27 июля 1936 года в Риге родился Марис Лиепа
- артист Большого театра и всемирно признанный танцовщик.
В 17 лет он написал в своем дневнике: «Я буду танцевать
принца Зигфрида в «Лебедином озере». Через 30 лет в его
заметках появятся такие строки: «…Убиваю себя в надежде
на прекрасную легкую смерть во сне».
«Спартак», адажио. Майя Плисецкая и Марис Лиепа. 1971
Между этими фразами уместилась блистательная и
трагическая жизнь народного артиста СССР, солиста
Большого театра Мариса Лиепы.
В отличие от многих танцовщиков, которые грезили балетом
с юных лет, Марис Лиепа заниматься танцами не собирался
и о театре не мечтал. Мальчик рос очень болезненным и
хилым, часто попадал в больницы. Знакомые советовали
родителям отдать его в спортивную секцию или на футбол,
но отец решил отвести сына в балетный класс при
рижском хореографическом училище.
В 17 лет Марис поступил в училище в Москве. Потом он
вернулся на родину: ему позволили танцевать в филиале
ГАБТ, но в Большой не взяли, объяснив это национальной
политикой: Латвии тоже нужен был балет.
Тем не менее во второй половине 50-х Лиепа уже танцует
в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича
-Данченко, а в 1960-м поступает в труппу Большого театра.
Карьера молодого солиста складывается успешно - он входит
в основной репертуар театра (балеты «Жизель», «Лебединое
озеро», «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Спартак» и др.),
его приглашают преподавать в Московское хореографическое
училище (он будет учить студентов до 1980 года), и даже с
балетмейстером Юрием Григоровичем он находит общий язык.
Перелом настал в конце 70-х - Лиепа раскритиковал уровень
хореографии в постановках Григоровича, тот обиделся и
практически изгнал солиста из театра. Артист начал сниматься
в кино, благо опыт был, ставил спектакли в театрах Советского
Союза, но все пытался найти дело по своим возможностям.
Когда-то танцовщик Марис Лиепа имел в своей жизни почти
все: всемирную славу, богатство, любовь... По нему сходили
с ума женщины, ему завидовали мужчины. За границей
аристократы и миллионеры предлагали в подарок замки и
даже острова, а в Советском Союзе ему покровительствовали
высшие партийные чиновники.
В него были влюблены дочка генерального секретаря Галина
Брежнева и прима-балерина Большого театра Майя Плисецкая.
Однако все, что Марис Лиепа хотел от жизни, - это танцевать.
Поэтому, когда в 1982 году его вынудили уйти из Большого,
он почувствовал, что умирает. Нет, его сердце продолжало
биться еще несколько лет, но к той жизни, о которой он
мечтал, это уже не имело никакого отношения.
Смотрите фильм телеканала «История»
«Взлеты и падения Мариса Лиепы»
Лиепа был не только прекрасным танцовщиком, но и очень
красивым мужчиной. Его внешность, безупречный стиль и
манера общения буквально сводили с ума неискушённых
советских женщин.
Он одним из первых мужчин в СССР стал носить длинную шубу.
А свои многочисленные костюмы заказывал у самого Пьера Кардена.
Даже носки выдавали в Марисе европейца - дорогие, в шотландскую
клетку. Как устоять перед таким модником?
Впервые танцовщик связал себя узами брака с легендарной
Плисецкой. Но ни артист, ни сама Майя Михайловна никогда
не комментировали этот союз, который, по слухам,
продлился всего несколько месяцев.
Возможно, брак был заключён не в порыве высоких чувств,
а потому, что Мариса не выпускали на гастроли с Большим
театром за границу. Однако, когда журналисты пытались
расспросить Мариса на эту тему, он всегда отвечал одно и то
же: «Узнавайте подробности, когда нас уже не будет на свете».
Второй супругой Лиепы стала актриса Маргарита Жигунова.
Они познакомились, благодаря съёмкам фильма «Илзе», которые
проходили в Риге. У супругов родилось двое детей. Их назвали
именами героев картины: сына - Андрис, дочь - Илзе.
Марис и Маргарита были невероятно красивой парой.
Это о них лондонские газеты писали в своё время: «Приехала
русская Мэрилин Монро и знаменитый танцовщик». Однако в
семейной жизни супругов было не всё гладко.
В 1980 году они развелись, и танцовщик связал себя узами
брака с коллегой по цеху Ниной Семизоровой. Более того,
в тот момент у Лиепы уже подрастала ещё одна дочь -
Мария - от гражданского брака с художником по
костюмам Евгенией Шульц.
Встреча с Шульц состоялась в стенах любимого театра и с
первых минут переросла в крепкую дружбу. Долгих восемь
лет ни о какой близости не было и речи, но, когда дружба
переросла в нечто большое, влюблённые тщательно
скрывали свой роман и, тем более, рождение ребёнка.
Несмотря на то, что Лиепа и Семизорова развелись в 1985 году,
Марис так и не женился в четвёртый раз. Хотя в конце жизни
артиста пара стала жить вместе и, по признаниям самой
Евгении Шульц, хотела зарегистрировать отношения,
но так и не успела.
«Легенда о любви». Майя Плисецкая и Марис Лиепа. 1965 год
Визитной карточкой артиста называют партию Красса в
балете «Спартак». Первоначально Юрий Григорович видел
Лиепу в роли самого Спартака, но буквально после первой
репетиции поменял решение, открыв миру
неподражаемого Красса - Лиепу.
В это время подросли дети Мариса - Илзе и Андрис, которые
оба пошли по стопам отца. Если сыну ещё давали сольные
партии, то дочь оказалась даже не в кордебалете, а в мимансе
(массовые сцены в оперных и балетных постановках).
Говорили, слишком много Лиеп. Когда Марис решил исправить
несправедливость, ему предложили уйти, дать дорогу молодым.
Естественно, ради будущего дочери Марис Эдуардович написал
заявление «по собственному желанию». А потом его
распорядились не пускать в здание Большого.
Лиепу бесконечно угнетало, что, оказывается, «большой балет»
может обойтись и без него. Он стал глотать таблетки (часто
вместе с алкоголем) и мечтал умереть. Этого не выдержала
Семизорова, и только преданная Женя Шульц всегда была
рада видеть Мариса, которого считала небожителем.
Из ее квартиры, 26 марта 1989 года, на глазах 10-летней
Маши, Лиепу очередной раз забрала «скорая помощь».
Врачи до последнего боролись за жизнь 52-летнего артиста.
Потом один из докторов скажет, что остановившееся сердце
Лиепы было похоже на тряпочку.
После смерти танцовщика вновь возникли проблемы: было
неясно, разрешат ли поставить гроб с его телом в театре.
К счастью, всё удалось организовать, и огромное количество
людей пришло проститься с Марисом Лиепой именно в стенах
Большого театра, который он так сильно любил.
|
|
|