-Рубрики

 -Метки

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ДусТТ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.11.2003
Записей: 4111
Комментариев: 22511
Написано: 34286


Первые посылки (или о Гимнастике Старой школы).

Понедельник, 07 Марта 2016 г. 01:07 + в цитатник
Поскольку на тему Гимнастики Старой школы,было обещано копать до "скальных пород" будем рассматривать тему Гимнастики (Гимнастики Старой школы) в рамках этого блоgga последовательно и конкретно (пусть и выборочно), как в рамках Северных территорий, так и вне их - под несколько другим углом восприятия реальности.
2016-03-04 12.25.55 pm (700x253, 110Kb)
Зайдём на тему, в качестве примера, с публикации в феврале 1833 года в газете "Северная Пчела", в разделе "Искусства", (номера 41,42 и 43), издаваемой в Санкт-Петербурге, статьи известного Мавриция де Паули, Учителя Гимнастики в Императорских Пажеском и Кадетских Корпусах.
Это сейчас имя автора ничего не говорит нам. Зная, что по ссылкам никто не лазит прилагаю краткую биографию этого человека:
"Паули, Густав Густавович де
— гимнаст, писатель, родился в Швеции, где прожил до конца 1820-х г. Здесь в 1823 году он получил от Шведского Общества распространения плавания звание и диплом магистра этого искусства. В 1830 г. Паули с высочайшего соизволения открыл в Гельсингфорсе гимнастическое заведение, которое существовало еще в 1834 г., когда он уже переселился в Россию, будучи приглашен нашим правительством для приготовления в армию монитеров, т. е. помощников учителей гимнастики;
профессор Паули обучал их преимущественно практически, уже обладая в это время большим опытом.
В 1834—1839 гг. он был на казенной русской службе, имел звание учителя анатомии и математики и состоял преподавателем гимнастики во всех кадетских корпусах (напр., в Пажеском, 1-м и 2-м), в Императорской гвардии и учителем калистинии в некоторых казенных женских институтах.
В 1834 году Паули основал в Петербурге (на Неве, близ Летнего сада) первое заведение для обучения плаванию по своей системе, которая принята была в 20 казенных заведениях и заслужила одобрение Общества русских врачей и Общества немецких врачей в Петербурге; одновременно с этим он основал и гимнастический институт, который помещался в Большой Миллионной улице.
"Этот отличный и просвещенный гимнаст", говорилось про Паули в 1838 г. в "Энциклопедическом Лексиконе" Плюшара, "посредством упражнений довел свое тело до удивительной степени ловкости и силы: он подымает с земли 14 пудов весу".
С 1841 г. Паули уже не значится в Адрес-календарях.

Г. Г. Паули издал следующие руководства по предмету своих специальностей:
1) "Краткий обзор некоторых частей гимнастики и калистинии для девиц". СПб., 1834 г.;
2) "Руководство к плаванию, с показанием пользы этого искусства в войне". С литографированными рис. СПб., 1838 г.;
3) "Зимние забавы и искусство бега на коньках, с фигурами". 4 части с 9 таблицами. СПб., 1838 г.
4) "Рассуждение об употреблении средств врачебной гимнастики, приспособленных к лечению известного рода болезней". СПб., 1838 г.
Кроме того, в XVI томе "Энциклопедического Лексикона" Плюшара (СПб., 1839 г.) он поместил несколько статей, напр.: "Deltoides" (плечевые мускулы), "Динамометр" и др.

Сочинения Паули; "Адрес-календари" 1838 и 1839 гг.;
"Энциклопедический Лексикон" Плюшара, т. XIV. СПб., 1838 г., стр. 232;
статья "Гимнастнка" А. Липского — в "Энциклопедическом Словаре" Брокгауза (т.VIII, стр. 710—711);
Карточный каталог Императорской Публичной Библиотеки.".

Биографическая справка, конечно же не полная. Фигурант представляет значительный интерес. Фотография фигуранта в интернетах не значится. Другими словами личность профессора представляет значительный интерес, но в рамках нашего собственного исследования Гимнастики Старой школы, мы ещё подумаем, останавливаться на таких вопросах или нет.

Но возвращается к опубликованному в газете сочинению о Гимнастике. Труд сей примечателен тем, что он послужил затравкой по теме, после которой в 1834 году в России, в Санкт-Петербрге, в переводе вышла книга "Гимнастика для юношества или основные правила различныхъ упражнений, служащихъ къ укреплению тъла, къ поддержанию здоровья и къ образованию добраго темперамента», которая была отпечатана в Типографии Штаба Отдельного Корпуса Внутренней Стражи.
К книге и разбору её мы с неуклонной поступью придём.

"О Гимнастике.

Сочинение Мавриция де Паули, Учителя Гимнастики в Императорских Пажеском и Кадетских Корпусах.

Умственное и нравственное воспитание юношества сделало в наше время великие успехи, и продолжает оные делать ежедневно посредством посвящаемых на то заведений; часто науки образуют душу юноши в такой степени, что мнения и поступки его становятся зрелыми до срока возмужалости и старости. Гораздо позже того учебные заведения занялись воспитанием физическим, и только тогда, когда когда непосредственное усоврешенствование умственного воспитания дало нам почувствовать недостаток первого. Таким образом опыт доказал нам необходимость совокупить сии отрасли воспитания, дабы с успехом произвести удовлетворительное целое. Воспитание души есть есть без сомнения первое и необходимейшее для жизни человеческой; но успехи оного становятся тем ограниченнее, что воспитание физическое с ним не соединяется: ибо тогда тело неспособно бывает выполнить то, что повелевает душа. Посему-то цель воспитания не может быть вполне достигнута при исключении которой либо из сих отраслей, и одна из них должна страдать от отсутствия другой, когда обе они взаимно не совокупляются.
Знаменитый Гутсмутс пишет о сем предмете следующее: «Родитель! Сын твой ничего не получит от тебя в наследство, и во всяком случае, ты можешь дать ему только посредственное воспитание; но дай ему тело здоровое, сильное и гибкое, и как скоро он почувствует крепость рук своих, то станет ли он возделывать землю или ковать железо, он благославит тебя и преисполнится радостным чувством своего здравия.
Добрый юноша! Я уважаю тебя, когда ты предпочитаешь Гомера приторным романам, когда ты возносишься в высшие области Математики, когда говоришь на пяти разных языках, но уважаю тебя в пять раз более, когда ты не промениваешь на то столь же бесполезно, как и безрассудно, твоей силы и здоровья, когда ты в состоянии выдержать опыт силы телесной, и когда ты стараешься поставить себя по образцу тех людей, которые, может быть, нигде не созревали до такой степени, как в Греции, в цветущие времена оной. Только тогда ты можешь сказать: я человек!".
Что же есть, в собственном смысле, физическое воспитание, если не труд телесной силы к выполнению того, что душа желает? Средства к достижению сего состояли, в древние времена, из разных упражнений, производившихся для сообщения телу человеческому силы, которая увеличивала бы власть души. Сии упражнения существуют ещё и теперь, в разных видах и соответственно разным обычиям и целям; но они облагороживаются и совершенствуются, как и самая образованность нашего времени. Гимнастика есть и ныне то же, чем она была прежде, т.е. развитие сил телесных: таков источник фехтования, верховой езды, плавания, танцевания, упражнений эквилибрических и т.п. — Если рассмотрим каждую их сих отраслей отдельно, то настоящая Гимнастика ещё остаётся за нами, т.е. Упражнения общие, предающие телу силу и гибкость, способствующая телесным предприятиям людей в обществе. Как сии упражнения обратили ныне на себя внимание публики и со дня на день более распространяются между юношеством нашего отечества, то непростительно было бы не сообщить некоторых советов к сведению касательно Гимнастики тем, кто незнакомы ещё с сим предметом, дабы они получили точное понятие об относительной важности и цели сего Искусства, и могли рководствовать внимание тех, кто уже ею занимается. Опытность, приобретённая нами в Гимнастике, даёт нам некоторое право предложить здесь наши размышления.
Чтобы описать Гимнастику во всём её пространстве, с её началом и изменениями, особенно же, чтобы изложить её применение, её влияние на разные телесные действия, или её отношение и то, что она имеет общего с Терапевтикой, Гигиеной и пр.,- можно было бы наполнить многие томы: посему это краткое извлечение может сообщить только лёгкое понятие о сем предмете. Итак мы отложим в сторону практическую часть оного, равно как и все правила анатомические о применении Гимнастики, и ограничимся описанием самой употребительной части сего Искусства.
«Гимнастика (говорит один Писатель) придаёт здоровому телу стройность и гибкость. Весьма достойны порицания те, которые о телесных упражнениях не стыдятся развивать превратных и вредных для всего человеческого рода мыслей (*)».
«Чем слабее тело, тем более оно властвует; чем сильнее, тем лучше повинуется. Надобно, чтобы тело было крепко, дабы могло повиноваться душе: хороший служитель должен быть силён» Ж.Ж.Руссо (**).
Поговорив о Гимнастике древней и общей, нам остаётся отвечать на следующие вопросы , дабы выполнить принятую на себя обязанность.
Что есть Гимнастика и в чём состоит она?
Гимнастика есть Искусство, преподающее правила к распределению разных телесных упражнений, дабы через то придать телу больше силы, ловкости и проворства, укрепить здоровье и даже восстановить оное, словом развить наши физические способности. Она также состоит в подведённых под правила упражнениях, применяемых к разным частям человеческого тела, непосредственно либо посредственно. Гимнастика бывает даже действительная или страдательная: в первом случае действуют само тело, единое с волей душевной; во втором, силы посторонние действуют на тело человеческое.
Цель гимнастических упражнений есть не только та, чтобы приводить в движение и совершенствовать члены тела, но и та, чтобы заставить действовать систему мускулов соответственно сложению каждого человека. Гимнастика доставляет также средством к увеличению чувствительности или резкости ваших чувств. Но как было бы долго и трудно разъяснять сей предмет, а применение оного редко отличаются и приносят мало пользы, то мы и не намерены на нём останавливаться.
Если мы станем рассматривать Гимнастику с сих разных точек зрения, то можем разделить её на четыре главные отрасли, заключающие в себе существенную разность и в практике и в теории:
1-я. Гимнастика Врачебная, занимающаяся исцелением больных или увечных и лечением от хронических болезней.
2-я. Гимнастика движений, преподающая постепенные правила движения способных придать или возвратить членам тела человеческого гибкость, проворство и силу, до каковых они могут достигнуть, но которые не утратили от слишком долгого перерыва.
3-я. Особенная Гимнастика для женского пола, применимая к слабости и нежности его сложения.
4-я. Гимнастика для юношества, является средством которой стараются сообщить телу всё необходимое для него развитие, дабы оно могло выполнять возлежащие на нём обязанности.

(Продолжениiе впередъ.)"

Источник:
«Северная Пчела», 1833
№ 041 (22 февраля)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(*)
«Gimnastica in corpore sano bonum habitum generare conatur. Magnopere coarguendi sunt qui de corporibus exercendis pravas ornnino atque humano generi noxias sententias disseminare non erubuerunt» Mercurialis.
-Сей знаменитый Итальянский врач 16 века, Иероним Меркуриалис, написал весьма учёную книгу о Гимнастике (De arte gymnastica), изданную в Вененеции 1587 г.

(**).
«Plus le corps est faibie, plus il commande; plus il est fri, plus il obeit; il faut que le corps ait de la vigueur pour obeir a lame: un bon serviteur doit etre robuste» J.J.Rousseau.

Вложение: 4981503_severnaya_pchela_1833__041__22_fev.pdf

Рубрики:  из "истории" северных территорий
Коллегия «°33»
гимнастика Старой школы
О системах гимнастики Старой школы - шведской (рациональная или шведская гимнастика и врачебная гимнастика), датской, германской гимнастике турнен, Krankengymnastik, Gymnastik, Heilgymnastik, Naturgymnastik, Atemgymnastik, Sportgymnastik, Ausdruckstanz,французской "естественной гимнастики", системах Золотого века Физической культуры и прочем связанным с физическими и оздоровительными практиками прошлых веков.
http://www.moscowindianclubs.ru/


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку