), в Дебреценской операции – в 1944. Командир 6-й гвардейской мотострелковой бригады гвардии полковник Осадчий в конце августа 1944 года умело организовал прорыв обороны противника. Бригада совместно с другими частями овладела румынскими городами Васлуй, Текуч, Фокшаны, Рымникул-Сэрат, Бузэу, Плоешти, Орадеа-Маре (Орадя). Погиб 14 октября 1944 года в бою в районе города Сент-Петерсва (Венгрия). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии полковнику Осадчему Денису Матвеевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Похоронен в городе Бельцы республики Молдавия. На могиле установлен обелиск. На родине Героя в средней школе села Витязевка установлена мемориальная доска с его портретом и описанием боевого пути. В районном центре городе Бобринец у памятника погибшим воинам горит вечный огонь, на мемориальной доске — портрет Героя Советского Союза Д.М.Осадчего. Приказом Министра Обороны СССР Д.М.Осадчий навечно зачислен в списки мотострелковой части. Награждён орденом Ленина (28 апреля 1945), 3 орденами Красного Знамени (август 1941; ноябрь 1943; 15 мая 1944), медалями «ХХ лет РККА», «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа».

1899
Арман Тирар
французский оператор.

1900
Андрей Леонтьевич Семенов
ученый в области селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур, доктор сельскохозяйственных наук, профессор. Заслуженный деятель науки БССР (1975). Родился в деревне Юренево ныне Вяземского района.

1900
Сватоплук Турек
чешский писатель, прозаик.Литературную известность принес ему роман "Ботострой" (1933). Работая на обувной фабрике крупного чешского магната Бати.

1902
Борис Ангелуш
болгарский художник-революционер

1902
Григорий Варфоломеевич Киладзе
грузинский советский композитор, дирижёр и педагог. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1941). Член Коммунистической партии с 1940. Родился в Батуми. Музыкальное образование получил в Ленинградской и Тбилисской консерваториях (композиции обучался у Д.И.Аракишвили, М.М.Ипполитова-Иванова, П.П.Рязанова, В.В.Щербачёва, С.В.Бархударяна). В 1929 был заведующим музыкальной частью и дирижёром Театра имени Руставели (Тбилиси). Дирижировал спектаклями оперной студии Тбилисской консерватории, Театра оперы и балета имени Палиашвили. С 1931 преподаватель, с 1941 - профессор, в 1938-1941 и в 1945-1962 - директор Тбилисской консерватории. В 1941-1945 - художественный руководитель и дирижёр Театра оперы и балета имени Палиашвили. Автор опер "Бахтриони" (1936, Театр оперы и балета имени Палиашвили) и "Ладо Кецховели" (1941, там же), балета "Синатле" ("Свет", 1947, там же). Автор музыки к фильмам, спектаклям драматического театра, симфонические поэмы "Зандегили" ("Отшельник") по одноимённом произведении И.Чавчавадзе и др. сочинения. Сталинская премии СССР (1941, 1948). Умер в Тбилиси 3 апреля 1962 года.

 (464x699, 59Kb)
1903
Григорий Алексеевич Алексеев
стрелок 744-го стрелкового полка (149-я стрелковая дивизия, 65-я армия, Центральный фронт) рядовой. Родился в деревне Сюнелькино (с 1963 года в составе села Изедеркино) ныне Моргаушского района Чувашской республики в семье рабочего. Чуваш. Рос в многодетной семье. Восемь братьев жили дружно, помогали родителям. В 1925 году Григорий призван в Красную Армию. Проходил срочную службу в артиллерийском полку пограничных войск. После увольнения в запас переехал в Ивановскую область, жил в послеке Долматовский, ныне Заволжского района. Работал участковым милиционером в городе Кинешма. В ноябре 1941 года вновь призван в Красную Армию и направлен в пехоту. На фронт ушли и все братья. Сражался Григорий отважно, в одном из боев поджег бутылкой вражеский танк. Под Ржевом был ранен, после госпиталя вернулся на фронт. Отличился в боях при форсировании Днепра. В ночь на 16 октября 1943 года рядовой Алексеев в составе десантной группы под сильным огнём преодолел Днепр в районе поселка Лоев Гомельской области. Участвовал в отражении контратак противника при удержании плацдарма, лично подбил несколько танков. Был несколько раз ранен, но не покинул поле боя. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками рядовому Алексееву Григорию Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Высокую награду герой получить не успел. От тяжелых ран он скончался в госпитале 9 ноября 1943 года. Награжден орденом Ленина. Имя Героя носит улица в деревне Изедеркино.
 (399x699, 109Kb)
На доме, где он родился, установлена мемориальная доска. В городе Заволжск Ивановской области перед зданием военкомата установлен бюст.


Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку