В след за книгой «Песнь о моей Мурке»* взялся за ёё продолжение – «На Молдованке музыка играет»** от Александра Сидорова.
Сделал вывод, что эта книга значительнее слабее первой, особенно в последней её трети, где автор ссылается на весьма недостоверные сведения в большей части ссылаясь на весьма и весьма субъективные материалы «исследователей» традиционных «боевых искусств», которые легли в основу хулиганской системы боя. Автор сам называет исследования в этой области достаточно спорными, но тем не менее ссылается на них.
Одно дело источники прошлого, другое т.н. «исследования» современных авторов боевых систем, которые «исследованиями» можно называть с большой натяжкой и «труды» которых можно смело пропускать мимо.
В целом же книга насыщена большим количеством информации о той или иной уголовной песне и истории их возникновения и дальнейшего развития во времени и по территориям.
Из библиографии в конце книги видно, что автором проработано большое количество информации. Все источники исключительно на русском языке.
В главе «Российские апачи» *автор, касаясь вопроса российских и французских «апачей» не упоминает откуда и как пошёл термин просто указывая НАТО, что на территорию Российской империи он перекочевал из Франции, существовал наравне с термином «хулиганы» (с английскими корнями) а в последствии окончательно был вытиснут и замещен последним.
Видно, вопрос не проработан, как и вопрос с истоками аргентинского танго в предыдущей книге*. Правильный источник, правильная информация и полное отсутствие вывода, хотя он напрашивается сам собой и имеет прямое отношение к рассматриваемой автором теме. Вывод не делается, так как его трудно сделать основываясь на отечественных источниках информации и исследований по зарубежному криминальному миру.
К примеру, Денис Черевичник даёт следующее объяснение:
«...Танец апашей смимволизировал максимальное унижение проститутки сутенёром и демонстрировал его доминирование. Среди основных па было таскание протитутки за воллосы по полу, швыряние на пол и выкидывание в дверь или окно».
Думаю, что Денис в конце-концов порадует нас всех той книгой, которую мы так долго ждём :-))
В процессе изложения материала автор неоднократно ссылается на труд Александра Чижевского «У вопросу о природе хулиганства» от 1927 года***. Работа эта очень интересна и всем своим камрадам настоятельно рекомендую ознакомление с этим серьёзным трудом не потерявшим своей актуальности и в наше время.
На подходе же третья книга этого цикла «Я помню тот Ванинский порт», которая также будет приобретена в личную библиотеку. С учётом того, что тиражи не крупные интересующимся темой советую не откладывать на завтра вопрос с их приобретением.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ссылки:
*
«…Эпизод этот имел место13 ноября 1913 года в дни захватившей Петербург привезённой из Парижа тангофилии: все разучивали новый танец, моральные качества которого бурно обсуждались обществом и который был окружён ореолом сексуальной смутительности… Вот рассказ москвича, которому 6 лет было в 1913 году: «недалеко от нас…помещалось варьете «Аквариум». Родители там были, отец потом рассказывал знакомым, что они «видели настоящее аргентинское танго». Мать меня сразу же выставила за двери – танго считалось настолько неприличным танцем, что при детях нельзя было о нём говорить».
«Песнь о моей Мурке», А.Сидоров
Москва, ПРОЗАИК, 2010
Стр.191
**
«На Молдаванке Музыка играет» А.Сидоров
Москва, ПРОЗАИК, 2012
Стр.291
***
Вложение: 4010578_k_voprosu_o_prirode_huliganstva.doc