Про Брата. Храброво: Валерий Цветков, летописец аэропорта |
Перепечатано из http://skandinavia.livejournal.com/172403.html
Когда-то, в конце девяностых годов я поднялся на борт самолёта Ту-134А авиакомпании "Калининградавиа", для того, чтобы в первый раз в своей жизни отправиться в воздушное путешествие. Я уже не помню, куда летел тот самолёт, в Москву или Санкт-Петербург, но одно знаю точно: вряд ли я или кто-то ещё из пассажиров того рейса мог предположить что уже через несколько лет тесный маленький зальчик со старыми эмблемами "Аэрофлота", в котором мы ожидали выхода на посадку, советские самолёты и "советская" столовая с видом на перрон станут историей.
Прошли годы, я регулярно летаю из "Храброво", и потому точно знаю: наш аэропорт - не самый худший в стране. Более того: он меняется в лучшую сторону, пускай и не так быстро как это бы хотелось. Прямо сейчас здесь ведётся активное строительство, и, будем надеяться, глазам гостей Калининградской области скоро предстанет современный аэропорт.
В прошлую пятницу по приглашению руководства "Храброво" в компании фотографов и блогеров я впервые побывал в аэропорту не в качестве пассажира или встречающего. Программа блог-тура была крайне насыщена, спасибо за это PR-менеджеру аэропорта Юлии Мелентьевой. Были и самолёты, и вертолёты; мы своими глазами увидели перемещение багажа со стойки регистрации. Однако первый пост из серии #Храброво я хочу посвятить летописцу аэропорта Валерию Цветкову, знакомство с которым стало одним из наиболее ярких впечатлений блог-тура.
Как совершенно верно заметил Валерий Аркадьевич, сейчас, когда на территории аэропорта активно ведутся строительные работы, и старое уступает место новому, самое время обратиться к насыщенной событиями истории калининградской воздушной гавани.
Скрытые от глаз пассажиров стороны жизни аэропорта привлекали моё внимание с детства, с тех самых пор как я впервые прочитал замечательную книгу "Гавани воздушного океана", посвящённые ленинградскому аэропорту "Пулково". Всякий раз когда мне приходится путешествовать из Калининграда самолётом во время взлёта я с интересом разглядываю многочисленные постройки аэропорта "Храброво", ломая голову над предназначением того или иного объекта. Отныне я знаю, что четырёхэтажное здание, расположенное слева от аэровокзала, это ничто иное как штаб аэропорта.
В одном из многочисленных кабинетов типового советского здания нас ждал храбровский "Нестор" - Валерий Цветков, инженер-электроник по профессии, и историк по призванию.
- Я - просто работник предприятия и в то же время в душе я краевед. Когда-то, когда я начинал работать на старом аэродроме, меня начала увлекать довоенная история, затем и серьёзно ей заинтересовался, - говорит участникам блог-тура Валерий Аркадьевич.
На столе перед Цветковым лежит большой фотоальбом. Это его коллекция исторических снимков. Само собой, фанаты авиации из числа участников блог-тура не могут не заснять часть фотографий.
Кстати, об участниках блог-тура: помимо калининградских блогеров (ваш покорный слуга, Андрей Румянцев blacktroll и Алексей Певнев
ren_ar) в гости к калининградским авиаторам приехали жители обеих столиц: знакомая мне по блог-туру в Нарьян-Мар девушка-споттер Юлия Лорис
relax_action, PR-менеджер компании "Aviasales.ru" Янис Дзенис и некто Илья Шатилин.
Как видите нас было немного, но все равно в кабинете Валерия Цветкова, было тесновато, что, впрочем, не мешало разглядыванию украшающих его артефактов, таких как эти старинные (возможно - немецкие?) часы.
Для всех участников блог-тура Валерий Аркадьевич приготовил подарки: памятный значок, посвящённый пятидесятилетию калининградского авиапредприятия и собственноручно написанную книгу "Полёт из Кёнигсберга в Калининград". Я сам - историк по образованию, и читал много разной краеведческой литературы, и потому с полной ответственностью заявляю: книга Цветкова заслуживает отличной оценки.
Я попросил Валерия Цветкова подписать книжку, а чуть позже калининградские блогеры сделали общий снимок с историком аэропорта "Храброво".
Групповому снимку предшествовала замечательная экскурсия по историческим местам аэропорта.
В микроавтобусе Валерий Цветков не скрывал своей гордости за родной аэропорт, являющийся одним из старейших аэропортов Европы. Военный аэродром для нужд Люфтваффе начали строить в тридцатые годы XXвека, однако аэродром "Девау" (Devau), преемником которого является "Храброво" ведёт свою историю с 1919 года. В 1922 году именно на "Девау" была открыта соместная советско-германская авиалиния "Кёнигсберг-Москва" - самая протяжённая на тот момент авиалиния Европы.
- Наш город стоит у истоков становления гражданской авиации в России, - гордо говорит Цветков, замечая: сейчас до Москвы из Калининграда можно добраться за полтора часа, а тогда полёт до Москвы занимал девять часов лётного времени. Первые полёты обществом "Дерулюфт" (DERULUFT) совершались на монопланах FokkerF.III (на фото).
FokkerFIII скоро сменили DornierMerkur, затем авиапарк "Дерулюфта" пополнили самолёты RorhbarhRolandII,JunkersF13 и Ju52, советские АНТ-9
- «Дерулюфт», вообще-то – это детище политики, говорит краевед, добавляя: - Но, тем не менее, это было одно из первых в мире устойчивых авиационных обществ, лучшее по надёжности и регулярности полётов. "Дерулюфт" действовал пятнадцать лет и был самым успешным советско-германским проектом. В книге Цветкова, к слову, приводится интересный факт: своему полёту "Дерулюфтом" в Кёнигсберг поэт Владимир Маяковский посвятил стихотворение "Москва-Кёнигсберг".
Валерий Аркадьевич показывает интересную фотографию: в 1993 году в Калининград прилетал JunkersJu52
Что касается аэропорта "Храброво", то при немцах аэродром назывался "Повунден" (Powunden). Отсюда в 1941 году вылетали германские военные самолёты для того, чтобы бомбить Киев и другие советские города. О тех временах в современном "Храброво" напоминают старое стрельбище для лётчиков Люфтваффе и бетонное покрытие, ведущие к площадке, на котором стоит старый Ту-134А. На этом месте когда-то стоял большой ангар, соединённый рулёжной дорожкой с тиром.
Валерий Аркадьевич ведёт нас по бетонной дорожке к прямоугольной площадке. Когда-то здесь стоял ангар для одного самолёта. Помимо бомбардировщиков на "Повундене" базировались самолёты-разведчики.
- Вот – рельсы, по которым ходили ворота, - показывает краевед на торчащий из земли кусок металла. - А вот фундамент, точнее то, что от него сохранилось.
В конце войны здесь базировались самолёты легендарного французского авиаполка"Нормандия-Неман", а затем до 1962 года он оказался в единоличном распоряжении военных. "Девау", напротив, и после 1945 года продолжал выполнять функции воздушных ворот Кёнигсберга, а затем и Калининграда.
-В этом году у нас двойной праздник – не только семидесятилетие Победы, но и семидесятилетие нашего аэропорта, - говорит Цветков.
Аэродром серьёзно пострадал в ходе боевых действий, к примеру от одного из здания остался только фрагмент, который впоследствии был превращён в ворота, ведущие на аэродром (смотрите снимок снизу слева).
В конце сороковых - начале пятидесятых годов в Калининградском аэропорту несли службу от тридцати до пятидесяти человек. В течение первых пяти лет аэропорт использовался преимущественно для нужд советской военной администрации в Германии. Полёты начинались на военно-транспортных самолётах "Ли-2", один из которых сейчас находится на территории аэропорта "Храброво".
Замечу, что когда мы проводили блог-тур в Балтийский федеральный университет им. И.Канта, и блогеры фотографировали располагавшийся тогда в "Храброво" авиатренажёр, этот "ветеран" не мог не привлечь моего внимания. И вот теперь, полтора года спустя, у меня наконец появилась возможность вблизи посмотреть на старый "Ли-2", за что я благодарен пресс-службе "Храброво".
- Ли-2 - это лицензионная копия американского DouglasDC-3, - объясняет блогерам и фотографам Валерий Цветков.
- Именно этот самолёт в войну не летал, он построен, если не ошибаюсь, в 1953 году, - добавляет краевед.
Эксплуатация Ли-2 в военном гарнизоне "Храброво" продолжалось до 1978 года после чего один из "старичков" получил последнее пристанище на постаменте в центре посёлка Храброво. Дальнейшая судьба самолёта сложилась печально: после того как некоторые соединения авиации Балтфлота перебазировались на другие аэродромы, Ли-2 остался без пригляда, чем не замедлили воспользоваться любители металла. Тогдашний генеральный директор калининградского аэропорта принял решение перевезти самолёт на территорию "Храброво" с целью восстановления.
Сейчас Ли-2 вроде бы заинтересовалась авиакомпания "S7 Airlines". Так или иначе, пока что самолёт представляет собой печальное зрелище.
Судя по многочисленной "наскальной живописи" внутри фюзеляжа, Ли-2 был одним из популярных мест встречи молодёжи посёлка Храброво.
Крылья самолёта, видимо, были отсоединены для удобства транспортировки, они хранятся отдельно.
Между тем настала пора вернуться к истории Калининградского аэропорта.
- После прекращения международных авиаперевозок в конце сороковых годов, аэропорт превратился в маленькую тихую авиагавань где базировалось лишь звено самолётов По-2, - говорит Валерий Цветков. Постепенно появилась новая техника - самолёты Як-12, Ил-14. Ан-2, возобновились пассажирские авиаперевозки. В 60-е годы калининградское авиапредприятие начало работу на морских судах.
- Калининградские вертолёты работали на китобойной базе "Юрий Долгорукий", плавбазе "Пионерск". Это была очень романтичная и в то же время тревожная работа, - рассказывает краевед.
В 1962 году, с началом реактивной эры, калининградским лётчикам потребовался аэродром с бетонной взлётно-посадочной полосой. Так начал свою работу пассажирский аэропорт "Храброво". Кстати, аэровокзал, который, правда, уже в сильно перестроенном виде, используется в настоящее время, был построен в 1979 году, а до этого пассажиры проходили регистрацию на рейс и ждали вылета в старом здании, до середины двухтысячных годов использовавшемся в качестве международного сектора аэропорта "Храброво".
Фотография, которую я предлагаю вам сравнить со снимком, сделанным в блог-туре, демонстрирует тот факт, что по своей планировке центральная часть аэровокзала осталась неизменной. Кстати, насколько я помню, регистрация на рейс осуществлялась здесь вплоть до двухтысячных годов.
Первым самолётом, совершавшим регулярные пассажирские рейсы из Храброво был Ан-10. По словам Валерия Аркадьевича, в 1972 году этот самолёт из-за конструктивных ошибок был снят к эксплуатации, а в качестве замены советские авиаторы стали использовать легендарный Ту-134, который вообще-то изначально планировался как лайнер для международных рейсов. Так или иначе, "сто тридцать четвёртый" стал самым массовым советским самолётом, и с 1975 по 2005 годы он активно эксплуатировался калининградским авиапредприятием.
Мы подходим к застывшему на площадке Ту-134А-Э, используемому ныне в качестве аварийно-спасательного тренажера.
- Ту-134 - самолёт замечательный! - говорит наш гид. Валерий Цветков говорит об этом с полным знанием дела, ведь ему в своё время доводилось летать на таком в составе экипажа бортинженером.
- Этот самолёт - уникальный. Он мог свершать посадку и взлёт при бовоковом ветре до 25 метров в секунду. Это, насколько я знаю, ни один самолёт делать не может. А за счёт чего? Видите как у него шасси разведены широко. Очень надёжная машина, - улыбается Цветков.
- Мне приходилось в испанской Жироне чуть ли не на одном двигателе садиться. Самолёт до сих пор находится в строю кое-где. Иногда и к нам прилетает. Конечно, он своё отжил из-за топливной неэффективности двигателей, - говорит Валерий Цветков.
Новый этап в истории "Храброво" начался в 1992 году с возобновлением международных полётов. Одно время Калининградскую область связывало прямое авиасообщение со Скандинавией.
В девяностые годы Калининградскому авиапредприятию пришлось нелегко. Акционирование, кризис, распад на четыре самостоятельных субъекта. В середине двухтысячных годов дело сдвинулось с мёртвой точки, однако не прошло и пяти лет, как компания оказалась банкротом. С 2009 года главным оператором, управляющим аэропортом является ЗАО "Аэропорт "Храброво", медленно, но верно превращающая "Храброво" в по-настоящему достойный аэропорт, куда не стыдно пригласить многочисленных болельщиков запланированного на 2018 года в Калининграде Чемпионата мира по футболу. И напоследок немного статистики: в 2014 году пассажиропоток увеличился на 11%, было обслужено 1,46 миллионов человек.
Сердечно благодарю Валерия Цветкова за экскурсию. В следующих постах из серии #Храброво мы с вам примем участие в настоящем авиаспоттинге, заглянем в багажный терминал и узнаем что делают в аэропорту "Храброво" вертолёты авиакомпании UtAir.
Рубрики: | Вообще |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |