-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в V7753191L

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Расскажи_о_ЛИРУ Camelot_Club Говорим_пишем_спорим Всё_для_-_блога

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2023
Записей: 2183
Комментариев: 42
Написано: 2315


Вестерны киностудии ДЕФА

Пятница, 26 Апреля 2024 г. 20:57 + в цитатник

Вестерны киностудии ДЕФА

» (нем. DEFA-Indianerfilm, буквально — индейские фильмы «ДЕФА») — серия из нескольких кинофильмов в жанре вестерна, которые были сняты на главной киностудии ГДР («DEFA» — Deutsche Film-Aktiengesellschaft) в 1960—1970-е годы, и посвящены сопротивлению коренного населения Северной Америки процессу ограничения их прав и свобод, а иногда открытому уничтожению со стороны английских и французских колонизаторов, а позже правительства США. Картины снимались разными режиссёрами на основе различных литературных источников. Каждая являлась отдельным художественным произведением.

История возникновения цикла

Появление цикла было вызвано не только социальной востребованностью, но и идеологической необходимостью. Успех у зрителей итальянских и западногерманских вестернов тревожил руководство ГДР. Произведения популярного немецкого писателя Карла Фридриха Мая на его теперь социалистической родине не издавались, так как ранее Адольф Гитлер называл его своим любимым писателем[1]. Руководители стран восточного блока предпочли бы забыть этого автора приключенческих романов о покорении Северной Америки, но в начале шестидесятых годов персонажи его книг напомнили о себе: фильмы ФРГ о Виннету (в исполнении Пьера Бриса) и его бледнолицых друзьях были доступны зрителям ГДР, Румынии, Польши: «Виннету», «Верная Рука — друг индейцев» и т. д.

В этой ситуации, по одним источникам, партийное руководство восточной Германии дало кинематографистам установку на создание фильмов, противостоящих влиянию иностранных вестернов. За литературную основу приняли пенталогию немецкой писательницы Лизелотты Вельскопф-Генрих (нем. Liselotte Welskopf-Henrich). Однако, по утверждению журналиста и писателя Андрея Шарого со ссылкой на кинокритика Франка Бернхарда Хабеля, автора книги «Гойко Митич, мустанги, столб пыток: „индейские“ фильмы DEFA»: «идея Indianerfilme не была прямо предложена берлинской киностудии „сверху“. Замысел принадлежал продюсеру Хансу Малиху, [который] и занялся организацией производства первого „индейского“ фильма. В руководстве Социалистической единой партии Германии к проекту отнеслись без восторга, но и мешать не стали»[2]. За шесть месяцев до выхода в прокат ГДР первого фильма Indianerfilm — «Сыновья Большой Медведицы» (нем. Die Sohne der Großen Bärin, 1966 год) — началась война во Вьетнаме. Неожиданно фильм с негативным изображением нравов американских военных стал политически злободневным. Кроме того, он стал одним из самых кассовых в национальном кинематографе. Аудитория картины в ГДР превысила 10 миллионов человек, в СССР фильмы цикла посмотрели почти 37 миллионов зрителей[3].

Цикл охватывает период с 1740 по 1896 год и освещает разные периоды противостояния индейских племён «белой колонизации». Действие разворачивалось от Великих озёр до Флориды и границы Мексики. Из-за невозможности натурных съёмок в Северной Америке пейзажи воссоздавали в самых разных местах стран восточного блока: племя дакота — в Югославии, Чёрные горы — под Дрезденом, ограбление поезда Union Pacific — на железной дороге в Бранденбурге, святой город индейцев Типпеканоэ — в КрымуРио-Гранде — под Констанцей в Румынии, Аризона — в Карпатах[2].

Кинорежиссёры и актёры

К работе над фильмами привлекались профессионалы-кинематографисты высокого класса: Йозеф Мах, Конрад Петцольд, Рихард Грошопп, Готфрид Кольдиц. Однако вестерны киностудии ДЕФА, как явление массовой культуры, не могли состояться без исполнителя главных ролей в большинстве этих фильмов — югославского актёра Гойко Митича, сыгравшего десять вождей девяти племен[2]. Изначально он был замечен в массовке западногерманского фильма «Виннету» 1963 года и приглашён на роль вождя племён дакота Токеи-Ито, сына Маттотаупы. В расцвете славы Митича журнал «Советский экран» с восхищенным сарказмом писал[2]:

Название фильма не имеет значения. В каждом из них – Гойко Митич в великолепной спортивной форме.

В фильмах цикла снимались многие известные актёры разных стран: Барбара БрыльскаОлег ВидовБруно ОяЛеон НемчикДин РидОлег Борисов. Интересно, что на роли бледнолицых мерзавцев и негодяев режиссёры приглашали «штатных нацистов» студии[3].

Художественные особенности

Кинокритики СССР очень точно определили жанровые сходства и социальные различия «капиталистических» и «социалистических» вестернов. Ромил Соболев в 1974 году писал в журнале «Спутник кинозрителя»[4]:

Родившийся в американском кино, вестерн либо рассказывал о приключениях ковбоев, либо показывал борьбу белых переселенцев с индейцами. В последнем случае белые неизменно показывались как рыцари и герои, а индейцы — как вероломные убийцы, беспощадно охотящиеся на белых без разбора возраста и пола. Конечно, и в самой Америке всегда были люди, которые сначала в литературе (вспомним хотя бы Фенимора Купера), а позже и в кино показывали индейцев такими, какими они были на самом деле — гордыми, благородными, добрыми людьми. Но главную задачу развенчания голливудских мифов не могли не взять на себя историки, социологи и художники Европы. Серия фильмов Кольдитца как раз и помогает решению этой задачи — развенчанию голливудской мифологии. А особенность этих фильмов в том, что используют они чисто американскую форму вестерна — фильма острого приключенческого сюжета, напряженного действия, стремительных погонь и боевых схваток, фильма, который категорично делит всех действующих лиц на абсолютно хороших и безоговорочно плохих.

Валентин Михалкович в 1977 году в журнале «Советский экран»[5]:

«Индейская» серия студии ДЕФА полемична по отношению к американскому вестерну периода его расцвета, времени его классики (двадцатые и тридцатые годы нашего века). Американцы молоды как народ, у них нет собственного национального эпоса …. В вестерне создатели Америки и создатели картин умиленно наслаждались собственной историей. В приливе эгоистической самовлюбленности они полагали, что творится нечто сверхсовершенное, нечто кровно необходимое и диким землям и человечеству. Эгоистическая самовлюбленность не позволяла видеть, что создавалась Америка на крови, на физическом истреблении целых племен. В классическом вестерне индейцев изображали темной, невежественной массой, способной только грабить и жечь - растаптывать нежные ростки цивилизации.

Показателен в этом отношении пример выхода в короткий период времени двух фильмов о вожде племени апачи Ульзане (в ряде источников — Ульцане): «Рейд Ульзаны» (англ. Ulzana's Raid, США, 1972 год) и «Ульзана» (нем. Ulzana, ГДР, 1974 год). В первом он жаждущий крови смертоносный враг государства, во втором — благородный вождь, уводящий свой маленький народ в Мексику от прозябания в американской резервации.

Отдавая должное социальным достоинствам вестернов ГДР, критики скептически относились к их художественным особенностям: повторяемость однажды найденных удачных приёмов, одноплановость персонажей, эксплуатация популярности одного актёра[4]

Фильмография

Фильмы с участием Гойко Митича

Другие фильмы

 

Серия сообщений "Вестерн":
Жанровая форма приключенческого кино, тематику которого составляют события, связанные с освоением американского Запада во второй половине XIX века.
Часть 1 - Золото Маккенны
Часть 2 - ЧЕЛОВЕК ПО ИМЕНИ КОНЬ / 1970 /
...
Часть 9 - Братья по крови (фильм, 1975)
Часть 10 - Северино (фильм)
Часть 11 - Вестерны киностудии ДЕФА
Часть 12 - Фильм "Караван в Дакоту" Драма Приключения вестерн индейцы
Часть 13 - ЭПИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ ПРО КОМАНЧЕЙ. вестерн. исторический. ИНДЕЙЦЫ США
Часть 14 - ЛИГА СТАРИКОВ (аудио-рассказ), ВЕСТЕРН, классика, философия, ИНДЕЙЦЫ КАНАДЫ

Серия сообщений " ГДР , ФРГ ":
Часть 1 - Мне было девятнадцать
Часть 2 - ВОЛШЕБНЫЙ СВЕТ Das blaue Licht 2010
...
Часть 26 - Братья по крови (фильм, 1975)
Часть 27 - Северино (фильм)
Часть 28 - Вестерны киностудии ДЕФА
Часть 29 - Охотники в прериях Мексики

Рубрики:  КИНОЗАЛ/Обозрение , критика
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку